Отличные познания и усердие ваше к распространению

Школьная олимпиада по истории 9 класс

Школьная олимпиада по истории 9 класс

Время на выполнение заданий – 140 минут.

Задание № 1

Выберите правильный ответ.

Кто из названных исторических деятелей были современниками:

1) Иван Калита и Ярослав Мудрый

2) Андрей Рублев и Александр Невский

3) Дмитрий Донской и Мамай

4) Владимир Мономах и хан Ахмат

Задание № 2

Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор).

1) Тайный совет, Верховный тайный совет, Кабинет его императорского величества, Комитет министров, Конференция при высочайшем дворе.

2) Барщина, подушная подать, натуральный оброк, денежный оброк.

3) Аввакум Петров, поп Лазарь, боярыня , Иона Сысоевич, княгиня .

Задание № 3

Соотнесите имя и прозвище

1) Андрей

а) «Александр Македонский русской истории»

2) Василий

б) Боголюбский

3) Владимир

в) Большое Гнездо

4) Всеволод

г) Вещий

5) Иван

д) Калита

6) Олег

е) Красно Солнышко

7) Святослав

ж) Мудрый

8) Ярослав

з) Темный

Задание № 4

Закончите предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты и имена.

1) Главным весенним праздником славян-язычников был (была) _______________________ .

2) И серебряные слитки, и шейное украшение в Древнерусском государстве называли ______________________ .

3) Монгольских сборщиков дани называли ________________________ .

4) Русский царь _________________________ известен также, как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

5) Форма правления, сложившаяся в ходе петровских преобразований – это ______________________

6) Эпоха Великих реформ в России началась в _________________________ году.

Задание № 5

Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Впишите правильно буквы в место пропусков.

1) М…тр…логия – истогрическая дисциплина, занимающаяся изучением старинных мер веса, длины и т. д.

2) Сфр…г…стика – истрическая дисциплина, занимающаяся изучением печати.

3) Г…н……логия – историческая дисциплина, наука о происхождении и развитии родственных связей.

4) Г…н…цид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиознам признакам.

5) Д…кл…рация – официальное заявление, как правило, торжественно провозглашающее основные принципы внешней или внутренней политики государства.

6) К…п…т…ляция – прекращение вооруженной борьбы и сдача вооруженных сил одного из воюющих государств.

7) К…нтр…б…ция – денежные платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства – победителя.

8) С…в…р…н…тет – независимость, самостоятельность государства во внешних делах и верховенство в делах внутренних.

Задание № 6

Расположите данные организации в в хронологической последовательности их возникновения.

1) Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) «Народная воля»

3) «Союз благоденствия»

4) Группа «Освобождения и труда»

5) РСДРП

6) Северное общество

Запищите получившийся порядок цифр, которыми обохначены организации:

Задание № 7

По группе признаков определите, о каком понятии идет речь.

1) Политика активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны.

2) Предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике.

3) Политика поддержки государством отечественной промышленности и торговли путем введения высоких пошлин на ввозимые товары.

4) Отчуждение церковных и монастырских земель в пользу государства.

5) Перепись податного населения.

Задание № 8

Прочитайте отрывок из официального документа, подписанного Александром I, и укажите, кому этот документ был адресован.

«Отличные познания и усердие Ваше к распространению российских изящных письмен и словесности, паче же труды, употребляемые Вами в изысканиях и составлении отечественной нашей истории, обращают на Вас особенное наше внимание. В ознаменование одного и в вящее поощрение многотрудных ваших в сем роде упражнений признали Мы за благо пожаловать вас ковалером ордена Св. Равноапостольного князя Владимира…».

1)

2)

3)

4)

Задание № 9

По признакам, приведенным ниже, определите исторического деятеля, о котором идет речь.

1) Именно этот человек провел первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места ее сборов;

— этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии;

— соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстил за гибель близкого человека;

— управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним;

— это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.

2) Новгородцы пригласили его на свой престол, когда князю было всего 20 лет;

— шведские военноначальники прислали ему такой вызов: «Если можешь противится мне, королю, то вот я уже здесь и пленю землю твою». Князь выступил с «малой» дружиной, не дожидаясь полного сбора войска. Он одержал две очень крупные победы, одна из которых навсегда закрепила за ним почетное прозвище;

— этот князь после сметри своего отца получил ханский ярлык и способствовал проведению первой переписи русского населения монголами, которое осуществлялось для сбора налогов.

3) Точная дата рождения этого человека неизвестна, источников о его жизни сохранилось очень мало, однако легенды о нем стали создаваться сразу после смерти;

— Куликовская битва пришлась на отроческие года этого человека;

— он был монахом Троицкого, а потом Спасо-Андронникова монастыря, в котором закончился его жизненный путь;

— по мнению исследователей, наиболее сильное впечатление на этого человека оказал греческий мастер;

— самое известное его произведение ставят в один ряд с произведениями Рафаэля, Тициана и Рембрандта.

4) Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил Петербургскую духовную академию и преподавал в ней некоторое время;

— гражданская служба началась у князя Куракина, затем он стал личным секретарем императора, а позднее и госсекретарем;

— Наполеон, шутя, предлагал Александру I обменять этого человека на какое-нибудь королевство;

— этот человек в 1809 г. подготовил проект государственных преобразований, в основе которого лежал принцип разделения властей, однако в марте 1812 г. он был арестован по ложному обвинению в шпионаже и сослан в Нижний Новгород.

Задание № 10

Определите авторство цитат, выбрав автора каждой цитаты из списка, данного ниже.

1) Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому существу состояние.

2) Дух преобразования заставляет умы клокотать.

3) В России велик тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю.

4) Прекрасная вещь – любовь к Отечеству, но есть нечто более прекрасно – это любовь к истине.

5) К топору зовите Русь…помните, что сотни лет уже губит Русь веру в добрые намерения царей.

6) Лучше отменить крепостное право «сверху», нежели ждать, пока сами крестьяне отменят его «снизу».

, Александр II, , П. Я Чаадаев, Павел I, .

Задание № 11

Соотнесите даты и события.

а) 1807 г.

1) Отечественная война

б) 1812 г.

2) Заграничный поход русской армии

в) 1813-1814 гг

3) Тильзитский мир

г) 1814 г.

4) Договор о создании «Священного Союза»

д) 1815 г.

5) начало работы Венского конгресса

Задание № 12

Используя все приведенные слова, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и числам.

1) Собранный, войско, добровольцы, из, непрофессионалы.

2) Система, власти, при, места, представители, должны, которые, население, содержаться, местное, были.

Задание № 13

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком самостоятельном центре Руси периода феодальной раздробленности идет речь.

«…не была проходным краем – не то, что Киевская, Черниговская земли, через которые ратным людям можно было прогуляться вдоль и поперек…был отделен болотами и лесами от остальной Руси…Почва ее земель не отличалась плодородием…Татарское завоевание не коснулось ее; как повествует летописец, сто верст всего не дошли завоеватели…».

Задание № 14

Найдите в тексте три ошибки и исправьте утверждения, которые вы считаете ошибочными.

19 февраля 1961 г. были подписаны царем Александром II документы крестьянской реформы. Согласно Манефесту, все крестьяне получали личную свободу, некоторые имущественные права, освобождение от телесных наказаний, но полного уравнивания крестьян с другими сословиями не произошло: оставались рекрутская повинность и подушная подать. По закону крестьянин сразу получал надел земли в собственность. Размер этого надела был установлен правительством одинаковым для всей страны, лишняя земля, сврх обозначенной нормы, у крестьян отрезалась.

1. _____________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________________

3. _____________________________________________________________________________________

Задание № 15

Укажите правильный ответ:

1) одним из первых древнерусских каменных храмов был собор:

а) Успенский в Москве

б) Софийский в Киеве

в) Покровский в Москве

г) Дмитровский во Владимире

2) Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Задонщина»

в) «Житие протопопа Аввакума»

г) «Хождение за три моря»

Задание № 16

Укажите, с какими видами искусства (архитектура, скульптура, театр, музыка, живопись) связаны имена деятелей культуры XVIII в.:

а) — ___________________________________________________

б) — ___________________________________________________

в) — ___________________________________________________

г) — ___________________________________________________

д) — ___________________________________________________

е) — ___________________________________________________

ж) — ___________________________________________________

Задание № 17

Во времена правления какого великого князя появился герб с двуглавым орлом?

1) Ивана IV

2) Ивана III

3) Василия III

Задание № 18

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу проблемы, поднятой в данном высказывании.

«Царствование Александра III как будто призвано убедить подданных империи в том, что любые завоеванные при самодержавии уступки непрочны, поскольку зависят от воли очередного монарха».

()

Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям:

1) Понимание проблемы, поднимаемой в высказывании.

2) Наличие собственной точки зрения.

3) Знание исторических фактов.

4) Владение теоретическим материалом (понятия, термины).

5) Аргументированность собственных суждений, выводов.

6) Внутреннее смысловое единство.

7) Оригинальность решения проблемы, аргументации.

Лексическая несочетаемость

Следующий тип ошибок – нарушение лексической сочетаемости. При выборе слова необходимо учитывать не только его значение, но и семантическое поле, т.е. возможности сочетаемости с другими словами. Лингвистической базой понятия лексическая несочетаемость стало разработанное В.В. Виноградовым учение о типах фразеологических единиц, в котором, в частности, рассматриваются фразеологически связанные значения слов.

Границы лексической сочетаемости определяются многими факторами: семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеологической связанностью и т.д. Например, в предложении «Эта книга обогатит ваш кругозор» неправомерно употреблено слово кругозор, которое сочетается только с глаголом расширить. Обогатить можно опыт, память, фантазию и т.п. В предложении «Поставили палатку, сделали кофе» глагол сделали нуждается в замене на приготовили (т.к. сделали = изготовили). Во фразе «После исправления подобных ошибок приступают к исправлению менее грубых, но тоже важных ошибок» прилагательное важных требует замены на существенных. Другой пример: «Первый тост он поднял (выпил) за здоровье юбиляра». Здесь уместен глагол произнёс, т.к. тост – один из жанров речи.

Часто смешиваются в употреблении фразеологические связки: оказать услугу, помощь и т.п. и приносить пользу, вред и п.; одержать победу и завоевать первенство; играть роль и иметь значение; расширять кругозор и повышать уровень и др.

Задание. Исправьте ошибки в предложениях:

· Лекарство должно оказать пользу.

· Гимнастка одержала первенство на областных соревнованиях»

· Это не играет никакого значения

· Нужно повышать свой кругозор.

В разделе «Памятка оратору» книги «Правильно ли мы говорим?» Б. Тимофеев обращает внимание на лексическую несовместимость отдельных слов и дает точные пояснения:

Оратор … не может говорить, например: «Благодаря пожару они остались без крова…» (слово «благодаря» здесь совершенно неуместно, надо сказать «по причине пожара»). Он не может говорить «повышать глубину знаний» («глубину» не «повышают»; лучше сказать «увеличивать объем»), «температура стремительно ползла вверх»… (если «стремительно», то не «ползла», а «поднималась») или «он был ужасно обрадован…» (то, что внушает ужас, не может вызвать радости). Он не может говорить «чреватые последствия», — надо сказать, какими последствиями чревато событие, о котором он говорит… (80, с.164).

Есть слова, семантически закрепленные за определенной темой в нашей речи. Например, скоропостижный ассоциируется с темой смерти (скоропостижная кончина) и неуместно без особых художественных целей в словосочетании скоропостижный отъезд (вместо внезапный).

Расширение семантики слова и смысловой контакт со словами, валентность которых ограничена в языке или контексте, нередко приводит к ошибкам комического характера: Продается коза с мужем.

Иногда в художественной речи используется намеренное столкновение лексически не сочетающихся слов – для создания контраста, комизма, экспрессии. Например: закадычный враг, не обезображенное интеллектом лицо, стая товарищей и т.д. Эффект «обманутого ожидания» часто обыгрывают мастера юмористического жанра: яблоко с родинкой, кипучий лентяй, на основе всесторонней и обоюдоострой склоки (И. Ильф и Е. Петров), холостой фокстерьер (Л. Ленч). Сравните: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Мы достигли зияющих вершин и п.

Примечание. Давно замечено, что «ограничения семантической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление». Поэтому не вызывают возражений словосочетания малиновый звон, черный вторник, атака захлебнулась, резиновая мысль, пылающий закат, годы летят и п. Как справедливо утверждает И.Б. Голуб, «нарушение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов, ставших хрестоматийными примерами эпитетов, метафор, метонимий: седой зимы угрозы (П.); Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит (Вяз.); Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль… (Л.); пузатое ореховое бюро (Г.); умственное и нравственное декольте, плешивый силлогизм (С.-Щ.).

<…> Нарушение лексической сочетаемости как яркий стилистический прием создания комического эффекта лежит в основе различных шуток, афоризмов, которые обычно публикуются на юмористических страницах журналов, газет. Например: Гения признали заживо («ЛГ»); Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; наши заклятые друзья; закоренелый передовик; Наконец правительство добилось значительного ухудшения жизни народа <…> (из газ.)

Несочетаемость делает броскими заголовки: «Жанр, обреченный на успех» (о пародии); «Воспоминания о будущем» (название кинофильма); «Наедине со всеми» (пьеса А. Гельмана); «Пожизненный друг» (о «дружбе» В. Жириновского с Саддамом Хусейном) <…>. Выразительны необычные сочетания слов в песнях Вл. Высоцкого: Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души. <…> К утру расстреляли притихшее горное эхо … И брызнули камеи, как слезы, из раненых скал» (см. 24, с.15 – 16).

Лексическая сочетаемость слова нередко тесно взаимодействует с грамматической, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими и их словоизменительные особенности. Например, грамматика запрещает сочетание прилагательных с количественными числительными (большое двести и т.п.), за исключением тех случаев, когда числительное субстантивируется. Например, у В.С. Высоцкого в строке «Набираю вечное ноль семь» под цифрой подразумевается код междугороднего телефонного вызова, т.е. числительное, выступая в предметном значении, фактически становится существительным. В грамматике запрещены сочетания качественных наречий с существительными. Поэтому рекламное «чисто тайд» так же бессмысленно, как и «строго взгляд» или «весело пень».

Взаимодействие грамматической сочетаемости с лексической проявляется в примерах: увидеть спутник (в небе) и увидеть спутника (человека). Категория одушевленности и окончание В.п. предопределено двумя разными значениями слова спутник. В предложениях Солнце закрыло облако, Пони задрал гризли, Весь город ночь заворожит, Иней рассыпал мороз и п. распределение синтаксических ролей существительных и определение падежей зависит от лексического значения каждого из них и внеязыковых отношений между ними.

Следует отличать лексическую или грамматическую несочетаемость от собственно стилистической – например, от случаев «смешенья языков – французского с нижегородским» (по меткому изречению А.С. Грибоедова), т.е. от соединения в названии одного понятия русского слова с заимствованным, иноязычность которого остро ощутима и контрастирует с исконностью соседней лексической единицы, например: спикер думы, глава администрации, супрефект округа и т.п. (ср.: Гортензия Бурёнкина или Альберт Кузькин).