Пост для мирян

Еда и напитки

Отец Святослав отметил, что по части ограничений в еде Великий пост является самым строгим из всех постов, поскольку в большинство его дней пища животного происхождения исключается полностью: мясо, рыба, молочное, яйца.

«Исторически сложилось так, что все православные христиане постятся по монашескому уставу. Поэтому для мирян имеет смысл согласовать строгость поста со своим духовником или священником ближайшего храма. Бывает, человек болен или работает на тяжелом производстве — для него, например, сухоядение станет самоубийством, а это большой грех», — добавил он.

Сухоядение — это употребление в пищу невареной пищи без масла, такой как хлеб, овощи, фрукты, орехи. Такие дни бывают в первую неделю поста и Страстную седмицу, а также по средам и пятницам.

«Три дня Великого поста дозволяется есть рыбу и морепродукты — это праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Лазарева суббота (Воскрешение Лазаря) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Немного вина в этот пост дозволяется по субботам, воскресеньям и по праздникам», — рассказал батюшка.

Вместе с тем отец Святослав предупредил, что диета по очищению организма, вегетарианство и «прочие нехристианские явления» не могут быть мотивом поста.

Великая весна церковного года

Великий пост – великая весна церковного года. Как не растерять собранности и встретить Светлое Христово Воскресение с чистым, ликующим сердцем? На вопросы корреспондента сайта «Православие и мир» отвечает настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов.

– Отец Феодор, расскажите, как настроить себя на духовную работу в Великом посту?

– Великий пост, если рассматривать его исторически, возник в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне. Этот пост также был одной из частей подготовки новоначальных христиан к Таинству Крещения. Постепенно эта огласительная дисциплина, объединившись с благочестивой традицией, к IV веку стала общецерковной.

Великий пост является самым важным и самым главным из всех постов. Он подводит к главному христианскому празднику – Воскресению Христову, Пасхе. Поэтому вокруг этого поста сложились особенные богослужения и особенная молитвенная практика.

Пост всегда предполагался как вторая составляющая духовного подвига человека. Как говорит в Евангелии Сам Христос, род бесовский «изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17, 21).Это означает, что освободиться от козней князя мира сего человек может только постом и молитвой.

Все святые держали пост, то же заповедано и всем нам. Согласно 69 правилу святых Апостолов, если пресвитер или иной из церковного чина «не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою», то он извергается из священного сана, если же не постится мирянин – то он отлучается. Обратим внимание, что это правило выделяет именно Святую Четыредесятницу – Великий пост.

С другой стороны, постная дисциплина во всей полноте близко к уставу соблюдается в монастырях, так же как, кстати, и богослужебный устав. Это логично: поскольку устав возник в монастырях, то и соблюдаться полностью он может только там. На живущих в миру такого строгого поста налагать невозможно.

Полное неядение – удел не обычных мирян, а тех, кому для этого устроены все условия. Для того-то ведь монастыри и образовывались. На время первой седмицы все работы в монастыре останавливались, ведь если человек занимается тяжелым физическим трудом, ему просто необходима пища.

Великий пост напоминает нам о первом грехопадении. Недаром в Прощенное воскресение мы вспоминаем изгнание Адама и Евы из рая. Падение первых людей произошло через невоздержание, когда они, нарушив первый, установленный самим Богом пост, вкусили от плода древа познания добра и зла. Поэтому условием возвращения к правильному состоянию человека должно стать воздержание. Ведь пища не плоха сама по себе. Церковь просто запрещает вкушать все, что отяжеляет и возбуждает нас, будоражит наш вкус. Растительная постная пища более спокойна. Плоть должна ослабнуть, чтобы дать возможность освободится духу.

– Если православный христианин призван к постоянному памятованию о своих грехах, почему Церковь дополнительно выделяет в году особое время для покаяния?

– Преподобный Силуан Афонский говорил, что для того, кто молится в душе, весь мир стал храмом. Но ведь этой высоты достигает не каждый. Поэтому, зная о слабости человека, о том, что ему необходима духовная поддержка, Церковь и предлагает эту помощь – призывает принести особое покаяние. В дни поста сделать это легче: этому служат и песнопения, и предлагаемые в духовном чтении образы покаяния.

Память о том, что когда-то в это время первые христиане готовились ко Крещению, красной нитью проходит через богослужение. Мы почти все крещены, но насколько хорошо знаем основы своей веры? Великий пост, таким образом, дает нам возможность начать все по-новому. Очень часто для верующих Великий пост становится самым первым постом в жизни, многие начинают с него свое вхождение в Церковь, как бы возобновляя благодать Крещения.

Церковь знает, что человек призван каяться постоянно, покаянный дух должен быть у него всегда, но для тех, кто не способен все воспринять и исполнить сразу, она, чтобы было легче, создает особенные условия, особый настрой.

– Какие периоды Великого поста можно выделить особо?

– Как мы знаем, особенно выделяется первая неделя поста, потом, посредине, Крестопоклонная и в самом конце – Страстная седмица. Вот когда надо особенно усилить подвиг.

Верующим во время поста нужно как можно чаще, даже еженедельно приступать к Таинствам Покаяния и Причащения. Ведь отказываясь от телесной пищи, мы должны питаться духовно. Мы для того ослабляем тело, чтобы освободить душу, чтобы она принесла покаяние, которое является основным содержанием поста и всех его песнопений.

Конечно, Церковь вкладывает в определенные дни поста и иные смыслы, которые нам полезно искать и находить. Так каждое воскресенье Святой Четыредесятницы посвящено чему-то важному. Первая неделя Великого поста – Торжество Православия. Этот праздник утвержден в честь восстановление иконопочитания. Икона – это образ. Но ведь и человек есть образ Божий, который мы должны почитать. Задача наша – восстановить в себе тот первообраз, который заложен в каждом из нас.

Во второе воскресенье Великого поста мы празднуем память святителя Григория Паламы, который учил о нетварном Фаворском свете, о Божественной энергии, которая достигает человека. Так мы вспоминаем о том, что Преображение Господне произошло незадолго до страданий Спасителя и понимаем, что пост – это путь к преображению человека.

Третья, Крестопоклонная неделя Великого поста напоминает о несении креста.

В четвертую неделю Церковь чтит память святого Иоанна Лествичника, автора «Лествицы». Каждый наш пост, каждый подвиг человека – одна из ступенек лестницы духовного восхождения к Богу.

Пятая неделя – день памяти преподобной Марии Египетской, чей образ напоминает нам о том, что никакие грехи не встанут препятствием между Богом и человеком, если он искренне в них раскается. От какой глубины падения на какую высоту взошла преподобная Мария Египетская!

– Не у всех есть возможность попасть на великопостные богослужения…

– В первую неделю поста в храмах каждый день читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, в крайнем случае, человек может и сам его почитать, сейчас в большинстве храмов можно приобрести и книгу, и даже аудиозапись этого канона, но ведь живое участие в богослужении всегда будет выше.

– Что еще необходимо делать?

– Пост – это духовное делание, поэтому нужно какое-то каждодневное усилие, например чтение. Если человек не читал Священного Писания – пусть установит для себя читать его ежедневно.

– Вы очень правильно отметили, что Великий пост чаще всего становится первым постом, который человек сознательно решает исполнить. Но почему это так?

– Потому что в Великий пост всё: и церковные облачения, и богослужение, всё меняется. Эти изменения помогают человеку легче отойти от мира, отделиться от него. Недаром у древних евреев слово священный («кодэш») происходило от глагола «отделять». Таким образом, священный – это «отделенный для Бога». Вот и нам, чтобы приблизится к Богу, нужно отделиться от этого мира. Этому и помогает богослужение.

Конечно, в миру все это трудно прочувствовать. Помню, как после службы в свой первый Великий пост, после того, как я принял священный сан, я вышел на улицу. Я поразился тому, что люди по-прежнему куда-то спешат, суетятся… А у меня внутри идет богослужение. Это особенные переживания. Песнопения, зеvные поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Все особенно.

– Вы сохранили какие-нибудь детские воспоминания о Великом посте?

– В нашей семье, поскольку все было едино, всегда и постились все вместе, это само собой разумелось. Утром и вечером, после молитв полагались поклоны с молитвой Ефрема Сирина. Не можешь прийти на богослужение – совершаешь это правило дома.

Помню, как для детского развлечения на память сорока мучеников пекли жаворонков, а на Крестопоклонную неделю – крестики, внутрь которых, но не во все, а избирательно, прятались орешки, и мы ждали – кому что достанется.

Великий канон. Конечно, в детстве его текст не очень понятен, но эта печальная мелодия Великого поста запоминается навсегда.

– С одной стороны, Великий пост в какой-то мере проходит и мимо детей, которые должны ходить в школу, да и не несут всей его по всей строгости. Но, может быть, именно в посту и стоит звать в Церковь подростков, лишний раз говорить с ними об этом?

– Что касается подростков, то тут все очень сложно. Важно единство родителей в этом вопросе. Если будет единство, будет и результат. Никакого принуждения. Если есть согласие между родителями, создана общая спокойная атмосфера в семье, ребенок от нее не уклонится, даже бунтуя.

На самом деле важно все правильно объяснить, но чтобы объяснить, надо самому все понять, а это уже зависит от личной воцерковленности родителей. Когда ты сам глубоко осознаешь, зачем ты все это делаешь, то найдешь и те образы, те примеры, которые убедят детей.

Весь смысл – в умении ограничивать себя и в понимании, зачем это нужно, а нужно для того, чтобы владеть собой и победить грех. Если семья едина во взгляде на эти вещи, то всё хорошо, но при раздоре, раздвоенности, ребенок выберет то, что легче и соблазнительней.

– Какова мера поста для мирян?

– Полное неядение в большинстве случаев невозможно, не надо к этому стремиться. Я, когда стал священником, столкнулся с таким негативным примером. Одна женщина хотела «попоститься как следует». Сначала она постилась, а потом не вытерпела голода и из одной крайности впала в другую – вообще не смогла держать пост.

На ее примере я понял, что не надо тянутся слишком высоко, иначе обязательно произойдет срыв. Не надо напрягаться, если этого не умеешь. В монастырях пост был не просто правилом, но и искусством. В духовной области человек все должен делать размеренно, по силе, прикладывать напряжение, но небольшое, не то что сразу не есть и не пить. Это и для организма вредно. Те, кто занимался голоданием, знают, что нужно сначала войти в это состояние, а потом выйти из него.

Сейчас и большинство людей больно, и пища не всегда здорова. Человеческий организм очень ослаблен, но меру все же соблюдать нужно. Выделите для себя первую, Крестопоклонную и Страстную седмицы, а в остальные дни ослабьте пост, чтобы выдержать.

Я согласен с теми пожилым женщинами, которые говорят, что соблюдают строго несколько недель из всего поста. Это вполне правильно, но надо быть к себе построже, ослабляя пост по необходимости и по ступеням.

– Что значит «по ступеням»?

– Не можешь есть без масла – ешь с маслом, не хватает этого – дозволяется рыба, далее – молоко. Также и насчет дней поста: не можешь поститься всю неделю – постись 5 дней (кроме выходных), не можешь и этого – соблюдай строго хотя бы среду и пятницу.

Иногда человек попадает в особые условия, когда уже не сам он определяет, чем питаться – например, в больнице или на воинской службе. В армии, при тяжелых физических нагрузках и без мяса не обойтись. В армии это невозможно, да и для тебя отдельно готовить не будут.

Существует, конечно, и множество искажений. Некоторые увлекаются медом и орехами, оправдываясь, что другого просто не любят. Тут все-таки надо найти золотую середину.

Нужно есть здоровую, простую пищу. Не любишь кашу – но приучи себя к ней. Это и есть усилие. Святитель Василий Великий учил «не различать вкуса пищи, ибо это свойственно скотам». Животное не может преодолеть себя, оно ест только то, что любит, а от другого отворачивается. Человеку не подобает так капризничать. В этом тоже, отчасти, его личный подвиг.

Из общего правила, конечно, бывают исключения, но даже на Афоне в некоторые дни поста на стол ставят масло. Захочешь – нальешь себе, а нет, так нет. Никто за тобой не смотрит, ты отвечаешь сам перед Богом. Сам соблюдай свое воздержание.

– Сложно отрицать, что мы очень часто ищем себе поблажки, отговариваясь от поста болезнями, работой…

– Для всех одни правила, конечно, невозможны, но надо не лукавить, а ставить перед собой посильную задачу. Понятно, что объяснения и отговорки найдутся, но иногда и обстоятельства складываются не лучшим образом.

Священномученик Сергий, сын святого праведного Алексия Мечева, в молодости был очень большим ревнителем устава и решил делать все «по правильному», то есть допускать до Причастия на литургии только тех, кто был на службе с вечера. И вот к нему приходит девушка, которая говорит, что не могла вчера прийти в храм, потому что по вечерам учится. Пришлось ему ее допустить. Следующей идет старушка, которая точно уж нигде не работает и не учится. Но и ее пришлось допустить, потому что она по вечерам сидит с детьми, пока их родители работают. Так и не получилось у батюшки поступать «по строгости». Всех пришлось допустить.

Действительно, бывают ситуации, когда невозможно прийти вечером на службу. Но надо честно сказать себе, что ты действительно не мог прийти, потому что у тебя какие-то обязательства перед другими людьми. Везде, где есть настоящие обязательства, человек должен их соблюдать. Матерям иногда некого попросить посидеть с ребенком, а за пропуск занятий раньше могли и отчислить.

Все должно обсуждаться со священником – для того и нужен духовник, чтобы человек всегда мог спросить, как правильно поступить: так или иначе. К чему лукавить? Если ты объективно не мог присутствовать на службе, то и каяться не в чем, но если это только отговорка – найди выход: приходи к концу службы или на какую-то ее часть, стремись исполнить то, что должно.

– Как понудить себя ходить на полную службу: и утром, и вечером?

– Понять, что это, в первую очередь, нужно нам самим. В этом – полнота церковной жизни. Любой человек может проследить за собой – что происходит в его душе? С каким настроем ты приходишь на Божественную литургию после того, как пропустил вечернее богослужение?

Если человек внимателен к самому себе, то он всегда заметит, что что-то не так. Нет того настроения, что-то теряется, и в душу входит много лишнего. Как говорит преподобный Силуан Афонский, у того, кто молится, много перемен в душе. Но речь идет о настоящей молитве. Если же никаких перемен нет, значит не приложилось к тому усилий. Когда человек молится невнимательно, с лишними мыслями, борясь с усталостью, не происходит молитвенного труда, не происходит и живого Богообщения.

– Это ошибка духовной жизни?

– Да. Еще одна заключается в чисто формальном подходе ко всему. Вот я был, отстоял на службе, отметился, вычитал, хоть торопливо и быстро, всё Правило ко Причащению… Зачем? Не должно быть формального подхода ни к посту, ни к молитве.

Если мы возьмем за пример жития наших подвижников, то увидим, что они никогда не требовали вычитывать все. Например, преподобный Феофан Затворник учил читать, сколько успеваешь, но как следует. Внимание – это обязательное условие. Без внимания молитва не производит на душу того действия, какое следует. Ни пост, ни молитва не должны стать формальностью.

– О каких еще ошибках вы бы хотели предупредить?

– Есть такая болезнь – отцеживать комаров. Люди пристально изучают состав всех продуктов, каждой булочки, а ведь достаточно установить простое правило: не есть откровенно мясного, молочного и рыбы.

Если нечего есть, и ты купил булочку с капустой, то что уж смотреть, сколько капель масла туда попало? Многие мучаются потом ощущением оскверненности, но ведь пища не скверна сама по себе, плохо невоздержание. Можно ведь и постной пищей объедаться, что тоже не правильно. Не распадайтесь на мелочи.

– Иногда неудобно отказаться от того, что человек предлагает от чистого сердца, например, в гостях.

– Есть духовное правило: если пришлось что-то нарушить, надо в ответ немножко утеснить себя, чтобы восполнить утраченное. Если в одном месте прибавилось, в другом надо самому у себя отнять. Люди часто в этом каются, но редко кто потом старается подумать, как утеснить себя в обычной пище.

Нельзя подходить формально: раз уж пригласили меня на день рождения, значит и пост закончился, потом покаюсь.

Вспоминается случай, когда одна девушка праздновала день рождения в посту и знала, что половина ее гостей постится. Специально для них она приготовила не только скоромные, но и постные блюда. Но когда пришли постящиеся, они сказали: «А, в гостях правила не действуют». И налегли на все блюда. Хозяйка была изумлена, что ее гости проявили такую слабость.

Могут, конечно, быть случаи, когда не получается отказаться, но все-таки надо серьезно к этому подходить.

– Иногда на христиан особенно внимательно смотрят, ожидая от них ошибок.

– Как ни странно, неверующие люди, не понимая смысла поста, с одной стороны, осуждают тебя за то, что ты постишься, но, как только нарушишь пост, тоже осудят. Какой смысл нам угождать людским ожиданиям?

Если человек знает, что ты постишься, ты должен при нем соблюдать пост. Если не знает и не поймет, что происходит, в этом случае можно поступиться своими желаниями, чтобы не обидеть его. Иначе выходит лицемерие – с этими я пощусь, а с этими – нет. Непонятно, что для такого человека ценно. В чем для него ценность поста?

Понятно, что если даже приходится нарушать установления, и здесь должно быть воздержание. Не набрасываться на еду, раз уж представился случай.

– Как быть с днями рождений, выпадающими на пост?

– Я предлагаю прийти пораньше, в самом начале празднования, поздравить человека, а потом отпроситься и уйти, не дожидаясь, когда подадут все блюда, и не участвуя в разгаре веселья. Можно даже выпить за здоровье именинника вина, показать, что человек нам дорог, вы казать внимание, а потом честно и спокойно уйти. И человека поздравил, и пост сильно не нарушил.

– А как отмечать день рождения в посту православному человеку?

– Лучше переносить празднование на выходные. Многие так и делают. Все-таки в Великом посту можно приготовить столько вкусных вещей, что какого-то недостатка даже не будет заметно.

Мы все боимся кому-то не угодить. Я лично против этого. Гости могут и потерпеть, они же пришли к нам в дом. Мы встречаем их так, как можем. Приглашенные принимают наши условия. В чужой монастырь со своим уставом и представлениями не приходят.

– Сейчас даже в светских ресторанах, и на транспорте действует постное меню.

– Да, отношение общества к посту изменилось. Среди рестораторов тоже много православных людей, которые относятся к верующим с уважением. Это стало так естественно, что даже публичные люди соблюдают пост. Мы, конечно, не должны обольщаться, но это в каком-то смысле хорошо.

Общество восприняло пост как часть культуры. Надо этим пользоваться, это нормально и правильно. Не нужно декларировать: «Я пощусь». Но не нужно и легко отказываться от подвига поста.

– Какие книги стоит читать человеку, чтобы настроиться на пост?

– О чтении в посту также можно посоветоваться с духовником. Мне кажется, полезно почитать книгу отца Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе», его дневник, в котором видно, как он следил за своими поступками, за своей душой. Я очень люблю читать преподобного Силуана Афонского, чтобы узнавать, о чем думает святой человек. Сейчас много хороших книг. Может быть, кому-то уже можно почитать «Лествицу», но уж точно всем доступна духовная азбука – наставления Аввы Дорофея.

– Как готовиться к такой вещи, как искушения, которые, по мнению некоторых православных, поджидают человека в посту?

– Надо сказать, что искушения в посту действительно наблюдаются, поэтому в каком-то смысле это мнение верно. Диавол нападает всегда по-разному. У него и правил-то никаких нет, он использует все возможности, чтобы искусить человека. Это, с одной стороны, попускается Богом. Пост – время духовного подвига, и такие искушения – оценка нашей деятельности. Если мы понесем эти искушения, значит мы правильно подвизаемся, если нет – то в нашей душе выявится то, в чем нам нужно покаяться.

Неприятности могут ждать совершенно разные – например, машина не заводится. Как ты это понесешь? Сможешь ли принять это смиренно и поехать на метро?

Как себя правильно повести во время искушения? Главная задача – не допустить в душу смятения. Ведь, по большому счету, ничего особенного не произошло. Скандал, раздраженность надо перетерпеть, особенно сейчас, в посту.

Во время поста душа обнажается, она обостренно начинает чувствовать не только греховность, но и все остальное. Человек подмечает, что стал раздражительным. На самом деле, он всегда таким был, просто пока не постился – это не так замечалось, а начинаешь поститься – и всё обнажается. Вот то, что выявляется, надо победить.

Когда люди говорят, что боятся искушений, это свидетельствует об их малой воцерковленности, о непонимании того, что всякий желающей работать Господеви должен уготовать душу свою на искушения. Это совершенно непреложный духовный закон. Диавол будет стараться вывести нас из равновесия, зато Бог всегда рядом, Он готов помочь. Но сделать первый шаг, дать правильный ответ придется нам самим. Бог не хочет заставить нас избирать доброе, это должны сделать мы сами. Дальше Он поможет. Выбор этот происходит при помощи искушений, такова наша духовная война.

– Может быть, во время поста стоит уменьшить свое общение с другими людьми? Это интервью будут читать люди, которые много времени проводят в интернете, и, скорее всего, интересуются происходящими новостями, ведут сетевые дневники, спорят на форумах…

– Во время работы над собой, естественно, меньше общаешься с людьми. Пост сужает общение. Это не значит, что мы закрыты от людей, которые могут, например, позвать нас на помощь. Мы открыты для любви, но закрыты для пустого общения. Во время духовного подвига нужно в чем-то себя ограничить, иначе тебя просто не хватит на все – и на общение, и на подвиг.

– Наверное, и про кино до окончания поста лучше забыть?

– Ответьте сами на вопрос, что вам, говоря откровенно, дает это кино? Правильнее было бы воздержаться. Да и проблема ли посмотреть хороший фильм потом? Это в Советском Союзе хорошие фильмы шли в кино раз в году, да и то, это делалось нарочно, именно постом.

Один прихожанин рассказывал мне: «Я был неверующим, но для меня мое правительство сделало Пасху праздником, которого я ждал целый год, потому что именно в этот день пускали самые хорошие фильмы».

Конечно тот, кто хочет возрастать духовно, должен ограничивать себя, потому что развлечения, пустые разговоры отвлекают человека от внутреннего мира, которому он, особенно в постное время, должен уделить самое пристальное внимание.

СМЫСЛ ПОСТА

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
Как понять, что пост проходит не зря? отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо.

Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

С уважением, священник Алексий Колосов

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему именно в пост так обостряются отношения – и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их? Спасибо. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними.

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!». Согрешили раздражительностью – тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать Вам смирение, терпение и кротость.

Помоги Вам Господи! С уважением, священник Александр Ильяшенко

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ПОСТ?

– Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей?
– В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.

Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.

Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.

Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря

– Можно ли в пост есть соевые продукты? Елена

– Здравствуйте, Елена!
Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому, что оно «плохо» или «скверно», а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой – следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения.

С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка, стыдно признаться; я не могу выдержать пост монастырским уставом, воюю с собой год ,но ничего хорошего не выходит: я срываюсь, мучаюсь чувством вины, страхом, или впадаю в ропот и протест. Я не смогла получить ясного совета и ответа на вопрос о мере поста от моего приходского священника, к сожалению в вашем сайте ответ на вопрос о монастырском уставе поста и об уставе для мирян тоже уклончив. Речь не в том, что я ищу для себя послабления, речь о том, что я не могу сразу наверх. Мне нужна помощь советом, как обуздать свое брюхо и воюя с ним не упустить все остальное.Cпаси Вас Бог.

Попробуйте начать с малого – соблюдайте установленный пост по средам и пятницам: не вкушайте в эти дни мясные и молочные продукты, и яйца. Великим постом соблюдайте указанные ограничения, а также воздерживайтесь от рыбных блюд по средам и пятницам. Постный стол может быть сытным и вкусным, на нашем сайте публикуются рецепты постных блюд.

Просите у Господа сил поститься. Уделяйте также больше внимания духовному посту: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте доброй и милосердной к Вашим близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, избегать раздражительности.

Помоги Вам Господи! священник Александр Ильяшенко

Нарушу ли я пост, если буду принимать выделенный из молока белок? Игорь.

Здравствуйте, Игорь!
Постной пищей считается лишь та, которая имеет растительное происхождение. Молоко или молочный белок имеют происхождение животное, а не растительное. В случае болезни берут благословение на ослабление поста.

Священник Павел Ильинский

Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста (покупные пирожки, печенье)?

Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.

Священник Михаил Немнонов

– Некоторые постящиеся не прочь перекусить на скорую руку так называемой подростковой пищей – чипсами, сухариками. Можно ли употреблять их каждый день?
– Конечно, нельзя, там же очень много соли. Как-то по телевизору показывали эксперимент: вымочили эти сухарики в воде, а потом выпарили. Попробуйте проделать это сами и посмотрите, что там останется? А чипсы, которые жарят на прогорклом масле? Прощай, печень, прощай, желудок, здравствуйте, гастрит и панкреатит.

А вообще, во всем надо знать меру. Если вы пьете одну бутылку газировки в неделю, то, наверное, ничего страшного не случится, а если в день – что угодно может развиться, потому что в ней также есть очень агрессивные компоненты.

Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря

Батюшка, что делать, если трудно поститься, если к концу поста нет аппетита, хотя и хочешь есть? У нас в семье все постятся, но как пост, так начинаются проблемы с едой. Все ленятся готовить (я тоже), и получается, что все время макароны, картошка с салатом, да печенье с шоколадом. Я в начале поста себя чувствую нормально и физически пост нормально переношу, а к концу еле-еле выдерживаю. Когда в первый раз постилась в Рождественский пост – разболелась желудком, так что пост нарушила. Как питаться в пост, если во время поста заболеваешь?

Здравствуйте, Ульяна!

Да, если возникают серьезные проблемы со здоровьем, то пост можно ослабить (с благословения священника), однако не нужно самой себя до такого состояния доводить. Ведь, судя по Вашему письму, проблемы Ваши не из-за здоровья, а из-за того, что Вы ленитесь готовить в пост. Постный стол может быть и разнообразным, и вкусным, и полезным. Для больного желудка, кстати, очень полезна овсянка, сваренная на воде – что же тут непостного? На нашем сайте есть рецепты постных блюд, есть даже специальные кулинарные книги, было бы желание готовить!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

ПОСТ И НЕВЕРУЮЩИЕ РОДСТВЕННИКИ

В Послании к римлянам Апостола Павла есть слова: “Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь….Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер”. Во время постов и постных дней на работе в светском коллективе, принято отмечать дни рождения, другие нецерковные праздники и угощать сослуживцев. Как в таких случаях не нарушить Церковную дисциплину в отношении поста и в то же время поступить по любви, а не по человекоугодию?

Здравствуйте, Евгений!

Если Вы внимательно прочитаете 14-ю главу послания к Римлянам, то увидите, что большая часть этой главы посвящена наставлениям о неосуждении тех, кто по той или иной причине не постится, а не об оставлении поста ради того, чтобы не огорчать непостящихся. Да, в житиях святых, патериках можно встретить ситуации, когда святые по любви к ближнему нарушали пост, но это были единичные случаи, совершалось это с глубочайшим смирением и любовью к ближнему, и носило единичный, а не систематический характер.

На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества. Но ведь никто же не заставляет Вас есть при этом непостную пищу!

Не стыдитесь сказать коллегам о том, что Вы поститесь. Возможно, сначала это их удивит, но со временем это будет даже вызывать к Вам уважение. На столе, который собирается в честь нового года или другого общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается “вскладчину” Вы можете сами принести какую-то постную пищу.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Родители моей невесты очень негативно настроены по поводу поста и постной пищи. С каждым днем ее родители давят на нее и заставляют есть мясо. Я уже стал причастен к этому, так они заботятся о нашем здоровье. Мы далеко не толстые и занимаемся интеллектуальным трудом. Дошло до того, что они сказали, что свадьбы не будет, если мы продолжим наши посты. Что сделать: есть мясо ради них и сохранит мир или идти на все более растущую конфронтацию и продолжать поститься по уставу?

Здравствуйте, Александр! К сожалению, в Вашем письме не отражены мотивы, побуждающие родителей Вашей невесты столь ревностно охранять ее здоровье. Если это антирелигиозное предубеждение – молитесь за них, поминайте церковно. Например, закажите сорокоуст об их здравии. Мир семейный пока лучше предпочесть посту. Но на исповеди обязательно каяться в нехранении поста, поясняя его причины. Возможно на исповеди священник, вникнув в ситуацию, даст Вам более конкретный и действенный совет. С уважением, священник Михаил Самохин.

Батюшка, благословите. Храма здесь нет, поэтому прошу подскажите, как мне правильно поступить. В коллективе отказала готовить праздничную программу, тем самым обидела некоторых людей. Пост ведь, мы с мужем стараемся соблюдать. Но людям не объяснила, что пост, побоялась, грешная – меня не поймут. Теперь все-таки помогаю готовить программу, но проводить ее сказала – не буду. Очень переживаю, что меня и мужа будут вызывать поучаствовать в конкурсах, плясках. Как найти середину – и не веселиться, и не сидеть как забитая. Понимаю, что грех обижать людей, но не думала, что отказом могу кого-то обидеть. Как примириться с людьми? Грех ли помогать готовить праздничную программу к корпоративному празднику? Спаси вас Господи. Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Мне кажется, что помогать готовить программу – не грех, если в самой программе нет каких-то непристойных шуток и т. п. На самом празднике можно и нужно от души поздравить коллег, сказать им добрые слова, пожелания. Танцевать, наверное, не стоит, а вот участие в конкурсах (опять-таки, не выходящих за рамки приличия) вполне возможно. Можете сами придумать и провести какой-либо конкурс. Что касается поста, то постарайтесь поучаствовать в приготовлении постных блюд. Рецепты постных блюд регулярно публикуются на нашем сайте.

Помоги Вам Господи! С уважением, священник Александр Ильяшенко

Мама против того, что я соблюдаю пост. Я от нее завишу, как мне быть? Она верующая, но в церковь не ходит, считает, что достаточно лишь быть хорошим человеком. Анастасия
Дорогая Анастасия!
Первое, что приходит в голову – готовьте сами на себя и на близких: этим Вы послужите своим родным, приобретете опыт домоводства, столь полезный в семейной жизни, и избежите поводов для размолвок. Если же это по каким-либо причинам невозможно, подумайте о том, что Ваша мама побуждаема к таким упрёкам искренней заботой и беспокойством о Вас. Будучи нецерковным человеком, она пока не может понять истинных мотивов Ваших действий, и это её раздражает. Утешьте её любовью, знаками внимания, добрым словом. Будьте хорошей дочерью, как и подобает православной христианке. Скажите ей, что «всё позволительно, но не всё полезно» – объясните ей настоящий смысл поста как укрепления воли в малом, чтобы оказаться достойным Господа в большом. Больше же всего заботьтесь о кротости – вспомните заповедь о почитании родителей: хоть мы их и не выбираем, но почтением обязаны!
Мир Вам и благословение Божие!

Священник Алексий Колосов

Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца? Наталья.
Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса

Здравствуйте, Лариса!
Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас, либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Скажите, пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.

Священник Михаил Немнонов

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

– Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих — в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

– А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

– А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

– Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

– Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

– То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

– Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16—18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста – индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г . награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко, мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости . Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.