Помолвка в церкви

Чем обручение отличается от венчания

Обручить жениха с невестой — значит надевать им кольца. Этот термин, вероятно, происходит от польского слова обруч — кольцо, или от слова рука, рукобитье. В древности брачному обряду предшествовало обручение, которое было актом гражданским и совершалось согласно местным обычаям и установлениям насколько, разумеется, это было возможно для христиан. Обручение совершалось торжественно в присутствии многих свидетелей, которые скрепляли брачный договор.

Последний представлял собой официальный документ, определявший имущественные и правовые взаимоотношения супругов. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты; кроме того, жених дарил невесте кольцо из железа, серебра или золота — в зависимости от своей состоятельности.

Климент, епископ Александрийский, говорит: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

К X-XI векам обручение утрачивает свое гражданское значение и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвами. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие обряд обручения получает лишь к XVII столетию.

Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Обручение было испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.

В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 года предписывалось после сговора (помолвки) видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.

«Молодых обручили, а месяца через полтора и повенчали» — читаем мы у Салтыкова-Щедрина в «Пошехонской старине».

Обручение обычно составляло третий обрядный вечер до свадьбы: 1-й вечер — сватовство, сговор или первый пропой; 2-й вечер — рукобитье, помолвка, второй пропой; 3-й, последний, вечер — обручение, последний пропой.

На обряде обручения присутствовали только близкие родственники жениха (нечетное число) и также со стороны невесты, и еще сват и сваха.

Во время обручения молодые трижды обменивались кольцами при участии священника (кольцо невесты серебряное, кольцо жениха – золотое). После тройной перемены колец серебряное оставалось у жениха, ибо он всегда должен был памятовать о слабости своей подруги, а золотое — у невесты, в знак того, что женская слабость находила опору в исполненном силою мужества избраннике.

По окончании церемонии молодых благословляли и обменивались подарками.

Со дня обручения жених и невеста хранили эти кольца с величайшим благоговением и возвращали их друг другу в день венчания.

Обручальные кольца надеваются на четвертый палец правой руки.

В наше время обряды обручения и венчания молодых совершаются в один день, поэтому нелишне будет остановиться здесь на вопросе о кольцах.

Дело в том, что нельзя путать обручальные кольца и свадебные, так как это совершенно разные понятия.

Перед венчанием молодые обязательно должны зарегистрироваться в ЗАГСе, откуда они идут под венец уже с кольцами на руках. Но тогда теряет смысл обряд обручения, который совершается по старым традициям.

Во всем мире существует традиция дарить друг другу кольца сначала при помолвке, а потом, еще одно, — во время свадебной церемонии.

Что происходит у нас — не совсем понятно. Вероятно, тем, кто решил венчаться, необязательно надевать свадебные кольца в ЗАГСе.

Свадебные кольца также надевают на четвертый палец правой руки, рядом с обручальными.

Обручение скрепляет молитвой и церковным обрядом взаимное стремление к браку. Брак – таинство, в котором по Божественному благословению этот союз рождается. В древности обручение и венчание были разделены определенным временем. Будущие супруги в течение некоторого срока должны были приготовить себя духовно к этому великому для их жизни событию. Могли быть и жизненно-практические причины. Все это сохраняет значимость и в наше время. Время между обручением и браком определяет (в согласии с женихом и невестой) духовник. Если его нет, то это делает священник, к которому будущие супруги обратятся за благословением на брак.

Обручение совершается священником в притворе или у западной стены средней части храма. Священник надевает жениху и невесте кольца, которыми они затем троекратно обмениваются.

Помолвка – важная часть свадебных традиций. Это прекрасное и незабываемое событие в жизни пары, решившей связать себя узами брака.

Как организовать помолвку

Строгих правил, регулирующих, как нужно устраивать помолвку, нет. Влюбленные решают, каким образом провести это событие, в зависимости от своих предпочтений.

Однако будет лучше, если жених и невеста познакомятся с родителями друг друга до помолвки. Это позволит найти общий язык с будущими родственниками и установить с ними хорошие отношения.

При знакомстве с родителями важно произвести положительное впечатление. Нужно заранее договориться о времени и месте встречи. Хорошо, если молодой человек придет не с пустыми руками.

Будущей теще можно подарить цветы, а тестю – бутылку качественного коньяка. Не лишним будет посоветоваться насчет подарков с невестой: она точно должна знать, что понравится ее родителям.

Не стоит устраивать помолвку так, чтобы она была сюрпризом для родителей.

Сейчас не все пары считают нужным перед помолвкой получить одобрение родителей. Тем не менее хорошим тоном считается визит жениха в дом невесты, во время которого он просит руки возлюбленной у ее родителей.

Некоторые молодые люди просят родительского благословения. В православии этой традиции придают особое значение. В нерелигиозных семьях родители могут просто сказать несколько напутственных слов.

Что для этого нужно

Важным элементом помолвки является кольцо, которое мужчина дарит своей возлюбленной. К этому вопросу следует отнестись серьезно.

Относительно размера и внешнего вида кольца можно посоветоваться с мамой, сестрой или подругой невесты.

Если девушка принимает кольцо — это значит, что она согласна выйти замуж. В случае расторжения помолвки девушка должна вернуть кольцо жениху.

Невеста также может преподнести подарок своему избраннику.

Хоть помолвка и необязательно должна проходить, как роскошное торжество, все же это важный день в жизни каждой пары, поэтому стоит отметить его соответствующим образом. Можно устроить веселую вечеринку с множеством гостей или отпраздновать в небольшой компании родственников и самых близких друзей.

Несколько нюансов, о которых следует помнить:

  • заблаговременно нужно решить, где и когда будет проходить праздник, составить список гостей, продумать меню;
  • разослать приглашения гостям необходимо заранее;
  • не стоит приглашать гостей, которых не собираетесь звать на свадьбу — это плохой тон;
  • нужно продумать вопрос фото- и видеосъемки, ведь паре наверняка захочется запечатлеть этот день;
  • помолвку часто приурочивают ко дню подачи заявления в ЗАГС, но это необязательно.

Традиционный обряд

Раньше свадебные традиции были значительно сложнее. Чтобы пожениться, нужно было пройти несколько этапов.

Сперва девушку сватали. Родители юноши посещали дом родителей потенциальной невесты и обсуждали возможность бракосочетания детей. Если они приходили к согласию, то обговаривался вопрос приданого. Зачастую желания молодых людей относительно будущего брака никак не учитывались. Все решалось на усмотрение родителей.

После сватовства парень и девушка условно считались женихом и невестой.

Во время этого этапа еще можно было расторгнуть договоренность о свадьбе. Однако та сторона, которая хотела приостановить подготовку к бракосочетанию, должна была предоставить весомые причины такого решения, чтобы избежать позора.

Следующим шагом было рукобитье. Родители договаривались о деталях обручения и обсуждали финансовые вопросы. Молодые устраивали праздник, на котором они подтверждали среди сверстников свой статус жениха и невесты.

Завершающим этапом являлось обручение. Этот обряд проходил в церкви в присутствии священника и родителей пары.

Обручающиеся должны были обменяться кольцами. Сначала невесте вручали серебряное, а жениху – золотое. Затем происходил троекратный обмен кольцами. В итоге невеста надевала на палец золотое кольцо, а у жениха оставалось серебряное.

Материал колец различался неслучайно. Золото символизировало надежность избранника девушки, серебро – мягкий и покорный характер невесты. В наши дни этот обычай не соблюдается, и брачующиеся обмениваются кольцами из одинакового металла.

После обручения брак считался неизбежным, ведь молодые люди объявили о решении стать мужем и женой перед Богом.

Бракосочетание не следовало сразу за обручением. Обычно дата венчания назначалась через полгода после проведения обряда. Этот период служил для того, чтобы будущие супруги могли подготовить себя духовно к важнейшему в их жизни событию. Иногда срок между этими двумя обрядами был обусловлен более практическими причинами, например, отправлением жениха на военную службу.

Современные варианты проведения

Вариантов, как провести помолвку, существует огромное множество. Вот некоторые из них.

Скромный праздник

Можно отпраздновать помолвку в тесном семейном кругу. Этот вариант хорош тем, что позволяет пообщаться с самыми близкими людьми в уютной домашней атмосфере.

Такое мероприятие не потребует больших затрат и даст возможность устроить более пышную свадьбу или отправиться в свадебное путешествие.

На природе

Интересный способ отметить помолвку – организовать пикник. На природе можно играть в веселые подвижные игры — так не придется беспокоиться, что кто-нибудь заскучает. К тому же праздник на свежем воздухе не потребует слишком долгой подготовки. Нужно только позаботиться об угощении и придумать несколько конкурсов.

Тематическая вечеринка

Этот вариант, скорее всего, получится довольно затратным, так как тематическая вечеринка предполагает специальные костюмы и особое оформление интерьера. Но если финансовый вопрос не смущает влюбленных, то остается лишь определиться с темой торжества. Тут идеи могут быть самыми разными. Ковбои, пираты, средневековье, Древняя Русь… Все зависит от фантазии и предпочтений будущих супругов.

В европейском стиле

В организации такой помолвки нет строгих правил. Это может быть и шикарный светский прием, и легкий фуршет, и скромный домашний праздник.

Нужно заранее разослать приглашения на вечеринку. По европейским традициями гости дарят паре небольшие подарки. Также на Западе есть обычай после праздника отправлять гостям благодарственные открытки.

Романтический вечер

Не менее прекрасно отпраздновать это событие, проведя ее наедине со своей второй половинкой. Можно устроить романтический ужин дома или в ресторане. Можно погулять по пляжу или полетать на воздушном шаре. Вариантов очень много. Главное — выбрать то, что позволит насладиться этим днем и надолго запомнить его.

Обряд обручения

Во время обручения жених и невеста обмениваются кольцами, поэтому важно заранее позаботиться о колечках.

Если пара хочет обручиться в церкви, то нужно предварительно выбрать храм, где будет проводиться обряд. Также необходимо поговорить со священником, обсудить с ним все детали предстоящего события. Иногда батюшка дает молодым советы — тогда к ним стоит прислушаться.

Кроме того, в настоящее время обручение в церкви довольно часто проводится непосредственно перед венчанием. Следует это учесть и подготовить все необходимое для обеих церемоний.

Обвенчаться нельзя, если молодые официально не зарегистрировали свой брак в ЗАГСе.

Церковное обручение

Церковное обручение свидетельствует о готовности молодых людей заключить брак и нести за него ответственность перед Богом. Поэтому для верующих людей этот обряд имеет большое значение.

Церемония обручения в православной церкви выглядит следующим образом:

  1. После окончания литургии обручающиеся находятся в притворе храма, лицом к алтарю. Молодые стоят порознь: невеста находится справа, жених – слева.
  2. Священник выходит через Царские врата иконостаса, неся в руках Крест и Евангелие, которые затем устанавливаются на аналой.
  3. Священнослужитель приближается к будущим супругам, благословляет их, вручает им две зажженные свечи и ведет внутрь церкви.
  4. После этого начинается каждение и чтение молитв.
  5. Затем священник берет кольца у дьякона и надевает их на пальцы обручающихся.
  6. Жених и невеста трижды обмениваются ими.

На этом обряд обручения заканчивается, после него следует венчание.

Светское событие

Обручение не является обязательным обрядом. Людям, для которых религия не очень важна, нет необходимости обручаться. В качестве альтернативы они могут организовать помолвку.

Влюбленных можно считать обрученными, если мужчина подарил девушке кольцо и сделал предложение.

Обручальные кольца

Обручальные кольца — это не просто свадебный аксессуар. Они являются символом любви супругов, олицетворяют их семейное счастье.

Как выбрать

Обручальными кольцами жених и невеста обмениваются в ЗАГСе. Традиционно они бывают гладкими, сделанными из одного металла, обычно из золота. Но сегодня пары нередко выбирают кольца, которые изготовлены из нескольких видов металла или украшены драгоценными камнями. Так что все зависит от вкуса и финансовых возможностей влюбленных.

Обычно обручальные кольца покупает жених, но выбирать их лучше вместе. Так как это украшение носится всю жизнь, важно серьезно подойти к выбору. Кольца должны быть подходящего размера. Ширина пальца немного изменяется в зависимости от времени года, физических нагрузок и других факторов. Хорошо бы примерить обручальное кольцо несколько раз, чтобы убедиться, что оно действительно удобно.

Обручальное кольцо отличается от того, которое дарится на помолвку.

Классическим помолвочным кольцом считается золотое с бриллиантом. Разумеется, кольцо может выглядеть и по-другому. Обязательным условием является лишь наличие драгоценного или полудрагоценного камня.

История

Женщина-католичка показывает обручальное кольцо.

Происхождение обручения должно быть отнесено к тому моменту, когда уплата цены за девушку перестала сопровождаться непосредственно выдачей её жениху или главе его семьи, и брак распался на несколько самостоятельных бытовых обрядов, религиозных церемоний и юридических актов. В отличие от свадьбы (торжественной передачи девушки), обручение, с этого времени, становится договором, в котором главы семейств жениха и невесты окончательно соглашаются на брак последних, устанавливают его условия, обмениваются реальным или символическим обеспечением своего соглашения (задаток, arrha, которыми обыкновенно было кольцо) и совершают другие торжественные действия, которыми вообще сопровождались древние договоры (рукобитие, литки, молитва и т. д.).

См. также: Арра

В таком виде обручение получает значение основания для брака; свадьба является лишь актом исполнения договора. Отсюда древний результат обручения — принудительное совершение брака или уплата взыскания, которым вообще облагалось неисполнение договоров.

В дальнейшем развитии, когда соглашению во время свадьбы, как более обеспечивающему свободу вступающих в брак, начинают придавать все больше и больше значения, юридическая роль обручения отходит мало-помалу на задний план, и оно становится договором, не имеющим прямого влияния на самостоятельный акт свадьбы, сила которого состоит уже теперь в особом соглашении (лат. consensus facit nuptias), а не в предшествующем обручении. Последним обуславливаются теперь лишь некоторые побочные обязательства, не имеющие сами по себе связи с существом брака.

Римское право

В позднейшем римском праве (о раннем мы не имеем сведений) обручение перешло уже на эту последнюю ступень, хотя сохраняет ещё много остатков старого воззрения. Обрученные обязываются к верности друг другу; жених получает права на иск об обиде своей невесты посторонними лицами; невеста за нарушение целомудрия наказывается так же, как жена за прелюбодеяние; между ближайшими родственниками обеих сторон устанавливаются как бы отношения родства. Разрыв старого обручения и заключение нового с другим лицом ведет к инфамии, но иска на заключение брака или права на неустойку за неисполнение договора, если она даже оговорена, стороны не получают. Неустойку в этом случае римляне вообще считали противной «добрым нравам».

Гражданско-правовые последствия расторжения обручения сводились лишь к потере арра или, для получившей его стороны — к выдаче его в двойном размере, а также к возвращению полученных друг от друга подарков. Последние сохранялись, однако, за невестой, если обручение было запечатлено поцелуем. Бытовое значение обручения в Риме было, по-видимому, больше юридического.

Древнегерманское право

В древнем германском праве обручение имело значение необходимого момента заключения брака. Оно было договором покупки власти над женой у главы её семьи; несовершение его нарушало интересы последнего. По некоторым варварским правам, поэтому, брак без обручения был не только наказуем, но и недействителен (жена может быть потребована обратно отцом, её дети незаконны и лишены наследства); там же, где он был действителен, он был браком без mundium.

Одного обручения не было достаточно для полного совершения брака; по законным и определённым в договоре причинам, оно могло быть и расторгнуто, но расторжение по незаконным причинам наказывалось законной или договорной пеней; брак обрученного с другим лицом расторгался, и он обязывался сочетаться браком согласно условиям старого обручения. Обрученные обязывались взаимной верностью, нарушение которой было прелюбодеянием.

Католичество и протестантизм

Западная церковь, принеся с собой римскую норму брака: лат. consensus facit nuptias, долго не могла решить, к какому моменту приурочить действие этого правила в германском бытовом способе заключения брака; введение римского порядка нарушило бы прочно установившуюся в жизни практику. Поэтому одни канонисты поддерживали решающее значение обручения и рассматривали свадьбу, как завершение обручения. Согласно этому взгляду, обручение, даже тайное, если оно позднее перешло в супружеское сожитие, считалось законным браком (мнение Грациана). Другие, приурочивая решающее значение также к обручению, разбили его на два понятия: лат. sponsalia de futuro и лат. sponsalia de praesenti (обручение ради будущего брака и обручение ради непосредственно за ним совершаемого брака), смотря по произносимым брачующимися словам: accipiam te in meum maritum или meam uxorem — и accipio etc. Только второе обручение влекло за собой все последствия брака.

В конце XII века папа Александр IV ввёл вторую доктрину в общую практику: из двух браков, заключённых одним и тем же лицом путём разных видов sponsalia, имел преимущество тот, который был заключен ради непосредственного совершения брака. По правилам триентского собора sponsalium de praesenti вытесняет окончательно значение sponsalii de futuro: последнее превращается, во французском праве, в договор об имущественных отношениях супругов. На первых порах развития протестантской церкви старый германский взгляд на обручение, утратившее мало-помалу своё первоначальное значение и обратившееся в договор об условиях брака, снова оживает. Лютер учит, что торжественно совершенное обручение имеет последствия законного брака. На этом основании многие партикулярные законодательства Германии до самого последнего времени придавали обручению большое значение: оно могло быть расторгнуто только по постановлению консистории или судебному приговору. Самовольное расторжение вело к иску о принуждении к заключению брака, осуществлявшемся непосредственно, путём насильственного венчания, или посредственно, путём штрафа или ареста.

Другие законодательства допускали и отчасти допускают и теперь, пока не вступило в силу новое общегерманское уложение, взыскание неустоек, уплату имущественных убытков и возврат подарков. Сожитие с обрученной, если оно имело последствием беременность, вело к признанию за невестой прав законной жены, несмотря на отказ жениха заключить брак. Последнее правило, в ещё более строгой форме, сохранялось в Российской империи в остзейском праве. По ст. 158 св. мест. уз., «блудодеяние между обрученными даёт обольщенной невесте право просить о совершении брака. Если, по признании просьбы её основательной, постановлено будет совершить бракосочетание, а между тем жених, несмотря на то, в течение трёх месяцев не приступает к его совершению, то подлежащий суд, в случае особой о том просьбы невесты, должен объявить её разведенной супругой обрученного с нею, с предоставлением отыскивать соответственные тому права светским судом».

Новейшее германское право отказывает в иске на заключение брака и запрещает неустойки за нарушение обручения. За сожитие с обрученной, не приведшее к заключению брака, полагается справедливое денежное вознаграждение. Отступивший от обручения без важного основания обязывается возместить издержки, сделанные другой стороной в ожидании брака, и ущербы, которые другая сторона потерпела от своих распоряжений по имуществу, сделанных ввиду брака. Подарки возвращаются на основании исков о неправомерном обогащении.

Русское право

Данные в этом разделе приведены по состоянию на конец XIX века. Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

В древнем русском праве, подобно германскому, договору обручения принадлежала важнейшая роль при заключении брака: он носит здесь тот же характер покупки и ведет к обязательному заключению брака. Позднее он укрепляется установлением неустойки («заряда») и совершением рядной записи, дававшей право иска на совершение брака.

В обычном праве крестьянства конца XIX века это воззрение удерживается, во многих местностях, с полной силой. Главную силу брака крестьяне видят в гражданском договоре, сохранившем многочисленные остатки покупки невесты; договор заключается с символическими обрядами (рукобитье, литки и т. д.) и обеспечивается неустойками, задатками и залогами; отказ от обручения считается делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда — и уголовного наказания. Во многих местностях и теперь обрученные начинают вести брачную жизнь до венчанья. Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному в том смысле, что освящало церковным благословением обручения, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни церковь усиленно боролась.

Пётр Первый вступил в решительную борьбу с народным пониманием роли обручения, приводившим к множеству злоупотреблений и уничтожавшим свободную волю брачующихся при вступлении в брак, особенно в случаях обручения малолетних. В 1702 г. он объявил религиозное обручение необязательным и уничтожил денежные пени и неустойки, назначавшиеся в рядных записях; последние получили с этого момента значение простых договоров о приданом. Не раз, однако, и после Петра консистории рассматривали жалобы на нарушение обручения и запрещали нарушителю вступление в брак с другим лицом. Это случалось и после 1775 г., когда Святейший Синод предписал совершать церковное обручение в одно время с браком и, следовательно, уничтожил обручение, как самостоятельную часть заключения брака (были случаи запрещения брака на основании предшествовавшего обещания жениться на другой).

Действующее русское право совершенно отрицает юридическую силу обручения. «Обещание вступить в брак имеет характер чисто нравственный и может быть свободно изменено во всякое время до момента бракосочетания… Обещание вступить в брак не может обуславливаться никаким обязательством, не может быть предметом гражданской сделки и не влечет имущественных последствий в случае отказа от вступления в брак. Отказ от слова или обещания, данного женихом, невестой или их родителями, а равно неуведомление об отказе от слова или обещания не даёт права на иск о вознаграждении за убытки, понесенные на приготовление к свадьбе» — таково прочно установленное, на основании русских законов, воззрение сената (реш. 69/292, 70/403, 71/761, 77/230, 89/124). Многие русские юристы находят эту точку зрения неосновательной и желают установления правил, подобных принятым общегерманским гражданским уложением (И. Г. Оршанский, Ефименко, Дашкевич), ссылаясь на народное воззрение и на несправедливость возложения убытков, происшедших от нарушения обещания, на ту сторону, которая осталась верной своему слову. Но, отстаивая таким образом имущественные блага потерпевшей стороны, забывают о личном праве обрученного вступать в брак лишь с таким лицом, с которым, по его мнению, он может найти счастье. Всякие денежные требования, связанные с расторжением обручения, являются косвенным понуждением к вступлению в брак, особенно в низших, бедных классах общества, и устранить такой характер иска об убытках, вопреки мнению Оршанского, совершенно невозможно. Справедливым такой иск может быть, поэтому, признан лишь в случае злонамеренного пользования, под предлогом будущего брака, имуществом обрученного и его родных.

Обручение в православии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 мая 2018 года.

В. H. Обручение (церк.) — обряд, предшествующий венчанию в христианском таинстве брака. Это древнерусское название его происходит, как думает К. Т. Никольский («Пособие к изучению устава»), от слова обручи, означающего в этом случае перстни или кольца, вручение которых брачующимся составляет существенную часть обряда, или, что вероятнее, от входящего в состав обряда соединения рук брачующихся. В греко-римской империи, с самых первых времён христианства, обручение у христиан было таким же гражданско-юридическим актом, контрактом, как и у язычников.

Естественно, однако, что христиане, привыкшие все делать с церковным благословением, к гражданско-юридическому акту могли присоединять особые молитвословия, совершаемые священнослужителями. Были ли эти молитвословия делом личного произволения брачующихся или непременной церковной принадлежностью гражданского брачного контракта — с точностью определить нельзя; правило 11-е Анкирского собора (314 год), папа Сириций, современник Иоанна Златоуста (в послании к Гимерию), и 98-е правило VI-го вселенского собора свидетельствуют лишь о том, что если обручение было совершено церковью, то было ненарушимым и имело одинаковую силу с гражданским брачным контрактом. Константинопольский собор 1066—67 гг. уравнял обручение церковное с гражданским бракосочетанием, так что если обрученные вступали хотя и в первый брак, но не с теми лицами, с которыми были обручены, то они признавались уже второбрачными.

При императоре Алексее Комнине для полного установления брачного союза сделано было обязательным не только венчание, но и обручение церковное, наряду и одновременно с гражданским контрактом. До XII века церковное обручение совершалось нередко задолго до венчания, иногда — в семилетнем возрасте. Письменное изложение чинопоследования обручения в православной церкви не восходит ранее VIII в. («Барберинов список», содержащий в себе лишь две краткие молитвы и не имеющий ни третьей, обширной молитвы нынешнего чинопоследования, ни ектений, ни слов: «обручается раб Божий…», «обручается раба Божия…»). В крипто-феррарском списке (XIII в.) есть уже и нынешнее начало чинопоследования, и нынешняя первая ектенья, надевание колец обручающимся и с произнесением слов: «обручается раб Божий» и т. д., со всеми нынешними указаниями действий священника при обряде. В XV в. чин обручения изложен Симеоном Солунским (в нём нет нашей третьей молитвы; надевание колец совершается после первой молитвы). В «Служебнике» митрополита Киприана (XIV в.) нет слов: «обручается раб Божий».

Относительно колец у Симеона Солунского говорится, что жениху надевается перстень железный, в знак «силы мужа», а невесте — золотой, в знак «её нежности и непорочности». В русской церкви с 1775 г. обручение стало соединяться с венчанием, непосредственно ему предшествуя (Св. Зак. № 14351), хотя чинопоследование его в «Требнике» по-прежнему печатается отдельно. Лишь для особ Императорской фамилии, когда они вступают в супружество с особами иностранными, обручение совершается отдельно от венчания, и даже может быть совершаемо заочно. По «Требнику» жених даёт невесте кольцо золотое — в знак того, что отдает ей право управлять имуществом, а невеста жениху — серебряное, в знак своей чистоты. Ныне это правило не выполняется и оба кольца бывают, обыкновенно, одинакового металла. Из бесчисленного множества перстней, бывших у древних христиан, по-видимому, в гораздо большем употреблении, чем у язычников, и собранных археологами при раскопках в усыпальницах Рима, значительная часть признается перстнями обручальными. В городе Перузии показывают аметист, который, будто бы, был в брачном перстне Пресвятой Богородицы. По Баронию, таким перстнем признается находящийся в церкви св. Анны в Риме.

> См. также

  • Рукобитие (русская традиция)
  • Обручальное кольцо
  • Предложение руки и сердца

Экскурс в прошлое

Еще 2 века назад подготовка к свадьбе проводилась в 3 этапа.

Сначала девушку сватали: родители жениха приходили в дом невесты, выясняя, согласны ли родители породниться, отдать свою дочь за их сына. Приглянулся ли девушке жених, в большинстве случаев даже не интересовались. Одновременно определялись с величиной приданого.

После знакомства родителей молодые уже официально общались, но женихом и невестой считались условно, если родители готовились к браку заранее.

После сватовства еще была возможность обратного хода – хотя тот, кто отказывался от продолжения подготовки к мероприятию, должен был привести веские аргументы другой стороне, чтобы не быть опозоренным.

Далее семьи опять встречались – предстоял пропой или «рукобитие». Родители точно определялись с финансами – молодые устраивали что-то вроде «вечеринки», где был признан официальный статус невесты и жениха среди сверстников. Во время этой встречи и обговаривали, как и когда будет проходить обряд обручения.

Проводили обручение в монастыре или церкви, публично. В качестве гостей приглашались самые близкие люди, но двери не закрывались, и наблюдать за ритуалом мог кто угодно.

Молодые должны были обменяться кольцами разной ценности: сначала невесте вручалось – не одевалось на палец, нужно обратить внимание – серебряное украшение, а жениху – золотое. Троекратный обмен кольцами под речитатив священника, зачитывающего слова специальной молитвы, и у невесты оставалось золотое кольцо, как символ надежности будущего мужа, а у жениха – серебряное. Серебро отражало слабость женщины, ее мягкость.

Несмотря на то что обручение в церкви уже подчеркивало неизбежность брака, после него молодые в
сексуальные отношения не вступали – невинность невеста должна была сохранять до свадьбы.

До венчания должно было пройти от 3 недель до полугода, не меньше – иногда переход к статусу мужа и жены откладывался на годы. Перед войнами, зарубежными «командировками», сильный пол старался успеть провести несколько обрядов: сватовства и обручения, чтобы быть уверенным в том, что невеста дождется.

Венчание откладывалось – иначе бы мужчине в странствиях необходимо было бы хранить верность. В то время суда Бога боялись больше, чем общественного осуждения и нарушить определенные каноны решался не каждый.

Обручальные кольца носят на левой руке, на безымянном пальце. Обручение в православии до сих пор играет огромную роль. Некоторые пары, как и в старые времена, считают правильным в день венчания снять с левой руки обручальные кольца и переодеть их на правую руку. Недаром кольца, которые надевают друг другу молодые, издавна называли – обручальные.

Помолвка

Очень часто путают обряды помолвки и обручения. Во время помолвки родители молодых, которые уже заранее познакомились, должны обговаривать финансовые вопросы. В старые времена этот обряд называли «рукобитье», слово «помолвка» пришло с Запада.

В настоящее время молодые проводят помолвку как молодежную вечеринку.

Приглашаются друзья, пара официально входит в статус жениха и невесты, жених невесте дарит кольцо – обратный подарок необязателен. Кричат «горько».

Во время помолвки могут присутствовать родственники и родители, ее можно проводить дома или в увеселительном заведении. Никаких официальных бумаг не подписывается.

Обычно помолвку устраивают в день подачи заявления в ЗАГС, но можно выбрать и другое время.

Покупать кольца невесте – если устраивается помолвка – жениху приходиться дважды. Кольцо для помолвки отличается от обручального и обойтись одним подарком не удается.

Разница между помолвкой и обручением

Обряды помолвки и обручения имеют между собой много общего, но имеются и значительные различия.

Обручение в ЗАГСе не проводится – это религиозный обряд, который выполняется в церкви или в другом культовом заведении, в присутствии священнослужителей. Подписывается официальная бумага о новом статусе молодых, на них накладываются определенные обязанности, дарами они обмениваются официально.

Помолвка – дополнительная возможность для нерелигиозных людей устроить себе веселый праздник. Вместо колечка жених может вручить невесте ключи от машины или плюшевого мишку, обставить мероприятие в шутливой форме, провести его на выезде, дома или в ресторане.

Когда пара проводит венчание для того, чтобы отдать дань моде, священнослужитель может провести обручение – по договоренности заранее – до венчания. Эти обряды в православии должны следовать один за другим.

Помолвка перед официальной регистрацией обязательной не является – многие пары ей пренебрегают – им достаточно «мальчишника» и «девичника».

Некоторые нюансы современных свадебных обрядов

Официальная регистрация брака проводится перед венчанием – многие священники отказываются проводить обряд, если молодые не предъявляют официальную бумагу. Более того, венчание можно в настоящее время отложить на неопределенное количество времени после регистрации.
Некоторые пары проверяют себя «гражданскими» отношениями, а венчаются уже в канун десятилетия или даже серебряной свадьбы. Люди объясняют, что хотели проверить свои отношения, разобраться с чувствами, чтобы не обманывать себя и Бога.

Получается, что для нерелигиозных людей обручение необязательно – после него жених и невеста должны демонстрировать до венчания свое целомудрие, а ожидать непорочных отношений от пары с солидным семейным стажем просто смешно.

Священники не настаивают, чтобы люди сразу же после росписи в ЗАГСе шли в церковь и приветствуют, когда к Богу люди приходят уже осознанно.

Так в чем же основной смысл помолвки или обручения в настоящее время? Эти обряды позволяют чувствовать себя в особом статусе еще до свадьбы, помогают придать предсвадебным хлопотам особенное настроение.

Гармонии вашим отношениям и веселой вам свадьбы!