Переславль залесский никитский монастырь

Паломническая служба «АРХАНГЕЛ»

На северной окраине города Переславля-Залеского, на берегу Плещеева озера, окруженный белыми стенами и блистая серебряными куполами, стоит Никитский мужской монастырь. Точная дата его основания не известна, но есть свидетельства, что монастырь берет свое начало от церквей, заложенных в самом начале XI века (примерно 1010 г).

Степенная книга гласит, что эти православные церкви, первые в здешних языческих краях, были заложены епископом Ростовским Иларионом и сыном князя Владимира Святославовича – Борисом Владимировичем. Таким образом, Никитский монастырь является старейшим монастырем Переславля-Залесского и имеет более чем тысячелетнюю историю. Монастырь был основан в честь великомученика Никиты (Никиты Готского), который распространял христианство среди своих соплеменников и принял мученическую смерть через сожжение.

Однако прославился монастырь благодаря молитвенным деяниям Переславского святого Никиты Столпника – раскаявшегося грешника, приобретшего дар исцеления.

Житие святого Никиты Столпника

Ученые относят период жизни святого ко второй половине XII века. В то время князь Юрий Долгорукий основал новый город Переславль-Залесский, и началось строительство Спасо-Преображенского собора. Никита был уроженцем Переславля и сборщиком казенных податей и налогов. Так случилось, что на строительство города и храма потребовалось усилить сборы с местных жителей. Будучи жестоким и жадным, на протяжении многих лет он грабил жителей города, присваивая значительные суммы денег себе. Пришло время, и Господь призвал Никиту к покаянию. Однажды, зайдя в тот самый Преображенский собор, он услышал слова пророка Исаии, произносимые священником, но как будто обращенные к нему самим Господом:

«Измыйтеся, и чисти будете, отьимите лукавства от душ ваших… научитеся добро творити… избавите обидимаго, судите сиру (защитите сироту) и оправдите вдовицу».

Слова проникли в самое сердце грешника, и не было ему покоя той ночью. Однако на утро бы назначен пир, и вскоре, за веселой беседой с друзьями, он стал забывать свои терзания и ночные кошмары. Тем временем, его жена на кухне готовила угощение для гостей. Когда она помешивала еду в котелке, то увидела там кипящую кровь, а в ней всплывающие человеческие головы, руки и ступни. В ужасе закричала она, и Никита бросился к ней, чувствуя, что это его касается ее крик. Заглянув в котелок, он увидел там то же самое. Никита понял смысл знамения, он – убийца и людоед. Осознав всю бесчеловечность своих деяний, со словами «Увы мне, много я согрешил! Господи, наставь меня на путь Твой!», ни с кем не попрощавшись, он покинул дом.

Раскаяние привело его в монастырь во имя святого великомученика Никиты, неподалеку от Переславля. Припав к ногам игумена монастыря, он просил спасти его душу. Не сразу поверил настоятель в искренность кающегося, он знал кто такой Никита. И повелел ему стоять три дня у ворот монастыря и всем рассказывать о своих прегрешениях. По истечении срока, игумен отправил одного инока посмотреть, что делает у ворот грешник. Но его на месте не оказалось.

Монахи нашли Никиту не у ворот, а в болоте, изъеденного комарами и мошками, которым он отдал себя на съедение, тело его было в крови. Игумен увидел глубину раскаяния просящего, ввел в монастырь и постриг в монахи.

Ни разу не отступил Никита от своего намерения. Он жил затворником, в строгом посте, дни и ночи проводил в молитве и бдении. С благословения игумена он возложил на себя тяжелые кованые вериги – железные цепи с тремя крестами, а голову покрыл каменной шапкой. Но все это казалось Никите недостаточным для искупления своих грешных деяний, и он решается на нечто, до этого не принятое ни в обители, ни вообще на Русской земле. Вырыв в земле глубокую узкую яму, в которой можно было находиться только стоя, он проводил в ней время в молитвах. День и ночь простаивал он в яме, от которой шел подземный ход в Никитский собор, довольствуясь только одной просфорой в сутки и несколькими глотками воды. За это его начинают звать Столпником.

Прошло много лет, Господь принял покаяние Никиты, и ниспослал ему дар исцеления. Слава о его деяниях разнеслась далеко за пределами города.

Одно из чудесных исцелений связано с именем черниговского князя Михаила Всеволодовича, который с детства тяжело болел. Предание гласит, что князь, прослышав про силу монаха Никитского монастыря, немедля отправился в Переславские земли. Вблизи монастыря был разбит шатер, а к Никите было отправлено послание с просьбой явиться. Никита к князю не вышел, но направил ему свой посох. Князь оперся на посох и чудесным образом стал здоров. Получив избавление от болезни, Михаил Всеволодович приказал поставить на месте своего исцеления памятный крест и выбить дату — 16 мая 1186 года.

Жизнь преподобного Никиты Столпника оборвалась мученической смертью. Однажды ночью родственники святого пришли к нему для благословения. Железные вериги, столь долго носимые им, со временем натерлись до блеска, и были приняты пришедшими за серебряные. Жадность овладела ими, они убили святого, забрали его кресты и вериги, завернули их в грубую ткань и убежали. Святой был похоронен на территории монастыря.

В настоящее время мощи святого Никиты Столпника находятся в Благовещенском храме Никитского монастыря.

История монастыря с XVI века до наших дней

Первоначально монастырь был деревянный, поэтому до сегодняшнего дня дошли только те постройки, которые были выполнены в XVI и более поздних веках в камне. Первой каменной постройкой монастыря стала одноглавая церковь, возведенная в 1528 году по приказу царя Василия III. Однако большинство сохранившихся построек – стены, башни монастыря и Никитский собор (1561-1564) были построены по приказу Ивана Грозного. Отстраивая монастырь, царь обеспечивал себе резервную крепость на случай мятежа опричников в соседней Александровской слободе. Другие сохранившиеся постройки монастыря – кельи монахов, Благовещенская церковь с трапезной палатой, часовня над местом столпничества святого Никиты и надвратная колокольня – построены в разное время и считаются более поздними (XVII-XIX век). Никитский собор является самой старой сохранившейся постройкой монастыря. Освящение собора происходило при личном присутствии Ивана Грозного, а его жена преподнесла церкви вышитый собственноручно образ святого Никиты.

В 1611 году монастырь выдержал двухнедельную осаду польско-литовского войска под предводительством Яна Сапеги, после чего пал, был разграблен и сожжен. Восстановление монастыря проводилось на средства семьи Романовых. В 1643-1645 гг. были восстановлены стены и башни монастыря, а также построена Благовещенская церковь с двухэтажной трапезной и шатровой колокольней. В комнатах второго этажа трапезных палат останавливался царь Петр I, когда приезжал в Переславль строить свой потешный флот.

В 1702 году на месте исцеления князя Михаила была построена Черниговская часовня.

Время правления Екатерины II, когда многие святые обители пострадали, монастырь успешно пережил. В XVIII-XIX веках на территории Никитского монастыря продолжается строительство. В 1768 году к трапезной Благовещенской церкви был пристроен придел во имя святого Николая Чудотворца. В XVIII веке была построена часовня над столпом Святого Никиты и некоторые служебные корпуса. Уже в XIX веке на месте старинной надвратной церкви святого Архангела Михаила, возведенной во времена Ивана Грозного, была построена высокая колокольня.

Большой урон был нанесен монастырю в советское время. В 1923 г монастырь был ликвидирован. Все его хозяйство было национализировано, а постройки долгое время занимали школа, мастерские, дома научных сотрудников и даже женская колония. Исчезли два плодовых сада и старое монастырское кладбище. Некоторые ценные предметы удалось передать в музей. Однако, были сняты колокола с колоколен и позолоченные кресты с Никитского собора. Иконостас XIX века был разрушен и сожжен.

В 1960-70-е годы под руководством архитектора Пуришева И.Б. проводились реставрационные работы Никитского собора. В 1984 году произошло обрушение его центральной главы, и собор долгое время находился в аварийном состоянии. С 1993 года монастырь вновь открыт для посетителей, в том числе и для женщин.

Сегодня в Никитский монастырь не прекращается поток паломников, которые хотят прикоснуться к религиозным святыням. В монастыре хранятся мощи святого Никиты Столпника, частицы облачений, вериги и крест-мощевик с частицами мощей. На территории монастыря находится могила святого Никиты, а часовня на месте его столпничества открыта для посетителей.

Источник Никиты Столпника

В километре от Никитского монастыря находится святой источник, выкопанный самим Никитой Столпником. Первоначально таких колодца было два, но один из них не сохранился, сейчас на том месте находится городское кладбище. Этот же колодец был выкопан у «Студеного потока» и действует по сей день. Никита копал колодцы ночью, после дневных молитв и бдений, в тяжелых веригах и каменной шапке, таково было его искупление. Считается, что вода из святого источника помогает от многих болезней. «От них же человецы почерпающе с верою вкушающи, здравие приемлют». Рядом с источником стоит часовня и обустроены две купели. Источник этот довольно известен, и зимой и летом там много посетителей, которые приезжают, чтобы окунуться в холодную целебную воду и взять ее с собой.

По одной из легенд, когда царевич Иван (сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны) тяжело заболел и никакие лекарства не помогали, его напоили и окропили водой из святого источника, и он выздоровел. К слову сказать, само рождение царевича было приписано молитвам царской четы перед могилой Святого Никиты, которого Иван Грозный очень почитал.

Переславская земля хранит в себе не только огромное количество памятников архитектуры и старины, но и является матерью многих чудес. Одно из них — житие преподобного Никиты Столпника, с именем которого связан Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Адрес: Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20

Время работы: 10.00-18.00

Казалось, давно канули в Лету те времена, когда сотрудники НКВД врывались с обысками в храмы и в массовом порядке привлекали к допросам священнослужителей.

События, открывшиеся в Ярославской области в ночь на Рождество Иоанна Крестителя зверским убийством игумена Даниила (Соколова), показали, что это не так. Следственный Комитет решил явить 21 веку правовой прецедент в классических традициях ежовщины, когда качество (т.е. социальная принадлежность) и количество репрессируемых спускались сверху.

Мы не говорим, что за убийство игумена Даниила Следственный Комитет решил репрессировать… все духовенство Ярославской митрополии. Речь идет пока только о поголовном его зачислении в разряд свидетелей преступления. Не важно: был ты хоть раз в жизни в Переславле Залесском, был ли знаком с убиенным – если лицо духовного звания, значит, — уже свидетель убийства. Раз не досмотрели за своим убитым собратом – стало быть, все и должны нести долю ответственности. Поэтому сотрудниками Следственного Комитета настоятельно предлагается при оформлении протоколов допросов всего духовенства митрополии, чтобы оно давало согласие на изъятие своих биометрических данных (настоятельно предлагается сдавать образцы отпечатков пальцев и образцы слюны, на основании которых определяется ДНК человека). На тех, кто этого делать не желает (в соответствии с голосом совести и статьей 51 Конституции) оказывается психологическое давление.

ДНК дактилоскопия

Яркий образчик подобного рода давления – расправа под предлогом проведения следственных действий над настоятелем Никитского мужского монастыря (в Переславле Залесском) архимандритом Димитрием Храмцовым, имевшая место накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Изложение происходившего мы приводим по письму, адресованному группой верующих епископу Переславль-Залесскому и Угличскому Феодору. Около трех часов дня к монастырю подъехали легковая автомашина с надписью «Следственный Комитет» и микроавтобус переславской полиции. Прибыло около 20 человек, большая часть людей была в штатском, остальные были в форме полицейских.

В это время в монастыре было несколько групп паломников, прихожане и насельники монастыря стали собираться на праздничную Всенощную службу в Благовещенском храме монастыря, которая должна была начаться в 16 часов. Сотрудники в штатском стали выпроваживать людей из храма. Один из них вошел в алтарь. Искали настоятеля архимандрита Димитрия. Когда около 15.30. часов в храме появился отец Димитрий, чтобы подготовиться к праздничному Богослужению, его окружили примерно десять человек и повели в келью в жилом корпусе.

На территории монастыря были расставлены полицейские, в задние ворота монастыря никого не впускали и не выпускали. Также никого не впускали в корпус. Отец Димитрий долгое время находился там один с полицейскими. Когда приехал адвокат Адаменко, то его также не пропускали к архимандриту. После того, как прихожанка Лебедева Светлана Васильевна дала согласие засвидетельствовать происходящее, адвоката пропустили к отцу Димитрию.

Вызывает глубокое удивление и даже возмущение подобное отношение к настоятелю монастыря, а также сам факт обращения к нему, как имеющему информацию по убийству игумена Даниила (Соколова). В день Рождества Иоанна Предтечи, 7 июля 2016 г., архимандрит Димитрий сослужил Вашему Преосвященству в Никитском соборе Никитского монастыря за праздничной Литургией, и никаким образом не мог знать о событиях, происшедших в это время в Даниловом монастыре.

В результате действий сотрудников полиции служба началась на час позже, люди были подавлены происходящим и оказанным на них и на архимандрита Димитрия психологическим давлением. Молиться в такой обстановке было невозможно. Отец Димитрий появился в храме только около 18 часов».

Вся «вина» архимандрита Димитрия заключается в том, что он отказал сотрудникам Следственного Комитета в изъятии своих биометрических данных (ДНК и отпечатков пальцев). Кроме того, сдавать ДНК и отпечатки потребовали у всех священников трех близлежащих епархий. Но некоторые священники отказались это делать. Таковых священнослужителей в митрополии немного, но они есть. Большая же часть духовенства соглашается на забор ДНК и отпечатков, потому что работники Следственного Комитета говорят: если не соглашаетесь на изъятие биометрических данных, значит, есть что скрывать, а это уже основание для подозрения конкретно вас в убийстве игумена Даниила.

На 40-й день после его кончины в Свято-Троицкий Даниилов монастырь Переславля Залесского приехали все, кому отец Даниил был дорог. Работники Следственного Комитета, которые также появились здесь, принуждали всех присутствовавших в монастыре людей к сдаче ДНК и отпечатков, в том числе и прихожан. Были перекрыты оба входа в монастырь, и никто не мог выйти из монастыря без прохождения этой процедуры, не соглашавшихся сажали в машину. Не оскорбление ли это в высочайшей степени, и особенно в такой памятный день!

Для чего Следственному Комитету база биометрических данных на все православное духовенство Ярославской области? Чтобы раскрыть одно это преступление? Или чтобы все духовенство иметь у себя на крючке? Так, на всякий случай.

Если, опять же, имеется подозрение, что преступление совершило именно духовное лицо, почему не иметь в разработке духовенство также Московской, Владимирской, Ивановской областей, поскольку они все рядом? Москва находится от Переславля на таком же расстоянии, что и Ярославль, отдаленные же районы Ярославской области намного дальше от Переславля, чем Москва.

Прецедент поголовного изъятия Следственным Комитетом у духовенства целой митрополии биометрических данных в современной России важен. Если все пройдет гладко, можно будет сделать вывод: уж коль духовенство молчит, можно заводить соответствующие картотеки на всех граждан страны (как это сделано в Соединенных Штатах) – никто и не пикнет. Так будет утверждаться изобретенный масонами Новый мiровой порядок.

Только объясните: кому в данном случае служит Следственный Комитет по Ярославской области: России или же все-таки Новому мiровому порядку, победа которого в веках кричит с каждого американского доллара?

Священники и прихожане Ярославской митрополии

История Никитского монастыря с основания до XVII века

Современные насельники, живущие в Никитском монастыре, придерживаются версии, что он был основан в 1010 году. Именно тогда сын Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Илларионом стал основывать первые христианские церкви вокруг Плещеева озера. Считается, что один из этих храмов и был первой монашеской обителью, которую создали для распространения христианской веры среди язычников.

А посвятили монастырь Великомученику Никите. Этого святого христиане еще называют Никитой Готским, поскольку по происхождению он был готом и родился на дунайских просторах. Согласно церковным летописям, Никита мученически погиб в 372 году, и позже был канонизирован христианской церковью как святой.

Вид на Никитский мужской монастырь

Если же опираться на литературные источники, то до монгольского периода в истории Руси, Никитский монастырь нигде не упоминается. Только в составленном в XV веке жизнеописании Никиты Столпника из Переславля приведены первые факты о жизни Никитской мужской обители.

Именно после появления в его стенах преподобного Никиты, монастырь приобретает большую известность и популярность в переславских землях. Произошло это в конце XII века. Согласно жизнеописанию, Никита был раскаявшимся грешником и жил в монашеской обители в смирении и молитве. Он обладал даром целительства, носил металлические вериги и каменную шапку. И даже вырыл глубокий столб-колодец, на дне которого неустанно молился.

Слева: северо-западная башня, собор Никиты Мученика, колокольня с церковью Архангела Гавриила. Справа: церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

За это он и получил прозвище Столпника. Здесь же, в монастыре, Никита при странных обстоятельствах был убит и похоронен иноками в храме Великомученика Никиты.

В конце XV века в Никитской обители недолго жил преподобный Даниил – основатель Свято-Троицкого Даниловского монастыря. В последующее время монастырь обрел большую силу, благодаря Ивану Грозному, много раз приезжавшему в Переславль на богомолье. Царь очень боялся измены своих опричников в Александровской слободе и стал готовить себе новую крепость, которой можно было бы воспользоваться, как запасной. Он повелел выстроить в монастыре высокие каменные стены с башнями и бойницами, а также каменные здания. Кроме того, царь передал обители многочисленные вотчинные земли – села и деревни вместе с проживавшими там крестьянами.

Слева направо: собор Никиты Мученика, часовня на месте молитвенного подвига Никиты Переславского, колокольня с церковью Архангела Гавриила, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Есть в истории этого монастыря особо героические страницы. В Смутное время монахи успешно выдержали первую атаку польского войска в 1609 году. А спустя два года, в 1611 году, хотя обороняющиеся 15 дней мужественно отражали удары польско-литовского войска Яна Сапеги, все же неприятелю удалось прорваться внутрь монастырских стен. Монастырь был разорен и сожжен, а большинство его защитников убиты.

Это был пример настоящего подвига. Ведь в то же самое время более мощный по своим оборонительным возможностям Борисоглебский монастырь, испугавшись врага, сдался на его милость без боя. Поврежденные стены Никитского монастыря восстановили только через 30 с лишним лет. А башни надстраивали заново уже в XIX веке.

Старые храмы и постройки на монастырской территории

Главным храмом монастыря стал Никитский собор. Этот четырехстолпный пятиглавый храм возвели по указу царя Ивана Грозного (1561-1564). А южным его пределом является каменная церковь Никиты Столпника, построенная еще раньше, по повелению отца Ивана Грозного — Василия III. Четырехскатную крышу для этот большого храма сделали позднее – в XVIII веке. И для симметрии, с северной стороны церкви пристроили Всехсвятский придел.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Здание Никитского собора монументально, величественно и очень светлое и просторное внутри. Центральный его купол значительно крупнее остальных. После проведения реставрационных работ в 60-70-х годах прошлого века, центральный купол в конце 1980-х годов неожиданно обрушился. Сейчас храм полностью восстановлен, и завершаются реставрационные и строительные работы по его внутренней отделке.

Неподалеку от главного храма стоит Благовещенская церковь с трапезной палатой, которую возводили и перестраивали в XVI-XVII веках. О многочисленных переделках свидетельствует тот факт, что декоративная отделка этажей этого храма отличается. Считается что здесь останавливался Петр I во время своих первых визитов в Переславль.

К трапезной палате пристроена шатровая колокольня, стоящая на восьмиграннике (1668 г.). «Слухи» шатра этой колокольни заложены, а площадка, где располагаются колокола и звоны, имеет вокруг широкие арочные проемы. Эта старая колокольня – не единственная в Никитском монастыре.

Колокольня с церковью Архангела Гавриила

Вторая, гораздо более высокая, устроена над въездными воротами. Она была возведена в начале XIX века имеет три яруса. Как более поздняя по времени постройка она отличается от общей архитектурной стилистики Никитского монастыря.

Рядом с монастырем установлена увенчанная главкой небольшая кирпичная часовня (1702 г.). Считается, что ее возвели на месте, где произошло чудесное исцеление черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Монастырь окружен белокаменными стенами. Они были выстроены для оборонительного боя и имеют бойницы для ведения огня с трех уровней. Чтобы усилить прочность монастырских стен, Иван Грозный повелел скрепить кирпичи специальным раствором, а низ основания выложить из крепких валунов. Находящиеся на поворотах башни значительно выступают из стен наружу. Это позволяло обороняющимся контролировать и свободно простреливать все расстояние между башнями вдоль всего периметра стен.

Монастырский колодец