Плоды духа святого

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание», – послание Галатам 5:22

«Ешь, пока естся», – так любит приговаривать бабушка, когда я у нее в гостях уминаю за обе щеки первое блюдо, второе, третье… Их поколение пережило серьезный голод, поэтому еда значит очень много.

Послушаешь, подумаешь, и действительно – стоит ли отказываться от того хорошего, чем Бог благословляет нас? Нужно брать от жизни все! С благодарностью, конечно, и пока желудок не подводит.

Так радостно становится на душе от этих «здравых» мыслей. Не надо мучиться, с собой бороться, бить себя по рукам, которые под покровом ночи тянутся к дверце холодильника, и уговаривать себя вместо этого прочесть еще одну главу Библии… Ту самую, где написано: «не хлебом одним будет жить человек».

Воздержание – как бы завершающий штрих в портрете праведника, яркая точка в описании духовно возрожденного христианина. Но что такое воздержание? Сверившись со словарями, видим: это добровольный, волевой отказ от разного рода излишеств, ограничение в удовольствиях, самоконтроль, удержание страстей.

Следующий вопрос: как Богу взрастить в Своих детях этот плод духа? Как научить воздержанию? Есть один прекрасный инструмент: пост.

Такое короткое, но неприятное слово, не так ли? Однако это одна из главных обязанностей христианина, согласно шестой главе Евангелия от Матфея. Объясняя слушателям, как жить праведно, Иисус начинал так: «когда творишь милостыню…», «когда молишься…», «когда постишься…». Заметьте: не «если», а «когда»! Пост, как милостыня и молитва, в теории являются естественной частью христианской жизни. А на практике?

Признаюсь, многие годы после обращения к Богу я и думать не хотела о посте. Мысль об отказе от любимых продуктов даже на короткое время раздражала меня. Но по милости Своей, Господь вложил в мое сердце понимание необходимости и благости поста. Я на личном опыте убедилась, как это важно, и от всего сердца благодарю Бога, что Он взращивает во мне этот плод.

В Библии, Ветхом и Новых заветах, немало примеров того как Божьи люди постились, и как Господь вознаграждал за воздержание. Слава Богу, и в наше время много вдохновляющих свидетельств о посте. Один из ярких примеров описан в автобиографичной книге «Человек с неба» о пасторе большой сети домашних христианских церквей в Китае.

Брат Юн неоднократно попадал в тюрьму за проповедь Евангелия. Там над служителем Божьим насмехались, его избивали на допросах и в камере. Во время одного из заключений Бог побудил Юна войти в пост. Пастор понимал, что только общение с Богом – его настоящее убежище, и отказался от пищи и воды. Пост брата Юна в тюрьме длился 74 дня! Это само по себе сверхъестественно, но сопровождалось откровениями, чудесами и покаянием заключенных и надзирателей.

На первый взгляд, это звучит парадоксально, но умение воздерживаться обогащает нашу жизнь, открывает путь к новым вершинам. Как и другие плоды Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость – воздержание является настоящим, непреходящим сокровищем Божьих детей.

Евгения Новикова

> Дух Святой. Его Личность. Плоды и дары Духа Святого. Часть 1

Дух Святой. Его Личность.

Дух Святой – это Личность и это Бог, одна из Его ипостасей. Мы все с вами знаем о Троице, которая включает в себя: Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого.

И сегодня мы поговорим о Нем, о Духе Святом. Это удивительная Личность, и сейчас на земле Он прибывает вместе с нами. Именно Он помогает нам быть христианами, передавая волю Бога в нашу жизнь и дает силы для ее осуществления.

Иисус оставил всю Славу Небес и пришел на землю в облике человека. Он мог служить только как помазанный (Миссия) Святым Духом человек. Когда Иисус ушёл обратно к Отцу (вознесение), Он не оставил нас сиротами, а дал Духа Святого нам в помощь.

7. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

8. и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:

9. о грехе, что не веруют в Меня;

10. о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;

11. о суде же, что князь мира сего осужден.

(Св. Евангелие от Иоанна 16:7-11)

Господь устроил нас таким образом, что без Него мы не можем жить, но и меняться также самостоятельно у нас не получится, и именно для этого пришел Дух Святой – помогать нам. Только Он может привести людей к покаянию и принятию Иисуса, как личного спасителя. (Иоанна 16:8-9). Самый большой грех – неверие в Бога. Дух Святой дарует нам веру, сделает жизнь победоносной и преуспевающей. (Деяние 1:8).

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

(Деяния св. Апостолов 1:8)

Лишь только Он может указать нам на те сферы жизни, которые нуждаются в изменении и приблизить нас к Иисусу. Он сошел на Иисуса, но и пребывал на Нем.

Дух Святой для нас Наставник, Советник, Помощник, Утешитель. И только Личность может обладать такими качествами: помогать, утешать, советовать. Характеристики и качества Духа Святого описаны в писании Исаия 11:2

2. и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия…

(Исаия 11:2)

  1. 1. Дух Господень.

Начало всего. Помогает нам понять кто мы, зачем и для чего живем. Узнать волю Бога и исполнить ее.

  1. 2. Дух мудрости.

Особая проницательность, способность видеть ситуацию насквозь. Иисус обладал таким качеством.

  1. 3. Дух разумения.

Различать между добром и злом, независимо от внешнего проявления.

  1. 4. Дух совета.

Способность оценивать, взвешивать факты и приходить к правильному решению.

  1. 5. Дух крепости.

Это не физическая сила, но способность иметь силу, крепость, мужество, чтоб мы смогли исполнить, Его волю.

  1. 6. Дух ведения.

Личное знание Господа (Иисуса и Отца), которого мы не можем познать без Духа Святого.

  1. 7. Дух благочестия или Дух страха Господня.

Помогает нам почитать, благоговеть, превозносить Господа. Страх потерять с Ним общение.

Господь хочет, чтоб мы стали светом этому миру. (Матф. 5: 13-16).

Нам нужно научиться прислушиваться к Духу Святому и судить о ситуации, не по внешним проявлениям, а изнутри. Только Дух Святой поможет открыть сущность проблемы, и прояснить ситуацию.

Примеры из Библии: 1)Иосиф: чистота, смирение, жертвенность. Бытие 41: 37-43 («понравилось фараону…и сказал: найдем ли мы такого, как он(Иосиф)в котором был бы Дух Божий? «.; 2.) Соломон, успешен в даре мудрости. 3 Царств 3:5-13. , 29-31.

Первое, чему мы должны научиться – управлять своей жизнью, и преуспевание придет тогда, когда в нас будет мудрость.

Дух Святой — это творческая сила в нашей жизни. И если мы вернемся в Бытие, в самое начало, то Бытие 1:2 «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою», то видим, что сотворение Земли не обошлось без Него.

Дух Святой был на Иисусе и это была причина Его успеха, Его притягательности (люди тянулись к Нему и искали встречи с Ним).

Плоды Духа Святого.

22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

(Послание к Галатам 5:22,23)

Плоды Святого Духа – это результат Его работы в жизни христианина. Библия говорит о том, что во время принятия Иисуса Христа (покаяние) (Рим 8:9, 1 Коринф. 12:13, Ефес. 1:13-14) Дух Святой наполняет человека. Задача Духа Святого изменить нашу жизнь, преобразовать ее, чтоб мы соответствовали образу Иисуса Христа. Плоды прямо противоречивы греховной природе.

19. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

20. идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,

21. ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

(Послание к Галатам 5:19-21)

Как наша греховная плоть производит плоды, которые отражают нашу природу (19-21 стихи), так и Дух Святой производит Свои плоды в нас и отражают Его природу (22-23 стихи). Это борьба греховной природы со Святым Духом. Мы заключены во плоти, которая стремится ко греху (Рим.7:14-25), но уверовав в Иисуса, как Спасителя, мы наполняемся Духом, который производит плоды и дает силу бороться с греховной природой. 2 Корин. 5:17 и Филипп.4:13.

Господь хочет, чтоб плоды Духа Святого были в нашей жизни, и они проявлялись в ней.

«Плод же духа: любовь, радость, мир…»

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»(Гал.5:22,23)

Как эту фразу понимают современники?

Владимир Юдин, Санкт-Петербург:

— Апостол перечисляет плоды Духа Святого в человеке и напоминает, что они выше всего на свете.

Ами Петриашвили, 27 лет, Тбилиси, директор туристической компании:

— Если от Бога снисходит к людям Святой Дух, то это видно по их поступкам, поступки и есть плоды духа.

Александра Хайрулина, 30 лет, Горловка, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Горловской епархии УПЦ

— Что такое закон? Закон — это ограда. Ты сюда не ходи, ты туда ходи,а то снег башка попадёт — больно будет. Когда же закон не действует? Когда не нужна ограда перед пропастью? Тогда, когда человек отошёл от пропасти.
Чем дальше человек уходит от пропасти, тем дальше он уходит от ограды; чем ближе к Богу, тем дальше от закона.

Ксения Агишева, 27 лет, Ростов, мама

— Апостол Павел называет добрые дела плодом Духа, а худые дела плодом плоти. Из этого делаем вывод, что дела злые, они исходят от самого человека, а добрые требуют усилий, труда человека, но что самое важное – требуют произволения Божьего свыше. Т.е. человек может делать дела кротости, дела смирения, дела любви, но дадут ли эти дела плод, станут ли они настоящими добродетелями кротости, любви, смирения это зависит от Бога.

Дмитрий Кузнецов, 39 лет, Киев, сотрудник компании «Bauer»

— Закон, заповеди — перила, не дают нам оступиться и упасть.
Само по себе соблюдение заповедей не спасает, но сказать, что они не нужны — можно только достигнув Цели, только соединившись со Христом.

Святоотеческое толкование:

Свт. Иоанн Златоуст

«Плод же духа: любовь, радость, мир…». Не сказал – «дело», но – «плод» духа. Что же, не излишняя ли душа? Если речь идет только о плоти и духе, то где душа? Или он говорит о существах, не имеющих души? В самом деле, когда зло приписывается плоти, а добро духу, то душе нет уже места. Но это совершенно не так, потому что воздержание страстей есть дело души и ей принадлежит; и если она, находясь посреди добродетели и порока, употребляет тело на должное, то и его делает духовным, а если удаляется от духа и предается злым пожеланиям, то и сама становится более земною. Видишь ли из всего этого, что он говорит здесь не о существе плоти, а о злом и добром произволении? Почему же он (добрые дела) называет «плодом» духа? Так как злые дела происходят только от нас, поэтому он и называет их делами, между тем, добрые требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия. Затем, перечисляя добрые дела, на первом месте поставляет корень их, говоря так: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». В самом деле, чему можно научить того, кто сам в себе имеет все, и у кого совершеннейшим учителем мудрости служит любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, преуспевающая в добродетели действием духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, (апостол) и здесь с удивительною мудростью отверг закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже премудрости, даруемой Духом.

Плоды Святого Духа

(14 голосов: 4.79 из 5)

  • Плоды и дары Святого Духа еп. Александр Семенов-Тянь-Шанский

Плоды́ Ду́ха Свято́го (добродетели) – результат воздействия на человека спасительной благодати Святого Духа (Гал.5:22-23).

Плоды Духа Святого суть те действия благодати, которые являются неотъемлемой частью индивидуальной духовной жизни христианина. Дар Святого Духа, данный человеку в Таинстве Миропомазания, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен, раскрыт. Святой Дух в нас должен принести плоды: христианин вступает в подвиг борьбы со страстями и жизнь согласно евангельским заповедям. В духовном подвиге через союз благодати и свободной воли в христианском подвижнике формируются христианские добродетели. В них и раскрывается ощутимое пребывание Божественной благодати в человеке. Поэтому плоды Духа Святого являются синонимами христианских добродетелей, складывающихся из человеческих усилий и благодатных действий, преображающих человеческое естество. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Плоды Духа Святого принято отличать от Даров Духа Святого, представляющих действия благодати, направленные на созидание Церкви через различные виды служения.

Плоды Духа Святого
Епископ Иларион (Алфеев)

В праздник Пятидесятницы мы вспоминаем событие, которым завершилось домостроительство спасения рода человеческого. В этот день Господь послал на Своих учеников Святого Духа, сошедшего на них в виде разделяющихся языков: под действием Святого Духа представители разных национальностей, собравшиеся в Иерусалиме на праздник и говорившие на разных наречиях, начали понимать слова апостолов. Мы не знаем, говорили ли апостолы на разных языках или каждый из присутствующих слышал их говорящим на его языке, но смысл произошедшего заключается в том, что каждый слышал то, что он должен был услышать, на том языке, который он понимал. И с того момента, когда Господь послал Святого Духа на Своих учеников, тайна Пятидесятницы пребывает в Церкви, давая людям возможность слышать дыхание Духа Божия и воспринимать евангельскую весть в тех понятиях и представлениях, в которых эта весть ему доступна.

Господь говорит: Дух дышит, где хочет… а не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Нам не дано знать, почему Он приходит и почему уходит. Но есть в каждом из нас некое внутреннее чувство, которое помогает нам распознавать дыхание Духа Божия, как это было с пророком Илией, который почувствовал, что не в ветре… не в землетрясении… не в огне Господь, но в веянии тихого ветра (3Цар. 19, 11…12). Мы ощущаем это таинственное дуновение, словно веяние тихого ветра, когда Святой Дух приходит к нам. Он приходит, чтобы преобразить нашу жизнь, изменить нас изнутри и изменить все вокруг нас. Когда Святой Дух приходит, мы начинаем видеть мир другими глазами и оживаем, подобно тому, как весной после долгой зимы оживает природа, появляются цветы, травы и дыхание жизни возвращается ко всему живому.
Прикосновение Духа Святого преображает жизнь человека на всех ее уровнях – не только на духовном, но и на душевном и телесном. Дух Святой проявляет Себя не только в церковной, но и в семейной и профессиональной нашей жизни. Именно потому перед началом всякого дела мы обращаемся к Духу Святому с молитвой, которую мы сегодня, в праздник Пятидесятницы, слышали неоднократно: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй… Мы исповедуем, что Дух Святой присутствует везде и наполняет Собою все, и просим Его о том, чтобы мы не оказались вне Его спасительного присутствия, вне Его благодатного действия. Мы просим, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас, чтобы Он очистил нас от всякой скверны, от всякого греха, от всего того, что мешает нам приблизиться к Богу, от того, что мешает нам увидеть мир таким, каков он есть на самом деле. Мы просим Святого Духа, чтобы на всяком нашем деле было Его благословение. Только тогда наша жизнь будет подлинно христианской, когда мы будем жить Духом Святым, когда вся наша жизнь будет нацелена на то, что святой Серафим Саровский называл «стяжанием Духа Святого».
Каковы плоды действия Духа Святого? Мы видим эти плоды в святых, например, в преподобном Серафиме. Когда Мотовилов однажды спросил святого старца, что такое Дух Святой и что значит «стяжание благодати Духа Святого», тот не ответил ему словами, но Мотовилов вдруг увидел, что лицо святого просияло подобно солнцу и старец на его глазах преобразился. Мотовилов ощутил необычайное благоухание, почувствовал необычайную радость, неземную теплоту. Так действует Дух Святой – таинственно и непостижимо, и Его действие превосходит всякое человеческое понимание и всякое человеческое слово.
«Святым Духом всяка душа живится», – говорится в церковной песни. И поистине Дух Святой «везде сый и вся исполняяй». Но наша задача заключается в том, чтобы не пропустить те минуты, те мгновения, когда дуновение Духа касается нас. Мы должны учиться распознавать присутствие Духа и в самих себе, и в Церкви Божией, и в людях, и в окружающем мире. Тогда и мы сможем – в той степени, в какой каждый из нас способен вместить, – приобщиться к Святому Духу, как приобщились к нему святые апостолы, которых Святой Дух превратил из простых, безграмотных рыбаков в великих проповедников Евангелия, так что поистине во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Если мы будем жить в Духе Святом, то и нам Господь даст такой дар языков, что на наше слово будет откликаться сердце всякого слушателя вне зависимости от его национальности, возраста, социального положения и даже вероисповедания. Такую силу дает Господь тем людям, которые взыскали благодать Святого Духа. Будем искать этой благодати, будем просить Святого Духа, Царя Небесного и Утешителя, чтобы Он пришел и вселился в нас, чтобы Он никогда не оставлял нас, и чтобы каждая наша мысль, каждое слово и дело были пронизаны Его животворным и благодатным присутствием.

Слова прп. Симеона Нового Богослова.
Том 1, Слово сорок шестое

Чрез возрождение в божественном Крещении души верующих опять оживляются и, прияв Духа Святого, как душу души, приносят плоды Духа жизни. Которые же плодоприносят зло, осуждаются вместе с некрещеными.
Окрещенный божественным Крещением называется просвещенным, а того, кто хотя уверовал во Христа Господа и в таинство воплощенного домостроительства Его, но еще пребывает в чине оглашенных, ученики и учители Евангелия Христова называют непросвещенным и творят о нем общие молитвы, прося Господа огласить его словом истины веры во Христа и открыть ему Евангелие правды; по какой причине диакон и возглашает в церкви к верным: вернии, о оглашенных помолимся, и прочее. Ибо оглашенный хотя уверовал уже во Христа Господа, но верным еще не сделался. Верным собственно называется уже тот, кому вверяется Божественная благодать и кто приемлет ее; соделывается же он верным, когда бывает просвещен, а просвещен, бывает, когда приемлет божественное Крещение. Ибо что слышал он, когда был оглашаем, в том просвещается паче слова, приемля при троекратном погружении Духа Святого и весь преисполняясь божественным светом. Притом, соделываясь в сем таинстве причастником смерти Христа Господа, он делается причастником и Его Воскресения, как говорит божественный Павел. И как Христос, воскресши, уже не умирает, смерть Им уже не обладает, так и тот, кто вышел из купели богорождения, то есть святого Крещения (которая животворит или, лучше сказать, боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевною смертию, грех им более не обладает. Кто окрещен Духом Святым, тот еще от чрева матери своей, то есть святой купели, есть уже безсмертен, потому что душа его прияла истинную жизнь, то есть благодать Святого Духа, и он не может более согрешать, как рожденный от Бога. Святой Апостол Павел говорит о сем так: в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2:11). Сие ведяще, яко ветхий наш человек с Ним распятся, да упразднится тело греховное, яко ктому не работати нам греху … Еже бо умре, греху умре единою; а еже живет, Богови живет. Такожде и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:10-11). Елицы бо во Христа крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. 6:3). Таким образом, что для Христа Господа были крест и гроб, то для нас есть Крещение; и как Христос умер плотию и воскрес, так и мы умираем греху и воскресаем для добродетели силою Божиею: дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4). Итак, хотя, возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный, но, если согрешит когда-либо верный, то он (уже перестает быть верным) изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами; и (если желает снова войти в нее) подвергнется церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыжением, безчестием, слезами и воздыханиями не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратиться к нему, как была дарована во святом Крещении.
Два есть светила, светящее нам: Бог – умное Солнце, Который дает свет умным очам души, да видит мысленно невидимую тварь, и чувственное солнце, которое дает свет чувственным очам, да видят тварь чувственную. Как никто не видит, какие места ровны и какие неровны, какие дорожки чисты и какие засорены, если не взойдет и не засветит чувственное солнце, так никто не видит, где рвы греха и где ровные стези правды, если не воссияет ему умное Солнце. Итак, если найдется христианин, который ходит стезями греха, или всеми, или некоторыми, то такой – не христианин, ибо христианин есть и именуется просвещенным; всякий же, ходящий во свете, видит рвы и стремнины (и не позволяет себе падать в них). Если же не видит их и падает, значит, не имеет света, и потому, как же он будет христианин? Если и говорит он, что видит, но грешит, будучи, обольщаем диаволом, то лжет. Не видит он добре, но видит, как видят и непросвещенные, то есть неверные. Ибо и они видят и различают доброе и злое, и, однако ж, не уклоняются от злого, потому что не видят чисто, что есть главным образом добро и что есть главным образом зло. Итак, христианин, который не видит зла чисто, глазами не засоренными, еще не христианин, и надлежит ему подвизаться, воздыханиями и слезами, постами и молитвами войти в тот истинный и совершенный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир. Христос Господь затем и пришел в мир, чтобы верующим в Него даровать очищение и избавление от грехов. Очищение грехов дарует Он чрез святое Крещение, а избавление от греха дарует чрез святое причащение Пречистого Тела и Пречистой Крови Своей. Ибо Сам говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Кто же пребывает со Христом, тот творит плоды добродетелей, а не плоды греха и беззакония. Почему, кто после Крещения и причащения Тела и Крови Христовых не приносит добрых плодов, тот посекается, как безплодное дерево, и бросается в огонь.
Страшному подлежит осуждению не только тот, кто недостойно, при нечистоте плоти и духа, причащается Тела и Крови Господа (ибо делается за сие повинным Телу и Крови Господа), но и тот достойно осуждается и наказуется, кто причащается без плода и пользы. По двум причинам осуждается таковой за свое безплодие: первая та, что он это таинство, столь спасительное и благотворное, показывает безплодным и безполезным в самом себе, не делая ничего доброго (будто в укор ему); вторая та, что причащается неблагодарно, так как после того не являет никакого благодарения Богу чрез исполнение заповедей Его. Если Христос Господь не оставил ненаказанными тех, которые праздное произносят слово, не тем ли паче осудит Он того, кто столь великое таинство являет безплодным (праздным) в себе самом? Кто причащается Тела и Крови Христовых в воспоминание Христа Господа, что Он умер и воскрес нашего ради спасения, тому надлежит не только быть чистым от всякой скверны плоти и духа, чтоб не вкушать Тела и не пить Крови Господа в осуждение себе, но должно еще делом показать, что действительно воспоминает Христа Господа, умершего и воскресшего за нас, именно тем, чтоб являть себя мертвым греху, миру и себе и живым Богу, о Христе Иисусе, Господе нашем. Но кто после причащения не приносит добрых плодов, а напротив, творит грехи и неправды, тому место с неверными, нечестивыми и некрещеными, как видно из слов блаженного Павла: сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен (Евр. 10:29). Видишь, что есть освящение? Кто освящен, тот приносит плоды Духа Святого. Но кто верует во Христа и, однако ж, еще обладается страстями греховными, тот пусть поспешит одуматься и всякою возревновать ревностию освободиться от тиранства сих страстей, чтоб потом начать приносить плоды добродетели. Ибо прежде надобно очистить поле души от всех терний и потом посеять на нем доброе семя, чтоб его приняла в себя чистая и добрая земля и принесла обильные плоды. Если же не сделает он этого, но оставит терния расти по-прежнему и заглушать плод, то какого еще ждет он времени, чтобы совершить сие? Спеши сделать сие, пока есть день жизни; придет ночь смерти, когда никто уже не может делати.
Нам же да дарует Господь очиститься от всякой скверны душевной и телесной и принесть достойные плоды Духа Святого, во Христе Иисусе, Коему слава во веки. Аминь.

См. ПОДВИЖНИЧЕСТВО, БЛАГОДАТЬ, СИНЕРГИЯ, ДОБРОДЕТЕЛЬ.