О небесной иерархии

Дионисий Ареопагит: О небесной иерархии

Глава I

Пресвитер Дионисий сопресвитеру Тимофею

О том, что всякое Божественное просвещение, по благости Божией различно сообщаемое тем, кои управляются Промыслом, само в себе просто, и не только просто, но и единотворит с собою просвещаемых.

§1

«Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов»(Иак.1:17): также и всякое излияние просвещения, благодатно одождяемое на нас от виновника своего – Бога Отца, как единотворная сила, паки возвышая и делая нас простыми, возводит нас к соединению с привлекающим «всех» Отцем, и к Божественной простоте. Ибо все из Него и к Нему, по священному слову (Рим.11:36).

§2

Итак, обратившись с молитвою к Иисусу, истинному свету Отца, просвещающему «всякого человека, грядущего в мир» (Ин.1:9), чрез которого мы получили доступ к Отцу, источнику света, приникнем, сколько возможно, к свету священнейшего слова Божия, преданного нам Отцами, и, по мере сил наших, посмотрим на представленные в оном под символами и преобразованиями чины небесных Умов. Приняв невещественными и безбоязненными очами ума высший и первоначальный свет Богоначального Отца, свет, который в преобразовательных символах представляет нам блаженнейшие чины Ангелов, паки от сего света будем устремляться к простому его лучу. Ибо свет сей никогда не теряет внутреннего своего единства, хотя по своему благодетельному свойству и раздробляется для того, чтоб сраствориться с смертными срастворением, возвышающим их горе, и соединяющим их с Богом. Он и сам в себе остается и постоянно пребывает в неподвижном и одинаковом тождестве, и тех, которые надлежащим образом устремляют на него свой взор, по мере их сил, возводит горе, и единотворит их по примеру того, как он сам в себе прост и един. Ибо сей Божественный луч не иначе может нам возсиять, как под многоразличными, священными и таинственными покровами, и притом, по Отеческому промыслу, приспособительно к собственному нашему естеству.

§3

Потому-то в первоначальном установлении обрядов светейшая наша Иерархия образована по подобию премирных небесных Чинов, и невещественные Чины представлены в различных вещественных образах и уподобительных изображениях, с тою целию, чтобы мы, по мере сил наших, от священнейших изображений восходили к тому, что ими означается, – к простому и не имеющему никакого чувственного образа. Ибо ум наш не иначе может восходить к близости и созерцанию небесных Чинов, как при посредстве свойственного ему вещественного руководства: т. е. признавая видимые украшения отпечатками невидимого благолепия, чувственные благоухания – знамениями духовного раздаяния даров, вещественные светильники – образом невещественного озарения, пространные в храмах предлагаемые наставления – изображением умственного насыщения духа, порядок видимых украшений – указанием на стройный и постоянный порядок на небесах, принятие Божественной Евхаристии – общением с Иисусом; кратко, все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах. Итак, для сего-то возможного для нас Богоуподобления, при благодетельном для нас установлении тайноначалия, которое и открывает взору нашему небесные Чины, и нашу Иерархию возможным уподоблением Божественному их Священнослужению представляет сослужащею чинам небесным, под чувственными образами предначертаны нам пренебесные умы в священных писменах, дабы мы чрез чувственное восходили к духовному, и чрез символические священные изображения – к простой, горней небесной Иерархии.

Глава II

О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.

§1

Итак, мне кажется, должно сперва изложить, какую мы назначаем цель всякой Иерархии, и показать ту пользу, какую каждая доставляет созерцателям ея; потом – изобразить небесные Чины, соответственно таинственному учению о них Писания; наконец сказать, под какими священными изображениями Св. Писание представляет стройный порядок небесных чинов, и указать ту степень простоты, которой надобно достигать посредством сих изображений. Последнее нужно для того, чтобы мы не представляли грубо, подобно невеждам, небесных и Богоподобных умных сил, имеющими много ног и лиц, носящими скотский образ волов или звериный вид львов, с изогнутым клювом орлов, или с птичьими перьями; равно не воображали бы и того, будто на небе находятся огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для возседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное, показанное нам Св. Писанием под многоразличными таинственными символами (Иез.1:7; Дан.7:9; Зах.1:8; 2Мак.3:25; Нав.5:13). Ибо явно, что Богословие употребило священные пиитические изображения для описания, умных Сил, не изменяющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.

АНГЕЛ

  • «… господень» (католическая молитва)
  • «Пегас + кентавр полтора коня»
  • «вестник, посланец» по-древнегречески
  • «кто ты, мой … ли хранитель, или коварный искуситель?» (Пушкин)
  • «на вид …, а лег на диван» (палиндром)
  • «не ездите быстрее, чем летает ваш …-хранитель» (шутка)
  • … во плоти
  • …-хранитель
  • безгрешное существо в крылышками
  • безгрешное существо с крылышками
  • ближайший служитель Господа Бога
  • божий посланник в роли личного «секьюрити»
  • в античной мифологии — посланник богов
  • в религии: служитель бога, исполнитель его воли и его посланец к людям
  • в христианском вероучении 9-й, низший разряд духовных, бестелесных Сил Небесных
  • ваш хранитель с крылышками, но не прокладка
  • византийская династия
  • дьявол в период, предшествовавший падению в ад
  • дьявол до падения
  • житель небес
  • именины — его день
  • исполнитель воли Бога
  • крылатый гонец
  • крылатый небожитель
  • крылатый юноша в самом расцвете сил, но не Карлсон
  • кто приносит весть с неба
  • курьер от Бога
  • мифологическое стоглазое существо
  • мифологическое существо, посредник между богом и людьми
  • мужское имя: (греческое) вестник
  • небесный «секьюрити»
  • неземное создание
  • непогрешимое существо
  • непорочный с крыльями
  • непосредственный Божий подчиненный
  • окрыленный телохранитель
  • опера российского композитора С. Прокофьева «Огненный …»
  • падший или хранитель
  • падший посланник
  • пешеход, который не успел отскочить
  • повесть Ю. Олеши
  • посланец Бога к людям
  • посланец Всевышнего
  • посланец бога
  • посланец небес
  • посланец с небес
  • посланник Бога людям
  • посланник Господа
  • посланник богов
  • посланник с неба
  • посредник между Богом и людьми
  • произведение Г. Сенкевича
  • птица отряда длиннокрылых
  • ребенок-паинька
  • серафим
  • синоним херувим
  • сказка Х. Андерсена
  • служитель Бога
  • совершенно идеальное существо
  • сошел с небес
  • стихотворение А. Пушкина
  • стихотворение М. Лермонтова
  • стихотворение Пушкина
  • сходящий с неба
  • твой хранитель
  • фильм Вениамина Дормана «Медный …»
  • фильм Джосса Уидона
  • херувим
  • херувим или Серафим
  • хранитель херувим
  • небесное существо
  • «… господень» (католич. молитва)
  • безгрешн. существо с крылышками
  • «пегас + кентавр — полтора коня»