Равноапостольный царь Константин

Содержание

Константин I Великий

Флавий Валерий Аврелий Константин

Flavius Valerius Aurelius Constantinus

Римский император

306 — 337

Предшественник

Констанций Хлор и Галерий

Преемник

Констанций II, Констант и Константин II

Вероисповедание

в молодости — древнеримская религия, потом — христианство, крещён в конце жизни

Рождение

27 февраля 274

  • Ниш, Сербия

Смерть

23 мая 337 (63 года)

  • Никомедия, Коджаэли, Турция

Место погребения

  • Церковь Апостолов

Род

Константина

Имя при рождении

лат. Flavius Valerius Constantinus

Отец

Констанций I Хлор

Мать

Елена

Супруга

Минервина, Фауста

Дети

Елена, Крисп, Константина, Константин II, Констанций II, Констант

Константин I Великий на Викискладе

Запрос «Константин I» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Константин Великий и Царь Константин

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь), организовал новое государственное устройство. С именем Константина I связано окончательное установление в Римской империи системы домината, т.е. неограниченной власти императора. Монарх стал пользоваться невиданными до того почестями. Константин первым из римских императоров стал носить диадему как знак абсолютной власти правителя. Константин почитается некоторыми христианскими церквями как святой в лике равноапостольных (Святой Равноапостольный царь Константин). В то же время Римско-католическая церковь долго не включала его имя в список своих святых, но после Брестской унии имя Константина вошло в список святых РКЦ, он почитается в настоящее время как святой в лике равноапостольных, память 21 мая или 3 июня в храмах, использующих восточный обряд.

Семья

Констанций Хлор, отец Елена, мать Константина

Константин (Флавий Валерий Аврелий Константин) родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наиссе (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью — его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика) . Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три единокровных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три единокровных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II). В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет.

Борьба за власть

Родословная Константина, с указанием его братьев и сестёр, а также их потомков. В круглых скобках даны годы пребывания августом, в квадратных — цезарем.

В 285 году император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя, двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан. В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера. Галерий изначально разрешил отправиться к отцу, но быстро передумал и велел остановить Константина, однако Константин уже отправился в Британию к своему отцу. Армия провозгласила Константина императором после смерти его отца Констанция I в 306 г. под Эбораком (Йорком).

Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли лично ему преданные легионы, население провинции, благодаря мягкой и справедливой политике его отца, доверяло ему. Флавий Север не имел такой прочной основы.

Восстание Максенция

Медальон Константина I, отчеканен в Никомедии (сейчас Измит, Турция) к празднованию 30-летия правления. Латинская надпись на обороте называет его по имени: «Flavius Valerius Aurelius Constantinus». Часто на памятные даты производилась чеканка медальонов, которые служили в качестве подарков от императора для государственных чиновников и военачальников.

В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын отрёкшегося Максимиана, пришёл к власти. Константин охотно пошёл на соглашение с ним, пытаясь использовать его для уничтожения Флавия Севера. Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укреплённую Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошёл на хитрость. Он убедил Севера, что среди его приближённых против него составлен заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание. Он вторгся в Италию, однако ничего не смог сделать с неприступными твердынями Рима и Равенны. В 308 году взамен Севера он объявил августом Запада Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции. В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.

Заговор Максимиана

Максимиан ГеркулийАрка Константина в Риме

Вскоре Максимиан, не желавший делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль во Франции) к Константину, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелате, распустил слухи о его смерти и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков. Вскоре услышав о восстании, он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилию, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Максимиан был приговорён к смерти, ему было разрешено выбрать способ самоубийства, и он повесился. После смерти Максимиана его имя было стёрто из всех надписей, а изображения уничтожены.

Война с Максенцием

Битва у Мильвийского моста. Питер Ластманн, 1613

В 312 году теперь уже Константин двинул свои войска против Максенция, чья власть к тому времени выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рождения. Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, он встретился с противником у Мильвийского моста, но войска того обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим. В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина.

Но в империи оставалось ещё двое августов. Это были Максимин Даза и Лициний — ставленники Галерия (сам он к тому времени уже умер).

Война с Лицинием

В 313 году Максимин Даза был побеждён Лицинием, который присоединил его владения к своим. Таким образом Лициний стал правителем большей части империи, включающей в себя всю Азию, Египет и балканские провинции, Константину же оставались Галлия, Италия, Африка и Испания. В 314 году войска обоих августов встретились. Лициний потерпел поражение и по мирному договору отдавал победителю Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Однако спустя 10 лет в 324 году их войска опять сошлись, и в решительном сражении у города Адрианополя во Фракии Константин опять одержал победу. Лициний бежал в хорошо укреплённую Никомедию. После побед в морском бою у Геллеспонта и в сухопутном у Хризополиса Константин предложил ему отречься от власти в обмен на сохранение жизни. Лициний согласился. 18 сентября 324 года Константин был официально объявлен единым правителем империи. Лициния выслали в Фессалоники. Иордан сообщает, что Лициния убили восставшие готы. Евтропий сообщает о том, что Лициний, являясь уже частным лицом, был убит в Фессалониках Константином, вопреки клятве последнего. Аврелий Виктор сообщает о том, что Константин приказал задушить Лициния и вместе с ним Мартиниана.

Правление Константина

Голова колосса Константина. Капитолийский музей.

Административная политика

Став полновластным правителем империи, Константин продолжил политику Диоклетиана по закреплению свободных земледельцев за их землёй, при этом сильно возросли налоги, так как государству нужны были средства на восстановление империи после 20 лет гражданских войн. Кроме того, Константин развил бурную строительную деятельность, что также требовало дополнительных затрат. Государство было разделено Константином на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы — диоцезы. Он также учредил государственный совет при императоре — консисторий. При Константине продолжилась дальнейшая варваризация армии.

Также Константин в 314—324 годах провёл монетную реформу, которая была усовершенствованием денежной реформы, проведённой в 296 году императором Диоклетианом.

Религиозная политика

В начале своего правления Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником. В 310 году после посещения священной рощи Аполлона ему было видение бога солнца. По вопросу причин принятия христианства существуют разные версии.

Чудесные видения

В соответствии с версией Евсевия Кесарийского, во время войны с Максенцием Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!». Это знамя привело Константина к победе в сражении у Мильвийского моста и обратило его к новой вере.

Убийство Криспа и Фаусты

По версии византийского историка V века Зосима, автора «Новой истории», настроенного антихристиански, переход в новую религию был вызван желанием Константина избежать мести богов за убийство жены и сына. Уже будучи императором, Константин убил свою молодую жену Фаусту и сына от прежнего брака Криспа, заподозрив их в любовной связи (См. также ниже ). Мучимый совестью, Константин опасался мести богов Олимпа, подобной той, которая за подобное преступление постигла мифического царя Тантала. Созванные на совет языческие жрецы единодушно пришли к выводу, что такое преступление нельзя искупить. Исключение составил последователь христианства, заверивший императора, что христианский Бог прощает даже самые тяжкие грехи. По мнению Зосима, именно это обстоятельство послужило причиной отмены политики Диоклетиана, что положило конец гонениям на христиан и принятию христианства в качестве государственной религии Римской империи.

Положение христианства после 313 г.

Так или иначе, Константин настоял на принятии свободы вероисповедания (см. Миланский эдикт). Христианство стало обретать статус государственной религии: эдиктом 313 года на имя Анулина, проконсула Африки, он освободил от податей и повинностей «клириков кафолической церкви, в которой предстоятельствует Цецилиан», в том же 313 году он созвал собор в Риме под председательством папы Мельхиадa, чтобы решить спор донатистов с карфагенским епископом Цецилианом. На соборе было принято решение против донатистов, которые апеллировали к Константину; в результате по его указу епископы-донатисты были приговорены к изгнанию, их церкви — конфискованы.

Эдикт 313 года об освобождении от податей церкви Цецилиана был продолжен законом 319 года, которым он освободил церкви и клир от налогов и общественных повинностей. Законом 321 года утвердил за церквями право приобретать недвижимое имущество и владеть им. По всей империи возводились христианские храмы, подчас для их возведения разбирались храмы языческие, ряд известных языческих храмов был разрушен по велению Константина.

Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (от греч. καθολικὴ — всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся тринитарный спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором поддержал сторонников Александра против ариан. На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ внешних дел» (греч. των εϊσω της εκκλησίας и των εκτός). На соборе арианство было осуждено, указами Константина Арий и ряд арианских епископов были сосланы. Впоследствии Константин поддержал арианство, и Тирским Собором был осужден Афанасий Великий.

Примерно в 332 году Константин издаёт эдикт о разрушении языческих храмов, который, судя по всему, не был приведен в исполнение.

Константин принял крещение перед смертью от арианского епископа Евсевия Никомедийского, при этом он сам уклонился в арианское учение, после чего начались расхищения храмов и церковные раздоры.

Возведение Константинополя

Константин Великий приносит Город в дар Богородице. Мозаика над входом в Собор Святой Софии

К IV веку город Рим перестал быть резиденцией императоров. В условиях постоянной опасности внешнего вторжения правитель должен был находиться ближе к границам империи. С этой точки зрения расположение столицы было неудобно. Поэтому, начиная с Диоклетиана, императоры располагали свои резиденции в городах более отвечающим стратегическим целям обороны государства. Такими местами были Трир в Германии, Никомедия в Малой Азии, Аквилея и Милан в Северной Италии. Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужил древний греческий город Византий, расположенный на европейском побережье Босфора. Старый город был расширен и окружён неприступными крепостными стенами. В нём возводятся ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в 324 году и спустя 6 лет 11 мая 330 года Константин официально перенёс столицу Римской империи в Византий и нарёк его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем.

Казнь Криспа и Фаусты

В начале лета 326 года сын Константина Крисп (Флавий Юлий Крисп) был схвачен и казнён по приказу своего отца-императора, вместе с ним Константин казнил и своего племянника, юношу Лициниана. Причины этого достоверно не известны. Вероятно, это произошло из-за наветов мачехи Криспа Фаусты, пытавшейся расчистить дорогу к трону своим сыновьям: она обвинила Криспа в том, что он пытался её изнасиловать, и подкупила нескольких сенаторов, чтобы они подтвердили это. Но уже через месяц после казни сына Константин, видимо, раскрыв обман жены, велел запереть её в бане, где она задохнулась от жара. Как сообщает Евтропий, Константин казнил многих своих друзей в это время.

По мнению византийского хрониста Зосима, именно казнь Криспа и Фаусты послужила причиной перехода Константина в христианство(см. выше ).

Как утверждает современный британский историк Адриан Голдсуорти в своей книге «Падение Запада. Медленная смерть Римской империи»: «история эта скорее всего не более чем сплетня. Равным образом фальшиво звучат злонамеренные утверждения некоторых авторов-язычников, в том числе императора Юлиана, будто Константин принял христианство, поскольку лишь христианский Бог прощает человека, виновного в убийстве членов своей семьи. Однако он уже исповедовал христианство более десяти лет, прежде чем произошли эти ужасные события. Каковы бы ни были их подробности, желание Фаусты добиться того, чтобы престол достался ее сыновьям, а не их старшему сводному брату, кажется наиболее вероятной их причиной».

Примечания

  1. 1 2 А. Ловягин Константин Великий // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1895. — Т. XVI. — С. 63–67.
  2. В Православной церкви его память совершается 21 мая (по юлианскому календарю).
  3. Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 3. М., 1998. С. 699—761
  4. Культ святых
  5. Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви Церковний календар Червень 2014. 3 червня. † Рівноапп. Костянтина і Олени
  6. Униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский
  7. Езикът на Константин Велики, Г. Сотиров — The Language of Constantine The Great By G. Sotiroff (недоступная ссылка). Проверено 21 мая 2015. Архивировано 26 июня 2015 года.
  8. 1 2 «Константин Великий» // 100 великих диктаторов. М.: «ВЕЧЕ», 2004. Мусский И.»По совершении священного обряда, он облёкся в торжественную одежду василевса, … а багряницы не хотел уже касаться» Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина, IV, 62. Иероним Стридонский в своей «Хронике» сообщает, что императора крестил Евсевий Никомедийский как епископ данного диоцеза. Вывод, который из этого делает Иероним, — что Константин таким образом продемонстрировал склонность к арианству. Поэтому католики долго не признавали Константина святым. Константин умер 22 мая 337 года в Аквирионском дворце в предместье Никомедии. Своими наследниками он считал трёх своих сыновей (цезари Константин II, Констанций II, Констант) и двух племянников (цезарь Далмаций Младший и Аннибалиан, женатый на Константине Августе, дочери Константина)
  9. Константин I Великий // Энциклопедия «Кругосвет».
  10. Константин I Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин) (недоступная ссылка) // Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  11. Иордан. Гетика. М., 2008. С. 82-83
  12. 1 2 Евтропий. «Краткая история от основания Города». Книга X.
  13. Аврелий Виктор. «Извлечения о жизни и нравах римских императоров». О цезарях. XLI. 4.
  14. Харрис, 2017, с. 28.
  15. Зосим. Новая история / Пер. Н. Н. Болгова. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. — C. 114.
  16. 1 2 Харрис, 2017, с. 25.
  17. Иероним Стридонский. «Хроника». Творения блаженного Иеронима Стридонского. том 5. Типография Г. К. Корчак-Новицкого (бывшая Давиденко). 1879 год. стр. 396
  18. Евсевий Кесарийский. «Жизнь Константина». Глава 54. Повсеместное разрушение капищ и идолов.
  19. Ведешкин М.А. Правовой статус язычников и языческих культов в Римской империи IV -VI вв.: законодательство и практика (рус.) // Император Юлиан. Полное собрание творений. Спб.: Квадривиум,. — 2016. — С. 751—754.
  20. Сократ Схоластик. Церковная история. Книга I, гл. 39.
  21. Евсевий Кесарийский. Жизнь Константина Книга IV, гл. 62,63.
  22. Карташёв А. В. Вселенские соборы. — М.: «Эксмо», 2006. — 672 с. (С. 66)
  23. Иероним Стридонский. «Хроника». Творения блаженного Иеронима Стридонского. том 5. Типография Г. К. Корчак-Новицкого (бывшая Давиденко). 1879 год. стр. 397
  24. Ресурс заблокирован — Resource is blocked
  25. Православный церковный календарь 21 мая (3 июня)
  26. Інформаційний ресурс Української Греко-Католицької Церкви Церковний календар Червень 2014
  27. униаты используют два разных календаря: на Украине — юлианский, в диаспоре — григорианский
  28. «Константин I Великий» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  29. Ancient Rome: The Rise and Fall of an Empire.

Ссылки

Константин I Великий на Викискладе

  • Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены
  • Собрание материалов о Константине Великом, а также тексты его посланий
  • Константин Великий — римский император (передача «Всё так» на Эхо Москвы, 18.07.2009)
  • К. А. Филатов. Жизнь Константина Великого (биографический очерк) (недоступная ссылка)
  • Константин // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Езикът на Константин Велики, Г. Сотиров — The Language of Constantine The Great By G. Sotiroff.

Династия Константина (Вторые Флавии) (305—363)

  • Констанций I Хлор (305—306)
  • Константин I (306—337)
  • Константин II (337—340)
  • Констант (337—350)
  • Констанций II (337—361)
  • Юлиан Отступник (361—363)

306: Имп. Флавий Валерий Констанций Август (VI) и Имп. Гай Галерий Валерий Максимиан Август (VI) — 307: Запад: Имп. Цезарь Mарк Аврелий Валерий Максимиан Август (IX) и Флавий Валерий Константин Цезарь; Рим: Имп. Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август (VII) и Валерий Галерий Максимин Цезарь; Восток: Имп. Цезарь Флавий Валерий Север Август и Валерий Галерий Максимин Цезарь — 308: Гай Аврелий Галерий Диоклетиан Август (X) и Имп. Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август (VII); Рим: Имп. Цезарь Марк Аврелий Валерий Максенций Август и Валерий Ромул — 309: Запад: Post consulatum Diocletiani X et Maximiani Augusti VII; Рим: Имп. Цезарь Марк Аврелий Валерий Максенций Август (II) и Валерий Ромул (II); Восток: Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август и Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август — 310: Запад: II post consulatum Diocletiani X et Maximiani Augusti VII; Рим: Имп. Цезарь Марк Аврелий Валерий Максенций Август (III); Восток: Татий Андроник и Помпей Проб — 311: Имп. Цезарь Гай Галерий Валерий Максимиан Август (VIII) и Имп. Цезарь Валерий Галерий Максимин Август (II); Италия и Африка: Гай Цейоний Руфий Волузиан и Арадий Руфин) — 312: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (II) и Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август (II); Рим: Имп. Цезарь Марк Аврелий Валерий Максенций Август (IV) — 313: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (III) и Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август (III); Рим: Имп. Цезарь Валерий Галерий Максимин Август (III) — 314: Гай Цейоний Руфий Волузиан (II) и Петроний Анниан — 315: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (IV) и Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август (IV) — 316: Антоний Цецина Сабин и Гай Веттий Коссиний Руфин — 317: Овиний Галликан и Цезоний Басс — 318: Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август (V) и Флавий Юлий Крисп Цезарь — 319: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (V) и Валерий Лициниан Лициний Цезарь — 320: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (VI) и Флавий Клавдий Константин Цезарь — 321: Запад: Флавий Юлий Крисп Цезарь (II) и Флавий Клавдий Константин Цезарь (II); Восток: Имп. Цезарь Валерий Лициниан Лициний Август (VI) и Валерий Лициниан Лициний Цезарь (II) — 322: Петроний Пробиан и Амний Аниций Юлиан; Восток: Post consulatum Licinii Augusti VI et Licinii Caesaris II (East) — 323: Ацилий Север и Веттий Руфин; Восток: II post consulatum Licinii Augusti VI et Licinii Caesaris II — 324: Флавий Юлий Крисп Цезарь (III) и Флавий Клавдий Константин Цезарь (III) — 325: Секст Аниций Фауст Паулин и Валерий Прокул (до мая), суффект — Юлий Юлиан — 326: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (VII) и Флавий Юлий Констанций Цезарь — 327: Флавий Констанций и Валерий Максим — 328: Флавий Январин и Веттий Юст — 329: Имп. Цезарь Флавий Валерий Константин Август (VIII) и Флавий Клавдий Константин Цезарь (IV) — 330: Флавий Галликан и Аврелий Валерий Туллиан Симмах — 331: Юний Анний Басс и Флавий Аблабий — 332: Луций Папий Пакациан и Мецилий Гилариан — 333: Флавий Юлий Далмаций и Домиций Зенофил — 334: Флавий Оптат и Амний Маний Цезоний Никомах Аниций Паулин Гонорий — 335: Флавий Юлий Констанций и Цейоний Руфий Альбин — 336: Вирий Непоциан и Теттий Факунд

Костянтин Великий

У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Костянтин I.

Костянтин I Великий
лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus

Імператор Римської імперії

Правління

Коронація

18 вересня 324

Попередник

Констанцій I Хлор
Галерій

Наступник

Констанцій II
Констант
Костянтин II

Біографічні дані

Імена

Флавій Валерій Аурелій Константинус

Релігія

християнство і давньоримська релігія

Народження

27 лютого 272
Ниш

Смерть

22 травня 337 (65 років)
Нікомедія

Поховання

Церква Дванадцяти апостолів

Дружина

Мінервіна

Другий шлюб

Флавія Максима Фауста

Діти

Константина, Олена, Крисп, Костянтин II, Констанцій II, Констант

Династія

Костянтини

Батько

Констанцій I Хлор

Мати

Олена

Медіафайли на Вікісховищі

Костянти́н I, Костянти́н Вели́кий, Фла́вій Вале́рій Ауре́лій Константи́нус, також Святи́й Костянти́н (лат. Flavius Valerius Aurelius Constantinus) (27 лютого 272 — 22 травня 337) — римський імператор, перший християнин на троні, а також православний святий, визнаний рівноапостольним. Його мати Олена — також канонізована православна свята.

Будучи язичником, 312-го року перед битвою із своїм суперником Максенцієм, правителем Італії, мав видіння Хреста («Під цим знаком переможеш»). Він звелів своїм воякам намалювати монограми Христа на своїх щитах і здобув перемогу. Своїм Міланським едиктом (313) дозволив сповідування християнства в цілій імперії. Перемігши усіх своїх суперників, став єдиним правителем і з політичних міркувань переніс столицю імперії до Віза́нтія, пізніше названого Константинополем.

Здобуття влади

У 285 імператор Діоклетіан затвердив нову систему управління імперією, згідно з якою при владі знаходилися не один, а одразу 4 правителі, двоє з яких називалися Августами (старшими імператорами), а двоє інших Цезарями (молодшими). Передбачалося, що через 20 років правління августи зречуться влади на користь цезарів, які, у свою чергу, також повинні були призначити собі наступників.

У тому ж році Діоклетіан обрав собі у співправителі Максиміана, при цьому віддавши йому в управління західну частину імперії, а собі залишивши багатий схід. У 293 августи обрали собі наступників. Одним із них і став батько Костянтина, Констанцій, що був тоді префектом Галлії, місце іншого зайняв Галерій, який згодом став одним з найжорстокіших гонителів християн.

У 305, через 20 років після встановлення тетрархії, обидва августи подали у відставку, а Констанцій I Хлор і Галерій стали повноправними правителями імперії (перший на заході, а другий на сході).

Констанцій, який отримав владу августа, мав уже дуже слабке здоров’я, і його співправитель сподівався на його швидку смерть. Відчувши наближення смерті, Констанцій побажав бачити свого сина Костянтина, який тоді був практично на правах заручника, в столиці східного августа Нікомедії. Галерій не бажав відпускати Костянтина до батька, тому що боявся, що воїни оголосять його августом, що не входило в плани імператора. Він хотів підпорядкувати собі всю імперію, поставивши на місце Констанція свого ставленика Флавія Севера.

Таємно під час відсутності Галерія, Костянтин втік з полону і відправився в місто Йорк, що у римській Британії, до свого батька, який перед смертю встиг передати йому владу над Заходом. Галерію довелося змиритися з цим, але під приводом, що Костянтин ще дуже молодий, він визнав його тільки цезарем. Августом він призначив Севера. Формально Костянтин займав статус підлеглого у відношенні до Флавія Севера, але, насправді, це було не так. У Галлії, де знаходилася резиденція Костянтина, стояли легіони, особисто віддані йому, населення провінції підтримувало його, завдяки м’якій та справедливій політиці його батька, натомість Флавій Север не мав такої міцної основи.

Повстання народу

Римський світ під час громадянської війни 306-324

У 306 в Римі відбулося повстання, у ході якого Максенцій, син Максиміана, прийшов до влади. Костянтин охоче пішов на угоду з ним, намагаючись використовувати його для знищення Флавія Севера. Намагаючись придушити повстання, Север обложив Рим, але взяти його не зміг і відступив у добре укріплену Равенну. Максиміан, що повернувся до влади після проголошення сина цезарем, пішов на хитрість. Він переконав Севера, що серед його наближених проти нього укладена змова, і якщо він здасться на милість Максиміану, йому збережуть життя. Коли Север здався, його привезли до Риму і змусили накласти на себе руки. Після його загибелі сам імператор Галерій намагався придушити повстання. Він вторгся до Італії, однак нічого не зміг заподіяти неприступним твердиням Риму і Равенни. У 308 замість Севера він оголосив августом Заходу імперії Ліцинія, який реально контролював лише балканські провінції. У цьому ж році цезар Максиміан Даза оголосив себе августом, і Галерій був змушений надати Костянтину такий самий титул (тому що до цього вони обидва були цезарями). Таким чином, у 308 імперія опинилася під владою одразу 5 повноправних правителів, кожен з яких не підкорявся іншому.

Змова Максиміана

Незабаром Максиміан Геркулій, що не бажав ділити владу з сином, залишив Рим і вирушив в Арелат (сучасний Арль у Франції) до Костянтина, який доводився йому зятем. У 310 Максиміан, який перебував у Арелаті як приватна особа, розпустив чутки про його смерть і захопив владу. Але більша частина армії залишилася вірна Костянтинові, який у цей момент був у поході проти франків. Незабаром почувши про повстання, він швидко повернувся. Максиміан втік до Массилії, але місцеві жителі відкрили ворота військам Костянтина. Імператор зберіг Максиміану життя, однак той, втративши надію на володіння владою, наклав на себе руки. За іншою версією він був страчений Костянтином. Після смерті Максиміана його ім’я було стерто з усіх написів, а зображення знищені.

Фреска «Битва біля Мульвійського мосту», Джуліо Романо, Апостольський палац

Війна з Максенцієм

Докладніше: Битва біля Мульвійського мостуВізантійська мозаїка із зображенням Костянтина в Соборі святої Софії, Константинополь

У 312 тепер уже Костянтин рушив зі своїми військами проти Максенція, влада якого на той час перетворилася у жорстоку тиранію. Порочний та порожній, він обтяжив народ непосильними податками, доходи від яких він витрачав на пишні святкування та грандіозні будівництва. Однак він володів великим військом, що складалося з гвардії преторіанців, а також маврів та італіків. У кількох битвах Костянтин розгромив сили Максенція, який у цей момент давав у Римі ігри на честь свого дня народження. Нарешті, коли війська Костянтина стояли вже біля самого Рима, він зустрівся з противником поблизу Мульвійського мосту, але війська того почали тікати, а сам він піддавшись страху кинувся до зруйнованого мосту і потонув в Тибрі. 28 жовтня 312 Костянтин урочисто вступив до Риму. На честь цієї перемоги в столиці була поставлена грандіозна арка Костянтина. Втім в імперії залишалося ще двоє августів. Це були Максиміан Даза і Ліциній — ставленики Галерія (сам він до того часу вже помер).

Війна з Ліцинієм

У 313 Максиміан II Дая був переможений Ліцинієм, який приєднав його володіння до своїх. Таким чином він став правителем більшої частини імперії, що включала в себе всю Азію, Єгипет і Балкани, Костянтину ж залишалися Галлія, Італія, Африка та Іспанія.

У 314 війська обох августів зустрілися. Ліциній зазнав поразки та за мирним договором віддавав переможцю Паннонію, Далмацію, Дакію, Македонію та Грецію. Проте через 10 років у 324 їх війська знову зійшлися і в рішучій битві поблизу міста Адріанополь у Фракії Костянтин знову здобув перемогу. Ліциній втік до добре укріпленої Нікомедії. Костянтин запропонував йому зректися влади в обмін на збереження життя. Ліциній погодився.

18 вересня 324 Костянтин був офіційно оголошений єдиним правителем імперії. Ліцинія вислали до Фессалонік, де таємно вбили, не зважаючи на домовленість.

Політика у сфері релігії

Докладніше: Костянтин Великий і християнство

На початку свого правління Костянтин, як і всі імператори, був язичником. У 310 році після відвідин священного гаю Аполлона, йому, нібито, навіть з’явилося видіння бога сонця. Проте вже через 2 роки під час війни з Максенцієм, за словами Костянтина, до нього уві сні з’явився Христос, який наказав накреслити на щитах і прапорах свого війська букви ХР, на наступний день Костянтин побачив у небі обриси хреста. Після перемоги над Ліцинієм в 313 році Костянтин наполіг на ухваленні для християн свободи віросповідання, видавши Міланський едикт. Сам Костянтин прийняв хрещення лише перед смертю, що не заважало йому втручатися в тонкі релігійні суперечки, як наприклад, на Першому Нікейському соборі 325 року, він рішуче підтримав кафолістів проти аріан. По всій імперії зводилися церкви. Часом для їх зведення розбиралися старі язичницькі храми.

Дар Костянтина

Докладніше: Дар КостянтинаФреска 13 століття, яка зображує Костянтина Великого, папу Сільвестра I і момент передачі «Дара», церква Санті Куаттро Коронаті в Римі

Костянтиновим даром іменувалася грамота, нібито видана імператором Костянтином Великим папі Сільвестру, в якій імператор оголошував, що передає Папі Римському владу над усією західною частиною Римської імперії, а сам вирішив виїхати до Константинополя. Ця грамота в дійсності була сфабрикована в папській курії близько середини 8 століття задля обґрунтування світської влади пап, яка щойно виникла, і особливо їхніх домагань на верховенство над мирською владою на Заході. Перші сумніви щодо автентичності документа виникли ще в Середньовіччі. Остаточно довів факт фальсифікації італійський гуманіст Лоренцо Валла у творі «Про фальшивість Костянтинового дару» (1440), опублікованому 1517 року.

Правління Костянтина

Адміністративна політика

Ставши повновладним правителем імперії, Костянтин продовжив політику Діоклетіана із закріплення вільних землеробів за їхнею землею, при цьому сильно зросли податки тому, що після майже 20 років громадянських воєн, державі потрібні були кошти на відновлення імперії. Також Костянтин розгорнув бурхливу будівельну діяльність, що також вимагало додаткових витрат. Державу було розділено Костянтином на 4 округи: Схід, Іллірію, Італію і Галлію, які ділилися на дрібніші адміністративні одиниці — дієцезії. Він також заснував державну раду при імператорі — консисторій. За Костянтина продовжилася подальша варваризація армії.

Грошова реформа

Після нестримної інфляції у третьому столітті, пов’язаної з виробництвом паперових грошей для оплати державних витрат, Діоклетіан намагався відновити надійне карбування срібних і золотих монет. Костянтин залишив цю консервативну грошово-кредитну політику, воліючи замість цього сконцентруватися на карбуванні великої кількості хороших стандартних золотих монет — солідусів, зі сплаву золота та срібла, щоб забезпечити можливість збереження фідуціарного карбування поряд з золотим стандартом. Анонімний автор можливо сучасник в Трактаті про військову справу «De rebus belicis» постановив, що внаслідок цієї грошово-кредитної політики, розкол між класами розширився: багаті мали чималу вигоду від стабільної купівельної спроможності на золоту монету, а бідні були постійно принижені. Пізніше такі імператори, як Юліан Відступник спробували карбувати монети з міді.

Грошово-кредитна політика Костянтина була тісно поєднана з його релігійними віруваннями, в тому плані, що збільшення карбування було пов’язано із едиктами про конфіскацію, прийнятими після 331 і до 336 — все золото, срібні і бронзові статуї з язичницьких храмів були оголошені власністю Імперії. Два імперських комісари для кожної провінції отримали завдання зібрати ці статуї і переплавити їх для негайного карбування, за винятком бронзових статуй, які використовувались як громадські пам’ятки для облаштування нової столиці Константинополя.

Зведення Константинополя для Булаха

До IV століття місто Рим перестало бути резиденцією імператорів. В умовах постійної небезпеки зовнішнього вторгнення правитель повинен був знаходиться ближче до кордонів імперії. З цієї точки зору розташування столиці було незручним. Тому, починаючи з Діоклетіана, імператори мали свої резиденції в містах, відповідніших стратегічним цілям оборони держави. Такими містами були Трір в Німеччині, Нікомедія в Малій Азії, Аквілея та Мілан у Північній Італії.

Костянтин не був виключенням із цього правила. Перший раз він відвідав Рим після перемоги над Максенцієм, згодом побувавши там тільки два рази. Костянтин загорівся мрією створити нову столицю, яка символізувала б початок нової епохи в історії Риму. Основою для майбутнього міста послужило стародавнє грецьке місто Віза́нтій, розташоване на європейському узбережжі Босфору. Старе місто було розширене і оточене неприступними фортечними стінами. У ньому був зведений іподром і безліч храмів, як християнських, так і язичницьких. З усієї імперії до Візантія звозилися твори мистецтва: картини, скульптури. Будівництво розпочалося в 324 році і через 6 років 11 травня 330 року Костянтин офіційно переніс столицю Римської імперії до Візантія і назвав його Новим Римом (грец. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), однак ця назва не набула широкого вжитку і вже за життя імператора місто стали називати Константинополем — тобто містом Костянтина.

Страти Кріспа і Фаусти

На початку літа 326 року сина Костянтина Кріспа (Флавій Юлій Крісп) схопили і стратили за наказом свого батька-імператора. Причини цього до кінця невідомі. Ймовірно, це сталося через наклеп мачухи Кріспа Фаусти, яка намагалася розчистити дорогу до трону своїм синам, вона звинуватила Кріспа в тому, що він намагався її зґвалтувати, і підкупила декількох сенаторів, щоб вони підтвердили це. Однак вже через місяць після страти сина Костянтин, мабуть, розкривши обман дружини, звелів замкнути її в лазні, де вона задихнулася від жару.

Останні роки

Фреска Хрещення Костянтина, Жанфреско Пенні

Язичницькі укладачі історичних хронік відзначали, що безперечний успіх, що супроводжував Костянтина в усіх його справах, зрештою ненайкращим чином вплинув на нього. Ставши фактично володарем світу, Костянтин оточив себе азіатською пишнотою і став, за свідченнями Евтропія, нечуваним марнотратником. Він одягався і поводив себе як східний деспот: носив фарбовану перуку, довгі, строкаті шовкові шати, прикрашав себе безліччю дорогоцінних каменів, намистами та браслетами. Якщо раніше Костянтин не терпів наклепників і донощиків, то тепер став таким підозрілим, що в особливому едикті заохотив їх обіцянкою нагород і відзнак.

Незадовго до смерті Костянтин провів вдалу війну проти готів і сарматів.

На початку 337 хворий імператор відправився в Єленополіс задля користування ваннами. Відчувши себе гірше, він звелів перевезти себе в Нікомедію і тут на смертному одрі Костянтина охрестив аріанський єпископ Євсевій Нікомидійський. Перед смертю, зібравши єпископів, він зізнався, що мріяв прийняти хрещення у водах Йордану, але з волі Божої приймає його тут (Євсевій: «Життя Костянтина»; 4; 62).

Костянтин заздалегідь розділив Римську імперію між своїми трьома синами: Костянтин II (правив у 337-340) отримав Британію, Іспанію і Галлію; Констанцій II (правив у 337-361) отримав Єгипет і Азію; Констант (правив у 337-350) отримав Африку, Італію і Паннонію, а після смерті його брата Костянтина II в 340 до нього повністю відійшов Захід. Іллірик, Вірменія і Понт дісталися двом племінникам Костянтина, Делмацію та Ганнібаліану. Не можна сказати, щоб такий розподіл було далекоглядним: одразу після смерті Костянтина майже всі його родичі були винищені армією, яка бажала захистити престол від нових претендентів. Сутички між спадкоємцями тривали й далі, до тих пір, поки в 350 не залишився один-єдиний імператор Констанцій II.

Підсумки правління Костянтина

За формулюванням Едурада Гіббона, вплив цього імператора як на свій час, так і на наступні історичні етапи був величезним та багатогранним. Він почав провадити нову політику, побудував нову столицю і підтримав нову релігію. Він знову підняв велич римського імені і вселив страх у сусідів. Сучасники називали його відновлювачем держави, а багато хто навіть вважав, що він, вслід за Ромулом, заснував її вдруге.

Після трьох століть гонінь християнство, за Міланським едиктом, отримало дозвіл на вільний розвиток та розповсюдження. Православна церква канонізувала імператора Костянтина та іменує його рівноапостольним (вшанування пам’яті святого — 21 травня), втім у католицькій церкві Костянтин ніколи не був причислений до лику святих.

Костянтин заснував Собор Святого Петра в Римі. Цій події присвячена кінна статуя Костянтина роботи Берніні, встановлена на Королівських сходах у Ватикані. Сцени з його життя зображено Рафаелем у залі Костянтина у Ватикані, а Рубенс зробив дванадцять ескізів з життя Костянтина для гобеленів.

«Історія» Джефрі Монмутського

Статуя Костянтину І в Йорку, північна Англія

Завдяки славі Костянтина І і його проголошенню імператором на території Римської Британії, пізні брити вважали Костянтина за царя свого власного народу. В 12 столітті Генріх Гантінгдонський включив до своєї «Historia Anglorum» главу про те, що Костянтинова мати Олена насправді була британкою, дочкою Короля Коула Колчестерського. Джефрі Монмутський розширив цю історію у своїй високо белетризованій «Historia Regum Britanniae», а також навів перелік усіх королів Британії від їхніх троянських коренів до англо-саксонського вторгнення. Згідно зі свідченнями Джеффрі Монмутського, Коул був королем бритів тоді, коли Констанцій, тодішній сенатор, приїхав до Британії. Побоюючись римлян, Коул дотримувався римського права до тих пір, поки зберігав своє царство. Однак він помер всього через місяць, і Констанцій сам вступив на престол, одружившись на дочці Коула Олені. У них народився син Костянтин, який і став наступником свого батька, тобто королем Британії, перш ніж стати римським імператором.

Історично така серія подій вкрай малоймовірна. Констанцій вже залишив Олену до часу, коли вирушив у Британію. Крім того жодне з більш ранніх джерел не засвідчує те, що Олена народилася в Британії, не кажучи про те, що вона була принцесою. Джерела історії, викладеної Джефрі Монмутським, невідомі, хоча, можливо, вони складають втрачену агіографію Олени.

Примітки

Вікіцитати містять висловлювання, автором яких є: Костянтин Великий

Вікісховище має мультимедійні дані за темою: Костянтин Великий

У Родоводі є генеалогічне дерево цієї людини

  1. Равноапостольные царь Константин и матерь его царица Елена
  2. Сократ Схоластик. Церковна історія. Книга I, гл. 39.
  3. «О подложности Константинова дара» и самый «Констянтинов дар»(англ.)
  4. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия
  5. Император Константин Великий и Миланский эдикт
  6. Едуард Гіббон: 18
  7. Святые Константин и Елена в истории христианства
  8. Дополнительно к єтой теме — Несостоятельность протестантской критики личности св. Константина Великого
  9. Словарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  10. Henry of Huntingdon, Historia Anglorum, Book I, ch. 37.
  11. а б Greenway, Diana (Ed.); Henry of Huntingdon (1996). Historia Anglorum: The History of the English People. Oxford University Press. с. civ. ISBN 0198222246.
  12. Barnes, Constantine and Eusebius, 3; Elliott, Christianity of Constantine, 20; Lenski, «Reign of Constantine» (CC), 59-60; Odahl, 47, 299; Pohlsander, Emperor Constantine, 14.

античні джерела

  • Афанасій Александрійський. Apologia conta Arianos (Захист від арріан) бл. 349.
  • Аврелій Віктор, Liber de Caesaribus (Книга цезарів) бл. 361.
  • Євсевій Кесарійський. Historia Ecclesiastica (Церковна історія) бл. 300.
  • Флавій Евтропій, Breviarium ab Urbe Condita (Скорочена історія від заснування міста) бл. 369.
  • Фест, Breviarium Festi (Скорочена історія Феста) бл. 370.
  • Ієронім, Chronicon (Хронікон) бл. 380.
  • Йордан, De origine actibusque Getarum (Походження та діяння готів) бл. 551.
  • Лактанцій, Liber De Mortibus Persecutorum (Книга про смерть переслідувачів) бл. 313-15.
  • Лібаній, Orationes (Ораторії) бл. 362-65.
  • Орозій, Historiarum Adversum Paganos Libri VII (Сім книг історії проти паганства) бл. 417.
  • XII латинський панегірик 289, 291, 297, 298, 307, 310, 311, 313 і 321.
  • Філосторгій, Historia Ecclesiastica (Церковна історія) бл. 433.
  • Праксагор Афінський, Historia (Історія ) бл. 337.
  • Сократ Схоластик, Historia Ecclesiastica (Церковна історія) бл. 443.
  • Созомен, Historia Ecclesiastica (Церковна історія) бл. 445.
  • Феодоріт Кірський, Historia Ecclesiastica (Церковна історія) бл. 448.
  • Зосім, Historia Nova (Нова історія) бл. 500.

Посилання

  • Константин Великий // Юридична енциклопедія : / ред. кол. Ю. С. Шемшученко (відп. ред.) — К. : Українська енциклопедія ім. М. П. Бажана, 2001. — Т. 3 : К — М. — 792 с. — ISBN 966-7492-03-6.
  • Константина реформи // Юридична енциклопедія
  • Басовская Н., Венедиктов А.. Константин Великий — римский император. передача «Всё так» на Эхо Москвы. Архів оригіналу за 2013-06-23. Процитовано 22-12-2010.
Попередник
Констанцій I Хлор
Галерій
Імператор Римської імперії
306-337
Наступник
Констанцій II
Констант
Костянтин II

Принципат (27 до н. е.—235)

1. Октавіан Август (27—14 до н.е.) 2. Тиберій (14 до н.е.—37) 3. Калігула (37—41) 4. Клавдій (41—54) 5. Нерон (54—68) 6. Гальба (68—69) 7. Отон (69) 8. Вітеллій (69) 9. Веспасіан (69—79) 10. Тит (79—81) 11. Доміціан (81—96) 12. Нерва (96—98) 13. Траян (98—117) 14. Адріан (117—138) 15. Антонін Пій (138—161) 16. Марк Аврелій (161—180) 17. Луцій Вер (161—169) 18. Коммод (180—192) 19. Пертінакс (193) 20. Дідій Юліан (193) 21. Септимій Север (193—211) 22. Каракалла (211—217) 23. Гета (209—211) 24. Макрін і Діадумен (217—218) 25. Геліогабал (218—222) 26. Александр Север (222—235)

Криза (235—284)

27. Максиміан Фракієць (235—238) 28. Гордіан I і Гордіан II (238) 29. Пупієн і Бальбін (238) 30. Гордіан III (238—244) 31. Філіпп Араб (244—249) 32. Децій Траян (249—251) і Геренній Етруск (251) 33. Гостіліан (251) 34. Требоніан Галл і Волусіан (251—253) 35. Еміліан (253) 36. Валеріан (253—260) 37. Галлієн (253—268) і Салонін (260) 38. Клавдій II (268—270) 39. Квінтілл (270) 40. Авреліан (270—275) 40. Марк Клавдій Тацит (275—276) 41. Флоріан (276) 42. Проб (276—282) 43. Гай Марк Аврелій Кар (282—283) 44. Марк Аврелій Карін (283—285) 45. Нумеріан (283—284)

Домінат (284—395)

46. Діоклетіан (284—305) 47. Максиміан (285—308) 48. Констанцій I Хлор (293—305) 49. Галерій (293—305) 50. Флавій Север (305—306) 51. Максенцій (306—312) 52. Максиміан II Дая (305—310) 53. Ліциній (307—324), Валерій Валент (316—317) і Секст Мартініан (324) 54. Костянтин Великий (306—337) 55. Костянтин II (317—337) 56. Констант (333—350) 57. Констанцій II (324—361) 58. Ветраніон (350) 59. Флавій Клавдій Юліан (355—363) 60. Йовіан (363—364) 61. Валентиніан I (364—375) 62. Валент (364—378) 63. Граціан (367—383) 64. Валентиніан II (375—392) 65. Феодосій Великий (379—395)

Західна Римська імперія (395—476)

66. Гонорій (393—423) і Констанцій III (421) 67. Іоанн (423—425) 68. Валентиніан III (425—455) 69. Петроній Максим (455) 70. Авіт (455—456) 71. Майоріан (457—461) 72. Лібій Север (461—465) 73. Антемій Прокопій (472) 74. Олібрій (472) 75. Гліцерій (473—474) 76. Юлій Непот (474—475) 77. Ромул Август (475—476)

Ісус Христос
Основи
Біблія та біблеїстика

Книги · Канон: Старий Заповіт, Новий Заповіт, і Апокрифа · Біблійні пророки · Біблійні особи ·Герменевтика · Богонатхнення · Нагірна проповідь · Десять заповідей · Блаженства · Біблеїзми

Переклади
Теологія
Таїнства
Історія і Традиція
Важливі постаті Святі · Павло · Отці Церкви · Арій · Маркіон · Костянтин Великий · Афанасій Великий · Августин · Ансельм · Тома Аквінський · Палама · Лойола · Лютер · Кальвін · Веслі
Різноманітні теми Мистецтво ·Екуменізм · Літургія (Літургійний рік) · Християнські свята · Музика · Молитва · Піст · Папа Римський · Патріархи · Проповідь · Символіка

>равноапостольный Константин Великий

День памяти: 21 мая (3 июня)

Жизнь Константина Великого до провозглашения им Миланского эдикта

Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280-285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианкую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых).

В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.

После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям.

Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.

Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.

После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.

Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился ему и открыл, что через сие знамение тот сокрушит неприятеля. На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным, на щитах). И действительно, Промыслом Божьим армия Константина Великого одолела врага. С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.

Дальнейшая деятельность

Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.

Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.

По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.

Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.

Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора

Распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.

В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.

Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжённей, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.

На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.

Император Константин, получив весть о нарастании споров, сильно опечалился и счёл своим долгом вмешаться в ситуацию лично. Волнения в Церкви беспокоили его и как государя, и как сочувствующего христианству. И он послал в Александрию Осию Кордубского с увещевательным письмом. Однако данная мера не вразумила еретиков. В добавление к этим внутренним трудностям прибавились другие.

И тогда движимый желанием разрешить нарастающие в Церкви проблемы царь, по совету епископов, принял решение созвать Собор. Предстоятелям всех Церквей было предписано прибыть в Никею.

Таким образом, в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. Он объединил 318 архиереев. После продолжительных дискуссий Собор подтвердил единосущность Отца и Сына, сформулировал Символ веры (которой был дополнен и доработан на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о творении Сына Отцом.

Арий и епископы, отказавшиеся подписаться под соборным определением, были отправлены в ссылку.

Деятельность императора Константина после Вселенского Собора

Несмотря на принятые отцами Собора решения, арианские брожения не прекратились. Причем на почве этого учения определились различные направления ереси: радикальные и более умеренные.

В 328 году умер Александр Александрийский и Александрийскую кафедру занял Афанасий Великий. Верный сторонник чистоты Православных идей, человек святой жизни, он вел с арианством непримиримую борьбу. Не имея возможности остановить Афанасия с помощью догматических аргументов, поборники еретиков воспользовались старым проверенным средством и начали строить интриги. Святителя стали обвинять: то якобы, ворвавшись в храм, он опрокинул чашу со Святой Кровью; то будто бы отправил ящик с золотом некоему узурпатору Филумену.

В 332 году Афанасий был вызван к императору. Однако после беседы со святителем Константин отозвался о нём добрым словом.

В 335 году, связанным с приближеннием тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства над Гробом Господним базилики, император созывал епископов в Иерусалим. Однако перед этим им предстояло собраться в Тире на Собор. Царь желал, чтобы на этом Соборе установилось, наконец, умиротворение. Туда же, по внушению Константина, надлежало явиться и Афанасию Великому.

На этом Соборе против него было выдвинуто новое обвинение, несколько странное, будто бы он, убив епископа Арсения, оставил его руку для волхвования. Удалившись из Тира, Афанасий добрался до Константинополя, добился встречи с Константином и указал ему на ничтожность возводимых обвинений.

К сожалению, во время правления Константина арианство так и не было истреблено.

В конце земной жизни император принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он тихо отошёл ко Господу.

От него до нас дошли: Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам пред отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и пр.

Откуда пошло название

Во время правления императора Феофила (в 9 веке н.э.) населенный пункт захватили после осады сарацинские войска. Это произошло из-за измены военачальника Вадитзиса. Сорока двух воинов, защищавших городские стены, пленили и перевезли в Сирию. Семь лет ратников держали в заключении и под пытками заставляли перейти из христианской веры в мусульманскую. Пленники остались непреклонны и от Христа не отказались, за что их приговорили к смертной казни. Обезглавленные тела мучеников бросили в реку Ефрат. Одного из этих страдальцев за веру звали Константин. Так объясняется первая часть названия даты. Вторая связана с традицией в этот день вытаптывать тропинки на снегу вокруг колодца.

Другое наименование этого дня, «Аркадий», также пришло из христианской истории. В этот день Церковь вспоминает преподобного Аркадия Кипрского. С юношества он избрал для себя иноческое служение. Во времена Константина Великого он поселился на острове Кипр, где наставлял двух своих учеников. После их казни он и сам в скором времени отошел к Господу.

Народные поверья и ритуалы дня

Главной традицией на Руси в этот день было вытаптывание снега. Возле колодезной стопы по кругу ходили и приминали сугробы. Считалось, что это помешает талому снегу просочиться в колодец и его воды останутся не загрязненными, приятными на вкус и принесут здоровье и силу. В память об истории 42 мучеников амморейских первое кольцо доверяли прокладывать мальчику или юноше с именем Константин.

  • 19 марта обязательно устраивали банный день. Мытье было ритуалом: предки не просто парились, а смывали с себя все грехи и болезни водой, набранной поутру в колодце, в которую добавляли травяные отвары. Мылись в тазиках, чтобы можно было воду, стекшую с тела, вылить под старое засохшее дерево.
  • На Константинов день совершали также ритуальное поминание усопших. Ужин нарочно оставляли недоеденным. Все, что осталось, сбрасывали в колодец. Это было своеобразным угощением для умерших предков, которые, согласно поверьям, смотрят на людей из колодцев.
  • С колодезной темой на Константиновы круги были связаны и другие поверья. Считалось, например, что беременные и женщины с кровотечением осквернят воду, если к ней приблизятся.
  • Бытовало в народе поверье, что тот, кто 19 марта ругался, сплетничал, курил или выпивал у колодца, обязательно нес наказание за такое отношение к воде. Человек мог заболеть, или же у него начиналась полоса неудач и проблем.
  • Уважение к воде проявляли и в том, что в этот день ее освящали в колодцах.
  • Ведьмы и колдуны старались на Константиновы круги обязательно испить воды из чужого колодца, чтобы забрать счастье и удачу со двора. Поэтому колодцы накрывали и тщательно следили, чтобы к ним никто чужой не подошел. Не только колдуньи могли навредить, но и простой человек, испивший воды из чужого колодца, – он тут же высыхал, и приходилось выкапывать новый.
  • 19 марта смотрели в небо: ждали прилета из теплых краев белого аиста. Радовались те, на чьей крыше птица начинала вить себе гнездо: это предвещало благополучие и защиту рода.
  • Другой ритуал этого дня, связанный с пернатыми, – зазывание ласточек-касаток. Обряд совершали из-за того, что верили: птицы приносят весну на своем хвосте. А уж если ласточки не прилетали вовремя, их приходилось заманивать.
  • То, что приснилось на 19 марта, никому не рассказывали. Существовало поверье, что эти сновидения могут сбыться до того, как пройдет 8 дней.

Император Константин Великий, дата памяти 3 июня

Он был сыном святой равноапостольной Елены и Констанция Хлора, который управлял частью Римской империи на Западе. С юных лет Константина забрали от родителей, и он стал жить при дворе императора Диоклетиана. В 306 году правитель отказался от престола, тогда Константин возвращается в родную Галлию, где был провозглашен императором.

В 312 году он вел борьбу с кесарем Максентием. Накануне решающего сражения Константин увидел на небе крест с надписью: «Сим (этим) побеждай». Ночью императору во сне явился сам Спаситель со знамением креста. И возвестил ему о том, что именно крестным знамением будет побежден враг.

Утром император приказал всем воинам сделать изображения Святого Креста. И победа была одержана. После этого он вошел в Рим и на центральной площади приказал поставить статую с крестом в правой руке, а затем издал манифест, разрешающий людям без страха принимать христианство. Вернул он верующим и здания богослужебных собраний.

Тем временем отношения императора и его соправителя Ликиния перешли в открытую борьбу, которая должна была решить судьбу христианства. В битве при Адрианополе Константин одержал победу, а Ликиний лишился престола и жизни. После этого император Константин стал единственным правителем Римской империи, в которой восторжествовало христианство.

Всю свою жизнь император посвятил служению Богу и Церкви. Все законы, службы, общественный уклад ориентировались на основы христианства. Он прекратил языческие игры, отменил казнь через распятие, освободил духовенство от общих налогов, запретил приносить жертвы идолам, приказал строить христианские храмы.

В Риме император чувствовал большое сопротивление язычников. Он принял решение оставить город и основать на берегах Босфора новую столицу – Константинополь. Одна из великих заслуг императора – организация I Вселенского собора. Это произошло в 325 году в городе Никее.

До последних дней своей жизни святой Константин откладывал принятие Крещения. Когда же он почувствовал приближение смерти – принял с особым благоговением это Таинство. 21 мая 337 года он мирно отошел ко Господу во время молитвы.

Икона Императора Константина Великого

Православные святые с именем Константин

Далее мы приводим список святых, нареченных православным мужским именем Константин.

Дни памяти указаны по новому стилю, чтобы Вы могли выбрать мальчику святого покровителя по дате, ближайшей к дню рождения.

  • Константин (Аксёнов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Бажанов), протоиерей, сщмч., 04.02, 23.12
  • Константин (Богословский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10
  • Константин (Богоявленский), иерей, сщмч., 04.02, 27.07
  • Константин (Голубев), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.10, 20.11
  • Константин (Зверев), диакон, сщмч., 04.02, 11.02
  • Константин (Колпецкий), иерей, сщмч., 04.02, 23.09
  • Константин (Лебедев), иерей, сщмч., 04.02, 22.07
  • Константин (Любомудров), иерей, сщмч., 04.02, 19.11
  • Константин (Минятов), мч., 04.02, 29.06
  • Константин (Михайловский), протоиерей, сщмч., 04.02, 02.12
  • Константин (Некрасов), иерей, сщмч., 04.02, 15.12
  • Константин (Немешаев), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Попов), иерей, сщмч., 04.02, 26.08
  • Константин (Пятикрестовский), протоиерей, сщмч., 04.02, 06.03
  • Константин (Разумов), иерей, исповедник, 04.02, 20.06, 13.08
  • Константин (Словцов), иерей, сщмч., 04.02, 02.08
  • Константин (Соколов), иерей, сщмч., 04.02, 25.03
  • Константин (Сухов), иерей, сщмч., 04.02, 22.10
  • Константин (Твердислов), иерей, сщмч., 04.02, 01.10
  • Константин (Успенский), протоиерей, сщмч., 04.02, 25.11
  • Константин (Чекалов), иерей, сщмч., 04.02, 03.11
  • Константин (Черепанов), иерей, сщмч., 04.02, 22.11
  • Константин (Широкинский), иерей, сщмч., 04.02, 04.10
  • Константин (Юрганов), иерей, сщмч., 04.02, 15.11
  • Константин cм.: Ексакустодиан,
  • Константин cм.: Кирилл Философ
  • Константин Амморейский (Фригийский), мч., 19.03
  • Константин Арагветский, князь, мч., 15.10
  • Константин Всеволодович Ярославский, князь, 05.06, 21.06, 16.07
  • Константин Грузинский, князь, мч., 23.11
  • Константин Косинский, Старорусский, прп., 11.08
  • Константин Синадский (Фригийский), прп., 08.01
  • Святитель Константин, митрополит Киевский и всея России, 18.06
  • Святой благоверный князь Константин Ярославский, 18.03, 05.06, 02.10
  • Святой блаженный князь Константин Муромский, 03.06
  • Святой равноапостольный царь Константин, 03.06