Ольховский монастырь Волгоградская область

Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь

По преданию, на месте монастыря ещё до нашествия татаро-монголов существовал мужской скит с очень строгим уставом. Волгоградские краеведы Ю. В. и К. Э. Полевы, исследующие пещеры с 1996 г., считают, что они были основаны не позднее XVIII в. и, возможно, тайно использовались в начале XIX в.

Ю.В. Полева обнаружила в Российском государственном историческом архиве письмо крестьянина Андрея Ветрова в Святейший Синод. Этот бывший молоканин, направляясь паломником в Киево-Печерскую лавру, встретил в Воронеже некоего старца Григория. Старец и благословил его на основание монастыря, подчеркнув древнюю святость этого места, где подвизались пустынники в пещерах меловой горы, а в самих пещерах по его сведениям находилось множество святынь. Андрей просит старцев с Афона, пришедших на паломничество к святой горе указать место пещер, которое им известно и получает ответ «время их еще не пришло». Также некий крестьянин рассказывает историю, как проезжавший казак увидел у Святой горы монаха, собиравшего хворост, но тот скрылся в «дыре» под можжевельником.

Сама же женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом (официально эта земля будет подарена позднее его женой). Со всех сторон это место окружено меловыми белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьёт родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р. Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменнно-Бродской Белогорской обители.

История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет в Москву, где приобретает три иконы: Преображения, Богородицы и Богородицы Всех скорбящих радости и две большие иконы Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав её, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство. Владыка предложил ей первую настоятельницу в период 1865—1867 гг. схиигумению Афанисию (Пелагея Николаевна Водолагина, мещанского происхождения) из Дубовской женской общины и четырех монахинь. Сначала общинники числом до 60 человек жили в частном доме с. Каменный Брод. Но вскоре число сестер возросло до 90 человек.

Община сначала управлялась 12-ю выборными старшими сестрами. Насельницы ходили по селам, прося крестьян помочь в строительстве. Сразу начали возводить каменный двухэтажный келейный корпус, на первом этаже которого, рядом с трапезной устроили домовую церковь — теплую, однопрестольную, без колокольни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радости». 5 октября 1865 г. владыка Иоанникий прибыл в общину и освятил церковь. Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867—1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала монахиня Смарагда из Рыбинского монастыря, в 1869—1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император утвердил определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.09.1873 г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. По своей структуре женская община напоминает монастырь, отличаясь лишь тем, что её члены следуют монастырскому уставу, не принося монашеского обета.

В 1875—1879 гг. настоятельницей пребывала Мария Игнатьевна Лобачёва (крестьянка Аткарского уезда). С 1879 г. бремя начальствования взвалила на себя Вера Филиппова, из духовного звания, находившаяся в 1844—1865 гг. в Тульском Успенском монастыре, а с 1865 г. — в Саратовском Крестовоздвиженском. Ситуация в общине при ней усложнилось, т.к. Персидский активно вмешивался в монастырские дела, не хотев признавать её полноправной начальницей. Помещик обвинил Филиппову в злоупотреблениях, растрате церковных средств, подлоге и гонениях на сестёр, но она была оправдана. В 1886 г. бывшие сёстры Пелагея Васильевна Акимкина и Марфы Косминовна Лукъяненко подали жалобу в Саратовскую консисторию на имя Святейшего Синода, где жаловались на свою начальницу. Согласно документам Российского государственного исторического архива речь идёт то о 14, то о 43 удалённых Филипповой насельницах. После долгого разбирательства и судов с вдовой Персидского Серафимой, консистория отметила поразительную склочность выгнанных сестер, и безосновательность их неоднократных доносов. В 1885 г. духовные власти приказали, чтобы насельницы, возвращённые в общину, слушали свою управительницу и не занимались её очернительством, а саму Филиппову освободили от суда и следствия. В 1889 г. она постригается с именем Афанасии.

Несмотря на все тяготы, число сестер прибавлялось, и общинная жизнь продолжалась. Рядом они обнаружили незамерзающий целебный источник, всего же насчитали 9 родников (даже радоновый и сероводородный), вода некоторых из них наполняла специальный бассейн. Продолжалось строительство — монахини возвели хлев для крупного рогатого скота, конюшню, свинарник, птичник, пекарню с келейной и избой для пекарей (последняя позже была переделана в трапезную для нищих), появилась и гостиница для паломников. Разрасталась монастырская слобода, где жили паломники и местные служки и приказчики. Приезжали лечиться с молитвой и члены известных дворянских фамилий — Голицыны, Строгановы, Трубецкие. У подножия пещерной горы сохранились остатки мощёной кирпичом так называемой «царской дороги», проложенной якобы для проезда на лечение «на воды» дочери Петра I будущей императрицы Елизаветы.

Насельницам хватало забот: двое сестер обучились выпечке хлеба и других кондитерских изделий в Царицыне — и сразу заработала своя пекарня. Хлеб в монастырской пекарне вышел хорошего качества, за просвирками каждое утро приезжало много священнослужителей со всей волости. На третий год своего существования община уже начала кормить нищих. Для постных дней Персидские разрешали в речке Иловле в их участке ловить рыбу неводом. Кормили монахинь и свои пруды, также рыбу покупали у дубовских рыбаков. В жилом корпусе одна келья была выделена под мастерскую, где сестры учились золотошвейному делу и вязанию кружев. Из московской епархии прибыла монахиня, владеющая этим мастерством, и стала обучать сестер. Сестры обшивали и крестьян, ходили по сёлам и помогали бедным многодетным семьям. В 1877 г. во время русско-турецкой войны в общине образовался так называемый «отряд сердобольных монахинь» из 10 человек. Они изготовляли корпию, бинты и бельё для отправки раненым солдатам.

Люди, видя их трудолюбие, также не оставались в долгу и поддерживали обитель. Так, в 1871 г. в пользу Свято-Троицкой женской общины перечисляют пожертвования: крестьянин Прокопий Лемешкин — 450 руб. + материал на 370 руб., крестьянка Ксения Валентиновна Семиненкова — 800 руб. + флигель с сенями и амбаром на 600 руб. Монастырю принадлежали земельный надел в 485 дес., пожертвованный Серафимой Персидской в 1874 г., и в 109 дес. 970 саж., подаренный по духовному завещанию вдовы хорунжего Астраханского казачьего войска Прасковьи Прохоровны Кабатовой в 1887 г.

Через последний участок в 1892 г. проходит линия Тамбово-Камышинской железной дороги. Поэтому владельцы дороги обращаются к общине с просьбой о выкупе земли под дорогу и предлагают заплатить по 60 руб. за десятину. Но после упорных торгов, проводившихся казначей общины Панковой, специальная комиссия назначает цену в 100 руб. за десятину, мотивируя это тем, что насыпь делит данный участок пополам и затрудняет его использование. В итоге за 2 дес. 1910 кв.саж. монахини получили 279 руб. 46 коп.

Несколько крестьянских семей были переселены к обители Персидским для ухода за хозяйством. Зацвели здесь и фруктовые сады. В 1885 г. сёстры просят Царицынское уездное земское собрание освободить общину от земского сбора на фруктовый сад, оценённый в 600 руб., и дом с флигелем стоимостью в 13000 руб. (в нём помещалась трапеза и жилые помещения). Но собрание отклонило прошение, и община направляет его саратовскому губернатору, ходатайствовавшему за монастырь перед Сенатом. Сенат к радости обители выносит положительное решение.

На 1887 г. здесь подвизаются 9 монахинь и 7 послушниц. Увеличивалось число сестер, выполнявших массу обычных крестьянских обязанностей – они пахали, косили, рубили дрова и даже ловили зайцев. Насельницы устроили приют и начальную одноклассную школу для девочек, а продолжалось обучение последних в церковно-приходской школе при Казанской церкви в сл. Каменный Брод. Девочек учили золотошвейному мастерству. После строительства первых зданий приступили к строительству соборного Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского по некоторым данным в 1879 г., а освящена 17 сентября 1895 г. саратовским епископом Николаем. В сентябре 1894 г. сюда направляется владыкой безместный священник Михаил Малов вместо выведенного за штат о. Мануила Мысовского. В 1892 г. здесь числятся 19 монахинь и 5 послушниц, на 1897 г. — настоятельница Сусанна, 3 мужчины и 4 женщины духовного звания и 127 сестер (по другим данным, в конце века здесь проживали одна схимонахиня, одна монахиня и 147 сестер).

Укрепление духовной, хозяйственной и людской базы общины привело к рассмотрению дела по переименованию Каменно-Бродской женской общины в общежительный монастырь с именем Белогорского Николаевского. Но вернулись к этому вопросу позже — лишь в 1903 г. духовные власти утверждают название смену статуса общины и название Белогорский Свято-Троицкий монастырь.

Матушка Сусанна управляла обителью в 1894—1908 гг., и в 1904 г. была удостоена игуменского сана за свои заслуги (ввела строгий устав). Настоятельницей общины с 1895 г. стала монахиня Сусанна (с 1904 г. — игуменья). Рачительная хозяйка привела в порядок хозяйственную и духовную жизнь монастыря и упрочила его положение в глазах местного населения. На 1901 г. община состояла из 161 сестры, капитал общины составлял 5700 руб.

Последней управительницей монастыря стала монахиня Еннафа, при которой число сестёр достигло 170 человек. В школе на 1911 г. обучались 19 девочек и 1 мальчик. Преподавание в ней велось по программе школ грамоты. Священнику предоставляли дом и годовое жалованье в 500 руб.

Имелись в обители больничная палата, аптека, фельдшерица. Некоторые насельницы даже уходят с началом I-ой Мировой войны с сёстрами милосердия на фронт, а весь монастырь активно собирает пожертвования для солдат.

По страховой описи 1910 г. монастырь имел два каменных храма: Скорбященскую церковь и соборную церковь во имя Святой Троицы, а так же часовню с жилым помещением.

Община получила статус монастыря по указу государя и Синода от 8 октября 1903 г. Этому поспособствовали большие владения – много земли (монастырю принадлежало 611 десятин 920 кв. сажен, в том числе персиковая и ореховая рощи), крепкое хозяйство, мельница, кирпичный завод. Большим было и население, так, на 1913 г. здесь жили 38 монахинь и 183 послушницы. Двое или трое насельниц должны были в июле 1913 г. проходить обучение на миссионерских курсах в Саратовском Кресто-Воздвиженском женском монастыре, где из них готовили книгонош-распространителей духовно-просветительской литературы.

Известны имена нескольких старших сестёр обители, подписавшихся под страховыми описями в 1910 и 1913 гг. Благочинной тогда являлась сестра Марианна, казначеей — Таисия, экономом — Капитолина и ктитором — Евлампия. А 29 декабря 1914 г. последовал указ Синода за № 20689 об утверждении монахини Еннафы в должности настоятельницы с возведением её в сан игуменьи. Ко дню Святой Пасхи указом Саратовского владыки от 14 марта 1915 г. монастырский священник Симеон Туркин награждается скуфьёй. Дело в том, что 7 февраля и 21 марта 1915 г. этот батюшка присоединил к Церкви 5 старообрядцев.

Буквально через 2 месяца после награждения священника-миссионера епископ Саратовский и Царицынский Палладий лично посещает обитель вместе с благочинным женских монастырей архимандритом Филаретом. Владыка 21 мая освящает часовню, построенную в версте от ограды.

Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Иконы с ризами для двухъярусного престола заказывали в Царицыне в иконописной мастерской купца В.Рысина. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублёва. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери, и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившихся о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и её занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покаяния.

Настали богоборческие времена, и монастырское имущество было национализировано. Чтобы продлить существование обители, насельницы организовали, как это часто происходило, сельскохозяйственную общину с названием «Артель усиленного труда». На июль 1923 г. она даже имела устав, но сведений о ходе своей деятельности в подотдел кооперации Царицынского губернского земельного управления монахини не представляли.

В Волгоградском Государственном архиве хранится документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: «…предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые … успели получить юридическое оформление, на предмет своего существования». Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить их к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за «квартиры» в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Но существует и другая версия закрытия монастыря. По рассказам местных жителей в 1927 г. власти приказали монахиням во главе с монахиней Еннафой в три дня удалиться отсюда, оставив всё для устройства коммуны. Матушка Еннафа с несколькими сёстрами закрылись в храме, а когда красноармейцы взломали дверь, то не нашли ни монахинь, ни церковных ценностей (исчез даже самый большой колокол). Часть монахинь разбрелась по окрестным сёлам, оставшихся погнали по этапу в Астрахань. На дворе стоял студёный ноябрь, а тёплые вещи сёстрам взять не разрешили, в итоге до Астрахани добрались лишь 12 из 90 монахинь. Коммунисты застали ломившиеся от продуктов погреба, но не нашли практически ничего из церковной утвари. Возможно, утварь была сокрыта сёстрами на втором нижнем ярусе местных пещер (по преданию ярусов было три). Как указывают некоторые исследователи культовых пещерных комплексов, например, Ю.В. и К.Э. Полевы, вопрос о наличии других ярусов остаётся дискуссионным. Но, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса, и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась выточенная также из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). По воспоминаниям стариков в ходах были келии, в которых подвизались затворницы.

Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Но здесь и терялись, бывало, дети, откапывавшие старые входы в подземелье. Сохранились десятки автографов, как хулиганов или туристов, так и верующих или монахинь дореволюционного времени. На дне же колодца, уходящего на второй уровень, видны залежи песка. Сегодняшние послушники монастыря эпизодически расчищают колодец, находя здесь старые куски воска, обломки медной кружки для сбора пожертвований, монетки начала XX в. и т.п. вещи.

В 30-е годы монастырь находился в заброшенном состоянии, но, по рассказам местных жителей, здесь скрывались несколько монахов. Когда в 1935 г. мимо обители проходил маршем полк НКВД, то активисты донесли об этом. Но подошедших чекистов встретили пулемётным огнём с колокольни, они не смогли перелезть высокую стену и отошли. Поставив на меловых горах над обителью орудия, коммунисты обстреляли её и захватили, но нашли только офицерскую белоказачью форму. Подземные ходы они закидали гранатами. Но и сейчас на территории монастыря наблюдаются периодические просадки грунта, на линии от монастырских зданий к пещерам в 1996—1997 гг. проваливалась техника. За монастырским кладбищем также открылся провал, подразумевающий подземные пустоты.

Позднее были разрушены храм и многие здания монастыря. На территории обители в здании крестильни разместилась МТС с парком тракторов, а в здании трапезной держали скот. Во время войны здесь устраивают госпиталь, а после – государственный конезавод.

Возрождение началось с приездом сюда 20 августа 1991 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, привезшего сюда иеромонаха Савву. Сейчас оставшиеся 6 зданий восстановлены, действует и церковь в одной из построек. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». На кирпичах сохранившейся части ограды можно увидеть надпись «М.С.С.» (монастырь святых сестёр), а на уцелевшем надгробном камне следующие слова: «Под сим камнем покоится настоятельница Каменнобродской женской обители монахиня Афанасия, в миру — Марфа Николаевна Филиппова». Эта подвижница умерла в возрасте 68 лет, 52 из которых отдала служению Богу и людям.

Котовское отделение нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» помогло отделать вход в пещеры, возведя надвратную часовенку и смотровую площадку. Получить хотя бы краткое представление о сегодняшнем состоянии пещер можно из работ исследователей-спелестологов К. Э. и Ю. В. Полевых: «Пещеры при монастыре… имеют вход с восточной стороны, разветвление ходов соответствует четкой ориентации по сторонам света. Сами пещеры также занимают весьма удачное стратегическое положение, что неоднократно констатировалось исследователями на других примерах для данной категории памятников. От входа просматривается обширная открытая местность, склон достаточно крут, а возможный выход в балку, по другую сторону холма, давал возможность максимально полного контроля местности. От входа в пещеры идут три основные галереи в северном, южном и западном направлении, выход ориентирован на восток. Первый ярус представляет собой пещерный комплекс общей протяженностью около 200 м. По воспоминаниям старожилов из них был выход в балку по другую сторону холма. Этот выход не обнаружен. Так же среди местного населения распространены мемораты о существовании второго яруса, который шел до с. Ольховка, Михайловка и т.д.».

С. М. Иванов

27 августа 1996 года наместником монастыря был назначен иеромонах Елисей (Фомкин).

Количество монахов и трудников колеблется от 10 до 20 человек. На сегодня стараниями насельников монастыря оставшиеся от прошлых веков шесть зданий восстановлены, в одной из построек действует церковь, в которой хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Полностью очищен фундамент разрушенного Свято-Троицкого храма.

Ведётся строительство гостиничного и банно-прачечного корпусов. Подведен водопровод. Идет восстановление ограды. Благоустраивается монастырская территория. Обитель также взяла на свой баланс и переданное епархии здание бывшей пекарни в с. Солодча для перестройки его под храм. Планируется газификация монастыря.

Монастырь имеет свое подсобное хозяйство: коров, лошадей, кур, а также земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 673 гектар, из них 349 гектар пахотной земли, 20 гектар сенокосов, 148 гектар пастбищ, 48 гектар лесов. Было засеяно 30 гектар ячменя, заготовлено сено, дрова. В хозяйстве имеются 2 трактора и 2 грузовые машины.

В этой местности растут много лекарственных трав, есть вековые дубы с величиной крон у некоторых более 20 м., высота – 15 м., а диаметр стволов – 2 м. Примерный их возраст колеблется в пределах от 300 до 400 лет.

На территории монастыря имеется девять целебных источников, содержащих в своей воде сероводород, натрий, радон. Одним из них является источник Иоанна Богослова, где в 1999 году была построена деревянная закрытая купальня.

В Волгограде монастырь имеет свое подворье – Иоанно-Кронштадский храм. При храме действует воскресная школа, дети из которой летом отдыхают в лагере, который обустроен на территории монастыря.

Ссылки по теме: Таинственные пещеры Ольховского монастыря

Настоятель – игумен Елисей (Фомкин).

Адрес: 403667, Волгоградская область, Ольховский район, село Каменный Брод, Свято-Троицкий монастырь.
Телефон: 8 (84456) 5-66-88
Проезд: с автовокзала г. Волгограда авт. на Ольховку через Солодчу до ост. «Госконюшня». Далее по указателю ок. 1 км до монастыря.

Сайт —

Эту запись посмотрели 816 раз, из них 1 сегодня Метки: Каменный Брод, мужской монастырь Запись опубликована 16 января 2011 пользователем Волгоград православный. .
Если вы обнаружили неточность или же обладаете дополнительными материалами к данной странице, редакция сайта «Волгоград Православный» с радостью и благодарностью примет ваши корректировки на наш адрес электронной почты volgaprav@yandex.ru
Спаси вас Господь!

Таинственные пещеры Ольховского монастыря

    • Митрополия
      • Волгоградская епархия
        • Епархиальные отделы
      • Урюпинская епархия
      • Калачёвская епархия
      • Персоналии
        • Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман
        • Епископ Елисей (Фомкин)
        • Епископ Иоанн (Коваленко)
        • Архиепископ Дамиан (Говоров)
        • Архиепископ Пётр (Соколов)
        • Митрополит Антоний (Романовский)
        • Епископ Нижнечирский Николай (Орлов)
        • Епископ Нижнечирский Захария (Лобов)
        • Иеромонах Илиодор (Труфанов)
        • Святая преподобная игуменья Арсения (Себрякова)
        • Священномученик Николай Попов
        • Профессор Николай Фиолетов
        • Новомученик царицынский Иаков Горохов
        • Новомученик Иаков Горохов
        • Епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков)
      • Духовные центры
        • «Лествица»
        • «Наше наследие»
        • Святотроицкий социальный православный центр
    • Святыни
      • Урюпинская икона Божией Матери
      • Икона Божией Матери «Песчанская»
      • Икона Божией Матери «Августовская»
      • Икона Пресвятой Богородицы
      • Мощи протоиерея Иоанна Покровского
      • Источник Ахтырской иконы Божией Матери
      • Источник Урюпинской иконы Божией Матери
      • Источник Архистратига Михаила
      • Источник Иоанна Предтечи
      • Источник великомученицы Параскевы Пятницы
      • Источник Иоанна Богослова
      • Краишевский родник
      • Таранов источник
      • Источник Казанской иконы Божией Матери
      • Источник Почаевской иконы Божьей Матери
    • Храмы Волгограда
      • Красноармейский район
        • Рождества Пресвятой Богородицы
        • Успения Пресвятой Богородицы
        • Святителя Иннокентия Московского
        • Святителя Николая Чудотворца
        • Святой великомученицы Екатерины
        • Введения во храм Пресвятой Богородицы
        • Святых мучеников Флора и Лавра
        • Сергия и Германа Валаамских
        • Сорока мучеников Севастийских
        • Святого князя Александра Невского и мучеников Кира и Иоанна
        • Святого князя Олега Брянского
        • Адмирала Феодора Ушакова
      • Кировский район
        • Святой великомученицы Параскевы Пятницы
        • Святого Никиты исповедника
        • Преподобного Амвросия Оптинского
        • Рождества Христова
        • Святого Благоверного Князя Владимира
        • Священномученика Сергия Мечёва
      • Советский район
        • Святого пророка Илии
        • Святых апостолов Петра и Павла
        • Иконы Божией Матери «Знамение» и Рождества Христова
        • Святой равноапостольной княгини Ольги
        • Святого князя Александра Невского
        • Богоявления Господня
        • Святителя Луки
        • Святой Блаженной Матроны Московской
        • Великомученика Георгия Победоносца
        • Святителя Николая Чудотворца
        • Ксении Петербургской
      • Ворошиловский район
        • Казанский Кафедральный собор
        • Воздвижения Креста Господня
        • Преподобного Агапита Киево-Печерского
        • Рождества Христова
        • Похвалы Пресвятой Богородицы
      • Центральный район
        • Преподобного Сергия Радонежского
        • Храм Всех Святых
        • Храм-часовня Владимирской иконы Божией Матери
        • Всемилостивого Спаса Христа Примирителя
        • Святого пророка Иоанна Предтечи
        • Иверской иконы Божией Матери
        • Иконы Божией Матери «Призри на смирение»
        • Урюпинской иконы Божией Матери
        • Святого князя Александра Невского
      • Дзержинский район
        • Богородице-Скорбященский
        • Преображения Господня
        • Мученика Ореста врача Тианского
        • Святых Косьмы и Дамиана
        • Святителя Луки Симферопольского
        • Макария Александрийского
        • Фёдоровской иконы Божьей Матери
        • Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского
        • Иконы Божией Матери «Нечаянная радость»
        • Иоанна Богослова
        • Святого равноапостольного князя Владимира
        • Павла врача
        • Архангела Гавриила
        • Божией Матери иконы «Утоли моя печали»
      • Краснооктябрьский район
        • Праведного Иоанна Кронштадтского
        • Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
        • Смоленско-Брянчаниновский
        • Великомученика Георгия Победоносца
      • Тракторозаводский район
        • Преображения Господня
        • Преподобного Серафима Саровского
        • Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
        • Спаса Нерукотворного
        • Святой Троицы
        • Архистратига Михаила
        • Великомученика Пантелеимона
        • Преподобного Паисия Величковского
        • Праведного Иова Многострадального
      • Плавучие храмы
        • Плавучий храм «Святитель Николай»
        • Плавучий храм «Святитель Иннокентий»
        • Плавучий храм «Князь Владимир»
      • Тюремные приходы
        • Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
        • Святителя Николая Чудотворца
        • Святого князя Димитрия Донского
        • Священномученика Лонгина Сотника
    • Храмы Волгоградской области
      • Волжский округ
        • Рождества Христова (Волжский)
        • Святителя Луки Симферопольского (Волжский)
        • Святого праведного Алексия Мечёва (Волжский)
        • Святой великомученицы Татианы (Волжский)
        • Святителя Тихона (Волжский)
        • Воскресенский (Волжский)
        • Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Волжский)
        • Святых Кирилла и Мефодия (Волжский)
        • Серафима Саровского (Волжский)
        • Святых Новомучеников и Исповедников Российских (Волжский)
        • Святого благоверного князя Александра Невского (Волжский)
        • Царственных страстотерпцев Николая и Александры (Волжский)
        • Покрова Божией Матери (Средняя Ахтуба)
        • Тихвинской иконы Божией матери (Верхнее Погромное)
        • Введения во храм Пресвятой Богородицы (Рахинка)
        • Святителя Николая Чудотворца (Краснослободск)
        • Святых Константина и Елены (Краснооктябрьский)
        • Климента Римского и Петра Александрийского (Клетский)
        • Сорока Севастийских мучеников (Лебяжья Поляна)
        • Преподобного Евфимия Великого (Краснослободск)
        • Покровский (Покровка)
        • Святого Апостола Матфея (Коммунар)
        • Священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского (Царёв)
        • Троице-Андреевский (Ленинск)
        • Святителя Николая Угодника (Заплавное)
        • Архистратига Михаила (Колобовка)
      • Иловлинский округ
        • Божией Матери Всех скорбящих радости (Городище)
        • Георгия Победоносца (Царицын)
        • Мученицы Надежды (Новая Надежда)
        • Святой Троицы (Вертячий)
        • Иконы Божией Матери «Иверская» (Кузьмичи)
        • Святого мученика Иоанна Воина (Сады Придонья)
        • Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Котлубань)
        • Петра и Павла (Карповка)
        • Иконы Божией Матери «Умиление» (Новый Рогачик)
        • Архистратига Михаила (Ерзовка)
        • Воскресения («Солдатское поле»)
        • Покрова Божией Матери (Дубовка)
        • Святой Троицы Живоначальной (Дубовка)
        • Рождества Христова (Горный Балыклей)
        • Свято-Троицкий (Песковатка)
        • Никольский (Оленье)
        • Святого Димитрия Солунского (Лозное)
        • Михаило-Архангельский (Горноводяное)
        • Святого князя Димитрия Донского (Иловля)
        • Святой Троицы (Новогригорьевская)
        • Святых апостолов Петра и Павла (Лог)
        • Свято-Троицкий (Александровка)
        • Донской иконы Божией Матери (Качалинская)
        • Михаило-Архангельский (Большая Ивановка)
        • Святого Пантелеимона (Качалинская)
        • Священномучеников Адриана и Наталии (Медведев)
        • Архангела Михаила (Суровикино)
        • Покрова Божией Матери (Новомаксимовский)
        • Петра и Павла (Нижний Чир)
        • Рождества Иоанна Предтечи (Чернышковский)
        • Покровский (Нижнегнутов)
        • Троицы Живоначальной (Тормосин)
        • Святителя Ермогена (Захаров)
        • Никольский (Ёлкин)
        • Иоанно-Богословский (Верхнегнутов)
      • Калачёвский округ
        • Святого Серафима Саровского (Котельниково)
        • Покровский (Пугачёвская)
        • Святого князя Димитрия Донского (Генераловский)
        • Святителя Иоанна Златоустого (Нижнеяблочный)
        • Святого апостола Андрея Первозванного (Красноярский)
        • Святого Игнатия Брянчанинова (Октябрьский)
        • Рождества Пресвятой Богородицы (Большие Чапурники)
        • Пантелеимоновский (Весёлый)
        • Святителя Николая Чудотворца (Светлый Яр)
        • Архистратига Михаила (Райгород)
        • Святого мученика Никиты (Дубовый овраг)
        • Святого мученика Фаддея Тверского (Червлёное)
        • Святого мученика Виктора (Нариман)
        • Равноапостольной княгини Ольги (Ильёвка)
        • Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону)
        • Святителя Николая Чудотворца (Голубинская)
        • Введения во храм Пресвятой Богородицы (Береславка)
        • Священномученика Сергия Мечева (Ново-Ляпичево)
        • Рождества Пресвятой Богородицы (Абганерово)
      • Камышинский округ
        • Никольский кафедральный собор (Камышин)
        • Святого Димитрия Солунского (Камышин)
        • Успения Божией Матери (Камышин)
        • Святой Троицы (Камышин)
        • Святой Троицы (Камышин)
        • Военные и полевые храмы (Камышин)
        • Святой Троицы (Костарёво)
        • Михаила Архангела (Антиповка)
        • Александра Невского (Лебяжье)
        • Михаила Архангела (Саломатино)
        • Святых великомучеников Владимира и Вениамина (Петров Вал)
        • Преподобного Петра Афонского (Петров Вал)
        • Святителя Феодосия Черниговского (Умёт)
        • Святителя Тихона Патриарха Московского (Верхняя Добринка)
        • Святой Троицы (Дворянское)
      • Михайловский округ
        • Свято-Никольский (Михайловка)
        • Казанской Божией Матери (Михайловка)
        • Святителя Михаила Киевского (Михайловка)
        • Преподобного Агапита Киево-Печерского (Михайловка)
        • Успенско-Никольский (Арчединская)
        • Георгия Победоносца (Безымянка)
        • Преподобного Арсения Великого (Отрадное)
        • Рождества Христова (Раздоры)
        • Покровский (Сенной)
        • Святителя Митрофана Воронежского (Себрово)
        • Свято-Троицкий (Реконструкция)
        • Священномученика Николая Попова иже в Верхнем Гнутове (Староселье)
        • Свято-Троицкий (Клетская)
        • Преображения Господня (Перелазовский)
        • Свято-Никольский (Кременская)
        • Богоявления Господня (Перекопская)
        • Пресвятой Троицы (Кумылженская)
        • Покровский (Букановская)
        • Иконы Божией Матери «Знамение» (Слащевская)
        • Рождества Христова (Скуришенская)
        • Божией Матери «Взыскание погибших» (Суляевский)
        • Воскресения Христова (Серафимович)
        • Покрова Пресвятой Богородицы (Серафимович)
        • Казанской иконы Божией Матери (Серафимович)
        • Святого мученика Андрея Стратилата (Крутовский)
        • Святого Феодора Стратилата (Теркин)
        • Свято-Никольский (Клетская Почта)
        • Покровский (Зимняцкий)
        • Святителя Николая Чудотворца (Усть-Хопёрская)
      • Новоаннинский округ
        • Феофана Затворника (Новоаннинский)
        • Святой Троицы (Филоновская)
        • Покрова Божией Матери (Панфилово)
        • Святой Троицы (Первая Берёзовка)
        • Божией Матери Скоропослушницы (АМО-Совхоз)
        • Владимиро-Вениаминовский (Черкесовский)
        • Димитрия Солунского (Дурновский)
        • Петро-Павловский (Галушкинский)
        • Преображения Господня (Преображенская)
        • Часовня Святой Елизаветы (Деминский)
        • Успения Божией Матери (Мачеха)
        • Святых апостолов Петра и Павла (Даниловка)
        • Богоявленский (Островская)
        • Никольский (Атамановка)
        • Николо-Сретенский (Орехово)
        • Троицкий (Сергиевская)
        • Духосошественский (Елань)
        • Покровский (Большой Морец)
        • Амвросия Оптинского (Березовка)
        • Божией Матери Казанский (Вязовка)
        • Архангела Михаила (Рудня)
        • Преподобного Сергия Радонежского (Берёзовка)
        • Святой Троицы (Лемешкино)
        • Архангела Михаила (Матышево)
        • Иоанна Богослова (Ильмень)
      • Палласовский округ
        • Святой Троицы (Быково)
        • Казанский Божией Матери (Кислово)
        • Божией Матери Владимирской (Катричево)
        • Вознесенский (Верхний Балыклей)
        • Николая Чудотворца (Новоникольское)
        • Святого Иоанна Богослова (Приморск)
        • Свято-Троицкий (Николаевск)
        • Успения Пресвятой Богородицы (Николаевск)
        • Серафима Саровского (Бережновка)
        • Покрова Святой Богородицы (Политотдельское)
        • Святых новомучеников и исповедников Российских (Палласовка)
        • Ксении Петербургской (Палласовка)
        • Князя Андрея Боголюбского (Савинка)
        • Святой Анастасии Узорешительницы (Кайсацкое)
        • Святого великомученика Пантелеимона (Эльтон)
        • Владимиро-Вениаминовский (Старая Полтавка)
        • Благовещения Пресвятой Богородицы (Иловатка)
      • Урюпинский округ
        • Покрова Божией Матери (Урюпинск)
        • Рождества Христова (Урюпинск)
        • Преподобного Сергия Радонежского (Урюпинск)
        • Архистратига Михаила (Петровский)
        • Сретения Господня (Михайловская)
        • Рождества Пресвятой Богородицы (Котовская)
        • Вознесенский (Вишняковский)
        • Апостола и евангелиста Марка (Учхоз)
        • Казанской иконы Божией Матери (Салтынский)
        • Архангела Михаила (Тепикинская)
        • Священномученика Петра, митрополита Крутицкого (Искра)
        • Тихона Задонского (Беспаловский)
        • Святой мученицы Клавдии (Купава)
        • Святого великомученика Георгия Победоносца (Двойновский)
        • Свято-Троицкий (Дуплятский)
        • Архангела Михаила (Алексиковский)
        • Архангела Михаила (Алексеевская)
        • Знаменский (Зотовская)
        • Рождества Пресвятой Богородицы (Усть-Бузулукская)
        • Серафимовский (Поклоновский)
        • Святого Иоанна Богослова (Нехаевская)
        • Архангела Гавриила (Солонка)
        • Покрова Пресвятой Богородицы (Тишанская)
        • Рождества Пресвятой Богородицы (Верхнереченский)
        • Храм Сретения Господня (Упорниковская)
      • Фроловский округ
        • Великомученика Пантелеимона (Фролово)
        • Рождества Божией Матери (Фролово)
        • Богоявленский собор (Фролово)
        • Архангела Михаила (Малодельская)
        • Покрова Пресвятой Богородицы (Ветютнев)
        • Александро-Невский (Образцы)
        • Блаженной Матроны Московской (Красные Липки)
        • Божией Матери Казанский (Большой Лычак)
        • Святого Василия Блаженного (Писаревка)
        • Архангела Михаила (Котово)
        • Святого равноапостольного князя Владимира (Котово)
        • Часовня Всех Святых (Котово)
        • Покрова Божией Матери (Котово)
        • Димитрия Солунского (Смородино)
        • Покровский (Нижние Коробки)
        • Иоанна Богослова (Крячки)
        • Свято-Троицкий (Перещепное)
        • Божией Матери Казанский (Мокрая Ольховка)
        • Праведного Лазаря (Купцово)
        • Преподобного Макария Оптинского (Лапшинская)
        • Трёх Святителей (Ольховка)
        • Ахтырской иконы Божией Матери (Гусёвка)
        • Покровский (Киреево)
        • Святого князя Владимира (Гусёвка)
        • Покрова Пресвятой Богородицы (Солодча)
        • Захария и Елизаветы (Захаровка)
        • Святителя Николая Мирликийского (Зензеватка)
        • Святаго Духа Утешителя (Жирновск)
        • Рождества Христова (Нижняя Добринка)
        • Свято-Троицкий (Красный Яр)
        • Святого апостола Андрея Первозванного (Линёво)
    • Монастыри
      • Свято-Духовский мужской монастырь
      • Свято-Троицкий Белогорский мужской монастырь
      • Свято-Вознесенский Кременской мужской монастырь
      • Свято-Вознесенский Дубовский женский монастырь
      • Ахтырский Божией Матери женский монастырь
      • Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь
      • Преподобных Сергия и Германа Валаамских мужской монастырь
      • Михаило-Архангельское Архиерейское подворье
      • Свято-Архангельский мужской монастырь
    • Издания
      • Книги
        • Астраханская епархия русской православной церкви в XVI — середине XVII столетия
        • Астраханская епархия Русской Православной Церкви (середина XVII — XVIII столетие)
        • Православие на волгоградской земле: Храмы Царицына — Сталинграда — Волгограда
        • Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви
        • Православие на волгоградской земле: епархии и епископы
        • Подвижники веры и благочестия земли Волгоградской
        • Преподобный Амвросий Оптинский и Ахтырский Гусёвский женский монастырь
        • Преподобный Никита Исповедник и его почитание на Юге России
        • Плавучие храмы России
        • Святой из казачьего края: священномученик Николай Попов
        • Александро-Невское братство
        • Сочетался ли ты со Христом? Беседы для некрещеных и крещеных
        • Византийская Церковь на рубеже XIII-XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского
        • Власть, общество и церковь в Византии
        • Мир Византии. Проблемы истории Церкви, армии и общества
        • Церковно-приходское летописание на волгоградской земле
      • Газеты и журналы
        • Газета «Православное слово»
        • Сборник «Мир Православия»
        • Газета «Избери Жизнь»
        • Газета «Новости Фроловского благочиния»
        • Газета «Житейское море»
        • Газета «Епархиальные Ведомости»
      • Статьи
        • Сталинградский архиепископ Пётр (Соколов)
        • Рукоположение как образ продолжения Пятидесятницы
        • Как святые апостолы учили верить в Иисуса Христа
        • Богословское образование в Волгограде в 1993—2003 гг.: ступень развития
        • «Господь нам дарует победу»
        • Рождественские Чтения:»Князь Владимир. Цивилизационный путь Руси»
        • В рамках рождественских чтений
        • На Рождественских Чтениях вспоминали о «Лете Господнем»
        • Православная церковь в годы Сталинградской битвы
        • Путь к себе
        • Два подвига святого Александра Невского
        • Красота святости
        • «Обитель за пазушкой»
        • Драмокомедия российской жизни
        • Чертогон в «окрашенных гробах»
      • Творчество
        • Галина Шуркина
        • Алекс Носенко
        • Виталий Боженко
        • Сергей Красников
        • Андрей Бажков
        • Иван Статьев
        • Александр Бывшев
        • Светлана Кургинян
    • Краеведение
      • Архив ГАВО
      • Информация о репрессированных Волгоградской епархии
        • Материалы к жизнеописаниям репрессированных священнослужителей Волгоградской епархии
        • Сведения о репрессированных
      • Разрушенные храмы
        • Первый собор
        • Вознесенская церковь
        • Иоанно-Предтеченская церковь
        • Крестовоздвиженская церковь
        • Никольская церковь «на Балканах»
        • Никольская церковь в Новоникольском
        • Преображенская церковь
        • Сергиевская церковь
        • Успенский собор
        • Троицкая церковь
        • Троицкая церковь на заводе ДЮМО
        • Покровская церковь
        • Скорбященская церковь
        • Рождество-Богородицкая церковь
        • Благовещенская церковь
        • Успения Божией Матери (Камышин)
        • Вознесенский собор (Камышин)
        • Богоявленская церковь (Михайловская)
        • Покровский (Заплавное)
      • Епархиальные ведомости
        • Астраханские епархиальные ведомости
        • Воронежские епархиальные ведомости
        • Донские епархиальные ведомости
    • О сайте
      • Карта сайта
      • Информационные партнёры
      • Сотрудничество
    • События
      • Крестные ходы
      • Монашеские постриги
      • Выставки

Троицкий Каменно-Бродский мужской монастырь с. Каменный БродСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Волгоградская митрополия, Урюпинская епархия, Монастырское благочиние

Контактная информация

igumenpetrkovalev@yandex.ru monastblr@mail.ru +7 (902) 381-71-33 +7 (937) 704-90-25 http://www.belogorez.ru/index Адрес: 403665 Волгоградская обл., Ольховский р-н, с. Каменный Брод

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • настоятель — Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей
  • Святыни:Святые источники
    На землях монастыря имеется много святых источников с различной на вкус водой (всего найдено 5 источников), в том числе радоновый, серебряный и сероводородный.
    Монастырские пещеры
    Рядом с монастырём расположена Святая гора, в которой находятся монастырские пещеры. Свободного входа в пещеры нет, экскурсию проводит представитель монастыря, и только по малой части подземных ходов. Зато остается множество неразгаданных загадок, будоражащих воображение. Согласно легендам, преданиям и воспоминаниям старожилов: трех- или четырехъярусные подземелья тянутся на десятки километров, в том числе под самим монастырем, через подземные ручьи и горы. Помимо келий монахов, подземной часовни есть и большой круглый зал с выточенными из мела круглым столом посередине, стульями, чашами для масла и святой воды. В пещерах в советские времена атеизма скрывались монахи. Лабиринты строились таким образом, что их легко можно было затворить. По рассказам местных жителей в пещерах находили даже лодку. Сейчас периодически наблюдаются провалы и просадки грунта, в том числе на территории монастыря. Сегодня работу по исследованию и расчистке второго яруса ведут специалисты-спелестологи и сами монахи. Туристам же пока доступен для осмотра только верхний первый ярус, а также огороженный таинственный ход вниз, на котором экскурсия и заканчивается.
    Дубовая роща
    На землях Свято-Троицкого монастыря находится природный памятник — дубы-великаны возрастом от 300 до 400 лет. Величина крон достигает у некоторых более 20 м, высота — 15 м, диаметр стволов — 2 м. Среди этих дубов идет дорога, специально вымощенная к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Как и Петр I, она посещала целебные источники, в которых течет различная на вкус и по составу вода.
    Иконы
    В монастыре хранится особо чтимая чудотоворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
  • Краткая историческая справка:Каменный монашеский корпус был окончательно построен в 1867 — 1868 гг. В 1868 г. настоятельницей стала инокиня Смарагда из Рыбинского монастыря Ярославской губернии, в 1869 — 1874 гг. обителью управляла Александра Агафоновна Виноградова (бывшая дворовая крестьянка Тульской губернии). Именно при ней 08.12.1873 г. император «завизировал» определения Священного Синода от 18.05.1873 г. и 14.091873г. об утверждении женской общины в Каменном Броде. А 16 января 1874 г. Святейший Синод сообщил Правительствующему Сенату об учреждении общины и укреплении за ней недвижимого имущества.
    После строительства первых зданий приступили к сооружению собора Троицкого храма по проекту архитектора И.И. Готгарта. Холодная, однопрестольная, церковь без колокольни была построена на пожертвования П.И. Персидского. По некоторым данным, стройка началась в 1879 г.. Освятил храм 17 сентября 1895 г. саратовский епископ Николай в сослужении прот. Иакова Ивановского, местного благочинного о. Владимира Веселовского, батюшек из окрестных сел и общинного священника Михаила Малова.
    По страховой описи 1910 г. в монастыре располагались два каменных храма: Скорбяшенская церковь и соборная церковь во имя Святой Троицы, часовня с жилым помещением, большое число каменных и деревянных строений — ветряная мельница на горе, келейные корпуса, амбары и другие хозяйственные службы. Опись была подписана игуменьей Сусанной, священником Симеоном Туркиным, казначей Таисией, экономом Капитолиной, криторшей Евлампией и благочинной Марианной. В 1914 г. уже при игуменье Еннафе к этим строениям добавилась деревянная колокольня, примыкавшая к жилым кельям.
    Судя по косвенным данным, у монастыря имелось свое подворье в Донской епархии (ныне ст. Арчадинская Михайловского района). Именно через него в 1917 г. сестричество при Псковской церкви с. Солодчи и решило выписать икону святителя Николая Чудотворца. Образ стоимостью в 70 руб. был выслан через Арчадинское подворье и встречен в конце ноября в самом монастыре. Тысячи верующих из Солодчи и других сел пришли в обитель за этим образом, и после торжественных богослужений монахини проводили крестный ход до с. Михайловка.
    Обитель считалась достаточно зажиточной — один только иконостас Свято-Троицкого храма оценивался в 10 тысяч руб. Иконы с ризами для двухъярусного престола заказывали в Царицыне в иконописной мастерской купца В. Рысина. Очевидцы якобы видели здесь иконы руки Андрея Рублева. По рассказу Л. Поповой, до революции жители Ольховской волости услышали о явлении в меловых горах иконы Божией Матери и пошли к этой пещере. Здесь собралось множество людей со священниками, молившимися о том, чтобы икона вышла из пещеры к народу. Молитвы сбылись, икона вышла, и ее занесли в храм с. Ольховка, поместили в золотой киот. Последним священником Белогорского монастыря был Симеон Туркин, сын которого рассказывал, что пещеры, доступные ныне для паломников, созданы неким монахом в знак покояния.
    В Волгоградском государственном архиве храниться документ со следующей резолюцией одного из новых начальников: «: предложить принять срочные меры к ликвидации этих религиозных общин, даже и тех, которые: успели получить юридическое оформление на предмет своего существования». Чиновники Сталинградского уездного финансового отдела собрали со всех 65 монахинь подписку о том, что они отказываются от проживания в монастыре и обязуются освободить его к 1 февраля 1928 г. (насельницам предложили платить за «квартиры» в созданной ими же обители по 323 руб. 84 коп. в месяц). Монахини стали постепенно расходиться, кто куда.
    Но существует и другая версия закрытия монастыря. В канун одного из двунадесятых праздников (вероятно, Введения во храм Пресвятой Богородицы) настенная икона Божией Матери начала плакать кровавыми слезами, что сестры расценили, как печальное знамение. А вскоре ночью нагрянули красноармейцы, арестовали остававшихся насельниц, а кого то даже утопили в болоте.
    Как указывают некоторые исследователи культовых пещерных комплексов, например, Ю.В. и К.Э. Полевы, вопрос о наличии других ярусов остается дискуссионным. Но, по словам старожилов, ранее из самого храма или других построек обители можно было пройти в меловые пещеры, по пути миновав даже подземный ручей. Также они описывали иеромонаху Евстафию подземную залу, куда попадали через колодец первого яруса и в центре которой находился выточенный из мела круглый стол. Вокруг стола из мела были выточены сидения, в его центре находилась также изваянная из мела большая чаша с маслом или святой водой, а по краям стояли небольшие чаши с маслом (очевидно лампады). Далее мальчишки дошли до подземной реки, через которую был перекинут мост, и повернули отсюда из-за недостатка воздуха.
    По воспоминаниям стариков, в ходах были кельи, в которых подвизались затворницы, а на стенах имелись вырезанные в известняке святые лики и распятия. Уже упоминавшаяся Таисия Вассалатая, старожил с. Успенки, говорит о трех выходах из подземелий (один выходил к с. Михайловка, находящемуся в нескольких километрах, второй — к реке Иловле, а третий в церковь). Ее мать упоминала о том, что ходы нельзя раскапывать, так как в них замурован «золотой Иисус Христос» (вероятно, деревянная статуя, покрытая позолотой), а нашедшего его ждет страшная кара. Пожилые жители окрестных сел еще помнят, как их детьми водили по пещерам монахини, причем происходили такие паломничества уже в конце 20-х годов XX в.По словам жительницы с. Солодча Марфы Тимофеевны Морозовой (1908 г.р.), она сама ходила туда, а когда пришла на третий год, встретила у входа в подземелье комсомольцев. Они обругали пришедших матом и пригрозили замуровать в ходах. Также М.Т. Морозова еще вспомнила имена нескольких насельниц — например, монахини Татианы (Ломовой), происходившей родом из Солодчи. Эта сестра пришла в село в 1935 или 1936 г., вся покрытая вшами и, немного пожив здесь, уехала во Фролово, где и скончалась. В Солодчу к брату добрела и монахиня Евдокия Зайчикова, которую вызвали в правление колхоза, загнали под стол и начали бить ногами комсомольцы. Потом ее увезли в неизвестном направлении. Некую сестру Зинаиду, бывшую сиротой, во время закрытия монастыря забрал себе в жены и увез в Кумылженский район парень по имени Филипп. Жительница с. Каменный Брод Фаина Павловна Сухолозова назвала имя монахини Маврикии, воспитывавшей свою племянницу — ее мать.
    Изучение монастырских пещер началось еще в 1984 г., когда волгоградские спелеологи раскопали заваленный вход в подземелье. Лабиринты строились таким образом, чтобы в случае опасности их можно было затворить. Находили в них, по словам местных жителей, даже замурованную лодку. Часто бывавшие здесь волгоградские журналисты собрали о монастыре массу легенд и небылиц, начиная от существования пещер еще в годы правления ханов, до спрятанных здесь Разиным сокровищ и пропажи людей в подземных ходах (якобы примерно в 1992 г. два мальчика бесследно пропали в подземном лабиринте).
    С 1996 года в монастыре началось восстановление ограды. В 1999 году был совершен внутренний ремонт церкви «Всех Скорбящих Радосте», проведено отопление, сделаны теплые полы, оштукатурены и покрашены стены. С 2001 года в церкви стали совершаться богослужения круглый год, до этого в зимний период богослужения совершались в домовой Свято-Троицкой церкви. С 1999 года началось строительство хозяйственных построек, которые до этого находились в центре усадьбы монастыря; определено место хозяйственного двора, где находиться новый коровник, зерносклад, птичник. В 1999 году была сооружена деревянная купель над Святым источником, который посещают множество людей в разное время года. В 2001 — 2002 годах при помощи Котовского отделения компании «ЛУКойл» был отстроен и облагорожен вход в пещеру, который постоянно до этого засыпался. В 2002 году на территории монастыря была пробурена глубинная скважина и построена водонапорная башня, планируется водоснабжение всех жилых и подсобных корпусов.
    В 2004 году заложен фундамент и построены стены, сделаны перекрытия гостиничного банно-прачечного корпуса. В 2006 году продолжается строительство гостинно-банно-прачечного корпуса — подведено водоснабжение и начато строительство второго этажа. В 2004 году началось детальное восстановление здания бывшей трапезной, которая по благословению священноархимандрита монастыря митрополита Германа восстанавливается как архиерейские покои, келья настоятеля, гостиные комнаты и зал для приема гостей (архондарик). В 2006 году благоустраивается братский корпус, капитально отремонтированы братские кельи, подсобные помещения, созданы два гостиничных номера, полностью заменена электропроводка. В 2005 году вновь построен и функционирует благоустроенный отдельно стоящий теплый душ. В 2006 году благодаря помощи районной администрации (к которой неоднократно обращались по этому вопросу) в монастыре заменено более 500 метров линий электропередач (поставлены новые железобетонные столбы, убрана старая, опасная для жизни людей проводка). Заменена проводка во многих строениях монастыря.