Рождественский вертеп

Традиции и история рождественского вертепа

Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить в доме вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Кто-то покупает его в магазине или на ярмарке, кто-то предпочитает мастерить сам. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков.
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.

Ангел из ледяного вертепа в Якутии. Фото протоиерея Сергея Клинцова

Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.

Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.

Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.

Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.

Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.

В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.

Как устроен вертеп?

Франциск Ассизский, 1182–1226

Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.

Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.

Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.

Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.

Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.

Как происходит действо?

В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.

Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.

Современный вертеп со множеством персонажей Неаполь. Фото Lalupa

Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.

Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.

Знаете ли вы, что…

Вертепный ангел. Фото Владимира Ештокина

Прообразы вертепа можно найти еще в античности – древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.

Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.

По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.

По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления —1591 год.

Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они – статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.

На заставке фрагмент фото flickr.com

Сценарий Рождества основан на символике Вертепа. Вертеп — устаревшее название пещеры. Согласно Евангелию в Вифлеемском Вертепе произошло Рождество Иисуса Христа.
Рождественский вертеп — это своеобразный кукольный театр, в котором разыгрывается история, произошедшая более двух тысяч лет назад. Такой театр показывают на Рождество и на Святки. Вертеп представляет собой деревянный ящик, состоящий из двух этажей: верхнего и нижнего ярусов (для изготовления вертепа может подойти плотный картон). У ящика отсутствуют две стены.
Первая — та, что обращена к зрителям и вторая — та, что обращена к актёрам. Два этажа являются двумя открытыми сценами с занавесками вместо отсутствующих стен. Верхний этаж вертепа служит для разыгрывания сценок божественных, высоких. Нижний этаж — для земных дел и часто низких и злых. Большинство сцен в вертепе разыгрываются на нижнем этаже.
Верхняя часть вертепа называется «небом», т.к. Христос был не просто человеком, а богочеловеком, сыном Бога. В центре верхнего этажа располагается Святое семейство в окружении животных.

Сцена Рождества освящает всё действо сценария: появление Ангела, приход волхвов, а потом пастухов и паломников поклониться Божественному младенцу. На фоне пещеры, где родился Спаситель, разворачивается вторая сцена вертепного действа. В конце действия эта сцена показывается вторично, при зажигании Вифлеемской звезды.

Нижний ярус вертепа, изображает дворец царя Ирода. У этого яруса есть название «земля». Здесь разыгрывается земная, человеческая история. Декорации дворца повторяют декорации верхнего яруса, только богаче и ярче. В центре — стоит золочёный трон, на котором сидит царь Ирод. На фоне богатого убранства грозный царь творит свои злодеяния и получает расплату за них.
Куклы делаются из картона и цветной ткани. Крепятся куклы на деревянных или металлических стержнях. Водятся куклы по прорезям, сделанным в полу каждого яруса.

Для рождественского вертепа необходимы куклы:
Святое семейство — группа из трёх фигур
Ангел
Ангелы-младенцы (две группы из пяти фигур и одна фигура отдельно)
Волхвы (группа из трёх фигур)
Пастухи (группа из двух человеческих фигур и пяти овец)
Паломники (группа из пяти и более фигур)
Царь Ирод сидящий на троне;
Воины (группа из двух фигур с пиками в руках)
Рахиль с младенцем-свёртком на руках;
Смерть с косой;
Чёрт с верёвкой.
Вифлеемская звезда.

Сценарий Рождества:
На сцену выходит Ведущая.
Ведущая (звонит в колокольчик). Слышите, как звенит колокольчик?
Дзинь — дзинь!
Это он созывает зрителей и велит занимать места в зале.
Дзинь — дзинь! Торопитесь, торопитесь! (Звонит.)
И так, прозвенел первый звонок.
Под покровом лёгким, снежным
Дремлет мирное село.
И дороги, и тропинки
Всё до лета замело.
Снег на солнце серебрится,
Тихий свет вокруг струится,
И звучат слова;
«Здравствуй, праздник, светлый, ясный,
Праздник Рождества!»

(Звонит в колокольчик.) Дзинь — дзинь! Внимание, внимание, звенит колокольчик. Он звенит для того, что бы вы уселись поудобней и посмотрели на меня. Дзинь — дзинь, внимание, внимание!
Ну вот, все расселись по местам, и теперь я могу сказать вам: «Здравствуйте, ребята!». (Дети отвечают.) Как много вас сегодня собралось, пришли ко мне в гости и стужи не испугались.
Ух, как метет! Будто, сама волшебница Метель, из леса пожаловала. У неё много работы в последние дни перед Рождеством; нужно деревья укрыть и кусты потеплей укутать, ведь впереди рождественские морозы, а всем известно, что эти морозы самые трескучие и самые суровые.
Но жителям городов и деревень они не страшны. В домах топят печки и камины, наряжают ёлки, готовят разные угощения и ждут дорогих гостей. А ещё в Рождественские вечера принято гостям показывать вертеп, где изображают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад. Эту историю мы сейчас с вами увидим. Для этого надо сидеть тихо-тихо. Вы готовы? Ну, тогда… представление начинается.

Открывается нижний ярус рождественского вертепа. В центральной арке на троне сидит грозный царь Ирод.
Ирод. Я, царь Ирод, Грозный и превеликий, У меня норов дикий; Захочу — отдам палачу, А захочу — вот мой меч, Твоя голова с плеч. Отвечайте, что там за шум!
Воины (выходят из левой арки, в руках у них пики). Пришли три цари — три волхвы, Из дальней стороны.
Ирод. Кто они таковы, Не сносить им головы!
Волхвы (выходят из правой арки). Мы, три волхвы — три цари,
Идем издалёка, с севера и с востока. Нас, царей, сюда привела звезда.
Идем к Рождённому,
Спешим поклониться,
Перед новым Царём явиться!

Ирод. Идите, поклонитесь, Но после передо мной явитесь И мне доложитесь. Я пойду к нему поклонюся, Перед новым Царём смирюся.
Волхвы кланяются Ироду, уходят в правую арку. Закрывается нижний ярус вертепа.

Открывается верхний ярус вертепа. В центральной арке — пещера, где располагается Святое семейство, елевой арке — Ангел.
Волхвы (выходят из правой арки). Мы три цари — три волхвы, Пришли из дальней стороны, Нас, царей, сюда привела звезда. Спросите: куда идём?
Идем к Рожденному,
Спешим поклониться, Перед новым Царем явиться.
Поклониться Спасителю мира
Поднести ему ладан и мирру,
А потом мы поспешим
В город Иерусалим
К царю Ироду. Ему радость возвестим,
Чтоб он шел поскорей
На поклон к Царю царей.

Ангел (делает шаг в сторону Волхвов).
Идите иным путём.
Не ходите к Ироду-царю,
Не ступайте мимо города Иерусалима.
Я вас сам провожу,
Путь окольный укажу —
Трону горную, не торную.
На младенца Ирод-царь затаил злобу черную.
Волхвы. Мы, три цари, три волхвы,
Вслед за Ангелом пойдем
По тропе не торной, горной.
Не узнает про Христа Ирод-царь злотворный,
Не насытит Ирод-царь своей злобы черной.
Волхвы уходят вслед за Ангелом в левую арку. Закрывается верхний ярус вертепа.

Открывается нижний ярус вертепа.
В центральной арке на троне сидит грозный царь Ирод.
Ирод. Я, царь Ирод, Грозный и превеликий, У меня норов дикий. Ничего я не боюсь Никому не подчинюсь. Пред Рожденным царём Никогда не преклонюсь. Я пошлю своих воинов В страны Вифлеемские Поубивать всех детей малых Годовалых и двухгодовалых. Воины, мои воины,
Воины вооруженные! Встаньте передо мной.
Воины (выходят из правой арки, в руках у них пики). Зачем грозный царь призываешь, Что творить повелеваешь?
Ирод. Подите в страны Вифлеемские, Поубивайте всех детей малых Годовалых и двухгодовалых.

Воины уходят в правую арку. Ирод остается один.
Я, царь Ирод,
Грозный и превеликий,
У меня норов дикий.
Ничего я не боюсь
Никому не подчинюсь.
(Над вертепом появляются Ангелы-младенцы.)
Я, царь Ирод,
Грозный и превеликий,
У меня норов дикий.
Ничего я не боюсь
Никому не подчинюсь.
(Над вертепом появляются Ангелы-младенцы.)

Воины (выходят в правую арку, в руках у них пики).
Царь Ирод,
Грозный и превеликий.
Мы ходили в страны Вифлеемские,
Поубивали всех детей малых
Годовалых и двухгодовалых.
Только старая Рахиль
Не дает последнего младенца бить, Она хочет с тобой говорить.
Ирод. Что? Кто она такова? Привести её сейчас же сюда.
Рахиль (входит в левую арку, в руках у неё свёрток-младенец). О, царь Ирод, Грозный и превеликий. Помилуй это дитя малое Отроду годовалое. Удиини жизнь ему Что бы после не каяться самому. Не тронь дитя, убей меня.
Ирод. Так ты смеешь мне перечить! Не ты мне нужна, надобно это дитя!
Рахиль. Продли же ты этому дитю Жизнь, хоть на один год.
Ирод. Не продлю даже на один месяц!
Рахиль. Продли же ты этому дитю Жизнь, хоть на один день.
Ирод. Не продлю, даже на один час!
Рахиль. Продли же ты этому дитю Жизнь, хоть на одну минуту.
Ирод. Не продлю даже на одну секунду!
Хватит мне перечить!
Воины, убейте последнего младенца!
Воины убивают младенца. Над вертепом появляется Ангел-младенец.
Рахиль (отворачивается от воинов).
Ах, ты горе — горькое,
Скорбь неутешимая.
Ох, ты дитя малое, дитя неповинное.
Уродилось ты на свою беду
Видно пала тебе злая доля — судьба.
Ангел (выходит из левой арки).
Не плачь, Рахиль,
Вытри слёзы, Рахиль,
Твой младенец
В небесном дворце,
Среди Ангелов.
Ангел и Рахиль уходят в левую арку. Воины уходят в правую арку.

Ирод (один). Я, царь Ирод, Грозный и превеликий, У меня норов дикий. Ничего я не боюсь Никому не подчинюсь.
Смерть (выходит из правой арки, в руках у неё коса). А вот и я пришла, смерть твоя. Я тебя Ирода скошу, В сыру землю положу.
Воссияло солнышко во яслях.
Ирод. Ничего я не боюсь, Никому не подчинюсь.
Смерть. Настал твой смертный час. Склони голову под мою косу. Трепещи, Ирод-царь погибшая душа. Умереть тебе сию же минуту.
Ирод. Продли же ты мне жизнь, Хотя б на один год.
Смерть. Не продлю даже на один месяц!
Ирод. Продли же ты мне жизнь, Хотя б на один день.
Смерть. Не продлю даже на один час!
Ирод. Продли же ты мне жизнь, Хотя б на одну минуту.
Смерть. Не продлю даже на одну секунду!
Ирод. Я, царь Ирод,
Грозный и превеликий,
У меня норов дикий.
Ничего я не боюсь
Никому не подчинюсь.
Вот мой меч и я сам могу ссечь
Твою голову с плеч.
Коль у нас пойдет сила на силу,
Сама ляжешь в могилу.

Смерть. Не желаешь, ты царь Ирод раскаяться,
Со мной, со Смертью, препираешься.
Коль не хочешь добром помереть,
Будешь ты живьём гореть.
Эй, Черт-братушка,
Призывает тебя Смерть-матушка!

Черт (выходит из левой арки, в руках у него верёвка). Вот он я, из самого ада. Чего тебе надо?
Смерть. Ирод-царь не желает раскаяться, Со мною, со Смертью, препирается: Все ему нипочем, он фозит мне мечем. А с тобой вдвоём царя Ирода живьём Мы прямо в пекло сволочем!
Черт. Это мне по пути — отчего не сволокти! Идем, Ирод-царь, тебя ждут в аду.
Ирод. Не пойду!
Черт. А вот я верёвку выну и на тебя накину: Хошь не хошь, всё равно пойдёшь.
Трон разламывается, Ирод проваливается вниз. Закрывается нижний ярус вертепа.
Открывается верхний ярус вертепа. В центральной арке — Святое семейство. Из правой арки выходят Пастухи с овцами.
Пастухи (проходя мимо пещеры, они кланяются). Вот идем мы пастухи,
Прошены нам все грехи.
Господь народился не во богатом доме,
А в хлеву, на соломе.
Воссияло солнышко во яслях на сене
Народился Божий Сын миру во спасенье. (Уходят в левую арку.)

Паломники (проходя справа на лево, кланяются младенцу).
Господь народился не во богатом доме,
А в хлеву, на соломе.
Воссияло солнышко во яслях на сене
Народился Божий Сын миру во спасенье.

Закрывается верхний ярус вертепа.
Над вертепом загорается Вифлеемская звезда.
Ведущая. Ну вот, мы с вами посмотрели это удивительное действо. А знаете, почему Рождественскую ёлку принято украшать фигурками ангелов с трубами в руках? Правильно! Это делают в память о том Ангеле, который возвестил всему миру о рождение Младенца Христа и увёл Волхвов. Так же в память о тех событиях на макушку Рождественской ёлки надевают звезду. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают.)
Правильно, звезду на макушку ёлки надевают в память о Вифлеемской звезде, которая указала трём волхвам — трём царям, место, где родился Спаситель мира.

Автор – Е.Симонова
Источник – журнал «Сценарии и репертуар»

Вертепная композиция

Вогезский вертеп начала XIX века, содержащий лишь базовые фигуры

Неподвижные вертепы распространены повсеместно в католических странах, где они успели приобрести традиционные региональные особенности, и некоторых протестантских странах. В России популярность этого вида вертепов заметно возрастает в последние годы.

Персонажи и атрибуты

Неаполитанский вертеп со множеством персонажей

Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: Бегство в Египет, Избиение младенцев и др.

Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объёмными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки: И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. (Лук. 2:16). Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.

Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:

  • Вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим тёплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего (Ис. 1:3).
  • Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображён несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия.
  • Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
  • Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принёс архангел Гавриил.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые «сантоны» — изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса.

Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несёт на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Следует заметить, что в западноевропейских языках название вертепной композиции производится не от слова, обозначающего пещеру, а от слов «ясли» (лат. praesepe, итал. presepe, фр. créche) или «Вифлеем» (исп. belén).

Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.

Материалы и техника

Современный вертеп в технике оригами

Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.

Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза — из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.

Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.

В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.

Размещение и размеры

Вертеп с полноростовыми фигурами в Рюдесхайме-на-РейнеФрагмент «Крызовых ясличек»

Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.

Выбор масштаба вертепной композиции зависит от её предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.

К Рождеству 2011—2012 года в брюссельской базилике Сакре-Кёр был сооружён, по утверждениям создателей, самый большой Рождественский вертеп в мире: композиция из множества полноростовых фигур занимает весь первый этаж этого здания, входящего в десятку крупнейших христианских церквей мира, а иерусалимские стены поднимаются на высоту семи метров.

Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса, был Рождественский вертеп, сооружённый в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров.

Механические вертепы

Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора.

Крупнейший, по данным Книги рекордов Гиннесса за 1998 год, механический вертеп — так называемые «Крызовы яслички» (чеш. Krýzovy jesličky) находится в музее города Йиндржихув-Градец в Чехии. В музеях Чехии находятся и другие известные механические вертепы, в их числе Тршебеховицкий вертеп или «Вертеп Пробошта» (чеш. Třebechovický Proboštův betlém).

Традиция механических вертепов распространена также в Италии.

Вертепный театр

Основная статья: Вертеп (театр) Белорусская батлейка

Вертепное представление — народное рождественское представление, разыгрываемое при помощи кукол в специальном ящике. Этот ящик также называют вертепом.

Кукольные вертепы были распространены на территории Польши, Украины, Белоруссии, России. В России и на территории большинства областей Украины использовалось название «вертеп», в Белоруссии «батлейка» или «бетлейка» (от слова Bethleem — Вифлеем), в Польше и прилегающих к ней областях Белоруссии — «шопка», в Закарпатье — «бетлегем».

В широком смысле вертепным представлением может быть названо любое святочное действие об избиении младенцев или Рождестве, исполняемое как куклами, так и людьми.

Вертепный ящик

Ящик для вертепных представлений (вертеп) представляет собой переносную конструкцию с несколькими ярусами для демонстрации кукольного представления. Число ярусов могло составлять от одного до четырёх. На территории Российской империи наиболее распространён был двухъярусный вертеп. Отмечено также существование стационарных вертепов.

Ярусы вертепа имели разное предназначение. Так, при двухъярусной организации верхний ярус представлял собой Пещеру Рождества, а на нижнем разыгрывались сцены, связанные с историей царя Ирода, а также комедийные сцены.

Оформление ящика могло быть различным. Некоторые вертепы имели форму архитектурных сооружений — церкви, усадебного дома.

Сюжет и персонажи

Представление обычно состояло из двух частей. Первая была посвящена собственно библейским событиям: Ангелы славят Рождество Христово, Младенцу Иисусу поклоняются пастухи, волхвы. Затем на нижнем ярусе разыгрывается история Избиения младенцев, смерти или самоубийства царя Ирода. Иногда сюжет попеременно разыгрывался на разных ярусах: вначале волхвы приходят к Ироду (нижний ярус), затем поклоняются Младенцу (верхний ярус), после чего действие вновь продолжается в нижнем ярусе.

Вторая часть представления представляла собой народную интермедию, обычно мало связанную с библейской историей. В ней могли присутствовать такие персонажи, как Иродиада, но преобладали образы народного фольклора: Дед и Баба, Солдат, Запорожец, Дьячок, Пономарь или Ксендз, Цыган и Цыганка, Жид, Барин и Мужик и др. Со временем сюжеты все более приобретали черты сатирической комедии. В завершении действия один из персонажей (Нищий, Дед, Цыган и т. п.) собирал деньги со зрителей.

В отдельных случаях вторая часть представления показывалась не куклами, а живыми актёрами.

Традиция и современность

На территории Российской Империи вертепы были распространены преимущественно в XVIII—XIX веках. После 1917 года вертепные представления подвергались гонениям и запретам, будучи фактически приравнены к религиозной пропаганде. В связи с этим вертепная традиция на советской территории стала угасать. Последняя на территории СССР фиксация вертепных текстов от очевидцев была сделана в 1980-е годы.

Вертепы были запрещены во Франции — во времена Великой Французской Революции; В Германии — во время протестантской реформации; Существовал запрет рождественских вертепов в англосаксонских странах. Известно, что вертепы, как и само празднование Рождества, были запрещены в Великобритании во времена Оливера Кромвеля. Как не поощрялось пышное празднование Рождества и в новообразованных США. Таким образом протестанты боролись за очищение христианства.

В последние десятилетия интерес к вертепам в странах бывшего СССР вновь возродился. Начиная с середины 1990-х годов, проводятся фестивали вертепных театров.

Живой вертеп в Кастильон-Фьорентино

Рождественское представление в начальной школе. Сценарий

Тема: Теремок. (Рождественское представление) Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития детей.
Задачи:
расширять знания детей о традициях русского народа;
способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия;
способствовать развитию творческих способностей детей.
На сцене или в зале «Теремок», а в нем стоит Рождественская елочка.
Персонажи: Ведущий
Мышка,
Ежик,
Зайчик,
Лисичка,
Волк,
Медведь
(Звучит музыка)
Ведущий: Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Мир встречает новость –
Рождество Христово!
Этот праздник каждый ждет,
Ожиданием живет
Христова Рождения-
Нашего спасения.
Есть в лесочке теремок,
Он не низок, не высок,
Он не узок, не широк,
Этот терем-теремок.
Мышка в тереме живет,
Мышка пряники печет,
Много у нее хлопот,
Гости вот-вот – у ворот!
Елка в тереме стоит,
Звездочка вверху горит,
Шишки яркие висят,
Будет праздник у зверят!
Мышка: Славный терем-теремок!
Он не низок, не высок
А в моей большой печи-
Пряники и калачи.
Пригласила я гостей,
Ожидаю всех друзей,
Дам гостям желанным
Пряничек румяный.
Елка в праздник Рождества
В честь такого торжества
Светится огнями,
Ждет веселья с нами.
И подарки для зверят
Все на елочке висят:
(показывает)
Пряники, игрушки,
Звонкие хлопушки.
(Мышка задумалась, она волнуется)
Будут гости, не знаю,
Я поссорилась с друзьями,
Я поссорилась – и вот,
С кем я встану в хоровод?
(прибегает Ежик)
Ежик: Добрый день, норушка-Мышка!
Пробегал ли мимо Мишка?
Мышка: С Рождеством Христовым, Ежик!
Ежик: Поздравляю тебя тоже.
Мышка: Как же рада я тебе,
Извиниться нужно мне.
В теремке располагайся.
Пряниками угощайся.
(Приходит Мишка.)
Мишка: Тук-тук-тук! Встречайте Мишку,
Или мне не рада, Мышка?
Мышка: Очень, Миша, тебе рада,
Не сердись, родной, не надо.
В теремке располагайся,
Пряниками угощайся.
Поживает как Лисичка,
Наша Лисонька-сестричка?
Занимается чем Зайка
На своей большой лужайке?
(Прибегают Лисичка и Зайчик.)
Лисичка: Здравствуй, милая подружка,
Рада ли гостям норушка?
Мышка: Милая, я очень рада,
Не держи ты зла, не надо,
Угощеньем угощайся,
В теремке располагайся!
(Приходит серый Волк.)
Волк: Что бродить в лесу без толку?
Без друзей тоскливо Волку.
Мышка: Проходи же, Волк-дружище,
(Обнимает его)
С праздником тебя, Волчище!
Я не буду задаваться,
Я не буду больше драться.
Волк: Нас прости, тебя мы, Мышка,
Обижали тоже с Мишкой.
Мышка: Я была несправедлива,
Когда ночью той дождливой
Выдворила всех вас прочь…
Лиса: Как озябли мы в ту ночь!
Ежик: Хватит вспоминать былое,
Нынче Рождество святое!
Елочка давно нас ждет,
В хоровод зверят зовет!
Мышка: Пусть мой терем-теремок
И не низок, не высок,
Заживем мы тут привольно,
Места в тереме довольно!
Ежик: Мы помиримся, подружим!
Зайка: Больше ссориться не нужно!
Лиса: Правильно, пускай у елки
Праздник долго не умолкнет!
Песни, танцы по порядку.
Мишка: Зайка, начинай колядку!
(У елки персонажи начинают водить хоровод и петь колядки на мелодию песни «Маленькой елочке холодно зимой»)
Встали у елочки
Дети в хоровод,
Праздник Рождественский
С нами целый год.
С новостью по небу
Ангел пролетал:
«Радуйтесь, радуйтесь»,
Ангел призывал.
«Люди ликуйте все,
Родился Христос,
Миру спасение
Иисус принес!
Нужно быть добрыми,
Дружно в мире жить,
И о прощении
Господа просить».
Господу нашему
Песенку поем,
Славу Спасителю
Дружно воздаем!
Праздник у елочки
Праздник Рождества,
Пойте колядочки.
Светлые слова.
(Поют песню «Рождество» )

Рекомендуем посмотреть:

Фольклорный праздник в начальной школе. Крещение. СценарийСценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему: Святочные гаданияСценарий внеклассного мероприятия для школьников на тему: Рождество ХристовоВнеклассное мероприятие на тему: Рождество для 6-7 классов