Отец всех богов

Содержание

Любовь Божья

«Бог – наш Отец!»

В Какого Бога мы с вами верим? Какой у Него характер, какие привычки? Кто может Его описать или изобразить? Увидеть Его мы сможем только в вечности, а до тех пор никто Его не видел и не увидит.
Библия открывает нам Бога как Творца, как Судью и как Отца.

Бытие 1:1-3 «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».

1. Наш Бог – Творец.
Посмотрите на то, как многогранно творение Божье. Дух Божий на момент сотворения мира «высиживал» его словно курица цыплят. Сколько всего было создано на земле, какие прекрасные животные, растения, плоды! Сколько красоты вокруг нас, а мы ее даже не замечаем! Я бы хотел, чтобы мы кое-что поняли. Всю красоту океанов, растительного и животного мира, красоту неба и земли, все подземные богатства – все это создал Бог для тебя и для меня! Это был подарок перед рождением человека на земле, это Бог подарил нам с вами. Так Отец готовился к рождению людей. Вы только вдумайтесь! Ради двух людей, Адама и Евы, создать такое богатство! В голову не вмещается! Когда ты будешь ходить по земле и видеть травы, зверей, птиц, помни, что все это создал Бог для того, чтобы порадовать твои глаза и уши. Знай, Бог сделал это для нас! Звезды, месяц, солнце, все, что есть на земле, создал для нас Бог! Я горд за моего Господа. Он не бросил меня в бездну, не кинул куда-то в пустыню, Он создал для нас самые лучшие условия! То, что человек изуродовал землю, это уже другое дело. Но Бог создал все совершенным! Вы только представьте себе, какая у Господа фантазия, какой замысел, какое творчество! Сегодня человек создаст машину и хвалится. Скажу вам, что Мерседес не стоит и одного свиного копыта. Оно намного сложнее. Любая бабочка сложнее самого совершенного человеческого творения, потому что в ней есть тайна, которую никто не может понять и разгадать – тайна жизни и воссоздания. Все то, чего человек сделать не может. Таков наш Бог! Я поклоняюсь Такому Творцу!
Кем бы мы с вами не были, нам нужно быть подобными Творцу. Он ходил над бездной и творил. Бог вложил в нас с вами такое же право – мы можем творить там, где пустота. Помню, когда я приехал в Вишневый служить, я обходил этот город каждый день, и в молитве, в своих мыслях я видел тут церковь. У нас есть право быть творцами на своих работах, в своем служении. Мы можем ходить над бездной, над пустотой, имея от Творца привилегию творить. Мы построили храм на том месте, где была мусорка!
Пастора, обходите территорию, которую Бог дал вам, молитесь за нее, и однажды вы поймете, что «беременны» этим делом, что вы можете что-то сделать, что у вас все получится. Мы с вами созданы по образу и подобию Бога Творца и имеем право на то, чтобы творить! Но помните, что это нелегко, и что за это придется платить большую цену.
Откровение 20:11-12 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими».

2. Наш Бог – Судья.
Библия начинается творением, а заканчивается судом. Мне смешно, когда люди говорят, что не верят в Бога. Бог не нуждается в нашей вере, это мы нуждаемся в вере в Него. Бог не нуждается в доказательствах, так как не нужно доказывать существование солнца, ветра и жизни.
Что значит судья? Это значит справедливый. С Ним можно шутить, но очень недолго, потому что последнее слово всегда будет за Ним. Каким бы сильным и влиятельным не был человек в этом мире, всегда последнюю точку в предложении поставит Бог. Любой человек смирится перед такими вещами как болезнь, конец жизни, семейные проблемы, смерть. Такие вещи рано или поздно поставят человека на колени.
Судить по-гречески означает «отделять, исключать». Многие думают, что в момент суда Бог будет сидеть с булавой в одной руке и с мечом в другой. Одного булавой по голове, другого по спине. Тот направо, тот налево – так и рассудит. Так думают люди. Но если внимательно прочитать последние главы книги Откровение, можно понять, что принцип, по которому Бог будет судить людей, очень прост. Бог будет отделять и исключать. Он всего на всего будет давать человеку то, чего тот желал, о чем он мечтал и к чему стремился всю свою жизнь. Бог отделит людей относительно их дел. Не больше и не меньше. Это очень простой принцип. Те, кто думал о зле и мечтал о мести и ненависти, туда и попадут и будут жить в этом вечно. Кто мечтал о блуде, попадет «в котел» с блудом и будет «упиваться» ним вечно. Кто мечтал о богатстве, получит все сокровища земли, они как раз и находятся под землей. Все получат по своим желаниям. Если кто-то мечтал жить без Бога, его желание исполнится, и этот человек никогда не увидит Бога. Если кто-то всю жизнь стремился к власти, Бог поместит его среди таких же как он сам, и они вечно будут искать власти друг над другом. Но те, кто мечтал о любви, о прощении, кто искал добра и правды, это и получат. Вот в чем суд Божий – в справедливости.
Пастора, служителя, нам нужно распознавать желания людей так, как это видит и распознает Бог, Он дает нам на это право. Бог не осуждает, Он распознает и распределяет. Пастора и служителя, мы с вами тоже должны быть справедливыми к людям, чтобы в церкви не ставить на служение людей с нечестивыми желаниями. Нам нужно иметь Дух Христов, чтобы увидеть в человеке, что ним движет.
Малахии 3:16 «Но боящиеся Бога говорят друг другу: \»внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его\». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему».
3. Бог – наш Отец!
Как правило, мы не помним добро, которое нам сделали, но очень четко помним зло. Я сказал бы так: Добро мы пишем на воде, а зло на каменных скрижалях. Но Бог не такой, как мы с вами. Для Бога что умирающий алкоголик, что священник, стоящий за кафедрой, одинаковые дети. Просто первый – еще не покаянный, а второй уже служит. Для Бога все Его дети одинаковые. Вопрос только в том, признают ли они Его, когда придет время. Это решение люди принимают самостоятельно.

Как мы уже читали, перед Богом пишется памятная Книга. Я раньше думал, что Бог пишет все мои плохие дела. Но прочитайте внимательно, написано, что это книга о делах тех, кто боится Бога и почитает Его Имя. Бог пишет о нас доброе! Настоящие родители никогда не помнят того плохого, что им сделали дети. Лично я не могу вспомнить ни одного плохого поступка своих детей. Знаете, почему? Потому что я отец. Мои соседи помнят плохое, а я не помню. Почему? Это черта отца – помнить доброе.
Пастора, служителя, начальники, политики, если есть люди, которые на вас работают, или каким-то образом от вас зависят, пишите в своем сердце книгу добра. Если вы заполните ее злом, то знайте, зла настолько много, что ваше сердце не выдержит. Бог коллекционирует добро!
Каждый из нас наверное не хотел бы, чтобы кто-то узнал все наши мысли и поступки. Но меня радует одно – когда мы придем к Богу, у Него есть Книга добра о нас! Все плохое стерто Кровью Иисуса Христа, а пишется обо мне только доброе. Это родители так делают, это отцовское сердце.
Пастора, служителя, обращайте внимание на доброе, что есть в ваших людях. Смотрите не на то, кем они есть сегодня, а на то, кем они должны быть в Господе. Смотрите на них с позиции кем они станут, когда Бог коснется их. Настоящий пастор, настоящий служитель видит в людях доброе.
Каждый из нас встретился с Богом Творцом. Каждое растение, каждая птичка, каждая букашка всем своим видом кричит: «Посмотри на меня, я создан Творцом для тебя!» Все, кто родился на планете Земля, встретился с Богом Творцом. Кто-то встретится с Богом Судьей. Итак, у нас есть выбор: встретиться с Богом Судьей или с Богом Отцом! С Богом Отцом мы можем встретиться тут и сегодня. Решение за тобой. Какого Бога ты хочешь встретить – Судью или Отца?
Люди верят, что когда встретишься с власть имеющим, богачом, депутатом, президентом, можно решить множество своих проблем. Но я верю, что тот, кто встречается с великим Богом Отцом, может решить все свои проблемы. Прежде всего, решить вопросы вечности, те вопросы, которые дороже всего. Я верю в молитву к Отцу больше, чем в деньги, чем в связи, чем в материальные ценности.
Я не претендую на теологическую точность своих размышлений, ведь когда дети рассказывают о своих родителях, они всегда немного преувеличивают, потому что не знают всей правды. Я верю, что мой Отец намного лучше, чем я могу о Нем рассказать. Церковь, мы самые счастливые люди, потому что у нас есть Небесный Отец!

«Как появился Бог?» О чем пойдет речь? Вопрос о том, как появился Бог, как возник Бог и был ли Бог всегда — это самый частый вопрос, который задают себе люди о Боге. Существует ли на него ответ?

«Наука оставила вопрос о Боге совершенно открытым. Наука не имеет права судить об этом» (Лауреат Нобелевской премии по физике Макс Борн)

И это по-настоящему очень трудный вопрос, и его особенно любят задавать атеисты верующим людям, чтобы подорвать их веру, когда у самих аргументов уже не хватает.

Ответ, что Бог существовал всегда, мало кого удовлетворяет. Весь наш опыт учит, что все вещи вокруг нас когда-то появились, а когда-то их просто не было.

Но с другой стороны в Библии ясно говорится:

Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и ОТ ВЕКА ДО ВЕКА Ты – Бог. (Пс.89:3)

Первая ошибка, которую допускают атеисты, решая головоломку под названием «Откуда взялся Бог?» состоит в том, что Бог — это не материальная ВЕЩЬ. Рассуждая о его происхождении и существовании нельзя апеллировать лишь к личному опыту.

Тот, кто создал всю нашу материю из энергии, Сам не состоит из этой же материи, поэтому наши законы физики нельзя применять к Богу и к вопросу о том, как он появился. По сути, вопрос о происхождении Бога не корректен изначально. Как сказал один человек:

— Не стоит искать повара в кастрюле с борщом!

Мне очень понравилось одно объяснение, которое я хочу процитировать:

«Ответ заключается в том, что этот вопрос лишен смысла. Это похоже на вопрос: «Как выглядит голубой запах?» Голубой не принадлежит к категории предметов, владеющих запахом, поэтому сам вопрос некорректный.

Подобно этому, Бог не принадлежит к категории предметов, которые создаются или появляются. Бог не имеет причины и не создается – Он просто существует.

Откуда мы знаем это? Мы знаем, что из «ничего» ничего не возникнет. Поэтому, если когда-нибудь было время, когда абсолютно ничего не существовало, тогда ничего бы и не появилось.

Но вещи существуют. Таким образом, так как невозможно, чтобы абсолютно ничего не было, всегда что-то должно было существовать. Это, существующее всегда, мы и называем Богом.»

Почему Бог не открыл нам все тайны бытия?

Недавно один человек высказал мне претензию, почему, видите ли, Бог не раскрыл нам все тайны мироздания? Не рассказал о динозаврах и ледниковом периоде, не объяснил все законы природы и самое главное не сказал, как он появился сам! Что тут можно ответить?

Первое, что можно сказать, так это то, что Бог нам ничего вообще не должен. Должны ему мы. Тем более он ничего не должен людям, которые даже не признают его существования, и не желают подчиняться его ясно выраженным нормам нравственности.

Во-вторых, Библия писалась в то время, когда не существовало ни физики, ни химии, ни даже истории, как таковой. Как он смог бы на пальцах объяснить сложнейшие законы природы?

Проведём эксперимент: возьмём такого «умного» человека, дадим ему пару учебников по естественным наукам, и отправим его в джунгли к какому-нибудь первобытному племени, только умеющему читать и писать.

Пусть этот «умный» человек подкинет эти книжки этим людям, чтобы они УЗНАЛИ многие тайны природы. Как вы думаете, что они сделают с этими книжками?

Да, пустят их, явно, не по-назначению. А чего вы ожидали? Даже если дать этому человеку возможность их обучать, то вряд ли он добьётся успеха, так как этим людям просто НЕЗАЧЕМ этого знать!

Сегодня, ответить на вопрос, как появился Бог, то же самое, что объяснить пигмею принцип работы адронного коллайдера.

Тому, кто не знает основ, невозможно объяснить и тонкости.

А Бог, несомненно, устроен в миллионы раз сложнее того мира, который Он создал…

Как появился Бог? Возможно он и расскажет это в будущем тем людям, которые его по настоящему любят и которым он обещает вечную жизнь в будущем…

Вопрос только вот в чём: а будете ли ВЫ в их числе?

Культ «семи богов» у скифов.

В.И. Абаев // Древний мир. Сб. статей академику В.В. Струве. М.: 1962. С. 445-450.

Серебряная бляха. Краснокутский курган

Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота (IV, 59): «…Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причём Землю представляют себе супругою Зевса), далее — Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея. Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые дарственные скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити (Ταβιτί), Зевс — Папаем (Παπαῖος), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (Άπί), Аполлон — Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οιτόσυρος), Афродита Урания — Артимпасою (Άρτιμπασα), Посейдон — Фагимасадою (Θαγιμασάδας)».

Табити.Золотой конский налобник, Цимбалка

Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой, греческий, лад, отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь, разумеется, лишь приближённое значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религией не могло быть. Но для суждения об общей «структуре» скифского пантеона показания Геродота можно считать вполне надёжными.

Скифский бог Гойтосир.

Прежде всего обращает на себя внимание число скифских божеств. Если не считать Посейдона, который почитался не всеми скифами, а только частью, то скифских божеств оказывается семь, причём Геродот подчёркивает, что скифы чтили только этих семь. Случайна ли эта цифра? По-видимому, не случайна. Культ семи богов засвидетельствован у одного из скифо-массагетских племён, именно у алан. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда (Άρδάβδα), что значит Семибожий (έπτάθεος). Вопреки высказывавшимся сомнениям, нет никаких оснований усматривать какую-либо неточность в свидетельстве анонима как в передаче аланского названия Феодосии, так и в толковании этого названия как » семи богов».

Название Ардавда действительно означает ‘семь (осет. авд, др.-ир. haf’a) богов’ (осет. ард, др.-перс, arta ‘божество’, авест. aša-vahišta ‘божество’). Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах.

Скифская богиня Аргимпаса

Наименование города «Семибожным» говорит о том, что культ семи богов занимал центральное место в религии алан. Посвятив город «Семи богам», они поступили так же, как греки, давшие своему прославленному городу имя наиболее чтимой богини Афины.

Традиция культа «Семи богов» не обрывается на аланах. Она была продолжена потомками алан — осетинами. Впервые Всеволод Миллер отметил существование в Осетии близ селения Галиат святилища под названием Avd dzwary, т.е. ‘семь божеств’. К сожалению, В. Миллер не сообщает никаких подробностей относительно связанных с этим святилищем представлений и культовых церемоний. Пишущий эти строки имел возможность посетить это святилище и узнать из расспросов стариков, что в старину оно пользовалось большой популярностью и привлекало жителей не только ближних, но и отдалённых селений. О подробностях культа уже никто не мог сообщить надёжных и точных сведений.

Таким образом, культ «семи богов» с удивительным постоянством прослеживается на протяжении огромного периода — от геродотовских скифов через алан до современных осетин.

В этой связи можно, кажется, привлечь ещё один факт из осетинской мифологии. В мифологических верованиях и фольклоре осетин известно мифическое существо под названием Ævdiw (иронск. диалект), Ævdēw (дигорск. диалект), иногда Avdīwag. Оно рисуется обычно как злой дух, демон, но иногда и как благое существо. В. Миллер возводил Ævdēw к др.-иран. āp-daiva — ‘водный демон’. Однако внимательное изучение всех текстов, где встречается Ævdēw, убеждает, что нигде, ни в одном случае, это существо не связывается с водной стихией. А в одном тексте прямо говорится, что Avdīwag обитает на небе.

Это заставляет отнестись с сомнением к этимологии Ævdēw — *āpdaiva и искать для него другое объяснение. Исходя из доказанного факта существования культа «семи богов» на скифо-алано-осетинской почве, мы думаем, что Ævdēw получилось из Avddēw, др.-иран. Hafta-daiva ‘семь богов’ (resp. ‘демонов’). Со временем, когда утратилось этимологическое значение и в Ævdēw уже не чувствовалось числительное «семь», Ævdēw стал мыслиться как единое существо, и стали возможны такие выражения, как avd Ævdēwy ‘семь Авдеу’.

Вернёмся, однако, к скифскому «семибожию». Даже беглого взгляда на скифский пантеон достаточно, чтобы убедиться, что он не имеет ничего общего с «семью богами» («амшаспандами») зороастризма (Ahura Mazdā, Vohu Manah, Aša Vahišta, Xšaθra Vairya, Spənta Ārmaiti, Haurvatat, Amərətat).

Дело не только в том, что не совпадает ни одно наименование. Самый характер «божеств» в корне различный. Зороастрийские божества — это олицетворённые абстракции: «Добрая мысль» (Vohu Manah), «Власть» (Xšaθra), «Бессмертие» (Amərətat), «Целостность» (Haurvatat) и т.п. Вся система — продукт отвлечённо-умозрительного мышления. Скифские боги — совсем другой мир. Это — олицетворение сил природы (небо, земля) или социальных категорий (домашний очаг, война).

Если на зороастризме лежит отпечаток индивидуальной религиозно-философской спекуляции, то скифская религия — типичный образец древних, родо-племенных культов дозороастрийсксго Ирана.

Пользуясь терминами старой теологии, можно сказать, что скифская религия — религия «естественная»; зороастрийская — «откровенная» (основанная на «откровении», точнее, на индивидуально- умозрительных спекуляциях). Данные Геродота подтверждают то, что приходится предполагать и по другим соображениям: скифы одни среди иранских племён остались чужды зороастризму, сохраняя верность «естественной» религии древних арийцев.

Келермесское зеркало или скифский календарь

К

КЧто же касается наличия семи богов и там и тут, это совпадение объясняется тем, что семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который был унаследован и скифами, и зороастризмом независимо друг от друга. Действительно, не раз указывалось, что семь зороастрийских амшаспандов соответствуют семи ведийским Āditya.

Сохраняя традиционную «семибожную» схему, каждый индоиранский народ заполнял её своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития.

В чем же заключалась специфика скифского «семибожия», какими чертами характеризуется скифский пантеон? При всей краткости сообщение Геродота позволяет сделать некоторые выводы.

Бляшка,изображающая битву греков со скифами. Курган Чертомлык

Первостепенный интерес представляет прежде всего ясное свидетельство Геродота, что во главе скифского пантеона стояло женское божество. Это сообщение Геродота находит полное подтверждение в данных скифо-сарматской археологии. По словам М.И. Ростовцева, «археологические данные говорят за то, что высшим божеством, которому поклонялись скифы, была державная богиня…». «Особенностью племён Тамани, связывающей их с населением остального побережья Чёрного моря… является крупная роль, которую играл в их религиозной жизни культ верховного женского божества…» Эта черта характеризует и религиозное состояние Боспорского царства. Здесь также «господствует, почти подавляя остальные, один культ — старый местный культ великой верховной богини».

Верховная богиня скифов носила, по Геродоту, имя Tabiti. Это имя сопоставимо с древнеиранским tapayati (женский род от причастия tapayant-), букв. «согревательница». Если так, то Геродот был близок к истине, отождествляя Tabiti с греческой Гистией, богиней домашнего очага.

Известно, что всякое общество формирует мир богов по собственному образу и подобию. Если во главе пантеона стоит богиня — покровительница домашнего очага, это несомненная матриархальная черта. Если же мы вспомним, что, помимо Tabiti, в скифский семибожный пантеон входили ещё две великие богини: Api (Земля) и Artimpasa (Афродита), то должны будем признать, что женское начало занимало в скифской религии несравненно более значительное место, чем, скажем, в ведийской, которую справедливо называют «религией мужчин».

Между тем мы знаем, что общество причерноморских скифов геродотовских времён было отнюдь не матриархальным. Во главе скифских племён и родов стояли мужчины, имена которых известны нам по Геродоту и другим авторам. Родство велось по отцовской, а не по материнской линии. Приходится, стало быть, думать, что матриархальная тенденция, которая так ясно проступает в скифской религии, сохранялась в ней как пережиток. Она отражала не сегодняшний, а вчерашний день скифского общества. Как обычно, идеологическая надстройка отставала в своём развитии от развития общества.

Нам не приходится строить догадки относительно более древних общественных отношений, наложивших отпечаток на скифский пантеон. Эти отношения существовали во времена Геродота и позднее у ближайших родичей скифов — савроматов (сарматов) и массагетов. Об исключительной роли женщины у савроматов сообщают Геродот, псевдо-Гиппократ и псевдо-Скилак. Последний определяет общественный строй савроматов как «гинекократию», власть женщин (σαυροματῶν δὲ έστίν ἒθνος γυναικοκρατούμενον). Удивительная стойкость матриархальных пережитков у сарматов подтверждается и археологическими материалами.

О роли женщин у массагетов можно судить по таким фигурам, как царица Томирис, победившая персидского царя Кира (Геродот, 1, 205-214), и царица Зарина, о которой рассказывает Ктесий. Рядом с ними можно поставить и сарматскую царицу Амагу (Άμάγη) из рассказа Полиэна (VIII, 56).

Там, где женщина занимает господствующее положение в обществе, она занимает такое же положение и в пантеоне. Если бы до нас дошли более точные и надёжные сведения о религии сарматов и массагетов, мы, без сомнения, нашли бы там отражение той «гинекократии», которая была характерна для их общественного строя.

В скифском пантеоне с его верховной богиней Tabiti и двумя другими богинями, с одной стороны, И богом «Зевсом» (Παπαῖος) и тремя другими богами — с другой, старый матриархальный мир как бы вступил в компромисс с новой патриархальной идеологией.

Отождествление Геродотом бога Παπαῖος с верховным греческим богом Зевсом говорит о том, что этот мужской бог в какой-то мере приближался по значению к великой Tabiti. Его имя следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец».

Πάπας как наименование верховного бога засвидетельствовано у фракийцев и фригийцев. «Отец» было также постоянным эпитетом Зевса (Ζευς Πατήρ — Jupiter).

Вполне естественно, что верховный бог неба назывался у скифов, как и у многих других народов, «отцом». Но тогда мы вправе ожидать, что богиня земли опять-таки, как у ряда других народов, рассматривалась как «мать». Л. Згуста видит в имени скифской богини земли Άπί (вариант Άπία) «детское», ласково-почтительное обращение «мать», как Παπαῖος — «отец».

В пользу такого толкования можно было бы привести распространенное в узбекских и таджикских говорах обращение ара — «мать» или «старшая сестра». Таким же «детским» словом, как скифское папай, было имя согдийской богини Нанай или индо- скифской Нана.

Бронзовое навершие с изображением бога Папая.
Урочище Лысая Гора. Днепропетровская область

Но нельзя полностью отвергать и напрашивающееся сближение имени Api с иранским «вода». Дело в том, что легенда о союзе неба с водой (а не с землёй) была стойкой мифологической традицией скифов, которая, как мы указывали в другом месте, выступает и в легенде о происхождении скифов от брака Зевса с дочерью Борисфена, и в некоторых сюжетах нартовского эпоса осетин.

Об остальных скифских богах можно сказать немного.

Имя Artimpasa (Афродита Урания) в первой части сближается с именем чтимой иранской богини Artī. Свойственные ей черты богини плодородия и покровительницы брачащихся позволяют сближать её с Афродитой. Культ её был распространен, в частности, у ближайших родичей скифов — согдийцев, где она зовется ’rtωγ = *Art(i)vax = др.-иран. Artī vahvī «Добрая Арти». Если так, то встречающееся в некоторых рукописях «Истории» Геродота написание Άργίμπασα следует рассматривать как ошибку (легко объяснима описка Γ вместо Τ).

Возможность ошибки приходится допускать и в имени бога Οίτόσυοος (Γοιτόσυρος), так как в данной форме имя не даёт удовлетворяющего иранского истолкования. Если допустить здесь описку Τ вместо Γ, то мы приходим к Οίγοσυρος, что идеально соответствует иранскому Vayuka-sūra —»Могучий Вайу», осет. Wæjug.

Есть много оснований думать, что знаменитый арийский бог Vayu был одним из популярнейших скифских божеств. Об этом говорят, в частности, данные осетинского фольклора. Поэтому весьма вероятно, что Vayu входил в скифскую «семёрку» богов и занимал в ней не последнее место.

Имена оставшихся двух скифских богов, которые соответствуют греческим Гераклу и Арею, Геродот не сообщает. Поэтому об их природе и происхождении нельзя утверждать ничего определённого. Можно только думать, что культ бога войны, которому скифы поклонялись в образе меча, занимал в скифской религии важное место, так как Геродот специально на нём останавливается (IV, 62), чего он не делает в отношении других богов.

Суммируя изложенное, мы приходим к следующим выводам.

Культ «семи богов» был прочной религиозной традицией скифо-сарматских племён, прослеживаемой от геродотовских скифов через алан до современных осетин, т.е. на протяжении почти 2500 лет.

Скифский семибожный пантеон не имеет ничего общего с зороастрийским; он унаследован независимо от последнего от дозороастрийских времён. По своему характеру и составу (соотношение «женского» и «мужского» элементов) скифский пантеон представляет своего рода компромисс между матриархальной идеологией недавнего прошлого и идеологией восторжествовавших патриархальных отношений.

Из известных в иранском мире божеств в скифском пантеоне с известной долей вероятности распознаются Arti (Άρτίμπασα) и Vayu (*Οιγόσυρος = Vayuka-sūra).

Культ бога войны занимал в скифской религии особое место.

Навершие гребня с изображением сцены боя скифов с греками. Золото. IV в. до н.э.

Геродот, История, перевод Ф.Г. Мишенка, I, 329.

В.И. Абаев, Осетинский язык и фольклор, I, М.-Л., 1949, стр. 231-234.

В. Миллер, Осетинские этюды, II, М., 1882, стр. 259.

В.И. Абаев, Из осетинского эпоса, 1939, стр. 30, 31, 35, 82.

Там же, стр. 30, 31.

«Юго-осетинский фольклор», 1936, стр. 353. — Нечто подобное произошло с христианской «троицей», которая в народе мыслилась как единое существо.

АО, XXIY, 1956, str. 52.

М.И. Ростовцев, Эллинство и иранство на юге России, стр. 73, 124, 170.

Н. Jacobsohn, Σχυθιχα (KZ, 54), p. 258, note.

A. Barth, Quarante ans d’indianisme, IV, 1918, p. 281.

Б. Граков, ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΥΜΕΝΟΙ (Пережитки матриархата у сарматов) (ВДИ, 1947, №3, стр. 100-121).

Владимир Георгиев, Тракийският език, Софiя, 1957, стр. 40-53. — В связи с фракийскими и греческими фактами автор привлекает также скифское Παπαῖος. См. также L. Zgusta, Zwei skythische Götternamen: Παπαῖος und Άπί («Archiv Orientálni», XXI, 1933, str. 270 sq.).

Згуста приводит др.-инд. pitā dyaus mātā pŗthivī- «небо — отец, земля — мать».

BSOAS, XII, 1943, 3-4, р. 603.

J. M. Unvala, Observations on the Religion of the Parthians, Bombay, 1925, p. 20.

В.И. Абаев, Осетинский язык и фольклор, I, стр. 242 сл.

H.S. Nyberg, Die Religionen des alten Iran, S. 66, 262.

BSOAS, XII, р. 607.

«Рукописи Геродота дают чтение Οιτόσνρος, и это чтение, по моему мнению, должно быть удержано в тексте Геродота» (С.А. Жебелев, Геродот, и скифские божества, — С.А. Жебелев, Скифское Причерноморье, М.-Л., 1953, стр. 35).

Откуда взялся Бог

Бога нельзя увидеть, нельзя пощупать, понюхать. Так почему миллиарды людей верят, что он есть?

Я думаю, что это просто вопрос точки зрения. В буддизме, например, Бога нет. Есть некие процессы, состояния. В конце концов, это честнее – раз понюхать нельзя, значит, нет и все тут. В буддизме есть состояние – нирвана, состояние полного спокойствия. Это состояние достижимо людьми, его можно понюхать. Это вот и есть высшее. Это есть действительность, живость.

Вот оно. Бог это живое, это действительность.

Человек не выдерживает неизвестность. Поэтому он старается всему наклеить ярлыки – имена. Дал имя и все, это неизвестное, как бы уже известно. Но Будда мужественный и честный человек. Неизвестно, значит неизвестно. А если дать этому имя, то ясное затуманится.

Это, кстати, научно. Говорить о том, что есть, без всяких вымыслов и домыслов. Недавно я читал о рейки, есть там выражение – «вы в потоке рейки». Возможно, люди что-то ощущают, когда им говорят эти слова. Но зачем это называть «потоком рейки»? Христиане то же самое называют «потоком Бога-творца». Ощущения одни и те же.

Но православные, например, дают денюжку нашим священникам и иже с ними, а рейковцы – японским и иже с ними. Вот мы и получили политику и экономику в деле духовного развития. Может для этого существуют имена и названия?

Но сейчас не об этом.

Сейчас о конструкции. Конструкция это память. Это то, что было. Конструкция поддерживается в настоящем времени, чтобы была протяженность, преемственность. Чтобы миры могли существовать.

Но конструкция это не живое. Создать что-то может только действительность, живое. Конструкция может только запомнить.

Человек живой настолько, насколько он отцеплен от конструкции. Существовать в конструкции и быть деятельным в ней можно и не будучи зацепленным. Просто тогда результаты деятельности совсем не важны. Важен только процесс и удовольствие от него.

А цеплять конструкция умеет виртуозно!

Имя, положение в обществе, желания, эмоции и прочее. Это все зацепки.

И отцепиться архисложно. Допустим, однажды вы решили не иметь желаний. Например, вы занялись дзен и в результате перестали иметь желания. Проходит достаточно много времени и вы уже твердо верите в то, что ваши желания исчезли, испарились. Но, в один прекрасный момент, жизнь поворачивается так, что вам становится ясно – никуда ваши желания не делись. Здесь они, миленькие. Просто вы их умело подавляли.

И вот это вот и объясняет, откуда взялся Бог.

Ранее мы говорили, что многое в человеке виртуально, например, имя. Или статус. Вообще все, что придумано людьми, в отличие от действительности. Эта виртуальность является конструкцией. Если убрать все имена, всю виртуальность, то то, что останется и есть живое, и есть Бог в человеке.

Виртуальность или то, чем считает себя человек, это я, эго, личность.

Духовный рост это путь от «я» к отсутствию «я». Это путь убирания виртуальности, устранения эго, личности. Вернее не устранения, а четкого разделения. Вот это эго, а это – Бог, процесс. Отсутствие «я» очень хорошо показано в последних сериях сериала «Твин Пикс», посмотрите их, это интересно.

Итак, есть конструкция, а есть живое, действительность, сущее.

Так вот увидеть в себе живое архи трудно. С первых лет жизни человека уже называют по имени, учат названиям предметов, а не их сути. И это все впитывается очень глубоко. Говорят, что даже и смертью это не устраняется, а переходит дальше.

Вот поэтому гораздо легче сказать, что Бог это где-то там. Пусть я это виртуальность, конструкция, кто или что угодно, а вот Бог это там.

Так легче. Во всех отношениях, молиться, например.

Но такой Бог это тоже конструкция! Тоже виртуальность!

Познать настоящего, живого Бога можно только в себе. Другого пути нет. И называть его Богом совсем не обязательно и даже вредно. Так как любое название увеличивает виртуальность, укрепляет конструкцию.

И еще кое-что.

Жизнь это путешествие. Если вы не путешествуете, значит, вы застряли в конструкции. Путешествия бывают разные. Можно в Грецию съездить, или в Китай. А можно и внутрь себя за ответом на мучивший вас вопрос. Или из интереса.

Живой Бог, живое всегда путешествует – создает новые миры, новые сущности, новые пути. Созидание это и есть жизнь. Если вы берете чужие знания, с их помощью что-то делаете….Вам, возможно, дадут за это деньги. Но в душе у вас будет пусто.

Но если вы попробуете почувствовать поток живого, вы обязательно увидите проблему около вас. Потому, что наш мир это сплошные преграды этому потоку. И если, однажды, вас посетит озарение как это проблему решить, тогда вы сможете освободить этот поток. И жизнь улучшится. И только тогда вы познаете, что такое жизнь.

Божественная жизнь.

Резюме

Отбросьте все название, наименования, слова. То, что осталось, если осталось, это живое.

Живое в нашем мире выражает себя, отсюда появляется эго, личность.

«Неживая материя», растительный мир, животные сцеплены с конструкцией намертво. Они не конструкция, но зацепки такие, что вырваться невозможно.

С появлением человека появилась возможность освободиться от зацепок конструкции.

Сейчас многие люди не видят и не осознают ни конструкции, ни ее зацепок.

Живое пользуется конструкцией, но это не конструкция. Можно сказать, что конструкция это познаваемая часть живого.

Конструкция создается, чтобы познать живое.

Живое не может быть познано.

Быть живым это значит путешествовать, все больше освобождаясь от зацепок конструкции.

И помните, каким бы правдоподобным ни казался текст, как бы убедительно он не был написан, в нем все вранье. Так как любой текст это часть конструкции. Правда это живое. Поэтому, правда всегда только личная. Только лично добытое, осознанное, прочувствованное.

Подпишитесь на радость

Ваш email: Кнопка радости