Почему моисей разбил скрижали

Заключение Завета

Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх. 32:15-16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх. 34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор. 10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх. 34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.

Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.

  1. Моисей поднялся на гору Синай, и Бог объявил ему первые Десять заповедей.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
  1. Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей

И далее:»И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, каменные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх. 31:18) Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.

  1. После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.

Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Согласно талмудической традиции, это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю, в тот самый день, когда согласно библейскому установлению праздновался День Искупления (Йом Кипур) — один из наиболее священных еврейских праздников.

Поскольку заповеди установили завет, вполне вероятно, что они были высечены на обеих скрижалях. Это можно сравнить с дипломатическими договорами Древнего Египта, когда каждая из сторон получала свой экземпляр.

Скрижали в культуре и искусстве

Моисей, разбивающий Скрижали Завета, 1659 Рембрандт

Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.

Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.

Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы (). Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей.

В переносном смысле — «то, что хранит» (т. е. куда заносят даты, памятные события, имена, идеи и т. п.)

Письменность скрижалей

Традиционно в искусстве текст на скрижалях изображают еврейским квадратным письмом, или же более ранним самаритянским письмом (извод арамейского письма, ещё сохранивший угловатые начертания знаков для письма по твёрдому материалу). Однако оба варианта письменности являются анахронизмом для эпохи Моисея, который, скорее всего, владел египетским письмом.

Что можно есть по Ветхому Завету

(Левит, 11)

Бога занимала не только духовная жизнь людей и служение в скинии. Заботился Он и об их здоровье и создал особые правила еды. То, что можно есть, называлось «чистым», запрещенное – «нечистым». Из животных дозволялось есть только тех, кто жует жвачку и копыта у него раздвоены. Свиньи оказались нечистыми: копыта у них раздвоены, но жвачки они не жуют.

Рыба считалась чистой, если у нее есть и чешуя, и плавники. Остальная в пищу не годится. Птицы нечисты хищные: орлы, сокола, коршуны. Насекомые – летучие, ползучие или бегающие. Те, кто скачет, чисты, например, кузнечик. Нечисты все мелкие твари, ходящие по земле, скажем, ящерки и мыши. Нечистое нельзя не только есть, но и касаться их, в живом ли, или мертвом виде. Бог хранил Свой народ от всякой заразы и болезни.

Продолжение статьи читайте в посте «Что делал первосвященник Аарон в скинии?»

Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.

Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.

История появления скрижалей

Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.

Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.

Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета

Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.

Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.

Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.

Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.

Значение каждой заповеди

В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:

  • в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
  • вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
  • третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
  • четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
  • в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
  • в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
  • седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
  • восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
  • в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
  • десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.

Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Заповеди Божии. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым

Вопрос от посетителя сайта

Дорогой брат Анатолий! Я давно ищу ответа на один вопрос. Возможно Вас ответ будет интересен и другим. «Кротчайший» человек — Моисеи — разбил скрижали ручной работы Самого Творца с письменами, сделанными Его перстом. Исх.32:19. Почему огонь с неба не уничтожил его? Ведь за гораздо меньший проступок он был наказан? А с народом Божьим остались скрижали, изготовленные Моисеем, человеком. Правда, с теми же словами, написанными Им же.. Мне однажды ответили, что слова-то были те же, но изменилось наклонение:: вместо «…и ты не будешь делать», написано cтало «…. ты не должен делать». Ссылаясь на Исх.19:5-6 мне кажется правомерным такое толкование, но является ли оно верным? Был бы рад узнать Ваше мнение. Да благословит Господь Ваш труд! Лембит.

Здравствуйте, дорогой брат Лембит! Я некоторое время назад исследовал этот вопрос. И вот к каким выводам я пришел…

Говоря «за гораздо меньший проступок он был наказан», Вы, конечно, имеете ввиду удар по скале. Но! Эти два случая никак нельзя сравнивать. При ударе по скале Моисей как раз проявил свою гордыню, он «психанул», потерял из вида Господа и потерял контроль над собой.

Я считаю, что разбивание скрижалей — это часть заступнического служения Моисея. Потому что, неся в руках Закон и узнав что происходит с народом, Моисей понимает, что если он донесет Закон до стана, то это конец: все грешники будут осуждены на смерть по этому Закону. Моисей понимает, что Закон беспристрастен и беспощаден, а Бог человеколюбив и многомилостив, поэтому он предпринимает попытку загладить вину: в стане уничтожаются те, кто не покаялся в содеянном. Далее происходит перепосвящение народа и потом Моисей идет с ходатайством к Богу. И мы видим, что Бог полностью удовлетворен этими действиями, поскольку уже в 1 стихе 33 главы Он благословляет Свой народ, а Моисею Бог вообще не вменяет в вину разбивание скрижалей.

И я считаю, что так происходит потому, что в будущем Иисус сделает тоже самое. Иисус тоже образно «разобьет» скрижали Закона для нашего спасения. Только надо четко понимать, что Иисус «разбивает» не сам Закон, а его поражающее воздействие на грешника.

Интересный момент: почему Господь поручает Моисею вытесать новые скрижали? Думаете, Бог как мы обидчив? Дескать ну раз сам разбил, сам и делай? Я считаю, что Моисей своими тесными отношениями с Господом, описанными в 33 главе, доказывает Богу, что на него можно возложить часть ответственности за народ и не просто за израильский народ, но и за все человечество. Моисей — прообраз истинного Ходатая за наши грехи! Делая своими руками скрижали (а ведь он их не 10 минут делал), на которых потом Господь напишет Своим перстом заново Закон, Моисей выражал согласие за нас всех в принятии этого Закона, потому что он для нас благо, а не тирания, а также жертва, которая будет принесена для его исполнения.

Подскажите пожалуйста конкретные стихи, из которых можно увидеть разницу в словах, которые были написаны Богом на скрижалях в первый раз и во второй. Я лично её не вижу. Сказано, что написано Десятисловие, которое было сказано Богом вслух перед всем народом в 20 главе книги Исход. Если бы Моисей принес что-то иное, то вряд ли кто ему поверил. Мало того, если дословно цепляться к словам, то во Второзаконии 5 главе мы видим коренную разницу как минимум в написании IV Заповеди о субботе. Значит ли это, что тексты разные? Или Господь дал Заповедь, но потом передумал на счет её мотивировки? Не думаю! Весь вопрос в работе Божьего откровения в голове пророка. Бог дал пророку откровение, которое пророк преобразовал в весть для народа, учитывая насущные духовные проблемы.

В Исход 19 главе используется казуистическая форма «если…, то…», а Декалог дан в дидактической форме без всяких условий. Дальше уголовное, гражданское и санитарное право Господь также дает в дидактической форме. Что обещает нам Закон? Он обещает нам только жизнь. Но Господь нас любит и Он хочет нас благословить и обещает свои благословения на условиях исполнения Закона. И Закон, как ни парадоксально, выступает здесь инструментом благодати, поскольку если народ исполняет данный Богом Закон, то благословенная жизнь приходит к нему естественным образом, поскольку никто не делает зло. Но было ли когда-нибудь так в истории Земли? Потому:

4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
(Тит.3:4-7)

Поэтому разные или одинаковые слова написал Господь на скрижалях, которые сделал Сам или Моисей, — не так важно. Важно чтобы мы приняли Его Закон в нашей жизни, понимая, что своими силами нам его не исполнить, а потому — прося силы у Того, кому это удалось — у Иисуса Христа.

С уважением, пресвитер Попов Анатолий.