Мученик лонгин сотник

Римский сотник и Христос

Был римский сотник очень важный воин,
И в подчиненье много слуг имел,
Но одного (который стар и болен) —
Особенно любил он и жалел.

О, верный тот слуга в жару и холод,
Служил ему уже немало лет —
Чинил доспехи, чистил щит и молот,
Ковал коня и приносил обед.

Сейчас же он в жестоком расслабленье
Лежал и смерти лишь себе просил,
А сотник изводился в измышленье:
«Что сделать бы?» и не хватало сил

Ему смотреть на адские страданья,
На тонких рук свисающую плеть,
На прерывающееся дыханье.
О, этих мук не мог он больше зреть!

Взыскало сердце выхода, спасенья,
И, не смиряяся с чужой бедой, —
Вдруг принял сотник верное решенье:
Пред ним лежал его слуга седой,

И он вскочил, забыв про важность чина,
Старейшин иудейских в помощь звать.
И этому была своя причина —
Про то отдельно нужно рассказать:

Для иудеев делал сотник много,
Не знал отказа — если кто просил,
Построена была им синагога,
Народ он этот искренно любил.

Был древний род ему особо дорог.
Он отличался: римлянин — жесток,
Они ж пасли овец и жали творог,
И занимались омовеньем ног.

Он знал давно старейшин иудейских,
И с ними рядом вырастил детей,
Что набрались наречий арамейских
И разных игр из яблочных костей.

Они давно Мессию ожидали.
И вот недавно появился Он.
Старейшины Его не признавали.
Но вспомнил сотник, как взошел на склон

Холмистый, где зеленые оливы,
С учениками, нищими, толпой,
Их странный Бог — и как Он терпеливо
Учил народ и звал их за Собой.

(Однажды сотник слушал эти речи,
Стыдливо притаившись за стеной,
В них были отзвуки Того Предтечи,
Что создал мир земной и неземной).

В тот день Он говорил про искушенья,
Про бесов злобных, слушал весь народ,
И сотник бедный мучился сомненьем
И тоже думал: Тот или не тот?

Он в бесов этих очень мало верил,
Воспитанный сознанием иным,
И мир вокруг земною меркой мерил,
А бесы так: обман, мираж и дым!

Но вот потом, когда уже склонилась
В своем закате алая заря,
Душа его очнулась, озарилась,
И понял он: А ведь не верят зря.

Тот говорил уже про покаянье,
Чтоб проповедь несли ученики
Через года, невзгоды, расстоянья —
Еще там было много про грехи,

И про неверье — «коль не будут слушать,
То с ваших ног вы отрясите прах».
Слова простые заползали в душу,
Хотя, что было в тех простых словах?

Все разошлись. Кто бросил взгляд надменный,
Кто плакал под зеленой кроной лип,
Кто лишь вздыхал. А сотник наш смиренный
К стене горячей словно бы прилип.

Забыл о том, что в мире происходит,
Но понял вдруг — без этого не жить.
Увидел, как Учитель их уходит,
И стало страшно. Захотелось пить.

Боялся даже и пошевелиться,
Чтоб не спугнулись вечные слова.
Они зерном упали. Что родится —
Тогда и сам он знал едва-едва.

Сейчас, сейчас про это вспомнил сотник,
Когда, взмывая воздух, пыль неслась
Из-под сандалий. Думал: «Только б Плотник
Тот не ушел». Заря уж занялась!

И добежав уже до синагоги,
Переходя для важности на шаг,
Увидел к счастью: омывают ноги!
Еще не там! Руками подал знак,

Чтоб подошли. (Старейшины с укором —
Порвал такого разговора нить,
Канву испортил как узора — спора),
Но — римлянин! Ему не объяснить!

Все ж подошли. С достоинством, почтеньем,
А сотник бросился, забыв про чин,
Опять с горячностию в поведенье
Им объяснять: «Слуга тут есть один —

И он сейчас в жестоком расслабленье,
На это мне смотреть нет сил,
Но коль Христос издаст ваш повеленье,
То знаю — мертвый встанет из могил!

Вы ведь про это сами говорили!
Пойдите же скорей, скорей к Нему —
Пусть приказанье Ангельской даст силе
Об исцеленье. Верю я Ему!

Ваш Бог из иудейского народа,
Быть может, Он не любит гордый Рим?
Вот вы — старейшина Его же рода,
Я ж — римлянин. Ну что я перед Ним?»

Старейшины пред сотником стояли
В недоуменье. Но, увидев взгляд…
(Все ж — римлянин!) Если не побежали,
То явно не стремились и назад …

Они пошли. Иисус в толпе огромной
Увидел пейсы и узнал Свой род —
Жестоковыйный, часто вероломный,
Что Он на этот раз Ему несет?

Вот подошли. И в ноги поклонились.
Народ молчал. Что значит тот поклон?
И в голове законы проносились:
«Коль поклонилися — не Бог ли Он?»

«Тебе поклон мы принесли смиренный
Не от себя — его велел принесть
Один наш друг. Он — римлянин почтенный
Из-за него мы оказались здесь.

Построил сотник этот синагогу
И очень любит древний наш народ.
Тебе просил он передать, как Богу,
Что помощи Твоей немедля ждет:

Его слуга в жестоком расслабленье,
На муки те смотреть уж нету сил.
Как скажешь Ты? Передадим решенье».
Иисус встает. Он все давно решил.

Они идут все молча по дороге,
За ними шлейфом тянется толпа.
Прошли мечеть, и мимо синагоги,
И далее тропинка уж пошла,

И вдруг бежит Ему навстречу сотник:
«Мой Бог! Зачем Себя так утруждать!
Начальник Ты, а не обычный Плотник.
Ты приказанье Ангелам мог дать.

Имею тоже слуг я в подчиненье.
Скажу — бегут — лишь только брошу взгляд.
Скажи лишь слово — будет исцеленье,
И я спокойно возвращусь назад!»

Остолбенев, толпа как онемела.
Иисус в упор на сотника глядел —
«Так вот в тебе какая вера зрела …
Я и в Израиле ее не разглядел!

Все будет! Исцелится твой печальник —
Не беспокойся! Я уже сказал!
Иди домой: Да, небу Я начальник
И Ангелам уже Я приказал!»

Иисус остался, а толпа и сотник
Скорей, скорее к дому понеслись:
«Вдруг обманул тот иудейский плотник!»
(До Иисуса крики донеслись).

Бежали быстро, а открыв ворота,
Застыли в изумлении столбом:
Под виноградником, под сенью свода
Слуга уже работал топором!

Он бросил все и радостно заплакал:
«Со мною чудо вдруг произошло!
Я умирал, меня уж среди мрака
Небесных Ангелов коснулося крыло,

Душа моя во мне перевернулась,
Я словно Божье Слово услыхал,
И жизнь моя тогда ко мне вернулась,
И пленный дух из мертвых уз восстал!»

Он замолчал, и в тишине, не смея
Уже ни слова больше произнесть,
Стояли сотник, старцы. Иудея
Услышала ту Неземную весть.

Post Views: 206

Традиции и обряды на Лонгин Сотник

Главные традиции 29 октября — умывание холодной водой и пропитка солнечным теплом зимней одежды.

— На Руси считали что ворота – это самое опасное место, поскольку здесь стоит нечистая сила. Наши предки верили, что Лонгин стоит между добрым и злым миром, охраняет людей. Именно по этой причине часто размещали над воротами образ заступника, венчальную или сретенскую свечу. Оберегом также мог стать какой-либо острый или металлический предмет (например, зубья бороны, коса и т.д.). Могли также втыкать в щели или сажать в землю колючие растения (боярышник, терновник, ежевику, можжевельник).

— Благодаря церковному преданию, святой Лонгин считался исцелителем глазных болезней. В этот день ему молились все, у кого были какие-либо проблемы со зрением. Традиционно в этот день все умывались холодной водой (из колодца или ключа). Особенно старались умыть детей, считая, что это поможет зрению. Некоторые, особо верующие, для улучшения остроты зрения принуждали детей смотреть на воду несколько часов подряд.

— В этот день наши предки старались уловить каждый лучик осеннего солнышка. Солнечный свет на Лонгина по поверьям обладал исключительно целительными свойствами. Поговаривали, что «солнечный свет хоть и недолог, но целебен, добр и дорог». На Руси верили в то, что солнце в этот день может изгнать из людей и вещей всяческие хвори да болезни. Поэтому на осенний морозец под солнечные лучи выносилась вся зимняя одежда, свежесотканные холсты льна, которые предполагалось пустить в зиму на пошив и постельное белье.

— Все это развешивалось по плетням, а детям наказывалось следить за тем, чтобы внезапно не пошел дождь и не намочил одежду. На солнечный свет выбирались в этот день старики, немощные и больные люди. Считалось, что чем больше они погреются в лучах солнышка, тем больше у них шансов подобру-поздорову пережить зимнюю темень да стужу.

Приметы и поговорки на Лонгин Сотник

Если на Лонгина Сотника дует северный ветер – быть хорошей погоде еще несколько дней. Если 29 октября начнет лить дождь, то недолго осталось и до зимы. Если в этот день солнце скрывается в облаках, словно его покрыл туман, то будет ненастье. Если на ночном небе звезды и луна будут тусклыми и мутными, то не за горами дождь и снег.

Перелетные птицы только сейчас собираются в теплые края – зима, скорее всего, будет достаточно теплой и без сильных морозов. Если листья с деревьев слабо опадают, то морозов не жди. Если гусь в этот день поджимает одну лапу – ударит мороз. Куда ворона повернет клюв, оттуда ветер и подует. Если человек родился 29 октября, то его талисманом является агат. При заходе солнца небо чистое — к погожему дню на завтра. Над луной виден столб — к вёдру. Деревья заиндевели — к предстоящим морозам.

День в память мученика по имени Лонгин, полное имя которого – Гай Кассий Лонгин. Служивший в римских войсках сотник Лонгин был одним из стражей на месте казни Иисуса Христа, и, когда капли крови во время нее оросили глаза Лонгина, он чудесным образом был исцелен от мучавшей его долгие годы катаракты.

Так вначале он поверил в то, что Христос – сын Божий, а через три дня он и остальные воины присутствовали при воскрешении Спасителя. Лонгин и еще два стража из числа свидетелей воскрешения Христа направились проповедовать в Каппадокию, но вскоре были схвачены по приказу Понтия Пилата и обезглавлены.

Случилось так, что головы мучеников нашла и погребла, как подобает, ничего не видевшая женщина – и она прозрела. Это чудо стало источником веры в помощь святого Лонгина тем, кто молится об излечении каких-либо болезней глаз.

Этим днем крестьяне собирали зимнюю одежду и вывешивали на воздухе: пусть проветрится, пусть прохватит ее легким морозцем да прогреет солнышком.

Верили сильно: мороз и солнечный свет могут прогнать болезни, и об уходящем тепле светила говорили так: «Солнечный свет хоть и не долог, а в этот день нам дорог».

Житие святого Лонгина Сотника

Гай Кассий уверовал в Христа еще в момент его распятия, когда сам прозрел. Так как игемон поставил охрану вокруг места распятия для предупреждения возможных беспорядков, то сотник находился рядом с местом событий на Голгофе все три дня до момента воскрешения Христа. В день воскрешения стража уснула и увидела лишь тот момент, когда камень в пещере на месте погребения Христа отодвинут, а тело отсутствует.

Лонгин Сотник поверил в истинного Бога и отверг предложения иудеев, которые хотели заплатить охране за лжесвидетельствование о том, что тело Христа не исчезло волшебным образом само собой, а якобы его унесли последователи. Лонгин Сотник отказался и после воскрешения Христа оставил службу, принял крещение и отправился с проповедями об истинной вере по стране. С ним пошли несколько подчиненных солдат, также уверовавших в Бога.

Благодаря сотнику христианство нашло более чем обширное распространение на территории родного города Кассия — в Каппадокии. Более всего негодовали первосвященники, которые боялись, что появился новый Мессия, который проповедует христианство и призывает отречься от ложной веры.

После чего, благодаря доносчикам Пилата, последним было принято решение об убийстве Лонгина и его последователей. Лонгин Сотник встретил посланный отряд убийц с радушием и просил исполнить свой долг, хотя солдатам было крайне неудобно и они отказались убивать безвинного человека. Более того, стражники предложили сотнику и его подвижникам бежать, но те ответили отказом, сказав, что готовы принять смерть за Христа.

Мученики были казнены путем усекновения головы, причем сами головы были отправлены Пилату в доказательство того, что казнь свершилась. Тот повелел выбросить головы в мусор. Похоронила их женщина, которой во сне было явление и Кассий, память которого чтят 29 октября (День памяти Лонгина Сотника) повелел придать усеченные головы земле. Сама женщина была слепой и головы нашла наощупь, после чего прозрела. Потому Лонгину принято молиться о сохранении зрения или о его восстановлении.

Сотник Лонгин и Копье Судьбы

29 октября Православная Церковь отмечает память сотника Лонгина – римского воина, ставшего свидетелем Воскресения Иисуса Христа и принявшего христианство. Как и почему римский центурион, верно служивший прокуратору Иудеи Понтию Пилату, вдруг принял христианство? Что известно о его жизни? И каково значение одного из величайших христианских артефактов, именуемого Копьем Судьбы? «Прихожанин» напоминает своим читателям некоторые известные моменты из жизни сотника Лонгина.

Икона, на которой представлен сотник Лонгин

Загадка имени

Начнем с того, что о римском воине, пронзившем своим копьем тело Иисуса Христа во время распятия, мы знаем очень и очень мало. В Святых Евангелиях ему посвящены лишь одна-две строчки, да и в этом случае его имя не называется. Чуть более подробно о нем можно узнать из некоторых источников, которые богословы относят к апокрифическим. В частности, о нем говорится в апокрифическом Евангелии от Никодима и в Евангелии от Петра, а также в житийных текстах, приписываемых ученику Григория Богослова проповеднику Исихию Иерусалимскому.

В христианских источниках этого воина (кстати, не простого солдата, а римского офицера – центуриона) называют сотник Лонгин. Но имя ли это? По одним данным, Лонгин было его прозвище – от латинского слова «longin», что значит «длинный». Мол, так римские солдаты называли этого центуриона за его высокий рост. По другой версии, его имя произошло от греческого слова «Лонхин», что означает «копье». И тогда получается, что в христианскую историю этот римский воин вошел под именем-символом – за свой единственный и символичный удар своего копья. Кроме того, в христианской литературе этого римского воина нередко называют Лонгин Каппадокийский, так как, раскаявшись и оставив военную службу, он ушел проповедовать христианство в Каппадокию, где принял мученическую смерть за веру.

Город Ланчано в Италии, где родился сотник Лонгин

О его жизни до того, как в составе своего легиона он оказался в Иерусалиме, мы практически ничего не знаем. Известно лишь, что этот римский солдат родился в маленьком местечке Ланчано. Сейчас этот городок входит в состав региона Абруццо в центральной части Италии. Будучи римским гражданином, он быстро сделал военную карьеру, дослужившись до звания центуриона. В римских легионах это считалось довольно высоким званием – под командованием центуриона в зависимости от типа легиона служило от 40 до 400 солдат. Можно предположить, что Понтий Пилат высоко ценил центуриона Лонгина, раз доверил ему организацию распятия Христа, когда в городе из-за этой казни вот-вот могли начаться волнения.

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра…»

Сотник Лонгин пронзает правый бок Иисуса Христа

Из четырех канонических текстов Нового Завета лишь в Евангелии от Иоанна описывается этот момент. «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: “кость Его да не сокрушится”. Также и в другом месте Писание говорит: “воззрят на Того, Которого пронзили”» (Ин. 19, 31–37).

Кстати, как повествует нам Церковное Предание, сотник Лонгин страдал глазной болезнью, предположительно, катарактой. И, когда воин пронзил своим копьем тело Христа, ему на глаза попали капли крови, пролившиеся из тела Господа. И вскоре болезнь оставила центуриона. Но сотник Лонгин прозрел не только в прямом, но и в переносном смысле: он осознал, какое страшное преступление совершили римляне, распяв на кресте Богочеловека.

Кстати, именно на этом осознании делают акцент другие евангелисты, рассказывая о распятии. И Марк, и Лука, и Матфей подчеркивают, что именно простой римский воин первым из стоявших подле креста признал Иисуса Сыном Божиим: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу. Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 37–39).

Картина смерти Христа невероятно сильно устрашила римских воинов, охранявших место казни. Еще недавно они насмехались над Иисусом, делили его одежду… И вдруг увидели, как в момент Его смерти «и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27, 51–52). И увидев всё это, римские воины не только устрашились, но и поняли, к чему оказались причастны. И осознав, раскаялись… Правда, не все – лишь трое: сам сотник Лонгин и два его солдата Исавр и Афродисий.

Думаю, что после проведения казни на Голголфе эти три римских солдата испытывали невероятные мучения совести. Да, формально они следовали своему воинскому долгу, выполняли приказ своего военачальника – Понтия Пилата. Но, думаю, уже в момент смерти Христа они поняли, что, возможно, им уже никогда не удастся замолить сей страшный грех, который они совершили собственными руками, – казнь Сына Божия.

Известно, что впоследствии раскаявшиеся Лонгин, Исавр и Афродисий крестились у апостолов Христа и, оставив службу, отправились проповедовать Святое Евангелие в Кесарию Каппадокийскую.

На страже Гроба Господня

То, что я описал выше, рассказывают различные апокрифические источники. Церковное Предание к этому повествованию добавляет, что на долю сотника Лонгина и его солдат выпало не только участвовать в распятии Иисуса, но позже охранять пещеру – гроб, где Христос был погребен, – и увидеть Его Воскресение. И что именно это последнее чудо сподвигло Лонгина и двух его товарищей принять христианство и оставить воинскую службу. Также Церковное Предание сообщает нам, что, став свидетелями Воскресения Христова, сотник Лонгин поведал об этом Понтию Пилату и другим людям в Иерусалиме. И что иудейские священники пытались подкупить солдат… И купили всех, кроме Лонгина, Исавра и Афродисия. И что даже сам Понтий Пилат уговаривал своего центуриона никому не говорить правду о казни и воскресении, но воин отказался выполнить приказ своего начальника. Так повествует нам Церковное Предание.

Воскресение Христа

Каких-то известных нам доказательств тому, что именно сотник Лонгин находился возле Гроба Господня в тот момент, когда произошло Воскресение, нет. Наоборот, есть много иных, прямо противоположных данных. К примеру, апостол Матфей в своем Евангелии прямо указывает на то, что римские солдаты вообще не охраняли Гроб Господень – и на просьбы первосвященников и фарисеев поставить стражу возле гроба и охранять ее три дня, «Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 65–66).

Правда, в ряде апокрифических текстов (в тех же апокрифах «Евангелие от Никодима» и в «Евангелии от Петра») говорится, что Понтий Пилат всё же отправил охранять Гроб Господень римских воинов. При этом упоминается, что командовал этими солдатами уже не центурион Лонгин, а центурион Петроний: «Пилат же дал им Петрония-центуриона, чтобы охранять гробницу. И с ними пошли старейшины и книжники к гробнице. И, прикатив большой камень, вместе с центурионом и воинами привалили к входу в гробницу. И, запечатав семью печатями, расположили палатку и стали стеречь» («Евангелие от Петра»).

Известно также, что, узнав от стражи о Воскресении Христа, иудейские священники страшно испугались и дали денег римским воинам, приказав им: «Скажите так: когда мы спали, ночью пришли ученики Иисуса и украли тело Его» («Евангелие о Никодима»). Римские воины так и поступили.

Но, повторюсь, с этой информацией несогласно Церковное Предание, которое повествует, что именно сотник Лонгин стоял на страже у гроба и видел Воскресение Сына Божия. А после не только поведал об этом Понтию Пилату, но и отказался от денег, которые сулили ему иудейские первосвященники, и всем рассказывал о том, что распятый Христос воскрес.

И тогда иудейские книжники и фарисеи пошли к Понтию Пилату жаловаться на его центуриона. И сотник Лонгин вместе с двумя своими солдатами Исавром и Афродисием, которые, как и он, были участниками распятия Христа, приняв христианство, отправились проповедовать Слово Божие в Каппадокию.

Турецкий город Кайсери, который когда-то был Кесарией Каппадокийской

«Я – Лонгин, которого вы ищете…»

К сожалению, отсутствует также какая-либо информация о том, как проповедовали Евангелие в Каппадокии бывшие римские легионеры Лонгин, Исавр и Афродисий. Известно лишь в общих чертах, что, поскольку бывший римский центурион и его солдаты рассказывали всем о том, как был распят и воскрес Христос, и клялись, что всё это произошло на их глазах, многие язычники, благодаря их свидетельству, обратились в христианство.

Известно также, что иудейские священники убедили Понтия Пилата в том, что необходимо навсегда заткнуть рот его бывшему подчиненному. И прокуратор Иудеи послал в Кесарию Каппадокийскую отряд с приказом убить Лонгина и доставить его голову.

Согласно Церковному Преданию, римские воины, посланные Пилатом, разыскали селение, где жил и проповедовал Лонгин. Тот встретил их на дороге, ввел в свой дом, накормил и расспросил, зачем посланцы Пилата прибыли сюда. Воины не скрывали, что по приказу прокуратора Иудеи они разыскивают бывшего римского центуриона и его друзей, чтобы казнить.

Тогда Лонгин послал за своими друзьями Исавром и Афродисием. И пока римские воины отдыхали, они посовещались и решили, что настало их время принять мученическую смерть за Христа. Бывшие римские легионеры, они не пытались ни бежать, ни прятаться, не сражаться – они помолились, переоделись в белые одежды и в таком виде предстали перед римскими воинами. «Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мнойвместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас… Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть». Святое Предание также рассказывает о том, что воины Пилата хотели даже отпустить святых, но те сами отказались и приняли мученическую смерть. Их отрубленные головы солдаты привезли Пилату, а тот приказал выбросить их на свалку, чтобы никто и никогда не смог бы им поклониться.

Смерть сотника Лонгина

Но Господь направил в Иерусалим слепую женщину – к ней во сне явился сотник Лонгин и поручил найти его голову на этой свалке. Слепая попросила привести ее на свалку и там подвести ее к самой большой куче мусора. А когда это было сделано, она разгребла руками мусор и нашла в ней голову бывшего римского центуриона. Слепая омыла ее и умастила маслами… и в тот же миг прозрела. Так рассказывается в Святом Предании.

Мощи мученика

Считается, что мощи святого мученика Лонгина дважды были утеряны и дважды обретены. И ныне они покоятся в церкви Святого Августина в Риме – это первая церковь, построенная в эпоху Возрождения в 1481 году.

Церковь святого Августина, где покоятся мощи святого мученика Лонгина

В другом итальянском городе – Бари – в базилике Святителя Николая хранится десница воина Лонгина.

Базилика Святителя Николая в г. Бари, Италия Десница сотника Лонгина
хранится в базилике Святителя Николая в Бари

Следует упомянуть, что христианская Церковь – и Православная, и Католическая – высоко чтит память этого римского воина. В знаменитом соборе Святого Петра в Ватикане на галерее стоит грандиозная статуя, изображающего центуриона Лонгина с копьем работы великого Бернини.

Статуя святого Лонгина работы Бернини в соборе Святого Петра в Ватикане

Копье Судьбы

Копье Лонгина, хотя и служило орудием казни, в то же время наравне с Животворящим Крестом считается одной из главных христианских реликвий. И это неудивительно – ведь на копье сохранились запекшиеся капли крови Христа. Но если история обретения Животворящего Креста святой царицей Еленой всем хорошо известна, то поиски копья Лонгина, или, как его иначе называют, Копья Судьбы, окутаны туманом. Мы доподлинно не знаем, дошло ли до нас настоящее копье, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа. Именно поэтому существует так много мифов и легенд, посвященных этому копью. Да и самих копий имеется не менее четырех.

Рисунок копья, хранящегося в Ватикане

Католическая Церковь истинным копьем Лонгина признает лишь то, которое находится в тайной сокровищнице Ватикана. Оно ни разу нигде не выставлялась, и в сети интернет нет его фотографий – лишь небольшой рисунок.

Копье, хранящееся в Вене

Второе копье хранится в Вене в сокровищнице Хофбургского замка. Этим копьем в разное время владели императоры Оттон I и Оттон III, Фридрих I Барбаросса и император Карл IV, Адольф Гитлер и американский генерал Паттон… Все они считали, что держат в своих руках копье Лонгина, дающее власть над всем миром… Но в 2003 году был проведен рентгеноспектральный анализ, показавший, что венское копье было изготовлено… в VII веке. Кроме того, оно было выковано, а не выплавлено, как копья римских солдат. Да и размер наконечника оказался несколько большим, чем те, которые использовали солдаты прокуратора Пилата.

Краковское копье

Еще одним претендентом на Копье Судьбы долгое время считался наконечник, с XIII века хранящийся в польском городе Кракове. Но не так давно ученые установили, что краковское копье является полной копией венского.

Копье, которое хранится в монастыре в Эчмиадзине в Армении

И наконец еще одно копье находится в Эчмиадзинском монастыре в Армении. Считается, что в Армению его привез апостол Фаддей, и оно долгое время хранилось в монастыре в Гегардаванке (кстати, само название «Гегардаванк» переводится как «Монастырь копья»). В XIII веке копье было перевезено из Гегардаванка в резиденцию Католикоса всех армян – Эчмиадзинский монастырь. И представители Армянской Церкви настаивают, что именно Эчмиадзинское копье является подлинным копьем, которым римский центурион Лонгин проткнул правый бок Иисуса Христа.

Но очень возможно, что загадка Копья Судьбы до сих пор не разгадана и подлинное копье римского центуриона Лонгина нам еще только предстоит обрести.

В любом случае в каждом храме, в каждой церкви есть свой символ копья Лонгина – это то копие, нож с треугольным лезвием, которое используется во время Литургии для вынимания на проскомидии частиц из просфор. И это копие, как Животворящий Крест и копье Лонгина, в духовном смысле символизирует одновременно орудие казни и путь к спасению, и, используемое в Таинстве Евхаристии, оно дарит верующим надежду на вечную жизнь.

Петр Селинов