Скит почаевской лавры

Галицкие этюды. Часть 2. Почаевская Лавра и Скит Святого Духа

Свято-Успенская Почаевская Лавра

На западе Украины, в Тернопольской области, живёт своей обычной жизнью древний небольшой город Почаев с населением около 10 тысяч человек. Он мог бы так и остаться неприметным для туристов и не оставил бы такого значительного следа в истории, если бы не его главная духовная ценность – Свято-Успенская Почаевская Лавра, золотые купола которой видны ещё на подъезде к городу. Свято-Успенская Почаевская Лавра – один из пяти православных монастырей на территории исторической Руси, удостоенных титула Лавры, одна из трёх украинских Лавр, четвёртая по времени получения титула, после Свято-Успенской Киево-Печерской Лары (Киев), Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Подмосковье, Сергиев Посад) и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Санкт-Петербург). В 2004 году получил статус лавры православный монастырь Украинской Православной Церкви МП в городе Святогорске Донецкой области — Свято-Успенская Святогорская Лавра.

Именно в Почаев приехала уже ночью наша группа, где остановились на ночь в отеле «Reikartz-Почаев», который находится в 100 метрах от главной святыни.

С отеля открылся нам потрясающий вид на сверкающие золотые купола Лавры. Она вызывает не только зрительное восхищение каждого человека, увидевшего это великолепие, за её стенами скрывается обитель с очень интересной и длинной историей.

Между отелем и Лаврой небольшой сквер, в котором установлен памятник Тарасу Шевченко.

По пути к лавре обращаем внимание на отель «Почаев» и другие городские достопримечательности.

Теперь всё наше внимание обращено на Лавру. Почаевская Лавра – древний оплот православной веры, располагается на высоком холме, возвышающемся над городом Почаев более чем на 75 метров, и поражает всех гостей города своим живописным величием. Возвышаясь от горы к небу, монастырь во все времена стоял на страже Святого Православия в землях Галичины и Волыни.

В 1240 году пастухи пригнали к подножию горы свои отары овец на водопой. Сюда же пришли и монахи-отшельники для сугубой молитвы. Вершина горы залилась необычным светом, точно Неопалимая купина на горе Синай. Пресвятая Богородица явилась пастухам и монахам в огненном столпе. Когда видение исчезло, на горе, в известковом туфе, остался след Пресвятой Богородицы – отпечаток её правой стопы, где забил Святой источник. След Пресвятой Богородицы стал первым чудом и главной святыней Почаевской Лавры, прославившей её на весь православный мир. Исцеления от Стопы Пресвятой Богородицы и Святой воды происходят до сих пор.

Вскоре у подножия Почаевской горы монахи возвели монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. А через четыре столетия на вершине холма была построена церковь. Таким образом стопа и источник оказались под сводами Храма Божьего. Сейчас на этом месте стоит величественный Успенский собор. Первое летописное упоминание датируется 1527 году.

В 1559 году местная помещица Анна Гойская гостеприимно принимала у себя греческого Митрополита Неофита, который проезжал Волынскими землями. Благодарный иерарх благословил Анну Гойскую древней иконой Пресвятой Богородицы, византийского письма. Чудодейственная сила образа исцелила брата Анны Гойской от врождённой слепоты. В 1577 году благочестивая Анна передала икону в монастырь для всеобщего почитания. Так в монастыре появилась вторая святыня — чудотворный образ Почаевской Пресвятой Богородицы.

В 1604 году в обитель пришёл Прп. Иов Зализо. Все дни проводил он в непрерывной молитве. От постоянного пребывания в коленопреклонной молитве на его ногах появились раны, которые остались видны и на его нетленных мощах. Став игуменом монастыря, много трудов приложил он для процветания обители. Почил он в возрасте более ста лет. 8 лет пролежали его мощи в земле и от могилы его исходил свет. Святые мощи были перенесены в церковь после того как Прп. Иов Почаевский во сне явился митрополиту Киевскому. Так Почаевский монастырь обрёл третью святыню.

Навеки запечатлено в памяти событие 1675 года. Монастырь в то время практически полностью состоял из деревянных построек. Казалось, что обитель уже ничто спасти не может от сожжения и уничтожения. Но во время молитвы перед Чудотворным образом Почаевской Божьей Матери над монастырем произошло явление самой Царицы Небесной в окружении Небесного воинства и Прп. Иова Почаевского, склоненного в колено преклонной молитве перед Пресвятой Богородицей. Турки в ужасе бежали, побежденные своими же стрелами, которые отлетали обратно на них. Враг был отогнан от обители и города Почаев его же оружием. Монастырь был спасён и в память об этом событии был установлен праздник Почаевской иконы Божьей матери, который празднуется 5-го августа.

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771-1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял М. В. Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

Монастырь продолжал расти и развиваться, переживая разные этапы в своей истории. В 1831 году, после подавления польского восстания 1830-1831 г. г., монастырь указом императора Николая I передают Русской Православной Церкви, большинство монахов василиан вынуждены покинуть обитель. В 1833 году обители был присвоен статус Лавры. Обитель пережила оккупацию австро-немецкими войсками во время Первой мировой войны.

В 1939 году в истории монастыря начался новый период — «советский». 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу, на территории которой находился монастырь. В середине сентября Советский Союз по Пакту Молотова — Риббентропа с Германией от 24 августа 1939 года без боёв занял восточную часть Польши. Так Почаев оказался в границах Советского Союза, на территории Украинской ССР. В советские годы Почаевский монастырь оставался, но у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Прекратили существовать детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых людей. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось от 300 до 80 человек. Подходим к Надбрамному корпусу (Святые ворота) и начинаем визуальную экскурсию.

История Почаевской обители – неопровержимое подтверждение Покрова Пресвятой Богородицы, её особого покровительства над обителью. Монашеская жизнь в этих местах началась с середины XIII века, когда православные иноки с разгромленного монголо-татарами Киева бежали на запад. Поселились монахи на горе, а первыми монашескими кельями были каменные пещеры. Они же и нарекли местность по названию притока Днепра – реки Почайна. Так и обрёл город Почаев своё современное название.

Направляемся к Свято-Успенскому собору, который поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой. Над центральным входом – икона Успения Божией Матери.

Собор возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его — 54, а ширина — 40 метров. Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решёткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его.

С высокой террасы Лавры хорошо видны и близлежащие части Ривненской и Львовской области. Именно это место, где стоит Лавра, — оплот православия. Отсюда «рукой подать» и хорошо виден католический монастырь, расположенный на Львовщине, — там начинаются земли, где господствующей религией является католицизм.

Внутри архитекторы придали собору крестообразную форму. Он разделён на три части аркадами колон, поражая богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь. Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Христос и покаявшаяся грешница, воскрешение сына вдовы Наинской, Христос в доме Марфы и Марии… Золотыми буквами слева направо – православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене – огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.

В XX веке в обители воссиял новый светильник веры и благочестия – Прп. Амфилохий Почаевский. 12 мая 2002 года произошло его прославление и Свято-Успенская Почаевская Лавра обрела ещё одного небесного заступника, свою четвёртую святыню. Он вместе с Прп. Иовом Почаевским и Пресвятой Богородицей являются неизменными заступниками Почаевкой Лавры. Направляемся в подземный храм Иова Почаевского, где покоятся мощи святых, а мы получаем благословение батюшки.

Гостей и паломников в древний город и древний монастырь влечёт великолепная Лаврская архитектура, многочисленные истории об удивительных исцелениях и чудесах. Наибольшее количество богомольцев Лавра принимает в день прославления Прп. Амфилохия Почаевского – 12 мая, на праздник Почаевской иконы Божьей Матери — 5 августа, на Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа и в день памяти Прп. Иова Почаевского – 10 сентября.

Пятиярусная колокольня высотой 65 метров (1861-1871 г. г., арх. Раструханов).

Церковь на честь Великомученицы Варвары (1888 г.).

Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова (2000 г.).

Летний алтарь.

Водонапорная башня.

Направляемся к собору Преображения Господнего.

Рядом с собором — одни из ворот Лавры, но мы идём в противоположную сторону и продолжаем знакомство с остальными достопримечательностями.

Заходим в Троицкий собор, который был возведен самым последним — с 1906 по 1912 годы. Именно с его строительства началось православное просвещение западного католического общества. Время создания храма было также временем ознакомления российского и украинского народа с наследием древнерусского православного зодчества. Кроме того, в Почаевской лавре все православные церковные службы проходили в Успенском соборе, устройство которого было более подходящим для католических богослужений. Потому архитектором Алексеем Щусевым было принято решение о строительстве Свято-Троицкого собора в истинно древнерусском стиле XV века. В таком храме можно было проводить службу, придерживаясь всех православных канонов. Здание Почаевской святыни имеет форму куба, который завершается золотым куполом. С западной стороны построена башенка для прохода на хоры. С юга, запада и севера расположены входы во внутренний зал собора. Над ними красуются яркие мозаичные картины руки Николая Рериха — великого российского художника. С южной стороны находится образ Спаса Нерукотворного, которому преклонились святые князья, с севера — мозаика Новозаветной Троицы с Голгофой в центре, а западный вход украшен образом Почаевской Божией Матери, которой поклонились волынские святые. Снаружи Троицкий собор полностью белый и украшен в основном рельефными декорациями.

С Троицкого собора спускаемся к Архиерейскому дому (1820-1825 гг.). В 1846 году здесь останавливался и работал Тарас Шевченко — это напоминает мемориальная доска.

Посещение Почаевского монастыря и его святынь для многих людей, приезжающих в эту святую обитель, становится важным благотворным фактором в жизни. Добавлю — это ещё одно из самых красивых мест Украины.

Скит Святого Духа

Мы направляемся в скит Святого Духа, расположенный в нескольких километрах от Лавры, которую хорошо видно с территории скита.История Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 года, Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 году на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде. Обитель отличалась строгостью монашеской жизни. Позже в нём основали типографию и богословскую школу. Стены монастыря стали его своеобразной летописью: на них монахи записывали все важные события. В ХVI-ХVII веках обитель постигли беды: сначала она была разорена в результате набегов, потом моровая язва истребила практически всех монахов. Восстановление монастыря началось в 1901 году – здесь, в тиши вековых деревьев, на горе, основали скит Святого духа. Но в советские времена его снова закрыли. В стенах обители устроили психиатрический диспансер. А монахи переселились в Почаевскую лавру. Второе возрождение монастыря, который стал скитом, началось в 1990 году, когда возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря.. Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Также построили колокольню и три часовни. Строительные работы по возрождению Скита продолжаются до сих пор.

Собор Святого Духа построен в 1902 году по проекту главного инженера строительного отделения при Волынском губернском правлении Житомира Л. И. Альбертусом.

Наиболее известной святыней Скита является Чудотворный Крест преп. Никиты Столпника, Переяславльского чудотворца. Это один из тех Крестов, которые носил на себе преподобный — его вес 1 кг. Наш экскурсовод одевает на каждого из нас тяжёлый серебряный крест, благословляя нас.

Более подробно о Свято-Духовском ските и Чудотворном Кресте преп. Никиты Столпника можно узнать по ссылке — https://pochaev.pp.ua/istoriya/svyato-duxovskij-s…

А мы продолжаем знакомство с территорией Скита.

Направляемся к святому источнику, где омываем лицо и руки.

Вот и подошла к концу наша экскурсия по одному из самых сакральных городов Украины. Многим, именно во время поездки в Почаев, у Почаевских святынь открываются ответы на наболевшие вопросы – как жить дальше, как изменить жизнь, чтоб обрести мир в душе, семьях и в стране. Многие свидетельствуют о том, что поездка в Почаев стала для них неким рубежом, переступив который они стали воспринимать христианские таинства как неотъемлемую часть своей жизни, а также лучше стали понимать себя и своих близких.

Божья Лечебница

КОНВАЛИЯ, а проще говоря ЛАНДЫШ, природное средство для лечения сердца и нервной системы.
В народной медицине используют наземную часть растения. Заготавливают, с лечебной целью, ландыш майский в период цветения, хотя, цветки ландыша, также заготавливают и продают в виде букетов.
Траву срезают ножом. Срывать нельзя, поскольку нарушается корневая система и часть растений в таком случае гибнет. Сушат под навесом, расстилая тонким слоем, и часто переворачивая. Хранить можно в бумажных пакетах, коробках, в хорошо проветриваемом помещении. Срок хранения — до 2 лет.
Ландыш майский — сильнодействующее лекарственное растение и перед применением настоев, настоек и др. препаратов с него, желательно посоветоваться с врачом.
Ландыш нормализует сердечную деятельность, является общеукрепляющим, улучшающим кровоснабжение, мочегонным и успокаивающим средством.
Растение ландыша майского используют при лечении острой и хронической сердечной недостаточности, пороках сердца, неврозах, гипертонии как сосудорасширяющее, улучшающее кровообращение всего организма средство, а также как мочегонное, при водянке сердечного происхождения.
☝ В «Божьей лечебнице» вы найдете фитосбор «Здоровое #сердце» (http://bozhya-lechebnica.com.ua/index.php?pageid=5&goodid=32018), в составе которого так же есть ландыш.
Ландыш применяется ещё как успокаивающее средство при возбуждении центральной нервной системы, как снотворное, при эпилепсии, головной боли, параличе, заболевании щитовидной железы. При приеме препаратов из него внутрь расширяются сосуды почек, что приводит к усилению отделения мочи.
☝ Ландыш находится в составе таких лекарственных сборов, как , «От эпилепсии» (http://bozhya-lechebnica.com.ua/index.php?pageid=5&goodid=32116), «При паркинсоне» (http://bozhya-lechebnica.com.ua/index.php?pageid=5&goodid=32144)
Препараты ландыша рекомендуют беременным при отеках, а также принимают при климаксе.
Настойку ландыша пьют при инфекционных заболеваниях. Настоем цветов, с добавлением меда, промывают глаза при воспалении. Ландыш используют в сборе с другими растениями.
Настой цветов ландыша : 1 ч. ложка сухих цветков залить 1 стаканом кипятка, настоять 30 мин, процедить. Принимать по 1 дес. ложке, 3 раза в день, после еды.
Настойка ландыша (на спирту): плотно наполнить стеклянную банку цветками ландыша и залить водкой до верху. Настоять 2 недели в темном месте, затем процедить. Принимать по 15-20 капель за раз с водой, 2-3 раза в день, после еды при выше перечисленных заболеваниях. Детям дают по 1-10 капель в зависимости от возраста.
‼ Противопоказания. Не рекомендуется принимать ландыш при острых заболеваниях печени и почек, гастритах, остром миокардите, эндокардите. Необходимо строго следить за дозировкой, чтобы не было отравления.

Свято-Духов монастырь: прошлое и настоящее

Ратовавшему за процветание Свято-Духова монастыря, с любовью и благоговением прославлявшему древнюю обитель ученому монаху и духовному писателю и в страшном сне не могло привидеться того, что случится в стране всего через полтора десятилетия.

Архимандриту Геронтию, скончавшемуся через несколько лет после написания своей книги, не довелось стать свидетелем русской религиозной и национальной катастрофы, разрушения и осквернения воспетой им обители.

После Октябрьского переворота Свято-Духов монастырь был закрыт, святыни разграблены, две из трех монастырских церквей были взорваны, а величественное здание собора монастыря – церкви Живоначальной Троицы, построенной по древним образцам русской церковной архитектуры начала XVI века, было превращено в склад удобрений и запчастей для сельхозтехники. На территории монастыря руководители местного колхоза устроили машинный двор, кузницу, поставили емкости с горюче-смазочными материалами.

Мерзость запустения стояла на святом месте до 2005 года, когда, по благословению старца Илии (Ноздрина), схиигумена и духовника Оптиной пустыни, а ныне схиархимандрита, и духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, началось возрождение обители.

В настоящее время интенсивно идет восстановление разрушенного. Прежнее благолепие и красоту обрел соборный храм во имя Живоначальной Троицы, здание которого возвышается над обрывистым и живописным берегом реки Зуши, притока Оки, величественно царит над окрестностями, привлекая внимание всех проезжающих по дороге Залегощь-Новосиль за многие километры. Восстановлена ограда монастыря, некоторые участки которой повторяют облик древнерусской крепости, напоминая о том вкладе, которую внес в свое время монастырь в защиту Отечества, построен братский корпус, богадельня, трапезная с кухней для монахов и послушников, библиотека, теплый гараж и др. К основным монастырским объектам проложен подземный газопровод.

Ведущими московскими мастерами воссоздана икона «Николы Доброго», которая с доскональной точностью повторяет древний чудотворный образ, утраченный в ходе русской богоборческой смуты XX столетия. Как и во времена цветения и славы монастыря, перед этой иконой вновь регулярно служатся молебны, читаются акафисты. Восстановлен древнерусский строй знаменного пения во время монастырских богослужений, исполненных внутреннего благоговения и внешнего благообразия. Особой истовостью и духовной глубиной проникнуты молебны с водосвятием о недужных. Эти молебны проводятся каждое воскресенье в соборном храме монастыря и собирают множество участников, которые не раз убеждались в благодетельной целительной силе этого священнодействия для души и тела.

Монастырь сегодня выступает в качестве центра духовного просвещения для населения Новосильского и окружающих районов, а также в качестве центра возрождения казачества, народных фольклорных традиций.

Так же, как и в прошлом, при монастыре имеется богадельня; на иждивении монастыря находятся больные, инвалиды, престарелые, а также люди, оказавшиеся в безвыходном положении, – без средств существования и жилья.

Постоянную попечительскую заботу и поддержку в сложном и многотрудном деле по возрождению монастыря нам оказывают наши духовные руководители: схиархимандрит Илия, высокопреосвященный Антоний, митрополит Орловский и Болховский, и преосвященный Нектарий, епископ Ливенский и Малоархангельский.

Со своей стороны, братия монастыря делает все возможное для восстановления обители, ее былой красоты и величия. Но само расположение монастыря вдалеке от железных дорог и шоссейных магистралей, в самом бедном и малонаселенном районе Орловской области, которая, в свою очередь, занимает одно из последних мест в рейтинге регионов ЦФО по уровню экономического и инфраструктурного развития, создает чрезвычайно тяжелые обстоятельства для жизни обители, требующие от ее насельников предельного напряжения сил.

Нам ежедневно приходится сталкиваться с проблемами необходимого жизнеобеспечения, требующими серьезных материальных затрат:

— недостаток необходимой техники, в том числе транспорта;

— обеспечение строительными материалами;

-оплата электричества и газа, используемого для отопления церкви и одного из монастырских корпусов;

— обеспечение дровами печного отопления основного братского корпуса;

— недостаток оборудования братских корпусов, кухни, библиотеки. пекарни;

— снабжение насельников монастыря одеждой, обувью, постельным бельем, питанием и различными бытовыми расходными материалами;

— обеспечение больных, немощных, престарелых насельников обители, находящихся на ее иждивении, лекарствами и предметами, необходимыми для ухода за ними.

Архимандрит Геронтий (Кургановский) писал в своей книге: «Православная Россия всегда отличалась щедростью на святые храмы Божии, иноческие обители, ценя в них нравственное достоинство и поучаясь в высоте их христианского смирения и молитвенных подвигов» Эта щедрость, о которой пишет отец Геронтий, веками неизменно давала обильные и удивительные плоды, способствуя процветанию древних русских монастырей и, вместе с тем, духовному и экономическому процветанию нашей Отчизны, ее могуществу, величию и славе.

Возрождение наших древних обителей – это корень возрождения России!

Ссылки

  1. См.: Неделин В.М. Древние города земли Орловской XII-XVIII века: история, архитектура, жизнь и быт. — Орел: Вешние воды, 2012, с.193.
  2. Романенко Е. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря. – М., 2002. – С.311.
  3. Русаков Е. Новосильский Свято-Духов мужской заштатный монастырь Прибавления к Тульским епархиальным ведомостям, 1870, №3. – С.57.
  4. Троицкий Н.И. Новосильская икона св. Николая “Доброго” // Светильник. 1915. № 9-12, с.75
  5. Архимандрит Геронтий. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря. – Тула, 1901. — с.19.

6. Указ. соч., с 16-17.

Игумен Александр (Маслов)