Праздник рождество христово

Содержание

Праздник Рождества Христова

История появления праздника

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления, 6 января. Около 200 года Климент Александрийский упоминает о такой практике. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века. Вероятно, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространенный в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чье рождение отмечали 25 декабря

Даты празднования в различных церквях

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также древневосточные и восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

В Армянской церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления.

События Рождества Христова

Эль Греко. «Рождество»

Канонические тексты

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава):

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк.2:4-7)

Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк.2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф.2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф.2:16).

Апокрифические источники

Фреска «Купание Христа Саломеей»
(Каппадокия, XII век)

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида.

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Происхождение даты

Определение даты рождения Иисуса Христа

См. также статью Историчность Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. По-видимому, исторический Иисус родился между 7 и 5 годами до н. э.. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 7 г. н. э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период. Однако даты после 4 г. до н. э. маловероятны по двум причинам. Во-первых, по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 г. до н. э. (по другим данным, в 1 г. до н. э.). А во-вторых, если принять поздние даты, то получается, что ко времени своей проповеди и казни Иисус был бы слишком молод.

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк.2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада». Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Палестине бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков.

Установление даты празднования Рождества

Первые христиане были евреями и не отмечали Рождество (по иудейскому вероучению рождение человека — «начало скорбей и болей»). Для христиан более важным с вероучительной точки зрения был и является праздник Воскресения Христова (Пасха). После того, как в христианские общины вошли греки (и другие эллинистические народы), под воздействием эллинистических обычаев было начато празднование и Рождества Христова.

Древний христианский праздник Богоявления 6 января идейно совмещал и Рождество, и Крещение Господне, ставшие впоследствии разными праздниками.

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Первое чудо Иисуса Христа
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание Иисуса миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Погребение Христа
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

Зимнее солнцестояние

День зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники, такие как, например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур, в том числе у славян (Коляда). С моментом завершения периода сокращения дня обычно был связан религиозный праздник «рождения бога солнца». Его праздновали представители многих религий: германские язычники (под названием Йоль), поклонники культа Митры, и др. В Римской империи времён раннего христианства также существовал подобный праздник — день рождения Непобедимого Солнца (лат. Dies natalis Solis Invicti). По решению отцов христианской Церкви было решено праздновать в этот день и Рождество Христово.
Первое упоминание 25 декабря, как даты Рождества содержится в римском альманахе середины IV в. На первом месте в списке епископов и мучеников указано: 25 декабря — родился Христос из Вифлеема Иудейского (natus Christus in Betleem Judeae).
К дате Рождества привязана и дата празднования Благовещения: за 9 месяцев до Рождества — 25 марта. Впрочем, такая связь прослеживается далеко не всегда: в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.

Рождество в христианском богослужении

Рождество в богослужении Православной церкви

Основная статья: Рождество в богослужении Православной церкви

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники).

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Рождество в богослужении Римско-католической церкви

В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это также период размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

С периодом Адвента связано несколько традиций, таких как рождественский венок, рождественский календарь и другие.

Рождественский венок в первое воскресенье адвента

24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции, в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с 5-го века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Следует, однако, отметить, что во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Государства, в которых Рождество Христово — выходной день

Страны, в которых Рождество является государственным праздником, имеют серый цвет, оставшиеся 39 стран помечены коричневым

Один выходной день

  • Армения — 6 января
  • Грузия — 7 января
  • Иордания — 25 декабря
  • Казахстан — 7 января
  • Канада — 25 декабря
  • Киргизия — 7 января
  • Мексика — 25 декабря
  • Молдавия — 7 января
  • Португалия — 25 декабря
  • Россия — 7 января (нерабочий день с 1991 года)
  • Республика Корея — 25 декабря
  • Сербия — 7 января
  • США — 25 декабря
  • Франция — 25 декабря
  • Украина — 7 января

К рождественским праздникам — пальмы и растения. Москва, 1906

Два выходных дня

  • Казахстан — 6 января, 7 января
  • Белоруссия — 25 декабря, 7 января
  • Великобритания — 25 декабря, 26 декабря
  • Венгрия — 25 декабря, 26 декабря
  • Германия — 25 декабря, 26 декабря
  • Греция — 25 декабря, 26 декабря
  • Ирландия — 25 декабря, 26 декабря
  • Испания — 25 декабря, 26 декабря
  • Италия — 25 декабря, 26 декабря
  • Люксембург — 25 декабря, 26 декабря
  • Нидерланды — 25 декабря, 26 декабря
  • Норвегия —25 декабря, 26 декабря
  • Польша —25 декабря, 26 декабря
  • Финляндия — 25 декабря, 26 декабря
  • Хорватия — 25 декабря, 26 декабря
  • Швеция — 25 декабря, 26 декабря

Три выходных дня

  • Болгария — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Дания — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Латвия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Литва — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Словакия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Чехия — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря
  • Эстония — 24 декабря, 25 декабря, 26 декабря

Рождество в светской культуре

Художественная литература

  • Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (повесть)
  • Ч. Диккенс «Рождественские повести» (The Christmas books)
  • А. Чехов «В рождественскую ночь» (рассказ)
  • О. Генри «Дары волхвов» (новелла)
  • Б. Пастернак «Рождественская звезда» (стихотворение)
  • А. Башлачёв «Рождественская» (стихотворение).
  • Blackmore’s Night «We Wish You A Marry Christmas» (песня)
  • Йостейн Гордер «Рождественская мистерия» (повесть)
  • Иосиф Бродский «24 декабря 1971 года» (стихотворение)

Фильмы

  • 1913 — «Ночь перед Рождеством», режиссёр — В. Старевич;
  • 1946 — «Эта прекрасная жизнь», режиссёр — Фрэнк Капра;
  • 1984 — «Рождественская история», режиссёр — Клайв Доннер;
  • 1993 — «Кошмар перед Рождеством», режиссёр — Генри Селик;
  • 1997 — «Рождество» (мультфильм), режиссёр — Михаил Алдашин;
  • 2004 — «Ноэль», режиссёр — Чезз Палминтери;
  • 2007 — «Рождественская история», режиссёр — Юха Вуолийоки;
  • 2008 — «Четыре Рождества», режиссёр — Сет Гордон;
  • 2009 — «Рождественская история», режиссёр — Роберт Земекис.

Рождественские блюда народов мира

Основная статья: Рождественские блюда

Празднование Рождества нехристианами

Рождественский поздравительный конверт с оригинальной маркой и рождественским гашением, 2004 год

Среди нехристиан в многих культурах Рождество связывается прежде всего с ёлкой, дарением подарков и загадыванием желаний. Обычай дарить на Рождество подарки всячески поощряется продавцами, что привело к коммерциализации Рождества. В период перед Рождеством выручка специализированных магазинов может составить половину и более выручки за остальной год.

В большинстве стран мира Рождество является государственным праздником, либо этот день объявлен выходным. Это подвергается критике со стороны некоторых представителей других вероисповеданий и атеистов как нарушение права на свободу совести и отделения религии от государства. При этом следует отметить, что в странах, где Рождество не является общенациональным праздником, в качестве государственных праздников, как правило, установлены праздники других религий (Марокко) или жители лишены права на свободу вероисповедания и установлен государственный атеизм по коммунистическому образцу (Китай).

Несмотря на христианское происхождение Рождества, в современном мире многими людьми Рождество воспринимается прежде всего как светский, лишенный религиозного смысла праздник.

Попытки запретить праздновать Рождество

Несмотря на то, что Рождество считается христианским праздником, некоторые протестантские конфессии его отвергли. Например, в 1659 году пуритане (кальвинисты) Новой Англии приняли решение запретить Рождество, то есть запрещать в этот день отпрашиваться с работы, петь и устраивать совместные трапезы. Пастор-конгрегационалист Коттон Матер считал празднование Рождества аморальным и греховным.

В США общественный деятель и атеист по убеждениям Ричард Столлман предложил отмечать 25 декабря день рождения Исаака Ньютона как символ торжества человеческой науки.

Свидетели Иеговы, в свою очередь, считают, что Христос родился в начале октября, поскольку это время, когда на пастбища выводят пастись овец и пастухи держат ночную стражу в полях, указывая на то, что декабрь и январь слишком холодные для этого месяцы. Вифлеемскую звезду же они называют звездой дьявола, поскольку, по мнению свидетелей Иеговы, в Библии осуждаются занятия астрологией и эта звезда привела волхвов к Ироду, который попытался убить Иисуса.

В СССР и РФ

В Советском Союзе, где были отменены выходные в религиозные праздники, большинство рождественских обычаев (ёлка, подарки) перешло на празднование Нового года, который до сих пор остаётся более популярным праздником на территории стран СНГ, чем Рождество.

Вновь день Рождества Христова стал выходным в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР издал постановление, объявляющее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было не рабочим. Однако, в некоторых республиках РСФСР, например Татарской АССР, это постановление было проигнорировано и день был признан рабочим.

По федеральным каналам российского телевидения в ночь на Рождество транслируется торжественное богослужение (после восстановления храма — из храма Христа Спасителя).

Жалобы в КС РФ

В 1999 году атеист М. В. Агбунов просил проверить конституционность постановления о признании 7 января нерабочим днём. В принятии к рассмотрению жалобы Конституционным судом было отказано по причине, что «указанные нормативные предписания относятся к законодательству о праздничных нерабочих днях <…> и не содержат положений, свидетельствующих о нарушении конституционных прав и свобод, перечисленных заявителем. (статьи 14, 19 (часть 2), 28 и 29 (часть 2) Конституции России)».

В 2008 году неоязычником Ю. Салимгареевым также была подана жалоба в Конституционный суд Российской Федерации. По мнению заявителя, тот факт, что православное Рождество официально считается выходным днём, противоречит Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Жалоба по существу не рассмотрена, была отклонена с пояснением, что работать или отдыхать 7 января — решает законодатель.

Примечания

  1. часть церквей для литургических целей используют юлианский календарь, в XX-XXI веках 25 декабря по юлианскому календарю соответствует 7 января по григорианскому
  2. История праздника Рождества Христова
  3. Католический мир празднует Рождество
  4. Перепись была начата эдиктом императора Августа в 746 году от основания Рима (7 год до н. э. согласно ab urbe condita)
  5. Публий Квириний стал правителем Сирии в 759 году от основания Рима (6 год н. э. согласно ab urbe condita)
  6. Перепись в Иудее при Квиринии упоминает Иосиф Флавий (Иудейские древности. XVIII, 1)
  7. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
  8. Руслан Хазарзар. Сын Человеческий; Когда и где родился Иисус.
  9. Christmas, Encyclopædia Britannica (англ.).
  10. W. E. FILMER. THE CHRONOLOGY OF THE REIGN OF HEROD THE GREAT//J Theol Studies, 1966; XVII: 283—298.
  11. Robert J. Myers. Celebrations; The Complete Book of American Holidays. — Doubleday, 1972. — ISBN 0-385-07677-0. — ISBN 978-0-385-07677-7
  12. Толковая Библия Лопухина, Лк.2:8-12
  13. Косидовский З. Библейские сказания; Сказания евангелистов. М., 1990. С. 393.
  14. Andrew McGowan, «How December 25 Became Christmas», Get Biblical archaeological Review (автор — Warden and President of Trinity College at the University of Melbourne, Australia)
  15. Благовещение — статья в Православной энциклопедии
  16. Пасха не входит в число двунадесятых праздников. Если Благовещение выпадает на седмичные дни Великого поста, то великое повечерие читается в силу соединения покаянного богослужения поста и торжественного богослужения праздника.
  17. См. «Общие нормы для литургического года и календаря», пп. 7, 37, 38.
  18. 1 2 Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 N 2981-I «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём»
  19. Как День подарков
  20. См. трудовой кодекс Болгарии «Кодекс труда» — http://www.mlsp.government.bg/bg/law/law/KT.doc (болг.)
  21. См. закон Латвийской Республики «О праздничных и памятных днях» — http://www.likumi.lv/doc.php?id=72608 (латыш.)
  22. В канун Рождества Литва будет отдыхать
  23. Рождество
  24. Газета «Известия» от 5 января 1991 года
  25. Определение Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1999 г. N 56-О
  26. Четвертый канал — news

Ссылки

Викиновости по теме:
Православные
отмечают Рождество

  • Статья «Рождество Христово» в Библейской энциклопедии архимандрита Никифора
  • Рождество Христово // Российский Этнографический Музей
  • Празднование Рождества и Нового года в разных странах мира, история и сегодняшний день
  • О дате Рождества
  • Рождество в русской поэзии. На сайте Православие и мир.
  • Рождество в истории. На сайте Православие и мир.
  • Прот. Александр Шмеман. «Преодоление язычества» // Сайт Православие и мир
  • Александр Валентинович Амфитеатров. «Рождество „Непобедимого Солнца“»
Православные праздники
Великие
Двунадесятые Двунадесятые праздники
Недвунадесятые
великие
Средние
Рождество Христово
События Рождество Христово • Поклонение пастухов • Поклонение волхвов
Персоналии Иисус Христос • Дева Мария • Иосиф Обручник • Саломея-повитуха • Три царя • Ирод Великий
Связанные события Вифлеемская звезда • Избиение младенцев • Бегство в Египет
Места Вифлеем • Пещера Рождества и Ясли Христовы
Традиции празднования Рождественская ёлка • Сочельник • Рождественский пост (Адвент) • Святки • Новый год • Старый Новый год • Секретный Санта

История и традиции Рождество Христово 2019

Рождество Христово — это, прежде всего, семейный праздник, когда всей семьей принято собираться за одним столом и дарить подарки друг другу.

Сочельник — сочельником называется день перед Рождеством Христовым (6 января) и является последним днем Рождественского поста. В этот день принято ничего не кушать до появления на небе первой звезды.

— Согласно священному Евангелию, Иисус Христос родился во времена царствования в Вифлееме императора Октавия от Девы Марии. В то далекое время Октавий приказал сделать перепись всего населения, к которому на тот момент относилась и Палестина.

Чтобы увидеть место, где, согласно Преданию, родился Спаситель, нужно прийти в базилику Рождества Христова в Вифлееме. Место Рождества Спасителя находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами.

Дева Мария вместе со своим мужем Иосифом должны были прибыть в Вифлеем, чтобы их имена внесли в список переписи населения. Мария на тот момент уже была беременна.

В связи с переписью и большим наплывом людей, в постоялых дворах все места были заняты, и Мария с Иосифом нашли себе пристанище в пещере, которая была предназначена под стойло для скота. В эту же ночь на свет появился младенец, которого Мария и Иосиф нарекли именем Иисус.

— Традиционно Рождество Христово завершает для нас череду зимних праздников. Устав от веселья и суеты последних дней, всем хочется на Рождество провести время спокойно, в тихом домашнем кругу.

Именно поэтому, по традициям наших предков, праздник Рождество Христово считается семейным, который празднуют у себя дома в кругу семьи. Хотя это вовсе не исключает тог, что в этот день нельзя веселиться, напротив, надо радостно веселиться и с особой радостью встречать рождение Иисуса Христа!

Праздник Рождество Христово в грядущем 2019 году пройдет, как и всегда, в тот же день, в который он проходит для христиан нашей страны — с 6 на 7 января.

— Ветхозаветные пророки повествуют нам о том, что родился на свет Иисус Христос в далеком 5508 году от сотворения мира в городе Вифлеем. Первыми о его рождение узнали пастухи, которые увидели на ночном небе яркую звезду и пошли с дарами поклониться своему Спасителю.

Когда же об этом узнал царь Ирод, что родился Спаситель в лице Иисуса Христа, его тщеславие не дало ему принять его. Именно по этой причине он и приказал убить всех рожденных младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Рождественские колядки 2019 года

— Сочельник — по сложившейся традиции Сочельник начинается в канун Рождества Христова 6 января. Его празднуют вечером, и он является последним днем великого поста. Вплоть до появления первой звезды 6 января нужно придерживаться строгого поста.

Первая звезда на небе символизирует именно ту звезду, которая по преданию и зажглась в момент рождения Христа над Вифлеемом, возвестив мир о том, что на нашу землю явился наш Спаситель.

По традиции в Сочельник на стол ставятся ритуальные постные блюда. Главное же блюдо — Кутья, которое готовится на основе каши или риса с добавление орехов, сухофруктов, меда и мака.

На Сочельник за праздничным столом на ужин (в покое, любви и согласии) — должна собраться вся семья. Под застеленную на стол скатерть следует насыпать немного соломы, делается это для того, чтобы год прошел стабильно.

— Праздник Девы Марии — празднуется 8 января, на следующий день после Рождества Христова, напомним, что Дева Мария мать Иисуса Христа. В храмах и церквях проходят богослужения в ее честь.

— Следующие после Рождества Христова 12 дней, также являются праздничными. Заканчивается рождественский период 17 января — святками.

Приметы на Рождество Христово в 2019 году

— В Ночь перед Рождеством Христовым — вещими принято считать все приснившиеся сны

— В рождественские праздники нельзя быть скупым, в эти дни принято делиться всем, что у вас есть, подавать милостыню

— Ждите раннюю весну — если в канун Рождества случится метель

— Заниматься хозяйственными делами в этот праздник ни в коем случае нельзя

— Если на деревьях будет иней в первых рождественских днях, то стоит ожидать богатый урожай хлеба

— Если во время приготовления пищи на рождественский стол все валится из рук — ждите богатый урожай

— Если на Рождество теплая погода, то весна наверняка будет холодной

— Ждите хороших вестей — если в этот день что-то ненароком упадет на пол

— Нельзя пить воду во время трапезы в день Рождества Христова

— Ожидайте урожайный год — если в период Рождественских праздников много снега и на небе много звезд

— Если девушка потеряет расческу в Рождество, то наверняка в этом году встретит жениха или выйдет замуж

— Девушкам нельзя гадать в Рождество

— Если в Рождество вы несколько раз встретите на улице одного и того же незнакомого человека, то у вас появятся новые возможности в этом году.

— Если на Рождество 7 января выпадет снег, то год наверняка будет хорошим

— Если в этот день на улице тепло, то хлеб будет густой и темный

— Если в рождественские дни на улице метель, то пчелы будут очень хорошо роиться

— Весна будет ранней и теплой — если в ночь перед Рождеством метет метель

— Если в небе в Рождество много звезд, то в этом году будет большой урожай гороха

— С Рождества Христова и до самого Крещения охотиться в лесу никак нельзя. В этот период с охотником может приключиться несчастье

— 7 января на Рождество — обязательно нужно принимать гостей или самому ходить в гости

— Ни в коем случае нельзя шить в Рождество, иначе, в семье кто-нибудь может ослепнуть

Накануне Рождества (вечером 6 января) принято колядовать. Молодые девушки и парни (сейчас чаще дети), собираются и ходят по домам, распевая праздничные песни. За что им должны быть дать вкусности, какие-то угощение или же деньги.

Рождество Христово и последующие рождественские дни всегда считались веселыми праздниками, люди веселились и гадали, ходили, друг к другу в гости.

Несмотря на некоторые отличительные особенности традиций празднования Рождества Христова у разных народов мира, в современное время практически всех христиан мира объединяют определенные общие символы.

К ним относятся и традиция дарить подарки на Рождество, и обязательный персонаж рождественского праздника — Дед Мороз или Санта Клаус, и рождественская елка, празднично и красиво украшенная игрушками и гирляндами.

Можно смело утверждать, что практически повсеместно к этому празднику на улице и во дворе вешают праздничные венки и колокольчики, а в доме зажигают рождественские свечи.

В этот светлый рождественский праздник все христиане славят Иисуса Христа, радостно приветствуя друг друга — «Христос родился», а своим близким и родным дарят подарки и посылают рождественские открытки.

Среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.

В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Увидев необыкновенную звезду, восшедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса, волхвы (по преданию, их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар) направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира.

Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, «чтобы и мне пойти поклониться Ему».

Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца» (от марта).

В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.

До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. К II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: «С нами Бог!» Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: «Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!»

Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения.

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение.

Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви (Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные), а также афонские монастыри (в Греции), католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) — время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.

В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками.

Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось.

Рождественские службы совершали тайно.

27 декабря 1990 года в связи с обращением патриарха Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ночь на 7 января по традиции совершает рождественское богослужение в главном храме страны — кафедральном соборном храме Христа Спасителя, на которое приходят несколько тысяч верующих, в том числе представители государственной власти.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

История праздника

Праздник Рождество Христово является большим христианским праздником, одним из двенадцати главных православных праздников, которые церковь отмечает с особым торжеством.

Праздник установлен в честь рождения на Земле Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего. Сам Бог Всемогущественный, Творец неба и земли, воплотившись, стал человеком, чтобы спасти от гибели людей всего мира.

Светлый праздник Рождества Христового играет важную роль, как в жизни каждого православного христианина или католика, так и для самой Церкви. По словам Святого Иоанна Златоуста II, Рождество Христовое, празднование которого приходится на 25 декабря по юлианскому календарю или же на 7 января по григорианскому календарю, является началом всех главных церковных праздников. Он говорил, что в этом празднике берут свое начало и Богоявление, и Пасха, и Вознесение Господнее, а также Пятидесятница.

Из давних пересказов сознательный христианин знает, что о явлении на Землю Сына Господа было известно пророкам Ветхого завета. И этого чуда ожидали в течение нескольких веков. Так было предсказано Рождество Христово, а история самого праздника берет свое начало в четвертом веке до нашей эры.

Так как же все начиналось?

Появление Сына Господа случилось в холодную зимнюю ночь. Мария и Иосиф тогда шли из Палестины в Иерусалим. Как свидетельствуют давние источники, в то время проходила перепись населения. Римляне должны были записываться по месту своего проживания, а иудеи — по месту своего рождения. Мария и Давид, потомки царя Давида, направлялись в Вифлеем, который находился на юго-западе от Иерусалима. Когда у Марии начались родовые схватки, они были около пещеры, в которой находилось стойло для скота. Иосиф пошел искать повитуху. Но когда вернулся, то увидел, что Младенец уже родился, а пещера наполнена светом такой силы, что глаза не могли выдержать его. И только спустя некоторое время свет угас. Так Мария родила Богочеловека — на соломе среди яслей, но озаренная Божьим светом.

Поклонение пастухов и дары волхвов

Первыми узнали о рождении Иисуса Христа пастухи, которые ночью дежурили около своего стада. Им явился ангел и принес благое известие о рождении Сына Бога. Волхвов же известила о радостном событии яркая звезда, которая взошла над Вифлеемом. Они последовали за светом этой звезды, и пришли к пещере. Оказавшись в пещере, волхвы подошли к Младенцу и встали на колени перед будущим Спасителем человечества. Они принесли Ему дары: двадцать восемь золотых пластин, ладан и смирну. Золото волхвы поднесли Ему как царю, ладан — как Богу, а смирну — как человеку, которому надлежит принять смерть. Иудеи погребали своих мертвецов со смирной, чтобы тело оставалось нетленным. Благовонием были наполнены небольшие шарики размером с оливу, которые нанизали на нить, — всего семьдесят один шарик.

Убийства младенцев

Царь Иудеи Ирод с большим страхом ожидал рождения чудесного Младенца, потому что думал, что Он будет претендовать на его престол. Поэтому Ирод приказал волхвам вернуться в Иерусалим и сообщить ему о месте, где находятся Мария с Ребенком. Но волхвы этого не сделали, потому что получили во сне откровение — предупреждение о коварстве царя и совете не возвращаться к деспотичному правителю. Ирод же, не дождавшись волхвов, отдал приказ своим воинам окружить Вифлеем и убить всех младенцев. Воины врывались в дома, забирали новорожденных детей у матерей и убивали их. В тот день, по преданию, погибли больше четырнадцати тысяч младенцев. Но Сына Божьего они так и не нашли, потому что Марии и Иосифу было виденье, в котором Божий ангел их предупредил об опасности и приказал немедленно покинуть Вифлеем и отправиться в Египет, что они и сделали в ту же ночь.

Дата и время рождения Иисуса Христа

Дата рождения Сына Господа долгое время оставалась спорным вопросом для историков и теологов. Попытка установить этот момент согласно датам событий, которые сопровождали рождение Иисуса, не приводила богословов к какой-то конкретной дате. Впервые упоминание о 25 декабре как о дате рождения Иисуса Христа, встречается в летописях Секста Юлия Африкана, датированных 221 годом. Почему дата Рождества христового определена именно этим числом? Потому что дата и время смерти Христа точно известны из Евангелия, а Он должен был находиться на Земле полное число лет. Из этого можно было сделать вывод, что Иисус Христос был зачат 25 марта. Прибавив к этому дню девять месяцев, получили дату Рождества Христового — 25 декабря

Установление празднования

Из-за того, что первыми христианами были евреи, они не отмечали Рождество Христовое. Потому что по их мировоззрению этот день есть «день начала скорби и страданий». Для них важнее был день Пасхи. Но когда греки вошли в христианские общины, то на основе их обычаев стали праздновать и день рождения Иисуса Христа. Сначала в день уже существующего христианского праздника Богоявления праздновали и рождение, и крещение Иисуса. Но с начала седьмого века Рождество Христовое стали отмечать отдельно и история праздника вышла на новый уровень.

Дары волхвов

По преданию, незадолго до своего Успения, Божья Мать передала благословенные дары волхвов в Иерусалимскую Церковь, где они хранились долгое время и передавались из поколения в поколение. Потом дары волхвов попали в Византию. В 400-м году византийский царь Аркадий перенес их в новую столицу — Константинополь, чтобы освятить город. Там они и хранились в казне императоров. В 1433-м, после захвата города Константинополь, турецкий султан Мухаммед II позволил забрать сокровища своей жене Маро (Марии), которая была христианкой по вероисповеданию. После падения Византии она отправила дары волхвов на Афон, в монастырь Павла. Они и доныне хранятся в Афонском монастыре, лишь иногда их вывозят из монастыря — золотыми слитками освещают воду и выгоняют злую силу.

Традиции праздника

Традиции празднования светлого дня Рождества Христового уходят корнями в далекое прошлое. Перед праздником идет сорокадневный пост. В Сочельник пост особенно суров. Также в этот день происходит вечернее богослужение. На Рождество Христовое в Украине и других православных странах крестники несут своим крещенным так называемый «ужин», который состоит из кутьи. После того, как на небе взойдет первая звезда, можно садиться за стол, где обязательно должно быть двенадцать постных кушаний — по количеству апостолов. Кушанья должны быть постными, поскольку накануне Рождества христового еще нельзя употреблять животную еду. Перед праздничным ужином все присутствующие за столом читают молитву, которая восхваляет Бога нашего Иисуса Христа.

Накануне праздники люди украшают свой дом еловыми ветками. Именно ветки ели знаменуют собой вечную жизнь. Также в дом приносят дерево ели и украшают его яркими игрушками, которые символизируют плоды на райском дереве. В этот день среди христиан принято дарить друг другу подарки.

В давние времена в этот день молодые люди наряжались в веселые костюмы, собирались в группы, сооружали на жерди Вифлеемскую звезду и с веселыми песнями-колядками ходили по домам, оповещая хозяев, что Христос родился. Они желали хозяевам мира в доме, хорошего урожая и других благ, а те, в свою очередь, благодарили за коляду и давали разные угощения. К сожалению, данная традиция сохранилась только в селах.

Божественная суть свята

Христиане всего мира ежегодно с нетерпением ожидают праздник — Рождество Христово. В каждом уголке земного шара, где склоняются перед именем Христа, празднуют величественный день рождения Спасителя.

Рождество Христово — это начало новой эры для человечества на земле. Всесильный Господь по Своему Большому милосердию к людям принял человеческое подобие, чтобы помочь человечеству возобновить почти угасший свет в сердцах людей, напомнить им суть слова Истины, затерянного в греховной жизни. Творец, придя на Землю в образе человека, соединил небо и землю, заключив с человечеством Новый Завет — Завет Любви.

Пророки завещали, что на Землю придет Царь мира, который исправит все то, что натворило человечество на земле. Но те, кто об этом знал, не ожидали, что он родится в скромном, тихом месте среди домашнего скота, потому что, как известно из Евангелия, места в Вифлееме среди людей святой семье не нашлось. Так и сегодня у людей не всегда есть место в душе для Бога — желания принять в свое сердце светлое рождение Спасителя.

Большинство людей ожидают на величавое, помпезное действо прихода Бога в их жизнь, а Он приходит тихо, незримо. И приходит Он к тем людям, которые действительно желают менять свои жизни, делать мягкими свои сердца в покорности Величественной силе, которая является Предвечной Любовью, которая держит Вселенную в своих ладонях.

Пусть Господь поможет всем жаждущим иметь чистые сердца, наполненные Святыми дарами. Чтобы они смогли принять в свои жизни Рождение Спасителя и извещать всем благое известие так, как вещали ангелы о приходе Бога на землю:

Христос Родился! Славим Его!