Образы божьей матери в иконах

Содержание

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Празднуется 18 мая. Молятся об избавлении от пьянства.

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Празднуется 9 июля. Значение образа в том, что он охраняет северные рубежи России.

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Отмечается 11 и 25 июля. Означает всемогущество чудес Божьих.

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

Празднуется 21 мая. Оказывает помощь в родах.

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Празднуется 7 апреля.

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

Отмечается 6 ноября. Икона означает милость Богородицы к обиженным, страждущим.

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Празднуется 25 января. Просят о здоровых родах, кормлении.

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Празднуется 16 апреля.

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Празднуется 8 января.

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Отмечается 12 июля. Ее особое значение в обращении иноверцев в православие.

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Отмечается 22 ноября. Знаменует быстрое снисхождение и милосердие к молящимся.

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Празднуется 1 октября. Знаменита многочисленными исцелениями.

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

См. также: Католическая иконография Богородицы Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

  • Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты.

Почитаемые иконы Богородицы

  1. Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
  2. Августовская
  3. Агиосоритисса
  4. Азовская
  5. Акафистная Зографская
  6. Акафистная Хиландарская
  7. Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
  8. Александрийская
  9. Алтарница (Ктиторская, Виматарисса)
  10. Андрониковская
  11. Арапетская (Аравийская)
  12. Арматийская
  13. Ахтырская
  14. Ацкурская
  15. Балыкинская
  16. Барловская (Блаженное чрево)
  17. Барская
  18. Бугабашская
  19. Бахчисарайская
  20. Белыничская
  21. Беседная
  22. Благовещение (Киевское)
  23. Благовещение (Московское)
  24. Благовещение (Устюжское)
  25. Благодатное Небо
  26. Боголюбская
  27. Богородско-Уфимская
  28. Борколабовская
  29. В скорбех и печалех Утешение
  30. Валаамская
  31. Валанасская
  32. Ватопедская
  33. Вертоград заключенный
  34. Взыграние Младенца
  35. Взыскание погибших
  36. Византийская
  37. Виленская
  38. Вифлеемская
  39. Владимирская
  40. Влахернская (Влахернетисса)
  41. Волоколамская
  42. Вразумившая экклисиарха
  43. Всех Скорбящих Радость
  44. Всех скорбящих Радость с грошиками
  45. Всецарица
  46. Вутиванская
  47. Галичская
  48. Гербовецкая
  49. Геронтисса
  50. Гора Нерукосечная
  51. Гребневская
  52. Греческая Андроникова
  53. Грузинская
  54. Дамасская
  55. Девпетерувская
  56. Дегтярёвская
  57. Далматская
  58. Державная
  59. Долинская
  60. Донская
  61. Достойно есть
  62. Дубенская Красногорская
  63. Елецкая
  64. Елеуса
  65. Живоносный Источник
  66. Жировицкая
  67. Заступница
  68. Знамение
  69. Иверская
  70. Игоревская
  71. Иерусалимская
  72. Избавление от бед страждущих
  73. Казанская
  74. Калужская
  75. Касперовская
  76. Козельщанская
  77. Колочская
  78. Коневская
  79. Корсунская
  80. Купятицкая
  81. Курско-Коренная
  82. Лиддская
  83. Максимовская
  84. Милостивая
  85. Млекопитательница
  86. Молдаванская
  87. Молдавская
  88. Моневмасийская
  89. Молченская
  90. Монреальская Иверская
  91. Муромская
  92. Неопалимая Купина
  93. Нерушимая Стена
  94. Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
  95. Неупиваемая Чаша
  96. Неустанная Помощь
  97. Нечаянная Радость
  98. Никопея
  99. О Тебе радуется
  100. Огневидная
  101. Одигитрия
  102. Озерянская
  103. Оранта
  104. Остробрамская
  105. Параклесис
  106. Песчанская
  107. Петровская
  108. Печерская-Свенская
  109. Пименовская
  110. Писидийская (Писийская)
  111. Подкубенская
  112. Поможение родам
  113. Порт-Артурская
  114. Почаевская
  115. Прибавление ума
  116. Призри на смирение
  117. Психосострия (Психосостра)
  118. Равенсбрюкская
  119. Сайданайская
  120. Свенская
  121. Святогорская
  122. Свято-Крестовская
  123. Святорачица
  124. Седмиезерная
  125. Семистрельная
  126. Скоропослушница
  127. Смоленская
  128. Спорительница хлебов
  129. Споручница грешных
  130. Старорусская
  131. Страстная
  132. Табынская
  133. Тервеническая
  134. Тихвинская
  135. Толгская
  136. Торопецкая
  137. Троеручица
  138. Тучная Гора
  139. Умиление
  140. «Умиление» Псково-Печерская
  141. Умягчение злых сердец
  142. Уральская
  143. «Успение» Киево-Печерская
  144. «Успение» Псково-Печерская
  145. «Утоли Моя Печали»
  146. Феодоровская
  147. Филермская
  148. Халкопратийская
  149. Холмская
  150. Целительница
  151. Ченстоховская
  152. Чирская (Псковская)
  153. Экономисса
  154. Ярославская
  155. Ярославская (Печерская)
  156. Яхромская

>См. также

  • Иконография Спасителя
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография жития Богородицы

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Православная иконография Богородицы
  • Список наименований икон Богородицы (неполный)
  • От Абалакской до Яхромской – списки всех известных образов Божией Матери на cirota.ru
  • Кондаков Н.П. Иконография Богоматери
  • Список чудотворных и чтимых икон Божией Матери с датами празднования
  • Сборник икон Богородицы с кратким описанием и молитвами
  • Иконы Пресвятой Богородицы

Главная

»

Православные иконы

» Иконы Божией Матери

Яхромская (Ахренская)

Ястребская (Аракиотисса)
Яскинская
Ярославская (Печерская)
Ярославская
Яноборская
Якобштадтская
Явление Югской Иконы Божией Матери Преподобному Дорофею
Явление Пресвятой Богородицы св. равноапостольной Нине
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Кириллу Белозерскому в Симоновском монастыре
Явление Пресвятой Богородицы преподобному Досифею
Явление Пресвятой Богородицы На Почаевской горе
Явление Пресвятой Богородицы Корнилию Комельскому
Явление Пресвятой Богородицы в Архангельском граде в 1919 году
Явление Пресвятой Богородицы Афанасию Афонскому
Явление Пресвятой Богородицы апостолу Андрею на горах Киевских (Видение апостолу Андрею Первозванному Богоматери на горах Печерских)
Явление Пресвятой Богородицы Александру Свирскому
Явление Тихвинской иконы Богоматери рыбакам на озере
Юровичская Милосердная
Экономисса (Домостроительница)
Шестоковская (Шелтомежская)
Чолнская (Челнская)
Численская
Чирская (Псковская)
Честнейшая Херувим И Славнейшая Серафим
Черниговская Ильинская
Черниговская Гефсиманская
Ченстоховская Тывровская
Ченстоховская икона Божией Матери, значение и фото
Че Тя Наречем
Чайничская (Чайничка Красница)
Четырехчастная Икона Пресвятой Богородицы
Цилканская (Цикланская)
Цесарская Боровская
Цесарская (Цезарская)
Икона Божией Матери Целительница, значение и фото
Цареградская
Царевококшайская (Мироносицкая)
Хрисафитисса
Холмская
Хлыновская
Хахульская
Халкопратийская (Агиосоритисса)
Филермская
Феодотьевская
Феодоровская (г. Сызрань)
Феодоровская икона Божией Матери, значение и фото
Фанеромени (Явленная)

Страницы:

Иконография Девы Марии

Существует четыре основных направления того как изображается дева Мария с младенцем на руках на иконах, если эти разновидности изучить, то станет не только легче классифицировать каждую отдельную икону, но и вникнуть в глубокий смысл изображаемого.

  • Оранта. Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.
  • Одигитрия. В этой иконе девы Марии значение указывает на добродетель надежды. Младенец на руках у матери, которая указывает на него одной рукой, таким образом как бы привлекая внимания зрителя. И ведь, действительно, каждому следовало бы обратить свой взор (в том числе и духовных очей) ко Христу. Вот где заключается смысл этого послания. Христос на этой иконе благословляет одной рукой Марию и этим символическим жестом благословляет и всех верующих. В другой руке у него свиток, который символически указывает на Евангелие – книгу, которая тоже ведет ко спасению.
  • Елеуса. В этой иконе святой девы Марии заключена добродетель любви. Сюжет практически не отличается от предыдущего, только Мария и младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Таким образом символизируется любовное общение, но снова речь идет не просто о земных ласках с ребенком. В Христе тут представляется божественная истина, а фигура Марии символизирует душу (или просто отдельного человека) которая общается с божественными инстанциями. Таким образом эта икона сообщает о любви ко Всевышнему, любви ко Христу.
  • Акафистный тип. Как понятно из названия, тут используются акафисты, а также и другие гимны посвященные Богоматери. В соответствии с определенным текстом на изображении появляются разные символы, которые воплощают различные эпитеты, которыми наделяется Богородица.

Дополнительно следует отметить различные вариации, которые появлялись с течением времени и развитием культуры. Нередко к оригинальной иконе деве Марии, с которой делали список, добавлялись какие-то детали.

К примеру, существует известная история Иоанна Дамаскина, который получил великий дар от Богородицы – после того как ему отсекли руку, кисть снова приросла, и он снова смог прославлять Всевышнего. Именно благодаря этому стали появляться так называемые Троеручицы. Там дева Мария изображается с третьей рукой, которая напоминает об означенном чуде.

Немалое есть количество икон (в том числе и чудотворных) посвященных деве Марии, которые подвергались поруганию (иконы рубили и протыкали в период иконоборчества) и именно в этой ситуации явили чудеса. К примеру, Иверская икона кровоточила, также как Ченстоховская. Каждая из этих икон сохранила характерные дефекты.

Особенно следует отметить русскую иконописную традицию и в частности творения Андрея Рублева, которые по сей день высоко почитаются и заключают в себе огромные духовные сокровища. Ведь, как известно, в иконе используется не только схематическое изображение по устоявшимся канонам, там иконописец также запечатлевает молитвенный опыт и возвышенные духовные переживания. Андрею Рублеву удавалось особенно ясно отражать какие-то еле уловимые и даже немного эфемерные субстанции на плоском образе иконы, поэтому они так привлекают верующих на протяжении многих веков.

Трудно переоценить значение образа девы Марии и для прежней, и для современной и для будущей Руси.

Эти иконы являются частью истории страны, истории этой земли, а зачастую и активными участниками событий через различные чудеса, которые являл Господь.

Молитвы

Молитва первая перед иконой Божьей Матери Всецарица

О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Божьей Матери

Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси! Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.

Тропарь, Глас 4 перед иконой Божьей Матери

Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея, спаси, Владычице; избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.

Какие бывают типы икон Богородицы?

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу. К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу — Его Мать.

Автомобильная икона двухсторонняя Богородица и Ангел Хранитель

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.

Ю. П. Понтюхин. «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский»

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.

В.Л.Боровиковский. «Евангелист Лука»

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери, почитается до сих пор.

Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).

Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).

Боголюбская икона Божьей Матери начало 18 века

Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Икона Казанской Божьей Матери 19 в.

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его — Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.»Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).

Икона Божией Матери «Знамение» 18 в.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена». В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.

Икона «Нерушимая Стена»

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки…

Икона Божией Матери «Знамение» серебро с эмалью

Из икон этого типа самыми известными являются Курская Коренная, Знамение Новгородская, Неупиваемая Чаша.

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный — это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.

Икона Божией Матери Одигитрия (Смоленская) 17 в.

Из икон этого типа наиболее известны: Казанская, Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иверская, Троеручица, Страстна́я.

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.

Икона Божией Матери «Умиление» 17 в.

Среди самых известных можно выделить Владимирскую, Донскую, Феодоровскую, Взыскание Погибших, Корсунскую и др.

«Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Икона Божией Матери с Младенцем на Престоле 16 в.

Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и Всецарица.

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос ), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») — это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.

Икона Божией Матери Боголюбская посеребренный оклад

Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку — иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).

Икона-складень тройной

У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница».

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.