Собор самарских святых

Мы на прошлой неделе ездили к родителям в Бугуруслан. Там недалеко — километрах в 30 в Самарской области есть село Красные Ключи, где покоятся мощи св. прав. Петра Чагринского. Он местночтимый святой. Я, честно говоря, раньше не знала, что там мощи его находятся. Помню, что в 90-е годы, когда его прославляли, очень многие были против и ходили разговоры о том, что там что-то вроде секты. Оказывается, Петр Чагринский, как и служивший там до 2008 года о. Павел (он умер) являются последователями Серафима Саровского (как они сами себя называют). Там у них во главе с о. Павлом община была (навкерное, и сейчас есть). Последователи Серафима Саровского постятся в том числе в понедельник, не едят мяса, не пьют спиртного вообще, молятся по какому-то определенному правилу. И едят 2 раза в день: только обед и ужин, объясняя это тем, что в древних молитвословах молитвы перед завтраком не было, а были молитвы только перед обедом и ужином, а после их заменили молитвами пред едой. Купила я там и книги о. Павла. Всё мне понравилось, только вот одного я немного не поняла, может быть, мне показалось: исходя из этих книг, создаётся ощущение, что там идёт речь о том, что все должны следовать этим правилам, т.к. в книге о. Павла много написано о том, что нельзя есть мясо, пить вино и завтракать. он даже ссылается на Библию. Например: «Горе тем, которые храбры пить вино… За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах Ис. 5, 22-24.
Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид Притч. 23, 3-32.
Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает Римл. 14,21″.
Более того, он пишет: » Не имея под рукой старого Типикона, хотя бы 600-летней давности, нельзя установить, с каких пор умудрились вписать это разрешение на винопитие».
Безусловно, то, то люди ограничивают себя во всём — это их подвиг, но вот меня смущает то, что они. как мне кажется, хотят сказать о том, что это для всех мирян обязательно. Может, я и впрямь что-то не так поняла.
Отец Павел был очень уважаемый батюшка — на его отпевание приезжали 2 архиерея. Сейчас он похоронен во дворе храма. Кстати, двор там очень ухоженный и красивый. Везде цветники, фигурки разные, даже фонтанчик. Но вот фотографировать там почему-то запрещено, так что я могу вставить только фото самого храма, сделанное за его оградой.
Оказалось, что там есть ещё и источник. Но у нас с собой ничего не было, так что полностью мы не окунулись: зашли ногами, а остальное обтёрли водой.

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПАЛОМНИК

Из истории села

Одно из самых известных мест для паломников, посещающих Самарскую Губернию, посёлок Волжский (село Царевщина) располагается на правобережье реки Сок в месте, где она впадает в Волгу. На юго-западе от него расположен Царёв курган, гора-останец. Его отделяет от поселения , от Сокольих гор, река Сок, а от Жигулёвских гор — Волга.

Село Царевщина в Самарской области было основано в 1702 году. Большой Царёвщиной посёлок назывался до 1961 года, в окрестностях имеется и село Малая Церёвщина. Название связано с переселенцами из одноименного села Пензенского уезда — Царевщина. В названии селения также отразился титул касимовских царей и царевичей, владельцев этой земли — ханов. Существовало у поселения и название Царёвокурганская слобода.

История Церкви

Церковь в селе построена в 1833 году на средства помещицы Елизаветы Васильевны Дашковой, действительной тайной советницы. Престол в церкви один – в честь Рождества Христова, впервые освящен 23 октября 1833 года с благословения архиепископа Симбирского Анатолия. В 1900 году престол был отреставрирован.

Храм был пятикупольным, покрыт листовым железом, окрашен медянкой. Кресты на главах – деревянные, шестиконечные, обитые белой латунью. Стены оштукатурены, окрашены желтой краской и побелены. Деревянный иконостас был покрыт белым крымтервейсом с позолоченными червоным золотом рамами и резьбой. В храме было много старинных икон, расставленных по стенам. На северной и южной стенах находились иконы, спасенные во время пожара деревянной церкви в 1812 году (всего 27 штук, из них 12 святцев). Автором проекта этого замечательного по своей архитектуре храма является известный русский архитектор Коринфский.

Храм был закрыт в 1931 году. Вначале решено было его переоборудовать в Дом культуры, затем здание храма использовалось как зернохранилище. Позже храм использовался в качестве хранилищ а химикатов и мастерской. А затем здание было заброшено. Постепенно оно пришло в плачевный вид.

Возрождение Храма

В 1969 году ученые из Москвы забили тревогу по поводу того, что «в поселке Волжский Куйбышевской области разрушается один из немногих уцелевших еще памятников архитектуры эпохи классицизма». Тут же было принято решение о восстановлении храма и об открытии в нем музея.

В феврале 1969 года областное управление культуры выдало отделу культуры Красноярского райисполкома охранное обязательство, согласно которому памятник архитектуры (Церковь) должен был использоваться как культурно-просветительное учреждение. Однако, церковь была отреставрирована только снаружи.

И только 12 января 1989 года, после многократных ходатайств жителей села, исполнительный комитет районного Совета народных депутатов Красноярского района передал РПЦ в бессрочное пользование здание Христорождественской церкви.

На Пасху 1990 года в храме был совершен первый молебен. На Троицу того же года состоялась первая Божественная литургия.Полностью храм был расписан и отреставрирован к 1996 году. А 28 июля 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил чин Великого освящения храма с закладкой в престол частицы мощей мученика Маманта.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находясь в Самарской епархии в октябре 1999 года, первым посетил Христорождественский храм. Первосвятитель РПЦ освятил место закладки колокольни и подарил храму икону Владимирской Божией Матери с дарственной надписью. Его Святейшество также благословил проект часовни на роднике у Царева Кургана и установку 15 метрового креста на его вершине.

К 2010 году было завершено строительство крестильни и колокольни. На территории храма были также построены необходимые служебные помещения.

Храм находится у подножия знаменитого Царева кургана и является памятником провинциального классицизма. У стен церкви похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804—1847).

В 2013 году Храм отметил свое 180-летие…

Святые Храма — священномученник Константин Сухов

Родился в 1867 году. Служил в Христорождественском храме села Царевщина, затем в Спасо-Вознесенском соборе г. Бугуруслана, который тогда входил в Самарскую губернию.

Был любим за горячую проповедь слова Божьего, за добрый и отзывчивый нрав, за неутомимую миссионерскую и просветительскую деятельность. Как представитель от духовенства в Земском собрании неустанно заботился о духовном и физическом здоровье народа, о его благополучии. В годы всенародной смуты смело выступал против злодеяний безбожной власти.

22 октября (по новому стилю) 1918 года был взят солдатами за Божественной Литургией и расстрелян недалеко от Спасо-Вознесенского собора.

17 июля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских XX века.

Видео-приложение

Путь паломника: Документальный фильм о Храме Рождества Христова в Царевщине

Престольный праздник Храма: фильм 1 канала о Рождестве Христовом