Писем от марьяны старой нашей няньки сочинение

Сочинение на тему: Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось… (5 вариант)

Б.Екимов в своем произведении поднимает проблему отношения к пожилым людям. Пронзительный, трогающий за душу рассказ о женщине, связанной с семьей героя-рассказчика, которая доживала свои одинокие дни в доме для престарелых. Марьяна не унывала, не жаловалась на жизнь, но автор все время не может смотреть ей в глаза, ему кажется, что она храбрится, делает вид, что ей хорошо. Б.Екимов заставляет читателя сопереживать, будит в нем совесть, ведь у каждого наверняка есть близкие пожилые люди, нуждающиеся во внимании. Автор в итоге приходит к выводу: надо быть внимательным к своим близким людям, не оставлять их в одиночестве, болезни и горести.

Трудно не согласиться с автором. Мы молодые, полные сил, у нас впереди вся жизнь, и порой трудно понять, что у пожилого человека уже не так много впереди, и надо просто выслушать его, помочь. Да что там говорить, даже порой излишняя, как нам кажется, забота и расспросы раздражают. Ну разве трудно ответить или сказать спасибо за заботу, даже если она не нужна. Просто ради того, чтобы бабушка или дедушка успокоились и были счастливы за внука или внучку. И не чувствовали ненужность и одиночество. Не хочется говорить, что это наш долг. Слово «долг», на мой взгляд, неправильное. Это не долг, а любовь и доброта.

Порой о наших поступках по отношению к пожилым людям приходится жалеть, хочется все исправить, но бывает поздно. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского мать главного героя Раскольникова, все бросая, жертвуя своей жизнью, бросается на помощь своему сыну, тяжелое положение которого чувствует сердцем. Но Раскольников отвергает ее заботу, точнее, не замечает, поглощенный своей идеей помочь человечеству, в том числе и матери, убив старуху-процентщицу. Мать героя умирает, не дождавшись сына с каторги. И для Раскольникова это тоже наказание.

В заключение хочется сказать, что немного любви, тепла и заботы может дать своим пожилым близким каждый. Главное – успеть это сделать, чтобы не жалеть потом о своих поступках.

Музыка старого дома

Майское утро. Солнечно. Ясно. Сочная зелень деревьев, травы. Озерняются абрикосы. На вишне, на смородине – дробь зеленых ягод. За двором могуче вздымается к небу белое, пахучее облако цветущей акации. Малая птаха славочка допевает тихую утреннюю песнь.

Дремотно воркование горлицы. Высокое голубое небо с редким пухом облаков. По земле – зеленые метелки вейника, склонились, отягченные утренней росой; белые головки одуванчиков чуть подсохнут и полетят; золотые лучистые цветы козелика не жмурясь глядят на яркое солнце.

Звяканье ведра. Тихий говор. Это сосед возится в огороде, грядки поливает. Рядом с ним внук в нарядной яркой рубашке. Тоже – цветок живой, человечий.

Мягкий солнечный свет. Гудение пчел. Нежный переклик золотистых щуров в далеком небе. Негромкие людские голоса, тихие шаги. Летнее утро на земле, возле старого дома. Тихая музыка жизни.

Прежде, в годы молодые, любя музыку, ходил я на филармонические концерты, в оперный театр. Рояль, нежная скрипка, могучий орган, симфонический оркестр, романс, песня, ария, дуэт или опера – все было по сердцу.

«Гори, гори, моя звезда… – печалясь, выводил великий бас Борис Штоколов. – Ты у меня одна заветная…» И отвечала душа моя, соглашаясь: «Да, да…» А Виктория Иванова?.. Ее неземной, поистине ангельский глас. Как далеко он уводил от земли грешной в заоблачные выси. Даже у нас в Волгограде можно было их слушать. Михаил Плетнев, Виктор Третьяков, Геннадий Пищаев; Чайковский, Бетховен, Григ…

А в Москве – и вовсе простор. Большой театр… Туда было трудно попасть. Но можно, при желании. «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Лебединое озеро», «Золото Рейна». Зал имени Чайковского или уютный зал Дома ученых на Волхонке, его камерные, словно домашние концерты.

Прошло время. А теперь?.. Спасибо музыке! Она помогла мне – не вдруг! – но услышать прежде неведанную музыку жизни.

Поневоле внимаешь грозе, шумному ливню, могучему ледоходу, морскому шторму. Но понемногу словно отворяется слух. От грома и молний переходишь к простому, будничному, но не менее прекрасному. И оно всегда рядом, возле старого дома, в нашем дворе.

Всю неделю перепадали дожди, и вчера целый день лил дождь – ровный, тихий и теплый. Лишь к вечеру разветрило. Нынче и вовсе разгорается день погожий и ясный. Густое, синее, словно дочиста промытое небо; освеженная влагой, сочная зелень деревьев и трав. В гущине вишневой рдеют сладкие вишни, на маковке, на солнцепеке, уже чернеющие от спелости, с горчиной. Золотистые, с красным бочком абрикосы тяжестью своей пригибают ветви и падают на землю, светят в тени, душисто пахнут, особенно днем, в жару. Утренние птичьи песни покойны, нежны. Утренний воздух, тоже промытый, чистый и синий, пьешь, словно влагу небесную, и никак не напьешься. Сонное гудение первых шмелей да пчел. Медленный, тоже спросонья, белой бабочки лёт.

Зелень земная, небесная синь. Час утренний, в небе – луна. Она, видно, загляделась, забыла, что ей давно пора уходить из этого прекрасного, но чужого мира. Забылась, под солнцем тает и тает, словно Снегурочка.

Прежде, в молодости, я любил живопись. Сначала это были просто цветные иллюстрации в журнале «Огонек» или почтовые открытки с репродукциями. «Утро в сосновом лесу» Шишкина: таинственный бор, неведанные звери-медведи. Или могучее, тоже неведанное, море Айвазовского, его «Девятый вал».

Потом были музеи: Третьяковка – в Москве, Русский – в Питере. Ходил туда порою изо дня в день.

Покупал заранее билеты и поутру, в безлюдье, устремлялся в залы далекие, чтобы никто не мешал, к Валентину Серову, к Поленову, к Саврасову. Смотрел и думал.

В детстве все мы грезим чем-то далеким, великим: Гималаями, Альпами, Великим Океаном – красой непостижимой. Спасибо художникам. Они мне открыли глаза и помогли увидеть иное. Этюд в Русском музее. Даже не помню чей, кажется Шишкина. Клочок земли, трава и простые ромашки. Но вдруг словно стены ушли, и большого города нет, а живая земля – вот она, и живая трава, цветок. Разве не чудо? Или портрет Нади Дервиз Валентина Серова, неоконченный, написанный даже не на холсте, а на листе кровельного железа. И вовсе ведь не красавица. Но какие глаза… Какое лицо дивное! Вот он – живой человек, мне близкий. А сколько их рядом!.. Проходят мимо, мною незамеченные. Спасибо художникам. Они помогли мне. Теперь я в музеях бываю редко, но всякий день вижу красоту земли, людей, жизни. И все это здесь, возле старого дома.

Обычный августовский вечер. Пора заката. Что-то делал в саду, потом к дому пошел. Ненароком взглянул в сторону закатную и встал. Вроде давно живу, ко всему привык, а вот глянул и замер, обо всем забыв.

Иссиня-черная туча прикрыла заходящее солнце, нависнув мрачной скалой над вечереющим миром. Рваные края ее зловеще багровеют. А рядом светит алостью чистое небо.

Темная, фиолетовая синь, багровые тревожные отсветы, алый пламень – и все это вполнеба.

А понизу, от земли вечереющей, на фоне мрачной синевы молочным дымом поднимаются легкие облака, словно купы цветущих деревьев. Видится, чудится: пожар заката, пламень его и угли, темная мгла, но белый небесный сад восстает, зацветает.

А потом солнце зашло, и все на глазах потухло.

Кончился день, и приходит ночь – пора одиночества. Темная земля – словно малая лодка. Просторное небо светит огнями звездными. Манит и манит фиолетовой тьмою и серебряным светом. Так хорошо, так красиво, спокойно… Так величаво, торжественно звучит слитный хор садовых сверчков, словно неземная песнь. Но зябко. Даже в теплой ночи льдистый холод не сразу, но проникает в душу и сердце. Так и должно быть, когда стоишь на пороге мира чужого, вечного. Видишь его простор, его огни. Дальше ступить – не твоя воля. Но настанет час. От этой мысли холодеет сердце. Хорошо, когда рядом земное, человечье тепло. Оно отогреет, поможет забыться. До утра.

Когда просыпаешься в новом дне, словно в новой жизни, и все тебе в радость, будто впервой. Нежно, вполголоса поет для тебя малая птаха в смородиновой гущине. И сладкий утренний воздух вдыхаешь, словно впервой. Еще незрелую вишню рвешь горстями и ешь, морщишься, но снова рвешь, потому что просит душа этой кислины, терпкости. Или нежная пресная сладость ягод тутовника. Смородина… Или вишня поздняя, припеченная, черная, с горчиной. Пряные абрикосы… А напослед – ковш утренней прохладной воды, из глубокой земли пришедшей. И еще один, верхом, чтобы лицо остудить. А в теплую пору и ведра-другого не жалко. Разом, с головы до пят. Чтобы не только слухом, чутьем и взглядом, но всей плотью, душою почуять утренний час на земле, возле старого дома.

Методическая разработка

открытого урока по литературе в 6 классе
по теме
» Сохранить бы душу живу»
(по рассказу Б.П.Екимова «Живая душа»)
Цели: (слайд 1)
— знакомство с автором и рассказом, его героями, анализ рассказа;
— понимание истинного значения фразеологизма «живая душа», наблюдение за проявлением духовных качеств личности, таких, как сострадание, доброта, человечность, любовь к живому и память об ушедших, несущих даже после смерти свет и тепло народной нравственности;
— развитие речи учащихся в ходе рассуждения на высокую морально-нравственную тему.
Оборудование:
— оформленная доска (плакат и эпиграфы к уроку, тема на доске на весь урок).
— презентация урока Э.Н.
Эпиграфы:
«Доброе – это прекрасное в действии» (Ж.Ж.Руссо),
«Добро не наука, оно – действие» (Ромен Роллан);
Ход урока.

  1. Организационный момент и постановка целей (слайд 2)

Биография автора (слайд 4,5)

  1. Вступительное слово учителя (слайд 3)

«Сохранить бы душу живу….», — с этими словами обратился к своему современнику, человеку XX века Василий Макарович Шукшин.
Что вложил он в эти слова? Почему они имеют такое великое, необыкновенно актуальное значение в наши дни?
Я думаю, что в этих словах заключено не только жизненное кредо писателя, убеждение, не требующее доказательства, но и основной закон народной нравственности, который мы, люди XXI-го века должны взять в наше, надеюсь, прекрасное завтра и передать нашим потомкам.

  1. Живая душа…

Обратимся к этиологии этого слова (слайд 6):
Живой – общеслав. индоевропейского характера.
Сравним: vivus — живой (лат.)
bios — жизнь (греч).

В «Толковом словаре (современная версия)» В.И. Даля, издательства ЭКСМО читаем (слайд 7):
Душа – I. бессмертное духовное существо, озаренное разумом и волей;
II. душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр.
Живая душа – одаренная духовной, бесплотной жизнью или же не погибшая во зле и лжи, спасенная.
А теперь обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, изданному в Москве издательством ОНИКС в 2010 году:
Душа – внутренний психологический мир человека, его сознание.
(Живой души нет – никого нет).
*Обязательно в конце урока о мальчике!!!!
Дух – психологические особенности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие. (слайд 8)
Живой – деятельный, полный жизненной энергии. Живой темперамент.

  1. Выход на уровень восприятия:
  1. Какое толкование кажется вам наиболее полным?
  2. Как бы вы, ребята, сами объяснили значение этих слов «Живая душа»?

  1. Работа в группах по подбору лексики, фразеологизмов по теме. (слайд 9)

I группа (ряд) – подберите синонимы к прилагательному «живая» во фразеологизме;
II группа (ряд) – с какими существительными и в каких значениях можно употребить прилагательное «живой»;
III группа (ряд) – найдите и выпишите фразеологизмы со словом «душа».

Живая душа Живой Душа
Чистая
Светлая
Добрая
Отзывчивая

Непорочная

Взгляд
На нитку
Характер
Дитя, ребенок
Речь
Жизнь
Слово
Разговор
Пример
Существо
Природа
Всей душой
Вытянуть душу
До глубины души
Душа вон
Душа болит
Жить душа в душу
Душа нараспашку
Душа не лежит
Душа не на месте
Душа в пятки
Душа радуется
Душой и телом
Души не чаять
Какое ближе смыслу
рассказа?
Какое используется в рассказе? Почему? Какие из них можно отнести к героям рассказа?

  1. Анализ рассказа (слайд 10)

Словарная работа.

  1. Что, по мнению народа, самое главное в жизни человека, о чём мы никогда не должны забывать? Какие слова сопровождают нас ежедневно?

Здорово живёте!
Спасибо.
Живы – здоровы.
Слава богу – главное это здоровье, жизнь.

  1. По каким законам живет семья Тебякиных?

— по законам доброты, гостеприимства, открытости, радушия….

  1. Чья жизнь идет несколько вразрез с жизнью семьи? Кто держится в ней особняком? (слайд 11)

Кулугур (дед) – старовер, живущий по строгим правилам веры, суровый, неприветливый с виду.
Быча (внук) – делучий, кулугуристый, прям старичок, натурный.

  1. Почему они себя так ведут?

Умерла баба Маня, которая согревала их теплом своей души.

  1. Почему её смерть так тяготит их?

Свет! Тепло! Доброта! Забота! Любовь!

  1. Можно ли ставить свою боль выше гостеприимства?

(проблемный вопрос) *
А люди, нарушающие чужое уединение, связанное с болью, разве правы?

  1. Как ведет себя мальчик с приезжим и с бычком? Почему? (слайд 12)

Суров со взрослым, недоверчив,
не подпускает к душе (взрослому не нужна помощь, защита…)
Малышу нужна забота, защита, доброта, любовь матери (а, этого-то и нет!!!)

  1. В чем же проявилась забота? Какие слова это подчеркивают?

Заметил, позвал, погладил, подтолкнул, почуял хрупкую плоть, повёл, довёл, отпустил…
(определите вид глаголов – почему это глаголы совершенного вида?)
забота, доброта – это действие, которое необходимо завершить, не останавливаясь на полдороге. Совершенное уже действие!

  1. Что общего между ребенком и бычком?

Вспомним и сравним (зачитываем) (слайд 12)
(слайд 13)

Мальчик Телок
пухлая розовая губёнка
крупная лобастая голова
взгляд исподлобья
маленький, взъерошенный,
в сосулях, ноги врастопырку,
всё в нём детское: мягкая плоть, белые копытца, тонкие в камышинку ноги, большие, синие, словно сливины, глаза, хрупкая плоть

Они воплощают собой детство

  1. В чём больше всего нуждаются и телок, и мальчик? Кулугуристый быча Алешка?

В заботе! В любви! В человеческой доброте! У одного ее не было никогда, а другой – помнит, что это такое!

  1. Как к этому бычку относятся остальные? (слайд 14)

Найдите, зачитайте, что скрывается за поведением этих людей?

Скотник
Управляющий
Приезжий
Чего нет в душах взрослых?
А душа-то есть?

  1. Как автор проводит для нас линию доброты, как совершаемого действия, которое не могут или не хотят, не смеют совершить взрослые?

стр. 55 Мальчик пытается кормить бычка!

  1. Какое значение вкладывает он в слова «Живая душа»? Почему оно у него шире, объемнее?

жалость и доброта, любовь ко всему живому, забота

  1. По каким же законам строит свою жизнь мальчик? (сравните с семьей)

бабы Мани
Любовь, забота, жалость, доброта!!!!
Мальчик живет ,как жила бабушка Маня.

  1. Почему по дороге домой и дома вечером он вспоминает только о бабушке?

читаем стр. 55-56

  1. Как мальчик относится к смерти? Почему?

Чего хочется мальчику, почему?
Что окончательно и бесповоротно понял он в эту ночь?

  1. Какие глаголы передают внутреннее душевное состояние, напряжение мальчика?

вцепился, впился (совершенный вид и крайняя степень напряжения)
ждал, стоял, видел (несовершенный вид – действие продолжалось долго)

  1. Что произошло в душе мальчика?

  1. Смирился ли после этого он с неизбежностью, почти обыденностью

смерти?
Думайте! (стр. 57)

  1. Ребята, мир должен существовать для всех?

А кто может решить: кому – жить, кому – умереть?
Может ли кто-то взять на себя ответственность за чью-то жизнь?

  1. Для кого будет существовать эта жизнь, а для кого – нет?

Для Алёши и бычков (кроме бабы Мани и крас. Телка).

  1. Как этот вопрос решает для себя Алёша?

Что рождается в его душе после раздумий?
Протестует добрая, живая душа против смерти!

  1. Ребята, давайте еще раз вспомним — что такое доброта?

совершенное действие

  1. Как в действии показана автором решимость Алёши? (слайд 15)

решил, возьмёт, привезёт, поселит (совершенный вид, будущее время) – обещание жизни живой душе;
пусть не умирает (будущее время) – решение принятое окончательно!

  1. Как ведёт себя кулугуристый, неприветливый мальчик с бычком?

Один малыш и другой малыш?

  1. Какой аргумент в разговоре с дедом самый главный для Алёши?

– он – живая душа!

  1. Кто мог бы еще произнести те же слова?

  1. Почему мальчику приснилась баба Маня? (слайд 16)

зачитываем стр. 59
Почему она явилась ему с телком?

  1. Как относится к своему герою Б. Екимов?

  1. Каким увидели его мы?

  1. Почему рассказ называется «Живая душа»?

  1. Эпилог урока.

Обратимся к эпиграфам к уроку.
Читаем эпиграфы. (слайд 17)
Ребята, что вы поняли сегодня?
Прочитайте высказывания о доброте.
Какое из них вам ближе? (слайд 18)
На дом:
1) Мой друг Алеша Тебякин (сочинение-рассказ)
2) Каким предстал передо мной герой рассказа Б. Екимова «Живая душа»
Алёша Тебякин? (сочинение-рассуждение)
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. (Виктор Гюго)
Живут лишь те, кто творит добро. (Л. Толстой)
Добро, приносимое людям, радует душу. (Томас Джефферсон)