Щелкунчик и мышиный король

Сказка

Рассказывает историю о маленькой девочке произведение «Щелкунчик» (краткое содержание представлено в этой статье).

Итак, Мари приходит в сознание в своей постели. Рядом с ней находится доктор Вендельштерн. Появляется мама, которая ругает девочку за своеволие. Мари узнает, что ее нашли в крови посреди разбросанных игрушек, а в руке она сжимала Щелкунчика. Взрослые, услышав рассказ девочки о произошедшем ночью, подумали, что ей все привиделось.

Мари проводит несколько дней в постели. К девочке приходит крестный и приносит «вылеченного» Щелкунчика. Он просит Мари забыть про мышей и рассказать сказку.

«Щелкунчик и Мышиный король» имеет интересное строение. По сути, это сказка в сказке. Подобный прием свойственен только для литературного произведения и невозможен в народном творчестве.

Начинается история маленькой принцессы Пирлипат. В королевстве готовился праздник, но мыши залезли в кладовые и съели сало для колбас. Придворный часовщик Дроссельмейер поставил мышеловки, в которых погибло множество грызунов. Тогда Мышильда, мышиная королева, превратила принцессу в уродину. Тогда придворный звездочет высчитал, что вернуть красоту Пирлипат может только орех Кракатук, который сможет расколоть только один-единственный юноша.

«>

Дроссельмейер вместе со звездочетом вскоре нашли орех. Но разгрызть его так и не удалось ни одному принцу. Тогда за дело взялся племянник Дроссельмейера. Юноша помог принцессе вернуть красоту, но окончанию обряда помешала Мышильда. Старая мышь умерла, но превратила юношу в Щелкунчика. Звездочет предсказал, что проклятие юноши окончится в тот момент, когда его полюбит красивая девушка, и он победит Мышиного короля.

Дальнейшие постановки балета Щелкунчик

Щелкунчик признан шедевром мирового балета, балет неоднократно ставили на известных мировых сценах. Балет Щелкунчик слушать можно было в разных городах мира.
Вот некоторые из самых известных постановок:
1919 г. — Москва, Большой театр. (балет Щелкунчик Большого театра) Балетмейстер Александр Горский, художник К. Коровин, дирижёром приглашен Н.А. Федоров, Клару сыграла — В. Кудрявцева, Фрица — Шокоров 2-й, Щелкунчик — Е. Ефимов, Дроссельмейер — А. Булгаков. В постановке 1919 года сцену выполнили в виде сервированного стола. Танцоры выходили из огромного кофейного сервиза.

1923 г. — Ленинградский Кировский театр (балет Щелкунчик Мариинского театра). Были возобновлены постановки Л.И. Иванова с первоначальными декорациями. Балетмейстерами выступили А.В. Ширяев и Ф.В. Лопухов, дирижёром стал А.В. Гаук; фею Драже сыграла Е. Гердт, принца Коклюша — М. Дудко, Дроссельмейера — Н. Солянников.

1929 г. — Ленинградский Кировский театр (Мариинский театр при СССР). Новая редакция. Балетмейстером выступает Ф.В. Лопухов, дирижёр — А.В. Гаук, художник В. Дмитриев; Машу играет О. Мунгалова, Щелкунчика — П. Гусев, Дроссельмейера — Л. Леонтьев.

1932 г. — Москва, постановка балетного техникума ГАБТе. Балетмейстером становится Л.И. Иванов, дирижёром выступил Ю.Ф. Файер, художник спектакля — Панфилов; Клару играет Е. Фарманянц, Щелкунчика — Ю. Папко, Фрица — Ю. Гербер, Дроссельмейера — А. Чекрыгин, фею Драже — О. Лепешинская.

1934 г. — Ленинградский Кировский театр (Мариинский театр при СССР), Балетмейстер спектакля В.И. Вайнонен, становится дирижёром Е.А. Мравинский, художником приглашен И. Ф. Селезнев; Машу играет Г.С. Уланова, Щелкунчика — К.М. Сергеев.

1939 г. — Москва, Большой театр. Балетмейстером становится В.И. Вайнонен, дирижёром прилашен Ю.Ф. Файер, новым художником — В.В. Дмитриев; Машу играла М. Семенова, Щелкунчика — А. Ермолаев, Дроссельмейера — В. Рябцев.

1954 г. — Нью-Йорк, New York City Ballet. Балетмейстер спектакля Джордж Баланчин. Нью-Йоркский спектакль стал настоящим спектаклем-долгожителем; его показывают на Рождество уже более пятидесяти лет подряд. Этот «Щелкунчик» сменил не одно поколение как исполнителей, так и зрителей. Изначально Баланчин ставил балет как детский, потому основные танцевальные партии в нем отданы взрослым артистам: Принцу Коклюшу (Оршад) и Фее Драже (Сладостей).

1967 г. — Париж, Ballet Royal de Suède. Балетмейстер — Рудольф Нуреев.
Балетные постановки Щелкунчика в дальнейшем неоднократно экранизировались. Были сняты мультфильмы по музыке Чайковского. В 1940 году Уолт Дисней, создавая мультфильм «Фантазия», использовал фрагменты музыки из балета. Сейчас зачастую музыку из Щелкунчика можно услышать с телеэкранов.

Сегодня популярны такие поисковые запросы, как балет щелкунчик скачать, балет щелкунчик смотреть, балет щелкунчик видео, картинки балет щелкунчик или балет щелкунчик онлайн. Почему? Потому что этот спектакль стал признанной классикой. Конечно, сегодня не трудно балет Щелкунчик скачать — музыку или видео из интернета. Но лучше посмотреть живьем балет Щелкунчик. Фото и видео не передадут впечатления от живого выступления труппы. Так что, хоть скачать вальс из балета Щелкунчик не трудно, сходите лучше в театр. Если бы композитор знал, что можно будет скачать видео балет Щелкунчик, Чайковский сильно бы удивился.
На музыку Щелкунчика, ставшую уже классической, сегодня создаются вариации с совершенно иными сюжетами (например, постановки 1999 года Мориса Бежара во Франции и Мэтью Борна в Англии в 2003).
Представление Бежара далеко отходит от оригинального сюжета, но все же считается импровизацией классического танца. Хореография Борна и вовсе не претендует на него. Тем не менее, оба балета получили признание, они довольно интересны и заслужили любовь зрителя, потому требуют некоторого внимания.
Щелкунчик Бежара явился свету в 1999 году. На фоне современных танцев под классическую музыку балета Морис Бежар рассказывает свою биографию на французском. Однако язык танца и пластики делает спектакль понятным для всех.
Щелкунчик, поставленный английским хореографом М.Борном (Matthew Bourne), по жанру совсем иной. Его поставили в Сэдлерс-Уэллс. В Щелкунчике Борна действие перенесено в детский приют для беспризорников доктора Дросса. Эта постановка Борна вызвала множетсво споров. Его называли и «странным», и «неожиданным», а то и просто «невесть чем» и, кстати, на всех языках. Однако, один из критиков определил творчество Борна (конкретно в этой постановке) как достойное современного зрителя. Вносить значительные изменения в классический балет не принято, жанр этот крайне консервативный. Потому помимо классических постановок Щелкунчика сегодня появляются неклассические. Мэтью Борн поставил свой балет, используя современные техники танца: контемпорари и джаз. Прибегая к классической музыке, которую слышали в театрах миллионы раз, Борн показывает под нее нечто непривычное. Он по-своему интерпретирует ее, сочиняя новую сказку, новый балет Щелкунчик 2014 года.

Балет Щелкунчик обогатил мировую музыкальную и театральную культуру, стал ярчайшей страницей наследия Чайковского. Он стал воплощением лучших моментов музыкальной драматургии конца девятнадцатого столетия. До сегодняшних дней балет ставят на театральных подмостках всего мира. И, если Вы еще не видели балет Щелкунчик, то срочно посетите театр, чтобы лично насладиться этой великой балетной постановкой.