Обновление иконы, что значит?

Оригинал взят у prajt в ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН часть2 окончание.
1949 г., 2 октября. Я, Феофания Давыдовна Бычок, с мужем и детьми проживаю в д. Кожево. У нас в доме обновилась икона Божьей Матери (копия Смоленской иконы Божьей Матери), писанная на дереве, украшенная ризой из белой фольги, в раме под стеклом. Она у нас находится около 30 лет. Более месяца тому назад, когда ещё не было в нашей деревне обновления икон, я заметила днём, что наша икона, которая была очень тёмной, стала в некоторых местах светлеть. Я про это никому ничего не говорила. Прошло 5 дней. За это время стали светлыми на иконе лик и риза настолько, что дочка моя обратила на это внимание. Потом увидел обновление и муж. В течение трех недель мы об этом никому не говорили. Но вскоре соседи сами, придя к нам в дом, увидели обновление нашей иконы и стали об этом говорить. Вначале приходили к нам люди и молились. В настоящее время у нас никто не собирается.
1949 г., 2 октября. Я, Ольга Григорьевна Елак, проживаю в д. Кожево.: У меня в доме обновилась икона Божьей Матери (литография, украшенная фольгой, в раме, под стеклом). Эта икона у нас в доме 18 лет. За эти годы она у нас несколько потемнела. Более месяца тому назад наши соседи обратили внимание на то, что икона эта наша стала светлее. Стали смотреть мы всей семьёй, и нам также стало казаться, что она посветлела. У нас в доме сначала собирались люди из нашей деревни и соседних деревень и молились перед иконой. В настоящее время у нас никто не собирается.
1949 г., 2 октября. Дер. Кремец Столбцовского района. Я, нижеподписавшаяся, Евдокия Николаевна Ярошевич, настоящим утверждаю: у меня в доме три недели тому назад после того, как я побывала в г. Мире и молилась там пред обновлёнными иконами, обновилась икона Божьей Матери (литография, украшенная резьбой, с ризой из фольги, в раме под стеклом). Обновление иконы началось днём и продолжалось в течение минут 15 на глазах моих и в присутствии соседей. Первой заметила обновление моя соседка, Ольга Александровна Возанова, которая ходила вместе со мной в г. Мир на приложение обновлённым иконам, она вошла ко мне в дом по делу и, взглянув на икону, сказала: «Твоя икона обновляется». Я взглянула и увидела, что моя икона, которая до этого была сильно почерневшей, ибо висела в сыром углу, начинает светлеть. Ольга Лозан.
Этому явлению массового обновления икон в указанных селениях предшествовали год и более тому назад в этой местности случаи аналогичного характера: первое – казавшееся некоторым верующим присутствие в воде иконы Божьей Матери в одном месте при впадении реки Берёзы в Нёман . Это даёт основание считать, что в этой местности население вообще отличается повышенной религиозной настроенностью и экзальтированностью, и, таким образом, имеется благоприятная почва для возникновения разного рода явлений религиозного характера.ова кликнула соседей, и все видели, что икона сияет, как новая. После этого в течение двух недель вечерами собирались у нас люди из Кремца и соседних деревень и молились. Теперь, начиная от прошлой субботы, у нас никто не собирается.
1949 г., 2 октября. Село Б. Жуховичи. Я, церковный староста Петро-Павловской церкви с. Б. Жуховичи Мирского района Барановичской области, Михаил Арсеньевич Воронков, служу при церкви около 40 лет. Лет 15 тому назад были пожертвованы в церковь несколько икон, лики которых на бумаге, и покрыты ризами из фольги. Иконы в рамах под стеклом. Иконы эти чистились только сверху (обтиралась пыль), а внутри не чистились. Сейчас они также светлы и блестят, как и раньше. Они по размерам и по состоянию такие же, как те, которые по заявлению женщин – владелиц икон, обновились.
3 октября 1949 г. комиссия в результате обследования случаев обновления икон в Столбцовском районе установила следующее: на 3-е октября в Столбцовском районе зарегистрировано всего 9 случаев обновления икон, а именно: в Говезнянском приходе – 8 икон и в Старо-Сверженьском – 1 икона. Означенные случаи в Столбцовском районе произошли позже, нежели в Мирском районе, имеют безусловную зависимость от таковых же в г. Мире и его окрестностях, по характеру своему однородны с ними и к ним приложили те соображения, которые комиссия высказала касательно Мирского района. Массовое моление перед обновленными иконами имело место в течение небольшого времени – 10–14 дней, а затем само собой прекратилось.
В 1950 году после православного праздника Пасхи и особенно в мае–июне по Брестской области в районах – Ружанском, Ивацевичском, Кобринском, Березовском и других в домах крестьян стали обновляться иконы не единичными случаями, а в значительных размерах. Так, в Ружанском районе обнаружено 12 случаев обновления, в Ивацевичском – 4 случая, в Кобринском – 2, в Березовском – 1. В селе Гощево Ивацевичского района в начале апреля у 70-летней старухи Ганны обнаружилась обновленная икона. Как только пошел об этом слух по селу, к Ганне началось хождение женщин с приношением пожертвований на «бедность» старухи. Когда Ганна обратилась к своему местному священнику Н. С. Демьяновичу с предложением взять икону в церковь, то последний отказался от этого предложения и икона была изъята сельсоветом. В д. Близкое Ружанского района у гражданина Пашкевича в доме обнаружилась «обновленная» икона. Сам Пашкевич, как заявляет священник И. В. Нарыдский «праздников православных не соблюдает, в церковь не ходил, а после этого стал ходить в церковь». В д. Павловичи этого же района в дом семьи двух комсомольцев вошёл бывший при немцах сельский староста гражданин Кузмицкий и, посмотрев на иконы в угол, объявил, что икона обновилась. Началось хождение стариков и старух, но комсомольцы запретили ходить к себе в дом к обновлённой иконе и последняя была изъята. Всего по этому району в течение последних двух-трех месяцев изъято органами МГБ 12 таких икон .
Из итогового доклада за 1950 г. уполномоченного по делам русской православной церкви при СМ СССР в Брестской области Авласенко (от 28 ноября 1950 г.). В Пружанском районе имело место 12 случаев «обновления», в Ивацевичском – 4, в Березовском – 2, Шерешовском – 2, Кобринском – 2 случая. Все эти случаи обновления в большинстве своем исходили от самих верующих и главным образом на дому, у «истинно» верующих бедных вдов (д. Куляны Ружанского района – Александра Предко, с. Сухополь Шерешевского района – Казакевич Фекла Александровна и Корупас Анна Корниловна, с. Гощево Ивацевичского района – Гштан и др.). В самих Ружанах и в Березовском районе «обновились» иконы на придорожных крестах. Только в гор. Коссово слух об «обновлении» распространил сторож кладбища и кладбищенской церкви 22 мая 1950 г. гражданин Ласько Иван Григорьевич .
Комиссией, обследовавшей 26 икон, установлено:
2. Комиссии не удалось установить, в каком именно пункте и у кого из жителей в данное время имело место первое обновление иконы. Но из показаний лиц, у которых были осмотрены обновившиеся иконы, определённо видно, что каждое новое обновление происходит после происшедшего уже обновления в другом месте (у другого лица), где обязательно побывало с другими то лицо, которое обнаруживает новое обновление у себя или в соседнем доме. Таким образом, на лицо имеется возбудитель повышенной религиозной настроенности до состояния экзальтации, причём, — и это имеет важное значение, – возбуждение охватывает многих, которые, как это всегда происходит в таких случаях, взаимно подогревают один в другом это состояние .Комиссией совершенно точно установлено, что данное явление носит исключительно религиозный характер и не имеет никаких признаков, которые свидетельствовали бы о политическом смысле этого явления . Несомненным доказательством аполитичности означенного явления служит и то, что случаи обновления икон происходят в равной степени в домах как колхозников, так и единоличников, а также в домах лиц, потерпевших при немецкой оккупации, и даже в домах местных ответственных работников.
Возможно, эта волна добралась и до восточных регионов Беларуси, хотя подробные данные по ним пока отсутствуют. Косвенным свидетельством этого можно считать события, произошедшие в Смоленске в 1949 г. – здесь также прошли самообновления как минимум одной иконы.
Другие обновления икон в послевоенное время
Новые случаи обновления икон были отмечены в Новгородской области уже только после Великой Отечественной войны.
В Кирсанове в конце 40-х гг. на фронтоне Успенского собора обновилась роспись с изображением св. Николая и Успения Божьей Матери. Давно отцветшие краски засияли как новые. Свидетелем тому был весь город, так как красавец собор возвышался в самом его центре.
Это послужило толчком к варварскому разрушению памятника архитектуры. 18 марта 1950 г. партийные власти города создали комиссию для осмотра здания. Вскоре под предлогом аварийного состояния собора в Тамбов было направлено ходатайство об его уничтожении. 31 марта 1950 г. Тамбовским облисполкомом ходатайство было удовлетворено и приведено в исполнение…
Через некоторое время, также в начале 50-х годов, на апсиде монастырской церкви бывшего Кирсановского Тихвино-Богородичного женского монастыря, появилось изображение иконы «Покрова Божьей Матери». Примечательно, что церковь эта снаружи расписана никогда не была. Как это изображение ни закрашивали, оно всё равно проступало, и в нём явно была видна Богородица. Глумясь, в Неё стреляли из винтовки, а после всю икону и вовсе скололи зубилом вместе со штукатуркой. До сих пор виден сколотый контур склонившейся над людьми Божьей Матери. Здание самой церкви, правда, уже без купола и колокольни, разрушать не стали, так как в нём разместились мастерские Совхоз-Техникума, расположившегося тут же на территории бывшего монастыря.
В 1956 году в совхозе Бехтеевском Смоленской области стали поговаривать, что сама собой обновилась икона. Была она закопчённой, неприглядной и вдруг обновилась. Директор совхоза И. К. Юранов объяснил это тем, что будто бы кто-то протёр её луком.
В том же году чудеса опять вернулись на свою «малую родину» в Украину – на Херсонщину. Случилось это в июне 1956 года за день до Троицы в селе Музыковка Белозерского района. В доме Марии С. обновилась икона… В день Троицы к ней повалил народ, оставляя возле «чудотворной» деньги. А из Херсона вскоре приехали специалисты-атеисты из общества «Знание». Вскоре они заметили грубую фальсификацию – стекло на иконе оказалось вскрытым. Мария была вынуждена признать, что в тот памятный день сынок снимал со стены икону, открывал стекло и что-то протирал.
Газета «Красная звезда» от 18 июля 1959 года писала, что «в киргизском селе в избе у некого Ходова «обновилась» икона. Слух о «чуде» пополз по селу и пробрался за его околицы. Верующие окрестных деревень со щедрыми дарами потянулись к хозяину иконы, чей дом был отмечен особым проявлением «божьей воли», явившей «чудо». Однако здесь «чудотворцем» оказался, как это вскоре выяснилось, не «господь-бог», а предприимчивый обманщик Ходов, решивший поживиться за счет своих «братьев во христе». Он даже не применял известные химические средства, а просто почистил и подшлифовал металлические украшения на иконе, как говорится – навёл блеск».
В то же время в газете «Вечiрiй Київ» был описан ещё один случай, имевший место на Волыни, недалеко от Ковеля. «В хате гр. Кузьмук «чудесным» образом вдруг «обновилась» икона божьей матери с младенцем. До «обновления» икона имела весьма потёртый и дряхлый вид. Лики божьей матери и младенца потемнели и потрескались. Рамку источили жуки-древоточцы. Но вот накануне религиозного праздника Троицы состоялось чудо… . Но религия не терпит конкуренции. В «высших церковных кругах» было решено объявить икону гр. Кузьмук не чудом, а «бабским суеверием». Однако не так просто было объяснить верующим, что они имеют дело с чистым обманом. Вот тогда-то религия и обратилась за помощью к науке. Икона была отправлена в Институт судебной экспертизы. Исследование показало, что обновление было осуществлено с помощью тряпки и мыла, в этом призналась юристам и сама гр. Кузьмук». Впрочем, за всё время различные комиссии в СССР, исследовав тысячи икон не признали ни одну из них чудотворной, везде они писали об обмане или жажде наживы…
Причины обновления икон
Для первого периода, относящегося к 1900–1917 гг., среди причин назывались одурачивание населения с целью зарабатывания денег и даже соревнование между епархиями с целью заиметь у себя побольше чудотворных икон!
Для второго периода, продолжавшегося с 1917 по 1945 г., характерным было «прописывать» явления в домах людей религиозных фанатиков или кулаков, а также нажива священников или фальсификация ими данных, в тот же период распространение получили различные химические теории.
С 1945 по 1990 г. доминирующими объяснениями стали исключительно естественные микробиологические и физико-химические процессы на иконах, всё ещё назывался обман со стороны священников (но не тех, у кого образа обновлялись).
С 1990 и по настоящее время все случаи обновления в основном рассматриваются как проявление неких божественных сил, произошедших под гнётом большевизма. Высказывались и модифицированные варианты гипотез, например «обновления святых икон происходили по преимуществу в местах борьбы белых с красной нечистью»; «самообновление икон происходило как раз в то время, когда церковный хитон раздирали обновленцы-раскольники, а церковные ценности изымали большевики-безбожники» и т. д.
Вот что было написано в эмигрантской газете «Новое время» в 1923 г.: «И каждый по-своему объяснял эти чудеса, толкуя их то как предзнаменование близкой победы христианства над безбожием («Новое Время», 5 сентября 1923 г., № 707), то как знамение, что русские люди на пути к обновлению (там же, № 709), то как уступку Бога нашей нечувствительности к мистике мира (там же, № 727) и т. д., тогда как достаточно было осмыслить совершающееся и увидеть, где, когда и при каких условиях происходили эти чудеса, чтобы сказать, что они являли собою только грозное свидетельство бытия Бога, отрицаемого людским безумием…
Священники даже пытались систематизировать обновлённые иконы по частоте этого явления и у них получилось, что в одних местах чаще всего это событие происходило с иконой Божьей матери (причём при наличии других икон), обновившихся икон Спасителя гораздо меньше, затем в порядке убывания следуют иконы Иоанна Воина, Сергия Радонежского Чудотворца, пророка Илии, угодника Божьего Иннокентия, великомученицы Варвары, старотрпцев Бориса и Глеба. В других местах первыми обновившимися были иконы святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца, не менее часто в качестве первых «ласточек» были иконы Серафима Саровского, Алексия человека Божьего, царей Константина и Елены, Феодосия Черниговского. Неясно какая выборка была у священнослужителей и сколь тщательным было их исследование.
Как видно из приводящихся сведений, обновления икон совершались как в Российской Империи, так и в СССР, что делает несостоятельным безоговорочное утверждение о том, что главной причиной обновлений стали массовые гонения церкви, расстрелы священников и т. д. Возможно, факторы действовали вкупе с другими невыявленными до сих пор обстоятельствами, запустившими процесс обновлений. Интересным представляется то, что во время двух мировых войн данных об обновлениях не поступало или таких фактов пока не найдено.
Иногда иконы обновлялись после посещения дома неким «богомольцем», как то было в 1906 году в Макишене, то же самое произошло в 1956 году в одном из многоквартирных домов города Сталино (теперь – Донецк), после того, как там переночевала прохожая богомолка.
Высказывались и другие предположения. Например, учёный Будберг объяснял их «скоплением в атмосфере магнетизма и электричества после землетрясения в Японии и напряжением магнетической энергии в людях вследствие особого состояния Солнца». Накануне крупного землетрясения в Японии в граничащих с ней регионах России действительно обновилось множество икон, однако после него обновления продолжились с не меньшей силой.
Влияние разрядов электричества на процесс обновления иконы подтверждается несколькими эпизодами. Во время грозы 23 июля 1888 г. в деревне Клочки близ Стекольного завода, в нескольких верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту молния ударила в часовню, ожгла внутренние стены и большую часть икон; коснулась и иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», прикреплённой на шнурке в углу часовни. Икона до того с потемневшим от времени и копоти ликом обновилась, просветлела и неповреждённой спустилась на землю. В 1964 году молния ударила в старинный деревянный храм ХVII столетия во имя Иоанна Богослова на Ишне, что близ Суздаля. Разрял прошёл вдоль иконостаса, молния «завязала узлом» увесистый бронзовый подсвечник, а потом, пройдясь по иконе Распятия Христова, обновила ее и вылетела вон. Об этом невиданном прежде случае написал замечательный исследователь нашей отечественной старины и новизны Александр Николаевич Стрижов, видевший нерукотворно «отреставрированную» икону вскоре после происшествия. Описанный выше случай в Благовещенске произошёл в июне, когда была сильная засуха. Женщина молилась возле иконы о дожде: в этот момент от иконы блеснула молния и освятила всю комнату, после чего старая и тёмная, отпечатанная на жести икона стала сиять, как новая.
Уже современные наблюдения показывают, что при просветлении ликов меняется показание стрелки компаса, что может свидетельствовать о мощных электромагнитных полях возле таких икон.
По мнению авторов данной публикации, не стоит полностью списывать со счетов и мощные засухи, имевшие место в начале века в России (во время первой волны обновлений) и в 20-х годах в СССР. Такая засуха, например, стала одной из причин голодомора на Украине в 1921–1923 гг. и голода в Поволжье 1921–1922.
Первые сведения об обновлениях пришли из Украины, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края (конец 1920 г.–начало 1921-го), то есть из регионов, где началась засуха. Пик голода пришёлся на осень 1921 года – весну 1922 года, хотя случаи массового голодания в отдельных регионах регистрировались с осени 1920 года до начала лета 1923 года. Аналогичная засуха имела место в 1906 году.
В одном из отчётов, где рассматривалось обновление икон в Белоруссии, значилось: «Из ряда мест, главным образом из районов, подвергшихся неурожаю, приходят сообщения о росте религиозных настроений среди крестьянства (требование открытия мощей, массовые мирские молебны, чудесные явления икон и т. д.). Меры административного воздействия, принимаемые в этих районах, могут дать и дают лишь резко отрицательный результат, содействуют росту фанатизма и вызывают полное недовольство некоторых слоев деревни.
В г. Сорочинске, что недалеко от Самары, сотни измождённых от голода людей весной 1922 г. наблюдали, как у них на глазах «поновляется надвратный образ Спасителя на одной из церквей».
В секретном постановлении для местных администраций значилось: «В неурожайных местах необходимо центр тяжести антирелигиозной пропаганды перенести на объяснение причин засухи и популяризации мер борьбы с нею, аппелируя к здоровой энергии и самодеятельности населения». В обвинительном протоколе по делу Степаниды Арестоуловой и Елены Фроловой, у которых произошли обновления икон в 1925 году, читаем: «убеждали паломников в том, что перед голодом на Украине также происходило обновление икон…».

Карты засухи 1921 года, ставшей одной из главных причин голодомора на Украине 1921–1923 гг. и голода в Поволжье 1921–1922 гг. Это также регион массовых обновлений икон
В регионах засух обновления были особенно массовыми, однако происходили они и в других местах, по которым на сегодняшний день не имеется сведений о массовых смертях, вызванных голодом. Однако архивы, ещё недавно бывшие секретными, сейчас становятся достоянием общественности, и проливают свет не только на ужасные события 20-30-х годов прошлого века, но и на подоплёку массовых обновлений икон в этот период.
Выводы
1. Установлено, что в 1900–1906 годах на Украине проходили волны обновлений икон, это опровергает утверждение, что все обновления являются исключительно следствием большевистского террора.
2. В 1920–1921 гг. на Украине зарегистрирован очаг обновления икон, который вышел за ее границы через современные Брянскую, Ростовскую и Воронежскую области. Они распространились далее в Волгоградскую область и Краснодарский край, первые сведения об обновлениях в которых датированы ноябрем 1920 г. и январем 1921 г. соответственно. В Белоруссии обновления начались в 1924 году.
3. Прослежена хронология возникновения обновлений икон на территории России, Белоруссии и Украины.
4. Определена одна из причин возможного массового обновления икон – ей является засуха 1921 года, вызвавшая массовый голод в 1921–1923 гг. В регионах, подвергшихся неурожаю, обновления происходили гораздо чаще, чем в других регионах.
Илья Бутов
http://www.ufo-com.net/publications/art-4578-volni-obnovlenija-ikon.html