Приемный ребенок в семье

Здравствуйте. Сегодня я хочу поговорить на очень серьезную тему. Тему, очень важную и особенную сегодня для молодых женщин. К кому приходят дети? Для начала хочу определить свою позицию. Я более чем уверена, что будущие дети определяют своих родителей задолго до своей материализации в нашем мире.
Существует единое информационное поле, вне времени и пространства. В нем находится все, что происходило, происходит и будет происходить. В нем существуем мы вчерашние и мы завтрашние, наши действия, мысли; и кроме того в нем уже есть наши дети. И им задолго до нас уже известно о нас все: наши поступки, привычки, взгляды на жизнь и самые потаенные уголки нашей души.
Детки, находясь выше нас, выбирают тех родителей, которые именно им нужны для конкретного прохождения жизненного опыта на Земле. Поэтому (лично моя точка зрения) плохих матерей не бывает. Конечно, я не принимаю социально нездоровое поведение некоторых женщин (мамами их назвать сложно) в отношении своего потомства. Но не мне их судить. На то есть Высшие Силы. И не хочу никоим образом показать, что можно переложить ответственность на самих деток (мол, сами выбрали таких родителей). Отнюдь. Но всегда уверена: каждая мама дает своему ребенку лучшее из того, что может дать. Благо, осознанность родителей все возрастает, люди тянутся к знаниям, в том числе и по воспитанию – это не может не радовать. Однако что-то я отклонилась от темы.
Так вот. Дети выбирают себе родителей. Им «оттуда» видно все: обстановку в семье, наши мысли, эмоциональное состояние, отношение к родителям, к мужу, к материнству, отношение к себе самой и к другим людям… Они прекрасно улавливают, когда им нужно «седлать» аиста и к кому направляться.

И если ребеночек не желает появляться в этом мире в конкретной семье – нужно задуматься и попытаться представить: какой нужно быть женщиной, чтобы к ней поспешил долгожданный почтальон Аист. Предлагаю несколько вариантов для «подумать»:

  • Неуверенной в себе, скромной, где-то наивной девочкой, витающей в облаках и мечтающей о том, сама не знаю о чем. Для нее беременность и роды – совершенно непонятное понятие, достаточно страшное чтобы примерить его на себя. Она боится боли как огня и уверена, что сильной боли не переживет. Что там говорить об уходе за младенцем если она едва представляет как менять наполнитель в кошачьем туалете или что рыбки в аквариуме нуждаются в чистой воде.
  • Бизнес-леди. Даже не думала расшифровывать это понятие, но все-же скажу несколько слов. Если у нее куча проектов, вечные разъезды и планы, графики и презентации, встречи и мероприятия – куда уж тут влезть ребенку с его заниманием в первые месяцы практически всего времени мамочки. Мне очень нравится алегория Ольги Кавер по этому поводу. Представьте, что Вы управляете огромным самолетом, и нужно его усадить на малюсенькую лесную полянку. Получится? Ну нет, скорее всего, нужно эту полянку расчистить. Продолжу от себя. Есть два варианта: либо расчистить полянку, либо «ужать» самолет. В данном случае самолет – это Ваш ребенок, а также все, что связано с его рождением и жизнедеятельностью. И не каждый ребенок захочет, чтобы его «ужимали» — и, соответственно, торопиться к такой мамочке не станет. Однако если женщина готова расчищать поляну – тогда, думаю, кроха заторопится активнее. Позволю себе напомнить – малыш видит даже самые потаенные наши мысли, тут кривить душой не получится. Готовы ли Вы расчищать поляну до размеров посадочной полосы самолета? (Вопрос не только для бизнес-леди!) Если честный ответ «НЕТ» (решайтесь, смотрите правде в глаза!) – тогда, значит, время еще не пришло, и очень мудрый маленький человек (пока еще по ту сторону от жизни) все правильно делает.

  • Гипер-старательная барышня. Очень люблю обсуждать «комплекс отличницы» (видимо, потому, что сама таким была «заражена» 🙂 ) – здесь как раз о ней. У нее все происходит так, как надо, причем это «как надо» (правила игры) для нее устанавливают другие, она же старается изо всех сил чтобы эти правила выполнять и чтобы ее за это хвалили. Хорошо учиться в школе, быть прилежной хозяйкой, хорошей, чувствующей подругой, надежной сотрудницей, замечательной женой, вежливой соседкой – это все о ней. Она изо всех сил старается чтобы всем угодить, никого не обидеть и чтобы всем было хорошо. А когда заговаривают о детях – ей же тоже нужно быть «в теме»! Чтобы все было «как надо». А захочет ли ребенок вписываться в это чье-то «как надо»?
  • Женщина-наседка. Сильно перекликаясь с предыдущим описанием, здесь добавлю еще гипер-опеку. Тщательное вылизывание всех поверхностей в доме, завтрак-обед-ужин для мужа из трех блюд плюс десерт и компот, идеально наглаженные, накрахмаленные рубашки и постельное белье, строгий учет доходов-расходов семьи, участливая забота о всех обездоленных (включая всех бродячих собак и котов), переживание по поводу каждой мелочи и любого события в жизни близких (даже простой поход в магазин) – это все о ней. Из личного опыта: часто вижу таких наседок уже с детками – детки просто «душатся» в таких объятиях опеки и любви мамочки. О последствиях для вырастающих детей можно почитать во многих трудах известных психологов. Захочется ли жить в такой заботе? Ой, не каждому, не каждому…
  • Женщина, перекладывающая ответственность на других – как думаете, легко с такой жить? К ней хочется? Все, что происходит в ее жизни – это заслуга кого угодно, только не ее. Родители не так воспитали, плохо вырастили, не дали чего-то, не научили; в школе учителя плохие были, дети-одноклассники дурно влияли, в студенческие годы Петя обидел, Вася бросил (подлец); подружка стерва или дура; муж просто козел, работа ужасная, квартира тесная, водитель в маршрутке вечно хамит, везде очереди, правительство никчемное… Список можно продолжать бесконечно. Если женщина ищет причины своего недовольства в других, ссылается на внешние обстоятельства не заботясь о чистоте своих помыслов – грош-цена ей как будущей матери.
  • Если женщина ждет появления в жизни ребенка как спасителя от чего-то (будь то надломленные отношения с мужем, проблемы на работе, нерешенные конфликты с людьми, внутренние желания самоутвердиться/стать лучше/доказать что-то) – не много ли ответственности она возлагает на хрупкие детские плечики? Не каждый взрослый справится с такой задачей. А что малыш? Он, скорее всего, не готов к такому непосильному грузу.
  • Самодостаточная, гармоничная, женственная женщина, любящая и любимая. Та, к которой муж возвращается словно на крыльях, радуясь, что она у него есть. С широкой душой и большим сердцем. Принимающая Жизнь как подарок Небес. Не требующая , но твердо знающая: все будет как надо. Главный девиз которой «Все приходит вовремя».

Этот список продолжать можно долго. Сколько существует женщин – столько и описаний. Где-то они совпадают, где-то различны. Только нам решать какими быть. Главное – взять 100 % ответственность за себя, свои мысли, поступки, действия и события. Принимая ответственность – осознавать, что только мы определяем – захочет к нам ребенок или нет.


Точно скажу: дети идут на любовь. Любовь к близким, к животным и местам, к событиям и делам. Любовь ко всему живому и созданному Человеком и Природой.
Мне очень понравилась одна фраза замечательной девушки Оли, мамы двухлетнего мальчишки: «Я знаю, что у меня будет дочь. Не знаю точно когда, но почти уверена. И я уже ее люблю.» Вот это осознание любви как само собой разумеющейся – залог счастливой, гармоничной жизни Женщины.
Искренне Вам желаю открывать, осознавать и чувствовать такую любовь в себе.

Как взять в семью приёмного ребёнка? Отвечают психолог и многодетная мама

Взять ребёнка в семью из детского дома — большой шаг, решиться на который бывает порой непросто. К чему готовиться будущим приёмным родителям, как выбрать ребёнка и какие нужны для этого документы, в интервью АиФ.ru рассказали консультанты «горячей линии» благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» — приёмная мама Марина Трубицкая и психолог Марина Поливанова.

Надежда Кузьмина, АиФ.ru: Куда в первую очередь должны обратиться будущие приёмные родители, если решат, что хотят взять ребенка? Какие документы предоставить?

Марина Трубицкая: Сначала нужно обратиться в органы опеки по своему месту жительства. Перед этим можно туда позвонить и уточнить приёмные дни и часы. Адрес и телефон органов опеки можно узнать на сайте министерства образования.

Марина Трубицкая — приёмная мама, консультант благотворительного фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам». Фото предоставлено БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»

На первой беседе в опеке вам дадут список документов, необходимых для того, чтобы стать приёмными родителями или усыновителями, и объяснят, где их можно получить и как оформить. При этом основными документами являются — справки о несудимости, о доходах и о состоянии здоровья. Когда документы будут собраны и закончится обучение в школе приёмных родителей, специалист органов опеки придёт к вам домой, посмотрит условия, в которых будет жить ребёнок, и затем выдаст заключение о возможности быть усыновителем или опекуном. С этим заключением уже можно искать ребёнка, которого вы возьмёте в свою семью.

— Пожалуй, главный вопрос, где искать ребёнка?

— Можно обратиться в органы опеки своего района или к региональному оператору банка данных о детях и написать заявление о желании принять ребёнка на воспитание в свою семью. В заявлении необходимо изложить просьбу — ознакомить с находящимися на учёте в государственном банке данных детьми, при этом указать, какого именно ребёнка вы хотели бы принять в семью — пол, возраст, другие данные. Также можно встать на учёт в органах опеки других городов и регионов.

Можно искать ребенка самостоятельно на сайте нашего проекта «Территория без сирот», через федеральный банк данных или на сайтах других фондов — например «Измени одну жизнь».

— Можно ли взять ребёнка из другого региона? Что для этого необходимо? Или процедура такая же, как если брать ребёнка из региона проживания?

— Да, можно. Но в последний год в некоторых городах возникают проблемы с постановкой на учёт детей, приехавших из других регионов. Например, с декабря 2015 года Москва заключает договоры о создании приёмной семьи (с назначением вознаграждения приёмным родителями и выплатами на содержание детей) только при соблюдении двух условий:

  • приёмные родители имеют постоянную регистрацию в Москве,
  • на момент передачи в приёмную семью ребёнок состоял на учёте в органах опеки и попечительства Москвы как лишённый родительского попечения, т.е. либо имел постоянную регистрацию в столице, либо воспитывался в организациях для детей-сирот Москвы.

Поэтому сегодня приёмным родителям и некоторым опекунам приходится обращаться в суд для разрешения этих проблем. Так как теоретически привезти ребёнка из другого региона можно, но на него отказываются платить пособия и зарплату приёмного родителя.

— Нужно ли проходить курсы приёмных родителей, что они собой представляют?

— Да, курсы необходимы для всех, кроме близких родственников детей (бабушек, дедушек, взрослых братьев и сестёр), а также тех, кто уже является усыновителями или опекунами. Школа приёмных родителей позволяет избавиться от мифов о сиротах и усыновлении, помогает лучше узнать особенности психологии травмированных детей, оставшихся без семьи, и методы реабилитации. В первую очередь школа должна помочь понять — нужно ли вам усыновление, и избавить от ошибок в общении с ребёнком. Кроме того, в курсе обучения предусмотрены юридические и медицинские темы, что также немаловажно. Я бы советовала супругам пройти подготовку вдвоём, даже если оформит опеку или усыновление только один из них. Это поможет достичь большего взаимопонимания в решении проблем.

— Есть ли какая-то психологическая, социальная поддержка семей, если возникнут какие-то вопросы во время адаптации?

— За психологической поддержкой можно попробовать обратиться опять же в школу приёмных родителей, в которой вы проходили подготовку, или другую, которой вы доверяете. Кроме того, существует немало статей, литературы, вебинаров психологов по различным вопросам адаптации ребёнка, по особенностям поведения таких детей в разном возрасте. Где их искать? Например, на сайте фонда «Измени одну жизнь».

Можно записаться на очную консультацию с психологом фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» по телефону 8(985) 999-49-45.

Есть консультации психологов в письменном виде, по телефону или по скайпу, например, у «Ресурсного центра помощи приёмным семьям с особыми детьми».

Неплохо найти единомышленников с опытом усыновления в местных или общероссийских форумах и группах в соцсетях. Это поможет ощутить поддержку и найти пути выхода из проблем.

— Какие есть обязанности у приёмного родителя и на что он имеет право?

— Опекун имеет право и обязан воспитывать ребёнка, находящегося на его попечении, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В отличие от усыновителей, опекун не вправе препятствовать общению ребёнка с его биологическими родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такие встречи не отвечают интересам подопечного.

Льготы и размер пособия приёмным семьям отличаются в зависимости от региона. Но есть и общероссийские меры поддержки. К ним относятся:

  • единовременное пособие при передаче ребёнка в семью. Оно составляет порядка 15 000 рублей,
  • возможность усыновителем при соответствующих условиях оформить материнский капитал.

При этом в некоторых субъектах федерации установлена ежемесячная выплата при усыновлении. Также во всех регионах есть пособие на содержание ребёнка под опекой, но его размер везде разный. Кроме того, приёмные родители, в отличие от опекунов и усыновителей, в соответствии с договором имеют право на ежемесячное вознаграждение.

— Люди боятся сложностей, что они не смогут справиться. Кто им поможет, если возникнут вопросы психологической поддержки, лечения, адаптации в семье?

— Кроме государственных пособий, работы органов опеки и психологической помощи, приёмным семьям в сложных ситуациях помогают некоторые благотворительные фонды. Например, у фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» действует программа «Близкие люди». Она помогает в решении вопросов лечения и реабилитации детей с инвалидностью и особенностями развития. Бесплатные консультации можно получить по телефону горячей линии фонда: 8-800-700-88-05 или записаться на очную консультацию с психологом, дефектологом или юристом: 8 (985) 999-49-45.

Марина Поливанова: В случае проблем, связанных с адаптацией, приёмные родители чаще всего идут к психологу учреждения, откуда «пришёл» ребенок. Иногда обращаются к школьному психологу, если ребёнок-школьник, но, как правило, он в сфере адаптации приёмных детей не совсем компетентен. Помогают также форумы приёмных родителей в интернете, где они делятся своими трудностями и советами. Есть также наша «горячая линия»: 8-800-700-88-05 (с 10.00 до 20.00 по московскому времени). Для жителей Дальнего Востока работает наш консультант во Владивостоке (с 02.00 до 10.00 по московскому времени, с 09.00 до 17.00 по Владивостоку).

Марина Поливанова, психолог. Фото предоставлено БФ «Волонтёры в помощь детям-сиротам»

Мне, как психологу, неоднократно пришлось обсуждать с приёмными родителями трудности адаптации. При этом среди основных остаются проблемы, касающиеся взаимоотношений между членами семьи, учёбы. Но абоненты нашей «горячей линии» в основном из тех людей, которые уже вступили на путь преодоления сложностей. Какие-то неожиданные для себя вопросы они уже обсудили при прохождении школы приёмных родителей. Известно, что есть часть людей, которые по окончании школы не берут ребёнка. Это очень важный результат. Значит, курсы приёмных родителей помогли им осознать собственную неподготовленность, наивные и идеалистические представления о том, что такое опекунство и усыновление.

Приемный ребенок в семье

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное — это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой. Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными. И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей. Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую — отставание в развитии. Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия…

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Советы по адаптации ребенка в приемной семье

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти. Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте. Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители. И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления. Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Понятие приемной семьи

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные формы устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого существует усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, включая родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семьи очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под строгий контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках уровня жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Например, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семье и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семье до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого возраста. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не числится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем виде.

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.

Однако, в большинстве случаев это дети старшего и среднего возраста, возможно малыши от 3-х лет. Младенцы в базе бывают редко, для детей этого возраста приоритетной формой устройства является усыновление.

Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Проблемы приемных детей

Одна из первых и серьезных проблем, с которыми могут столкнуться приемные родители – это состояние здоровья ребенка. К этому вопросу следует отнестись весьма серьезно.

При ознакомлении с личным делом ребенка, стоит очень внимательно изучить его медицинскую карту. При этом не следует рассчитывать, что все сведения в ней верны. После принятия ребенка в семью приемным родителям желательно самостоятельно обследовать ребенка.

Если существуют какие-то проблемы, о которых известно на данный момент, следует заранее проконсультироваться со специалистами, так как период адаптации в новой семье всегда вызывает стресс у ребенка. Это может отразиться как на психическом, так и на физическом состоянии ребенка и привести к обострению хронических заболеваний.

Адаптация ребенка в новой семье так же является серьезной проблемой и не всегда проходит гладко и так, как хотелось бы приемным родителям. Это усложняется тем, что как правило, при определении ребенка в приемную семью происходит и смена учебного заведения. Здесь так же происходит адаптация к новому коллективу, новым правилам, что может усилить стрессовое состояние.

Одной из проблем может оказаться асоциальное или агрессивное поведение ребенка. Эта проблема может возникать не сразу и быть вызвана сложностями в процессе адаптации, непринятии нового образа жизни, нового учебного заведения, проблемой подросткового возраста, конфликтами между родными и приемными детьми.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

Родные и приемные дети в семье

Даже если родные дети положительно воспринимают мысль о появлении чужого ребенка в семье, для них это тоже стрессовая ситуация. Особенно сложно приходится тем семьям, в которых до этого ребенок был один, не было других детей, с которыми он мог проводить время, учился уступать, идти на компромисс.

Как со стороны родных, так и приемных детей может проявляться ревность, агрессия, замкнутость, ухудшение успеваемости в школе.

Важно как можно чаще беседовать с родным ребенком, давать понять ему, что он всегда был и будет родным, но теперь появится новый член семьи, которому тоже нужна забота и любовь.

Внимание и ласка должны распределяться равномерно между детьми. При поощрениях и порицаниях разницы тоже не должно быть.

Необходимо научить детей работать вместе, оказывать помощь друг другу во время работы. Первые совместные задания и поручения должны выполняться под контролем взрослого, но без прямого вмешательства, пока приемные родители не убедятся, что дети могут слаженно взаимодействовать и оказывать помощь друг другу.

Проблемы приемных родителей и детей

Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются как приемные родители так и приемные дети – общественное мнение. Чаще всего положительным оно не бывает.

Соседи и знакомые, вместо ожидаемой похвалы в адрес родителей, начинают вести разговоры о том, что детей взяли из-за денег, в качестве физической помощи и так далее.

Такие разговоры могут отрицательно влиять на детей. Рано или поздно кто-нибудь обязательно скажет что-то подобное при ребенке, он может услышать такие разговоры от одноклассников в школе. Приемным родителям необходимо быть самим готовыми к этой ситуации и подготовить детей, научить правильно реагировать на подобные замечания.

Часто, опасаясь общественного осуждения, родители боятся нагружать приемных детей домашними обязанностями. Этого делать нельзя. Обязанности должны распределяться равномерно между всеми детьми с учетом их возраста и состояния здоровья.

Еще одной немаловажной проблемой является общение с бывшими родственниками, если они имеются. Приемные родители могут сами решать этот вопрос – запретить или разрешить.

Если родственники или сам ребенок не захочет общаться, то проблемы не будет. Если у ребенка есть желание поддерживать отношения с прежними родственниками, то наложение запрета может пагубно сказаться на взаимоотношениях с новой семьей и вызвать конфликты. В этом случае приемным родителям лучше пойти на уступки, но при условии встреч только в их присутствии и на их территории. Со временем, ребенок может и сам отказаться от общения с бывшей семьей.

Некоторые дети сразу же начинают называть родителей «мама» и «папа», однако это всегда должно быть решение самого ребенка. Приемным стоит поинтересоваться у ребенка, как он хочет их называть, предложить самим. Но обязательно дать понять, что это только его выбор, который будет обязательно принят.

Адаптация приемного ребенка в семье

Оказаться в новом доме, с новыми незнакомыми людьми, чужими правилами и традициями – это шок для ребенка. И как бы дети не желали жить в любящей семье, избежать стресса вряд ли получится. Самым сложным бывает первый день. Многие неопытные приемные родители совершают одну и ту же ошибку – нового члена семьи встречают все родственники. Это неправильно. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться, привыкнуть новому образу жизни и новым людям?

Лучше всего начинать знакомство еще при посещениях ребенка в учебном заведении. При первых визитах происходит знакомство ребенка с будущими родителями. Тон общения при этом должен быть максимально искренним. Стоит вести разговор об интересах ребенка, его привычках, рассказывать что-то о себе, попросить рассказать о своих увлечениях, если ребенок занимается в кружках – посмотреть его работы.

При последующих посещениях провести заочное знакомство с домом и домочадцами – принести на встречу фотографии семьи и дома. Рассказать о привычках и традициях, о членах семьи, вспомнить какие-то интересные случаи. Уместным будет сфотографировать комнату, в которой ребенку предстоит жить. Пусть он знает, что его ждут, к его приезду готовятся.

Во время последних визитов стоит взять с собой детей, вместе с ними сделать открытку или подарок, дарить должны именно дети.

В первые дни пребывания в новой семье желательно чтобы присутствовали только уже знакомые люди. В это время ребенок начинает знакомство с домом, с правилами и привычками. Знакомство с остальными родственниками так же должно проходить постепенно. И только когда ребенок будет знать всех, немного обвыкнется в новом доме, можно организовывать семейные торжества.

При адаптации ребенка в новом учебном заведении приемным родителям необходимо поддерживать тесную связь со школьной псохолого-педагогической службой. Если родные дети учатся в том же учебном заведении, их поддержка так же будет очень важна.