Музей васа в стокгольме

В Стокгольме очень много разных музеев, но зачастую они все не интересные. Но есть и весьма популярные и известные музеи. Музей «Васа» одно из таких мест.

Это музей вокруг корабля. Васа — это боевой Шведский корабль, который спустили на воду летом 1628 года. Но поплавать корабль не успел и благополучно сразу же затонул в гавани Стокгольма. У Шведов были большие надежды на этот корабль, он должен был быть грозой всех морей, но вышло иначе. Они не могли такое простить и надо сказать выкрутились с достоинством.

В 1961 корабль подняли с дна морского и фактически выстроили вокруг него музей. И сегодня это один из самых посещаемых музеев Стокгольма.

Скажу сразу на сам корабль никто вас не пустит, так что придется осматривать его снаружи. Музей не маленький, в несколько этажей. Но честно говоря, смотреть не особо много чего, кроме самого корабля.

В экспозиции рассказано про сам корабль и его части. А также этнос и бытность Швеции тех времен.

1. В основном люди интересуются вырезанными из дерева скульптурами, которыми украшен корабль.

2. Их действительно много, ведь корабль должен был быть лицом всей нации

3. Самая красивая часть украшений находится на карме, они сохранились благодаря холодным водам Балтийского моря.

4. Уменьшенная копия корабля, таким он должно быть был при спуске на воду.

5. Даже нашли и подняли шлюпку с корабля.

6. Что происходит внутри не понять.

7. Носовая часть корабля тоже украшена скульптурами.

8. Самая большая из них это вот этот лев.

9. А вот и копия того самого льва.

10. Еще одна скульптура с носовой части.

11. Про эту скульптуру экскурсоводы любят рассказывать. Якобы она передает то, что Шведы хотели показать себя победителями, для этого викинг стоит на льве, а собака показывает покорность, которую надо выказывать этим викингам. Вот так все было продумано.

12. Не знаю как там жили люди, видимо было не очень комфортно.

13. Фок-мачта состояла из трех частей: нижняя мачта, марс-стеньга и брамс-стеньга; нижняя мачта, сосновый ствол длиной 25 метров. Полностью сохранилась.

14. Бушприт — Внутренняя часть бушприта оригинальная, но дополнена новой более светлой передней частью. Бушприт мог нести два паруса.

15. Отхожее место. Для большой команды «Васа» на гальюне было два отхожих места. При плохой погоде это место было опасным, поэтому все терпели 🙂

16. Шпиль на верхней палубе «Васа» применялся прежде всего, когда надо было поднять паруса фок-мачты. Вокруг шпиля могло ходить шестнадцать человек. На нижней батарейной палубе должен был стоять якорный шпиль того же типа.

17. Решетчатый настил. Деревянные решетки вдоль середины палубы пропускали воздух и свет внутрь корабля. Через них также поднимался дым от открытого огня в корабельном камбузе глубоко внизу в трюме корабля.

18. Верхняя палуба была рабочим местом в плавании и местом построения команды. Здесь стояли более легкие орудия и короткие крупнокалиберные штурмовые пушки.

19. Корма достигает высоты 14 метров над водой. Это давало преимущества при ближнем бое, но ухудшало устойчивость корабля и парусные качества. В высокой корме жил командный состав.

20. Вант. К бортам и корме мачты поддерживаются вантами (1). Между вантами проходят подножка, выбленки (2). Ванты растягиваются талрепами (3) и юферсами (4). Темные рюфелсы оригинальные, а светлые сделаны заново.

21. Марс. Кто готов взобраться по быстрому?

22. Бизань-мачта состояла из двух частей, нижней мачты и крюйс-стеньги. Ни та, ни другая не найдены.

23. Вот так выглядели сами Шведы, обсуждавшие трагедию.

П.С. Большая просьба поставить лайки, если вам понравилось. И не стесняйтесь добавляться в друзья.

Фрегат «Ваза». 333 года под водой


Как и обещал, сегодня будет рассказ о флагмане шведского королевского флота «Ваза». Стокгольм – единственное место в мире, где можно увидеть настоящий фрегат XVII в. Гигант длиной 69 метров, максимальной шириной 11,7 и высотой 52,5 м (до верха грот-мачты), он должен был стать главным кораблем шведского флота. Король Густав II Адольф, воевавший в Польше, с нетерпением ждал его прибытия. Но ждал он напрасно.
Корабль затонул в стокгольмской гавани 10 августа 1628 г. спустя несколько минут после начала своего первого плавания на глазах у ошеломленной публики, пройдя всего около 1300 метров от места отплытия.

По свидетельству капитана Сёфринга Ханссона, «Это был только небольшой порыв ветра, опрокинувший корабль. Корабль был слишком неустойчив, хотя весь балласт был на борту». В официальном донесении королю говорилось, что «корабль… повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошёл на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим».

По итогам расследования было установлено, что катастрофа была обусловлена просчетами в проектировании, в результате которых центр тяжести корабля оказался сильно завышен, что и обусловило его неустойчивость. Поскольку судостроитель Хенрик Хюббертссон, проектировавший корабль, к тому времени уже год как умер, а чертежи были утверждены самим королём, за гибель корабля никто не был наказан. Ровно 333 года фрегат лежал на дне бухты.

К счастью, балтийская вода недостаточно солёная, чтобы в ней водились морские древоточцы, поэтому корпус корабля, когда его подняли в 1961 г., оказался в более чем пристойном состоянии. Вот так он выглядит сейчас – в специально построенном для него «Музее Ваза». Носовая часть:

Кормовая часть:

Фрегат настолько огромен, что целиком его сфотографировать никак не удается. Поэтому об общем виде лучше судить по макету:

Я не особо силен в кораблестроении, но носовая часть показалась мне непропорционально заниженной и зауженной. С нее мы и начнем осмотр корабля.

Нос фрегата украшен шеренгой из 20 фигур римских императоров в воинском облачении,
а также гигантским (длиной свыше 3 м) львом, весьма детально проработанным от носа до хвоста.
Вообще тонкость проработки деревянных скульптур сильно впечатляет.
Изучение корпуса судна и отдельных его деталей, включая скульптуры, показало, что изначально они были раскрашены в яркие цвета. Вот так, например, выглядит оригинальная скульптура воина с мечом и ее «цветовая реконструкция»:
Под ногами верхнего ряда фигур – распластанные в пресмыкающемся состоянии усатые фигуры поляков. Именно с ними, как предполагалось, фрегат и должен был воевать…

Осмотрев нос корабля, прогуляемся по направлению к его корме мимо открытых пушечных портов.
На некоторых из них сохранились резные львиные морды.
Балкончик кормовой надстройки.
Аналогичный балкончик – вид с левого борта.
Корма фрегата высотой 19,3 м – это просто фейерверк резных украшений!
В цветовом выражении это должно было выглядеть как-то так:
Посмотрим на реконструкции резных композиций, размещенные стене музея. Ангелы держат герб с коронованным золотым снопом – символом королевской династии Ваза (в честь которой, собственно, и был назван фрегат).
Гротескного вида морды служат консолями, на которых стоят фигуры. Голова кросаффчега, пронизанного змеями, служит подставкой для статуи Геркулеса. Согласно пояснительной надписи, эта голова является аллегорией принципа «Memento mori».
Еще фигуры, исходный вид которых удалось установить за 12 лет исследований остатков красочного слоя.
На корабле в три ряда были размещены 64 пушки, вес которых (порядка 80 тонн), вероятно, сыграл не последнюю роль в опрокидывании корабля.
Большинство из них – как вещи полезные и дорогостоящие – были подняты в XVII-XVIII вв. с помощью водолазных колоколов. Примерно таких:
Зато бытовых вещей и предметов вооружения было обнаружено огромное количество. Среди них – нарды, найденные в вещах одного из офицеров,
и какие-то круглые штуки под названием ‘pitch-ring’ (судя по названию, они могли быть пропитаны дегтем и использоваться в качестве зажигательных снарядов).
На корабле имелись весьма вместительные шлюпки, однако ими так и не воспользовались.
Те, кто находились на верхней палубе, просто прыгали в воду. Остальным пришлось гораздо труднее. Адмирал Эрик Йёнсон, проверявший пушки на нижней палубе, «настолько нахлебался воды и был избит люками», что несколько дней лежал при смерти. Но ему ещё крупно повезло. Вместе с фрегатом ко дну пошло около полусотни человек. По останкам удалось восстановить внешность некоторых из них.
Пояснения к реконструкциям указывают, что лица погибших носят отпечаток трудной жизни и лишений, независимо от социального статуса и уровня достатка.
Любителям рассуждать на тему о превосходстве «нордической германской» расы над всякого рода «унтерменшами» полезно познакомиться с реконструкцией внешности вот этого персонажа, которого я сперва принял за старуху. Если верить пояснительной надписи, она страдала от недоедания в детстве (да и, похоже, всю оставшуюся жизнь тоже). Ей было около 25 лет :-о Кто-то из экипажа очень неудачно взял ее покататься…
Все они думали, что им предстоит весёлая прогулка. Она растянулась на 333 года…
В отличие от членов экипажа, фрегат свое плавание по времени продолжает. Он нуждается в постоянном контроле и обработке специальными растворами,
но в целом выглядит вполне неплохо. Будете в Стокгольме – посетите «Музей Ваза»! Билет на путешествие по времени стоит всего 100 крон…
UPD По итогам обсуждения поста выяснилось, что «фрегат» Ваза — это не совсем фрегат, а скорее боевой галеон. «Фрегатом» он называется в большинстве русскоязычных источников — уж и не могу сказать, почему…

Корабль «Васа»

Главная / История / Страницы истории На одном из центральных островов Стокгольма, где когда-то охотились шведские короли, стоит необычное угловатое здание. Над его темной крышей возвышаются две красные конструкции в виде корабельных мачт. Это музей одного экспоната — корабля “Васа”, единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.


Музей корабля “Васа” открыт 15 июня 1990 года.

“Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль “Васа” опрокинулся и затонул”… Всего несколько слов записал хроникер о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в теплый августовский день 1628 года.
В Европе в это время шла Тридцатилетняя война — сражались католики с протестантами. Король Швеции Густав II Адольф, по приказу которого построили корабль “Васа”, воевал на стороне немецких протестантов. Воевал очень успешно, за что был прозван “Северным львом”.
Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. Точных сведений, где он затонул, не было (архивные документы указывали несколько разных мест). 38-летний инженер Андерс Франсен, энтузиаст и эксперт по затонувшим старинным кораблям, сконструировал специальный пробоотборник и в 1953 году начал поиски. И вот 25 августа 1956 года в пробоотборнике застрял кусочек почерневшего дерева. Спустились водолазы, нащупали борт корабля с двумя рядами орудийных люков — стало ясно, что это корабль “Васа”. Решили попробовать его поднять. Но как? Предложений было много. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Лед растает, корабль останется! Или заполнить его шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но возобладала наиболее реальная идея: промыть шесть каналов под корпусом, пропустить через них тросы и на понтонах поднять “Васу”. Водолазы, выполнявшие эту сложнейшую работу в полной темноте на глубине 30 метров, под корпусом трехсотлетнего корабля, ежедневно рисковали жизнью. Туннели были столь узкими, что люди в них с трудом протискивались, воздушные шланги могли запутаться (и порой запутывались!) в балках, досках и прочем мусоре на дне. А кроме того, в любой момент мог обрушиться многотонный корпус с балластом-камнями в днище. Но, к счастью, все обошлось, и в августе 1959 года корабль был готов к подъему.

Шесть из десяти парусов легендарного корабля найдены при раскопках. Хрупкие паруса развернули под водой, очистили и осушили спиртом и ксиленом. Самые древние паруса в мире перенесли на ткань из стекловолокна — так они были спасены.

Сначала оторвали корпус от дна и отбуксировали на глубину 15 метров. Затем в течение двух лет водолазы затыкали тысячи отверстий от исчезнувших болтов, укрепляли корму и закрывали все пушечные люки. И, наконец, 24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент — медленно и торжественно показались из-под воды контуры легендарного корабля.
В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна. (До этого пальма первенства принадлежала английскому кораблю “Виктория” адмирала Нельсона, но он на 137 лет моложе “Васы”). В день подъема корабля практически вся Швеция замерла. Люди отпрашивались с работы, школьники прогуливали уроки — все прильнули к экранам телевизоров или напряженно слушали радио. Журналисты со всего мира описывали это грандиозное событие.

Честь первому ступить на корабль была предоставлена его “открывателю”, инженеру Франсену.
Почему “Васа” так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосоленой воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в теплых южных морях. А тут проржавели все болты (их было несколько тысяч), отпали все резные украшения, и со дна моря подняли около 14 тысяч различных деталей. Часто рабочим инструментом реставраторов был обычный металлический прут: прикладывали деталь к борту и пропускали прут через отверстия. Если отверстия совпадали — значит, место для детали найдено. И только те части и детали, которые не были обнаружены, изготовили из более светлого дерева.
Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.
Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.


На строительство корабля “Васа” пошла тысяча дубов.

Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.
Сложная работа предстояла с парусами. Они от времени так слежались в трюме, что могли разрушиться от малейшего прикосновения. Их осторожно перенесли на стекловолоконную основу и пропитали консервирующим составом.
Когда, наконец, закончили консервацию корабля, нашли место всем фигурам и деталям, “Васа”, как говорят моряки, “на своем киле” отправился в последнее плавание, к месту “вечной” стоянки — в док, расположенный на территории старой военной верфи. Причем здание музея возводили вокруг главного “экспоната”. Теперь с семи палуб-этажей музея корабль виден прекрасно во всех деталях. В витринах — подлинные вещи ХVII века: обувь, одежда, посуда, бочки для хранения провианта (они подвешивались к потолку для защиты от крыс), котел, в котором должны были готовить еду почти на 500 человек, медицинские принадлежности лекаря-брадобрея, игра, напоминающая современные нарды, первые курительные трубки. Команда была очень бедной: единственная золотая вещь, обнаруженная на корабле, — кольцо да еще несколько монет в кармане одного из погибших.

“Васа” был одним из самых больших и красивых кораблей своего времени, причем не только Швеции, но и Европы. Высота его — 52,5 метра, длина — 69 метров, высота кормы — почти 20 метров. Семьсот самых разных фигур украшали судно.
Корабль строился в эпоху барокко — веселое, озорное время. Вот какая-то пышнотелая то ли русалка, то ли нимфа высунула язык и облизывает кончик носа. Вот стоит солдат и задумчиво почесывает бороду. А вот змея выползает из глазницы фигуры, символизирующей смерть… Причем все фигуры ярко расписаны, некоторые позолочены. И на фоне корпуса из светлого дерева они создавали ощущение праздничности.
Корабль оснащен по последнему слову тогдашней военно-морской техники. На двух орудийных палубах установлены 64 бронзовые пушки, из которых 48 штук 24-фунтовые (весом более тонны каждая). Да еще шесть мортир, да большое количество пороха и самых разных ядер для морского боя.
Сегодня нам кажется странным: зачем надо было так украшать военный корабль, тратить столько средств и усилий на столь “нефункциональные” для морского боя “излишества”. Но таков был дух времени. Богатый декор корабля считался существенной частью его “вооружения”, демонстрацией мощи государства.
Сюжеты взяты из древнегреческой мифологии, Библии и римской истории. Это изображения Геркулеса и сказочных грифонов, русалок и дельфинов, библейских воинов и львов (их, символов королевской власти, более шестидесяти), римских воинов и императоров, поющих и трубящих ангелов. Кроме того, “рассказывается” о легендарных шведских королях. Причем самые “важные” скульптуры были покрыты настоящим золотом: например, огромные львы на носу длиной 3,5 метра! И все это великолепие вместе с белоснежными парусами, яркими флагами и палящими пушками должно было производить магическое впечатление…
Густав II Адольф назвал корабль в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васа, который правил в ХVI веке. Но “Васа” — это не имя, а прозвище короля, в переводе означающее “сноп сена”. Король собрал воедино разрозненные части Швеции, как колосья собраны в снопе. Именно Густав Васа перевел Швецию из католичества в протестантство, ввел престолонаследие (до него королей выбирали), и, наконец, он практически сделал Стокгольм столицей Швеции. Кстати, в те времена названия кораблей еще не писали на бортах. На корме обычно укрепляли герб владельца либо того лица, в честь или память которого построен корабль, и все понимали, как он называется.
В наследство от своего отца, короля Карла IХ, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный боями и непогодой флот. И в 1615 году Государственный совет отмечает: “Морской флот, на котором покоится благосостояние страны, за прошедшие годы был почти забыт и поэтому нуждается в обновлении”.
В первые годы правления молодого короля не было средств на постройку новых кораблей.
Но к 1620 году экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, и король получил возможность пригласить голландских мастеров, которые в те времена считались самыми искусными кораблестроителями. Повсюду на верфях закипела работа. К 1625 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король приказывает заложить самый большой и красивый корабль, который должен стать грозой морей и устрашать врагов королевства.

В ХVII веке еще не умели делать расчеты и чертежи для постройки кораблей. Все основывалось на опыте кораблестроителей и на кратких таблицах, в которых приводились основные размеры корабля и его главных частей. Эти таблицы передавались от отца к сыну и держались в строгом секрете. Обычно корабельный мастер предварительно строил уменьшенную модель корабля (по какой-то причине это не было сделано в случае с “Васой”).
На “Васе” было 145 человек команды и 300 солдат. Но закрытые помещения существовали только для адмирала и офицеров. Жизнь солдат и матросов проходила тогда на открытых орудийных палубах. Никаких коек, матрасов, одеял не было. Спали в одежде прямо на палубе. Матросы получали в год 6 метров ткани на человека (причем ее стоимость вычиталась из жалованья) и шили сами себе одежду. Обычно это были короткая куртка и штаны до колен.
На корабле “Васа” сохранился весь запас продовольствия, благодаря чему стало известно, как питались моряки в XVII веке. В рацион входили сухие хлебцы, соленая или сушеная рыба либо мясо, гороховая, фасолевая либо чечевичная похлебка, мука, сало, масло. Поскольку основными методами консервирования в те времена были соление и копчение, острая пища вызывала сильную жажду. Но воду не брали — вода протухала. Брали пиво.
Команда получала горячую пищу раз в сутки. Ее раздавали в глиняных мисках на несколько человек. На столе адмирала стояла оловянная, фаянсовая и стеклянная посуда, команда обходилась деревянными тарелками и ложками, которые быстро пропитывались жиром и приобретали неприятный запах. Да и пища часто была испорченной: хлеб плесневел, масло прогоркало, в мясе и рыбе заводились черви…
За время плавания выбывала почти треть экипажа. Но не от боевых ран, а от болезней — обычных спутников моряков всех флотов. Но, к чести адмирала, на “Васе” обнаружили большой запас лимонов. Видимо, опытным путем уже тогда установили, что они помогают при цинге.
“Васа” был заложен на верфи, располагавшейся на острове Бласиехольмен (сейчас этот остров находится в самом центре Стокгольма). Руководил работами опытный голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон, к этому времени построивший уже несколько кораблей для Швеции. “ Постоянных” работников на верфи было 300 человек. Да плюс еще масса приглашаемых “специалистов”: корабельные плотники, пильщики, кузнецы, канатчики, парусные мастера, стеклодувы, бондари, лафетчики, резчики по дереву, специалисты по раскраске фигур…
Точной даты закладки “Васы” не сохранилось. Но известно, что это произошло весной 1626 года. А в августе 1628 года он уже отправился в свое трагическое плавание. Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на остойчивость. 30 матросов перебегали от одного борта до другого и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил испытание — корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала. Единственное, что он произнес: “Если бы только Его величество был дома!” (Король в это время находился в Европе.) “Мы выйдем в море, если Бог и ветер того захотят”, — писал адмирал. И это не преувеличение. Корабли были маломаневренными и неповоротливыми, менять паруса в узких проходах между островами на выходе из гавани Стокгольма почти невозможно. Поэтому корабли часто стояли на якоре, ожидая попутного ветра. Короткий путь от Стокгольма до открытого моря (буквально несколько километров) мог занять месяц, а то и полтора. В то время как при попутном ветре на это уходит всего неделя!

Поскольку выход в открытое море такого огромного корабля, как “Васа”, мог занять два-три месяца, то солдаты должны были идти по берегу пешком и сесть на корабль уже на выходе. А команде на это время разрешили взять с собой на корабль жен и детей, которых, естественно, никто не считал.
Корабль стоял у королевского дворца, где загружался вооружением и провиантом. В воскресенье 10 августа погода была солнечной, теплой, иногда лишь налетали легкие порывы ветра. На берегу и на окрестных скалах столпились жители Стокгольма. Присутствовали даже иностранные послы. Еще бы! Такое событие — отплытие сверкавшего всеми красками и золотом могучего фрегата. Два грозных позолоченных льва, изогнувшихся в прыжке на носу корабля, бросали свирепые взгляды. Не менее устрашающие львиные морды были на каждом орудийном люке. Деревянные воины стояли единым строем, готовые отразить нападение врага. Пушки выглядывали изо всех орудийных портов (люков).
Первые 600 метров “Васа” прошел с помощью якоря. На шлюпке отвозили якорь, бросали его, корабль подтягивался, якорь вытаскивали, отвозили дальше, опять бросали… Затем были подняты четыре паруса из десяти (шесть так и остались лежать в трюме, они-то сохранились до наших дней — это самые старые паруса в мире).
Медленно и величественно двигался огромный корабль. Но плыл он как-то неуверенно, а когда после очередного залпа пушек дым рассеялся, на глазах изумленных зрителей “Васа” пошел ко дну…
Члены экипажа, женщины, дети пытались спастись вплавь, часть уцепилась за верхушки мачт, которые остались торчать на месте гибели корабля (он затонул на глубине немногим более 30 метров, а высота мачт, напомним, была 52 метра). Людей сняли сопровождавшие фрегат корабли и лодки. Число погибших точно неизвестно, но предположительно от 30 до 50 человек.
Корабль прошел около 1300 метров и пробыл в самостоятельном плавании не более получаса. Вот как описал Государственный совет происшедшее в письме королю: “ Когда корабль вышел в открытую бухту у Тегельвикена, паруса наполнились более сильным ветром и вскоре корабль начал крениться на подветренную сторону, но выпрямился немного и дошел до Бекхольмена, где повалился на борт, вода хлынула через пушечные порты, и он медленно пошел на дно с поднятыми парусами, флагами и всем прочим”.
Адмирал, который в это время проверял крепление пушек, писал: “Пока я поднимался с нижней палубы, вода поднялась настолько высоко, что трап оторвался, и только с большими трудностями я выбрался оттуда”.
Назначенный для определения виновных королевский суд начал заседать в королевском дворце уже на следующий день после катастрофы. Вопросы в первую очередь адресовались уроженцу Дании капитану Сефрингу Ханссону:
— Команда была пьяна?
Капитан под присягой утверждает: корабль отплыл в воскресенье, многие были на причастии и “перед Всевышним клянусь, что никто на борту не был пьян”.
— Пушки были плохо закреплены?
— Вы можете разрубить меня на тысячи кусков, если пушки не были закреплены, — отвечает Ханссон. Да и адмирал подтвердил это.

— Взяли мало балласта?
— Весь балласт был на борту, больше взять нельзя было — не было места.
Надо сказать, что, к чести королевского суда Швеции, никто не был признан виновным.
Когда спустя три столетия корабль подняли на поверхность, все пушечные лафеты стояли на своих местах — так что обвинение в том, что пушки были плохо закреплены, снято справедливо. Да и балласта больше взять было нельзя — не было места.
И все-таки: кто же виноват? Представляется, что виновников, точнее, тех, кто допустил ошибки, приведшие к гибели корабля, было несколько.
И прежде всего сам король Густав II Адольф. Он слишком спешил с постройкой, а кроме того, самолично утвердил размеры судна (которое задумывалось как однопалубное). Но король хотел получить корабль с максимальным числом пушек, для чего пришлось уже в ходе строительства добавить еще одну орудийную палубу. И “Васа” был единственным кораблем с двумя рядами орудийных портов.
Виновным можно считать также адмирала Флеминга. Ему уже на берегу стало понятно, насколько неустойчив корабль. Но он не решился своей властью остановить выход корабля, которого король с нетерпением ожидал в Европе.
Вина лежит и на кораблестроителях. Дело в том, что во время постройки умер Хенрик Хюбертссон и заканчивал ее другой мастер, Хейн Якобссон, — в соответствии с теми размерами, которые утвердил король.
И наконец, согласно современной теории, первое плавание должно было проходить с закрытыми орудийными люками.
Но никто, естественно, не решился сказать, что виноват “Его величество”. Как заметил арендатор верфи Арент де Грот, “только Господь Бог знает, кто виноват”. Но ни Бог, ни король неподсудны, а “козлов отпущения” судьи не стали искать, и дело было закрыто.
Сразу после катастрофы пытались поднять корабль или хотя бы дорогостоящие бронзовые пушки, однако все попытки окончились неудачей. Но когда к концу ХVII века был изобретен водолазный колокол, удалось извлечь около 50 пушек. Это была титаническая работа! Через орудийные люки в темноте и холоде при помощи различных крюков и инструментов на длинных рукоятках на ощупь снимали тяжелые пушки с лафетов, вытаскивали их через люки и поднимали на поверхность. Запаса воздуха хватало максимум на час. (В ХХ столетии у водолаза в скафандре, оснащенного современным оборудованием, на подобную работу уходит целый день!)
А затем о “Васе” забыли почти на три века…
Источник: , С. МАТССОН-ПОПОВА, член Союза писателей Швеции

Музей «Васа»

Сегодня я расскажу об одном шведском музее, о музее «Васа» (швед. Vasa Museet). Признаться честно, по прибытии в Стокгольм у меня не было планов относительно этого места. Название музея вообще на слуху у туристов. Однако многие отбрасывают мысль о посещении, когда слышат два ключевых слова: «музей-корабль». «Кораблестроение интересно только мужчинам», — говорят многие представительницы прекрасного пола. «И действительно, что там может быть примечательного для человека, совсем не разбирающегося в корабельном деле? То ли дело привычные взору классические художественные или естественно-научные музеи», — подумала я. Но каково же было мое удивление, когда я услышала рассказ женщины, охотно делившейся своими яркими впечатлениями о походе в музей «Васа» с двумя другими барышнями. Недолго думая, я отправилась туда — решила не следовать сложившимся стереотипам, чего советую и вам.

«Васа» произвел на меня самые что ни на есть поразительные впечатления. Это один из самых запоминающихся музеев, в которых я была! Предлагаю вашему вниманию краткий обзор и некоторые важные детали.

Как добраться

Располагается этот удивительный музей на одном из островов центра Стокгольма Юргорден (Djurgården). Добираться до него, на мой взгляд, лучше всего от Старого города (Gamla-Stan). Почему? Старый город — это то самое место, куда большая часть путешественников приезжают в самую первую очередь. Это как Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге или Красная площадь в Москве.

Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).

Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте . Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.

Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.

Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).

Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.

Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.

Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.

История

Корабль получил имя в честь династии Васа, правившей во время его строительства. Тогда, в далеком 1628 году, на это судно возлагали огромные надежды. «Васа» должен был стать крупнейшим кораблем за всю историю шведского флота. Наверняка вы обратили внимание на словосочетание «должен был». Это не случайно.

В том же году при первом выходе в гавань корабль, отошедший буквально на несколько метров, пошел под воду. Трагедия была неслыханных масштабов. На борту вместе с моряками находились их жены, а сам корабль провожали горожане. Причина крушения заключалась в неправильном, даже, сказать точнее, ошибочном проекте корабля. Национальную трагедию было не миновать.

А что, собственно, было потом? Попытки подъема на поверхность — неоднократное количество раз. Но получилось это сделать, представьте себе, только в XX веке, в 1961 году. С этого момента началась серьезная работа по восстановлению: долгие годы трудились лучшие реставраторы. Законсервированный и отреставрированный корабль поместили в специально отведенное под музей здание, и в 1990 году был открыт музей «Васа».

Кстати, помните интересную архитектуру здания музея? Сейчас расскажу. После того, как корабль удалось вытащить на сушу, его ввели в корабельный док XIX века, заполненный водой. Затем из дока откачали воду, и началась работа по строительству музейного павильона. Здание построено из бетона, а на крыше три стилизованные мачты.

На этом свой рассказ я прерываю. Не буду раскрывать все карты, ведь иначе пропадет стимул добраться до «Васа» :). Не переживайте, вы обо всем узнаете на месте. В музее вы сможете взять аудиогид, экскурсию или же самостоятельно изучить историю корабля с помощью экспликаций и брошюр (есть и на русском языке).

***

Последнее, что хотелось бы отметить, это то, как все-таки удивительно шведы обыграли свою национальную трагедию и позорную страницу истории, создав поистине уникальный музей-корабль. Только подумайте, «Васа» — единственное дошедшее до нас судно XVII века, да еще и в таком сохране. Какой фактор оказался в этом деле решающим, вы как раз узнаете в музее :).