Сеннахирим царь ассирийский

Библейский словарь Нюстрема

Сеннахирим Санхерив. Сеннахирим – ассирийский царь, который в 14 год царствования Иезекии вторгся в Иудейское царство, взял укрепленные города и наложил на Иезекию дань в 300 талантов серебра и 30 талантов золота (4Цар 18.13 и дал.); затем он послал своих военачальников с войском к Иерусалиму, будучи раздражен тем, что Иезекия вел переговоры с Египтом; эти военачальники требовали сдачи города и дерзко хулили Бога Израилева. Устрашенный Иезекия был утешен пророком Исайей, который обещал ему скорую помощь от Господа. Ночью в стане ассирийцев ангел Господень поразил 185 тысяч человек,

Так понимается, обыкновенно, евр. текст. Но евр. выражение «сто восемдесят и пять тысяч» может также обозначать 5180, также как в Иез 48.16 выражение «пятьсот и четыре тысячи» не обозначает 504.000, но 4500.

так что Сеннахирим вынужден был возвратиться в Ниневию и Иудея была спасена. Вскоре после этого сыновья Сеннахирима Адрамелех и Шарецер убили его мечем в храме Нисроха, его бога (4Цар 18.17, 4Цар 19.1, срав. 2Пар 32.1, Ис 36.1 – Ис 37.1).

В развалинах Ниневии в конце прошлого столетия обнаружили собственный рассказ ассирийского царя о его экспедиции в Палестину. На найденной там печати, названой по фамилии нашедшего «Призмой Тейлора», Сеннахирим сам подробнейшим образом излагает свою историю. Эта печать представляет собой глиняную шестигранную призму, приблизительно, 63 см в вышину сплошь исписанную клинописью. На второй и третьей гранях этой призмы дается описание похода на Палестину в следующих словах:

«Мое третье военное предприятие состояло в походе на страну Хатти (Сирия). Лули, царь Сидонский, был охвачен страхом при мысли о моем царском могуществе, и убежал далеко, до средины моря (по Куюнджикской надписи – см. «Ниневия» – на Кипр); страну его я покорил. Большой Сидон, малый Сидон, Бет-Цитти, Сарепта и т.д. подчинились мне… Менахим из Самарии, Эттабал из Сидона… все цари Запада принесли мне богатые дары и драгоценности и целовали мои ноги… Продолжая свой поход, я пошел на города Бет-Дагон, Иоппе, Бекебарак, Ацур, Цидкас, которые мне еще не подчинились, взял их и увел пленников.

Высшие сановники и жители Екрона, которые заковали в железные оковы своего царя Пади, моего союзника и вассала Ассирии, и во тьме ночной с враждебным намерением выдали его Езекии из Иудеи, исполнились страхом. Цари египетские собрали стрелков из лука, колесницы… и они вышли им на помощь. Уповая на Ассура, моего господина, я сразился с ними и нанес им поражение…

Но Езекия из Иудеи не подчинился мне. Сорок шесть из его укрепленных городов, бесчисленное множество укреплений, селений, находящихся в пределах его страны, я обстрелял… при помощи осадных машин я взял их приступом; 200.150 человек (мужчин и женщин), лошадей, мулов, ослов, верблюдов, быков и овец без числа я увел и объявил военной добычей. Его самого заключил я, как птицу в клетке, в Иерусалиме (Урсалиимму), его царском городе; я возвел против него укрепления, проход через большие ворота в его город повелел я проломать… Езекия был охвачен ужасом перед моим царским могуществом равно как и его войско и его народ и те, которых он взял, чтобы защищать Иерусалим, его царский город, и так он согласился заплатить дань 30 талантов золота, 800 талантов серебра… красно блестящих камней… дерева, обивки для роскошных стульев… богатые сокровища. Вместе с тем я велел привести за мной в Ниневию, мой царский город, его дочерей, женщин его дворца и служителей его гарема мужеского и женского пола. Для того чтобы заплатить дань и объявить о своем подчинении, он послал своего посла».

Об этом событии упоминается также на камне с изображением быков в Куюнджике (См. «Ниневия»). На одном из найденных там барельефов изображен царь Сеннахирим. Он сидит на роскошном престоле со скамейкой под ногами, и слуги держат над ним опахала; военачальники подводят к нему ряд пленников, которые выражают покорность. На верхней части рисунка помещена короткая, но выразительная надпись: «Сеннахирим, царь народов, царь земли Ассура, сидит на возвышенном престоле и принимает военную добычу города Лахиса». Это был именно тот город, где, согласно Библии, Сеннахирим расположился лагерем и где посланные от Иезекии предстали пред ассирийским царем (4Цар 18.14,17, 4Цар 19.8). См. «Лахис».

Подобное совпадение библейского повествования с рассказом ассирийского памятника, на котором мы находим имена действующих лиц и множество названий мест, упоминаемых в Библии, представляет огромный интерес, несмотря на то, что еще существуют разногласия по некоторым пунктам. Разница между 300 талантами серебра Библии и 800 тал. серебра клинописей, на самом деле, по Шредеру, представляет совпадение, так как еврейский талант серебра был равен 2 23 ассирийского таланта. Если же Сеннахирим и умалчивает о своем ночном поражении, то это не должно удивлять нас. Когда победители ставят памятники, то они не говорят ни о чем другом, кроме своих побед. О поражениях можно узнать из других источников. Нужно считать вероятным, что если бы Сеннахириму удалось взять Иерусалим, то запись не умолчала бы об этом. Косвенное подтверждение библейского рассказа о поражении Сеннахирима мы все-таки имеем из другого источника. Грек Геродот приводит рассказ, который он слышал в Египте, о походе Сеннахирима. Этот поход угрожал гибелью Египту, но бог Фтах чудесным образом спас страну. В течение одной ночи множество крыс сгрызли все военные доспехи врага: тетивы у луков, колчаны и т.д., вследствие чего ассирийцы должны были обратиться вспять.

Царь Сеннахирим, по-ассирийски – Синахи-ирба, т.е. «Сын подарил многих братьев», по памятникам, был сыном Саргона и его наследником и царствовал 705–682 гг. до Р.Хр. Его поход на Палестину, согласно Библии, совпал с 14 годом царствования Иезекии (726–697 гг.), следовательно, около 712 г. до Р.Хр., по ассирийским же памятникам – на 4 году его царствования, т.е., приблизительно, в 701 г. до Р.Хр.

Пленение Езекии ассирийцами и Призма Сеннахириба

Опубликовано 22.06.2017

  • Недавно у меня появилась новая учебная Библия, в которой описываются исторические события. В разделе «Древние тексты, относящиеся к Ветхому Завету», описывается «Призма Сеннахириба»*, в которой «Сеннахириб ярко описывает свою осаду Иерусалима в 701 г. до н.э., пленив Езекию в его собственном городе». Однако 4 книга Царств 19:33-35 ничего не говорит о том, что Езекия попал в плен. Это, кажется противоречием.

    Можете ли вы объяснить, действительно ли эти исторические источники противоречат друг другу? Если да, то как понять, кто из них прав?

    *Призма Синаххериба (анналы Сеннахириба, призма Тэйлора) — шестигранная глиняная призма с аккадской клинописной надписью о правлении ассирийского царя Синаххериба. Всего найдено три экземпляра с почти совпадающими размерами и текстами. Все созданы во время правления Синаххериба. Датируются 689—691 годами до н. э.

    Текст на шести сторонах призмы повествует о походах Синаххериба, в частности, о походе на Иудею и соседние царства. Анналы Синаххериба являются вне-библейским подтверждением рассказов Священного писания об осаде Иерусалима во времена царя Иудеи Езекии.

    В настоящее время призма Тэйлора находится в Британском Музее в Лондоне, два других экземпляра хранятся в музее Чикагского университета и в Музее Израиля.

    Ответ:

    Противоречием это может показаться лишь на первый взгляд, и проясняется все довольно легко. В своем рассказе Сеннахириб сообщает, что завоевал все города Иудеи, кроме Иерусалима. Это полностью согласуется с содержанием 18 и 19 глав 4 книги Царств. Именно тогда, как нам и сказано в 4 книге Царств 18, Сеннахириб взял Иерусалим в осаду. То, как он описывает это в Призме Сеннахириба, звучит как то, что он взял Езекию в плен в его собственной столице. Это, безусловно, правдиво описывает то, что на самом деле происходило. Езекия и жители Иерусалима были заключены в тюрьму в Иерусалиме. Этот факт верен. В город и из города нельзя было выйти. Но то, что Сеннахириб никогда не говорил, мы знаем из 4 книги Царств 19. Сеннахириб оставил работу по осаде своим подчиненным. После того, как Исаия и Езекия молились об избавлении, Бог уничтожил всю армию Сеннахириба за одну ночь. Естественно, Сеннахириб не написал об этом унизительном поражении. Древние цари никогда не упоминали о своих поражениях. Однако то, что он написал о заключении Езекии в тюрьму Иерусалима, является точным. И, конечно, он никогда не упоминал о том, что он одержал победу над Иерусалимом, как над всеми другими городами Иудеи, потому что он никогда не завоевывал этот город. Хронология в 4 книге Царств и Призме Сеннахириба полностью согласуются, за исключением того, что в 4 книге Царств записаны все события, без исключения частей, которые были смущением для ассирийцев. Стоит отметить, что это является косвенным доказательством чуда, записанного в 4 книге Царств, об уничтожении ассирийской армии. Как иначе была бы снята осада самой могущественной армии в мире?

    Кстати, 2-я Паралипоменон сообщает, что Езекия построил очень длинный туннель к водам Геона, чтобы подготовиться к осаде, и этот туннель найден! Посетители Иерусалима могут спуститься в него. Это существенно доказывает надежность Библии наряду с Призмой Сеннахириба.

    Джон Окс, доктор наук
    Перевод Сергей Дяченко

    Христианские тесты онлайн

    У вас возникли вопросы, связанные с христианской тематикой и практикой христианской жизни? Вы бы хотели больше узнать библейское учение на какую-то тему? Вы хотите познакомиться с христианами или найти церковь? Напишите нам через раздел контакты, мы постараемся Вам помочь в этом.

    Христианские видео и ролики

    » Назад 1 / 44 Таинство крещения. Немногие понимают его истинный смысл! Христианская конференция «Альфа и Омега». Измир, Турция Церковь в Мексике и Центральной Америке. Христианские новости » Назад 1 / 44