Сибиряков иннокентий Михайлович

Сумасшедший?

В советское время о Сибирякове (1860-1901 гг.) предпочитали помалкивать, ведь он был «неправильным» капиталистом. Раздал 10 млн руб. людям — в переводе с царских золотых рублей на нынешние получается как минимум 10 млрд­! Имея возможность жить в роскошном особняке, снимал небольшую квартиру. Не заводил экипаж, пользуясь извозчиком.

Ежедневно в его приёмной толпились несколько сот просителей: нищие, погорельцы, вдовы, бесприданницы, бедные студенты… Он никому не отказывал. Как-то его упрекнули: «К вам приходит разорившийся помещик и просит денег на обед в ресторане. И вы даёте, хотя сами живёте скромно!»

Эта история, как и другие, связанные с именем Сибирякова, зафиксирована в полицейских протоколах того времени. Дело в том, что богатые круги Петербурга приняли Сибирякова в штыки: мало кто собирался следовать его примеру, раздавать пригоршнями деньги бедным, но и выглядеть скупердяями тоже не хотели. Выход нашёлся: объявить миллионера сумасшедшим. Партию гонителей Сибирякова возглавил градоначальник Петербурга фон Валь. В 1894 г. на время судебного разбирательства Иннокентия Михайловича поместили под домашний арест, а его имущество опечатали. Историк Татьяна ШОРОХОВА, написавшая книгу о Сибирякове, говорит: «Если бы Сибиряков, которому исполнилось 33 года, преподносил жемчуг и бриллианты сомнительным певичкам, строил себе дворцы или дебоширил в ресторанах, общество восприняло бы это с пониманием. Но Сибиряков проводил в жизнь евангельское правило — «просящему — дай»! И этого, увы, многие не поняли».

«В 15 лет Иннокентий получил в наследство 800 тыс. руб., стал владельцем долей в золотопромышленной и пароходных компаниях. Однако спустя 18 лет, когда Сибирякова вознамерились объявить сумасшедшим, его арестованное состояние оценивалось уже в 10 млн руб., — продолжает Шорохова. — Это умножение капитала выглядит удивительным с учётом того, что за эти же годы миллионы рублей Сибиряков отдал на благотворительность. На его примере сбылся духовный закон: да не оскудеет рука дающего. На своих приисках он открыл бесплатные столовые и библиотеки. Почти полмиллиона рублей отдал в созданный им фонд для пенсий и пособий тысяч рабочих, трудившихся на золотодобыче. К слову, нынешняя «золотая столица» России, где до сих пор добывают большую часть российского золота, — город Бодайбо в Иркутской обл. — основана отцом нашего героя купцом Михаилом Сибиряковым. Это и его поисковая партия обнаружила в притоках реки Лены знаменитые залежи золота. Семья золотопромышленника жила в Иркутске, здесь в 1860 г. и родился Иннокентий. В 15 лет, оставшись после смерти родителей сиротой, он переехал в Петербург, где окончил известную на всю столицу частную гимназию Бычкова. Потом была учёба в университете. В это время он помогает учёным, спонсирует экспедиции, открывает бесплатные библиотеки и музеи. Огромные средства Сибиряков пожертвовал знаменитому физиологу и педагогу Лесгафту, благодаря чему была основана современная Академия физической культуры им. Лесгафта. В 26 лет у Сибирякова было 70 личных стипендиатов, которых он обучал в России и за рубежом, а потом помогал встать на ноги. На деньги миллионера и его сестры Анны функ­ционировали Бестужев­ские курсы (первое выс­шее учебное заведение для женщин в России. — Ред.). С его участием основывается в Петербурге и первый женский медицинский институт. В то время Сибиряков делал ставку на науку и просвещение, полагая, что это и есть способ изменить мир к лучшему.

Внутренний духовный перелом происходит у золотопромышленника после длительного путешествия по Европе. Домой он вернулся разочарованным, сетовал, что в Европе царят дух наживы и поклонение золотому тельцу. Тогда же он утверждается в мысли: чтобы изменить мир, надо прежде всего изменить себя. Настольной книгой миллионера становится Евангелие. Он обращается к православию, ездит по монастырям. Совершает, по мнению окружающих, чудачества. Например, дарит лакею 25 тыс. руб., проходя мимо монахини, собирающей жертву на монастырь, кладёт на сборную кружку серебряный рубль, а увидев её радость, выспрашивает адрес, где она остановилась, и на следующий день приносит ей все свои свободные наличные деньги — 147 тыс. руб. Сибиряков часто вспоминал евангельского богача, которому сказал Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесех; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Этот призыв он относил всецело к себе, в его душе уже зрело желание уйти в монастырь. Он говорил: «Часто спрашиваю себя: как в моих руках скопились средства, которыми могли бы прокормиться тысячи людей? Мои миллионы — результат труда других лиц, и я чувствую себя неправым». Унизительный судебный процесс, где его дважды освидетельствовали, Сибиряков воспринял как духовное испытание. Лишь однажды воскликнул: «Я раздаю свои, а не чужие деньги!» К счастью, его оправдали, тем самым оправдалось и его имя — Иннокентий, что в переводе значит «безвинный».

«Как я рад!»

«За два следующих года Сибиряков раздаёт 10 млн руб., а также многочисленную недвижимость — дачи и поместья уходят детским приютам и православным общинам, — рассказывает Т. Шорохова. — Я не ставила целью найти в архивах все финансовые документы, подтверждающие помощь Сибирякова организациям и людям, но тем не менее насчитала около 5 млн руб.

После пострига, надев монашеский подрясник, 36-летний экс-миллионер воскликнул: «Как хорошо в этой одежде… Слава Богу! Как я рад, что в неё оделся!» Он принял мантию с именем Иоанн, через год был пострижен в великую схиму (высший ангельский чин у монахов) с возвращением ему прежнего имени Иннокентий (в честь своего небесного покровителя Иннокентия Иркутского). Монашеский путь привёл Сибирякова на святую гору Афон в Греции, в русский Свято-Андреевский скит, где он прожил в аскезе и молитвенных трудах 4 года. В 41 год схимонах Иннокентий слёг с чахоткой. Когда за три дня до кончины в его келью вошёл настоятель, схимонах, лёжа на одре, сказал: «Батюшка, простите, не могу я вас встретить как следует; ничего не могу сказать, кроме грехов».

Отпевали схимонаха Иннокентия 60 священников. Открыв через три года честные мощи отца Иннокентия, насельники увидели, что кость его главы приобрела янтарно-жёлтый цвет, что по афонскому многовековому опыту указывает на святость. Глава схимонаха Иннокентия сегодня находится на почётном месте в костнице Свято-Андреевского скита.
Иннокентий Сибиряков прошёл великое искушение — богат­ством. Незаслуженно забытый почти на сто лет, он возвращается в историческую память России, являя пример совестливого русского человека, который не смог веселиться на пире жизни, когда вокруг него бедствовали сотни тысяч людей. На вопрос, как победить в этом мире зло, он дал себе ответ: «Зло нужно победить прежде всего в самом себе». Этим путём и пошёл.

Фото из архива Т. Шороховой