Схиархимандрит Виталий сидоренко

«Вселенский старец». Схиархимандрит Виталий (Сидоренко)

Подлинное христианство парадоксально, и жизнь схиархимандрита Виталия (Сидоренко) – убедительное свидетельство этой благодатной парадоксальности. Старец хранил верность Глинской традиции и при этом не вмещался в ее спасительные рамки. Его отличала неизбирательная, материнская любовь ко всему существующему, но любовь эта органично сочеталась со строгостью и взыскательностью. Человек ангелоподобной жизни искренне считал себя ниже всех. Необычное послушание отца Виталия не противоречило его духовному дерзновению.

Согласно авве Евагрию, «блажен монах, который всякого человека считает за бога после Бога». Эти слова перекликаются с любимой, постоянно повторяемой в поучениях и письмах отца Виталия мыслью: «Себя считать сволочью, а всех вокруг – ангелами».

Человек в понимании схиархимандрита Виталия – ангел. Отец Гавриил (Стародуб) вспоминал, как кто-то сказал: «От меня так потом воняет…», а отец Виталий поправил: «Не воняет – пахнет».

Любовь старца, как и любовь Божия, была неизбирательной. Каждого старец принимал как самого близкого, встречал земным поклоном. Даже незнакомую лаборантку, которая пришла, чтобы взять кровь старца на анализы, отец Виталий назвал матушкой, встал перед ней на колени и поцеловал ноги.

Иеромонах А. посетил Тбилиси еще в дошкольном возрасте. Но даже его, ребенка, отец Виталий называл «отцом». Старец повторял: «Вы все для меня папы и мамы».

Что касается отношения к окружающему миру, то и здесь мы не можем не удивляться той любви ко всякой твари, которой отличался райский человек – схиархимандрит Виталий. Кошек, например, называл «отец», «брат», «мать», «сестра». Однажды уговаривал кошку отпустить пойманную мышь. Говорил мухам: «Не залетай: убьют».

Старец ел очень аккуратно. Но однажды келейница заметила, что он роняет куски рыбы на пол. Оказалось, под столом сидит кошка. Когда матушка возмутилась, отец Виталий сказал: «Ну, мать, у них же денег нет. Они зарплату не получают».

После операции в Москве схиархимандрит Виталий некоторое время жил недалеко от г. Снежное Донецкой области. Однажды он попросил нарезать арбуз кругами и сверху помазать медом. Матушки, ухаживающие за ослабевшим старцем, обрадовались. Они думали, что все это отец Виталий просит для себя. Но как они были удивлены, когда увидели следующую картину: арбуз лежит на столике в беседке, а вокруг собралось огромное количество ос, для которых старец и просил угощение.

«Надо раздавать!»

Отец Виталий (Сидоренко)

Отцу Виталию был свойственен суровый, непривычный для ХХ века аскетизм патериков, порой воспринимающийся как юродство. Вспоминает архимандрит Т.: «За грехи свои (какие у него грехи?!) сильно бил себя по гнойной ране в области бедра». На молитве мог колоть себя булавкой, чтобы не хотелось спать.

Однажды Георгий Стародуб в присутствии отца Виталия посолил пищу. Старец удивился: «Ангелы Божии готовили, а ему пища не такая!»

Старец отличался царственной свободой по отношению к миру вещей. Дерзновенное и в то же время смиренное желание во всем исполнить заветы Евангелия и святых отцов вело его путем абсолютной нестяжательности и шокирующей безбытности.

Схиархимандрит Виталий постоянно повторял, что все лишнее надо раздавать. Однажды его келейница, сестра Мария, сказала отцу Виталию, что он может дарить только то, что найдет на своей кровати. Вскоре после этого она гладила и по привычке положила часть одежды на кровать старца. Не прошло и получаса, как келейница вспомнила о договоре и поспешила в комнату, чтобы забрать вещи. Но их уже не было. За это время отец Виталий успел найти нуждающихся.

Заметили, что старец старательно прикрывает ноги подрясником. Оказалось – он отдал кому-то свою обувь

В другой раз старец сел в автомобиль, старательно прикрывая ноги подрясником. Оказалось – он отдал кому-то свою обувь.

– Где же ваши новые туфли, отец Виталий? – спросили старца.

– В Москву уехали.

Отец Гавриил (Стародуб) видел, как отец Виталий, выходя из храма, отдал незнакомому человеку только что пожертвованную дорогую дубленку. А одной женщине старец сбросил новый костюм прямо с балкона.

Для того чтобы хоть что-то из многочисленных подарков оставалось у отца Виталия, ученики шли на хитрость. Яблоки, например, резали на небольшие кусочки.

У старца ничего не пропадало, подобного отношения к вещам он требовал и от других. Страсть к стяжанию, неэкономное отношение ко всему, что дано нам Господом, он называл грехом совести, грехом перед предметами. Отец Виталий учил так: если у вас даже лоскутки остались, не выбрасывайте их, отдайте водителю, а уж он найдет им применение.

«Так это со мной было!»

Одна из первых характеристик старчества схиархимандрита Виталия, которую нам довелось услышать, звучала приблизительно так: «Даже в своей старческой практике отец Виталий был особенным. Обычно ученик находится в послушании у старца, а отец Виталий, как старец, сам был послушником духовных чад».

При этом подвижник вел своих чад тесным путем неразвлекательной христианской жизни. Любовь органично сочеталась в нем со строгостью.

Отец Виталий был встревожен: «Да как же вы ушли без благословения?!»

Сам опытно прошедший школу врачевания воли у духоносных Глинских старцев, отец Виталий прежде всего учил послушанию и великой силе благословения. Архимандрит Т. рассказывал нам о том, как однажды в Тбилиси он пошел в храм. С полдороги его неожиданно зовут обратно. Отец Виталий встревожен: «Как же вы ушли без благословения? Что же с вами могло случиться по дороге!»

Как духовник схиархимандрит Виталий отличался особенной деликатностью. Вспоминает схиархимандрит Гавриил (Стародуб): «Он духовно исцелял: не кричал, не обличал прямо, но обличал в притчах или обо всех грехах человека пришедшего говорил как о своих. К кому обращалось обличение, тот знал. Приедешь. Идет беседа, а так спать хочется. И вдруг отец Виталий останавливается: “Брат Георгий, вы представляете, так у меня глаза слипаются – хоть спички подставляй, а слушать надо”. – “Так это у меня, Батюшка!”».

Духовный сын отца Виталия боролся со страстью к курению. Однажды, чтобы скрыть запах табака, прежде чем идти к старцу, побрызгал себя одеколоном. Встречает его отец Виталий: «Вот, отец, искушение со мной было. Так накурился, так накурился, а чтобы не услышали, одеколоном побрызгался».

Один духовный сын спорил со старцем, «учил» его. На что отец Виталий только смиренно отвечал: «Брат N., я мало каши поел».

Старец страдал за людей буквально физически. Как-то неожиданно стал бить себя палкой: «Вы не знаете, что сейчас семья режется в Таганроге». Как позже выяснилось, так оно и было, но по молитве старца мир в семье был восстановлен.

Не любил старец празднословия и пустословия. Учил своих чад не только правильно молиться и мыслить, но и говорить. Матушка N. два раза в неделю убирала у высокопоставленной особы. Однажды пришла к отцу Виталию: «Устала. Сегодня вагон грязи вывезла». Отец Виталий искренне удивился: «А где же вы брали машины?» – «Какие машины?» – теперь удивилась матушка. «Вы же вагон грязи вывезли». – «Батюшка, так это я просто так сказала». – «Как это просто так?!»

Даже то, что кажется нам мимолетной встречей, для него имело духовное значение. Иногда старец отправлял сестер в небольшие паломничества и по возвращении всегда расспрашивал о каждой, даже самой незначительной, детали духовного путешествия. Где купили билет? Кто покупал? И т.п. Так он учил каждую секунду следить за словом, за внутренним движением сердца и внешним миром.

«А він щось та знає»

Митрополит Зиновий (Мажуга) и иеромонах Виталий (Сидоренко)

В другой раз сестра N. была свидетельницей интересного случая: старец описывал обстановку в квартире людей, в которой никогда не был. Поражало то, что ему были открыты самые незначительные детали в расположении мебели.

Сестра А. приехала с поручением к митрополиту Зиновию. Поскольку владыка был занят и сразу принять ее не мог, чада митрополита предложили ей обратиться к другому старцу – отцу Виталию. «Где я могу его найти?» – спросила матушка. «Он в храме, служит Литургию». Схиархимандрит Виталий никакого особого впечатления на нее не произвел. «Что за старец! Даже проповедь не произнес», – про себя подумала сестра. После богослужения ее представили отцу Виталию. «Наша будешь», – сказал он, и действительно, сестра А. впоследствии стала его духовным чадом. Уходя, отец Виталий неожиданно обернулся и сказал: «Что за старец! Даже проповедь не произнес!» Матушка вспоминала, что у нее в тот момент не только уши, даже нос покраснел.

Однажды духовные чада старца по дороге в Тбилиси пили в поезде коньяк. Надо сказать, что всё было в меру и вели они себя прилично. Но старец встретил их сурово, в первый день по приезде не принял. И только когда они осознали причину такого отношения и принесли искреннее покаяние, мир был восстановлен. Позже матушка Мария рассказала им, что в тот самый момент, когда они ехали в Тбилиси, взволнованный отец Виталий ходил по двору, повторяя: «Вот рабы Божии дают! Едут к старцу и коньяк пьют».

Мать сестры N. болела, но советов отца Виталия по поводу лечения не принимала. «Та що там батюшка Віталій знає», – повторяла она дочери. Сама дочь об этом выражении старцу не говорила. Можно представить ее удивление, когда во время одной из бесед отец Виталий внимательно посмотрел ей в глаза и произнес: «Та що там батюшка Віталій знає? А він щось та знає».

Однажды отец Виталий предупредил: «Сегодня встречаем будущего одесского водителя». Через три года гость действительно был назначен на послушание водителя.

Еще один интересный случай, свидетельствующий о благодатных дарованиях отца Виталия, произошел в г. Снежное. Как-то отец Виталий отстал от сестер, вместе с которыми совершал паломничество. Возвратившись, сестры увидели, что старец кладет земные поклоны на безлюдном пустыре. Сестры удивились. Казалось, что он кланяется кому-то или чему-то. А сегодня на этом месте стоит храм, посвященный святителю Николаю Чудотворцу.

Вспоминает схимонахиня И.: «Все о человеке знал, видел насквозь. Одна раба Божия пришла к отцу Виталию, собралась умирать, а ему ничего не сказала. Он ее увидел: “Мать, еще чего не хватало! Молись”. Утром сестра встала и пошла на работу».

Однажды чада старца получили телеграмму: «Мы за младенца служили Литургию, ставили свечи». Мальчику было два года. Чуть позже мальчик сильно заболел, и врачи его еле спасли. Таким образом, отец Виталий молился о выздоровлении младенца заранее.

Старцу были открыты и мысли, и самые мимолетные помыслы чад. Сестра N. вспоминала: «Когда кто-то рассеянно молился или слушал беседы отца Виталия, старец мог сказать: “Уже спускайся, далеко пошел”».

Смысл некоторых поступков старца открывался со временем. Сестра В. хотела в монастырь, но необходимо было ухаживать за мамой. Отец Виталий не благословил. Прошло время – мама умерла, однако отец Виталий снова не дал благословения. В. – в слезы. Сестры ждут приема, а все внимание ей. Батюшка ходит вокруг нее: «Наша В. маленькая, мы ее покачаем, мы ее успокоим», но своего благословения не отменяет. Уже после, когда В. и думать перестала о монашестве, хорошо устроилась в мирской жизни, отец Виталий спустил ее с высоты и благословил на иноческий путь. Сегодня В. – игумения старинной обители.

По молитве старца совершались исцеления. Известен случай, когда беременная женщина, желая избавиться от плода, наглоталась каких-то таблеток. Врачи считали, что бороться за ребенка бесполезно: «Кого спасать? Калеку?» В это время кто-то ехал к отцу Виталию, его попросили помолиться. Отец Виталий не благословил аборт: «Ничего не делать! Господь все управит». И случилось чудо. Высокая температура исчезла. Перед родами женщину причастили. Врачи удивлялись: «Сейчас, когда женщина рожает, не знаешь, кого спасать – мать или ребенка. А здесь роды прошли легко». Родился мальчик. Сейчас никаких особых проблем со здоровьем у него нет. Когда отец Виталий узнал об удивительном рождении младенца, сказал, улыбнувшись: «А это мать Мария помолилась».

У отца Гавриила неожиданно образовалась на руке ранка. Он подошел к старцу Виталию: «Батюшка, смотри, чернобыльская язва!» Старец перекрестил, поцеловал это место, и на следующий день от язвы осталось только красное пятнышко.

«Месяц не буду есть и пить!»

Следующие фрагменты воспоминаний посвящены не только аскетическому учению схиархимандрита Виталия, но и его облику-лику в быту.

Он всегда находился в состоянии духовного восторга. Удивлялся: «Как можно гневаться? Как можно осуждать?»

Архимандрит Т.: «Отец Виталий, несомненно, избранник Божий. Одни старцы следуют примеру своих старцев, а отца Виталия даже сами Глинские старцы считали юродивым. В нем не было человекоугодия. Не видел старца улыбающимся, но отец Виталий всегда находился в состоянии духовного восторга. Не экзальтации, а духовного восторга. Удивлялся, когда человек грешил: “Как можно гневаться? Как можно осуждать?”

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Фото из архива схиигумении Елисаветы (Орловой)

Можно от строгости к себе быть резким по отношению к другим, чего вовсе не было в отце Виталии. Приходил в храм еще ночью, задолго до Литургии, чтобы успеть на проскомидии помянуть всех нуждающихся. Уставал так, что после службы его иногда выносили из храма. Если сам не служил, то, находясь в алтаре, все равно старался всем послужить: кому-то фелонь подаст, кому-то поможет читать поминания».

Голос старца был слабый, тихий. Когда совершал Литургию, в храме было очень тихо.

Как-то его в очередной раз забрала милиция. Позже старец сокрушался: «Было в кармане три рубля, подвезли, а я им не заплатил».

Ему всегда и везде было хорошо. Учил своих духовных чад так: сколько можешь, делай сам, чтобы никого не тяготить.

Выбрасывал за забор мелочь для местных ребятишек. Дети об этом знали и каждый день приходили собирать.

Всегда говорил правду. Когда, по благословению владыки Зиновия, восстанавливали паспорт отца Виталия, в милиции спросили, что случилось с предыдущим. Отец Виталий честно ответил: «Сжег». Тогда милиционер отвел матушку Марию в сторону и попросил: «Приходите, пожалуйста, завтра, но только без него».

Сцена из жизни отца Виталия и матушки Марии. Дул такой сильный ветер, что на землю падали плоды. Отец Виталий молчал. И вдруг ветер резко прекратился. Матушка Мария говорит: «Матерь Божия, не слушай его, я задыхаюсь». Опять подул ветер.

Сестра Д. нарушила обет и попробовала мясо. Тогда отец Виталий вместо нее наказал себя: «Месяц не буду есть и пить».

У могилы старца в Тбилиси

Интересно, что при воспоминании об отце Виталии просветлялись лица его чад, а один суровый инок (за четыре года я ни разу не видел его улыбающимся), узнав, что я собираю материалы о его наставнике, мгновенно превратился в ребенка: засмеялся, ухватил меня за рукав… Таким непосредственным я и представить его не мог.

Отец Гавриил (Стародуб) называл своего духовного наставника «вселенским старцем», и в этом нет преувеличения. Всемирная отзывчивость, неизбирательная любовь ко всей твари позволяют говорить о схиархимандрите Виталии (Сидоренко) как о старце космического масштаба.

Старцы и подвижники XX-XXI столетий. Жизнеописания, воспоминания современников, поучения, подвиги и чудеса, молитвы

«Если ты хочешь одолеть врагов своих без брани,

победить без оружия, укротить без труда и покорить себе,

будь кроток, терпелив, тих, незлобив, как агнец, и ты одолеешь,

победишь, укротишь и покоришь».

Святитель Димитрий Ростовский

Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края. (По одним сведениям это произошло 5 мая, по другим 3 июня.)

Его отец был добрым, умным, трудолюбивым человеком, много помогал бедным и сиротам. Он погиб во время Великой Отечественной войны.

В пятилетнем возрасте Виталий начал поститься: мяса не вкушал совсем, а в среду и пятницу отказывался от молочной пищи. Когда ему исполнилось восемь лет, он пошел в школу. Как только он научился читать, Евангелие стало его настольной книгой.

Виталий часто убегал молиться в кукурузное поле или прятался в камышах у реки. Когда ему было лет восемь, он вырыл в огороде яму и подолгу молился там.

Впоследствии отец Виталий так вспоминал об этом времени в письме к духовной дочери: «В юности работал в колхозе, но не давали мне зарплаты… А не давали за то, что ежели среди седмицы праздник, то я бросал работу – и в Божий храм. Вот и не давали».

Однажды Виталия послали пасти колхозное стадо. Он выгнал коров на пастбище, а сам стал читать Евангелие и не заметил того, что коровы забрели в пшеницу, объелись жита и слегли. Юный подвижник не растерялся, стал с молитвой крестить со всех сторон каждую корову. С Божией помощью поднял все стадо и пригнал в село.

С 14 лет он взял на себя подвиг странничества. Часто ночевал в стогах сена в поле или заброшенном сарае. В 16 лет отправился в Таганрог, там получил благословение на монашеский подвиг от слепого прозорливого старца Алексия. В 1948 году Виталий поехал в Свято-Троице-Сергиеву Лавру, только что открывшуюся после войны, помогал некоторое время восстанавливать монастырь. Так как у юного подвижника не было документов, его не смогли принять в число насельников обители, а посоветовали поехать в Глинскую пустынь.

В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889–1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885–1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следущее: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом… Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению».

Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Единственный подвиг для юных – это послушание. Подвижничество без послушания – ходьба на ходулях».

«Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути».

Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице.

В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: «Весь секрет спасения – в смирении».

Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): «Глинскую пустынь в то время – это рассадник духовности был. Какие там старцы были… А Виталий – он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова), но принимал всех странников – как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь…

Отец Виталий – удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли – из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать – лежат и лежат. И вот вызовет Виталия:

– Виталий, видишь письма?

– Вижу, батюшка.

– Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: – ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. – Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать…

Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: «Схиигумен Серафим». И отправляет.

Они получают: «Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!» Пишут батюшке благодарность: «Ой, батюшка, благодарим Вас!» «Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были»… Батюшка Серафим – он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так».

Так как послушник Виталий, не имел документов, ему часто приходилось скрыться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792–1879). Он часто повторял слова старца Павла: «Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам». Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада.

«Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви…» (Лк.10,3–4)

Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко)): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли…»

Однажды мотоцикл с вооруженными милиционерами остановился прямо перед подвижником, когда он шел с людьми. «Кто такие? Откуда? Документы!» Но он так ласково к ним обратился, что они были крайне изумлены. Поклонился, поцеловал их в плечи со словами: «Вы наши ангелы-хранители, наши защитники». Он победил их своим смирением и любовью – они, попросив его помолиться, уехали. Только спустя некоторое время он сказал: «А ведь они специально за мной ехали».

Духовные чада рассказывали, что, странствуя по России, брат Виталий ходил всегда в подряснике и с дорожным посохом – его невозможно было не заметить. И почти в каждом селении его поджидала милиция. Он рассказывал своим чадам об этом времени: «Я иду – на пути речка, перешел через нее – стоит постовой. Я ему в ножки поклонился, он повернулся спиной, как будто не заметил – я и прошел. А в другом месте меня как барина встречали на машине. Возили меня в дом, очень красивый. Там меня гладили». (Избивали). Он говорил: «И в милиции есть добрые люди. Однажды, когда я странствовал, меня схватила милиция и била, а начальник заступился за меня и сказал: «Не бейте его сильно, а то он умрет, и тогда хлопот не оберешься». Тогда меня перестали бить ногами, а только таскали за волосы и бороду».

При этом к своим обидчикам он не испытывал никаких враждебных чувств, помня слова Господа «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк.6,28) – таким образом стяжал великое смирение.

Приведем рассказ одной духовной дочери отца Виталия: «Шли мы как-то раз с батюшкой… как овцы за пастырем. А на встречу идет пьяный мужчина и громко выкрикивает всякие ругательства. Когда он к нам приблизился, мы все с перепугу разбежались, а батюшка не уклонился и пошел прямо ему навстречу, подошел, обнял и стал целовать. Как этот человек сразу переменился! Куда делся его грозный вид? А когда батюшка его благословил, радости того человека не было предела. Он стал благодарить батюшку и сказал, что еще никто так с ним не обращался…»

Сам за свою жизнь никого не осудив, отец Виталий сразу пресекал недовольство другими, если оно у кого-то возникало. «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами», – писал старец Виталий в одном письме.

Многое пришлось пережить праведнику, скрываясь от преследователей, он ночевал, зарывшись в сугроб, чтобы не заметили черного подрясника. В 1954 году в Таганроге тяжелобольного подвижника положили в больницу. Врачи констатировали – туберкулез в последней стадии, остались считанные дни. Но подвижник выжил. Господь хранил своего избранника, ради страждущих, которым предстояло по его молитвам встать на Путь истинный.

Где бы ни странствовал брат Виталий, он всегда возвращался в Глинскую пустынь к духовному отцу старцу Серафиму. В 1958 году духовник решает направить его на Кавказ. Ночью старец Серафим и старец Андроник постригли его в рясофорного инока. Инок Виталий отправился в Сухуми, а оттуда в горную местность – Барганы.

В книге «Тайна спасения. Беседы о духовной жизни» архимандрит Рафаил (Карелин) пишет: «Монахи уходили в горы не только для того, чтобы скрыться в их дебрях от мира подобно тому, как во время бури спасаются у пустынных берегов корабли. Горы словно открывают перед человеком полог, простертый над вечностью, здесь он чувствует, как скоротечна и ничтожна вся муравьиная земная суета; камни, выжженные солнцем, напоминают ему о смерти, сама тишина гор кажется песней о вечности, которая без слов и без звуков отзывается в его сердце. Тишина гор кажется эхом вечности…

Спросили у схиархимандрита Виталия, что он нашел лучшего для спасения. Он ответил: «Молитву с покаянием»… Схиархимандрит Виталий рассказывал: «Бесы искушают людей, живущих в миру, через помыслы, а пустынникам они являются в чувственных образах. Мы слышали по ночам рев зверей, крики людей, которые хотят напасть на наши хижины, стук шагов на чердаке, как будто кто-то ходит там; иногда мы видели, что к нам пришли посетить нас знакомые люди, но это оказывалось призраком. Я испытал тяжелое искушение от бесов… Это продолжалось долго. Наконец, собравшись с силами, делаю мысленно крест, затем начинаю говорить: «Да воскреснет Бог» – и чувствую, что каменная плита сваливается с моей груди. Я написал своему духовному отцу об этом с просьбой, чтобы весь монастырь помолился обо мне…

Однажды зимой я вышел ночью из келии и увидел большую собаку. Я стал звать ее, но она в ответ завыла. Я понял, что это волк, который готовится броситься на меня, и закричал: «Господи, молитвами отца моего духовного, схиигумена Серафима, помилуй меня!» – и волк, как будто гонимый невидимой силой, убежал в лес. Это был уже не призрак: наутро мы увидели на снегу волчьи следы»».

Однажды инок Виталий, переправляясь через горную реку, упал в ледяную воду и простудился. Из-за обострения туберкулеза – кровь шла горлом. Инок Виталий, чувствуя всю серьезность своего положения, стал умолять пустынника иеромонаха Мардария (Данилова), чтобы он тайно постриг его в монахи, ссылаясь на то, что желает умереть монахом, а благословение старца Серафима испросить в то время было не возможно – реки в горах разлились, перекрыв дорогу в город. Иеромонах согласился. При постриге отцу Виталию дали имя Венедикт.

Когда его духовник узнал о тайном постриге, долго сердился, но потом простил. Из воспоминаний иеромонаха Мардария: «Ну, а отец Серафим смирял его довольно жестко, чтобы не дать повода к возношению и самомнению. Хотя уже сам постриг был отцу Виталию поводом к величайшему смирению – что он якобы принял его своевольно. Это было для него сильным смиряющим обстоятельством на многие годы, пока он не принял великую схиму – память того, что он все-таки «своевольник». Господь все устроил вот таким образом: с одной стороны устрашил его смертью, а с другой – старцем». (Глинская пустынь была закрыта в 1961 году.)

В середине шестидесятых годов монах Венедикт тайно принял схиму с именем Виталий.

В 1969 году по благословению старца Серафима отец Виталий отправился в Тбилисти к владыке Зиновию (Мажуга)**.

В Тбилиси в 1976 году владыка Зиновий рукоположил его в иеродиакона, а через несколько месяцев во иеромонаха. За день до этого знаменательного события 1 января 1976 отошёл ко Господу его духовный отец схиархимандрит Серафим (Романцов).

По свидетельству духовных чад отца Виталия, старец отличался крайней нестяжательностью: никогда не носил хорошей одежды, всегда ходил в стареньком подряснике. У него никогда не было денег – все что ему присылали, он в кратчайший срок раздавал нуждающимся, следуя слову одного пустынника: «Не дай полученным тобою деньгам переночевать в твоей келье». (Свидетельства духовных чад отца Виталия опубликованы в книге «О жизни схиархимандрита Виталия».)

Подвижник обладал особым свойством видеть души других людей, часто, чтобы не смутить человека, имеющего нераскаянный грех, старец Виталий поступал как блаженный старец Павел Таганрогский: обличал прикровенно, приписывая чужие грехи себе или же ругал за них находящуюся рядом келейницу.

Глинские старцы учили каяться сразу, как только согрешил. Если есть кому сказать – хорошо, а если нет – проси прощения у Бога: «Господи, помилуй мя, падшего». И отец Виталий советовал своим духовным чадам: «Если согрешила, подумала что-нибудь недоброе – сразу исповедуйся перед сестрами. Главное, чтобы восстановить мир». Еще отец Виталий отмечал: «Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение – раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала… Мы должны как можно больше слез проливать о своих грехах. Когда нас кто-нибудь сильно обидит – мы плачем. А надо повернуть эти слезы на свои грехи. И эти же слезы проливать, вспоминая свои грехи. Каждая такая наша слезинка очень дорого стоит».

Духовные чада старца верили, что молитва старца из ада вырвет, он умолял Всевышнего даровать прощение или облегчить участь несчастного.

Из рассказа игумена Н.: «»Меня хранила его молитва. Если бы не отец Виталий, – не знаю, что было бы со мной. Меня «полюбили» в КГБ с самых первых шагов – сначала в семинарии, потом на приходе. Мое-ли посадить в любое время, угрожали. Но приедешь к Батюшке, расскажешь только, и уезжаешь с надеждой, что не даст Бог в обиду по его святым молитвам. И действительно, смотришь – и отстали от меня на время. Другая скорбь придет -опять едешъ. Он меня спасал от всех бед. И только теперь я понял, кем он был для нас. Я готов целовать ту землю, где он ходил…»

Как ни пытался старец Виталий по своему смирению скрыть от людей дар прозорливости, утаить его было невозможно. Сам он не любил, когда говорили о его прозорливости, и если слышал, то отвечал так: «Вот раб Божий Виталий: разве ой прозорливый? Он – прожорливый». И тут же начинал себя и ругать и обличать. Однажды признался: «Думаете, легко быть прозорливым, когда видишь, что человек погибает? И знаешь, как ему помочь, и знаешь, что он эту помощь отвергнет… Тогда сердце такою скорбью исполняется».

Трагические события в Сухуми отец Виталий предсказал за 30 лет. Однажды, проходя по городу, он сказал: «Хочется, чтобы этот дом уцелел, и вот этот. Слышу, как на улицах стреляют, убивают, кровь течет ручьями».

И то, что было в его силах, отец Виталий делал, чтобы спасти людей от смерти духовной и физической. Старец обладал способностью исцелять телесные болезни, многим людям он продлил жизнь своими молитвами.

Из воспоминаний игумена Никиты (Третьякова): «»От отца Виталия все уезжали утешенными и исцеленными. Скажешь ему: Батюшка, вот здесь болит. Уезжаешь – не болит..».

Одна женщина побывав у старца со своей семьей сказала: «Выше той любви, какая есть у него, человек уже не может достигнуть. Если у человека такая любовь, а ведь ему дал ее Бог, то какой же тогда Сам Господь!» Сам схиархимандрит Виталий говорил о любви следующее: «Любовь будет – и стены разойдутся».

Из воспоминаний схиигумении Серафимы: «Зная час своего отшествия, отец Виталий… закончил свои дела, а затем сказал: «Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию» (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: «Я теперь буду всегда с отцами в храме». Никто не уразумел тогда этих слов…

Врачи старались помочь ему, чем могли, но воля Божия была иной. За день до смерти он вдруг рукой подал мне знак, чтобы я раскрыла штору на окне. Я спросила: «Кого видишь?» Он смотрел молча, потом поцеловал свою руку и показал на икону Божией Матери. Я подала образ и он всех им благословил.

Я спросила: «Приходила Матерь Божия?» Он кивнул головой и заплакал».

Вспоминает схимонахиня Елизавета: «Батюшка никого не отпускал от себя без своего благословения. К вечеру я почувствовала, что очень устала и попросила благословить пойти на кухню, поесть. Он благословил одними глазами. Я чувствовала, что оставались считанные часы его жизни, и поэтому попросила: «Отец Виталий, дождись меня». Наскоро перекусив, мы с матушкой Евгенией быстро вернулись. Я снова взяла у него благословение, как мы обычно делали после трапезы. Поцеловала его руку, затем протерла его святой водой. После этого он тихо вздохнул и скончался, исполнив свое последнее «послушание» – дождался меня». Это случилось 1 декабря 1992 года.

Вечером простится с подвижником приехал Святейший Патриарх Илия, он сказал: «Вы не знаете, кого мы потеряли». Поблагодарил всех, кто ухаживал за подвижником и, указав на комнату, где жил схиархимандрит Виталий, молился и умер этот великий старец, сказал: «Идите туда, поклонитесь месту».

Гроб с телом схиархимандрита Виталия поставили в храме Святого благоверного князя Александра Невского.

Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины…

Погребения схиархимандрита Виталия состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Патриарх всея Грузии, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины.

Вспоминает отец Павел Косач: «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: «Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего».

«Сам взял!» – подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко. Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу. Следует отметить, что за несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку».

По сей день подвижник помогает всем, кто верит в силу его молитвенного предстательства перед Богом.

Живя в Тбилиси, схиархимандрит Виталий я ежедневно отвечал на письма своих духовных чад. Приведем лишь несколько отрывков из писем старца:

«Что же делать? Как поступать? Всем одно прибежище и отрада: Господь и Матерь Божия… Молись, душа моя, особенно Иисусовою молитвою, которая все приведет в надлежащий порядок. Проси у Господа и Матери Божией умудрить во спасение и научить всему священному… Во грехах будем каяться, исповедываться, сокрушаться, в молитвах пребывать, и себя каждый должен во всем окаявать, что сами виновны, а не кто другой, тогда скоро услышит нас Господь. Авва Макарий говорил: если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди – в нас ослабеет памятование о Боге, если же будем помнить о зле, наносимом демонами – будем безопасны от стрел их. Авва Ор говорил: в каком бы искушении ты ни был, не жалуйся ни на кого, кроме себя, и говори: это случилось со мною по грехам моим. Авва Пимен говорил: если будешь молчалив, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил. Все свои просьбы возложим на волю Божию, и чего не исполнит Господь по нашему желанию и просьбе – будем довольны. Он лучше знает, что нам для спасения полезно…

Итак, возрадуемся и возвеселимся о делах Божиих, превосходяй всяк ум человеческий. Все у Бога и от Бога, Ему слава с Сыном и Святым Духом во веки, аминь.

Пишет старец ученику своему: «За обидчиков молись, они твои друзья, через них тебе Господь дает венцы, а если ропщешь, да еще и сам обижаешь, то лишаешься венцов». Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящагося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям, скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобному, знай, это к тебе милость Божия идет. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небеснаго.

Помни главное:

1. Считай каждый день последним твоей жизни и проводи его в страхе Божием и сокрушении сердечном. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к Нему с покаянием.

2. Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен, проходи мимо: это враг старается разсеять тебя и отвлечь от молитвы.

3. Знай Бога, храни Его Заповеди, слушай духовнаго отца; от ближних в свою душу принимай только доброе, что согласно с Заповедями Божиими. Старайся себе внимать и никого не осуждать, и не замечать чужих недостатков, – у нас своих много…»

«Если хочешь помолиться о многих предметах… Молись так: «Владыко Господи, Иисусе Христе, настави мя по воле Твоей!» Если же о страстях, то говори: «Исцели меня по воле Твоей». А когда об искушениях, говори: «Ты знаешь полезное мне, помоги моей немощи и даруй мне по воле Твоей избавление от искушений». Или: «Господи! Я в руках Твоих, Ты знаешь полезное мне, наставь меня по воле Твоей, не попусти мне впасть в заблуждение и злоупотребить даром Твоим. Устрой же, Владыко, чтобы сие совершилось в страхе Твоем, ибо Твоя есть слава во веки, аминь»…»

«Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори, Ему слава. Аминь. Надо себя считать неоплатным виновником, принося покаяние. Видишь, Святой Серафим Саровский, чудотворец, стоя на камне, 1000 дней и ночей молился молитвой: «Боже, милостив буди ми, грешному». Святой Ефрем Сирин называл себя мерзостью, а в молитве произносил: «даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святой Царь и Пророк говорил: «Я червь Израиля». Апостол Павел называл себя извергом. И каждый из святых себя хулил и плакал о гресех. Есть икона Святителя Николая, где изображены на лице полосы-рытвины, которые образовались, когда по щекам его струились слезы.

Святой Великий Антоний молил Бога указать, кому он подобен. И Господь сказал, что он не пришел еще в меру сапожника, живущего в городе. Святой пришел к сему человеку и узнал, что тот так мыслит: «Все люди спасутся, а я один погибну», – и всегда плакал. Старайся всегда читать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Всех считай святыми, никого не осуждай, терпи находящие испытания, за скорби и радости благодари Бога, понуждай себя на делание добра, не унывай, исповедуй грехи Богу, смиряйся, помни Страдания Христовы, имей память смертную, трудись, неся послушания, и тако с Господем будеши. Он да благословит тя, Ему слава. Аминь…»

«Писано есть: Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь (Пс. 33, 20). Господь рек: возьми крест и вслед Мене гряди, а без креста и не ходи, Ему слава. Аминь».

«Не смущайся бывающими испытаниями. Господь рек: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21, 19) и «Претерпевый же до конца, спасется» (Мф. 10, 22). Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Господи, защити мя. Господи, научи мя творити волю Твою». – Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай, они не Божий…»

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) 5 мая 1928 г. – 1 декабря 1992 г.
Сын бедных крестьян Александры и Николая, с раннего детства он возлюбил Евангелие и Бога. Уже в школьные годы его антисоветское поведение вызывало недовольствие в определенных кругах, он жил страннической жизнью человека не от мира сего. Духовное чадо схиархимандритов Серафима (Романцова), Андроника (Лукаша) и схимитрополита Серафима (Мажуги), отец Виталий проходит путь послушника Глинской пустыни, монаха и пустынножителя гор Абхазии, схимника и священнослужителя. Болезни, гонения делают необыкновенной силу молитвы старца. К его могиле в Тбилиси до сих пор, как и при жизни, приезжают люди со всего мира за духовной помощью и утешением.

Фильм Геннадия Никитина «АНГЕЛ ЗЕМНОЙ, ЧЕЛОВЕК НЕБЕСНЫЙ» создан по благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона в 2016 году.

Важные молитвы схиархимандрита Виталия (Сидоренко), которые он благословлял читать всем верующим:

МОЛИТВА ПЕРВАЯ ЗА ПОЧИВШИЙ СВОЙ РОД

Помяни, Господи, весь почивший род мой; всех иже от праотца нашего Адама, усопших родоначальников, прародителей, праотцев, праматерей, и всех от века и до днесь почивших сродников моих по плоти, их же имена Ты вся веси и ослаби, остави, помилуй и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь.

МОЛИТВА ВТОРАЯ О ПРОЩЕНИИ ГРЕХОВ СВОЕГО РОДА

Господи Милосердный и Судия Праведный, наказывающий детей за нераскаянные грехи родителей до третьего и четвёртого рода! Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший мой род за великие и тяжкие грехи богоотступничества, за преступление и попрание Соборной клятвы и крестоцелования народа Русскаго на верность Богоизбранному Царскому Роду, за измену и предательство на смерть Помазанника Божия — Святаго Царя Николая II Александровича и всей его Святой Семьи, за отречение от Бога и Православной Веры, за гонения на Святую Веру и Церковь, за разрушение и осквернение Храмов Божиих, святынь и своего Православного Отечества, за идолопоклонство и почитание богомерзких праздников, обрядов, идолов, символов и идеалов сатанинской религии богоборцев, за все самоубийства, убийства, колдовство, блуд, разврат, матершину, богохульство и все аборты совершенные в роде моем, и за все прочие тяжкие грехи, хуления, кощунства, скверны и беззакония рода моего от века соделанные, о них же Ты вся веси, Господи.

Не остави нас до конца во гресех наших погибнути, но ослаби, остави, помилуй и прости меня, мою семью, моих родителей, моих живых и усопших сродников, весь усопший мой род.
Разреши соузы греха и неправды, растерзай клятву, коей мы связаны за беззакония наша, сними проклятие за эти страшные грехи с меня и со всего моего рода. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДОМА

Да благословит нас и сохранит Всемогущий Милосердный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. О! сладчайший Иисусе Христе, Всемогущий Царю Неба и земли, Сыне Давидов, Иисусе Назорее, нас ради распятый на Кресте, смилуйся над этим домом, храни живущих в нем. Да будет Твое благословение Господне сопутствовать им везде; да освятит Дух Святый мысли и сердца их: Всемогущество Его везде, во всяком месте: все, что находится в этом доме, кто к ним входит и кто выходит от них, да благословит Пресвятая Троица и сохранит от всякого зла, чтобы ничто нечистое не приблизилось к ним. Имя Господа Иисуса Христа с девятью чинами Ангелов да будет в сем доме и даст ему свой покой. Да покроет своим материнским Покровом Пресвятая Дева Мария; да охраняют его Святые Апостолы благополучие его да утвердят и укрепят Святые Евангелисты. Крест Господа нашего Иисуса Христа да будет кровлей ему; гвозди Господа нашего Иисуса Христа да будут его защитой; венец Господа нашего Иисуса Христа да будет его покровом. Пресвятая Дева Мария, Святый праведный Иосиф и вси святые, Ангелы Хранители, умолите Господа Иисуса Христа, Единаго от Святыя Троицы, да сохранит сий дом от грома, молнии, огня, града, наводнения, от нападения злых людей, нужды, неверия, ереси (войны) и всякого несчастия, грозящего душе и телу: в чем да поможет нам Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. Аминь. Сподоби, Господи, в день сей (или нощь сию) без греха сохранитися нам. Господи помилуй (3 раза). Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя, Господи. На Тя уповаем, да не постыдимся во веки, Аминь.

МОЛИТВА АРХАНГЕЛУ ВАРАХИИЛУ

О, великий архистратиже Божий архангеле Варахииле! Предстоя Престолу Божью и оттоле принося благословение Божие в дома верных рабов Божиих, испроси у Господа Бога милосердия и благословения на дома наши, да благословит Господь Бог и нас от Сиона и от Горы Святыя Своея и умножит изобилие плодов земных и подаст нам здравие и спасение и во всем благое поспешение, на врагов победу и одоление и сохранит нас на многие лета, да единодушно славим Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ИЗ ПОУЧЕНИЙ О. ВИТАЛИЯ:

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих. Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня…

Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть. Молитву творите во всякое время… Творите молитву — она все восполнит. Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву… Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение. Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо молчать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство. Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости. Каждый поступок тянет за собой несколько грехов. Например, осуждение: тут и гордость, из-за которой осудила, и самовозвышение — раз ты осудила человека, ты возвысилась над ним, себя лучше посчитала…

Благодать — очень нежная: чтобы приобрести ее, надо много трудиться, а потерять очень легко. Она не выносит малейшей неправды, нечистоты или внутренней скрытой обиды. Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его. Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение. Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет — и стены разойдутся…

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», — и Матерь Божия поможет никого не осуждать. При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог—Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» — И сим помыслом выгонишь злопамятство.

Дом освятите непременно. Где человек живет — там и обитель святая. Ежедневно кропите квартиру святой водой… Берите икону Божией Матери утром и вечером, и все четыре стороны крестите, читая «Богородице Дево, радуйся». И придет помощь от Господа.

ПРАВИЛО, ЧИТАЕМОЕ В ОПАСНОСТИ

Схиархимандрит Виталий во время военных действий в Тбилиси, давал своим духовным детям особое правило для охранения от опасностей. Он советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной молитве «Богородице Дево, радуйся».

Он добавлял, как вспоминают его духовные чада:»После этого, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится пожар — никакая беда тебя не коснется».
«Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия подадут Свои милости».
Молившиеся так свидетельствуют: «Кто это исполнял, был сохранен сам со всем своим домом».

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Псалом 26

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Псалом 50

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

Схиархимандрит Виталий, батюшка Серафим и Боржоми

Отец Виталий в Сергиевом Посаде. 1979 г. 1 декабря – день кончины схиархимандрита Виталия (Сидоренко), удивительного подвижника, прозорливого старца, молитвенника и утешителя страждущих. Наследник духовной традиции Глинских старцев, батюшка Виталий учил духовных чад покаянию и любви: «Надо себя хулить, винить, пороть, наказывать, а всех любить, считать Ангелами». Сам отец Виталий был бездонным кладезем любви и сострадания. С 1960-х годов старец подвизался в Грузии, здесь и окончил свои земные дни в 1992 году. За советом, утешением, помощью к старцу приходят, приезжают, как и прежде, – у его могилы всегда люди: молятся, плачут, ведут безмолвную беседу с подвижником… А те, кто сподобился лично знать батюшку, хранят в сердце его наставления и уроки и делятся ими с другими.

***

Приехав первый раз в Тбилиси, я весь день бродила по улицам старого города, поклоняясь его святыням. Гора Мтацминда – храм и пещерка преподобного Давида Гареджийского, Сионский собор – крест святой равноапостольной Нины, храм Анчисхати VI века, храм Креста, храм Иоанна Богослова, Синий монастырь… Жарко. Но всё-таки надо дойти до русского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского и поклониться могилкам известных и любимых мною глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко) и митрополита Зиновия (Мажуги), недавно канонизированного Украинской Церковью. Последний совершал постриг в монашество нынешнего Грузинского Патриарха Илии II. С 1950 до 1982 года он был настоятелем этого храма, который называли «филиалом Глинской пустыни».

Храм св. Александра Невского, Тбилиси

Храм святого Александра Невского находится недалеко от станции метро «Марджанишвили». Русский храм стоит на углу деловой улочки, и уже издалека голубые луковки с крестами радуют глаз. В церкви хранятся частицы мощей Марии Магдалины, святой Нины, святителя Николая, преподобного Шио Мгвимского, одного из сирийских отцов, другие святыни.

Митрополит Зиновий (Мажуга) Честные останки митрополита Зиновия покоятся в левом, Никольском приделе. На высокой темно-серой гробнице сделаны две надписи:

«Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» и «Высокопреосвященнейший Зиновий, митрополит Тетрицкаройский, в схиме Серафим». Над надгробием в нише стены вставлена под стеклянную дверцу его келейная икона – копия Глинской чудотворной иконы Рождества Богородицы.

Задерживаюсь перед привлекшим внимание образом Александра Невского. Властный, мужественный, очень выразительный лик, чеканка. Не удержавшись, интересуюсь, кто написал икону. То, что слышу в ответ, потрясает: «Грузинский Патриарх».

Схиархимандрит Виталий

Святые, как солнце, светят на правых и неправых, а уж тем более – на несчастных.
Наталья Трауберг. Из интервью

Много лет работает здесь душевная доброжелательная женщина по имени Вера. Сухощавая и высокая, очень собранная, порой строгая, но вся горящая ревностной любовью к своему храму. Она поведала, что у них служат семь священников, здесь же живет схиигумения Елисавета, которая отдает храму много времени и сил. Она приехала из России в Грузию еще в 1975 году. В монашество постригал ее сам отец Виталий. На игуменство матушку благословил в свое время Святейший Патриарх. Она в постоянных хлопотах. Вера как-то особенно радостно сообщила, что два года назад в церкви провели отопление – нашелся благотворитель.

– А как же вы тут были зимой без отопления? Холодно ведь.

– Да, мерзли немножко. А что поделаешь? Но зато теперь – благодать.

Верно: всё познается в сравнении.

Подарив Вере иконки нашего храма, я пошла на могилку к отцу Виталию. Сидя на лавочке, наблюдала за непрерывным потоком подходящих людей. В основном это были женщины. Все сосредоточенно молились, ставили свечи. Подолгу стояли на коленях. Некоторые ставили пакеты с фруктами, конфетами, продуктами.

У могилы отца Виталия

Одну пожилую женщину, присевшую рядом со мной, я спросила:

– Вы знали батюшку при жизни?

– Нет, не знала. Но я часто прихожу к нему, он нам реально помогает, я уже много лет обращаюсь к нему. Вот и сейчас у нас есть сложности. Пришла и всё ему рассказала. Он – покровитель моей семьи.

Интересно. Я вспомнила, как, прочитав книгу «Житие схиархимандрита Виталия», выпущенную Новоспасским монастырем в 2004 году, сразу же стала молиться батюшке, записала его имя в помянник, и у меня было явственное ощущение, что он слышит и помогает. Читая книгу, непрестанно поражалась смирению, послушанию, самоотвержению, высокой духовности этого необыкновенного подвижника.

Воспитанник великих старцев Глинской пустыни, он прошел трудный путь. Он жил в тяжелое время – при гонении на христиан. Он был преследуем, неоднократно избиваем милицией из-за отсутствия паспорта, подвизался в одиночестве в горах Кавказа. С 1969 года он жил в маленьком домике на Дидубе. Его келейницей была монахиня Мария (Дьяченко, впоследствии схиигумения Серафима). Он молился за грузинских и русских царей, патриархов, святителей и за весь мир. Он полюбил Грузию всем сердцем. Зная, что эта страна – избранный удел Божией Матери, он переживал каждое событие, происходившее в ней. Отец Виталий всегда и во всём полагался на Бога и старался привить это своим многочисленным чадам. Он говорил, что Богу надо доверять, тогда и скорбей не будет.

Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Последние свои годы, когда усилились гонения на верующих, старец провел в Тбилиси, который он называл святым. В возрасте 64 лет схиархимандрит Виталий отошел ко Господу. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершил Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении духовенства России, Грузии, Украины. На отпевании Святейший сказал: «Тот, кто знал отца Виталия, кто имел радость общения с ним, – знает, насколько святой жизни был этот великий и дивный старец. Удивительная и святая вера, необъятная любовь, удивительное и примерное смирение и послушание – всё это создавало ту духовную атмосферу, которая несла любовь всем, кто хотел получить духовное утешение от него. Действительно, братья и сестры, это был святой старец. И я, общаясь с ним, беседуя с ним, неоднократно видел эту святость, которую он источал вокруг себя».

Много чудес совершил при своей жизни дивный старец. И по смерти его не ушли безутешными собравшиеся люди. Когда священник вкладывал в руку старца разрешительную молитву, большой палец руки отца Виталия отогнулся, и его рука сама взяла молитву. От неожиданности священник вскрикнул; это увидели и другие люди.

Отец Виталий неоднократно говорил своим чадам, чтобы они приходили к нему на могилку, обещая им помощь и заступничество. Теперь вот и я здесь сижу.

Через некоторое время подошла неслышными шагами Вера и стала прибираться на могилке. Неожиданно она обратилась ко мне:

Отец Виталий (Сидоренко) – Я вам расскажу такой случай. У одной женщины случилось огромное несчастье. Умерли один за другим пять членов семьи. Представляете, какое горе? Стоят в доме пять гробов. Надо хоронить, а она не работает, денег нет. Бедная женщина в таком горе и отчаянии, просто чуть не помешалась. Плакала, плакала. Заложила дом, чтобы выручить денег на похороны. И вот ночью является ей высокий монах и так спокойно и ласково говорит, что всё будет хорошо, успокаивает ее. И представляете, очень скоро ей предложили хорошую работу, и она смогла отдать долги. Спустя какое-то время она оказалась в храме Александра Невского и рассказала об этом. Когда ей показали фотографию отца Виталия, то она узнала его и очень обрадовалась. С тех пор часто приходит сюда. Еще вам расскажу. Одна монахиня из Таганрога однажды легла спать с сильной обидой на родственников, и вот снится ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Он учил прощать всех, обидчикам старался сделать подарок и усердно молился за них.

Вера ловко и привычно собирала сгоревшие свечки, протирала мраморный цветник и продолжала:

– Ведь мы земельку постоянно подсыпаем. Люди уносят с собой память о старце. А вот в том домике – его келья. Там иконы, узкая кровать, личные вещи старца – его четки, крест ручной работы с камушками. У него подрясник был латанный-перелатанный, весь истертый. В келье висит. Вы знаете, отец Виталий особенно почитал батюшку Серафима Саровского, очень любил его! Там есть большая икона преподобного. И еще необыкновенная святыня – плат, который покрывал лик батюшки Серафима. Представляете? И его помянник сохранился – толстая такая тетрадь. В ней много-много имен. За скольких же он людей молился, свечи за них ставил… А вы, кстати, откуда знаете про отца Виталия?

Отец Виталий у Святого Престола в алтаре. – Книжку о нем читала. Давно мечтала побывать на могилке подвижника. Только мне казалось это почти невероятным.

– Ну, здесь всё просто: если вы хотели, то по его молитвам и оказались здесь. Нам тут чего только не рассказывают. Батюшка помогает и знакомым, и незнакомым – всем, кто обращается к нему.

Вера задумалась ненадолго, а потом решительно протянула мне несколько пакетов с фруктами:

– Возьмите. Это вам.

– Нет-нет, спасибо, мне ничего не надо.

Но Вера настойчиво и уверенно положила передо мной кульки. Я растерялась. Потом, поразмыслив, поняла, что ничего просто так не бывает. Раз дают – надо брать. В голове прозвучал голос моего духовника: «Всё принимай, как из руки Божией, и за всё благодари».

– Спасибо вам.

– Не мне, отцу Виталию спасибо.

– Спасибо, отец Виталий.

Я вернулась на лавочку. Две грузинки с любопытством разглядывали меня.

– Хотите фрукты? Берите, пожалуйста.

– Нет-нет, это же вам дали.

– Я с радостью поделюсь.

– Нет-нет, это вам. Не надо.

На могиле у старца схиархимандрита Виталия. 1992 г.

У этих женщин нет такого духовника, как у меня. Не хотят они принимать дары из руки Божией. Снова появилась Вера и протянула мне батон белого хлеба:

– Это тоже вам. От отца Виталия.

Тут уж я воспротивилась изо всех сил.

– Нет, спасибо, хлеб я не возьму. Я не ем белый хлеб.

Вера твердо смотрела на меня, не собираясь отступать.

– Вы не можете отказаться, это вам батюшка дает.

– Пожалуйста, отдайте нищим у ворот!

– Нищим мы и так даем. А это вам. Берите за послушание.

Отпираться было бесполезно, в глазах у Веры была такая уверенность, что пришлось сдаться и взять батон «от отца Виталия». Две мои соседки исчезли, и я обреченно принялась жевать белый хлеб, откусывая прямо от батона.

***

Прошел год. Я приехала в Грузию на два месяца. Жила в разных частях страны. И наконец прибыла в Боржоми, чтобы посетить пустыньку батюшки Серафима Саровского, которую называют здесь «Новый Саров». Она с любовью воссоздана по фотографии 1903 года по инициативе владыки Серафима. Я постоянно обращалась за помощью к преподобному Серафиму, и он всё устроил чудесным образом. Мне удалось посетить много святых мест и пожить в женском монастыре Рождества Богородицы, где я познакомилась с духовными чадами схиархимандрита Виталия – архимандритом Андреем (Тариадиси) и его мамой – схимонахиней Евгенией.

Архимандрит Андрей (Тариадиси) и его мама схимонахиня Евгения

О монастыре я узнала «случайно». Хотя у Бога нет случайностей. Услышав в разговоре грузинских женщин имя старца Гавриила, я вмешалась, и мне сказали, что в местном монастыре сейчас находится пиджак святого. Так я попала в монастырь, где провела несколько дней, буквально купаясь в любви, исходящей от окружающих. Это было удивительное чувство. Попав на молебен, я внимательно наблюдала за батюшкой. Что-то очень необычное было в его манерах: неторопливость, плавность, мирность.

Само собой разумеется, я расспрашивала отца Андрея о старце.

– Какое его было главное качество? Удивительное смирение. У него глаза всегда были опущены вниз. Улыбка не сходила с его лица, и абсолютно все ощущали любовь, исходящую от него. Я другого такого никогда не встречал. Он отбросы ел, хотя был очень болен – у него ведь была операция, 2/3 желудка удалили. Отец Виталий смирял плоть. Он же носил на себе железную цепь. Она со временем вросла ему в тело. Тело начало гнить, запах пошел неприятный. А ему всё нипочем. Ему запретили ходить так, он за послушание снял эту цепь.

В День Ангела митрополита Зиновия. Отец Виталий следует за владыкой. 12 ноября 1983 г.

В первый же день матушка Евгения пригласила меня к себе в келью. Не любоваться ею было невозможно. Мягкие, спокойные манеры, доброжелательность, предупредительность. Чувство любви обволакивало. Вроде бы и обыкновенный человек – но во всём чувствуется какая-то неотмирность. Что же странного? Пожалуй, это – внимание к тебе. Сейчас есть ты – и ты интересен. Я с любопытством осматривала маленькую келью и расспрашивала матушку о ее духовнике. Она отвечала просто, с какой-то детской открытостью и искренностью. Видимо, ее уже много раз спрашивали. Да, вот даже недавно приезжала съемочная группа снимать фильм.

– Матушка, расскажите, как вы стали монахиней.

– Как стала? Очень всё просто. Так получилось. Мы с мужем всегда жили в любви и согласии. Он был очень хороший и порядочный человек. Когда я родила трех сыновей, то стала думать, как это всё хлопотно – рожать детей, терпеть такие боли. У меня появилась мысль, что хорошо бы нам жить с мужем, как брату с сестрой. Но я боялась его огорчить или ранить, долго не решалась сказать. Потом выбрала подходящий момент. Каково же было мое удивление, когда он обрадовался и сказал, что сам об этом мечтал, но не хотел обидеть меня. Так мы и стали с ним жить. Молились, ходили в церковь. Потом муж стал священником, отец Виталий постриг нас. Два сына позднее стали архимандритами. Я в Грузии живу в этом монастыре у отца Андрея, а на зиму уезжаю к отцу Абибосу в Грецию. Там теплее.

– А где отец Виталий вас постригал?

– На Дидубе. К нему туда все приходили на исповедь. И мы тоже всей семьей приходили исповедоваться. Люди отовсюду приезжали к нему.

– А какой он был, отец Виталий?

Владыка Зиновий с отцом Виталием. Начало 1980-х.

– Он был очень смиренный. Каждого человека встречал земным поклоном. Падал в ноги и руку целовал. Вы знаете, как он ел? Невозможно было смотреть. Берет со стола всё подряд, кладет себе в тарелку, перемешает и ест. Ест и улыбается. И всем говорил: «Никогда не гнушайтесь никакой пищей. Ее нам Бог дает. Что это за разговоры: то соленое, то невкусное? Забудьте слово “невкусное”. За всё благодарите». Ну, и сам пример показывал. А вообще он был как не от мира сего. Всё, что ему привозили, тут же раздавал. Я однажды связала для него теплую жилетку – он же в таком подряснике ходил, что без слез не взглянешь. Мать Мария, его келейница, увидев жилетку, усмехнулась: «Завтра же эта жилетка найдет себе другого хозяина, не сомневаюсь». И когда я ее потом спросила о жилетке, она сказала: «Да он ее уже в тот же день кому-то отдал». Да. В отце Виталии была такая любовь к людям, что он порой на улице бросался к незнакомому человеку, обнимал и целовал его! Ему все были дороги. Эта жертвенная любовь была главным богатством, которым наградил его Господь Бог. Она светилась во всём – во взгляде, в движениях, во всех поступках. Можно было сидеть рядом с ним и ни о чем не думать – душа наполнялась покоем, блаженной радостью. Все чувствовали исходящую от него благодать.

Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим и архимандрит Андрей (Тариадиси). 1 августа 2013 года

Матушка Евгения подарила мне буклет о старце, несколько икон и духовное завещание схиархимандрита Виталия. Оно теперь стоит у меня дома в красном углу.

«Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и всё! Так мало ждет от нас Господь! В этом – наш рай! Это – наше воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!»

«Мне говорили, чтобы я себя укорял, винил, старался, чтобы из-за меня никто не огорчался, чтобы не принести или не нанести кому обиды, чтобы никого не укорял, всем в Боге угождал, Иисусову молитву творил и за всё Господа благодарил, во всём смирялся, ни на кого не обижался, за мир молился и ко Господу стремился, чтобы никому не докучал и никого не поучал, а до конца познай себя и будет с тебя».

«Терпи, смиряйся и кайся»

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) В последующие дни у нас были долгие разговоры с отцом Андреем. Он собирается написать книгу об отце Виталии, о старце Гаврииле (Ургебадзе). По милости Божией ему довелось общаться с этими святыми людьми. А мне повезло познакомиться и несколько дней тесно общаться с воспитанниками великого глинского подвижника – в монастыре, где царит необыкновенная любовь, где каждого принимают, как самого Христа, – на праздновании дня памяти преподобного Серафима Саровского в пустыньке «Новый Саров». А затем по дороге в Тбилиси, когда мы ехали на машине батюшки на день ангела Святейшего Патриарха Грузии в Тбилиси, меня всё время озадачивала неизменная простота в общении, терпение и необычайная мирность матери и сына Тариадиси. Когда я просила их попозировать, они сразу соглашались и вставали так, как я им показывала. Матушка потом сказала мне: «Я хочу, чтобы у вас остались наши фотографии на память».

В монастыре я познакомилась с удивительной женщиной – Нино Гергедава, мы с ней подружились и сейчас часто общаемся по интернету. Она живет в Тбилиси, но часто приезжает в монастырь в Боржоми к отцу Андрею. Он – ее духовник. Нино рассказала мне недавно, что несколько лет назад у нее были очень большие скорби, и она была просто в отчаянии, не зная, что предпринять. В то время она работала в Национальном банке Грузии, где происходила большая реорганизация – тяжелая для людей; по словам Нино: «всех с автоматом выгоняли». Она стала часто и усердно молиться отцу Виталию, чтобы он не оставлял ее, дал ей сил перенести всё происходящее, помог утвердиться в жизни, в вере. В 2008 году, незадолго до войны, ее младшая дочка заболела тяжелой формой астмы (у Нино четверо детей). В это время подруга пригласила ее погостить к себе в Боржоми.

Как-то она пошла в монастырь помолиться, долго плакала в храме. А когда собралась уходить, то начался сильный дождь. В это время в церковь зашла благочинная монастыря, мать Нина. Так они познакомились и потом стали родными, как сестры. Нино рассказала матушке всю свою жизнь, и та на следующий день познакомила ее с настоятелем монастыря архимандритом Андреем.

Один раз исповедавшись отцу Андрею, молодая женщина обрела себе духовника и молитвенника. Нино твердо уверена, что всё это произошло только по молитвам отца Виталия. Она говорит, что отец Андрей предчувствует ее трудности, знает все ее мысли. Когда она забывает о чем-то на исповеди, он просит ее вспомнить, что еще не сказано, что волнует, часто сам подсказывает. Ничто и никогда не нарушает мирное утроение его души – он всегда ровный, внимательный и спокойный. Нельзя представить, что батюшка может повысить голос. Да и постриг его происходил не совсем обычно. Их постригали в 1994 году одновременно пять человек в Светицховели. Патриарх назвал этих молодых людей «царское братство». Все пятеро были особенные. Двое из них в очень скором времени стали епископами. Отец Андрей – архимандрит и настоятель двух монастырей.

– Нино, а ведь нас с тобой познакомил отец Виталий. Как мы встретились в Боржоми, так до сих пор общаемся. Всё не просто так.

– Да, я тоже думала об этом. Мне кажется, что не оставляет отец Виталий ни одного человека, который обращается к нему за помощью. И его чадам передалась эта светлая любовь к людям. Вы не могли ее не почувствовать. И знаете, какое мое любимое изречение старца?

«Будете любить – ни тоски, ни уныния не будет.

Смиряйтесь, терпите, любите.

Любовь будет – и стены разойдутся!»