Православие в Турции

Православные святыни юга Турции

Старшов Е. В. Православные святыни юга Турции. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 120 с., ил. — (Серия «Кафедра»)

Все мы читали, что святитель Николай Чудотворец родом из Мир Ликийских (совр. Демре в Турции). А много ли мы знаем об этом древнем городе, равно как и о других городах юга Турции — бывшей Византийской империи: Анталии, Сиде, Перге, Памуккале?

Книга состоит из повествований о том или ином древнем городе и его святынях. Собственные наблюдения автор дополнил фотографиями и фрагментами из трудов по истории и археологии.

Приводим отрывок из книги.

Введение

Когда речь заходит о святых местах за пределами России, в первую очередь вспоминают Палестину, реже — Грецию или Кипр. Но есть бесценные святыни там, где, как многие полагают, их нет — в тех же странах ислама, например. Найти сокровенный жемчуг — вот в чем главная задача. Об этом и пойдет речь в нашей книге, а главным объектом исследования станет юг Турции. Древних городов на турецком юге и западе — бесчисленное множество; впрочем, на запад попасть труднее, поскольку это намного дороже, а ведь именно там находились семь церквей, к которым обращался в своем Откровении Иоанн Богослов, — в городах Эфесе, Пергаме, Фиатире, Филадельфии, Лао­дикии, Смирне и Сардах. На юге апостол Павел основал Церкви в Пергии, Листре, Иконии, Дервии и Антиохии Писидийской… В Мирах Ликийских просиял на всю Вселенную святитель и чудотворец Николай. Здесь лилась кровь мучеников первых веков христианства, а затем на местах их казней строились храмы и мартириумы.

О чем думает среднестатистический обыватель при слове Турция? Об отдыхе, в который «все включено» — то есть алкоголь с утра до ночи, дискотечные песни-пляски и самопроизвольное копчение на жарком солнце… Потом начинаются разговоры — мол, чего там, в Турции, такого особенного? К cожалению, именно русским туристам практически не предлагают экскурсий исторического характера, а изданные на русском языке путеводители, по сравнению с теми же, скажем, англоязычными буклетами, опускают большое количество ценной информации – было бы картинок побольше! Да и перевод зачастую оставляет желать лучшего. Это печальные факты из моих собственных многократных наблюдений. Да, есть экскурсии в Миры Ликийские (Демре по-турецки), но святитель Николай на каждом углу предстает перед нами в образе деда-мороза, или на западный манер, Санта-Клауса в очках и шубе!

Экскурсия в Иераполис (Памуккале), где был распят апостол Филипп, запомнится лишь купанием в бассейне с минеральной водой, про апостола же вообще не говорят и мартириум его не показывают, как, впрочем, и большую часть всего древнего города: выпустят на десять минут сфотографировать городские ворота — и домой! Следовательно, выход один: надо знать, куда и зачем ехать. Не лезть в бассейн, а идти в гору, к месту казни апостола; зайти в музей, оборудованный в банях, построенных во II веке равноапостольным Аверкием Иерапольским; ведь там не только языческие статуи и амфоры, есть и уникальные памятники раннего христианства — например, удивительные каменные святцы.

Но вот и другая крайность: иной верующий человек намеренно игнорирует древние развалины. Такой вот, например, отзыв: «Проезжали мы мимо языческого храма, так я даже глаза закрыла…». Вспомнив слова апостола Павла о том, что идол есть ничто, скажу: нельзя игнорировать древние храмы — не за идолопоклонством же мы туда ходим. В этих храмах совершили свой исповеднический подвиг приводимые туда мученики.

После принятия Римской империей христианства эти же храмы превращали в церкви — и по причине нехватки таковых, и в память мучеников. Примеров много: храм Артемиды в Мирах Ликийских был перестроен святителем Николаем в церковь, храмы Артемиды и Аполлона в Пергии (по-турецки — Перге или Аксу) освятили в честь Божией Матери и Господа Иисуса Христа. Храм Афины в Сиде, где в III веке пострадал, но не отрекся от веры священник-мученик Александр, спустя две сотни лет буквально накрыла собой огромная христианская базилика; языческий храм в Анталии тоже был обращен в храм — чтобы через несколько веков стать мечетью.

Не стоит также обходить вниманием и римские театры, на аренах которых травили зверями и казнили мучеников; там каждая песчинка пропитана кровью святых. На юге Турции — это театры в Мирах, Иераполисе, Пергии и Сиде. В IV веке их тоже обращали в церкви — это достоверно известно, в частности, про театры в Сиде и Иераполисе. Среди руин стоят древние фонтаны, торговые лавки, бани, больницы: древние христиане всем этим пользовались. Апостолы Христовы буквально исходили эти земли вдоль и поперек; епископы малоазийских городов принимали участие во Вселенских Соборах, определивших наше православное вероучение. Я не говорю уже (чтобы это введение не превратилось в трактат) об общечеловеческих культурно-исторических ас­пектах посещения и исследования древних городов, в которых жили и творили великие философы, поэты, писатели, скульпторы, созидая основу нашей культуры.

Юг Турции прошел со своей армией Александр Македонский во время своего памфилийского похода, в Фаселисе он принимал послов освобождающихся от персидского ига малоазийских греческих городов; здесь Юлий Цезарь и Помпей Великий громили киликийских пиратов, а Антоний принимал приплывшую к нему Клеопатру. Турция — это живая история, так же, как и центральный музей всего турецкого юга — Анталийский археологиче­ский, в котором среди многих прочих удивительных и уникальных экспонатов хранятся византийские и грече­ские иконы, каменные резные изображения Богоматери с Архангелами, и отдельно — Архангела Гавриила, резные орнаменты с крестами, серебряная храмовая утварь, найденная близ Мир Ликийских; но главное, там есть ларец с частицами мощей святителя Николая, потерянными при похищении итальянцами святых останков из Мир — экспертиза подтвердила соответствие этих нескольких фрагментов костей и нижней челюсти мощам, хранящимся в Бари.

Согласитесь, побывать в Бари весьма непросто из-за многочисленных «евросоюзных» препон и требований, а попасть в анталийский музей недорого и просто — было бы желание и карта в руках. Турецкая маршрутка -«долмуш» довезет отовсюду, из любого города, а на месте и сами турки с удовольствием подскажут дорогу — и вот мы уже у святителя Николая, причем на его же родине. К мощам и приложиться можно, и сфотографировать их разрешат.

Автор будет считать свою миссию выполненной, если он действительно откроет читателям «другую Турцию». Главное — помощь Божия и собственное дерзание. Царство Небесное силою берется (Мф 11,12) — эти слова здесь как нельзя кстати. И труд ваш паломнический принесет сторичный плод духовной радости.

В заключение добавлю: данная книга состоит как бы из отдельных повествований о том или ином древнем городе и его святынях; все эти пути исхожены автором самолично, причем зачастую нехоженые тропы уводили его весьма далеко от традиционных туристских маршрутов, и эта книга — результат его собственных наблюдений, дополненных фотографиями (из общего числа которых заимствованы лишь несколько ради большей наглядности), а также историческими сведениями как из трудов по истории и археологии, так и из античных первоисточников, а также обширного пласта житий святых. Много различной информации сохранилось исключительно в памяти через чтение англоязычных пояснительных таблиц при исторических памятниках и лишь теперь воспроизведено в печатном виде. Часть исторических материалов помещена в приложении, чтобы из-за своей обширности не сказаться отрицательно на общей лаконичности рассказа; ценность этого приложения в том, что оно составлено из записей современников упоминаемых в книге событий — подлинных свидетелей ушедших веков и эпох.

Особняком стоит последняя глава книги, повествующая о святынях антич­ного города Саламин — более известного как Фамагуста; ныне этот город входит в состав Турецкой Республики Северного Кипра и попасть в него, как в оккупационную зону, почти невозможно. Почти… Но ценой поистине непомерных трудов и при помощи Божией автору удалось проникнуть даже туда — чуть ли не под прицелами автоматов британских миротворцев, охраняющих границу между южной, греческой частью острова и северной, турецкой — туда, где шествовали своими стопами апостолы Павел, Варнава и Марк.

В добрый путь, читатель, дорогами апостолов. Сейчас мы мысленно пройдем их вместе, но желаю, чтобы Господь сподобил нас еще не раз ступить на ту святую землю собственными стопами.

Православная Турция

Святая Земля, гора Синай, Кипр, Афон, Сербия, Иордания — основные зарубежные паломнические маршруты нам хорошо известны. Сегодня благодаря совместным усилиям Константинопольской и Русской православных Церквей этот ряд готовы пополнить христианские святыни современной Турции. В декабре 2009 года был опробован новый паломнический маршрут, объединяющий святыни древней Византии — региона, куда адресовал свои послания апостол Павел; где жил и подвизался почитаемый во всем мире святой — Николай Чудотворец; где принимали свои решения Вселенские соборы.
О тех оазисах Православия, которые обязательно стоит посетить в мусульманской Турции, рассказывает Сергей Юрьевич Житенев, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата*.

1. В Стамбуле есть железная церковь во имя святого Стефана, построенная болгарами в 1898 году. Ее собрали из железа за 30 дней — таков был срок, данный турецкими властями. Тут часто можно встретить православных сербов и болгар, помолиться вместе с ними. В Турции так мало православных, что каждая встреча с единоверцем — праздник. Братство православных христиан (греков, румын, болгаров или русских) здесь особенно ощущается.

2. В Каппадокии сохранилось немало пещерных храмов. Было жутко смотреть на фрески этих древних византийских церквей, где глаза у святых выколоты. Причем у всех, и когда не раз, два, три это видишь, а сто, тысячу раз — на душе становится очень тяжело.

3. Многие богослужения, которые проводятся и в Каппадокии, и в Мирах Ликийских, и в других святых местах страны, привлекают православное население Турции. В основном это русские женщины, которые стали женами турецких подданных. Они выбираются из своих мусульманских семей, что для них, наверное, не так-то просто, а для кого-то — настоящий подвиг. Вот это и есть та особенность, которая присутствует в Турции: не тогда, когда вера в Христа в той или иной мере принята большинством населения, а когда она — островок в мире ислама.

4. Побывать в соборе Софии, Премудрости Божией, в Стамбуле, я бы советовал всем — она производит совершенно грандиозное впечаление. Это был первый большой храм в Византии, и ему уже 15 веков. Хотя здесь сейчас музей и молиться нельзя, когда входишь в Софийский собор, его масштаб, его красота, архитектурные формы, сохранившиеся мозаики — все это потрясает до глубины души. Храм реставрируется с помощью международного сообщества и при поддержке турецких властей. Экскурсия в Святую Софию — тоже паломничество к великой святыне Православия.

5. Нам показалось несколько необычным постоянное общение Константинопольского Патриарха Варфоломея с паломниками и личное внимание, которое он старается оказывать каждому из них. Особенно это проявляется по отношению его к пастве: грекам, приехавшим в Турцию. Патриарх Варфоломей выразил желание лично встречать и каждую русскую паломническую группу, которая едет по маршруту «К святыням древней Византии». Первую такую группу он приветствовал в декабре 2009 года в кафедральном соборе во имя святого Георгия Победоносца в своей резиденции на Фанаре словами: «Вы здесь не чужие, вы в лоне Матери Церкви». И каждый паломник мог взять у него благословение. Кстати, в июле прошлого года он впервые принимал Патриарха Кирилла, прибывшего на Фанар с первым официальным визитом в качестве Предстоятеля Русской Церкви.

6. Многие знают, что мощи святителя Николая Чудотворца находятся в итальянском городе Бари — предприимчивые итальянцы вывезли их в XI веке. Но родина великого святого — в нынешней Турции, и часть его мощей хранится в археологическом музее в Анталии.

7. Важная часть паломничества в Турцию — посещение Мир Ликийских, где служил святой Николай, и его родного города Патары. Мы спланировали маршрут так, чтобы паломники побывали в этих местах как раз в дни памяти святого: 22 мая и 19 декабря. Патары и Миры Ликийские сейчас — музеи-заповедники, и там есть что посетить. В Демре, городе, примыкающем к древним Мирам Ликийским, стоит храм во имя святителя Николая — по программе там будет совершаться Литургия. Для меня было открытием, что сохранилась часть храма, которая существовала еще во времена святителя — тогда эта церковь была освящена в честь Пресвятой Богородицы.

8. В Малой Азии много мест, связанных с апостольскими деяниями. Так, недалеко от Эфеса есть гавань и сохранился порт, где высаживался апостол Павел, когда его, арестованного, везли в Рим. Археологам удалось раскопать в Эфесе главную улицу и центральную площадь со множеством строений, среди которых выделяется красивейшая библиотека. Недалеко от центра древнего города можно помолиться на месте погребения апостола Иоанна Богослова. Именно в этом храме проходил в 431 году Третий Вселенский Собор, собравший около 200 епископов из всех церквей и осудивший несторианскую ересь, которая отрицала Богочеловечество Христа. Быть в месте, где проходил Вселенский Собор, — это совершенно незабываемые минуты. По нашей программе в Эфесе запланирована Божественная Литургия.

9. Специфическая особенность паломничества в Турцию — возможность побывать и помолиться в местах, связанных с первыми веками истории Вселенской Церкви, Церкви еще не разделенной на православную и католическую. Многие из тех святых, которых мы привыкли считать нашими, русскими, — это на самом деле святые, которые проживали на территории нынешней Турции. Тут проповедовали и просияли великие подвижники, учили великие учителя Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др. И паломнику, конечно, нужно взять с собой довольно большой молитвослов, чтобы помянуть их и помолиться им там, где они жили и подвизались.

* Статья вышла до 14 мая 2010 г., когда генеральный директор Паломнического центра С. Житенев по благословению священноначалия добровольно сложил с себя полномочия руководителя организации.

Турецкая православная церковь потребовала судить Вселенского патриарха

Турецкая православная церковь подала иск в суд на Константинопольский патриархат и патриарха Варфоломея, передает РИА «Новости».

Реклама

Как заявила пресс-секретарь патриархата Турецкой православной церкви Севги Эренерол, иск подан на фоне решения приступить к предоставлению автокефалии церкви на Украине. По ее словам, в иске указано, что «это дело политическое и далекое от религии».

«У Варфоломея нет полномочий отправлять своих экзархов на Украину и давать автокефалию ее церкви.

Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков», — сказала Эренерол.

Она также заявила, что Варфоломей превысил свои полномочия и вмешался во внутренние дела стран.

На действия Константинополя отреагировали и другие поместные церкви. Предстоятель Православной церкви в Америке митрополит Иона (Паффхаузен) призвал ответственные за раскол православия стороны «покаяться и прекратить безумие».

По его словам, предоставление автокефаилии Украинской православной церкви (УПЦ) является «великим искушением злом». При этом, по его мнению, Русская православная церковь (РПЦ) не имела другого выбора, кроме как прекратить отношения с Константинополем. Он предположил, что

предоставление автокефалии может привести к серьезному противостоянию на Украине, отметив, что верующие будут защищать свои храмы, «как защищали их от конфискации в Советском Союзе от коммунистов.

Сербский патриарх Ириней считает, что решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви (УПЦ) может оказаться «катастрофическим».

«Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви… признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию», — сказал священнослужитель о решении предоставить автокефалию УПЦ.

Он подчеркнул, что у Варфоломея «не было права» принимать такое решение, которое угрожает целостности и других православных церквей.

«В движении, которое привело к расколу, и не только на канонической территории автономной Украинской Православной Церкви … открывается возможность создания новых подразделений в других поместных Церквях», — обеспокоен Ириней.

Беспокойство сербского патриарха по этому поводу неудивительно. Юрисдикция СПЦ распространяется не только на Сербию, но также на Македонию и Черногорию, при чем в последней действует раскольническая самопровозглашенная Черногорская православная церковь.

Глава сербской церкви напомнил, что «дарование автокефалии не может быть прерогативой лишь одного Константинопольского патриархата», подобные решения принимаются лишь с согласия всех поместных православных церквей.

Ириней предостерег Константинопольский патриархат от дарования украинской церкви в одностороннем порядке, потому что это «не принесет согласия и мира на украинскую землю, но, наоборот, станет причиной новых разделений и новых расколов».

И действительно, после принятия Синодом РПЦ решения о разрыве отношений с Константинополем,

угроза раскола нависла не только над мировым православием, но и над УПЦ МП.

Будучи частью Русской православной церкви, УПЦ поддержало решение Синода, однако отдельные священнослужители готовы перейти под юрисдикцию Вселенского патриархата.

Иерарх Московского патриархата митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата.

«На последнем заседании Константинопольский патриархат отменил передачу Киевской митрополии Московскому патриархату. С тех пор мы можем считать, что территория Украины является территорией восстановленной митрополии Константинопольского патриархата. Собственно, с этого момента мы являемся, на сегодняшний день, клириками Константинопольской церкви», — заявил митрополит Александр.

Таким образом священнослужитель нарушил решение Синода РПЦ, которое запрещает священнослужителям русской церкви взаимодействовать с Константинополем.

«Действия Драбинко будут считаться каноническим преступлением»,

— отмечает в разговоре с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.

По словам эксперта, по правилам украинский священник теперь должен быть предан анафеме, однако решение это может принять только митрополит УПЦ МП Онуфрий.

При этом Драбинко не впервые выступает против официальной позиции УПЦ Московского патриархата. В 2012 году Священный синод УПЦ МП даже обвинил его в недостойном поведении и снял его с должности главы Отдела внешних церковных связей. Как подчеркнули на заседании, митрополит «сеял смуту и подозрение среди епископата и духовенства».

К тому моменту, когда было принято это решение, Драбинко многие годы был референтом митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который тогда был болен.

Уже в этом году, весной, он подписал обращение к Варфоломею с просьбой предоставить УПЦ независимость. Примерно в то же время он опубликовал статью на сайте lb.ua, в которой объяснил необходимость автокефалии.

Более того, митрополит обвинил Россию в попытке аннексии украинской территории.

Однако Дыбенко на самом деле не является крупной фигурой в украинской церкви, отмечает Лункин. «Он — митрополит без епархии. Наверняка он пошел за Константинополем в поисках «хорошей жизни» и какой-то более достойной роли в создании единой украинской церкви», — говорит эксперт.

При этом Дыбенко — не единственный украинский священник, который еще до нынешнего раскола был настроен против Москвы. Таких священнослужителей в УПЦ МП наберется несколько десятков, говорит Лункин.

Тем не менее, даже не смотря на это, угрозу раскола в рамках УПЦ МП нельзя считать серьезной.

«И для этого есть несколько факторов. Во-первых, украинские политики передавили на церковь. Это не могло не сказаться на мнении священнослужителей. Во-вторых, в УПЦ МП есть четкое понимание, что действия Варфоломея противоправны. И наконец, в УПЦ МП мало кто хочет ассоциировать себя с раскольником Филаретом, который сейчас выглядит наиболее вероятной кандидатурой на роль главы объединенной Константинополем украинской церкви», — рассуждает эксперт.