Примеры самопожертвования в жизни

Альтруизм

Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.

Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии О. Конт. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно О. Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.

Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли, которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

Согласно Джонатону Сеглоу, альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.

Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою. Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами».

«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

— Адам Смит, Теория моральных чувств, 1759

Альтруизм в обществе также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации. Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».

Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности».

Основные виды, формы и практики альтруизма

Моральный и нормативный альтруизм

Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

Альтруизм из симпатии и сочувствия

Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.

Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

Рациональный альтруизм

Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

  • Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).
  • Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
  • Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
  • Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).
  • Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
  • Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.

Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».

Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Нисбет, Ричард : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз».

Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left).

Другие разновидности

В общем понятии альтруизма выделяют отдельные понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

  • Кин-отбор
  • Взаимный альтруизм
  • Альтруизм у животных
  • Самопожертвование
  • Эффективный альтруизм

Примечания

  1. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3.
  2. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
  3. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 — история, копия). University of Kent, Canterbury 2006.
  4. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
  5. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
  6. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
  7. Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
  8. Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
  9. Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7.
  10. Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru
  11. Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
  12. Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
  13. Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
  14. Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
  15. Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск.. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4.
  16. Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
  17. Bell, Graham. Selection: the mechanism of evolution. — Oxford : Oxford University Press, 2008. — P. 367–368. — ISBN 0-19-856972-6.

В Викисловаре есть статья «альтруизм»

Альтруизм в Викицитатнике

Альтруизм на Викискладе

Исследовательская работа «Подвиг самопожертвования»

Бросок в бессмертие

Ни шагу назад – это мой долг и моя натура…

Выполнили:

Щербаков Фёдор Васильевич,

учащийся 5 «Б» класса МОУ лицея №4

Шолохов Денис Артёмович,

учащийся 5 «Б» класса МОУ лицея №4

Руководитель:

Останина Ольга Юрьевна

Учитель математики,

классный руководитель 5 «Б» класса

МОУ лицея №4

Нет больше той любви ,

а ще кто положит душу свою за други своя»
(Евангелие от Иоанна 15. 13.)

Современная житейская суета отнимает у нас память, мы все реже задумываемся о тех людях, благодаря которым живем на этой земле.

О тех, порой безымянных и забытых людях, кто отдал свою молодость, здоровье, свою жизнь – ради Жизни. Ради нас с вами.

О тех, кто выковывал победу во Второй мировой войне в поле или за станком, с фотоаппаратом или винтовкой в руках, в тылу или на передовой.

А ведь были особые люди, те, кто, встав однажды на краю незримой линии, разделяющей бытие от небытия, жизнь от смерти, не колеблясь, переступили ее, совершив подвиг самопожертвования – ради тех, кто позади, ради родных и близких, ради Родины и ради Победы.

Волевым решением они отдали свои жизни, своею же рукой вычеркнув свое имя из списка живых. И как печально, что в наш век мы своим равнодушием и ленью стираем их имена из книги Героев. Но есть люди, которые не забыли и помнят.

А помнить можно только то, что известно.

Как же быть с теми героями, кто, кажется, навеки исчезли под кипами бумаг и равнодушия чиновников?

Не исчезли – поднимаются архивы, находятся очевидцы, родственники, отыскиваются могилы и места подвига.

«Подвиг самопожертвования…На самом деле подвиг самопожертвования может и был разным – это и воздушный таран и даже такой редкий случай, когда связист через себя ток пропускал, чтобы таким образом соединить разорванный кабель…

Мы взяли для себя тот подвиг, когда человек бросался на амбразуру.

Многие называют это подвигом Александра Матросова. Почему именно так? Потому, что в 1943 году, когда подвиг был совершен, в это время при военной части, в которой был приписан Матросов, находился корреспондент «Красной звезды». Он написал крылатый очерк, а редактор прибежал к Сталину, который сказал свою историческую фразу «вот так надо воевать»….

А ведь он, Матросов, был не первым, кто бросился грудью на амбразуру, а 105-м! Мы понимаем, что тогда не было ни сотовой связи, ни телевидения… информация доходила долго, а часто вообще не доходила.

А на сегодняшний день список героев, совершивших подвиг — самопожертвования насчитывает 438 героев, но этот список еще не полный.

На победу обменяли свои жизни миллионы юношей и девушек, ушедших на фронт. Высшим проявлением любви к Родине и чувства долга был подвиг самопожертвования, когда человек осознанно шел на смерть, чтобы спасти товарищей и выполнить боевое задание.

В период Сталинградской битвы подвиг совершался каждый день, каждый час, каждую минуту. Имена многих героев известны нам еще с детства. Но мало кто задумывался, сколько лет было воинам, пожертвовавшим своими жизнями, защищая Сталинград.

Подвиг самопожертвования совершали и бросившиеся с миной или связкой гранат под танк, чтобы выполнить приказ «Не пропустить врага!»

И лётчики, в воздушном бою тараном уничтожившие самолёты противника или направившие свою горящую машину в гущу вражеских войск. Как факел, вспыхнувший на мгновение, герои- лётчики уходили в бессмертие. Красив и ярок их героизм.

Но среди всех жертвенных подвигов особое место занимает тот, который совершался во время атаки пехоты на огневую точку врага, когда, исчерпав все возможности борьбы с ней, воины закрывали амбразуру своим телом.

Этот путь нелёгок: если у лётчика практически нет ни времени на осмысление задуманного, ни даже выбора , так как он со своей машиной оказывается один на один с возникшей проблемой и помощи ему ждать неоткуда, то у пехотинца даже во время атаки есть возможность сделать свой выбор — не все бойцы, даже ставшие впоследствии героями, решались на такой поступок, когда оказывались в подобной ситуации.

Согласно архивным данным, из общего числа известных нам воинов, закрывших своим телом вражескую амбразуру, 260 человек были русскими, 57 – украинцами, 18 – белорусами, 11 – татарами, 8 – грузинами, 7 – казахами, 6 – евреями, 5 – азербайджанцами, 5 — армянами, 4 – узбеками, 4 — чувашами, 15 человек были других национальностей. Среди них были киргизы — 2, марийцы — 2, эстонцы -2, осетины — 2, а также словак, болгарин, абхазец, ногаец, башкир, бурят, аварец. Нет данных о национальности на 4 -х человек. Подвиг самопожертвования совершали и женшины.

По годам войны эти известные нам подвиги самопожертвования совершались в 1941 году – 19 раз, в 1942 – 62 раза, в 1943-м — 107, в 1944-м – 141 раз, в 1945-м – 74 раза. Нужно заметить, что если в мае 1945-го не было совершено ни одного подобного подвига, то в августе того же 1945-го -19 человек на территории Японии, Китая и Маньчжурии повторили подвиг своих соотечественников.

А отголоском, эхом, ещё раз напомнившим о цене Великой Победы нашего народа, стал подвиг, совершённый в Литве 11 февраля 1952 года Владимиром Андреевым, закрывшим своей грудью амбразуру бункера так называемых «лесных братьев», которые пулемётным огнём прикрывали отход своей профашистской банды в Свенцанском лесу.

Неразрывна связь между воинами всех поколений: их объединяет одно – любовь к России, к своему Отечеству, то есть патриотизм, который является неотъемлемой частью боевого духа армии, её морального здоровья, от которого зависят боевые качества сражающихся войск, а это значит, что именно им измеряется длина дороги к Победе.

Патриотизм нашего народа выше и нравственней любой идеологической подготовки, в том числе (как показывает исторический опыт) и фашистского «зомбирования».

Патриотизм нашего народа – источник всех побед нашего народа в прошлом и будущем, залог свободы и независимости нашего Отечества.

Героические поступки в годы Великой Отечественной войны в большинстве своём совершали не оболваненные коммунистической пропагандой юнцы, а бойцы и командиры зрелого возраста, то есть те, кто хорошо знал, на что он идёт и чего себя лишает. У многих из них были семьи, а значит, и дети. Но воинский долг, любовь к Родине, ненависть к захватчикам пересилили чувство самосохранения, тревоги за своих близких, которые с их гибелью лишались кормильцев и были обречены на жизненные трудности.

Согласно статистике, среди них бойцов до 20-ти лет было 15, 6% (это 63 человека) от общего числа воинов, совершивших аналогичный подвиг.

От 20-ти до 30-ти лет – уже 196 человек (48, 5%), а от 30-ти до 50-ти лет – 72 человека. Нет возрастных данных на 73 воина, из которых членами ВЛКСМ были 37 человек, что позволяет считать их возраст до 28 лет.

По служебному положению и воинскому званию: рядовых и ефрейторов – 178 человек, сержантов и старшин – 139 , беспартийных – 62 человека. Нет данных на 31 человека.

Наличие среди воинов, закрывших собой амбразуру, 72-х младших офицеров подчёркивает их близость к рядовому и сержантскому составу, заключавшуюся в одинаковом понимании своего воинского долга и необходимости достижения победы над врагом любой ценой. Они по духу и идеологическому воспитанию были тесно связаны между собой, с одинаковым мужеством и храбростью сражались с захватчиками и умирали на амбразурах ради выполнения боевой задачи и спасения жизней товарищей.

На территории Сталинградской (ныне Волгоградской) области в годы Великой Отечественной войны (с 18.08.42 года по 15.01.43 года) согласно официальным данным, которые заметно отличаются от рассказов участников боевых действий, 21 воин Красной Армии закрыл своим телом амбразуры вражеских огневых точек . География подвигов такова: Сталинград — 2, хутор Песковатка – 6, станица Клетская – 2, хутор Старый Рогачик — 2, ст. Громки и Карповка, хутора Хаванский, Караженский и Красное Орехово, высота 95.9 в Городищенском районе, посёлок Ново-Алексеевский, сёла Солянка (Светлоярского района) и Андреевка.

Согласно имеющимся в архивным данным и учитывая то, что о 12-ти из героев практически ничего не известно, средний возраст бойцов был где – то 26 лет (от 19 до 33).

Из них членами ВЛКСМ были 9 человек и один кандидат в члены ВКП (б), один беспартийный, а о десяти героях нет подобных сведений.

Среди них было 10 рядовых, 5 сержантов, 2 лейтенанта, 1 заместитель политрука, 1 командир отделения, 1 разведчик, а об одном бойце просто нет таких сведений.

Любовь к родине, преданность своему многонациональному Отечеству и верность гражданскому долгу собрали на Сталинградской земле патриотов из разных уголков нашей необъятной страны.

Среди тех, кто своим телом остановил огневую лаву вражеских пулемётов, было 10 русских, 3 украинца, 3 азербайджанца, 2 грузина, 2 белоруса и 1 армянин. Знать поимённо всех этих героев, быть достойными их подвига, стараться быть похожими на них – задача каждого из нас.

Вызывает недоумение статистика, говорящая о том, что посмертно награждены орденами только восемь человек (из 21!) из тех, кто совершил такой подвиг на территории нашей области, а подвиги 13 бойцов, хотя и описаны в книгах очевидцами событий или с их слов, но по каким – то причинам остались незамеченными, неотмеченными и забытыми.

Среди орденоносцев – «матросовцев», оставшихся лежать на Сталинградской земле, только одному было присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза (комсомольцу Сердюкову Николаю Филипповичу), хотя, если верить участникам тех событий и книгам воспоминаний командного состава, принимавшего участие в Сталинградской битве, это далеко не полный список, а точнее – только его начало.

Трое из списка получили орден Ленина (комсомольцы Гутченко Пётр Лаврентьевич, Покальчук Александр Антонович и Ващенко Алексей Егорович), двое – орден Красного Знамени (Печёрских Александр Михайлович и Аверьянов Николай Филиппович), а подвиг члена ВЛКСМ Карнахина Ивана Михайловича был отмечен орденом Красной Звезды.

Часть из бойцов (12 человек) навеки остались просто солдатами войны: они шагнули в бессмертие, унеся с собой не только личные тайны, но и важные для потомков статистические данные. Лишь известно, что крестьян из них было – 8 человек, рабочий – один. Да и ещё указана партийная принадлежность: двое – члены ВЛКСМ — и воинские звания: рядовых — пятеро, сержантов – три человека, лейтенант – один, один разведчик (Ивченко И.П.), о котором известно лишь то, что он украинец, и один командир отделения.

В бою за расширение захваченного накануне плацдарма 18 августа по передовым цепям атакующих враг открыл с господствующей над местностью высоты шквальный огонь, мешающий наступлению наших войск. Уничтожить огневую точку противника вызвались бойцы 76-й Армянской дивизии: заместитель политрука Пётр Гутченко и командир взвода младший лейтенант Александр Покальчук, которые не смогли гранатами уничтожить дзот . Тогда П. Л. Гутченко сам бросился на амбразуру и закрыл её своим телом. Подразделения советских воинов поднялись в атаку и устремились к гребню высоты, в то время как вражеские пулемётчики лихорадочно принимали меры, чтобы отбросить тело героя от амбразуры, чтобы восстановить возможность ведения огня. Когда им это удалось сделать, атака наших бойцов вновь захлебнулась. Бойцы снова залегли, ведя огонь по узкой прорези амбразуры. Тогда А. А. Покальчук, видевший героическую гибель товарища, повторяет его подвиг, дав возможность однополчанам не только завершить атаку, но и дав возможность закрепиться.

Одной из неизвестных страниц войны уже в ноябре 1942 года стал групповой подвиг разведчиков той же 76-й Армянской строевой дивизии, сформированной в Армении ещё в годы Гражданской войны и потому имеющей богатые боевые традиции, тем более что в ней служили воины разных национальностей. В дни Сталинградской битвы «Армянская» дивизия занимала оборону на левом берегу Дона, входя в состав 21-й армии Юго – Западного фронта. Планом контрнаступления 21-й армии отводилась решающая роль: она должна была замкнуть кольцо окружения немецкой группировки, действующей в районе Сталинграда. 51-я гвардейская Армянская дивизия перед большим наступлением должна была захватить плацдарм в районе хутора Песковатка Сталинградской области, для чего нужно было обязательно форсировать излучину Дона. Эта задача оказалась трудной и для других частей, пытавшихся форсировать в этом месте Дон, так как враг не терял бдительности. Для успешного выполнения поставленной командованием задачи была направлена разведывательная группа, которая состояла из шести добровольцев (рядового Армаза Асатуровича Саркисова, командира отделения Шалвы Ивановича Кикалейшвили, разведчика Ованеса Мартиросовича Оганесяна, рядовых Ахмеда Алиевича Бабаева и Виктора Семёновича Сахаридзе, а также командира отделения Ахмеда АлиевичаГамбабетова) и которая к пяти часам утра должна была быть у объекта атаки — взрыв этой огневой точки врага должен был послужить сигналом к началу форсирования реки Дон.

Согласно рассказам командира «Армянской» дивизии Н. Т. Таварткиладзе, в те дни полковника и непосредственного организатора боёв в районе хутора Песковатка, после сигнала разведчиков ракетницей стрельба из опасной вражеской огневой точки прекратилась, хотя и не сразу и несмотря на то, что её взрыва не последовало. Пользуясь затишьем, лавиной обрушились наши бойцы на вражеские дзоты и врытые в землю танки. Фашисты в панике выскакивали из укреплений и падали под пулями и взрывами наступающего «Армянского» полка.

И только после боя был найден ответ на вопрос, решать который во время атаки было недосуг: о не взорванной, но всё же прекратившей огонь огневой точке противника. Увиденное потрясло всех однополчан: у чёрных глазниц вражеских амбразур лежали павшие советские бойцы, все шесть разведчиков, во имя победы, во имя спасения сотен жизней товарищей без колебания пожертвовавших собой, своими телами прикрыв опаснейшую огневую точку врага.

К сожалению (или даже стыду нашему), дальнейшие факты, приведённые в книге Н. Т. Таварткиладзе «Были такие дни» , не соответствуют действительности: по неясным причинам героям – разведчикам так и не было присвоено звание Героя Советского Союза.

Память об этих смелых и самоотверженных людях живёт и в книге А. М. Самсонова «Сталинградская битва». Об этом же написал в своей книге «51-я гвардейская многонациональная» журналист республиканской газеты «Коммунист» Азербайджана Халил Муталлимов, а рецензентом его книги был командующий 21-й армии генерал – полковник в отставке И. Чистяков, бывший также очевидцем указанных событий. Но журналист допустил ещё одну неточность, написав, что «сразу шесть человек повторили бессмертный подвиг Александра Матросова»: не «повторили», а предвосхитили его, так как до 23 февраля 1943 года (даты подвига А. Матросова) оставалось ещё почти три месяца кровопролитных боёв на полях брани Великой Отечественной.

Да, есть ещё над чем поработать и нашему поколению, чтобы попытаться восстановить так называемую историческую справедливость.

Несмотря на то, что по канонам христианской веры Иисус Христос на Голгофе совершил во имя людей самопожертвование и потому для православного воина оно на войне (во имя же победы над врагом!) было и остаётся богоугодным, а значит, святым делом, всегда находится немало скептиков, которые упрекают тех, кто лёг на амбразуру дзота, в неумелых тактических действиях (даже в таких, как стрелять, экономить боеприпасы, точно метать гранаты), а их командиров – в жестокости по отношению к бойцам и мягкотелости в обращении с высшим командным составом, не способным обеспечить свои подразделения необходимым боевым потенциалом, чтобы для выполнения боевой задачи ещё на дальних подступах уничтожить противника огнём артиллерии, чтобы солдатам не погибать, а пытаться спастись (даже при условии попадания в плен!)

Конечно, плен не смерть, но, кто знает, настолько тогда бы отдалилась Победа?! Видимо, ровно настолько, сколько жизней солдат было принесено в жертву на её долгом пути. Именно в этом и заключается величие жертвенного подвига, совершавшегося во имя Победы, во имя жизни товарищей и выполнения воинского долга, во имя любви к Родине. Это и есть высшее проявление патриотизма. Не будь этих людей тогда – вряд ли наш народ праздновал бы победу в далёком 1945 году и затем в течение всех 70 лет мирных лет.

Пожертвовать собой в бою могут только те, кто любит своё Отечество, кто готов стоять за него насмерть, кто готов выполнить свой воинский долг до конца и даже ценой собственной жизни. В этом сила духа нации, ведущей войну с захватчиками.

Без храброго солдата, мужественного офицера победа невозможна. А к Великой Победе 1945 года наша страна пришла именно благодаря массовому героизму наших воинов, среди которых яркими звёздами вспыхивали отдельные жертвенные подвиги, совершённые лучшими представителями наших народов. Россия никогда не будет никем побеждена, пока у неё есть такие защитники.