Собор белорусских святых

Самая мистическая ночь в году: белорусские традиции празднования Хэллоуина

Популярность одного из самых древних в мире праздников – Хэллоуина – с каждым годом лишь растет. Традиция празднования таинственной ночи перед Днем всех святых зародилась в Великобритании несколько сотен лет тому назад. Это и праздник сбора урожая, и день, окутанный мифами и легендами, связанными с потусторонней жизнью и духами. На севере Ирландии и Шотландии до сих пор проводят ритуалы с многовековой историей. Однако в России, Беларуси и других странах СНГ празднование Хэллоуина не имеет ничего общего с первоначальным представлением об этом празднике – это, скорее, попытка скопировать традицию осенних костюмированных вечеринок и изготовления сувениров из тыквы.

Чтобы хоть как-то разнообразить тоскливые октябрьские вечера, белорусы перенимают западноевропейскую традицию празднования «самой страшной ночи в году», организовывают тематические вечеринки, концерты и фотосессии. Хэллоуин уже не первый год празднуют в нашей стране, однако его первоначальный смысл значительно искажен. Хэллоуин в Беларуси – лишний повод собраться в кругу компании, повеселиться, удивить друзей самым оригинальным костюмом и устроить самую креативную вечеринку года. Нетрудно догадаться, что праздник привлекает, в основном, молодежь.

Отдельно стоит отметить главный атрибут праздника – голову, вырезанную из тыквы, так называемый «светильник Джека». Появление этого символа связывают с ирландской легендой о человеке, который был обречен скитаться по миру с тыквенной головой и тлеющим угольком внутри нее. После смерти Джек не попал ни в рай, ни в ад. Такая зловещая и удивительная сказка привлекает к себе внимание, поэтому Хэллоуин не может считаться состоявшимся без изготовления светильника из тыквы.

Хэллоуин празднуется в ночь с 31 октября на 1 ноября. Наибольший размах он получил в англоязычных странах, однако до сих пор не нигде считается государственным праздником или выходным днем. В осенний вечер дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу»Trick or Treat!», что в переводе означает «проделка или угощение!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, вампиров, оборотней, привидений, русалок и различных ночных животных.

Пока любители западной культуры готовятся праздновать американский День всех святых и подбирают наряд для вечеринки, почитатели местных обычаев могут планировать что-то более традиционное.

Для белорусов характерно уважительное отношение к предкам, поэтому в народном календаре существует более пяти дат, когда принято поминать умерших, однако осенний праздник Дзяды – самый главный среди них.

Обычно осенние Дзяды отмечались на третью субботу после Покрова (14 октября), но в разных регионах даты могли меняться. В современной Беларуси этот праздник четко зафиксирован – 2 ноября отмечается государственный праздник День памяти.

Дзяды – христианский праздник, имеющий глубокие языческие корни, поэтому в различных регионах Беларуси его проводят по-разному. В этот день предков приглашают к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство, поэтому праздник считается скромным, семейным и домашним. К празднованию Дзядов приводили в порядок не только себя, но и дом: вся семья наводила в доме порядок и посещала баню, где затем оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков, которые заглянут сюда позже.

Праздничный стол был невероятно богатым и вкусным: женщины могли весь день готовить самые разнообразные кушанья, а хозяин дома зажигал свечу, читал молитву, открывал окна и двери, а затем приглашал умерших предков за стол. На семейный ужин звали каждого умершего по имени, что и доказывало особое почтительное отношение белорусов к своему роду.

Во время празднования Дзядов неукоснительно соблюдалась старая традиция: члены семьи садились за стол по старшинству – от самого старшего к самому младшему. Белорусы верели, что смерть забирает раньше того, кто сядет за стол первым.

Как бы не отличались обычаи празднования Дзядов в зависимости от региона, объединяло их одно – на столе обязательно стояла миска и чарка, предназначенные для духов, куда каждый член семьи отливал свое питье и накладывал еды. Кутья и блины были обязательными составляющими ужина.

Поминальный ужин длился довольно долго и сопровождался воспоминаниями об умерших родственниках, об их достойных поступках. Таким образом, из поколения в поколение передавалась информация о своем роде самым младшим членам семьи, чтобы затем, через много лет, она рассказали то же и своим детям и внукам.

Когда ужин подходил к концу, хозяин произносил молитву, а потом тушил свечу кусочком хлеба, либо блином. Если дым шел вверх, то в семье все должно было быть благополучно. А если он шел в сторону к дверям, то в доме вскоре должен был быть покойник.

На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. Очень похоже на Хэллоуин, не так ли?

***

Два первых ноябрьских дня в католической церкви посвящены памяти усопших и следуют один за другим: 1 ноября — День всех святых (All Saints’ Day) и 2 ноября — День поминовения усопших (All Souls’ Day). Православные отмечают Дзяды в первую субботу перед 8 ноября (поминальная суббота).

Праздник Всех святых был введен в начале VII века Папой Бонифацием IV, а позднее, в начале XI века, был установлен День поминовения усопших. Католическая Церковь считает соблюдение обрядов поминовения важным долгом всех верующих. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но могут находится в Чистилище, где Бог очищает их, спасенных, от последствий греха. Сократить срок пребывания в Чистилище могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих. Первый день (1 ноября) католики проводят в храмах, участвуя в святых Мессах, а во второй день с самого утра отправляются на кладбище.Там молятся, приводят в порядок могилы и оставляют горящие свечи.

Полина Крищанович

По инициативе Митрополита Минского и Слуцкого Филарета празднование Собора Белорусских святых было впервые совершено в 1984 году в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. За двадцать с лишним лет число угодников Божиих, составляющих Собор Белорусских святых, увеличилось от 14 до 75.

Самые древние в Беларуси епархии — Полоцкая и Туровская, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были полоцкие и туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Это были первые архипастыри, которые своим служением способствовали распространению христианской веры в первые века после Крещения белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII–XIII столетиях. В этот же период монашеский подвиг несли преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая и Елисей Лавришевский. А затем каждый уголок нашей земли просиял неугасимыми лампадами Христовыми — святыми, несшими свой подвиг служения Богу.
12 декабря 1999 года Белорусская Православная Церковь в лике местночтимых святых прославила двадцать три новомученика, несших крест своего служения в Минской епархии. Эти двадцать три души, стоящие у престола Господня, заплатили своей жизнью за веру и не были посрамлены, как не может быть посрамлен никто из людей, уповающих на Бога.

Гонения, направленные против Русской Православной Церкви в недавние десятилетия XX века, по своим масштабам и жестокости вполне сравнимы с теми преследованиями, которые пережили христиане Римской империи в I – начале IV столетия.

Десятки тысяч разрушенных храмов, сотни закрытых монастырских обителей, миллионы арестованных, заключенных в концлагеря, сосланных и расстрелянных людей стали результатом безумной попытки претворения в жизнь той безбожной, неоязыческой идеологии, которая временно, как и все от человека приносимое, «восторжествовала» в России в XX веке.
Согласно дореволюционной статистике накануне 1913 года в пределах той территории, которую в начале XX века плотно населяли белорусы, существовало пять православных епархий: Минская, Полоцкая, Литовская, Могилевская и Гродненская. В них действовало 3 613 церквей (включая соборные, приходские, приписные, домовые и кладбищенские), 470 часовен, 34 монастырские обители. В Минске, Вильно, Могилеве, Витебске функционировали духовные семинарии. Была достаточно широко развита сеть духовных училищ. При приходских храмах имелось 4 247 начальных школ (церковно-приходских и школ грамоты). Население, исповедавшее православную веру и проживавшее в пяти вышеназванных епархиях, составляло 5 млн. 561 тыс. человек.

В этот день хочется вспомнить имена таких Белорусских святых как:

Святитель Мина, епископ Полоцкий
Преподобный Мартин Туровский
Благоверный Князь Ростислав Киевский
Преподобная княгиня Ефросиния Полоцкая
Святитель Деонисий, епископ Полоцкий
Святитель Кирилл, епископ Туровский
Святитель Лаврентий, епископ Туровский
Преподобный Елисей Лавришевский, затворник Печерский
Святитель Симеон, епископ Полоцкий
Праведная София, княгиня Слуцкая
Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский
Преподобномученик Макарий, игумен Пинский
Святитель Григорий Конисский, архиепископ Могилёвский
Праведный Иоанн Кормянский
Это те самые 14 святых Белорусской земли, которые жили и пострадали в 12-19 века и изначально были включены в 1984 году в День этого торжества. В число Белорусских святых входит так же:
Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (родился и пострадал в Гроденской облости)
Святая блаженная Валентина Минская
Священномученик, архидиакон Никифор
Священномученик Макарий , митрополит Киевский
Благоверный князь, Борис Туровский
Святая княгиня, Евпракия Полоцкая
Преподобный Феодор, князь Острожский
Княжна Литовская, Харитина
Святой Геннадий Могилёвский
Преподобный Манефы Гомельской
Святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских
Так же уже упомянутых 23 новосвященномученников пострадавших от безбожной власти 20 века. Среди них:
Священномученик Константин Шарковщинский
Священномученик Николай Витебский (служил так же в Латвийских городах Даугавпилсе и Резекне)
Святой мученик Владимир Витебский
Священномученик Иоанн Рижский (служил некоторое время в Белоруссии до приезда в Латвию)
и многие другие…
В Белоруссии так же есть свои святыни, чудотворные иконы Богородицы:
Жировицкая
Минская
Оршанская
Коложская (в Гродно)
Белыничская (В Могилёвской области)
Барколабовская (В Могилёвской области)
В настоящее время в Белоруссии 11 православных епархий:

Минская (учереждена в 1793 году) правящий архиерей, Патриарший Экзарх Всея Белоруссии, митрополит Минский и Слуцкий, Павел (Пономарёв)
Полоцкая (основана в 992 году и является самой древней в Белоруссии). Правящий архиерей, архиепископ Полоцкий и Глубокский, Феодосий (Бильченко)
Туровская (1005 год), епископ Туровский и Мозырский, Стефан (Нещерет)
Пинская (1241 год), архиепископ Пинский и Лунинецкий, Стефан (Корзун)
Новогрудская (1044 год), архиепископ Новогрудский и Лидский, Гурий ( Апалько)
Могилёвская (1267 год), епископ Могилёвский и Мстиславский, Софроний (Ющук)
Гродненская (1899 год), епископ Гродненский и Волковысский, Артемий (Кищенко)
Брестская (11 век и возрождение епархии в 1990 году), епископ Брестский и Кобринский, Иоанн (Хома)
Витебская (1563 год), архиепископ Витебский и Оршанский , Димитрий (Дроздов)
Гомельская (1943 год), архиепископ Гомельский и Жлобинский , Аристарх (Станкевич)
Бобруйская (новая епархия), епископ Бобруйский и Быховский, Серафим (Белоножко).
Так же в Церкви Белоруссии находятся три викарные епископские кафедры:
Епископ Друцкий и викарий Витебской епархии, Пётр (Карпусюк)
Епископ Речицкий м викарий Гомельский, Леонид (Филь)
Епископ Борисовский и викарий Минский , Вениамин (Тупеко).

Сегодня в Белоруссии: 27 монастырей, 1437 приходов, 1175 церквей (172 строятся), 1438 священников.

Молитва
за белорусский народ

Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; святых благоверных князей Ростислава Киевскаго и Бориса Туровскаго; святыя благоверныя княгини Евпраксии Псковския; преподобныя Харитины, княжны Литовския; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; преподобныя Манефы Гомельския; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския; святыя блаженныя Валентины Минския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии Белорусския земли,/ и чтим святую память вашу,/ вы бо молите о нас/ Христа Бога нашего.

Тропарь

Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,/ да в вере и делех плод добр принесём.

Собор белорусских святых

Собор белорусских святых является передвижным праздником и отмечается в третью неделю после Троицы. В 2015 году празднование попадает на 21 июня по новому стилю.
История Православия в Белоруссии
История христианства на Белорусской земле насчитывает множество столетий, так как проповедь веры Христовой совершалась там задолго до Крещения Руси. По преданию, первым проповедником стал святой апостол Андрей Первозванный, и, таким образом, уже в первые десятилетия существования Церкви христианское учение было принесено на территорию современной Белоруссии. После Крещения Руси жители города Полоцка также пожелали принять христианскую веру, и около 922 года возникла Полоцкая епархия, положившая начало Православию в Белоруссии.
В числе святых, подвизавшихся на Белорусской земле, особо известны и почитаемы такие угодники Божии как преподобная Евфросиния Полоцкая, ставшая основательницей одного из самых древних монастырей, святитель Кирилл Туровский, прославленный средневековый богослов, получивший за свои литературные труды имя Златослова. Известны также святые епископы Мина, Дионисий и Симеон, которые управляли Полоцкой кафедрой в период с 1116 по 1280 годы.
На долю Православия в Белоруссии выпало множество испытаний, первым из которых стало нашествие Батыя, которое привело к разделению на две митрополии доселе единой Русской Церкви. Это произошло в XV веке, когда от Киевской кафедры отделилась Литовская митрополия. В результате различных политических событий православный народ оказался на территории Великого княжества Литовского и стал подвергаться сильному давлению со стороны католической власти. Многие притеснения приходилось испытывать тем, кто отказывался перейти в католическую веру или стать униатом, однако лучшие чада Церкви оставались верны истинной вере, не страшась даже смерти за свои убеждения. В это время просияли такие святые как праведная София Слуцкая и преподобномученик Афанасий Брестский.
Однако во второй половине XVIII века ситуация начала меняться. С приходом на Могилевскую кафедру святителя Георгия Конисского открывается Могилевская семинария, а также типография, в которой появилась возможность печатать православную литературу. А в 1839 году совершилось еще одно знаменательное событие: воссоединение униатов с Православной Церковью.
Страшные гонения, обрушившиеся на христиан в XX веке, не обошли стороной и Белорусскую Церковь, и в настоящее время в сонме белорусских святых насчитывается более 20 новомучеников.
Установление праздника
Праздник Собора белорусских святых является достаточно новым. Этот день начал отмечаться в 1984 году по предложению митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Вначале было канонизировано 14 святых, однако со временем в число Собора было включено множество угодников Божиих, подвизавшихся на территории Белоруссии. Среди прославляемых в день Собора поминаются также те святые, которые были связаны с Русской Православной Церковью, однако жили и трудились в Белоруссии.
Праздничная икона
Композиция иконы Собора святых имеет свою особенность: центром любого образа является храм, символизирующий собой Православную Церковь, которую окружают прославляемые угодники Божии. На иконе Собора белорусских святых среди фигур святителей, иноков и мирян изображают также святого младенца Гавриила Белостокского, который принял мученическую кончину от руки иудейских сектантов.
В жизни любого христианина иконы святых имеют большое значение, напоминая о связи Церкви земной и небесной. Икона святого несет глубокий богословский смысл, говоря о победе над грехом и вечной смертью и призывая верующего следовать примеру тех людей, которые прошли нелегким путем к спасению и достигли Царствия Небесного.
Тропарь, глас 5:
Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.
Кондак, глас 3:
Божии угодницы Белорусския земли ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы и невидимо за ны молятся Богу, о крае нашем, прося нам мир и велию милость.
Величание:
Величаем вас, /святии Белорусския земли, /и чтим святую память вашу, /вы бо молите о нас /Христа Бога нашего.
Молитва:
Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.