Отношение церкви к гражданскому браку

Счастье, построенное на грехе

Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.

Гражданский брак

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

О семье в православии:

  • Патриархальная семья в современном православии
  • О половой жизни в православной семье
  • Обязательно ли православным быть многодетными

Духовный аспект гражданского брака

Блуд, являясь грехом, вызывает духовные болезни, становится причиной многих телесных недомоганий, несчастий. За каждый грех человек даст ответ, есть не в этой жизни людям, то в будущем — Богу. Страшно представить, но две трети браков распадается по причине развода, и среди этих несчастных пар множество тех, кто начал строить свою семью блудом, интимными отношениями до законной регистрации.

Отношение церкви к гражданскому браку

Сожительство не несет никакой гражданской ответственности, многие отцы отказываются от детей, будучи не уверенными в своем отцовстве, а бывшие «жены» не имеют средств доказать свою правоту.

Гражданский брак в православии ставит лже-семью вне Таинств Церкви.

Внимание! Пары, живущие в свободных отношениях, не имеют права исповедоваться и причащаться. Это не касается христиан, которые узаконили семейные отношения в органах государственной власти. В этом случае духовный наставник каждый раз говорит супругам о важности венчания, но допускает их к Таинствам.

Жизнь сложна, бывают ситуации, когда люди не могут по каким-либо причинам оформить официальные документы, в этом случае в Церкви имеется перечень, когда венчание допустимо для нерасписанных пар.

От пробных браков появляются незаконнорожденные дети, которые уже от рождения несут вину за блуд родителей. Запутываясь в пробных блужданиях, люди меняют партнеров, разочаровываются, теряют почву под ногами. Они презираемы со временем в обществе и не приняты в церкви. Путь разочарованных некогда супругов часто оканчивается в наркомании, алкоголизме, поиске новых партнеров и других страстях.

Мнение церкви

Церковь ценит чистоту добрачных отношений, отрицая пробные связи, чтобы будущие супруги научились управлять своими гормонами, страстями, помня, что вседозволенность — не благо, а великий грех.

Грех ли жить в гражданском браке?

Сексуальное влечение не может быть основой семьи, этот дурман страсти скоро развеивается.

Совет! Православная церковь благословляет интимные отношения между мужчиной и женщиной, но только тех, кто соблюдает закон. Роспись в Загсе и венчание в церкви — единственный путь получить законное право на семейный союз, но это никогда не будет гражданский брак.

Люди отличаются от животных тем, что у них совокупление происходит с одним партнером, при этом растет ответственность между супругами и за детей. Церковь одобряет растущее влечение супругов, как стимул укрепления семьи. Человек, видящий рядом с собой не партнера по сексу, а будущего родителя своих детей, друга, которому можно все доверить, надежного товарища, не бросившего в трудную минуту, никогда не предложит пробный вариант семьи.

Некоторые «пробные» семьи через некоторое время решаются на подвиг, расписываются в Загсе и даже идут под венец, но возникает вопрос: «Почему это нельзя было сделать сразу?» Брачные договоры, разводы и даже возможность повторного венчания — разрешенные пути отступления от принятого решения создать законные отношения.

Праведность установлена не людьми, священниками, а Богом. Там, где нет Божьего благословения, будет царствовать дьявол, в этом вопросе середины нет.

Основой христианской семьи признается только любовь, о которой писал апостол Павел, оставив всем поколениям «Гимн любви» (1Кор. 13).

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Молитвы о семье:

  • Молитва Николаю Чудотворцу о семье
  • Молитва о возвращении мужа
  • Молитва о мире и любви в семье

Гражданский брак придумали люди, далекие от Церкви, не боящиеся Бога, не чтущие заветы. Женщины, которые очень хотят замуж, вступают в блудную связь, чтобы любыми средствами удержать мужчину, часто оказываются одинокими и бесплодными. Не оформленные законным образом отношения редко предполагают рождение детей.

Церковь настаивает на долгом периоде узнавания друг друга молодыми людьми перед свадьбой, чтобы не ошибиться в выборе, но это не «пробная «семья.

Тем, кто говорит, что штамп в паспорте никого еще не удержал, каждый священник скажет, что статьи закона также не являются препятствием в совершении преступления. Творец есть Бог закона. Христиане обязаны чтить законы церкви и своей страны.

Важно! Христиане, принявшие решение жить гражданским браком, делают свой выбор в сторону блуда. Всевышний Бог, наш Господь Иисус Христос и Святой Дух не могут находиться рядом с грехом. Православная церковь о гражданском браке

Мы живём в стране, большая часть жителей которой считают себя христианами. Возникает вопрос, почему христиане в нашем обществе не только не исполняют волю Христа, но и не интересуются тем, как Иисус Христос относится к сексу до брака и гражданскому браку? Благословляются ли такие отношения и «браки» Богом и церковью?

Задайте молодому человеку вопрос: «Какую он предпочитает одежду — новую или “second hand”?» Скорее всего, он предпочтёт новую одежду. Задайте другой вопрос: а какую жену он предпочитает — новую или «second hand»?

Ещё совсем недавно в русских деревнях был такой обычай: дёгтем мазали ворота того дома, в котором жила незамужняя девушка, потерявшая свою честь. Это был позор не только ей, но и всей её семье. К сожалению, современное общество придерживается совсем других взглядов. Сегодня мы живём во время сексуальной распущенности. Многие молодые люди начинают жить половой жизнью ещё во время обучения в школе. Сегодня распространены так называемые гражданские браки. Всё это Бог считает грехом.

Священное Писание ясно и определённо высказывается по этому поводу: «Брак у всех честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евреям 13:4). Господь благословляет сексуальные отношения, основанные на любви и взаимном уважении, но только в семье между супругами. В приведённом же стихе из Библии Священного Писания указываются два вида сексуальных грехов: прелюбодеяние, т.е. супружеская неверность и блуд, т.е. сексуальные отношения людей, не состоящих в браке. Человек, искренне верящий в Бога, будет стремиться исполнять волю Божью, в том числе и в этом вопросе, а не поступать, руководствуясь собственной похотью и обычаями этого мира.

Часто возникает вопрос: «Сожительство двух людей, или так называемый гражданский брак разве не является семьёй? Разве может что-то изменить штамп в паспорте?» Евангелие повествует, как однажды Иисус Христос, устав от длительного пути, присел отдохнуть у колодца. Здесь у Него произошла беседа с женщиной из самарянского селения. Зная её жизнь, Господь произнёс и такие слова о её нынешнем положении: «… правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоанна 4:17, 18). Иисус Христос сказал, что тот, с кем она сожительствовала, т.е., говоря современным языком, с кем жила в гражданском браке, ей не муж.

Во все времена и во всех цивилизованных народах был обычай создания семьи. Все понимали, что до совершения брачного обряда парень с девушкой не являются мужем и женой, но после совершения обряда они таковыми становились. И это признавали все: и светское общество и духовное. Сожительство же до момента бракосочетания считалось грехом. В народе Божьем об этом имелось ясное понимание. В Священном Писании так об этом сказано: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Второзаконие 23:17). Сегодня российское государство не придаёт статуса семьи тем, кто сожительствует. Нередки случаи, когда мужчина и женщина десятилетиями жили под одной крышей, но после смерти одного из них родственники покойного выгоняли из квартиры другого, потому что тот не имел никаких прав. Юридически те мужчина и женщина, которые сожительствовали на протяжении длительного времени, были друг другу чужими людьми.

Но как быть тем людям, кто уже сожительствует или сожительствовал с кем-то раньше, кто практикует сексуальные отношения вне брака? Мы должны помнить, что Бог даже самую плохую ситуацию может исправить. Именно по этой причине Иисус Христос пришёл в наш мир, чтобы умереть за тех, кто грешен и не достоин жизни вечной. Своей смертью Он даровал право каждому кающемуся грешнику однажды оказаться в Царстве Небесном. И если мы чувствуем, что неправильно живём, нам нужно оставить грех, привести свою жизнь в правильное состояние и быть честными перед Богом.

Евгений Анисимов

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (198) октябрь 2013 г.

Положительные моменты сожительства

Ещё в недалёком прошлом гражданский брак считался грехом. Только после венчания в храме мужчина и женщина приобретали статус законных супругов.

Сейчас уже никого не пугает сожительство до свадьбы, но хорошо это или плохо — мнения расходятся. В свободных отношениях присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты.

Какую выгоду получают партнёры в совместном сосуществовании:

  • проверка взаимности чувств;
  • практика решения бытовых проблем;
  • повседневное ведение домашнего хозяйства;
  • организация досуга;
  • приобретение сексуального опыта;
  • знакомство с нравами и привычками друг друга;
  • оценка развития дальнейших отношений.

Если период «притирки» пройден успешно, вероятность остаться вместе возрастает. Когда что-то не устраивает, несвязанные обязательствами люди просто расходятся.

В отношениях, не зафиксированных на бумаге, больше заинтересован мужчина. Официально — свободен, и в то же время всегда сыт, сексуально удовлетворён, рубашка чиста и поглажена.

Как ни странно, но положительные стороны данного союза для мужчины оборачиваются отрицательными для женщины.

Отрицательные моменты сожительства

Девушка — натура романтичная. С детства мечтает о пышной свадьбе, красивом платье, фотосессии и подарках. Конечно, всё это можно организовать, и не расписываясь, но так не принято.

Свадебный ритуал подводит определённую черту, чётко разделяющую жизнь, на «до» и «после». Супруги чувствуют ответственность, морально настраиваются на создание семьи.

Женщина в сожительстве с любимым стремится к стабильности, хочет обзавестись собственным уютным домом, загородным участком, детьми. Здесь приобретает значение финансовый аспект. В случае расставания при разделе совместно нажитого добра нередко возникают сложности.

Безусловно, не всех представительниц прекрасного пола прельщает роль безропотной хранительницы домашнего очага. Нередко приоритетами выступают карьерный рост, путешествия, вечеринки или материальная независимость. Разные цели партнёров — причина конфликта.

Казалось бы, ничто не скрепит надёжнее союз двух сердец, чем рождение малыша. К сожалению, это великое заблуждение. Если мужчина морально не созрел и не готов к отцовству, появление нежеланного ребёнка скорее приведёт к разрыву отношений. И останется только надеяться на порядочность испугавшегося папаши.

Добрый совет женщинам: пожалуйста, не принимайте единоличного решения по вопросу продолжения рода.

Жизнь вместе — «ловушка» гражданского брака

Девушка хочет замуж, но гордость или устоявшиеся стереотипы мешают поговорить или просто намекнуть любимому о своём желании. Она ждёт предложения, старается хорошо выглядеть, следить за фигурой, удовлетворять потребности мужчины, доказывая, что готова к роли законной супруги.

Мужчина видит и всё понимает, но его устраивают отношения без обязательств. Возможно, он даже опасается, что сразу после свадьбы карета обернётся тыквой, а красавица-принцесса — замарашкой.

Причин нежелания или невозможности узаконить любовную связь множество:

  • молодой возраст;
  • негативный опыт предыдущих браков или родителей;
  • суеверия, страх, предубеждения;
  • независимость, боязнь ответственности;
  • нежелание всеобщей огласки;
  • неодобрение родителями;
  • финансовые проблемы;
  • неуверенность в собственных или взаимных чувствах;
  • опасность материальных (имущественных) потерь;
  • бесплодие.

«Пожить вместе» — пробник, и большинство мужчин именно так и воспринимают неофициальные отношения. Уйдёт романтика, захочется новых ощущений и впечатлений, и с лёгкостью происходит замена «устаревшего элемента».

Так уж повелось, общество гораздо строже оценивает морально-нравственный образ жизни женщины, чем представителя противоположного пола. Незаконная жена, любовница, сожительница — эпитеты, выражающие осуждение и неприятие сторонних наблюдателей.

Законный брак не гарантирует долгосрочную счастливую семейную жизнь, но официальный статус супругов наиболее предпочтителен в юридическом, финансовом, психологическом и моральном аспектах.

Мнение психологов

Психологи полагают, что слабый пол эмоционально уязвим при неопределённом социальном статусе. Косые взгляды знакомых, жалость замужних подруг, осуждение родителями выводят из состояния равновесия, вызывают нервозность и неудовлетворённость создавшимся положением.

Женщина ощущает себя приживалкой, особенно в сожительстве на территории или за счёт партнёра.

Понятия «девственность» и «чистота» ушли в прошлое, но историческая память о целомудрии и невинности притаилась в головах современных мужчин. Легкодоступную женщину с «богатым» жизненным опытом сложно воспринимать как честную жену и хорошую мать.

Решаются на незарегистрированные отношения дамы из боязни потерять любимого и остаться в одиночестве, что говорит о низкой самооценке и неуверенности.

Когда у незарегистрированной пары рождаются дети, родители зачастую пересматривают взгляды на жизнь и узаконивают отношения, ведь подросший ребёнок задаётся вопросами: почему у мамы и папы разные фамилии, и как я появился, если не было свадьбы?

Ответить малышу не сложно, но не стоит убеждать его в безупречной правильности занимаемой позиции. В нашем обществе, к счастью, ещё уважительно относятся к традиционным ценностям, и не следует навязывать своё мнение о семье и браке будущему поколению.

Чтобы сожительство не затягивалось на долгие годы, а приобрело возможность перехода на новый уровень — официальный брак, психологи рекомендуют партнёрам заранее обговорить срок совместного проживания, по истечении которого и по обоюдному согласию сторон должна состояться церемония законного бракосочетания.

Можно назвать данное соглашение помолвкой. Правда, существует вероятность, что при постановке вопроса таким образом количество гражданских браков значительно сократится.

Примеров длительных, вполне успешных, незарегистрированных союзов, немало. Главная ошибка, приводящая к скорому разочарованию в отношениях — не видеть разницы между влюблённостью, страстью и настоящей любовью.

В болезни и здравии, в радости и горе, без макияжа и в шалаше — такие чувства не нуждаются в штампах. Но каждый, по-настоящему ценящий свою половинку мужчина, не заставит любимую долго мечтать о свадьбе, если на то нет веских оснований.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42, Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Гражданский брак – не брак?

Гражданский брак для огромного количества россиян, к сожалению, стал нормой. Люди сходятся на какое-то время, живут вместе, потом расходятся, не считая обязательным скреплять свой союз законными узами. У кого-то за спиной остается целая череда таких вот «браков». Часто можно услышать пренебрежительно брошенное: «А разве что-то значит печать в паспорте?». Что на самом деле стоит за нежеланием людей идти в ЗАГС, а потом в храм для венчания? Бывает ли любовь без обязательств? Так ли безобидны подобные отношения? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

— Сегодня мнение Церкви, выступающей против такого вида сожительства, как гражданский брак, разделяется далеко не всеми. Что на самом деле негативного в этом явлении?

— Сама постановка вопроса: «А что плохого в гражданском браке?», если при этом имеется в виду союз мужчины и женщины, не скрепленный законом и не освященный Церковью, является следствием очень глубокого общественного и личностного разрушения. В наши дни брак не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и человеческими законами.

Людям даже не приходит в голову мысль, что когда нарушается закон общества — это плохо. Но даже в древнем мире, когда не было юридической регистрации брака, существовал некий обряд, которого все придерживались и который являлся простейшей формой выражения ответственности, которую люди друг за друга брали на себя. Сегодня, когда мужчина и женщина решаются жить вместе, не скрепляя свои отношения законом и тем более в Таинстве венчания, можно говорить о том, что эти два человека имеют очень неясные взаимные обязательства и то ли отвечают друг за друга, то ли нет.

Если же говорить о духовной стороне брака, то не мы, люди, установили, что есть грех, а что есть праведность. Есть те заповеди Божии, которые дают очень ясный ответ. Мы можем игнорировать Божественные законы и жить так, будто их нет. Но если не на Христе основывается семья как малая Церковь, то туда обязательно проникнет дьявол. И тот фундамент, который люди пытаются сами заложить, он обязательно будет раскалывать, начнет ссорить и разделять людей, напускать, образно говоря, холод туда, где раньше было тепло.

Любой священник и тем более Церковь в целом является обладателем богатого опыта наблюдения за различными жизненными ситуациями. И поэтому они могут говорить о том, что всегда в основе гражданского брака лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Может кто-нибудь на этот вопрос ответить? Ведь, согласно христианскому учению, брак — это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. И если мужчина и женщина не решаются скрепить свой союз законными узами, я уже не говорю о церковных, то в их жизни этого чуда не произойдет. Они так и останутся друг другу чужими. А страшно прожить всю жизнь с чужим человеком.

— Бывает, начиная жить вместе, молодые люди говорят, что любят друг друга, и это является для них оправданием вот такого сожительства. Но из Ваших слов можно сделать вывод, что любви без обязательств перед любимым человеком быть не может. Это действительно так?

— Когда молодой человек и девушка говорят: «Мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем решение», о большой любви, конечно, речи не идет. В этом есть элементарный расчет, неуместный в отношениях любящих людей, и даже элемент предательства. Потому что один человек, пожив в таком браке, может относиться к другому уже как к родному. А этот, ставший родным, примет вдруг решение о расставании.

Конечно, нужен здравый смысл, и перед вступлением в брак необходимо понять: мой ли это человек? И вопрос: «А нас ли Господь друг другу судил?» — молодые люди обязательно должны перед собой поставить. Вступлению в брак вообще должен предшествовать довольно длительный период узнавания друг друга. И если люди понимают, что они чужие, а это сразу чувствуется, если они внимательно друг в друга всматриваются, то в брак просто не надо вступать.

— Часто люди говорят, что печать в паспорте не много значит в отношениях мужчины и женщины.

— Я допускаю, что причиной может быть неуважительное отношение к закону. Но дело в том, что любое неуважение разрушает. Когда не уважают нас, это тяжело переносить, но когда не уважаем мы, это разрушает нашу собственную душу. Если у граждан возникает неуважительное отношение к своей стране, в этом нет ничего хорошего. Когда человек в состоянии выполнить требование государства, но этого не делает, то можно говорить о начатках беззакония и хаоса, тех самых, из которых рано или поздно явится Антихрист. Некоторые святые отцы, говоря об Удерживающем, о котором пишет апостол Павел (см.: 2 Фес. 2, 7), склоняются к тому, что это Дух Святой. Но другие считают, что это — закон как видимая форма организации человеческого общества. И Ветхий Завет прежде всего был законом жизни богоизбранного исповедующего единого истинного Бога, но, тем не менее, просто человеческого общества. Была, например, заповедь «Око за око», и человек понимал, что, выкалывая глаз другому, он уже выкалывает его самому себе. Если бы не этот закон, искалеченных людей было бы гораздо больше. И это веский аргумент, почему законы надо исполнять, чтобы зло было ограничено в своих проявлениях.

— Но можно возразить: немало гражданских браков заканчивается вполне благополучными законными и даже порой венчанными союзами.

— Это возражение несостоятельно. Сегодня — огромное количество разводов по всей стране, и странно говорить о том, что гражданские браки благополучно заканчиваются. Счастливых семей сейчас мало как никогда.

— Часто приводится такой довод: что, пожив в гражданском браке, люди имеют возможность лучше узнать друг друга и понять, могут ли они вместе идти по жизни.

— С одной стороны, в этом логика присутствует. Но может ли закончиться добром то, что начинается с греха? Ведь путь от греха к добродетели, к благополучию духовному или жизненному всегда лежит через покаяние, являющееся мучительным трудом. И епитимья как некое наказание за грех может даваться священником, но чаще всего она дается Богом. И те скорби, которые несет человек в течение всей своей жизни,— это и есть епитимья за грехи, которые он совершал. И неурядицы в семейной жизни, трагедии, которые возникают, кажется, на пустом месте, на самом деле являются последствиями грехов в добрачной жизни.

— А можно конкретней сформулировать, какими могут быть последствия союза, не скрепленного законом и, тем более, в Таинстве венчания?

— Их сложно взять и перечислить, они же никем не регламентированы. Последствия такие же, как у любого греха. Это состояние, когда, оказавшись в удалении от Бога, мы лишаемся возможности воспринимать в полной мере Божественную благодать. И начинается умирание человеческой души, она увядает, как цветок, лишенный необходимой ему влаги и света. Человек начинает увядать духовно, а порой и физически.

— В гражданский брак вступают, как правило, люди, далекие от Церкви, или проблема гражданского брака актуальна и в среде церковных людей?

— Все то, о чем мы говорим, к сожалению, имеет отношение не только к нецерковным людям. Придя к Богу, человек не всегда сразу начинает вести праведный образ жизни. И многие люди, ходящие в храм, считают возможным для себя жить гражданским браком. Более того, есть и священники, допускающие таких людей до причастия. Хотя практический опыт говорит о том, что если мужчина или женщина оказываются перед выбором: либо вступление в брак или расставание до принятия решения о создании полноценной семьи, либо отказ от причастия, то в их жизни в итоге все встает на свои места. Происходят перемены, которые уже давно зрели и были неизбежны. Часто «муж», если он был противником законного брака, вдруг понимает, что этот союз, который может распасться, для него важней, чем мнимая независимость.

Порой человек может в таком сожительстве пребывать и пять, и десять лет, а расставание произойдет все равно. Но жизнь строить заново будет уже очень трудно! Тяжело спустя много лет понять, что рядом все эти годы находился человек, который просто использовал такой брак как некую удобную форму существования.

— Что может остановить от вступления в гражданский брак человека, делающего первые шаги навстречу Церкви или еще далекого от нее, для которого понятие греха достаточно абстрактно?

— Если люди в принципе не способны и не готовы поверить в существование духовной реальности, то священнику объяснить им что-либо очень сложно. Тут уж скорее нужна консультация психолога или юриста.

Но, если человек хотя бы немного верит в Бога, в наличие законов духовных, то ему необходимо помочь осознать, что такой союз всегда бьет по детям. Бывает, говоришь людям, что надо что-то изменить в своей жизни, объясняешь, что пострадают дети, но они не прислушиваются. Потом случается беда, рождается, скажем, мертвый ребенок, и человек готов на себе волосы рвать от ужаса, но ничего уже не поделаешь.

Или элементарно представьте себе ситуацию, когда ребенка спрашивают: кто твои папа и мама? И ему порой очень сложно ответить на этот вопрос, когда он знает, что мама у него «настоящая», а вот что касается папы, то тут все сложней.

— Кто от таких браков страдает больше: мужчина или женщина? Исходя из жизненных наблюдений, складывается впечатление, что все-таки женщина.

— В большинстве случаев, это так. Как правило, «виновники» гражданских браков мужчины: женщины чаще хотят иметь полноценную семью. И нередко происходит примерно такой диалог. Священник говорит о том, что, независимо от мнения общества, гражданский брак — это грех, который убивает душу здесь, на земле, и в вечности отлучает ее от Бога. И слышит в ответ: «Я готова к браку, а мой сожитель нет». Что можно на это сказать? ― «Если вы хотите жить церковной жизнью, причащаться, значит, вы должны этот вопрос перед своим супругом поставить. Да и сами задумайтесь: если он не готов вступить в законный брак, то насколько вы ему на самом деле дороги?». И трудно, и страшно этой женщине бывает решиться… А потом, спустя какое-то время, они вместе с супругом приходят в храм и венчаются. Я такие примеры знаю. Как знаю и случаи, когда люди не решались на необходимые перемены в своей жизни, но в итоге все равно расставались.

— После неудачного гражданского брака, тем паче нескольких, человек теряет доверие к потенциальным спутникам жизни. Не является ли это затем препятствием для построения новых отношений?

— Человек на самом деле определенным образом изнашивается внутренне, особенно если в прошлом у него был не один, а несколько гражданских браков. Появляется и внутреннее чувство, что любые новые отношения могут быть «не навсегда». И первая возникшая проблема становится основанием для расставания. Но в браке всегда очень много значит терпение. Если не терпеть друга, если не пытаться взаимно друг друга воспитывать и меняться, то любой брак разрушится, потому что совершенных людей не бывает. А если у человека уже есть внутренняя установка, что всегда, «если что», можно и расстаться, то всякий брак будет распадаться, и так можно остаться ни с чем.

— Гражданский брак — это некая локальная проблема в жизни личности или, все же, чтобы человек увидел и прочувствовал греховную составляющую этого союза, он должен измениться в целом и должны поменяться его жизненные ориентиры?

— Любую болезнь трудно или даже невозможно лечить локально. Если у человека болит голова, можно дать ему таблетку от головной боли. Но завтра она заболит снова, потому что причина в повышенном артериальном давлении. И если человек не принимает в целом систему ценностей христианства, то объяснить ему что-либо о гражданском браке будет достаточно сложно. Человек должен увидеть неправильность своего существования, так сказать, глобально, тогда и частности исправляются. Если человек все происходящее в его жизни расценивает с позиций удобства или неудобства для него, то вряд ли его можно убедить в том, что гражданский брак не может быть формой жизни двух любящих друг друга людей и их детей. Но если он понимает, что жизнь — нечто уникальное, один раз человеку данное, и от того, как он проживет ее здесь, на земле, будет зависеть его жизнь в вечности,— это станет прочным основанием, на котором можно строить всю жизнь.

Беседовала Юлия Семенова