Развод после венчания

Развод – свидетельство о смерти

– Как Вы думаете, развод – это трагедия или праздник свободы? Благо или зло?

Фото Юлии Маковейчук

– Конечно, развод христианской (да и любой) семьи – это никакой не праздник свободы, а беда и… духовная смерть обоих супругов, ведь семья является единым организмом. А когда умирает любой организм, это всегда трагедия.

Но часто случается, что брак уже фактически распался, убитый грехами супругов. И его насильственное соединение просто невозможно, даже опасно. Для таких пар развод действительно является освобождением.
– Это мало у кого вызывает сомнение. Но, не так давно, беседуя в школе со старшеклассниками, я услышал неожиданный вопрос, на который хотелось бы услышать именно Ваш ответ: мама и папа у мальчика – венчанная пара. Но, к сожалению, через некоторое время папа начал сильно выпивать. Как Вы думаете, стоит ли разводиться этим людям? Или мама все же сможет спасти папу, вытащить его из алкогольной ямы?

– В данной ситуации надо разбираться подробно. Однако, судя по всему, спасти этого несчастного человека может лишь Господь и собственная супруга. В данном вопросе есть особая глубина. Ведь в мире действует Промысл Божий, который зачастую направляет зло во благо.

Существует расхожая поговорка: «Не согрешишь – не покаешься», и она, поверьте, появилась не случайно. Безусловно, это вовсе не означает, что для покаяния надо специально грешить.

Я думаю, глубинный смысл этой фразы в том, что грех часто так травмирует, так тревожит душу, что человек оказывается более близким к покаянию, чем в евангельской притче, где благополучный фарисей с окамененным сердцем, который, согласно Евангелию, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Евангелие от Луки, глава 18 стихи 11-13).

Поэтому я полагаю, не нужно путать те обстоятельства, которые привели ко греху, с его сутью, не смешивать повод с причиной.

Например, ответьте мне однозначно на вопрос, является ли убийство грехом? Первый порыв ответить: «Естественно, да!» Хорошо, задам второй вопрос: «А если вы убили бандита, защищая от него женщину с ребенком»? Ответ уже не так очевиден… Естественно, с точки зрения Православной Церкви, грехом и злом является любое убийство, но, я думаю, суд Божий будет зависеть от мотивации убийцы… Одно дело – ограбить инкассаторский броневик ради наживы, а другое – защищать на войне женщин и детей. Или мы, следуя философии Льва Николаевича Толстого, должны не сопротивляться злу и греху насилием, даже если насилию подвергается твоя мать, супруга, сестра?..

Так и в случае развода: само по себе расторжение брака – это зло.

Но очень часто оно является, например, следствием измены одного из супругов. Поэтому Сам Господь говорит, что единственный повод для развода – это измена (см. Евангелие от Матфея, глава 19, стих 9). Или если муж приходит домой пьяный и избивает жену, кто же может сказать ей: «Терпи, потому что ты венчанная»? Какой же это брак? Развод здесь никакое не благо и не убийство семьи, а просто констатация давней или недавней ее смерти.

Счастливы по-своему?

– Кстати, Вы упомянули Толстого, у которого есть известная фраза, что все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастны по-разному. Можно ли все же подвести общий знаменатель под причинами разводов?

– Действительно, в самом начале романа «Анна Каренина» Толстой написал такие слова, но, я думаю, это обычный литературный прием. На самом деле, и счастливые семьи могут быть счастливы совершенно по-разному. Я думаю, общим знаменателем развода является отсутствие любви.

Когда иссякает любовь, начинается процесс умирания семьи. Это может происходить, опять же, по-разному: ужасные отношения между супругами, измена или непотребное поведение одного из них. Например, муж начинает пьянствовать и, тем самым, делает их жизнь пыткой, хотя его, мужчину, никто не обижает. Или, наоборот, непотребно ведет себя жена. Вариантов масса, но всегда есть оскудение, уход, потеря любви.

– А как, по Вашему мнению, удержать любовь, не допустить ее оскудения?

– Апостол Иоанн в письмах к первым христианам – своим ученикам написал такие слова: «Бог есть любовь» (1 Послание апостола Иоанна глава 4, стих 8). Поэтому подлинная любовь имеет Божественную Природу, и ею человек живет лишь по дару Божьему. В русском языке словом «любовь» называют самые разные проявления взаимоотношения полов. Ведь, согласитесь, можно любить мороженое, а можно – жену.

Но в греческом языке, на котором и написано Евангелие, есть несколько слов, обозначающих любовь. Господь и апостолы, говоря об отношениях в браке, употребляют наименование «агапе». Источником такой любви является Бог.

Да, влюбленность, половое влечение – естественно, однако оно быстро проходит. Это нормальные, но временные чувства. Они похожи на красивый и яркий цветок, который существует лишь для того, чтобы дальше появился плод. Посмотрите, как красиво цветут яблони, но кушаем-то мы не эту красоту, а яблоки. В семейной жизни таким съедобным плодом является любовь. Ее даже нельзя назвать чувством. Подлинная любовь – это устроение сердца, благодатный Божий дар. Она бескорыстна, она отдает себя другому, поэтому у нее жертвенная, крестная природа.

Посмотрите на пример святых: такие люди любили всех, весь мир – и добрых, и злых. Человек, имеющий настоящую любовь, может пожертвовать всем, даже собой, ради совершенно незнакомца. С ее помощью супруги становятся единым духовным организмом. Дар такой любви они получают в Таинстве Брака или Венчания.

– Возможно, я задам наивный вопрос, однако, он интересует многих людей. Дело в том, что у меня есть много знакомых, которые после Венчания разводятся буквально через год или два. Получается, в Таинстве Брака Господь не дает гарантии долгой и счастливой семейной жизни в любви и согласии? Но почему?

– Господь вообще никаких гарантий не дает, потому что Он дал человеку свободу воли, а подобный «страховой полис» свыше лишил бы нас ее.

Любое Таинство, в том числе и Венчание, дает благодать, которую человек принимает сознательно и свободно. Таинство Брака соединяет людей воедино, в один духовный организм – семью. Причем, этот дар обладает свойством вечности. Но человек по своей свободной воле может взять и разрушить то, что получил. И тогда можно лишь констатировать, что брака нет.

Ту благодать, тот дар, который супруги получают в Таинстве Брака, можно сравнить со свечкой, с маленьким огоньком, который можно потушить и растоптать, а можно беречь, пока из него не разгорится костер. Поэтому само по себе Венчание ничего не гарантирует, так же как и Таинство Крещения не гарантирует причисления к лику святых. Просто Господь дал нам такую возможность, такой дар – родиться в новую жизнь, стать если не святыми, то добрыми и благородными людьми.

Посмотрите на физическое рождение: сам по себе этот радостный факт вовсе не означает, что человек не будет болеть и безбедно жить. Для того чтобы он вырос, младенца нужно питать, беречь, заботиться, а если вдруг заболеет – лечить. Так и благодать, полученную в любом Таинстве, нужно «вырастить».

«Насильно мил не будешь»

– Отец Владимир, а если подойти к этому вопросу с другой стороны: почему многие семьи, не венчаясь, не имея этого огонька, более того, иногда даже без штампа в паспорте живут в «гражданском браке» до конца своих дней и любят друг друга?

– Такие семьи, безусловно, есть, и мне, как священнику, часто приходилось с ними общаться. Но в чем особенность таких семей? Массово они стали появляться в XX веке, когда при советской власти люди потеряли веру в Бога. Однако подсознательно супруги жили по-христиански и сохраняли традиции христианской нравственности, доставшиеся им от верующих родителей, которые жили в дореволюционное время, в другую эпоху. Несмотря на то, что в советские времена такие браки не венчались (да и при желании совершить Таинство, в то время это было крайне затруднительно), они жили полноценной семейной жизнью, супруги были верны друг другу, хорошо воспитывали своих детей.

Такие пары можно лишь похвалить, и Церковь не называет их блудниками, а признает их союз законным браком. Но одновременно Церковь проецирует его в вечность, и ставит вопрос: «А какова же будет судьба данной семьи за пределами земной жизни?» И отвечает: «Да, есть прекрасные, любящие друг друга люди, но ведь они не верят в Бога, в жизнь после смерти. Так можем ли мы надеяться, что после своей кончины они попадут в рай, в который они сами не верят?» Вряд ли. Есть замечательная поговорка: «Насильно мил не будешь», и Господь никого не тащит насильно в рай. Если люди добровольно отказались от Бога здесь, почему Господь там станет пренебрегать их свободным выбором и требовать от них веры?

Именно поэтому, несмотря на добрую и высоконравственную жизнь супругов на земле, такой брак, такая любовь не входит в вечность. Здесь она и остается, возможно, только лишь в памяти родственников и друзей. Пока люди были живы – брак существовал, а после смерти прекратился, потому что они сами не могли и не хотели дать своему союзу вечное измерение. Только лишь в этом отличие благополучного «гражданского брака» от такого же, но освященного Церковью.

– Но, Вы говорили, что если супруги верующие и брак освящен Церковью, это вовсе не означает, что их союз будет вечным…

– Чтобы лучше понять смысл христианского брака, почему подлинная любовь между верующими супругами пребывает вовек, лучше обратиться к истории Церкви. Сегодня Венчание многие воспринимают просто как красивое и пышное представление. Однако в первые века истории Церкви оно совершалось совсем по-другому. Люди, вступающие в брак, получив благословение епископа или священника, объявляли о своем решении перед верующими на Литургии, причащались, а в это время церковная община молилась за них. То есть с первого же момента браку давалось евхаристическое измерение.

– А что значит «евхаристическое измерение»?

– Евхаристия – вершина богослужения и его самая главная часть. А в самом начале Евхаристии (Литургии) священник произносит такие слова: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святого Духа ныне и присно и во веки веков». Что они означают? Царство Божие, казалось бы, такое далекое и недосягаемое, спустилась сюда, на землю. И в момент самого причащения Тела и Крови Христа священник говорит, что это причастие человек принимает «в жизнь вечную».

То есть уже здесь, на земле, люди становятся «гражданами» вечного Царства Божьего. И супруги, причащающиеся на Литургии, не исключение: их брак получает вечное измерение – отныне они всегда будут вместе, даже после смерти. Действительно, если они всей душой и сердцем, всеми желаниями и помыслами устремлены к Богу и хотят вечно быть вместе, неужели Господь их там разведет?!

Когда уже не праздник…

– А если венчанный человек женится или выходит замуж второй или третий раз?

– Он разрушает единство, теряет ту благодать, которую дал ему Господь. Церковь никогда не приветствовала разводы и повторные браки, а если и разрешала, то лишь из человеческой немощи, по слову апостола Павла: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Послание к Коринфянам 7 глава, стих 9).

Однако это нисхождение всегда сопровождала епитимья – отлучение от Причастия минимум на год. Посмотрите чинопоследование второго или третьего венчания. Это уже не праздник, а сплошные покаянные молитвы… Ведь человек нарушил свои обещания. Во время Таинства Брака он просил и получил от Бога дар, но попрал его, изменил. Эта измена заключается в недостатке веры и любви. Именно поэтому, венчаясь второй или третий раз, человек не радуется, а кается.

– Кто, по Вашему мнению, чаще виноват в разводе: мужчина или женщина?

– Конечно, как правило, развод – это вина двоих, хотя не редко и одного. Например, муж изменяет жене. Она его любит, пытается построить семью, а он живет на две семьи. В ком причина? Думаю, в мужчине. И здесь женщина должна либо смиряться, согласиться жить на две семьи, либо, как делают большинство, разводиться. Бывает, наоборот, муж хороший семьянин, а женщина – «разгуляй». Так что однозначно ответить на этот вопрос нельзя.

С одной стороны, мужчин в России намного меньше, чем женщин, но последние, наверное, больше дорожат семейной жизнью. С другой стороны, одной из основных причин потери стабильности семейной жизни является эмансипация женщин, понятая как формальное уравнивание их прав. Поэтому, женщины перестали понимать по-христиански свою роль в семье и стремятся только к юридическому равенству с мужчинами.
– Христос указал лишь одну причину для развода – измену. Почему же, чем дальше развивалась и росла Церковь, тем этих причин становилось всё больше? Сейчас, по-моему, их уже несколько десятков…

– Православная Церковь относится к разводам, конечно, отрицательно, но по факту, в пастырской практике она довольно-таки легко сегодня принимает то, что существует: никаких серьезных прещений (наказаний) на тех, кто разводится, не накладывается.

Случаи повторного Венчания и вступления в брак встречаются довольно часто. Нельзя сказать, что Церковь потакает этому, но, во всяком случае, прежней евангельской строгости нет.

Я думаю, причиной этого является XX век, когда в условиях гонений Церковь не могла адекватно реагировать на происходящие изменения в сознании общества: те, кто еще недавно учился в духовных семинариях, начали стрелять в иконы… Церковной реакции на это в условиях гонений, по понятной причине быть не могло. А сегодня, после того, как в XX веке люди уже defacto привыкли к существующему положению, очень трудно возвратиться к каноническим нормам. Я считаю, в нашей Церкви этот вопрос до сих пор по-настоящему не ставился и не разбирался.

Тонкости развода при гражданском браке

Развод – штука очень неприятная.

Редко, когда супруги после совместно прожитых лет, могут решить полюбовно, что их отношения зашли в тупик и мирно разойтись каждый в свою сторону.

В результате совместного проживания возникает множество споров на почве приобретенного имущества, детей, если таковые имеются, да и в целом, вопросов и неразрешенных дел. Сегодня все чаще в сторону адвокатов поступают такие вопросы: как защитить свои права при разделе имущества, нажитого в гражданском браке? Как происходит раздел имущества и, вообще, какова процедура расторжения гражданского брака?

Для начала давайте разберемся с понятием гражданского брака? К сожалению, в народе это понятие сильно отклонилось от своего первоначального смысла, и обозначает просто совместное проживание пары, то есть фактические брачные отношения, которые, тем не менее, никоим образом не зарегистрированы в государственных органах.

Сегодня это достаточно распространенное явление, которое весьма удобно для молодых людей, как это может показаться в самом начале, однако, если дело все-таки доходит до фактического развода, то здесь могут возникать проблемы.

Так как само понятие «брака» в таком случае является условным, то с точки зрения законодательства такие отношения не являются официальными, а, значит, не имеют правовой защиты.

Говоря простым языком: если мужчина и женщина, которые проживали, в так называемом, гражданском браке решили разойтись, то им достаточно разъехаться по разным жилплощадям и навсегда забыть о существовании друг друга.

К сожалению, имущество, которое они нажили за этот период, делить придется самостоятельно, при этом, на него будет иметь полное право тот человек, на кого оно изначально было оформлено.

То есть к имуществу, которое было нажито даже в самом длительном, но незарегистрированном союзе, не применяется режим общей совместной собственности. И добиться обратного уже будет практически нереально, что выгодно выделяет официальные отношения перед неофициальными.

А в случае с официальным браком?

Однако не всем известно, что с юридической точки зрения гражданский брак – это именно тот тип совместных отношений, который признан государством, а именно зарегистрирован в органах ЗАГС с внесением всех соответствующих штампов в паспорта супругов и выдачей свидетельства о законном браке.

Как можно убедиться, одно и то же определение наделено чуть ли не двумя противоположными значениями! Как происходит развод в таком случае?

Развод после заключения официального союза – дело непростое, которое даже может сопровождаться судебными разбирательствами и длительной бумажной волокитой, здесь, как в предыдущем случае, недостаточно разъехаться по разным домам и перестать вести совместное хозяйство.

Кстати, в юридической сфере не существует такого понятия, как «развод», это слово, скорее, относится к просторечным, а правильно говорить – расторжение брака. Обозначает оно процесс, при котором супруги, в соответствии с установленным порядком, получают на руки официальные документы, что брак прекращен.

Для чего нужно венчание

«Не знаю, что делать – уговариваю жену повенчаться, а она – ни в какую, наотрез отказывается!» — поделился своей бедой друг. Было удивительно слышать подобное от надёжного верного образцового семьянина с 15-летним стажем. Оказывается, жена друга, насмотревшись на разведённых знакомых, многие из которых венчаны, всерьез верит, что если они с мужем обвенчаются – то их семья непременно распадётся. И не только она верит. Последние годы в народе всё больше укореняется идея: «повенчаться – к разводу!». Что это – горькая правда или пустое суеверие? И зачем вообще людям нужно венчание?

Повенчаться – к разводу?

Сергей и Алёна были обычной молодой семьёй. Муж работал, жена училась в институте, жили они весело, легко и непринуждённо. На пятом году супружества семейная лодка попала в серьёзный шторм. И тогда «умеренно верующий» Сергей предложил обвенчаться, надеясь, что после этого всё как-нибудь наладится. Алёна была почти атеисткой, но ничего не имела против красивого «венчального ритуала». Они повенчались, но надежды не оправдались. Наоборот, вышло всё так, будто семью сглазили. Спустя несколько месяцев жена полюбила другого, а муж крепко запил. И даже зачатый долгожданный ребёнок уже не мог спасти их отношения. Через год после венчания семья распалась окончательно и бесповоротно.

Подобных случаев, когда венчание вместо ожидаемого укрепления семьи оборачивалось противоположным результатом – увы, немало. Многие епархиальные канцелярии завалены заявлениями от людей, желающих получить «церковный развод». Так может и правда «безопаснее» совсем не венчаться?

Конечно же, на самом деле венчание тут не при чём. Каждый год в России разводятся 500-700 тысяч семейных пар. Из них – всего лишь несколько процентов совершали венчание в церкви. Основные же причины разводов кроются в самих людях, не умеющих и не желающих поступаться собственной гордыней и эгоизмом ради любви и семейного счастья.

Больше половины пар относятся к венчанию не как к святому таинству, а скорее как к модному и прикольному ритуалу. Либо верят, что оно может «магически» связать супругов и укрепить семью, а трудиться и менять себя – не обязательно. Если муж и жена не стараются жить счастливо и достойно, не берегут семью как зеницу ока от всего, что разрушает любовь и взаимное доверие – то никакое таинство или обряд им не помогут, а наоборот, могут только ускорить назревающий крах.

Для Православной Церкви настоящий брак – не столько союз психологически совместимых влюблённых, сколько подвиг и школа настоящей любви. Пройти эту школу желательно до конца, не пасуя перед трудностями и конфликтными ситуациями, и не пытаясь сбежать. Супруги становятся в браке единым целым, принося в семью не только любовь и достоинства, но и свои духовные болячки. Очень важно постараться не дать этим болячкам разрастись в злокачественную опухоль, не позволить подточить любовь и разорвать единство любящих сердец. И полезно помнить, что когда один супруг обижает другого – он, по сути, наносит рану не только своей «половинке», но и самому себе.

Терпи, овца Божья?

Сестра одного из моих знакомых, добрая хозяйственная девушка Светлана, несколько лет назад вышла замуж за «захожанина» их церковного прихода, статного красавца Николая. Он горячо поддержал идею повенчаться, клялся в вечной любви и верности. А через год, когда жена родила ребёнка — стал попивать и погуливать налево, да ещё и руки распускать.

Попытки урезонить зарвавшегося мужа заканчивались для Светы нервотрепками и синяками, а для маленького сына — стрессами и истериками. На робкие предложения разойтись муж только посмеивался:

– Терпи, овца Божья! Мы с тобой венчанные – и ни куда ты от меня уже не денешься! Ни один поп тебя не благословит на развод!

Впрочем, это не помешало Николаю вскоре уйти жить в другую семью, к любовнице и завести нового ребёнка, сохраняя в паспорте штамп о браке со Светой и не платя алименты. Доведённая до отчаяния жена поведала о своих проблемах духовнику, признавшись, что в глубине души желает, чтобы подлый муж умер – ведь только тогда она сможет обрести от него полную свободу и получит шанс попробовать снова устроить личную жизнь. К счастью, батюшка оказался человеком мудрым и не зашоренным. Он пояснил Светлане, что стараниями мужа их брак давно уже фактически уничтожен и расторгнут на Небесах. А посему, нет смысла тянуть с разводом и связывать себя узами, которых на самом деле уже не существует. Вскоре Света развелась, а ещё через несколько лет – снова вышла замуж и обвенчалась в церкви с добрым тихим набожным вдовцом, найдя с ним семейное счастье.

Развод можно считать настоящей катастрофой. После того, как любящие души срослись воедино, отрываться друг от друга можно только с кровью и глубокими ранами. Церковь призывает супругов пожизненно хранить верность друг другу и считать православный брак нерасторжимым. Священники стараются по возможности до последнего убеждать мужа и жену примириться и сохранить семью, пока ещё хотя бы теплится надежда на примирение.

Несколько лет назад в семье одной из наших прихожанок случилась беда. Далёкий от церковной жизни муж Дмитрий влюбился в другую женщину. Страсть к юной красавице настолько затмила ему разум, что муж решил разводиться и уходить от жены и маленькой дочки. Таня готова была ему всё простить и усердно молилась о сохранении семьи. Ей удалось уговорить Дмитрия заехать в монастырь к мощам святой Матроны и оставить там её записку. «Попроси Матронушку, чтобы всё уладилось так, как Богу угодно, – напутствовала его жена. – И тогда уже можешь уходить, если не передумаешь». Нехотя взяв записку, муж всё же съездил в монастырь, приложился к святым мощам… По словам Татьяны, домой вернулся абсолютно другой человек, с него как будто пелена наваждения спала. Вскоре открылись довольно неприглядные факты из жизни любовницы, Дмитрий к ней окончательно остыл и на коленях просил прощения у супруги. Ныне, несмотря на пережитый тяжкий кризис, в их семье вновь царит любовь и согласие.

Однако если брак умер и перестал существовать – нет никакого смысла продолжать поддерживать его мнимую видимость. Никаких особых обрядов и священнодействий для его расторжения в Церкви не существует, но церковный развод получить можно. До ХХ века благословение на повторный брак давали разве что жертвам супружеской измены. Виновник же прелюбодеяния на несколько лет отлучался от причастия и снова завести венчанную семью уже не мог. Позже к списку допусков на развод добавили противоестественные пороки, утаённую до свадьбы неспособность вести половую жизнь, посягательство на жизнь и здоровье супруги или детей, совершение женой аборта при несогласии мужа. Также можно развестись, если супруг пропал без вести и прошло много лет, если он заболел проказой, сифилисом или СПИДом, сошёл с ума, стал хроническим алкоголиком или наркоманом…

Правда, как показывает практика, ныне в причины краха семьи особо не вникают и расследование не проводят. Достаточно принести копию паспорта, свидетельства о разводе и о вступлении в новый брак, написать заявление на имя владыки епархии, на территории которой вы живёте или совершилось венчание – и можно считать, что благословение на повторный брак у вас в кармане. В некоторых епархиях можно обойтись даже без свидетельства о новом браке.

И всё же, информация о бывшем супружестве остаётся в душе человека даже после «развенчания» и нового венчания. Недавно мой друг А. вместе с женой побывали у одного знаменитого старца. В ходе беседы прозорливец несколько раз переспрашивал их: «Вы венчаны?», «Вы точно венчаны?!». Супруги были обвенчаны, но за плечами у А. это был уже второй официально разрешённый церковный брак. Очевидно, старец это почувствовал и засомневался. Видимо неудачный первый брак оставил в его душе не зарастающую «зарубку». Видимо, по той же причине вторично венчанный не может стать священником.

Кстати, теоретически возможно венчаться и в третий раз, правда «любители жениться» такое благословение вряд ли получат. А вот если человек во втором браке овдовел – препятствий к третьему венчанию у него не будет.

Кого нельзя венчать

Наталья и Михаил, с которыми мне довелось познакомиться во время командировки в Екатеринбург, прожили вместе много лет. Жена считает себя православной, а муж после долгих размышлений на тему «в какую веру податься» — крестился в католическом костёле. Католицизм ему понравился больше – в нём поститься почти не надо, в храме можно сидеть и служба гораздо короче. Вот только с венчанием вышла проблема. Духовник отказался венчать Наташу с неправославным мужем. Михаилу же с Наталией венчаться разрешили, но его жена не считает венчание по католическому обряду – настоящим таинством. Так и живут невенчанные.

Чаще всего православные священники выступают против смешанных браков, и отказываются венчать православных с католиками или протестантами. Впрочем, история знает немало исключений. До революции подобные браки были в качестве исключения разрешены Священным Синодом. Чтобы получить благословение, иноконфессиональный супруг был обязан дать клятву, что его дети будут крещены и воцерковлены именно в Православии.

В 1884 году обвенчались дядя Николая II, великий князь Сергей Александрович и немецкая княгиня-лютеранка Елизавета Федоровна. Причём венчали их сразу по двум обрядам, православному и протестантскому. Спустя семь лет, Елизавета добровольно приняла Православие и впоследствии стала святой подвижницей Церкви.

Если и жених, и невеста крещены, но один из них не может назвать себя верующим, хотя и хочет венчаться – такой паре обычно не отказывают, руководствуясь словами апостола Павла: «…неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14). Часто бывает, что спустя некоторое время неверующая «половинка» в процессе семейной жизни обретает веру, и порой даже становится более религиозной, чем её супруг.

Но бывают и неприятные курьёзы. Знакомый батюшка рассказывал случай, как однажды во время венчания на вопрос, добровольно ли он берёт в жёны свою суженную, подвыпивший жених вдруг заявил: «Да мне вся эта ваша бодяга по фигу! Меня Ленка упросила. Давайте скорее закругляться, хорош рассусоливать!» Венчание пришлось прервать и отменить, был сильный скандал. Чем всё закончилось для семьи Елены – история умалчивает.

Нередко с просьбой повенчать приходят супруги, один из которых не крещён или, скажем, считает себя мусульманином или буддистом, и переходить в Православие не собирается. Разумеется, таким парам категорически отказывают.

Препятствием к венчанию является и кровное родство жениха и невесты. А также родство духовное. Например, нельзя венчаться крёстному и крёстной ребёнка, а также, крёстным родителям на их крестниках. Запрет этот – вовсе не пустая «заморочка церковников». Знаю реальный пример супругов С-ых, которые по незнанию стали крёстными родителями у сыновей своих родственников. Задолго до этого жена Нина ходила к ведунье и приворожила поглядывавшего на сторону мужа, да так сильно, что он в буквальном смысле превратился в безропотного раба жены, не смеющего даже взглянуть на постороннюю женщину. Сразу после крещения племянников, когда супруги на духовном уровне превратились в близких родственников, Валерий неожиданно словно бы очнулся, взбунтовался и ушёл из дома. Вскоре после этого он развёлся, встретил другую женщину и снова женился.

Гражданский брак

В интернет-форумах не раз доводилось встречать жалобы людей, живущих в нормальном светском браке, но не имеющих возможность повенчаться, на произвол радикально настроенных батюшек. Например: «…отец Сергий сказал мне, что регистрация в загсе ничего не значит, и что я живу с мужем в блудном сожительстве. И поставил мне ультиматум: либо мой муж крестится и венчается со мной, либо я с ним должна развестись, иначе батюшка запретит мне причащаться. Справедливо ли это, и что мне делать?»

Разумеется, такой священник неправ, и его требования противоречат основам Православной Церкви. Официально зарегистрированный не венчанный гражданский брак (не путать с сожительством!) никаким блудом не является, и от священника, несущего подобную ересь лучше держаться подальше. Церковь признает реальность всех настоящих браков, заключённых за ее пределами.

И лишь если оба супруга считают себя православными, но венчаться не желают – тут уже сами собой возникают недоумённые вопросы. А отговорки вроде: «Мы решили пока просто пожить вместе», «Мы боимся, что не сойдёмся характерами и разведёмся» и т.п. – для христиан, мягко говоря, неуместны.

Небом венчанные.

Чтобы повенчаться, многим парам достаточно прийти в храм, предъявить свидетельство о регистрации брака, договориться со священником и назначить дату. Но в некоторых приходах получить благословение на венчание не так то просто. Жениху и невесте могут дать испытательный срок от нескольких месяцев до года, чтобы они достойно подготовились к семейной жизни и проверили временем свои чувства.

Венчание проводится по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Запрещено венчать во время всех четырёх постов, а также накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников. А ещё не принято венчаться в Святки (7-20 января), во время Масленицы и пасхальной Светлой седмицы.

Перед венчанием супругам рекомендуют исповедаться и причаститься на литургии, чтобы создавать новую семью с чистыми душами и максимально принять благодать. Начинается всё с обручения, когда жених и невеста троекратно обмениваются кольцами, подтверждая взаимную любовь и доверие. В старые времена обручение проводили заранее, отдельно от венчания. При этом кольцо жениха было золотым и символизировало солнце, а у невесты было серебряное колечко, намекающее, что женщина подобна луне, заимствующей свет у солнца, и она должна покоряться мужу.

Горящие свечи в руках новобрачных символизируют чистоту брака и Божий свет. Священник призывает на молодых благодать Святого Духа и молится о ниспослании им совершенной любви, помощи и благости. Под ногами новобрачных обычно стелется белое полотенце или ткань, символизируя единство, чистоту и радость супружества.

Жених и невеста подтверждают свои намерения стать мужем и женой, дают брачные обеты и клянутся быть ответственными, любить и заботиться друг о друге. На головы их надевают венцы, напоминающие короны (если есть свидетели – то они держат венцы над головами молодожёнов) и батюшка произносит: «Венчается раб Божий… рабе Божией… во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Кульминацией таинства являются слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)». Священник даёт новобрачным выпить благословлённую чашу с вином, в ознаменование их нераздельного бытия и единения. Соединив правые руки супругов, батюшка покрывает ладони епитрахилью и, держа в руках крест, трижды обводит их вокруг аналоя с Евангелием в знак вечности заключенного союза. Завершает венчание особая молитва о новобрачных, молитвы к Божьей Матери и святым покровителям семей.

Многим венчавшимся супругам на всю жизнь запоминается испытанная ими безграничная радость и ощущение, будто жизнь началась заново. Помимо благостных впечатлений нередко происходят маленькие чудеса. Один из моих знакомых, куривший много лет, после венчания вдруг ощутил такое отвращение к этой вредной привычке, что немедленно и навсегда завязал и увлёкся здоровым образом жизни. У жены приятеля – неожиданно прошла аллергия, мучившая её много лет. А одна из девушек нашего прихода избавилась от заикания.

И даже такое бывает – живут муж и жена много лет и никак не могут родить ребёнка. Уже смирившись с безплодием и потеряв надежду, они однажды решают повенчаться. Вскоре после венчания, к своему изумлению и радости, они зачинают долгожданного ребёнка и становятся счастливыми родителями.

В Таинстве венчания молодожены получают от Бога особые дары, новые способности и возможности, благодатную силу. А будут ли они счастливы и сумеют ли сохранить и преумножить полученное – зависит, прежде всего, от них самих. Любые дары при нерадивой, безответственной жизни можно обратить в прах и потерять. Чтобы этого не случилось, очень важно относиться к своей семье как к святыне, жить по совести, духовно работать над собой, учиться терпению и миролюбию. Хорошо укрепляют семью совместные молитвы, жизнь по христианским канонам, участие в святых таинствах. В таком случае — Сам Бог неизменно опекает хранимую Им семью, дарует Свою благодать и помогает преодолевать любые житейские бури, штормы и невзгоды.

Можно ли разводиться после венчания? Почему? Что говорит церковь?

Можно ли разводиться после венчания? Почему? Что говорит церковь?

Нет, после венчания церковь разводиться не разрешает, чтобы развестись придется ехать к батюшке и просить разрешения.

Церковь против развода после венчания. Ведь венчание это не роспись в ЗАГСе, сегодня женился, а завтра развлся.

Но, можно попросить батюшку развенчать. Если есть объективная причина для развенчания, то разрешат, развод тоже является такой причиной.

При разводе в суде никто не будет спрашивать, венчались или нет, и в паспорте об этом ни слова. Поэтому развестись после венчания можно.

Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам.

Расторжение церковного брака

Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин. Например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв.

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Как говорится в Библии, quot;Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействуетquot;. Церковь осуждает развод, как грех, потому что считается, что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, или кому-то из них, а также детям. В случаях если между супругами происходят конфликты, то Церковь настаивает на сохранении семьи и целостности брака.

Перед венчанием священники должны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

расторжение церковного брака реально при:

измене или вступлении кого-либо из супругов в новый брак;

принятие одним из супругов новой веры, отлучение от православия;

неспособность к рождению детей;

длительное безвестное отсутствие;

осуждение к наказанию;

посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

если брак был заключен незаконно (насильно, без уведомления о душевном расстройстве или другой тяжелой болезни, между близкими родственниками, при наличии законного супруга (супруги) и т. д.,

злонамеренное оставление одного супруга другим.

Кроме этого, сейчас священники допускают церковный развод при медицински засвидетельствованных алкоголизме или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа. Ещ многое зависит от священника, один даст разрешение на развод, а другой нет. Ну и от семейной пары, что расторгает брак, они могут взять грех на душу и сказать, то, чего на самом деле нет, чтоб дали расторжение брака( венчания).

Нам батюшка говорил что после венчания не разводятся, все равно души соединены до конца жизни. То что можно венчаться и разводится три раза, это придумано людьми. просто паре нужно понять, готовы ли они к венчанию, не все так просто как может показаться на первый взгляд. Все равно на том свете они слиты во едино.

Церковь, церковью, но законы на том свете немного иные и строже нежели это придумали люди.

К счастью, несмотря на то, что в жизни мне пришлось разводиться, брак не был венчанным, мне не пришлось развенчиваться. Но моя знакомая вышла замуж, сразу повенчались. Быстро, к сожалению поняли, что этот союз — ошибка. Она отдельно от мужа ходила к батюшке, рассказывала причины необходимости того, чтобы их развенчали. Через какое-то время ей в церкви дали справку, что брак развенчан. Через несколько лет она снова вышла замуж и только через год вновь повенчалась со вторым мужем, т.е. уже обдумав и поняв, что это-навсегда. Возможно прав первый отвечающий, но Бог видит все и неужели при ошибке надо страдать всю жизнь? Ведь самый страшный грех — уныние.

Можно разводиться один раз и венчаться два раза.Причины развода могут быть практически любые от заболевание СПИД до измены и наверное это правильно.То что церковь не разводит лож.Представьте муж стал мусульманин и что дальше делать провославной женщине.И все таки церковь стала ближе к обычным людям человечнее что ли.

Из личного опыта: мы венчанные с мужем, но так получилось, что развелись. Спустя несколько лет решилась сходить к митрополиту и попросить совета, как быть в такой ситуации. В ответ получила такую информацию: вас соединил не священник, а Господь Бог, дух святой, поэтому quot;развенчатьquot; вас обратно невозможно. Но Господь милостив, он не желает ,чтобы человек жил в одиночестве или блуде, поэтому митрополит дает благословение на повторный брак. Меня попросили написать прошение, в котором указать имя священника, который нас венчал, указать дату официального развода. Затем мне выдали документ за подписью митрополита, где было написано, что митрополит благословляет меня на создание семьи и повторный брак.

Почитайте С.Н.Лазареваquot;Диагностика кармыquot;,может и разводится не нужно будет.

Развод после венчания

протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия

Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?

протоиерей Аркадий Шатов:

— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.

В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…

Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.

Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.

На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Причины расторжения церковного брака

Так как развенчаться после развода можно, значит, есть и некий перечень проступков, совершенных одним из супругов, порицаемых церковнослужителями. Так, церковь не будет против церковного развода в случае:

  • измены одного из супругов;
  • развод, зафиксированный документально (но не во всех случаях)
  • наличия у одной из стороны заболевания, передающегося половым путем (венерическая болезнь);
  • наркомания, игромания или алкоголизм у одного из супругов;
  • психические отклонения у супруга или признание его недееспособным согласно решения суда;
  • принятие противоположной стороны другой веры (в том числе отречение от православия);
  • создание противоположной стороной нового брачного союза (юридически оформленного);
  • уголовная ответственность одного из супругов;
  • применение насильственных действий в отношении детей или второй половинки (зафиксированное документально);
  • признание одного из супругов решением суда без вести пропавшим более 5 лет;
  • аборт, без согласия мужа (если данная процедура не была необходима для сохранения жизни матери или по другим медицинским показателям);
  • попытка самоубийства одним из супругов, что послужило невозможности дальнейшей семейной жизни по причине неполноценности, пытавшегося свести счеты с жизнью супруга;
  • принуждение одной из сторон к вступлению в брак, против ее воли;
  • отсутствие возможности иметь детей;
  • подтвержденный факт двоеженства;
  • брачная связь между кровными родственниками (инцест).

Стоит понимать, что для получения разрешения на повторное венчание (развенчание) недостаточно заявить об одном из выше перечисленных фактов священнослужителю, необходимо предоставить документальное подтверждение данного факта (решение суда, заключение психиатрической экспертизы и т. п.).

Можно ли венчаться второй раз если ситуация не подходит ни под одно описание выше? В каждом конкретном случае церковь принимает решение индивидуально, но если причина разрыва банальна (не сошлись характерами или недостаточный заработок одного из супругов) скорее всего, вам откажут в благословении на развод после венчания с бывшей женой или с мужем.

А что насчет виновного? Как развенчаться с женой или с мужем, если в причине разрыва виноват ты? В зависимости от степени тяжести совершенного проступка и непосредственно лояльности церковного служителя есть возможность на получение благословения, если виновник разрыва изъявил желание провести обряд венчания повторно.

Скорее всего, перед получением благословения необходимо будет раскаяться и понести епитимью.

Епитимья — вид церковного наказания грешника, заключающееся в исполнении им благочестивых дел.

Процедура

Как развенчаться в церкви супругу, который не виноват в разводе? Для этого есть несколько вариантов.

Первый подразумевает обращение в ту церковь, где проходил обряд венчания и именно к тому священнослужителю, который и проводил данный обряд. Скорее всего, он разберется в причинах, и если, по его мнению, они недостаточно весомы предложит супругам примирится и принять друг друга такими, какие они есть.

В случае если доводы будут значимы, батюшке потребуются подтверждающие документы, а именно:

  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о заключении церковного брака;
  • документ, подтверждающие безвестное отсутствие второй стороны, его недееспособность или отбывание наказание в исправительном учреждении (решение суда);
  • справки из лечебных учреждений;
  • иные документы.

На основании изложенных фактов и представленных документов им будет составлено прошение в Епархию Русской православной церкви, где и будет принято решение относительно данной просьбы.

Можно ли венчаться второй раз или нет определит данная Епархия и выдаст соответствующий документ.

Что касается второго варианта, то тут необходимо обратиться в любую церковь и подать прошение ее управляющему, который также проведет все процедуры, указанные в первом случае. Если его удовлетворит объяснения супругов и представленные ими документы, он подаст соответствующий рапорт в ту же инстанцию. В рапорте будет указано его непосредственное отношение к данному факту.

Как развенчаться в церкви если один из супругов против этого? Скорее всего, никак так как церковь с большей степенью вероятности будет против. Хуже всего, если одна из сторон, не получив благословения на повторное венчание обманет церковных служителей, и примет участие в данном таинстве. Это серьезный грех, и отвечать человек будет перед Богом.

Еще один нюанс, венчаться после развода с мужем или супругой разрешено, но если этот обряд проводится повторно, венцы над головами брачующихся уже не возлагаются.

С особым трепетом церковь относится к повторному венчанию бывших супругов, так как считается, что брак воссоединился, а значит препятствий никто такому союзу чинить не будет.

Процедура развенчания церковного брака

Во все времена церковь отрицательно относилась к расторжению брака, поэтому развенчание — это процедура более сложная, чем простое получение штампа о разводе в загсе. Такие случаи фиксируются документально, и свидетельства о расторжении хранятся в каждом храме, где проводится таинство венчания.

Причины для подобного шага должны быть крайне вескими, чтобы батюшка дал свое разрешение на эту процедуру.

  • супруг (супруга) сменил (-а) вероисповедание;
  • измена;
  • повторное заключение брака при уже существующем;
  • некоторые заболевания, которые могут обнаружиться у одного из повенчанных супругов;
  • пропажа одного из супругов без вести;
  • причинение вреда жизни или здоровью членам семьи;
  • если одного из супругов посадили в тюрьму;
  • невозможность зачать ребенка;
  • брак между кровными родственниками.

Дополнительные поводы для развенчания

В XXI веке к этому списку добавилось еще несколько причин, которые могут способствовать расторжению церковного брака:

  • доказанный факт приема наркотических или алкогольных средств, приведших к зависимости человека;
  • справка из диспансера о том, что супруг болен СПИДом;
  • аборт, сделанный без согласия супруга.

Конечно, причин для расторжения брака может быть еще множество, но священник не всегда признает их довольно вескими для того, чтобы позволить это сделать. Кроме того, священнослужитель может разрешить и повторное венчание после развенчания предыдущего церковного брака.

Если имеются какие-либо из перечисленных причин, то развенчать брак могут даже без согласия одного из супругов. Но в целом каждый случай рассматривается индивидуально. И если священник считает, что причины недостаточно веские, то супруги могут получить отказ.

Поэтапный порядок действий

Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство. Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста. Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

  • свидетельство о разводе, выданное загсом;
  • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
  • документ, подтверждающий венчание;
  • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
  • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

Повторная регистрация церковного брака

Можно ли развенчаться, если брак распался, в одностороннем порядке или по обоюдному желанию — теперь более или менее ясно. Но могут ли супруги повторно пройти обряд венчания с другим человеком, следует разобраться подробнее.

Повторное венчание в православной церкви разрешается только в том случае, когда венчанных супругов разлучила смерть. Во всех остальных случаях церковь относится крайне отрицательно к такому вопросу, как расторгнуть церковный брак.

Повторно таинство венчания может быть совершено только после регистрации в загсе. После этого молодые должны будут правильно составить прошение в Епархию. Образец такого документа есть в каждом храме. Обряд будет совершаться только в том случае, если придет разрешение архиерея. Обычный священник не может сам принять решение о повторном венчании, после того как он дал разрешение паре разводиться.

Однако в этом случае Епархия снимает с себя всю ответственность. Она не выдает официального документа, который подтвердит развенчание. На повторное совершение обряда молодые могут получить лишь благословение, а само таинство будет происходить по «второму чину». На жениха и невесту не будут надеваться венцы, а написать документ о повторном венчании не сможет ни один священник.

Когда можно венчаться снова

В христианском мире есть традиция, по которой венчание совершается трижды. Но третий раз обряд становится возможным только в том случае, когда венчаются вдова и вдовец или у них имеются несовершеннолетние дети. Для этого надо будет обязательно оформить документы, подтверждающие вдовство. С них требуется снять копии и передать в Епархию вместе с заявлением.

Развенчание в православной церкви, правила и каноны которой сильно отличаются от других верований, имеет ряд отличий от обычного развода. Если последний проходит довольно быстро, то для совершения первого должны существовать довольно веские причины, и он будет контролироваться несколькими церковными инстанциями. Главная цель этого обряда заключается в том, чтобы не просто развенчать супругов, а добиться повторного благословения на венчание ввиду признания первого неблагодатным событием.

Прежде чем отправиться в церковь за ответом на вопрос, как развенчаться с бывшим мужем, нужно осознать все последствия для каждой стороны. Ведь на повторное венчание разрешение получит только тот партнер, который признан невиновным в разрыве.

Часто после развода пара забывает о том, что ей необходимо развенчаться. Но если это люди верующие, то сия проблема стоит для них на первом месте. Избежать неприятного действа можно только в том случае, если обряд венчания был осознан супругами за годы совместной жизни, а не стал очередной данью традициям и погоне за красивым торжеством.

Можно ли развенчаться и нужно ли воспользоваться юридической консультацией по разводам

Следует сразу же учесть, что церковь очень негативно относится к любым разновидностям разводов, официально считая, что разрыв отношений между мужем и женой вредит не только самим супругам, но также и детям этих супругов.

Сейчас квалифицированные юристы, а также работники церковной службы идут навстречу, однако несколько столетий назад разойтись не имели права даже те, кто относительно к представителям монаршего рода. Сегодня ситуация поменялась, однако рекомендуется обратиться к квалифицированному юристу для подтверждения причины развода и развенчания.

Развенчание: условия для развода и основные причины, позволяющие развенчаться

  1. Измена;
  2. Любые пороки, которые являются или же могут быть признаны противоестественными;
  3. Вступление супруга в брачные отношения с другим человеком;
  4. Отказ одно из супругов от своей веры;
  5. Отсутствие супруга в течение более трех лет;
  6. Невыполнение одним из законных супругов его брачных обязанностей по причине причинения самому себе различного физического ущерба;
  7. Рукоприкладство или любые другие разновидности причинения вреда супругу или же детям;
  8. Наличие у одного из супругов каких-либо психических заболеваний, если эти заболевания не могут быть вылечены;
  9. Заболевание венерического характера;
  10. Страсть супруга к наркотикам, а также алкоголю или же к каким-либо другим пагубно влияющим на супруга привычкам;
  11. Содержание супруга в тюрьме;
  12. Использование неполноценного физического состояния супруга для извлечения личной/собственной выгоды;
  13. Аборт без согласия мужа.

Развод для тех, кто обвенчался и узаконил отношения перед Богом: как это происходит

У многие возникает вопрос: как правильно и вообще можно ли супружеской паре развестись, если было венчание

Для того, чтобы официально развестись не просто как гражданам, но также как и гражданам, которые венчались и свидетельствовали свои отношения перед Богом, необходимо для начала оформить официальный развод в органах ЗАГСа. После этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой в церковь для того, чтобы там провели процедуру развенчания.

Рекомендуется произвести данную процедуру во время прихода, и будет правильно, если на приход придут оба супруга. Необходимо написать соответствующее прошение о развенчании, и направить это прошение на имя архиерея епархиального. Следует отметить, что это заявление может подавать даже один супруг.

Крайне важно правильно составить документы, и здесь пригодится юридическая консультация по разводам. В прошении необходимо указать подробно и правдиво все причины, согласно которым развод был неизбежен.

Брак будет аннулирован, если сам церковнослужитель посчитает причины для его прекращения уважительными.

Помимо прошения, супругам также необходимо взять с собой некоторые документы в церковь:

  1. Свидетельство супругов о венчании;
  2. Документы, удостоверяющие личности заявителей;
  3. Документы, которые подтвердят официальное, то есть юридическое расторжение отношений брака между супругами;
  4. В тех случаях, если главное основание развода – это болезнь супруга или же его длительное тюремное заключение, необходимо приложить и эти документы в качестве доказательств. Это могут быть документы медицинского осмотра ил освидетельствования, а также документы из материалов уголовного дела по отношению к одному из супругов.

Следует отметить, что если развенчание происходит по вине одного человека, церковь позволяет ему венчаться еще раз, хоть и делает это очень неохотно. Поэтому рекомендуется не доводить дела до развенчания или же обратиться к помощи квалифицированного юриста для правильно ведения бракоразводного дела.

Важно! По всем вопросам при разводе, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Юристы по семейным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.