Приобщение детей к чтению

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Кузьмина В. 1 Левшина Н.И. 1 1 ФГ БОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» 2385 KB 1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – Издательский центр «Академия», 2004. – С. 240-279. 2. Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребенком мир словесного искусства // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 10. 3. Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. Рассказывание и чтение художественной литературы как средство литературного образования дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – С. 416-417. 4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – № 2 (часть 9) 2015. – С. 1988-1992. 5. Максимова, С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста / С.И. Максимова // Детский сад: теория и практика. – №3. – 2012. – С. 26-35.

Для всех известно, что проблема приобщения ребёнка к чтению в современном обществе стоит очень остро и имеет некую трудность. Как известно, современные дети всё чаще проводят большую часть своего времени за просмотром телевизора, за компьютерами, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии дошкольника. Она развивает мышление, воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка.

Проблема детского чтения в настоящее время является составной частью комплексной, обширной проблематики детства. За последние двадцать лет коренным образом изменилась детская литература. Новые темы, имена, жанры, новые художественные подходы к изображению детства требуют осмысления не только в историко-литературном плане, но и в современном контексте. В настоящее время очень сложно создать полную и достоверную картину чтения детей. Ведущие специалисты в области приобщения ребенка к чтению Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, З.А. Гриценко, В.И. Пирадова.

Ребёнок дошкольного возраста сам приобщиться к чтению не может. Самым осведомлённым человеком в вопросах чтения детской литературы должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Именно он воплощает задачу приобщения детей к книге, любви к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения. Педагог является консультантом по вопросам семейного чтения, пропагандистом книги и книжного знания. Воспитатель быстро и точно должен реагировать на изменение детского отношения к книге, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Круг чтения ребёнка должен быть правильно сформирован, базироваться на научных принципах, а не на вкусовых пристрастиях воспитателя и родителей. Воспитателю необходимо овладеть современной методикой приобщения детей к чтению.

Применение методов работы по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы ограниченно возрастными возможностями детей. Одним из самых древних и популярных методов работы с дошкольниками является беседа. Беседа – это тот метод, который способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру.

А. Леонтьев считает, что беседа как метод важна для дошкольников тем, так как именно она дает возможность поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. В период общения с книгой ребенок дошкольного возраста – в этом заключается его особенность – становиться соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно собственному восприятию и понимаю.

Такие методисты, как Р. Жуковская, Н. Карпинская, Э. Короткова, Е. Радина, Е. Тихеева отмечали: беседа активизирует мыслительную деятельность детей, способствует более глубокому проникновению в смысл читаемого. В процессе грамотно организованной беседы дети обращают внимание на детали текста, которые становятся для них значимыми.

Выделяют следующие виды бесед: прогностическая; подготовительная; по восприятию художественного текста; по содержанию произведения.

Так же одним из методов приобщения детей к чтению является выразительное чтение. О применении этого метода по отношению к дошкольникам много говорилось в работах Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской и других. Искусство выразительно читать всегда ценилось у слушателей. Выразительно читать – значит донести до слушателя, т.е. в процессе чтения выразить авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями. М.М. Конина предлагает в ходе чтения использовать игрушки, различные виды детского театра, наглядность, музыкальное сопровождение.

Н. Румянцева, Е. Тихеева считают, что метод рассказывания воздействует на детей сильнее, чем книга. В процессе приобщения ребенка к книге, к чтению, основная роль должна быть отведена рассказыванию художественного произведения. Именно оно, а не собственный жизненный опыт воспитателя или иные темы развивают вкус к литературе, к звучащему слову.

Гиззатуллина Р.И., Левшина Н.И. отмечают, что «рассказывание какого-либо произведения отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, то есть не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев» . Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

– ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;

– специальные занятия;

– свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Воспитатель детского сада является посредником между писателем и детьми, так как они являются слушателями, а не читателями. Дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. Воспитатель должен быть убеждён в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребёнку, – это настоящее искусство, которое необходимо донести до сознания малыша. Воспитатель должен осознавать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. «Литературные произведения развивают умение идентифицировать себя с литературными героями, ориентироваться в коммуникативных ситуациях» .

З.А. Гриценко в авторской технологии по воспитанию грамотного читателя говорит о том, что взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. Самое главное –помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом педагога.

Библиографическая ссылка

Кузьмина В., Левшина Н.И. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15611 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 «Международный студенческий научный вестник» ИФ РИНЦ = 0.336 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Лариса Климова
Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Пояснительная записка (аннотация)

Родительское собрание в форме семейной гостиной, предусматривает неформальное общение родителей, детей и педагогов. Данное общение предоставляет всем участникам возможность проявить свои потенциальные способности. В рамках семейной гостиной можно обсуждать разнообразные проблемы и использовать разные виды деятельности. Гостиные объединяют воспитателя и семью, вызывают желание общаться чаще и лучше понимать друг друга. Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном. Мы, воспитатели, в детском саду много читаем детям произведений разной тематики, дошкольникам это очень интересно, живое чтение это так здорово. Заинтересовавшись, читают ли детям дома родители, многие из детей ответили отрицательно. Далее было проведено анкетирование с родителями, оно выявило следующее: читают детям – 30% родителей; читают изредка – 20%; не читают совсем — 50%. Это послужило темой для встречи с родителями. Данное собрание проводилось совместно с детьми средней группы МБДОУ «Детский сад «Солнышко» и их родителями на актуальную тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становление личности ребёнка», в рамках занятий с родителями в «Школе родительской любви». Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Семья важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Убедить родителей в важности семейного литературного образования, и воспитание у детей интереса к чтению и любви к книге.

Задачи: Познакомить родителей с опытом организации семейного чтения, как средством духовно-нравственного становления личности ребёнка; поощрять их стремление развивать у ребёнка интерес к чтению; познакомить с литературными играми, викторинами как средством вовлечение детей в чтение художественных произведений, наметить пути дальнейшего сотрудничества по организации литературного образования дошкольников.

Ход собрания:

Часть 1. Вступительная.

Воспитатель: Мы рады приветствовать всех вас в семейной гостиной. Эпиграфом к нашей встрече может быть народная мудрость «Лиши человека воды и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком». Нам хочется, чтобы эта встреча стала настоящим праздником книги, так как хорошая книга – воспитатель, учитель, советчик и друг.

Желание провести семейную гостиную на эту тему не случайно, современные дети не часто просят взрослых почитать им, предпочитая книгам просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Наша главная задача – вывести детей на средний уровень речевого общения. Вместе с тем, мы считаем, необходимым привить им любовь к книге и чтению, а сделать это можно, в том числе через игру, которая, как известно, является ведущим видом деятельности детей, более того, формой их жизни.

В процессе работы мы заметили: многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. Дети говорят, что родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. После чтения сказок и рассказов у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения. А у старших членов семьи, возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживает родовую, генетическую память кровных родственников. Семейное чтение даёт возможность ребёнку почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными традициями, обычаями, семейными историями, способствует духовно-нравственному становлению личности дошкольника.

Позади день, полный важных дел и будничных забот, тревог и огорчений, неизбежных в любой работе. Однако почти в каждом из них есть прекрасные вечерние мгновения, когда мы общаемся с детьми, читаем им. Это общение обычно возникает неожиданно и подчас неожиданно заканчивается, но некоторые разговоры с детьми надолго остаются в памяти, и после них возникает удивительное чувство родства, близости со своим ребёнком, чувство взаимопонимания и доверия.

Часть 2. Книги — хранители мудрости.

Воспитатель: Все помнят слова М. Горького «Любите книгу – источник знаний». О том, как книги помогают обучать и развивать детей, мы сейчас поговорим.

Родители высказывают своё мнение, опираясь на цитаты «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» (В. А. Сухомлинский); «Если поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу для души своей» (Повесть временных лет 12в.)

Часть 3. Дети о книгах.

Воспитатель: Теперь настало время послушать, что говорят дети о книгах.

Дети читают стихи о книгах (см. Приложение 1).

Родители дарят детям книги для групповой библиотеки.

Часть 4. Книги воспитывают.

Воспитатель: Л. Н. Толстой утверждал: «И воспитание, и образование — нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое знание действует воспитательно».

Проводится этическая беседа с детьми и родителями по содержанию рассказа В. Осеевой «Печенье» (см. Приложение 2). Её итог – цитирование родителям классиков: «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А. Чехов); «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький).

Часть 5. Книги развлекают.

Воспитатель: В одной из песен есть такие слова:

«Книга, книга – друг наш неразлучный.

Нам с тобой, нам с тобой,

никогда не скучно».

Действительно, есть книги, которые это подтверждают. Например, сказки К. Чуковского. Они могут рассмешить и развеселить нас, поднять настроение, но и заставляют задуматься над своими поступками.

Родители проводят викторину для детей по сказкам К. Чуковского с показом иллюстраций к произведениям (см. Приложение 3).

Подводят итог: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, нельзя быть счастливым, не умея читать» (В. А. Сухомлинский).

Часть 6. Миг благодарения.

Воспитатель: Наступил важный момент нашей встречи. Дети хотят сказать слова благодарности родителям за книги, которые они им подарили для библиотеки нашей группы.

Дети: Дороге родители! Мы говорим вам СПАСИБО за книги, мы будем, сними дружить, любить их и беречь.

Дети уходят в музыкальный зал.

Часть 7. Обмен родительским опытом.

Воспитатель: Эпиграфом к этой части собрания могут стать слова Л. В. Успенского «Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Родители делятся своим опытом на темы: «Организация семейного чтения и уголка книги»; «Книги – семейные реликвии».

Часть 8. Игровая пауза.

Воспитатель: Детство уходит, а вот книги остаются. Уважаемые родители давайте с вами поиграем, вспомним любимые книги вашего детства.

Родители называют любимые книги своего детства.

Воспитателем организуется для родителей литературная игра «Сказки нашего детства» (см. Приложение 4).

Часть 9. Решение собрания.

Родителям предлагается проект решения собрания, и вручаются памятки «Рекомендации родителям по организации семейного чтения» (см. Приложение 5).

Часть 10. Чайный стол.

Воспитатель: Дорогие друзья! К нам пришла телеграмма, отгадайте, от кого она? «Приглашаю на именины, чай будем пить из нового самовара» (ответы детей и родителей). Правильно, телеграмму прислала Муха-Цокотуха, давайте попробуем её угощение.

Чаепитие.

Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Благодарю всех взрослых и детей! Пусть чтение нас объединяет и станет нашей самой сильной привязанностью.

Результативность.

Работа по этой теме продолжилась. Мною был разработан и реализуется план по самообразованию, проблемным вопросом которого стало «Воспитание у дошкольников интереса к художественной литературе».

По данной тематике были размещены материалы для родителей в родительском уголке. Подготовлены и проведёны: совместный праздник для детей и родителей «Книжкины именины», литературная викторина для детей «Мы любим сказки», готовится родительское собрание «Встреча в стране детства», чтение детям художественной литературы происходит в процессе НОД, в сбродное время.

Диагностический инструментарий, такой как – Наблюдение, показал, что дети стали больше интересоваться художественной литературой, бережно относиться к книгам, считаю это, прежде всего заслугой родителей. У дошкольников усовершенствовались: грамматический строй речи, психо-физические процессы (внимание, мышление, восприятие, воображение, обогатился словарный запас, сформировались первоначальные представления о жанрах художественной литературы, а самое главное, произошло сплочение детей, родителей и педагога, мы все стали добрее, терпимее друг к другу и окружающими.

Последующее анкетирование показало: читают детям 70% родителей; читают иногда 30%; не читают 0%.

Работа продолжается.

Приложение 1

Дети о книгах

Катя В.

Любите книгу, ведь она —

человеку каждому нужна.

Она, как верный друг, с тобой,

всегда, везде, и в дождь, и в зной.

О разных странах и морях,

о городах и о горах,

ответ найдёшь ты в книге любой,

ведь книга, как друг,

должна быть с тобой.

Серёжа В.

Книга очень всем нужна —

и маленьким, и взрослым.

Потому что без неё —

нелегко, непросто.

Оля М.

В книгах ты найдёшь всегда,

ответы на вопросы.

Про животных, про моря,

про людей и космос.

Алёша С.

Что такое «хорошо»,

что такое «плохо»…

Книга ждёт тебя всегда!

Открывай! Не бойся!

Ирина Ш.

Книга – лучшая подружка!

С ней одной совсем не скучно.

Можно дома в тишине,

побывать в любой стране!

Юля Х.

Книга очень нам нужна!

Книга каждая важна!

Сколько книжек на планете!

Обо всём на белом свете.

Приложение 2 В. Осеева «Печенье»

Рассказ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатое! Сладкое! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба.

Приложение 3

Литературная викторина для детей «Вспомни сказку»

(проводят родители)

Веселится народ,

Муха замуж идет.

За лихого, удалого,

молодого … КОМАРА… («Муха — Цокотуха»)

Лечит маленьких детей,

лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

добрый доктор …АЙБОЛИТ(«Доктор Айболит»)

Только вдруг из-за кусточка,

из за синего лесочка,

из далеких из полей,

прилетает …ВОРОБЕЙ («Тараканище»)

А посуда вперед и вперед,

по полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу —

«Я больше идти…НЕ МОГУ» («Федорино горе»)

Солнце по небу гуляло,

и за тучку забежало.

Глянул заинька в окно,

стало заиньке …ТЕМНО(«Краденое солнце»)

Приложение 4

Литературная игра для родителей «Сказки нашего детства»

(проводит воспитатель)

Ох, отец, я очарован,

незнакомкой молодой.

На балах среди придворных,

не встречал красы такой.

(Золушка)

Бабушка внученьку очень любила,

бабушка шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

кто отгадает, как звали ее?

(Красная шапочка)

Я родилась в цветке прелестном.

И труден, к счастью, был мой путь.

И каждый, видно, догадался –

меня … зовут.

(Дюймовочка)

А я родился странной,

игрушкой деревянной.

Ушастый, некрасивый,

и никому не мил.

Один меня заметил,

и ласково приветил.

А это был, ребята,

Гена крокодил.

(Чебурашка)

А лисички взяли спички,

к морю синему пошли.

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

выбежал из моря … (кит, К. Чуковский, «Путаница»)

Сел он утром на кровать,

стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки –

оказалось, это … (брюки, С. Маршак, «Вот какой рассеянный»)

Брал в столовой Дядя Стёпа,

для себя двойной обед.

Спать ложился Дядя Стёпа –

ноги клал на … (табурет, С. Михалков, «Дядя Стёпа»)

Тут и мыло подскочило,

и вцепилось в волоса.

И юлило, и мылило,

и кусало, как … (оса, К. Чуковский, «Мойдодыр»)

Приложение 5

Проект решения родительского собрания

1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

\

Памятка для родителей «Рекомендации по организации семейного чтения».

— при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад);

— читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

— кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

— если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

— если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

— порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

— если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

— если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события

из произведения, что его так глубоко затронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КЛАССИЧЕСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

УДК 028.5

Т. Ю. Конькова

Московский государственный институт культуры

В статье развитие интереса к чтению, приобщение детей к чтению представлены как научно-педагогическая проблема. Рассмотрены формы и методы работы с детьми в процессе приобщения детей к чтению классической литературы. Раскрыты возможности библиотек по формированию интереса учащихся к классике через организацию и проведение в библиотеке различных мероприятий, роль книги в усвоении учебного материала, активизации познавательной деятельности детей, их нравственном развитии.

Ключевые слова-, читательский интерес, книга, ученик, педагог-библиотекарь, чтение, художественная литература.

Т. Yu. Konkova

THE FORMATION OF STUDENTS’ INTEREST IN READING CLASSICAL LITERATURE AS A SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Keywords: reading interest, book, pupil, teacher-librarian, reading, fiction.

Для цитирования: Конькова Т. Ю. Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 152-158.

КОНЬКОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА — аспирантка кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры

e-mail: biblioteka1965@mail.ru

152 © Конькова Т. Ю., 2017

Снижение интереса к чтению — это общемировая негативная тенденция, опасность которой заключается в постепенной утрате подрастающими поколениями духовных оснований своей жизни.

Во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны. В «Манифесте школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО» отмечена «необходимость развивать и поддерживать в детях привычку и радость чтения и учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение жизни «.

В современной концепции школьных библиотек , разработанной Русской школьной библиотечной ассоциацией, отмечается значимость приобщения к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга, интеграции педагогического коллектива и родительского сообщества в воспитании и закреплении у школьников потребности и привычки к чтению.

Россия не раз переживала радикальные изменения традиционных культурных устоев и всегда черпала силы в возвращении к своим духовным и историческим ценностям. Русская классическая литература, эталонный русский язык всегда были и остаются основами этих ценностей. Они необходимы, чтобы люди понимали друг друга не только на уровне простейшей коммуникации и сиюминутных потребностей. Это — связь с историей и культурой народа и сопричастность судьбе Отечества, то, что объединяет людей в нацию. Необходимо сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути — правилом

хорошего тона. Надо добиться того, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество.

Народная мудрость гласит: «Ребёнок, что расплавленный свинец: ему можно придать любую форму», и здесь большую роль может сыграть интерес к художественной литературе, вызванный и поддержанный грамотными специалистами. Ещё в трудах писателей, критиков, педагогов XIX века содержится множество идей, суждений по вопросам детского и юношеского чтения, которые «в своей совокупности составляют педагогическую систему взглядов на профессиональную деятельность организаторов чтения детей и юношества «.

А. М Горький, который считался покровителем русской детской литературы, составлял систематизированные списки книг для прочтения, делал к ним короткие пояснения. Так, он указывает названия богатырских эпосов, сказок, литературных произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Г. X. Андерсена, М. Твена, Э. Сетон-Томпсона и многих других авторов.

На современном этапе к числу разработчиков теории и методики детского и юношеского чтения, воспитания творческих читателей можно отнести В. Я. Ас-карову, В. А. Бородину, Н. И. Гендину, Н. Л. Голубеву, Н. Е. Добрынину, Т. Д. Жукову, Г. А. Иванову, Э. И. Иванову, Т. Д. Полозову, Ю. Н. Столярова, И. И. Тихомирову, В. П. Чудинову и других. Труды названных авторов используются библиотекарями-практиками.

Актуальными становятся исследования, направленные на поиск механизмов и закономерностей читательской дея-

тельности, эффективных путей и способов приобщения юного поколения к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы в принципиально новых условиях, когда перестраивается и усложняется вся система коммуникаций, активно используются электронные источники информации.

И. И. Тихомирова отмечает, что современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес: «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой «кризис общения» «.

Актуальной научно-педагогической проблемой является формирование читательских интересов школьников.

Интерес определяется как «потреб-ностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане «. «Специфика читательского интереса состоит в избирательном положительном отношении школьника к чтению с листа или с экрана, приобретающему для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии «. Трудно переоценить всю ответственность и серьёзность методических поисков, которые приводят к открытию эффектов, путей и средств формирования читательских интересов учащихся.

Общеизвестно, что детей к чтению приобщают семья и школа. Важно отметить, что каждый из этих институтов по-

ложительно влияет на воспитание любви к книге, используя разнообразные методы в процессе педагогической деятельности.

Личность ребёнка формируется в процессе чтения. Начиная с самого раннего возраста, когда ребёнок ещё не умеет говорить, родители читают ему короткие стихи или сказки, показывая красочные иллюстрации. Именно в это время в душе ребёнка зарождаются те светлые чувства, что остаются на всю жизнь: доброта, сострадание, любовь к близким, к Родине. Поэтому большое значение в формировании интереса детей и подростков к чтению имеет семья. Семья, как особый социальный институт, вводит ребёнка в мир литературной культуры. Систематически читая дома книги детям, родители, сами того не подозревая, прививают с самого раннего возраста вкус к прекрасному. У таких детей развиваются воображение, мышление, речь, память, а ведь это — основа хорошей учёбы в школе. Сегодня задача библиотекарей — развить эти качества у читателей. Средствами самой книги, различными формами индивидуальных, групповых, массовых мероприятий библиотекари способны пробудить в ребёнке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для всестороннего развития личности ребёнка.

Большую роль в становлении творческой личности читателя играют школьные библиотеки. Именно они прививают ребёнку любовь к книге, воспитывают бережное отношение к ней, развивают литературно-творческие способности, благодаря им у учащихся формируется читательский интерес.

Что касается творческой деятельности учащихся, то она реализуется в младшем возрасте в виде рисунков, стихов,

песен, ролевых игр. В старшем школьном возрасте школьники приобщаются к проектной и исследовательской деятельности. К творческой деятельности относится и воспитание культуры, и развивающее метафорическое мышление. О необходимости развития творческого начала с детства говорят многие педагоги. Речь идёт о реализации творческого потенциала каждого ребёнка.

Проблема воспитания интереса к классической литературе нашла отражение в трудах И. И.Тихомировой .

Из библиотечных методов, расширяющих диапазон знаний школьников, И. И. Тихомирова выделяет организацию библиотечной среды, в которой представлена вся мировая культура в её системной классификации. Систематизированные книжные фонды библиотеки, объединённые в информационно-коммуникативное пространство, создают у школьника — посетителя библиотеки — наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства через книжные выставки, тематические обзоры, устные формы информирования, экскурсии по библиотеке и другие средства приобщения к знаниям, в число которых входит и Интернет, библиотека раздвигает границы чтения школьников, побуждает их к выбору собственного пути в мире знаний. Важнейший канал получения детьми знаний — научно-популярная литература, справочные издания и энциклопедии. Приобщая детей к ним, библиотекарь развивает познавательные интересы школьников, обогащает запас знаний, вписывает их в общую структуру когнитивного познания.

В процессе реализации образовательной функции появляются возможности по формированию интереса к классике.

Образовательная функция школьного библиотекаря в последние годы приобрела характер информационной деятельности, раскрывающей детям доступ ко всем богатствам знаний, как поддерживающих школьные программы, так и выходящих за их рамки.

Школьному библиотекарю как педагогу свойственна и обучающая функция — передача библиотечных техник (правил, алгоритмов, методов, способов) с профессионального уровня на непрофессиональный уровень.

Наличие в библиотечных фондах запасов отечественной и мировой художественной литературы позволяет библиотеке использовать её возможности в воспитательных целях. Библиотеки проводят чтения литературных произведений, беседы, обсуждения, читательские конференции, в ходе которых побуждают читателей к размышлению о связи прочитанных книг с их жизненных опытом, стимулируют написание читательских отзывов. Для развития интереса и желания ходить в библиотеку используют всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы, экскурсии, игры, литературно-музыкальные композиции, тематические и литературные вечера, презентации книг. Как правило, они дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаются книжными выставками, краткими обзорами, а также рекомендательными беседами. Создавая программы развивающего чтения, а также библиографические указатели, рекомендательные списки литературы, ориентированные на разные возрастные группы, библиотека активно влияет на литературное и чита-

тельское развитие детей, продвигает их от менее сложной к более сложной литературе, углубляет и совершенствует их восприятие. Вершиной восприятия текста признано сотворчество с автором.

Библиотека в общеобразовательной школе — это не просто пункт выдачи учебников, она является культурным центром, вызывающим у детей интерес к чтению.

Наряду с традиционной — учебно-вспомогательной — функцией, педагог-библиотекарь выполняет учебные функции, непосредственно участвует в учебном процессе, используя новейшие интернет-технологии, создавая электронные каталоги, оцифровывая книжные фонды, проектируя сайты своих библиотек, ведя библиотечные блоки, информирующие педагогов, школьников и актив родителей о новых поступлениях и планируемых мероприятиях; обмениваясь в режиме онлайн библиографическими записями с другими школами, создавая онлайновые клубы любителей чтения и т.п.

Находясь среди огромного количества книг, школьники понимают, как велик и многогранен русский язык, какие интересные произведения писателей их окружают. Всё это пробуждает интерес к чтению. Постепенно развивается интерес ученика к художественной литературе в процессе его обучения. В первом классе ребёнок с удовольствием читает сказки, его привлекают мир фантастики и красочно оформленные издания с хорошими иллюстрациями, репродукциями, картинками. Ученика интересует не столько содержание, сколько оформление книги. Он только начинает учиться читать и познавать мир. И многое зависит от учителя и библиотекаря. Они познакомят его со сказками Г. X. Андерсена, А. С. Пушкина,

бр. Гримм, Ш. Перро, русскими народными сказками. Дети младшего школьного возраста любят стихи А. Л. Барто («Очки», «Катя», «Любочка»), С. Михалкова («Котята», «Азбука» и другие). В средней школе интерес ребёнка немного меняется: его привлекают приключения, фантастика, жизненные ситуации. Это произведения Д. Свифта, Д. Дефо, А. П. Гайдара, В. Гюго, Ч. Диккенса, В. А. Астафьева, В. П. Катаева и т.д., поэзия А. С. Пушкина, Ю. М. Лермонтова. В старших классах ученики тянутся к чтению другой литературы: литература в старшей школе изучается в историческом аспекте, и учащиеся 9—11 классов читают книги А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. Солженицына, а также проявляют интерес к поэзии С. А. Есенина, Б. Пастернака и других.

Цель работы школьного библиотекаря — воспитать у школьников культуру чтения, учить осмысленному восприятию печатного слова, текста, чтобы реализовать заложенные в литературе воспитательные и развивающие возможности. Этой цели посвящено любое библиотечное мероприятие: выставки, беседы, КВН, литературные вечера, библиотечные уроки, литературно-музыкальные композиции, знакомящие с творчеством писателей и их книгами, обзоры литературы.

Задача библиотекаря — приобщить детей с ранних лет к чтению, к библиотеке, научить школьников работать с книгой в реальной и электронной сети. Это особый специалист, который выполняет свою педагогическую функцию в условиях библиотеки с помощью универсальных библиотечных ресурсов и библиотечных методов.

В воспитательную деятельность непосредственно включена культуротворче-

ская деятельность библиотекаря-педагога. Результатом освоения культуры выступают не столько знания и умения, сколько ценности, личностные смыслы. Школьная библиотека широко использует формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой, эрудированной личности, обладающей высоким уровнем культуры чтения, осознающей духовно-нравственную, познавательную ценность чтения.

Школьная библиотека сегодня — оживлённое и привлекательное место, где ребята не только читают, но и обсуждают прочитанное, участвуют в литературных спектаклях, оформляют стенгазеты, путешествуют по виртуальному миру с помощью компьютеров, просто общаются. Например, в школе-лицее № 1367 г. Москвы используются научно обоснованные и оригинальные проекты, направленные на раскрытие ценностей и чтения, и его глубинных смыслов для школьников. Сюда приходят учащиеся, которые хорошо знают, что такое школьная библиотека, и, конечно же, это является большим плюсом. Одним из главных проектов библиотеки является библиотечный урок, в процессе которого учащиеся овладевают библиотечно-библиографическими понятиями, учатся работе со справочно-биб-лиографическим аппаратом и книгой.

Во всех мероприятиях, проводимых в библиотеке, обязательно задействованы учащиеся из разных классов. Поэтому дети чувствуют свою сопричастность, значимость. Они с удовольствием показывают своё мастерство: читают стихи, поют, танцуют, играют в сценках. Ни одно мероприятие («В гостях у басни», «Как мы изучаем былину», «В гостях у дедушки Крылова», «Творчество А. Барто») не обходится без

презентации. Во-первых, это даёт возможность представить материал более полно и красочно. Во-вторых, массовые формы работы с читателями при применении современных технологий только выигрывают, приобретая новое качество и являясь более информативными. Об этом могут сказать в дальнейшей работе показатели библиотеки: после проведения любого мероприятия маленькие читатели проявляют больший интерес к библиотеке и чтению книг. Есть среди учеников-читателей настоящие книголюбы, эрудиты. Они много читают, способны рассуждать, высказывать своё мнение о прочитанном. Такие читатели — настоящий удивительный клад для сегодняшнего библиотекаря.

Наиболее эффективными мероприятиями по привлечению учащихся в библиотеку и приобщению к чтению является экспонирование живой книги («Книги о животных», «Образ лошади в литературе», «Из глубины веков. Книги-раритеты», «Юбилей в кругу детей» и другие). Детей знакомят не только с самой книгой, но рассказывают им об авторе, истории создания книги, чем эта книга интересна и поучительна. Можно перечислять ещё много мероприятий, которые проводятся для учащихся, но самое главное, чтобы ни одно из них не прошло незамеченным, чтобы оно вызывало положительные эмоции у детей, желание принимать в них участие.

Таким образом, школьные библиотеки — важное составное звено приобщения подрастающего поколения к классической литературе. Школьные библиотеки располагают большими возможностями в воспитания интереса к книге, тем самым содействуя нравственному, патриотическому, эстетическому и творческому развитию личности растущего человека.

Примечания

1. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей : сборник материалов Международной научно-практической конференции / . Москва : МГУКИ, 2013. 167 с.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак ; Москва : ОЛМА-Пресс, 2003. 666 с.

3. Иванова Г. А. Библиотечная педагогика : учебное пособие. Москва : МГИК, 2015. 224 с.

4. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников : учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва : РШБА, 2016. 328 с.

5. Концепция школьных библиотек. Москва : РШБА, 2009. 27 с.

6. Манифест школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО // Справочник школьного библиотекаря. Москва, 2006. С. 29-31.

7. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации национальной программы поддержки и развития чтения в России) : сборник статей. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. 216 с.

8. Тихомирова И. И. Педагогическая деятельность школьного библиотекаря : учебно-методическое пособие. Москва : РШБА, 2014. 464 с.

9. Шипилова И. З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 216-222.

6. Manifesto of school libraries of IFLA / UNESCO. The Directory of the school librarian. Moscow, 2006. Pp. 29-31.