Смысл жизни христианина

Христианство и философия

Христианское понимание смысла жизни: католический, православный и протестантский подходы

Смысл жизни — это высшая ценность, которую мы пытаемся обрести в нашей жизни, это цель, к которой мы стремимся. Для христианина высшей целью и ценностью является Сам Иисус Христос. Другими словами, смыслом жизни христианина является стремление к жизни во Христе и обретение этой жизни — жизни, о которой апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Каким же образом обретается этот смысл жизни? Христиане различных конфессий, то есть вероисповеданий, давали различные рекомендации относительно этого пути. Не претендуя на полноту изложения, упомяну три характерных варианта рекомендаций:

первый вариант — католический; он принадлежит Фоме Кемпийскому;

второй вариант — православный — принадлежит святому Серафиму Саровскому;

и, наконец, третий вариант — протестантский, принадлежащий Жану Кальвину.

Суть рекомендаций Фомы Кемпийского — католического монаха, жившего в XV в., можно выразить так: «Подражай Христу и презирай мир и всю суету его».

Святой Серафим Саровский — русский православный монах, современник Пушкина, в свою очередь, смысл жизни христианской высказал в таких словах: «Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения её. Истинная цель жизни нашей христианской — есть стяжание (то есть приобретение, добывание. — В.К.) Духа Святаго Божия. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святаго Духа Божия… Лишь только ради Христа делаемое добро приносит нам плоды Духа Святаго, все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды (то есть выгоды. — В.К.) в жизни будущего века нам не предоставляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает».

И, наконец, великий протестантский реформатор Жан Кальвин указывает на следующие «ориентиры» в мути ко Христу:

во-первых, направь всю силу своего разума на служение Богу;

во-вторых, терпеливо неси свой крест и страдания, как данные нам Богом;

В-третьих, отрешись от себя (хотя бы отчасти); точнее, отрешись от своего «узкого», эгоистического «я»;

и наконец, в-четвертых, добросовестно трудись.

Предельно кратко суть трех вариантов рекомендаций относительно пути обретения смысла христианской жизни можно выразить так:

первый вариант: подражай Христу;

второй: делай добрые дела ради Христа;

и третий: терпеливо неси свой крест и трудись, подчиняясь Богу.

Логических противоречий между этими тремя вариантами нет. Есть лишь различие акцентов, а именно: для первых двух вариантов, то есть для католического и православного, характерна большая мистичность (созерцательность); для последнего же — протестантскому — характерна большая практичность, ориентация на труд.

Еще одно замечание, с содержанием которого, думаю, согласятся и католики, и православные, и протестанты: необходимой предпосылкой (условием) нашего успешного движения к жизни во Христе являются: во-первых, любовь к Богу больше, чем к себе; и, во-вторых, любовь к ближнему, как к самому себе.

Господь наш Иисус Христос говорит: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их», — повторяет и тем самым подчеркивает Господь. И продолжает: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день (Господь говорит о великом дне Страшного Суда. — В.К.): „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли! и не Твоим ли именем многие чудеса творили?“ И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие“. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 16–27).

Так говорит Господь! Главное, чего Он ждет от нас, христиан — это жизни по Его заповедям, а не внешнего богопочитания и не «слов» к Нему и о Нем, то есть не «обрядов» и не «богословия». Конечно, ни обряды, ни богословие не отменяются, но они — не главное. Главное для христиан — жить по Христу и во Христе!

Разнообразие цветов, растений, животных радует наш взор. Убежден, что подобным образом радуют Господа различные виды христианского служения, не противоречащие друг другу в понимании смысла христианской кой жизни.

Ну, а как все же оценивать богословские разногласия, которые, несомненно, существуют? А вот как: пусть будут! Но пусть они не становятся поводом для душегубительной вражды между христианами различных вероисповеданий, конфессий и деноминаций. «Ибо Надлежит быть и разномыслиям между вами, — говорит апостол Павел, — дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).

Что обычно является основанием богословских разногласий?

Основанием этих разногласий, споров и даже вражды, доходившей в прошлом до взаимоистребительных войн, является убежденность каждой из сторон, что только она знает истину, а прочие ее не знают. «Мы и только мы познали Бога (Иисуса Христа, Троицу и т. д.) Правильно, а вы — все прочие, находитесь во лжи, заблуждаетесь» — так, или примерно так, часто думают Представители различных конфессий. Говорить подобное — все равно что утверждать: «Мы прошли бесконечное расстояние, а вы нет!» Ясно, что это — в высшей степени самонадеянное утверждение, ибо шаг за шагом Пройти бесконечность нельзя. Более того, сколько бы «шагов» мы ни сделали на бесконечном пути познания Бога, перед нами будет лежать все та же бесконечность.

Когда представитель того или иного вероисповедание говорит: «Мы знаем истину!» — он очень часто говорит правду. Но когда он продолжает: «Истина есть лишь то, что я знаю как истину!» — он заблуждается, ибо в данном случае дело обстоит примерно так.

Представим себе сферу с бесконечным диаметром, а внутри — меньшие сферы с конечными диаметрами, причем некоторые из этих меньших сфер, возможно, пересекаются друг с другом. Ясно, что никогда ни одна из сфер с конечным диаметром не совпадет с бесконечной сферой, как бы ни увеличивался диаметр конечной сферы. Таким образом, никогда ни одна из богословских концепций не даст абсолютного, исчерпывающего познания Бога (Иисуса Христа, Троицы и т. д.).

Но как же избежать ненужных вероисповедных богословских «битв»? Для этого есть два возможных пути: первый — игнорировать, «не замечать» друг друга; и второй — стремиться понять друг друга. Убежден, что второй путь предпочтительнее, ибо, идя по нему, богословы различных вероисповеданий получают хорошую возможность для взаимообогащения, так как богословие каждого из вероисповеданий содержит в себе истины, которые наиболее глубоко продуманы лишь в рамках данного вероисповедания.

Понять ту или иную богословскую доктрину — это значит прежде всего реконструировать (восстановить, воспроизвести, продумать) вопросы, на которые она отвечает. Наряду с общими вопросами перед богословами различных вероисповеданий стояли и стоят особые, присущие только их вере вопросы. Различие вопросов порождает разнообразие ответов. Каждый из этих ответов может быть правильным на соответствующий вопрос.

Завершая, хочу сформулировать общий вывод в форме призыва к богословам различных вероисповеданий: будьте скромнее и терпимее в предъявлении «претензий» друг к другу при обсуждении богословских вопросов!.. Уместно также вспомнить завершение великопостной молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего…»

Религия, Бог, душа и смысл жизни человека

Религия для человека необходима как жизнь, как воздух. Каждая религия даёт свой определенный свод законов, правила общения между социальными группами, которые позволяют всем людям мирно сосуществовать между собой. В православной религии существуют десять заповедей, соблюдая которые правоверные граждане, проживая свой отпущенный короткий век на Земле, совершенствуют и очищают свою вечную душу. Пройдя всяческие испытания, соблазны, огонь, воду и медные трубы, и если пройдя все эти испытания, живя по заповедям божьим. Тогда на божьем суде совершённые человеком поступки по ученью и по заповедям божьим считаются правильными, положительными, положат на одну чашу весов. А на другую чашу весов положат отрицательные поступки, совершённые человеком не по заповедям божьим, и какая чаша перетянет, такое решение и будет принято. Или душу чистую светлую очищенную от всей скверны, возьмёт к себе Бог в свои райские сады и продолжит она там свою вечную жизнь, или чёрную злую душу отправит на уничтожение в адский огонь. О происхождении всех религий вы можете прочесть сами и получить полную информацию о них, в соответствующих источниках информации, поэтому на их происхождении, я не буду заострять своё внимание. Возьмём как должное, что Боги существуют, и они правят всей Вселенной, а откуда они взялись нам не известно и это не главное, главное то, что они управляют Землёй и это факт. На Земле существуют реальные три религии, это православная, буддийская и мусульманская, все остальные религии происходят от лукавого. К примеру, скажем, католическая религия это чисто коммерческая религия, написанная людьми для порабощения других людей, где принят закон, что слово смертного папы стоит выше слова Божьего, где мерилом всего является золото. По моему мнению, я считаю, что правильная религия есть православная, и её Бог Иисус Христос, только она позволяет правильно развивать и совершенствовать душу, православная вера это самая короткая дорога к Богу в его райские сады. В православной религии всегда слово Божье, душа, стоит на первом месте, мерилом всего составляют духовные ценности, а не золото. Как следует из святого писания, что Бог создал жизнь на земле за шесть дней, а на седьмой день сделал себе выходной, и что людей Бог сотворил по образу и подобию своему. И поэтому мы все дети Божьи, и мы не просто так живём на Земле, и у нас есть смысл жизни на Земле. По моему мнению, Бог существо астральное, он не может иметь такое же физическое тело как у нас, он питает своё тело космической энергией. Узнать о строении и химическом составе из чего состоит Бог, на сегодняшний день мы не можем, нам не известно ещё четыре элемента, но подсказка у нас есть. На сегодняшний день мы не знаем, из каких элементов состоит душа, как она работает, почему её невозможно уничтожить земными средствами, и ещё много почему, на которые надо найти ответы. Душа человеческая состоит из тех же элементов, что и Бог, мы можем увидеть душу, мы знаем её форму и где она расположена, мы знаем её вес и больше ничего о душе мы не знаем. Придя в православный храм, обратите своё внимание на святые образа, там над головой есть святое свечение в форме шара. Именно это и есть душа, душу можно сфотографировать, снять на киноплёнку.

Душа расположена над головой, а не в сердце, хоть и говорят, что сердцу не прикажешь. Сердце в человеке это не насос, как считают современные медики, это уникальный синхронизатор, который синхронизирует работу всех органов, настраивает весь организм и не удивительно, что его зачастую путают с душой. Американские учёные провели уникальный эксперимент, для того чтобы узнать, сколько весит душа, они взяли точные электронные весы и взвешивали тело умирающего человека. Таким образом, учёные установили, что в момент смерти человека, от человека отделяется некое астральное тело и человек теряет в весе, от 2 до 3.5 грамм. Да, да уважаемые граждане, именно столько весит весь наш интеллектуальный багаж, багаж опыта и знаний, накопленные нами за семь жизней. Люди, живущие с чистой душой, по заповедям Божьим умирают легко и спокойно, и наоборот, люди, продавшие свою душу дьяволу умирают тяжело, в страшных мученьях. Где живёт Бог, точно не скажет ни кто, астрономы утверждают, что в Галактике есть 2.500 тысячи планет, по техническим характеристикам схожие с Земными и что возможно на одной из них существует жизнь, нам не известная, возможно там и живут Боги. Можно лишь предположить на какой именно планете живёт Бог, как известно люди, попавшие в клиническую смерть, после выздоровления утверждают, что они общались с Богом. Сегодня известно, что клиническая смерть человека по времени длится в среднем семь минут, если это время разделить на путь к Богу и обратно, плюс ещё разговор с Богом, то примерное время на дорогу к Богу в один конец составит 2,5 минуты.

Если мы это время умножим на скорость света, то полученное расстояние, в радиусе которого и надо искать Божью планету, хотя всё это, конечно же, только предположение. По моему мнению, Бог живет, на какой-то планете, потому что он не может жить просто в космическом пространстве, в библии об этом написано. А раз так, то на каждой планете существует свой ландшафт, и если Бог нас создал по образу и подобию своему, то возможно и природная экосистема похожая на Земную, иначе, откуда там взялись эти райские сады, эти благодатные кущи. Я думаю, что Бог на своей планете живёт не один, ему тоже нужно своё общество, общество единомышленников, живущих по его моральным ценностям и принципам жизни, в противном случае даже Богу было бы скучно жить одному. Зачем же тогда Богу понадобились люди на Земле? Конечно же, в плане знаний это маловероятно, ведь он всё это создал, и Бог лучше всех нас знает, что и как работает на Земле. Скорее всего, Земля есть некий испытательный полигон, где, пройдя все испытания, слабая и неустойчивая душа, очищается от всего плохого, и становится равным с Богом, его единомышленником. Я предполагаю, что даже при всех его знаниях и технологиях, которыми Бог обладает, Бог тоже, не знает, есть ли конец вселенной, и правда ли что она бесконечна. Можно предполагать, что Бог тоже хочет узнать есть ли конец вселенной, есть ли начало начал, и ему нужны наши чистые светлые души единомышленников, чтобы узнать об этом. Бог может нас послать в качестве астронавтов, чтобы мы смогли вернуться и сообщить, что там есть, там за горизонтам, на конце вселенной. Совершить такие исследования могут только чистые, светлые души, в этом и заключается смысл жизни, жизни в которой человек хочет понять истину, истину существования бытия.