Петр и феврония

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Православный календарь на 8 июля

8 июля (25 июня по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я по Пятидесятнице (шестой воскресный день после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви празднуется день двух великих святых – благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, а также совершается память еще 5 святых, чьи имена нам известны. Далее коротко расскажем о них.

***

Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские чудотворцы. Русские святые начала XIII века от Рождества Христова. «Жить долго и счастливо и умереть в один день». Издревле этот принцип считается идеалом семейной жизни. Но мало кто знает, что это – слова из жития благоверных Петра и Февронии Муромских. Святых, которые веками почитаются как покровители семьи и брака.

Святая благоверная княгиня Феврония. Фото: www.pravoslavie.ru

История чудесного исцеления крестьянской девушкой Февронией князя Петра от страшной болезни и их дальнейшей любви интересна и поучительна. Юная целительница не только излечила князя от физического недуга, но и своей жертвенной любовью и верностью смогла полностью преобразить этого, прежде горделивого и своенравного, правителя. Однако не только их супружеская жизнь, но и сама смерть стали чудом, свидетельствующим о нерушимости истинной любви.

Из Жития святых Петра и Февронии Муромских:

Когда пришла старость, они приняли монашество… Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу… Они скончались в один день и час. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом…».

Память благоверного князя Петра и княгини Февронии Муромских

С 2008 года день Петра и Февронии Муромских отмечается и как официальный всероссийский праздник Семьи, любви и верности. Веками в начале июля к мощам святых в Свято-Троицкий монастырь города Мурома стекались тысячи паломников. А теперь этот праздник также получил и светское значение.

***

Преподобномученица Феврония дева. Святая, пострадавшая за Христа и Его Церковь в годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана (царствовал в Римской Империи с 284 по 305 годы от Рождества Христова). Феврония воспитывалась в женском монастыре в Ассирийской области, где игуменией была ее родная тетка. Но именно поэтому на юную подвижницу были возложены самые тяжелые послушания. Благочестие и мудрость Февронии стали широко известны, и даже одна знатная язычница Иерия, благодаря юной святой, обратилась ко Христу.

Во время нападения гонителей на обитель, где воспитывалась Феврония, монахинь схватили, а юной деве предложили отречься от Христа и выйти замуж за военачальника-язычника. На что святая страдалица ответила, что имеет Бессмертного Жениха и не променяет Его ни на какие земные блага. Мученицу зверски избивали, кровь текла ручьями, подвесили на дереве, разведя под юной Февронией огонь. Народ, в том числе Иерия, умоляли прекратить муки, но разъяренные язычники вырвали деве язык, выбили ей зубы, отрезали груди и, в завершение, отсекли руки и ноги. Наконец, святой мученице Февронии отсекли голову.

***

Преподобный Далмат Исетский. Пермский святой XVII века, одного из самых непростых времен для Русской Церкви. Основатель Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря (ныне – город Далматов Курганской области).

По матери святой Далмат (в миру – Дмитрий) был родом из крещеных сибирских татар, его отец, Иван Мокринский, был знатным казачьим атаманом. В молодости будущий святой имел семью и служил на государственной службе. Однако в 1642 или 1643 году оставил прежнюю жизнь и принял монашеский постриг. Некоторое время отец Далмат жил в отшельническом уединении, но в итоге вокруг него собралась крупная монашеская община.

Никоновскую богослужебную реформу преподобный Далмат не принял, отказавшись служить по новым книгам и богослужебным чинам, но в то же время в итоге решил сохранить единство с церковным священноначалием. Скончался преподобный в основанной им обители в 1697 году в 103-летнем возрасте.

***

Священномученик Василий Милицын, пресвитер. Святой из числа Новомучеников и исповедников Церкви Русской, погибший за веру Православную в начале большевистских богоборческих гонений в 1918 году.

Преподобный Никон Оптинский, исповедник. Один из последних насельников дореволюционной Оптиной пустыни, принявший монашеский постриг еще до трагических событий 100-летней давности, приведших к антицерковным гонениям и закрытию самой пустыни в 1923 году. Отец Никон неоднократно арестовывался, провел немало лет в тюрьмах и лагерях, подорвавших его здоровье, но не сломивших дух. В 1931 году преподобный скончался, перед смертью причастившись Святых Христовых Таин.

Преподобный Никон Оптинский, исповедник. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Василий Протопопов, пресвитер. Этот святой страдалец за Христа и Его Церковь служил священником в Подмосковье. 5 декабря 1937 года тройка НКВД по ложному обвинению приговорила отца Василия к 10 годам лагерей. Святой скончался в Темниковском лагере 8 июля 1940 года.

Поздравляем православных христиан с днем этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

История праздника

Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.

Святые канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни с исторической повестью, ни с агиографической.

Днём церковного почитания святых является 25 июня по юлианскому календарю, 8 июля по григорианскому. Указание летописей на то, что кончина князя Давида (Петра) и княгини и их погребение выпали на Светлую седмицу (апрель 1228 года), вызывает вопрос несоответствия времени смерти и даты церковного почитания. Церковная практика канонизации святых говорит о двух датах установления поминовения святых — в день их кончины и в день перенесения их святых мощей. В связи с этим исследователи высказывают предположение, что с датой 25 июня связано перенесение мощей святых князя и княгини из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы, уже существовавший в XV веке (обновлённый в XVI веке) на Воеводской горе, где мощи хранились до установления советской власти. Собор был снесён в конце 1930-х годов.

В связи с тем, что день памяти Петра и Февронии приходится на Петров пост, когда не совершается таинство брака, Священный синод Русской православной церкви 25 декабря 2012 года установил второе празднование в память о перенесении мощей, состоявшемся в 1992 году. Празднование совершается в воскресенье, предшествующее 6 (19) сентября.

У восточных славян

Другие названия

рус. Пётр и Феврония, Феврония Русальница, Февронии-русальницы; белор. Фяўроння, Пятро, Давыд, Ефрасіння; укр. Петра і Февронії.

С. Соломко «Сердечный вопрос» Традиции

К муромскому князю Петру и его жене Февронии обращаются супруги с молитвами о семейном счастье.

Этот день был счастливым для любви и брака, и после купальских игр в предыдущий день определялись пары суженых. По народным верованиям, в этот день заключаются счастливые браки.

Первый покос. День ведьм, оборотней, колдунов и проказ всякой нежити, начиная с домовых и кончая русалками. Считалось, что колдуны в этот день выжимают сок из тирлич-травы. Из тирлича ведьмы выжимают сок и употребляют его для своих чар, особенно против гнева властей. С этого дня купались уже без оглядки, так как считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. Этот день также считался и днём полной зрелости полевых и лесных трав, расцветающих к этому времени во всей красе. Всё растущее на земле — к «Иванову дню в полном соку».

Поговорки

  • Жара в этот день — последующие 40 дней будут жаркими.
  • После Ивана не надо жупана.
  • Время большого сенокоса.

День семьи, любви и верности

Основная статья: День семьи, любви и верности

В 2005 году в городе Волгограде был учреждён и 8 июля проведён праздник «День Святых Петра и Февронии Муромских. Российский день влюблённых». Учредителями праздника стали общественные организации «Открытый мир» и «Мы творим этот мир»

8 июля 2006 года общественное движение «Мы творим этот мир» провело в Волгограде праздник под названием «Российский день любви», куда приехала инициативная группа из Мурома, трудами которой этот праздник обрёл свой последующий статус.

В 2006 году по инициативе городских властей жители Мурома собрали около 20 тысяч подписей под обращением о «Всероссийском дне супружеской любви и семейного счастья (в память благоверных князей Петра и Февронии Муромских)», в котором призывали объявить 8 июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным ценностям.

Всероссийский праздник, получивший название «День семьи, любви и верности», впервые прошёл 8 июля 2008 года. Его организатором стал Фонд социально-культурных инициатив, возглавляемый Светланой Медведевой, супругой третьего президента России Дмитрия Медведева.

Литература

  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Купать : Купала // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882. — Т. 2. — С. 223.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Коринфский А. А. Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901.
  • Кусков В. В. История древнерусской литературы. — М.: Высшая школа, 1977. — 246 с.
  • Народная культура Сибири: Мат-лы VII науч.-практ. семинара Сибирского регион. вузовского центра по фольклору / Редкол.: Т. Г. Леонова (отв. ред.) и др. — Омск: Изд-во Омского гос. пед. ун-та, 1998. — 239 с. — ISBN 5-8268-0269-3.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Терещенко А. В. 5. Простонародные обряды // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб.: Тип. воен.-уч. заведений, 1848. — 181 с.
  • Терещенко А. В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999.
  • Фокеев А. Л. Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века: истоки, тенденции, типология. — М.: Народный учитель, 2002. — 216 с.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Рипол Классик, 2000. — 510 с. — ISBN 5-9533-0500-1.

«Святые Петр и Феврония своим подвигом любви друг к другу показали, как нужно строить семью»

8 июля, в день памяти святого благоверного князя Петра, в иночестве Давида, и святой благоверной княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев, иерей Александр Старков возглавил Божественную литургию в храме святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. По окончании богослужения батюшка совершил молебное пение перед иконой святых Петра и Февронии Муромских. Обращаясь к верующим, отец Александр в своем пастырском слове коснулся темы семьи:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, я всех вас поздравляю с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин во исцеление души и тела. Сегодня мы празднуем память святых благоверных князей Петра и Февронии. В этот день по всей стране отмечается государственный праздник Дня семьи, любви и верности. Святые Петр и Феврония своим подвигом любви друг к другу показали, как нужно строить семью. Святая Церковь ставит их в пример не только потому, что они были верны друг другу, но и потому, что они жили в Боге. Они своей жизнью показали истинную цель бытия христианской семьи — совместное шествие супругов и детей в Царствие Небесное. Конечно, данная цель достигается только через нелицемерную и бескорыстную любовь, о которой говорит нам Спаситель. Любовь есть жертва. Поэтому каждый супруг должен жертвовать чем-то ради семьи и не быть эгоистом в семейных отношениях. Муж и жена будут счастливы только в том случае, если они будут стремиться жить по заповедям Божиим. Так поступали святые Петр и Феврония. Он происходил из княжеского рода, а она была простой сельской девушкой. Когда Петр тяжело заболел, пришлось ему обратиться за помощью к Февронии. Она помогла князю исцелиться, но взамен он должен был взять ее в жены. Петр обманул девушку, и тогда он снова заболел. Феврония простила князя, исцелила его, и он взял ее в жены, но бояре не хотели признавать девушку как княгиню и Петр ушел вместе с супругой, оставив княжение на попечение бояр. После ухода князя начались раздоры. Бояре стали упрашивать Петра вернуться в родной город. Видите, дорогие братья и сестры, какая жертвенность была у Петра! Он бросил земные блага ради того, чтобы остаться со своей супругой. А теперь давайте посмотрим на себя. Могли бы мы так же поступить? В современных семьях жена ругает мужа, а муж отстраняется от своих семейных обязанностей. Часто мы можем наблюдать и такую картину — жена выполняет мужскую работу и считает себя главой семьи. Конечно, трудности надо преодолевать с любовью, приходить к общему согласию с помощью смирения и любви. Есть ли все это в наших семьях? Поэтому давайте постоянно обращаться с молитвами к святым Петру и Февронии — покровителям христианского брака, чтобы Господь даровал всем нам ту самую нелицемерную и жертвенную любовь, которая была в семье святых. Они даже почили в один день.
Сегодня мы во время Литургии слушали Евангельское повествование об исцелении Господом одного расслабленного. Не по вере самого расслабленного Христос исцелил, а по вере друзей, которые принесли расслабленного к Спасителю. Будем же молиться, дорогие мои, и не забывать слова Господа: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). С праздником! Аминь».

Авель Комбаев

Просмотров (77)