Сказка холодное сердце

Краткое содержание Холодное сердце Гауф

В Шварцвальде, густом лесу жил народ, промышляющий различным ремеслом. Денег у всех жителей было немного, но никто не жаловался. Среди них были три богача – Иезекиил Толстый, храбрец Шлюркер Тощий и танцор Вильм Красивый.

Задумался как-то угольщик Петер Мунк, как же эти богачи так много денег добывают, все способы перебрал, но ни один из них не был верным. И тут пришло ему озарение – обитают где-то в долине Стеклянный человечек, и великан Михель. По слухам, они способны озолотить человека, если тот произнесёт соответствующее восьмистишие. Но Петер хоть и помнил первые шесть строк, но для полного стиха ему не хватало ещё двух. Кроме того, узнав от матери, что эти существа особенно благосклонны к тем, кто рождён в полдень воскресенья, твёрдо решил попытать удачу.

Под предлогом похода к начальнику солдат, юноша направился в глухой лес к высокой ели. Он остановился возле гигантской ели и начал читать стих. На мгновение ему показалось, что стеклянных дел мастер скрылся между веток и смотрит, но это была просто белка. Когда же ему почудилась белка с человеческой головой, Петер бросился из недоброго места бежать.

Но оказывается, юноша бежал в другую сторону и наткнулся на небольшой дом. Хозяева радушно встретили Петера, угостили его обедом. К вечеру разыгралась буря, старик сказал, что это Михель – Великан валит деревья, чтобы соорудить плот. На вопрос парня, кто это такой, старик рассказал, что владелец леса. Много лет назад Михель поступил на службу у одному лесоторговцу. Работник он был хороший, работодатель это сразу приметил. Но через полгода Михель попросил отпустить его мир посмотреть. Через некоторое время плотогон показал себя умелым добытчиком денег. И теперь говорят, что он живёт где-то глубоко в лесу, но рад помочь любому, кто попросит выручить. Однако взамен требует что-то поценнее любой монеты.

Спустя некоторое время случай свёл Петера и Михеля – Великана друг с другом. Гигант всячески расхваливал себя, говоря при этом, что стеклянный человечек в деле денег ненадёжен. Но Петер отказался от услуг, сказав, что знает о Михеле все. Потом ему удалось спастись от него, перепрыгнув через канаву. После чего юноша очутился у Стеклянного человечка.

Человечек рассказал о спасении Петера и добавил, что юноша вправе загадать три желания, какой бы степени глупости они ни были, но третье исполнится, только если оно осмысленное.

Первым желанием Петера было иметь богатства столько, чтобы было как у Иезекиила Толстого. Человечек заметил, что желание глупое, но его дело было выполнить. Второе – иметь стекольный завод, повозку и лошадей. Все было исполнено, к тому же старичок дал Петеру кошелёк денег на первое время.

Поначалу Петер, изображая хорошего владельца, часто захаживал на свой завод проверить работников, потом его визиты постепенно стали редкими. Юноша забыл про веление человечка не ходить в трактиры, и начал пропивать да проигрывать там все своё богатство. Но при этом, его деньги не убавлялись, ведь желание было всегда иметь столько, сколько у Иезекиила. Однако в один день и тот и другой промотали все полностью. В то же время возле трактира появился Михель – Великан и назначил встречу.

На следующий день завод и имущество Петера описали. Сердце юноши тревожно забилось. Он прибежал к великану и вместе они обсудили проблему. Оказалось, что дело в сердце. Оно екает в тревоге когда это не нужно. Михель в ответ предложил Петеру забрать его живое сердце, и вместо него вставить каменное. Он сразу же согласился.

И стал богатый юноша ездить за границу, смотреть достопримечательности, но никакая красота не могла затронуть его сердце. Зато он прекрасно научился управляться с деньгами. За 25 лет, проведённых за границей, ему стало скучно и он вернулся на родину. Петер прослыл скупым, безжалостным, никому не давал денег и жену свою Лизбет настроил не одаривать нищих. Однажды в порыве ярости, застав жену подающей воду и печенье бедному старику, Петер ударил её хлыстом по голове. Она упала без чувств. Прознав про это, появился стеклянный человечек, огромного роста и силы. Он сказал Петеру, что ежели он не раскается за 7 дней, с ним будет покончено.

Возжелал Петер вернуть своё горячее сердце. К концу седьмого дня он направился к высокой ели, дабы позвать покровителя стеклодувов, и напомнил ему о своём третьем желании вернуть живое сердце. Но человечек возразил, что это не его сделка. Чуть-чуть подумав, он добавил, что только хитростью можно взять Михеля-Великана.

Петер пришёл к великану и выполнил свой хитрый план. Он заявил, что чуть было не поверил в изъятие живого сердца, назвал все сердца в банках восковыми. В ответ Михель выпалил, что сердца настоящие и даже бьются. Но Петер не сдавался и сыпал аргументами. Зато Михель сам поверил в слова Петера, что у того настоящее сердце, и начал искушать отдать его, пропуская через все стихии природы. В конце, когда ясно было, что Петер победил, Михель встал на границе своего леса и стал уменьшаться в размерах, пока не дошёл до размера муравья. Вот тогда-то и забилось живое сердце Питера.

Такой герой, как Петер Мунк отличный пример того, что бесчувственность вкупе с богатством в большинстве случаев никогда не приводит ни к чему хорошему. Рассказ учит состраданию к ближнему.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

>Гауф. Все произведения

  • Калиф аист
  • Карлик нос
  • Маленький Мук
  • Холодное сердце

>Холодное сердце. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Думай и богатей Наполеона Хилла

    Стимул успеха – возникновение мысли!

  • Краткое содержание Фолкнер Особняк

    События романа происходят в 30-е и 40-е гг. ХХ века. Спейн уезжает из своего дома. Флем завладевает имуществом, выражая свою властную силу. Юла погибает и её дочь Линда откупается от Флема, внося деньги, завещанные матерью.

  • Краткое содержание Волков Огненный бог Марранов

    Урфин Джюс вернулся в свой домик в Голубой стране. В огород Урфина залетел орёл Карфакс. Орел не может вернуться домой, потому что его убьют за восстание. Урфин соврал Карфаксу, что у него благородные помыслы, а его никто не понимает.

  • Солженицын

    Известный писатель Александр Исаевич Солженицын известен нам по многочисленным произведениям. Он был не просто писателем, а мастером своего дела. В его творчестве присутствуют и исторические, и автобиографические произведения.

  • Краткое содержание Разбуженный соловьями Яковлева

    В этом рассказе действия происходят в детском лагере, где отдыхает много детишек. Но среди них есть мальчик, который особенно выделяется среди всех ребят. Этого мальчика зовут Селюжонок. Он худощавый, маленький и юркий непоседа, хулиган

Холодное сердце, стр. 1

Вильгельм ГАУФ

ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ

Часть 1

Всякий, кому случалось побывать в Шварцвальде, скажет вам, что никогда в другом месте не увидишь таких высоких и могучих елей, нигде больше не встретишь таких рослых и сильных людей. Кажется, будто самый воздух, пропитанный солнцем и смолой, сделал обитателей Шварцвальда непохожими на их соседей, жителей окрестных равнин. Даже одежда у них не такая, как у других. Особенно затейливо наряжаются обитатели гористой стороны Шварцвальда. Мужчины там носят черные камзолы, широкие, в мелкую складку шаровары, красные чулки и островерхие шляпы с большими полями. И надо признаться, что наряд этот придает им весьма внушительный и почтенный вид.

Все жители здесь отличные мастера стекольного дела. Этим ремеслом занимались их отцы, деды и прадеды, и слава о шварцвальдских стеклодувах издавна идет по всему свету.

В другой стороне леса, ближе к реке, живут те же шварцвальдцы, но ремеслом они занимаются другим, и обычаи у них тоже другие. Все они, так же как их отцы, деды и прадеды, – лесорубы и плотогоны. На длинных плотах сплавляют они лес вниз по Неккару в Рейн, а по Рейну – до самого моря.

Они останавливаются в каждом прибрежном городе и ждут покупателей, а самые толстые и длинные брёвна гонят в Голландию, и голландцы строят из этого леса свои корабли.

Плотогоны привыкли к суровой бродячей жизни. Поэтому и одежда у них совсем не похожа на одежду мастеров стекольного дела. Они носят куртки из темного холста и черные кожаные штаны на зеленых, шириною в ладонь, помочах. Из глубоких карманов их штанов всегда торчит медная линейка – знак их ремесла. Но больше всего они гордятся своими сапогами. Да и есть чем гордиться! Никто на свете не носит таких сапог. Их можно натянуть выше колен и ходить в них по воде, как посуху.

Еще недавно жители Шварцвальда верили в лесных духов. Теперь-то, конечно, все знают, что никаких духов нет, но от дедов к внукам перешло множество преданий о таинственных лесных жителях.

Рассказывают, что эти лесные духи носили платье точь-в-точь такое, как и люди, среди которых они жили.

Стеклянный Человечек – добрый друг людей – всегда являлся в широкополой островерхой шляпе, в черном камзоле и шароварах, а на ногах у него были красные чулочки и черные башмачки. Ростом он был с годовалого ребенка, но это нисколько не мешало его могуществу.

А Михель-Великан носил одежду сплавщиков, и те. кому случались его видеть, уверяли, будто на сапоги его должно было пойти добрых полсотни телячьих кож к что взрослый человек мог бы спрятаться в этих сапожищах с головой. И все они клялись, что нисколько не преувеличивают.

С этими-то лесными духами пришлось как-то раз познакомиться одному шварунальдскому парню.

О том, как это случилось и что произошло, вы сейчас узнаете.

Много лет тому назад жила в Шварцвальде бедная вдова по имени и прозвищу Барбара Мунк.

Муж ее был угольщиком, а когда он умер, за это же ремесло пришлось взяться ее шестнадцатилетнему сыну Петеру. До сих пор он только смотрел, как его отец тушит уголь, а теперь ему самому довелось просиживать дни и ночи возле дымящейся угольной ямы, а потом колесить с тележкой по дорогам и улицам, предлагая у всех ворот свой черный товар и пугая ребятишек лицом и одёжей, потемневшими от угольной пыли.

Ремесло угольщика тем хорошо (или тем плохо), что оставляет много времени для размышлений.

И Питер Мунк, сидя в одиночестве у своего костра, так же, как и многие другие угольщики, думал обо всём на свете. Лесная тишина, шелест ветра в верхушках деревьев, одинокий крик птицы – всё наводило его на мысли о людях, которых он встречал, странствуя со своей тележкой, о себе самом и о своей печальной судьбе.

“Что за жалкая участь быть черным, грязным угольщиком! – думал Петер. – То ли дело ремесло стекольщика, часовщика или башмачника! Даже музыкантов, которых нанимают играть на воскресных вечеринках, и тех почитают больше, чем нас!” Вот, случись, выйдет Петер Мунк в праздничный день на улицу – чисто умытый, в парадном отцовском кафтане с серебряными пуговицами, в новых красных чулках и в башмаках с пряжками… Всякий, увидев его издали, скажет: “Что за парень – молодец! Кто бы это был?” А подойдет ближе, только рукой махнет: «Ах, да ведь это всего-навсего Петер Мунк, угольщик!..» И пройдет мимо.

Но больше всего Петер Мунк завидовал плотогонам. Когда эти лесные великаны приходили к ним на праздник, навесив на себя с полпуда серебряных побрякушек – всяких там цепочек, пуговиц да пряжек, – и, широко расставив ноги, глядели на танцы, затягиваясь из аршинных кёльнских трубок, Петеру казалось, что нет на свете людей счастливее и почтеннее. Когда же эти счастливцы запускали в карман руку и целыми пригоршнями вытаскивали серебряные монеты, у Петера спирало дыхание, мутилось в голове, и он, печальный, возвращался в свою хижину. Он не мог видеть, как эти “дровяные господа” проигрывали за один вечер больше, чем он сам зарабатывал за целый год.

Но особенное восхищение и зависть вызывали в нем три плотогона: Иезекиил Толстый, Шлюркер Тощий и Вильм Красивый.

Иезекиил Толстый считался первым богачом в округе.

Везло ему необыкновенно. Он всегда продавал лес втридорога, денежки сами так и текли в его карманы.

Шлюркер Тощий был самым смелым человеком из всех, кого знал Петер. Никто не решался с ним спорить, а он не боялся спорить ни с кем. В харчевне он и ел-пил за троих, и место занимал на троих, но никто не смел сказать ему ни слова, когда он, растопырив локти, усаживался за стол или вытягивал вдоль скамьи свои длинные ноги, – уж очень много было у него денег.

Вильм Красивый был молодой, статный парень, лучший танцор среди плотогонов и стекольщиков. Еще совсем недавно он был таким же бедняком, как Петер, и служил в работниках у лесоторговцев. И вдруг ни с того ни с сего разбогател’ Одни говорили, что он нашел в лесу под старой елью горшок серебра. Другие уверяли, что где-то на Рейне он подцепил багром мешок с золотом.

Так или иначе, он вдруг сделался богачом, и плотогоны стали почитать его, точно он был не простой плотогон, а принц.

Все трое – Иезекиил Толстый, Шлюркер Тощий и Вильм Красивый – были совсем не похожи друг на друга, но все трое одинаково любили деньги и были одинаково бессердечны к людям, у которых денег не было. И однако же, хоть за жадность их недолюбливали, за богатство им всё прощали. Да и как не простить! Кто, кроме них, мог разбрасывать направо и налево звонкие талеры, словно деньги достаются им даром, как еловые шишки?!

“И откуда только они берут столько денег, – думал Петер, возвращаясь как-то с праздничной пирушки, где он не пил, не ел, а только смотрел, как ели и пили другие. – Ах, кабы мне хоть десятую долю того, что пропил и проиграл нынче Иезекиил Толстый!”

Петер перебирал в уме все известные ему способы разбогатеть, но не мог придумать ни одного мало-мальски верного.

Наконец он вспомнил рассказы о людях, которые будто бы получили целые горы золота от Михеля-Великана или от Стеклянного Человечка.

Еще когда был жив отец, у них в доме часто собирались бедняки соседи помечтать о богатстве, и не раз они поминали в разговоре маленького покровителя стеклодувов.

Петер даже припомнил стишки, которые нужно было сказать в чаще леса, у самой большой ели, для того чтобы вызвать Стеклянного Человечка:

– Под косматой елью, В темном подземелье, Где рождается родник, – Меж корней живет старик. Он неслыханно богат, Он хранит заветный клад…

Были в этих стишках еще две строчки, но, как Петер ни ломал голову, он ни за что не мог их припомнить.

Ему часто хотелось спросить у кого-нибудь из стариков, не помнят ли они конец этого заклинания, но не то стыд, не то боязнь выдать свои тайные мысли удерживали его.

Ну вот, наконец-то я дозрела до разбора своей самой любимой сказки…а то, прочитав предыдущие обзоры, наверняка сложилось впечатление, что я каждую сказку готова непременно критиковать. А это вовсе не так: я люблю сказки, а уж эту люблю больше всех остальных.
http://wetfield.livejournal.com/319778.html — Золушка
http://wetfield.livejournal.com/231277.html — Русалочка
http://wetfield.livejournal.com/795020.html- Король Дроздобород
http://wetfield.livejournal.com/853599.html — Гусятница
А теперь — к этой сказке! Первое — и главное: она не имеет никакого отношения к мультику с одноимённым названием про девочку Эльзу, которая всё превращала в лёд, это совсем другая сказка. Второе: она имеет весьма опосредованное отношение к фильму «Сказка, рассказанная ночью» про подмастерий и атамана разбойников — там эту сказку частично рассказывают в процессе фильма, главного злодея играет Калягин, но сказка обрывается ни на чём, и непонятно вообще, зачем её рассказывают.
Сама сказка — о бедном угольщике Петере Мунке, который хотел стать богатым:) История проста и незамысловата: она не о любви, не о приключениях, не о пиратских сокровищах — скорее о духовном выборе главного героя. А почему эта сказка нравится мне — потому что Петеру помогают духи Шварцвальда. Их, собственно, двое: добрый дух Стеклянный человечек и злой — Михель Голландец, или Михель Великан.
Суть, вкратце, такова. Жил-был бедный парень Петер Мунк, и не хотел он быть угольщиком, а хотел лёгких денег. Заходил он в таверну, где сидел богач Иезекиил Толстый, и танцевал другой богач — Вильм Красивый, и обоим Петер завидовал. А в деревне говорили, что помочь Петеру могут духи Шварцвальда: к примеру, Стеклянный человечек помогает — но только тем, кто родился в воскресенье между полуднем и двумя часами дня. Да ещё и тем, кто произнесёт заклинание в стихах:
Под косматой елью
В тёмном подземелье
Где рождается родник, –
Меж корней живет старик.
Он неслыханно богат,
Он хранит заветный клад.
Кто родился в день воскресный,
Получает клад чудесный!
Петер отправляется к Стеклянному человечку, который выглядит по описанию, как гном из немецких сказок: малый рост, островерхий колпачок, красные чулки и — стеклянная трубка. Петер не помнит окончания стиха и придумывает последние две строчки, рифмуя слово «воскресный» — и Стеклянный человечек исполняет два его желания ( а третье выполнит, только если оно будет стоящим). И неспроста, желания у Петера глупые: он просит столько же денег, сколько в кармане у Иезекиила, и танцевать лучше Вильма, а вторым желанием — стекольный завод. Стеклянный человечек выполняет желания, оставляя третье про запас. Однако счастья это Петеру не приносит: однажды он выигрывает у Иезекиила полностью — и все деньги в его кармане исчезают ( ведь у Иезекиила карманы пустые, и у Петера тоже исчезают деньги). Неужто герой не мог просчитать такой вариант? А стеклянный завод, которым руководит угольщик, незнакомый со стекольным ремеслом, приносит одни убытки. Ну, и Петер разоряется, и отправляется за помощью к Михелю Великану.
Михель описан в отличие от Стеклянного человечка совсем другим: он высокого роста, почти с сосну, и необыкновенной силы, у него хриплый густой голос, он в одиночку ворочает лес. Странно, я видела во сне этого духа: у него светлые, чуть растрёпанные волосы и серые глаза, как озёра гроз. Страшно привлекательная, суровая скандинавская красота — но даже во сне ни на минутку не забываешь, что Михель Голландец злой дух. Он готов давать деньги — но, как и все злые духи, не просто так, а взамен на живое человеческое сердце. Он тоже поёт свою песню:
– Золотом, золотом,
Чистым – без обмана, –
Полновесным золотом
Набивай карманы!
Не работай молотом,
Плугом и лопатой!
Кто владеет золотом,
Тот живет богато!..
Ясное дело, Петер соглашается на условия Михеля ( поскольку деваться Петеру уже некуда) — и тот забирает у него живое сердце, и вкладывает ему в грудь каменный заменитель. Видать, Михель — коллекционер: у него в коллекции сердца всех богатеев и чиновников. Теперь денег у Петера полно, однако радости ему это не приносит: каменное сердце не радуется и не печалится. Результат не заставляет себя ждать: Петер женится на красивой девушке Лизбет — и видя, что она транжирит его деньги, наносит ей удар, от чего та падает замертво. Тогда он отправляется к Стеклянному человечку, и тот учит Петера, как получить у Михеля своё сердце обратно.
Вот полное содержание сказки: http://modernlib.ru/books/gauf_vilgelm/holodnoe_serdce/read
А вот и краткое — для тех, кому охота посмотреть сокращённый вариант:https://briefly.ru/gauf/xolodnoe_serdtse/
Казалось бы, что тут интересного? У сказки обычная человеческая мораль: делай своё дело, угольщик — получишь дивиденды, и не ищи лёгких денег. Однако сама сказка на редкость логична и закономерна и может служить хрестоматией, как действует Добро, и как — Зло. Вот какие выводы можно сделать:
— Добро помогает не всем, и всегда с оговоркой, что даёт не готовый продукт, а возможности для счастья. Зло же помогает всем, и за непомерную плату. Если для тебя такая плата приемлема — велкам!
— Добро даёт денег ровно столько, сколько нужно ( две тысячи гульденов), Зло — даёт всегда гораздо больше( сто тысяч гульденов в первый раз, и сто — во второй). Однако в первом случае Петер знает, что делать с деньгами (покупает завод и играет в трактире), во втором — как будто теряет все жизненные ориентиры( путешествует, потом женится, потом пускает деньги в рост — бессистемно). Мораль: важно знать, зачем тебе деньги, которые ты у Судьбы просишь.
-Подтверждается пословица «Поосторожнее с желаниями: они могут исполниться». У Петера очень странные и глупые желания: получая то, о чём он мечтает, он счастливым не становится ни в первом, ни во втором случае. В первом случае он не умеет обращаться со стекольным заводом и влезает в долги, во втором — получает массу денег и не испытывает радости. Хотя почему-то, несмотря на каменное сердце, испытывает злость, когда его деньги разбазаривают.
— Добрый дух на вид маленький, злой — большой. Однако в конце сказки это соотношение полностью меняется ( Стеклянный человечек вырастает, Михель Великан, наоборот, уменьшается). Что лишний раз знаменует, что Добро превышает Зло в душе героя.
-Зло отступит, если перестанешь его бояться и скажешь ему твёрдое «нет»
И ещё в этой истории есть несколько моментов весьма примечательных. В сказке рассказывается история Михеля Великана, как он сплавлял шварцвальдский лес в Голландию ( за что и получил своё прозвище Голландец). Так вот, старый плотогон, рассказывая историю Петеру, прибавляет: «Одно только, пожалуй, верно: в такие ночи, как нынешняя, Михель-Голландец рубит и ломает старые ели там, на вершине горы, где никто не смеет рубить. Мой отец однажды сам видел, как он, словно тростинку, сломал ель в четыре обхвата. В чьи плоты потом идут эти ели, я не знаю.
Но знаю, что на месте голландцев я бы платил за них не золотом, а картечью, потому что каждый корабль, в который попадает такое бревно, непременно идет ко дну. А все дело здесь, видите ли, в том, что стоит Михелю сломать на горе новую ель, как старое бревно, вытесанное из такой же горной ели, трескается или выскакивает из пазов, и корабль дает течь. Потому-то мы с вами так часто и слышим о кораблекрушениях».
То есть, Михель даже и тут своей работой не действует бескорыстно: все его елки «взаимозаменяются». Вот такие они, злые духи-то…
В юности, когда я впервые прочла эту сказку, меня преследовал во сне самолично Михель Великан, который протягивал ко мне руку и требовал сердце:) Желал он, понятное дело, вовсе не моей любви, а весьма анатомическую деталь моего организма — и само собой, неизменно получал жёсткий отказ. Мне было жалко делиться своим сердцем:)

Tags: Прочитала, Сказка