Собор иконы казанской божьей матери

История оригинала иконы: обретение и потеря образа

По преданию, чудотворная икона Казанской Божьей Матери была найдена 8 июля (по старому стилю) 1579 года на месте сгоревшего Казанского Кремля. Тогда Богородица явилась маленькой девочке Матроне, девятилетней дочке стрельца Онучина, и приказала искать образ на пепелище. Поначалу ребенку не верили, но когда Матрона вместе со своей матерью начали раскапывать пепел на указанном Девой Марией месте, в куске сукна они нашли небольшую икону. Обретение святого образа описал местный священник, будущий патриарх Ермоген. Он же засвидетельствовал и первые чудеса лика. При переносе иконы в церковь людям помогали два слепца, и, после того как они прикоснулись к лику, к ним вернулось зрение.

Истории о силе образа быстро докатились до Москвы, и сам Иван Грозный издал указ построить на месте обретения иконы женский монастырь. По преданиям, первой послушницей обители стала девочка Матрона.

С чудотворной иконы Божьей Матери было сделано немало списков. Один из первых был передан войску Минина и Пожарского. Считается, что в 1612 году именно святыня помогла ополченцам освободить Москву от поляков. Позже списки были сделаны для Санкт-Петербурга и многих других городов.

Оригинал иконы не покидал Казань. Образ хранился в монастыре до 1904 года, пока не был выкраден грабителями. Злоумышленников нашли по горячим следам, однако иконы при них уже не было. По официальной версии, воры просто разрубили и сожгли ее, поскольку совершали кражу ради драгоценных окладов. Действительно, у Казанской иконы была богатая риза, в частности, еще в 1767 году императрица Екатерина II пожертвовала для ее украшения свою бриллиантовую корону.

Есть и другие версии исчезновения оригинала. Одни исследователи считают, что он был продан. Другие убеждают, что икона спрятана где-то в России, а место хранения просто утеряно. Есть версия, что ее вывезли позже, уже в 20-х годах ХХ века и теперь подлинник находится заграницей.

«Ватиканский» список

Через 100 лет после кражи иконы из Казанского монастыря, город снова получил чудотворный образ Богородицы. Несмотря на то что это лишь список, почитают его не меньше, чем чтили подлинник. История иконы, которая предположительно до ХХ века принадлежала Дивеевской общине, довольно сложная. С приходом советской власти, образ был вывезен заграницу. В 1950 году его приобрел коллекционер, а позже икона была выкуплена организацией Blue Army. В 1993 году она была подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II и более десяти лет находилась в его личных покоях.

О передаче святыни шли достаточно сложные переговоры. Поначалу считалось, что найденный образ – это тот самый утерянный оригинал. Ватикан выдвигал свои требования возвращения иконы Казанской Божьей Матери, Русская Православная Церковь хотела возврата чудотворного лика на других условиях.

В 2003 году группа экспертов провела экспертизу иконы, результаты тогда стали неожиданными для многих. Оказалось, что «Ватиканская» икона – это не оригинал и даже не ранний список, это копия, которая датируется XVIII веком. Через год после экспертизы католическая Церковь вернула образ РПЦ.

21 июля 2005 года, на празднование 450-летия Казанской епархии, список был привезен в Казань Патриархом Алексием II. По случаю знаменательного события был совершен многотысячный крестный ход, а сама икона передана Казанскому Богородицкому монастырю.

«Ватиканский» список очень почитаем не только городом, но и за его пределами. Икона считается чудотворной, а в Казани многие верят, что монастырю вернули настоящую святыню.

Казанский Богородицкий монастырь

Место обретения иконы Казанской Божьей Матери стало святым для православного мира – Богородицкий монастырь был основан здесь сразу после чуда. Изначально это был женский монастырь, и в таком статусе обитель просуществовала до нач. ХХ века.

Для ХVI-ХVIII веков это достаточно крупный православный центр, куда для молитвы перед святым образом стекались паломники со всех уголков страны. При этом тогда здесь был лишь каменный собор, колокольня и небольшая Софийская церковь.

Монастырь существенно расширился в ХIХ веке. Тогда был обновлен обветшавший каменный собор, достроены Никольский и Крестовоздвиженский храмы. Однако уже в 20-х годах ХХ века советская власть упразднила монастырь, причем некоторые постройки, например колокольня, были просто разрушены. Территорию святой обители заняла табачная фабрика, а позже Крестовоздвиженский храм передали филфаку Казанского педагогического института.

Восстановление монастыря началось с 1994 года, а основная реконструкция проводилась накануне возвращения «Ватиканского» списка Казанской Божьей Матери. До 2005 года был восстановлен Крестовоздвиженский храм, с территории окончательно убраны производства и административные отделы табачной фабрики. С этого времени обитель снова становится монастырем, но теперь он возрождается уже как мужской. Реставрационные работы на территории идут до сих пор.

Паломников особенно привлекает место обретения иконы Казанской Божьей Матери. Здесь установлена небольшая беседка. Сам же образ находится рядом, в обновленном Крестовоздвиженском храме. Адрес Казанского монастыря, где можно увидеть чудотворный список иконы Божьей Матери – ул. Большая Красная, 5.

Почитание образа Казанской Божьей Матери

До чудесного обретения иконы Казанской Божьей Матери, люди в Казани были преимущественно мусульманской веры. Однако святой образ помог изменить ситуацию – город стал местом паломничества, а слава о чудесах очень быстро разнеслась по всей Руси. После заступничества Богородицы при бое за Москву, день освобождения столицы (4 ноября или 22 октября по старому стилю) стал всенародным праздником.

О святыне забыли в советское время, но возрождение Казанского монастыря и возвращение чудотворного списка иконы уже в XXI веке снова сделало город одним из центров русского православия. Сейчас два раза в год здесь проходят крестные ходы – 21 июля (день обретения образа) и 4 ноября. С 2004 года Государственная Дума постановила 4 ноября государственным праздником – Днем Народного Единства. Такое решение, по сути, возродило традицию, существовавшую в России несколько веков. Ведь с 1649 года царь Алексей Михайлович Романов своим указом сделал этот день официальным всероссийским праздником почитания образа Казанской Божьей Матери. Отмечалась дата вплоть до Октябрьской революции.

Собор Казанский иконы Божьей Матери входит в кремлевский архитектурный ансамбль столицы. Здание храма сравнительно небольшое, но его архитектурное и историческое значение в православном мире огромное. Появление собора неразрывно связано с именем национального героя Дмитрия Пожарского и освобождением города от польско-литовских войск.

История известной Казанской иконы Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери в православии почитается больше других. Чудотворным действием обладает не только оригинал образа, но и его списки. По всему миру распространено множество копий святыни, и все они находятся в особом почете у христиан.

Появление Казанской иконы Божьей Матери связано с интересной историей, произошедшей в XVI веке, которую можно назвать чудом. В 1579 году в Казани случился страшный пожар, которым были уничтожены все деревянные строения города. В ту же ночь десятилетней дочери местного купца Матроне в сновидении явилась Богородица. Она попросила девочку сходить на пепелище и отыскать там ее икону. При этом Божья Матерь указала точное место, где находится образ. Утром Матрона рассказала о видении родителям. Те посоветовались со священником Ермолаем и решили проверить правдивость детских слов. И, на самом деле, под обгоревшими головешками икона Божьей Матери как будто ждала, когда ее найдут. Образ был завернут в вишнёвое сукно и совершенно не тронут огнем. Изображение Богородицы на доске из кипариса выглядело как новое.

Чудотворную силу иконы христиане заметили уже в первые дни. Слепые люди, припадавшие к образу, начинали видеть, глухие – слышать. Больные мигренью избавлялись от страшных болей.

После случившихся исцелений духовенство города решило сделать несколько списков. Первый был отправлен государю Ивану Грозному. Остальные списки передали в дар церквям, находящимся в разных городах Руси. Икона хранилась в приходах и почиталась более остальных образов. В честь неё было возведено множество соборов и монастырей.

История московского собора

Первая Казанская церковь в Москве была предназначена для хранения чудотворной иконы. Денежные средства на ее строительство были пожертвованы князем Дмитрием Пожарским. Чудодейственная сила иконы помогла освободить захваченную Москву и одержать верх над польско-литовскими захватчиками. До строительства собора святыня находилась в церкви на Лубянке. Икона была перенесена в деревянный приход рядом с Красной площадью в 1625 году. Через 9 лет храм был полностью уничтожен огнем, но образ удалось спасти.

Строительство храма

Закладка нового каменного храма произошла в 1636 году. Деньги были выделены из государственной казны по приказу царя Михаила Федоровича. Шатровую колокольню пристроили с северо-западной стороны от основного здания. Освящение храма проводилось в присутствии государя самим главным патриархом Москвы Иосафом I, отчего церковь сразу получила высокий статус.

Через одиннадцать лет Казанский собор расширили, пристроив боковой придел. Его освящение в 1647 году проходило в присутствии царя Алексея Михайловича. Придел освятили в память о чудотворцах Казани Гурии и Варсонофии.

В XVIII-XIX вв. здание собора подвергалось многократной реконструкции. Княгиня М. А. Долгорукова в конце 1760-х годов сделала пожертвования на нужды церкви. На эти деньги здание отремонтировали, обветшавший придел Гурия и Варсонофия разобрали. По периметру здания были сооружены лавки для городской торговли. Там продавались свечи, яблоки и выпечка.

Деятельность в XIX веке

В начале XIX в. дело дошло до колокольни. В 1802 году разобрали старое сооружение. Через три года на другом месте возвели новую колокольню в два яруса.

Во время войны с Наполеоном для Казанского собора наступили тяжелые времена. Перед приходом французов протоиерей Мошков успел вынести и спрятать икону Казанской Божьей Матери. Когда войска противника захватили столицу, все храмы подверглись осквернению и были разграблены. Собор Казанской иконы Божьей Матери не стал исключением. Французы выбросили из здания престол и положили на его место убитую лошадь.

Очередной переделке храм подвергся спустя шестьдесят лет. На колокольне появился третий ярус. Фасад собора отделали в классическом стиле церквей того времени. Духовенство храма было недовольно новым обликом, считая, что здание стало похоже на обычную сельскую церковь.

Революция и советское время

После революции жизнь в Казанском соборе изменилась. Богослужения некоторое время продолжались, потом их запретили. Осенью 1980 г. из храма выкрали главную святыню – икону Божьей Матери.

В 1920 году нашелся инициатор, который решил вернуть фасаду первозданный вид. Это был известный реставратор П. Д. Барановский. В 1929 г. стены собора преобразились, были восстановлены килевидные кокошники. Реконструкции здания было не суждено завершиться, так как советские власти приняли решение о его сносе. Собор мешал проведению тожественных мероприятий на Красной площади. Барановский в срочном порядке сделал необходимые замеры здания и зафиксировал их на бумаге. Впоследствии эти чертежи помогли воссоздать точную копию храма.

В начале 30-х гг. Казанский собор закрыли, устроив там столовую. Через некоторое время здание отдали Метрополитену. В церковном здании стали хранить мрамор для отделки метро. В 1936 г. происходила глобальная перепланировка Манежной площади, и храм был полностью снесен. На этом месте построили павильон, а затем открыли летнее кафе с фонтаном по центру. Последней «изюминкой» стало строительство общественного туалета.

Восстановление храма

Собор Казанский иконы Божьей Матери стал первым памятником архитектуры города Москвы, полностью уничтоженный, а затем восстановленный по сохранившимся чертежам. Возрождение храма началось в 1990 г. и длилось три года. Проект здание и руководство работой взял на себя ученик П. Д. Барановского О. И. Журин. Он полностью восстановил облик здания по старым документам, чертежам и фотографиям. Внутренняя роспись храма была выполнена в стиле XIX века, так как сохранившихся фотографий внутреннего убранства не нашлось. В ноябре 1993 года состоялось торжественное открытие и освящения Казанского собора.

Современное состояние

В настоящее время Казанский собор полностью восстановлен и имеет первозданный внешний облик. Храм ежедневно открыт для посещения туристами, прихожанами и паломниками. По выходным дням и церковным праздникам в соборе проходят литургии и богослужения.

>Адрес и время для посещения

Здание Казанского собора найти очень просто. Оно находится напротив Исторического музея на Красной площади.

Адрес: Москва, ул. Никольская, 3.

Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери

Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.

День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.
Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).
После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.

Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.
В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.
Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6).
Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.

Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в «Русском Паломнике»15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).
Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).
Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.

Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.
Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.

В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.
Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).

Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов

Примечания.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: «Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году» (т.е. от Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895, № 16, стр.366,.

Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье А. Завьялова под заглавием «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге», см. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья «Казанская икона Божией Матери»); архимандрита Никанора (Сборник «Святыни Казани», статья «Казанская икона Божией Матери», 1890 г.); Г.З. Елисеева («Православный собеседник», 1858 г., III ч., статья «Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября»); И. Покровского («Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери», Казань, 1904 г.); священника Н. Романского («Московские церковные ведомости», 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья «Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери») и других авторов.

2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.

3. см. «Чудотворная Казанская Икона Божией Матери, находящаяся в Санкт-Петербурге в Казанском соборе», Изд.5. СПБ., 1896 г., стр. 17.
4. см. «Церковные ведомости», 1904 г., прибавления № 27, статья протоиерея В. Жмакина «Церкви в Санкт-Петербурге, основанные в царствование Анны Иоанновны», стр.995.
5. см. «Московские церковные ведомости», 1904 г., № 50, стр. 588.
6. см. Примечание I, Булгаковский, стр.10, 24.
7. см. Примечание I, Елисеев, стр. 401-402, архимандрит Никанор, стр. 11-12.
8. см. «Московские церковные ведомости», 1904 г., № 50, стр. 587.
9. «История России», т. VIII, издание 1894 г., стр. 986.
10. «История русской церкви», т. Х, кн. I, СПБ., 1881 г., стр. 162.
11. см. Примечание I, Завьялов, № 18, стр. 408.
12. То же, Покровский, стр. 16 и дальше.
13. То же, Дмитриевский, стр. 199.
14. То же, Поздеевский, стр. 16-17.
15. «Русский Паломник», 1904 г., № 30, стр. 515-516.
16. Там же, № 47, стр. 810-812.
17. Цитируя по указанной книге Булгаковского, стр. 24, Примечание. Подобные же ссылки имеются и в указанных статьях (примечание I) Елисеева, стр. 402; Дмитриевского, стр. 196-197; Покровского, стр. 16; Поздеевского, стр. 17; Завьялова, стр. 408, но в ссылке на «Летопись о мятежах» у них указана стр. 225, а у Завьялова на эту летопись вовсе не имеется ссылки.
Я приведенное место из «Никоновской летописи» нашел в «Полном собрании русских Летописей», т. XIV, первая половина, ч. II. «Новый летописец», § 272, стр. 113, СПБ., 1910 г. 18. «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 46. О Треневе см. примечание на этой же странице.
19. А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 449, сравни Н .Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43-44.
20. Н. Романский, «Московские церковные Ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43-44, сравни А. Завьялов (Примечание I), № 20, стр. 447.
21. Н. Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 44, № 5, стр. 51-52.
22. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.
23. Н. Романский, «Московские церковные ведомости», 1905 г., № 4, стр. 43.
24. А. Завьялов (Примечание I), № 22, стр. 491.
В статье Ив. Конобеевского «К вопросу о подлиннике и списках с Казанской иконы Божией Матери» в «Русском Паломнике» за 1904 г., № 47, стр. 810-812 указывается размер казанской иконы — 6 х 5 вершков.

25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в «Русском Паломнике», 1904 г., № 30, стр. 519.

Чудотворные иконы Богоматери в Петербурге

Икона Богоматери с грошинками в Церкви «Кулич и Пасха»

Церковь «Кулич и Пасха» работает с 1946 года. Её убранство создавалось после её открытия. Все необходимое брали из имущества других закрытых храмов Ленинграда. Главная святыня церкви «Кулич и Пасха» в настоящее время — чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».

Она обладает интересной историей. В 1888 году в Тихвинскую часовню близ Стеклянного завода, в которой находилась икона, ударила молния, и возник пожар. Когда его потушили, то обнаружили, что икона Богоматери была чудесным образом обновлена. Лик Богоматери просветлел, а глаза засияли живым светом. Когда ударила в Храм молния, то из стоявшей тут же кружки разлетелись все деньги в разные стороны. Лишь 12 монеток (грошиков) прилипли к иконе. С этого образа стали делать списки (писать копии) — и также с монетками (грошиками).

Скоропослушница Невская в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры

В Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге есть особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница.

Петербургская копия афонской иконы отличается по иконографии. Она изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца и хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, близ Старо-Александровского рынка.

Часовню освятили в 1879 году, но, к сожалению, в 1885 году она сгорела. А список иконы «Скоропослушница» чудесным образом уцелел. Это чудо получило большую известность. Икона перешла к Императорскому православному палестинскому обществу.

В 1913 году вместо часовни был заложен Николо-Барградский храм. Торжественное событие проходило в присутствии Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, председательницы Палестинского общества. В этом храме икона пребывала вплоть до его уничтожения, до 1932 года.

До 1958 года икона находилась в Князь-Владимирском соборе. И только в том году она была перенесена на место нынешнего пребывания — в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье в храме Иоанна Богослова при Духовной академии

По преданию, Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье появилась в России во времена правления Алексея Михайловича в связи с тем, что была принесена царю в дар одним из православных восточных патриархов.

При переводе столицы из Москвы в Санкт-Петербург Знаменская икона, вместе с прочими святынями, была привезена в новую столицу. Она почиталась семейной святыней Романовых. Императрица Елизавета Петровна в ночь перед тем, как ей взойти на престол, усердно перед иконой молилась. Образ хранили в дворцовой церкви Царского села.

В августе 1941 года Царское Село оккупировали войска фашистской Германии. В 1944 году, когда нацисты покидали Царское Село, они прихватили с собой и икону Знамения. Преследуя врага, советские воины обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери в одном из брошенных обозов врага в Риге.

Святые иконы вернули в Ленинград и передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. По благословению православного служителя весной 1948 года иконы разместили в храме Ленинградской духовной академии.

  • По материалам Православной энциклопедии