Притча о талантах

Притча о зарытом таланте

Притча о зарытом таланте, или хотя бы ее название слышали все, и все наверняка могут вспомнить ее обыденную мораль: не зарывай талант в землю, т.е. используй свои способности, таланты. Есть богословское толкование, но о нем позже.
Пока же попробуем внимательно вчитаться в текст притчи и проанализировать ее буквально, с точки зрения простого современного обывателя, крест на всякий случай носящего, но Библии не читавшего, молитв не знающего, и церковь посещающего, когда сильно припечет.
Во-первых, талант – древняя денежная единица, довольно крупная, равная 26-ти с чем-то килограммам серебра. Если учесть, что в те времена соотношение ценности серебра к золоту по весу равнялось 1:12 — лунный металл к солнечному, лунный цикл (месяц) к солнечному (год), то понятно, что по отношению к нынешнему серебру оно было намного ценнее. За один талант можно было купить более сотни коров, до полусотни коней и более десятка образованных рабов, а необразованных больше чем коней.
Ну, а теперь к тексту притчи. Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 14-30.
Господин, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое (14). И одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился (15).
Что он им поручил, умалчивается.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов (16). Точно также и получивший два таланта приобрел другие два (17)
Что за дело, которое дает 100% прибыли? В казино что ли пошли? И удачно сыграли?
Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего (18).
Короче, решил не рисковать, припрятал – подальше положишь, поближе возьмешь.
По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета (19).
Сразу на ковер, давайте денежки обратно.
И подошел получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин, пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них» (20).
Вот это финт, а с чего такая бескорыстная щедрость? Сам деньги не просил, под проценты не брал, хозяин сам отдал на сохранение. Опять же раб, не компаньон, не родственник, чего так прогибаться? Или самому деньги не нужны? Тогда просто дурак.
Господин его сказал ему: «хорошо добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (21).
Теперь интерес раба проявляется, ублажая господина своего, становится он доверенным рабом, фактически надсмотрщиком над другими рабами.
Подошел также и получивший два таланта… дальше все то же самое что и в стихах 20,21. (22,23). Тоже становится доверенным рабом-надсмотрщиком.
Подошел и получивший один талант и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; (24) И убоявшись пошел и скрыл твой талант в земле; вот тебе твое» (25).
В общем, гордый раб, не стал прогибаться, отдал, что получил, и сказал хозяину в глаза, что о нем думает. И, видимо, не без основания, были на то причины, не праведным путем приобрел хозяин свое немалое богатство.
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; (26)
То есть подтверждает слова честного раба, не отрекается от своей характеристики.
Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью (27)
Теперь понятно, каким образом рабы-прихвостни приумножили хозяйский капитал, дали купцам под 100% в рост, кредитовали так сказать.
Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов (хозяин говорит своим рабам-шестеркам) (28) Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; (29) А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (30)
Да, воистину, жестокий хозяин, короче, беспредел загнул, видать, закопали рабы-шестерки бедолагу живьем, чтобы знал, как пахану перечить, оттого плач и скрежет зубов.
Вот такая притча, наивным простым умом не понять, по формальной логике, если все принимать буквально по тексту, вначале абсурд, потом выявляется корысть, и в итоге садизм. Без наставника и толкователя не разобраться. Богословское толкование этой притчи Христа, изложенной в Евангелии от Матфея (гл25 стихи 14-30) намного сложнее и выглядит так: ибо удалившийся на долгое время хозяин (Христос) и передавший на это время своим рабам (ученикам-апостолам) деньги-таланты, а фактически божественные знания, по возвращении увидел, что двое рабов передали знания другим – умножили их, а третий раб оставил знания при себе, не передал никому. Если так, то ситуация проясняется, в этом ключе все логично, хотя и вызывает массу вопросов, и первый: зачем огород городить, если можно сказать проще и напрямую.
Хотя, с другой стороны, Христос был безусловно прав, ибо знал, кому проповедовал, а проповедовал Он соплеменникам-евреям, людям восточным, а Восток — дело тонкое, это мы помним по фильму «Белое солнце пустыни». И восточный ум весьма сложен и витиеват, тем более ум еврейский. Еврейский ум любую самую заурядную информацию воспринимает или как подвох, или как средство получить выгоду, ибо так настроен, просто не может по-другому. Это очень образно выразил еврейский русскоязычный поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак:
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь
В неслыханную простоту.
Но мы пощажены не будем,
Когда ее не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.
Им понятней сложное, простое им неинтересно, простым они пользуются походя, мимоходом, для своей разумеется пользы. Но вот сложное использовать для своей пользы намного интересней, какой простор для всевозможных комбинаций, какая игра ума, какие выверты и каверзы, и победа в итоге — это эйфория коммерческого духа.
И хотя Христос проповедовал среди евреев и для евреев, результат его деятельности и жертва Им принесенная на кресте, привела к любопытному результату: Евреи как были так и остались приверженцами иудаизма, и Христа за Сына Бога не признали, а христианство завоевало Европу, а затем из Европы Америку и Австралию.
Но меня в этой притче удивило другое. Любая притча излагается в реальных ситуациях, единственно, что скрытый смысл дается лишь намеками. А ситуация такова: в те времена, когда писалось Евангелие, это 1-й век н.э., кредит под 100% обыденная реальность. Торгующим, т.е. купцам, чтобы погасить такой кредит надо сделать наценку на товар в 100%. Но они наверняка не альтруисты, им еще и свой гешефт отбить надо, это еще 100% надбавки, да и усердные рабы наверняка о своем наваре не позабыли, да плюс страховка за риск нападения на караван в страховой коммерческой компании «Соломон и Потц», да еще страховка собственной жизни, да откаты всяким мытарям и прочим должностным лицам, итого набегает наценка %% в 500. Вот это торговля, так торговля! А платят за все покупатели. А денежки-то в итоге скапливаются даже не у купцов — у ростовщиков, кредиторов, банкиров. Воистину, у имеющего приумножится, а у неимеющего и последнее отнимется. И ничего не поделаешь – торговля, рынок, капитализм.

Толкование Евангелия на каждый день года.Неделя 16-я по Пятидесятнице

Мф., 105 зач., 25, 14–30

Сказал Господь такую притчу: один человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один – каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны – они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом – говорит нам сегодня Господь – можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что, имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, – говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. – Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться. Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет его никакой вины, а напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, – говорит он, – и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге – ложь. «Я знал, – говорит он, – что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял – Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождь дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как Гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди на Бога возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы – лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добро. Апостол Иаков говорит, что кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак. 4, 17). Кто с небрежением относится к Божиему делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому – создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, – говорит Господь, – и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».

Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант – это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото – просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет – то есть, кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей – даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант – это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? – спрашивает Господь. – Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И Евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в своих двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними – со смирением, с кротостью, с чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все.

Господи! – говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. – Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов. Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих» – говорит Господь, и Он с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость – радость Господа, которую Он приобрел для нас ценою великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, – говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, – и скоро, я повторяю, – говорит он, – скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.