Потешки для дошкольников

Стихи, пословицы и поговорки о труде в работе с детьми

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский Губернский колледж»

Контрольная работа

По предмету Трудовое воспитание детей

Стихи, пословицы и поговорки о труде в работе с детьми

Студентка группы 144 з3

Санникова Юлия Сергеевна

Преподаватель

Кемова Марина Яковлевна

Нижний Новгород — 2015

Введение

1. История происхождения

2. Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей

3. Пословицы, поговорки о труде в работе с дошкольниками

Заключение

Список литературы

Введение

Труд играет важную роль в процессе воспитания детей. Когда ребенку трудовая деятельность доставляет удовольствие, он стремится к достижению хороших результатов. Это делает характер ребенка волевым, целеустремленным. Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, ведь во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки.

Любое познавательное занятие, беседы, экскурсии не обходится без художественной литературы, а также стихов, загадок, пословиц. С их помощью усиливается эмоциональное воздействия на детей. Подводя детей к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества — быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривать картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех кто трудиться, понять важность и общественную значимость труда.

1. История происхождения

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на древней Руси появились самые первые пословицы, которые представляют собой краткие и точные изречения, составляемые на любую тематику. Точно также, неизвестно, и конкретное время, когда впервые возникли на Руси поговорки, в роли которых выступают меткие речи, способные в процессе разговора достаточно выразительно, а также очень точно характеризовать и описать какое-либо происходящее явление.

Неоспоримым остается только один факт: и поговорки, и все пословицы, могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории. Этот вид жанра стал даже по истечению длительного времени, а именно, столетий, самым необходимым и стойким в нашем быту. Пословица представляет собой не простое изречение. Прежде всего, ее суть выражает то единое мнение народа, которое сохранялось на протяжении веков, и оставалось полностью неизменным. Именно в пословицах были, когда давно заключены народные оценки жизненным явлениям, сопровождаемые наблюдением со стороны народа.

Но, здесь необходимо также обратить внимание и на то, что далеко не любое сказанное или высказанное изречение могло становиться в дальнейшем пословицей. Пословицей могло стать изречение, которое полностью согласовывалось и соответствовало конкретному образу жизни, в том числе и мыслям большого количества людей. Именно такие изречения и продолжали существовать длительное время, на протяжении веков. Стоит отметить, что за каждой народной пословицей может стоять определенный авторитет вековых поколений, которые их собственно и создавали. Именно по этой причине, ни одну пословицу до сих пор никто так и не отважился оспорить или доказать обратное. Получается, что все, что сказано в пословице — это твердая и неоспоримая истина.

Те люди, которые в свое время создавали пословицы, были абсолютно безграмотными, и у них просто не существовало никакого иного способа сохранить свои конкретные наблюдения или жизненный опыт. Если попытаться взять все существующие и известные народные пословицы по их совокупности, то можно увидеть, что они, несомненно, отражают полностью менталитет нашего народа. Пословица продолжает и по сей день хранить некие моральные стандарты, и противоречия, которые были увековечены в устную форму и словесное содержание много веков назад. Можно сказать с уверенностью, что именно пословица, как народный традиционный жанр, представляет собой самое прекрасное проявление творчества, которое только присутствовало когда-либо во всем мире.

Очень много пословиц создавались в то время, когда жили на Руси крестьяне и светские феодалы, начиная от великих князей, и заканчивая влиянием монастырей. В таких пословицах отражалась связь между крестьянским трудом и природой, со всеми ее капризами, с прочностью патриархального уклада в каждой крестьянской семье. Когда было введено крепостное право, люди не могли напрямую высказывать некие свои мысли. Поэтому, и появилось большое количество пословиц, которые содержали в себе конкретную информацию про крепостные несправедливые порядки. Пословицы всегда передавали искреннюю связь, которая имелась между крестьянином и его родной землей. И это чувство родства обострялось, когда на русские земли совершалось нашествие татаро-монгольских завоевателей. Таким образом, в своеобразном народном творчестве, смогла отразиться полностью битва за родную землю, признания и всенародное разочарование.

В пословицах нашло свое отображение не только большой мир, в котором постоянно происходили определенные важные события или общественные отношения. Здесь отражались семейные отношения, домашняя жизнь, и многое другое. Сегодня очень многие литературные выражения, которые были непосредственно взяты из художественной литературы, продолжают становиться поговорками и пословицами, только настоящей современности.

Если говорить о том, как именно пословицы и поговорки влияют на развитие детей, то стоит вспомнить каждому из нас свой жизненный опыт. Мы все слышали пословицы с самого детства, к ним привыкали. Но никто из нас не заучивал их специально наизусть. Благодаря своей легкой словоформе и особому ритму при произношении, такой вид жанра автоматически откладывался в нашей голове и запоминался. Если детям рассказывать пословицы и поговорки, это будет способствовать развитию логики и абстрактного мышления. Дети смогут расширить свой кругозор, смотреть на многие вещи по-другому, сформировать литературные и художественные навыки собственной речи.

2. Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей

Уже с младшего дошкольного возраста нужно начинать работу по воспитанию у детей положительного отношения к труду взрослых. Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания (умывание, одевание и т. д., широко используются потешки например:

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

стихи например как А. Барто «Девочка чумазая», где детей побуждают следить за своей опрятностью, р. н. с «Репка» — трудовой коллективизм.

При организации наблюдений за трудом взрослых воспитатель каждый раз продумывает приемы, которые помогут сформировать у детей доброжелательное отношение к человеку-труженику. Приемы эти разнообразны: общая беседа, подключение к деятельности взрослого, заучивание определенного стихотворения. Дети быстро запоминают эти стихи. Благодаря этому малыши узнают о том, что доктор — это добрый и смелый человек, он помогает детям, зверятам, если они заболевают

В средней группе работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику продолжается. Дети этого возраста самостоятельнее, у них более совершенные в сравнении с малышами трудовые навыки, их чувства и отношения более осознанны, шире интерес к окружающей жизни, богаче представления о работе сотрудников детского сада (музыкальный работник, швея, прачка, воспитатель) .

Расширяется кругозор детей путем ознакомление: «Кем работают мамы и папы»; «О труде людей транспортных профессий» например, труд шофера, регулировщика, водителя автобуса, кондуктора, летчик, стюардесса и др., «О труде строителей» — маляр, каменщик и т. д. Педагог рассказывает детям о содержании труда, его общественной значимости.

В старшей и подготовительной группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.

Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Большой интерес вызывают у старших дошкольников рассказы о космонавтах. Обязательно нужно знакомить дошкольников с первыми космонавтами Ю. Гагарина, В. Терешковой, А. Леонова, рассказ Ю. Яковлева «Трое в космосе»; рассказ В. Бороздина «Первый в космосе».

Ступая в ногу со временем с детьми 5-7 лет, воспитатель знакомит и с современными профессиями, например как «фотограф», «косметолог», «программист», «бухгалтер», «менеджер», и др.

В работе используется беседы, наглядный материал с подборкой стихов и загадок. Например, «фотограф» стих А. Барто «У фотографа»,

Есть среди русских народных сказок такие, в которых герои проявляют хоть какие-то трудовые навыки, например:

«Морозко» — «Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету»

«Маша и медведь» — «Напекла она пирожков… «

«Колобок» — «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила».

«Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) — «… падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи».

«Мужик и медведь» (другое название — «Вершки и корешки») — мужик сеет сначала репу, а на следующий год — рожь.

«Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — «Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят. «

«Репка» — «Посадил дед репку».

«Зайкина избушка» — «Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка».

«Дочь и падчерица» — «Пришла ночь. Красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка… «

«Кривая уточка» — «… уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла».

«Лиса и журавль» — «А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком… «

«Волшебная дудочка» — «С петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила».

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать) : работу за них выполняют другие, например:

«По щучьему веленью» — «Щука ему говорит:

— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью»».

«Царевна-лягушка» — «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром — сама палец о палец не ударила.

«Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная») — «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару. «

«Крошечка-Хаврошечка» — Ей корова помогала. «А коровушка ей в ответ:

— Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сделано.

Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано».

3. Пословицы и поговорки о труде в работе с дошкольниками

В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза. Русские поговорки и пословицы о труде в той или иной степени оказывают воздействие на развитие ребенка, прививая ему полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы о труде для детей прославляют труд и высмеивают — леность. Народная мудрость учит малышей любить труд и уважительно относиться к труду других людей!

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает

Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.

Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников, соблюдая следующие условия:

* системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

* ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;

* введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.

Пословицы и поговорки о труде

· Человек рожден для труда.

· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

· Что потрудился, то и поел.

· Воля и труд дивные всходы дают.

· Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

· Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

· Труд человека кормит, а лень портит.

· Наше счастье в общем труде.

· Кто трудиться, тот и пользуется.

· Без труда нет добра.

· Без труда меду не едят.

· Трудовая денежка — мозольная.

· Труд кормит и одевает.

· Не замочив рук, не умоешься.

· Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.

· Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.

· Встанешь пораньше — шагнешь подальше.

· Без хорошего труда нет плода.

· Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.

· Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

· Там и хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

· Зажиточно жить — надо труд любить.

· Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.

· Дитя любит ласку, а станок — смазку.

· Не следи за гудком, а следи за станком.

· Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

· Труда много, а добычи мало.

· Трудовая денежка до веку живет.

· Трудовое беспорочно, хоть мало, да прочно.

· В труде победить — мир укрепить.

· В труде рождаются герои.

· Где труд, там и счастье.

· Трудовое добро ни в воде не тонет, ни на огне не горит.

· От бессонницы трудом лечатся.

· Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

· Лучше честным трудом добытая черствая корка, чем сдобный пирог, да краденый.

· Тот ничего не боится, кто честно трудится.

· Труда не терпев, и чести не будет.

· Чести без труда не сыскать.

· Без труда в саду нет плода.

· Без труда и отдых несладок.

· Без труда и палку не выстругаешь.

· Без труда не проживешь.

· Без трудностей труд немыслим.

· Без успеха в учебе нет успеха в труде.

· Без учебы и труда не придет на стол еда.

· Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.

· Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда.

· Благо жизни — в труде.

· Бог труды любит.

· Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

· Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

· Быт здоровый — труд толковый; быт плохой — и труд такой.

· В народе тот не забудется, кто честно трудится.

· В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнет, для труда живет.

· В труде — наше счастье.

· Вдохновение приходит во время труда.

· Век живи — век трудись, а трудясь, век учись.

· Всякая борозда труд любит.

· Всякий труд достоин награды.

· Всякий труд ценен, да не всякий полезен.

· Где охота и труд, там поля цветут.

· Где труд, там и правда.

· Даровое — на ветер, трудовое — в сок да в корень.

· Для добра трудиться — есть чем похвалиться.

· Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.

· Если труд — удовольствие, то жизнь — наслаждение.

· Живи своим умом, а честь расти трудом.

· За труд не бьют, а награды дают.

· За трудовую копейку бейся, нетрудовой копейки бойся.

· За что возьмешься с трудолюбием, все заблестит.

· Землю солнце красит, а человека — труд.

· Знание и труд новый быт дают.

· Какие труды, такие и плоды.

· Каков трудовой счет, таков и почет.

· Кто живет своим трудом, тем работа — второй дом.

· Кто любит труд, того люди чтут.

· Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

· Кто труд любит, долго спать не будет.

· Кто труда не боится, того и лень сторонится.

· Кто труда не видит, тот покоя не знает.

· Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить.

· Любовь и труд счастье дают.

· Любовь к труду у людей на виду.

· Не богатству почет, а труду.

· Не ленись, а трудись, на чужое не льстись.

· Не пожалеешь трудов — снимешь с гектара двести пудов.

· От трудов праведных не нажить палат каменных.

· От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.

· Старание и труд свое возьмут.

· Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.

· Трудовая копейка впрок идет.

· Трудолюбив как муравей.

· Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят.

· У нас самый счастливый — человек трудолюбивый.

· Хотя с трудом, да шло бы в дом, а нет труда, нет плода.

· Трудовая денежка всегда крепка.

· Трудовая денежка до веку живет, а нетрудовая всегда прахом идет.

· Трудовая копейка в кармане лежит, а шальная — ребром торчит.

· Трудовая копейка велика.

· Здоров в еде, да хил в труде.

· Без труда жить — только небо коптить.

· Где успехи трудовые, там и горы зерновые.

· Земля труд любит.

· Кто первый в труде, тому слава везде.

Заключение

Пословицы, поговорки и стихи о труде, хранят в себе некие моральные стандарты, и противоречия в работе с детьми, они просто необходимы. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.

В работе с детьми эти виды творчества хорошо усваиваются. Они способствуют развитию логики и абстрактного мышления. Дети расширяют свой кругозор, начинают смотреть на многие вещи по другому, формируют литературные и художественные навыки в собственной речи.

Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд, делает из простого человека — героя, он становится нужным людям. Это заряжает детей энтузиазмом труда; побуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно или хорошо трудится.

Ребенку прививаются полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.

Русские пословицы, стихи и поговорки о труде для детей прославляют труд и высмеивают леность. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью.

Все это имеет большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особой форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности, Знакомит детей с морально-этическими нормами, формирует навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными и уважать чужой труд людей.

трудовой воспитание дошкольник педагогический

Список литературы

1. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. — Шадринск, 2007.

2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. -160с.

3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. — 256 с.

Размещено на Allbest.ru

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Потешки для детей младшего дошкольного возраста

Потешки для детей младшего возраста.

Готовимся ко сну
Пять котят спать хотят,
А шестой — не спит.
Пять котят спать хотят,
А шестой — шалит!
Хвостиком виляет, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал: спать пора!
Мирно хвостиком вильнул,
И быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим,
Пожелал:
«Спокойной ночи!»
***
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
***
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки — на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят-поспят, всему миру спать велят.
***
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать — не гулять,
Только глазки закрывать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши
***
Ай, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
***
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха — по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
Ходит Сон
Близ Окон.
Бродит Дрема
Возле Дома.
И глядят:
Все ли спят.
***
Как у нашей бабушки семеро внучат.
Семеро-семеро с вечера не спят.
К каждому-то бабушка
С вечера приди.
К каждому-то бабушка
Песню заведи:
Про утенка, про котенка,
Про лисенка, про гусенка,
Баку про лебедушку,
Баку про зайчат.
Баюкает бабушка семерых внучат.
***
Баю,баю, паренька,
На полянке пахарька,
Н а гулянке плясунка,
На беседе форсунка.
***
Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Баю, баю, спать пора.
Гости едут со двора,
Со двора едут домой
На лошадке вороной.
***
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
***
Баю-бай, баю-бай,
Пойди бука под сарай,
Пойди бука под сарай,
Под сараем кирпичи,
Буке некуда легчи.
***
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
Куда деточку девать.
***
Баю-баю-баиньки,
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
***
Ах, ты котик серенький,
Хвостик у тебя беленький,
Брысь, котик, не ходи!
Мою детку не буди.
Ходит сон по горе.
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
нашей Тане так дает.
***
Люли, люли, баеньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
***
Люли, люли, люли, бай
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
***
Ходит сон у окон,
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать,
Стали в дудку играть,
Начал Миша засыпать.
***
Бай-бай, бай-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать,
Да большой вырастать.
Ой люленьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На березку сели.
А березка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
***
«Волшебный сон»
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко..
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
и расслаблено всё тело…
***
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова, там растёт усни-трава.
Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.
Я сегодня у совы попрошу такой травы:
Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова.

ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА

На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разум мок!
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
«Здравствуй,
солнышко-колоколнышко!»

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
***
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Закатаем рукава,
Открываем кран — вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
— Посмотрите, крошки,
— На свои ладошки.
— Ах, какие ладошки!
— Чистые ладошки!
***
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке — ладошки,
А пальчики — Антошке.
***
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
***
Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку — посмелей,
Будем умываться веселей.
***
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
Кран, откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
***
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
***
Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
***
Нам водичка — добрый друг,
Скажут люди все вокруг.
Мы на руки все польем,
А потом играть пойдем.
Дорогие мои дети!
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
***
Каждый день я мою мыло
Под горячею водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись.
Вот оно и не упало,
Мы не моем его сначала.
Ах, опять оно упало,
Будем мыть его сначала.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
***
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.

ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ

Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет — кашкою,
Другой — простоквашкою,
Третий скажет — молочком
И румяным пирожком.
***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка — за капустку,
Мышка — за корку,
Детки — за молоко.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные
С маслицем, сметаною.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
«Не хочу есть манную кашу!»
Кричала девочка Маша.
«Правильно» — думала каша,
Хорошая девочка Маша».
Обед
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
***
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Полдник
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.

ПОТЕШКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ-топ!
Наша Танечка идет!
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ-топ!

ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ

НА ПРОГУЛКУ

Вот они, сапожки:
Этот — с левой ножки,
Этот — с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот — с правой ножки,
Этот — с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
***
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя деточки,
ждут малолеточки!
***
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!
***
Бабочка — коробочка,
Ветер или дождь!
Полетишь — так ветер,
Упадешь — так дождь!
***
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!
***
Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
***
Уж ты, бор-борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Земле
Вместе с солнышком встаем,
Небу мы улыбку шлем,
Всей Земле — большой привет!
Ведь ее прекрасней нет!
Ветру
Здравствуй, ветер озорной,
Летом, осенью, весной
Ты прохладу даришь нам
И деревьям, и цветам.
Солнцу
Ты всех любишь, ты всех греешь,
Всех ласкаешь и жалеешь,
Наше Солнышко, наш свет,
Все тебе мы шлем привет!
Цветам
Мы цветочки рвать не будем,
Пусть растут на радость людям!
Красные и голубые,
Все красивые такие!
Животным
Всем зверушкам, птичкам, рыбкам
И жучкам мы шлем улыбки.
Всех, друзья, вас очень любим.
Обижать мы вас не будем!

ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»

С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ

Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку — на донышко!
Ждут меня котята, Малые ребята!
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Курочка-тараторочка,
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком, ушки торчком!
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой, не качайся.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?

ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР

Тарара ли, тарара,
Ушли кони со двора.
(Дети идут, высоко поднимая ноги)
А ребятки их поймали,
На колхозный двор загнали.
(двигаются прямым галопом)
***
Еду, еду к бабе, деду
(выполняют прямой галоп)
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке
На одной ножке (меняют ногу),
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в ямку — бух! (приседают)
***
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку-бух! –
Провалился петух.
***
Встанька на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки,
Топни каблучками,
Потанцуй-ка с нами!
Всем, Надюша, расскажи,
Да проворней покажи,
Как девчата пляшут.
***
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора -Бал-бал-бал!
Балды-балды! Наши гуленьки вверху –
Гру-гру-гру! Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя — петушок
Ранним рано поутру
Нам споет — ку-ка-ре-ку!
подражают голосам домашних животных)
***
Скачет зайка маленький
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!

ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ

* * * * *

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Гуси, гуси!
Га, га, га!
Есть хотите?
Да, да, да!
Так летите же домой!
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!

Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!
Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!

КОЗА РОГАТАЯ

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто маму не слушает?
Кто кашу не кушает?
Кто отцу не помогает?
Забодает! Забодает! Забодает!

У козы-то у рогатой
Дома малые козлята.
Весело по лавкам скачут,
Не балуются, не плачут.
Мама из лесу придет,
Молочка им принесет.

Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

Ходит по ночам коза,
Закрывает всем глаза.
Ну, а кто не хочет спать,
Станет тех коза бодать!
Быстро глазки закрывай,
Баю-баю, баю-бай!

Потягушечки,
Растягушечки,
Потянушечки,
Вырастушечки!
Вырастайте ножки –
Бегать по дорожке,
Вырастайте ручки –
Доставать до тучки,
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

Жил-был у бабушки серенький козлик.
Раз-два, раз-два! Серенький козлик!
Бабушка козлика очень любила.
Раз-два, раз-два! Очень любила!
Вздумалось козлику в лес погуляти.
Раз-два, раз-два! В лес погуляти!
Напали на козлика серые волки.
Раз-два, раз-два! Серые волки!
Остались от козлика рожки, да ножки,
Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!

Шла коза-козища,
Вылупив глазища,
С бородой небритою
С рожею немытою
Кувырнулась через пень –
Встали роги набекрень.

Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!

РЁВА-КОРОВА

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются –
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

Рано-рано поутру
Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Напои нас молоком.

СОРОКА-БЕЛОБОКА

Сорока-белобока,
Где была? – Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
Хвостиком мешала,
На порог скакала,
Деток покликала:
«Детки вы, детки,
Собирайте щепки,
Наварю я кашки
Золотые чашки!»

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила!
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты чашки не мыл!
Кашу сами мы съедим,
А лентяю не дадим!»

Сорока-Воронушка,
На хвосте ни перышка –
По полю шныряла,
Хвостик потеряла.
Спряталась под мостик –
Отрастила хвостик,
И теперь шныряет –
Хвостик не теряет.

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи!

Ты пляши, пляши, пляши,
У тя ножки хороши!
Хороши – не хороши,
Все равно ты попляши!
Ножками потопай,
Ручками похлопай!
Хохотушки-хохочи!
Поскакушки-поскачи!

Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти косонька до пят,
Красна девица до гряд!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
А последний – пятый пальчик
Шустро прыгает, как зайчик.
Мы сейчас его уложим
И уснем с тобою тоже!

КОТИК-КОТОК

Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

Как у коти, у кота
Колыбелька золота,
У дитяти моего
Да покраше его.
Как у коти, у кота
Периночка пухова
У дитяти моего
Есть помягче его.
Как у коти, у кота
Занавесочка чиста.
У дитяти моего
Есть почище его.
Есть почище его,
Да покраше его.

Тритатушки! Три-та-та!
Кошка встретила кота!
Котик кошку кличет,
Ходит и мурлычет.
Тритатушки! Три-та-та!
Вышла кошка за кота!
За Кота Котовича,
За Петра Петровича!

Кошка бросила кота,
Откусила полхвоста,
А коту обидно –
Полхвоста не видно.

Пошел котик во лесок, во лесок.
Нашел котик поясок, поясок.
Чтобы люльку подцепить, подцепить.
В люльку Катю положить, положить.
Катя будет крепко спать, крепко спать.
Котик Катеньку качать, да качать.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.

Кот, кот, котаруй!
Ты дыханье не воруй,
Нашего дитятю
Не души в кровати!

Вышла кошка-кабысдошка
Из открытого окошка,
Вниз по воздуху пошла
В землю штопором вошла.
Так и надо кошке
Кошке-кабысдошке.

Икота, икота,
Перейди-ка на кота!
А с кота на Якова,
С Якова на всякого!

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

Совка, совушка, сова,
Удалая голова,
Черненькие ножки,
На ногах сапожки,
По лесу летала –
Мышку напугала.
По двору летала –
Кошку напугала.
Ты, сова, к нам не летай,
Нашу детку не пугай!

Ах ты, Совушка-сова,
В два обхвата голова!
На пеньке сидела,
Головой вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася.

Угу-угу, угу-гу!
Я так больше не могу,
Успокойте в люлюшке
Эту капризулюшку!

Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!

Кокли-мокли! Кокли-мокли!
Перья у совы промокли!
Хватит, хватит плакать,
Хватит слезкам капать.
Вот уже в подушке
Квакают лягушки.
С плаксой жить я не хочу!
В лес дремучий улечу!

Ох! Ух! Ух! Ух!
Во дворе растет лопух!
Ух! Ух! Ух! Ох!
Во дворе чертополох!
Ох! Ух! Ух! Ох!
Во дворе растет горох!
Ух! Ох! Ох! Ух!
На плетне сидит петух!

Как у Савишны Совы
На плечах две головы
И глаза как блюдца.
Все над ней смеются!

Сборник прибауток и потешек для детей от Зинцовой Натальи

Каша. Прибаутка.:

Глянь, бежит голодный волк!
Серый волк — зубами щёлк!!
У него зубов не счесть!
Хочет кашу нашу съесть!!

Волку кашу не дадим!
Сами кашу мы съедим!!

Серый волк. Страшилка.:

Из леса серый волк бежит,
И очень грозно, он рычит:
— «Кто мамочку не слушает
И очень плохо кушает —

В лес собой я заберу – у!
К маме больше не пущу – у!!»

Колыбельная.:

Спи, моё солнышко,
Баю-баю…
Я тебе песенку, тихо, спою…
Спят в небе звёздочки,

Дремлет луна…
Глазки закрой, скорей,
Доброго сна…

Прибаутки. Для малышей.:

В небе светит солнышко.
Клюют куры зёрнышки.
А детишки молочко —
Выпьют всё до донышка!

Хоть и Аннушка мала —
Ножками сама пошла!
Не устаньте, ноженьки,
Топать по дороженьке!

Дрёма — дрёма, не сопи,
В лес дремучий уходи.
Приходи ты ноченькой —
К нам баюкать доченьку!

Тары — бары — растабары!
Едет Ваня за товаром:
Кур на рынке покупать,
Да себя всем показать!

Потешки игровые.:

Блоха.
Это что за чепуха?
Ха — ха — ха! Ха — ха — ха!
Скачет по двору блоха!

Ха — ха — ха! Ха — ха — ха!
В дом пускать её нельзя!
Ха — ха — ха! Ха — ха — ха!
Очень злющая она!!

Ха — ха — ха! Ха — ха — ха!
А сейчас как закусает — закусает! Закусает — закусает!

(При этом, играючи, дотрагиваться до ребёнка, как бы «кусая».)

Ваня — дружок.:

Ваня — Ванечка, дружок,
Заиграй — ка в свой рожок!
Пусть проснётся солнышко,
Согреет нас немножечко!

Ай, замерзли! (2 раза)
(При этом изображать, что холодно.)

Доченька.:

Мы малютку — доченьку
Любим, что есть моченьки!!!
Залюбили — залюбили! (2 раза)
(При этом крепко прижимать к себе и обнимать ребёнка.)

ПОТЯГУШЕНЬКИ
ПРОСЫПАЕМСЯ И ПОТЯГИВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из потешек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

месте с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

от проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

или- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день

отик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!

то, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)

ы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
Маме с папой улыбнулись.

ы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

астало утро.
Солнышко встало.
Давай, сынок,
Буди друзей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!

й, люшеньки-люшки!
Нашему Илюшке —
Доброе утро.
Доброе утро!
Утро с шутками,
Прибаутками!
ы мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка, найдем!
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!
(Нина Пикулева)

етушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?

етя-Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
Баю-баю-баю-бай,
Вместе с Ваней засыпай.

отягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!
(Нина Пикулева)

отягуси, потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси, потягушечки,
Перья мягкие в подушечке,
Эти перья-потягушеньки
Подарили гуси Мишеньке.

отягушечки, потянись,
Поскорей, скорей проснись.

отягунюшки-порастунюшки!
А в ручки — хватунюшки,
А в ножки — ходунюшки,
А в роток — говорок,
А в умок — разумок!

отягунюшки, порастунюшки —
(поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки, —
(гладим бока)
А в ножки – ходунюшки, —
(двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, —
(сжимаем и разжимаем кулачки)
А в ушки — слышунюшки, —
(показываем ушки)
А в глазки — глядунюшки, —
(показываем глазки)
А носику — сопунюшки, —
(показываем носик)
А в роток — говорок, —
(показываем ротик)
А в головку — разумок!
(трогаем лобик)

отягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!

учки-ручки — потягушки
И ладошки — похлопушки.
Ножки-ножки — топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки и ножки,
Щёчки-цветочки —
Чмок!

мотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки —
Очень рады солнышку.

олнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб игрушки не скучали,
А с Сереженькой играли.

яги, тяги, потягушеньки,
На детку порастушеньки!
Расти, деточка, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушеньки,
А в ручки хватушки,
А в ротик говорунок,
А в головку разумок!

тром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот такую:
Ля-ля-ля-ля!

(Нежно поглаживаем малыша
от головы до пяток)
орошеньким — хорошок.
Пригоженьким — пригожок.
Стройненьким — стройнячок,
А родненьким — родняшок.

УМЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ

Если мама, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Так вам легче будет приучить его умываться по утрам и вечерам: он ведь будет знать, что водичка — его друг. Не забудьте поцеловать малыша в чистую щечку и сказать, какой он молодец, что умылся!

й, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

й, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Детке улыбаемся.

й, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Катя, умывайся веселей!

х, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

уль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

ода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода —
С дитя худоба.
Вода книзу,
А дитя кверху.

ода течет текучая,
Под горою баня топится
Кошка моется, торопится.
Там стоят 12 котят,
Все помыться в хотят!

одичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

одичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

уси-лебеди летели,
В чисто поле залетели,
В поле баньку отыскали,
Лебеденка искупали.

жик, ежик,
Продай ножик,
Купи мыльце,
Помой рыльце.

айка начал умываться.
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!

ран, откройся!
Нос, умойся!
Глаз, купайся!
Грязь, сдавайся!

ран откройся,
Нос умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза,
Мойся шейка
Хорошенько!

адушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!

юбит чистые лица,
Зеркало скажет:
— Надо умыться!
Зеркало охнет:
— Где же гребенка?
Что же она
Не причешет ребенка?
Зеркало
Даже
Темнеет от страха,
Если
В него
Поглядится
Неряха!

оем, моем трубочиста
Чисто чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.
(К. Чуковский)

оре-морюшко,
Серебряное донышко,
Золотой бережок,
По волнам гони стружок!
Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

ы пойдем купаться
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет Лена мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Алёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

ы проснулись, потянулись,
Маме нежно улыбнулись,
Сели на горшок с утра.
Умываться нам пора!
Волшебная водичка
На розовое личико,
Ручеек из сказки
На носик и на глазки,
Брызги из кадушки
На щечки и на ушки,
Дождичек из лейки
На лобик и на шейку.
Ливень с теплой тучки
На маленькие ручки.
Вот какой чистюля!
(Девочка-чистюля!)
Целуй меня, мамуля!

й-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

т водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!

лыви ко мне, рыбёшка,
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла,
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась
И в руки мне попалась!

гуся — вода,
С младенца — худоба
Укатись вся.

опики, топики,
По водичке хлопики,
Хлопики ладошками,
Да босыми ножками!

люп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай Леночка,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Леночка помоется,
Причешется, оденется.