Профессии человек человек

Проект «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»

  • Стопакевич Людмила Анатольевна, учитель английского языка

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: исследовательский, творческий, групповой, долгосрочный

Сфера применения результатов проекта: практическое руководство для классных руководителей по профориентации, личностному развитию и готовности к ГИА.

Форма продуктов проектной деятельности: правильный выбор детьми профессий, экзаменов; сценарии классных часов, родительских собраний, занятий по профориентации; знакомство с технологией офисных программ. В результате исследований оформляются Wiki – статья, презентации, буклеты.

Участники проекта: обучающиеся 8А, 9А классов, классный руководитель, родители.

Информационно-техническое оснащение: Интернет, презентации, компьютерный класс.

Продолжительность: долгосрочный (2 года) с сентября 20012 г. по май 2014 г.

Пояснительная записка

Данный проект рассчитан для детей подросткового и старшего школьного возраста. Он позволяет участникам узнать свои возможности, реализовать свой интеллектуальный, личностный потенциал, определиться с выбором экзаменов и профессий. Он поможет учителям – предметникам повысить качество обучения, используя способы эффективного взаимодействия с учащимися, сохранить психологическое здоровье, подчеркнуть свою педагогическую состоятельность. Он поможет родителям в разрешении конфликтных ситуаций.

Проект способствует проведению исследовательской работы и выступлению в конкурсах, учит работать с колоссальным информационным потоком, расширяет кругозор, формирует образовательную личность.

Актуальность данного проекта обусловлена федеральными государственными образовательными стандартами, которые предполагают развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации учащихся. Предусматривается проведение классных часов по следующим темам:

1. Оэнакомительно-ориентировочное

2. Классивикация прфессий

3. Темперамент и выбор профессий

4. Интересы и выбор профессий

5. Склонности и профессиональная направленность

6. Профессиональный тип личности

7. Деловая игра “Кадровый вопрос”

8. Как достичь успеха в профессии

9. Поддержка друзей

10. Что такое тренинг. Самопрезентация

11. Ценностные ориентации личности.

12. Умение понимать других

Тестов:

1. Тест “Карта интересов”

2. Тест Е.А. Климова

3. Тест “Профессиональный тип личности”

4. Тест “Склонности”

5. Анкета “Выбор”

6. Тест Люшера

Цели данной работы:

Образовательные:

  • формирование информационной культуры учащихся;
  • умение разбираться в собственных способностях, склонностях;

Развивающие:

  • привитие интереса к исследовательской работе;
  • развитие мотивов профессионального и жизненного самоопределения;
  • формирование мотивов самообразовательной деятельности;
  • знакомство с миром современных профессий;
  • дать возможность найти себя в этом мире;

Воспитательные:

  • формирование умения работать в коллективе;
  • формирование моральных ценностей;
  • формирование интеллектуального, личностного, творческого потенциала;
  • формирование навыков общения;
  • формирование навыков уверенности;
  • сохранение психологического здоровья;

Задачи:

  • формирование личностного роста старшеклассников;
  • создание ситуации успеха и достижений в личностном развитии;
  • взаимодействие с родителями;

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь 2012 г.)

Перед началом реализации проекта учитель проводит предварительную встречу с учениками, которая проходит в форме беседы. Учитель представляет вниманию учеников вводную презентацию в PowerPoint, проводит в классе опрос на выявление уровня профессионального самоопределения на начальном этапе. После этого каждый ученик получает задание: подготовить небольшой доклад о понравившейся профессии. Таким образом, учитель знакомит учеников с проблемой выбора профессии, дает первые рекомендации и советы, оценивая положение в классе. На этом же этапе учитель проводит беседу с родителями на тему “Как помочь своему ребенку в выборе профессии?”, раздает им информационные буклеты и составляет график выступлений родителей на классных часах о своей профессии и выборе экскурсий.

2 этап – деятельностный (октябрь 2012 г. – май 2014 г.)

Проведение классных часов. Проведение тестов в рамках групповых занятий “Профориентация”. Составление сводной таблицы результатов обследования. Выступления родителей о своих профессиях на классных часах. Проведение экскурсий на хлебозавод, кондитерскую фабрику, хладокомбинат, фабрику игрушек, рекламное агентство, участие в мастер – классе по изготовлению шоколадных фигурок. Создание презентаций о своей будущей профессии. Осознанный выбор экзаменов.

Вопросы учебной темы:

  1. Какие факторы влияют на выбор профессии?
  2. Какие типы профессий существуют?
  3. Как избежать ошибок при выборе профессии?

Вопросы исследований:

  1. Знаете ли вы свои собственные интересы, способности, склонности?
  2. Насколько хорошо вы ориентируетесь в мире профессий? Какие области профессиональной деятельности можете назвать?
  3. Определились ли вы со своей будущей профессией?

На этом этапе происходит вторая встреча учителя с учащимися в рамках проекта. Учитель знакомит их со второй презентацией. В результате формируется пять исследовательских групп, общих по своим профессиональным интересам и склонностям.

Для распределения учеников по группам учитель использует тест Е.А. Климова, методику “Определение темперамента”, тест “Склонности”, тест “Люшера”, анкету “Выбор”. Дополнительно можно использовать тест “Карта интересов” и “Профессиональный тип личности”.

После проведения и обработки результатов методик, учитель предоставляет вниманию класса таблицу с примерами профессий для того или иного типа личности.

Проектные группы выбирают направления деятельности и придумывают названия своих групп. Каждая группа озадачивается поиском материалов по выбранной ими теме. Обучающиеся получают домашнее задание – создать план работы группы. Ученики отвечают на вопросы для планирования исследования, и, таким образом, все вовлекаются в совместное планирование проекта. Сначала обсуждение проходит со всей группой, затем каждый работает в своей подгруппе, участвуют в определении целей и задач, результата работы каждой подгруппы, обсуждают план деятельности.

Результатом этого этапа является формирование исследовательских групп и выбор метода исследования.

Обучающиеся работают в группах самостоятельно: выполняют задания, творческие работы. Обсуждение, оценка возможности исполнения, корректировка плана происходят в режиме консультирования групп в специально назначенное время после занятий.

Третья встреча проходит в компьютерном классе. Ученики представляют собранный по теме материал. Организация обсуждения поможет обучающимся увидеть внутренние качественные характеристики своей работы через оценивание работ других участников.

Учитель представляет шаблоны бюллетеня, буклета, презентации, вики-статьи. Здесь учащиеся систематизируют подобранный материал и выбирают формы представления результатов работы.

Последняя встреча учителя с учащимися перед защитой проекта проходит в режиме консультирования с каждой группой отдельно. Команды демонстрируют уже готовый, оформленный материал, получают последние рекомендации учителя. Происходит обсуждение, корректировка перед заключительным этапом. На этом этапе осуществляется самооценивание, что даст ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

3 этап – итоговый (апрель – май 2014 г.)

В первой завершающей части проекта каждый ученик рассказывает подготовленный им доклад об одной выбранной им профессии. Затем подгруппы представляют результаты своей исследовательской работы, задают вопросы другим участникам. Рефлексия работы над проектом осуществляется через написание эссе на тему проблемных вопросов и размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Обучающиеся рассказывают о том, что больше всего их заинтересовало. Во время подведения итогов происходит оценивание по критериям результативности выполненного проекта. Учитель повторно проводит опрос (анкета “Выбор”), чтобы сравнить количество человек, определившихся со своей будущей профессией, в начале реализации проекта и по его завершению.

В ходе работы над проектом учащиеся знакомятся и усовершенствуют технологию использования офисных программ. В результате исследований оформляются: Wiki-статья, презентации, буклеты. Лучшие презентации отправляются на городской конкурс “Сто дорог – одна твоя”. Анализируется подготовленность девятиклассников к сдаче ГИА, их профессиональные наклонности, выбор профильных курсов на 10 класс.

Важно, что после завершения проекта учащиеся смогут использовать знания компьютерных технологий при самостоятельной работе, в том числе при поиске информации, связанной с выбором профессии.

Результаты

— позволили осознанно подойти к выбору будущей профессии,

— экзаменов ГИА,

— профильных курсов на 10 класс,

— овладеть технологиями офисных программ,

— уверенными навыками работы с тестами,

— успешно выступить на городском конкурсе “Сто дорог – одна твоя” (1 диплом, 2 сертификата).

Список литературы

1. М.Ю. Савченко. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – Москва “ВАКО”, 2005.

2. Е.А. Климов. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990.

3. С.М. Максимова, И.Н. Медведева. Родительские собрания. – М.:ВАКО, 2013.

4. О.Ф. Потемкина. Тесты для подростков. — М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.

Психолого-педагогический статус обучающихся 9А класса.