Современные иконописцы России

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения красавицу_видеть_хотите Дух иконописца не спрячшь за красивыми словами… Художник Максим Шешуков

Мы, люди 21 столетия, древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы — главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы обязательно были не только в каждом храме, но и в каждом доме. Техника, в которой они создавались, была особой. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью — паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Именно такой старинный способ используют свияжские иконописцы в своих трудах…

Максим Шешуков, современный иконописец, занимается иконой с начала девяностых. Работает и живет в Свияжске, в древнем городе, основанном на острове еще Иваном Грозным в нескольких километрах от Казани. Сам он родом из Казани, но перебрался в Москву, учился иконописи в мастерской Владимира Ивановича Щербинина при Сретенском монастыре в Москве, женился, появилась квартира. Казалось, большой город, центр России, живи и радуйся, но…
Как-то друзья посоветовали ему купить домик в Свияжске и поселиться вдалеке от ларьков и «рыночной экономики», там, где живая и настоящая жизнь оставалась еще нетронутой.
Потом здесь стали покупать дома и другие художники, потихоньку создавать свои мастерские и сама собой начала складываться колония творческих чудаков, этакий культурный анклав.

«Художники — они как клопы, их не уничтожить. Художники — это Божий проект — поэтому, и я верю в Бога… Я уже не молодой человек и больше не занимаюсь муками творчества, я занимаюсь только свободным творчеством: взять молоток и гвоздь, вбить гвоздь в стену — при этом не испытывать никаких мук и есть — настоящее творчество…»

Шешуков о работе иконописца говорит всегда, в любом интервью, как о рутинной и будничной, приземляя и намеренно снижая ее пафосность. Ничего высокого, но самое земное и есть самое настоящее. В его словах есть, конечно, и правда, если рассматривать работу иконописца как ограниченную строгими канонами и рамками. Доски для икон должны быть подобраны особым образом, а не або как; краски – только настоящие, минеральные, из земли и камня, и никакой химии. Доски обрабатываются тоже по особой технологии. И все по старинным образцам, старым технологиям и рецептам еще пятивековой давности. У Максима Шешукова своя артель – пять человек: один готовит доски, другой — краски, третий — прориси, а иконописец просто «раскрашивает». Так издавна строилась на Руси иконописная мастерская.

Но есть в словах иконописца и лукавство, потому что самое главное в иконописи вовсе не технические приемы и ремесло. Икона рождается только когда мысль, дух и жизнь будут тоже настоящими, не поддельными, не выдуманными и не ряженными под русскую старину. Икона проявляет невидимое – дух иконописца, который не спрячешь за красивыми словами. Он здесь налицо и на ликах.
«Это как в музыке: есть ноты, а есть исполнители. Любой художник-иконописец — это, по сути дела, исполнитель. Все упирается просто в исполнительское мастерство. Одно дело Рихтер будет исполнять, другое дело — какой-нибудь кабацкий музыкант… Ведь существует широкий диапазон каких-то возможностей: кто-то трудится над виртуозным оттачиванием, кто-то идет по совершенно центральной линии — по нотам… Так и у нас. Да и сама иконописная мастерская — это всегда несколько человек. Как некий маленький оркестр…

Вот так скромно и в нескольких словах иконописец говорит о том, что он делает изо дня в день: просто играет по нотам. Творчество Максима не ограничивается иконописью. Он занимается еще и керамикой, и пишет картины. И опять сравнивает это с музыкой:
«Икона — это конкретная нотная грамота, а радикальные иконообразные картины — это уже другая область. Другое музыкальное произведение. Все как в музыке… Есть канонические вещи — есть абстрактные…»
Глядя на его иконы, понимаешь, что русская иконописная традиция не умерла, она возрождается, живая и настоящая.

Девушка с тремя крылами

Побиение Стефана камнями

Православная вера неотделима от почитания икон. В истории Руси было немало моментов, когда чудом явленные иконы останавливали вражеское нашествие и эпидемии, спасали от пожаров и других бедствий, а люди, обращавшиеся к почитаемым иконам с молитвами, исцелялись перед чудотворными образами.

Главные иконы православия – это иконы Спасителя и Матери Божией, которые считаются покровительницей и защитницей России

Описание икон заступниц России

Как гласит предание, первые образы Матери Божией были написаны евангелистом Лукой еще при ее жизни, а Владимирскую икону он написал на доске от трапезного стола Иисуса.

В православной иконописи существует несколько типов образов Богородицы: Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Умиление), Панахранта (Всемилостивая) и др.

В русской иконографии Богоматери сложились определенные каноны Ее изображения: самые известные иконы России представляют Пресвятую Деву, часто с Младенцем Иисусом на коленях, в виде прекрасной женщины с ликом, исполненным скорбной или просветленной печали, на котором читается смирение, но в то же время и духовная сила.

Нельзя не упомянуть и другие Богородичные иконы, почитаемые в России: Донская, Курская-Коренная, Феодоровская, Псково-Печерская, а также «Знамение», «Скоропослушница», «Семистрельная», «Утоли моя печали», «Трех радостей» и многие другие.

Следует помнить, что молитва перед любой иконой является просьбой к изображенному на ней святому донести наше молитвенное прошение до Господа, поэтому икона Спасителя неизменно занимает главенствующее место и в храмах, и в домашних иконостасах.

Самые известные иконы особо почитаемых святых

В православной традиции сложилось представление о том, что многие святые помогают в определенных ситуациях. Так, великомученику Пантелеймону Целителю молятся об исцелении от болезней; о крепких семейных узах – Петру и Февронии Муромским; св. Ксении Петербуржской – об удачном замужестве; св. Василию – об успехах в делах и решении финансовых проблем; св. Матроне Московской – об удачном решении проблем с жильем и других бытовых проблем; св. Анне – об исцелении от бесплодия.

Кроме того, известные иконы помогают тем, кто крещен именем святого, ставшего их небесным защитником, поэтому в домах православных могут встречаться и достаточно редкие иконы.

Молитва перед иконой, даже самой знаменитой, должна содержать не только просьбы, но и благодарность, восхваление Господа и святого на иконе за милость, явленную нам. Святые образы служат посредниками между молящимися и Пресвятой Троицей, которой единственно дана сила воздавать молящимся по вере их.

За долгие века после их обретения многие иконы приобрели славу чудотворных благодаря явленным ими чудесным исцелениям, защите от врагов, пожаров, эпидемий. Наука не смогла объяснить чудо мироточения, явленное многими иконами, но это чудесное миро и сегодня исцеляет и служит подтверждением того, что икона – это не просто красивая картина.

Страшный Суд Божий.

Духовный образ на данной иконе — один из самых весомых и значимых в православии. Сюжет данной иконы отображает Библейское предсказание о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о воскресении мертвых и страшном суде Господнем, на котором грешники и праведники будут разделены, каждому воздастся по делам его и будет определена его дорога, кому в рай, а кому в ад. Данный духовный образ поражает своею гениальностью, красотой, количеством крупных и мелких деталей, а также задействованными лицами, о которых говорится в Святом Писании. Христианские летописи донесли до наших дней сведения, в которых говорится, что данный образ появился примерно в IV веке от Рождества Христова. Многие историки уверяют, что первый образ был не столь насыщенный, как современный, поэтому он постоянно усовершенствовался, и только в VIII веке, икона «Страшный Суд Божий» — стала канонической. Согласно церковному поверью, данная икона попала в Святую Русь примерно в X веке, и сразу стала значимой для русских православных верующих, так как жители Руси всегда почитали Писание и изображенные образы из него. Пред духовным образом на иконе «Страшный Суд Божий» — пристало возносить молитвы в первую очередь о прощении грехов, совершенных осознанно и неосознанно, а также, просить о вразумлении, и о помощи для противостояния мирским соблазнам. Образу на донной иконе принято молиться о покаянии, так как только покаяние может спасти душу и открыть для верующего Царствие Небесное. Церковь Христова вспоминает о страшном суде Господнем целую неделю, которая начинается за четырнадцать дней до Великого православного поста.

Спас Лоза Истинная.

Сюжет иконы основан на словах Господа нашего Иисуса Христа из Святого Писания: » — Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь». Виноград — это символ мудрости и величия, а главное, это символ жизни, поэтому Господа на данной иконе окружает виноградная лоза символизирующая вечную жизнь, а значит — бессмертие души. Спаситель знает все и обо всех, он всегда слышит молитву верующего, поэтому посылает свою благодатную помощь. В то же время, Христос помогает понять и осознать, что какие бы не были земные ценности и богатства собранные людьми, все они тленны и пусты, по сравнению с ценностями духовными, поэтому пред данной иконой пристало возносить молитвы о покаянии и укреплении в христианской вере. Кроме этого, пред иконой Иисуса Христа «Спас Лоза Истинная», можно молиться о всех трудностях и проблемах, которые тревожат душу и сердце, и, конечно же, об исцелении телесных недугов, душевных ран, и о добром здоровье на многие лета, ведь во время своего земного жития, Спаситель продемонстрировал людям, что для него нет ничего не возможного и показал многие чудеса. Для икона Господа «Спас Лоза Истинная», не установлен специальный день ее почитания, так как Господа нужно помнить всегда, молитвенно обращаться к его образу со своими проблемами и чаяниями, благодарить за оказанную помощь, и за то, что имеем, и тогда Спаситель пошлет то, в чем человек по-настоящему нуждается.

Божия Матерь «Неопалимая Купина».

Неопалимая Купина — ознаменовывает собой нетрадиционное зачатие Спасителя мира сего от Духа Святого, а также, показывает и обозначает Матерь Божию родившуюся на грешной земле, но не подвластной греху. Данный духовный образ Богородицы необычный и своеобразный, он отличается от привычных для христиан образом Матери Божией. Согласно сохранившимся летописям, этот живописный образ впервые увидел свет на греческой земле, в далеком 1100 году. Мастер, или мастера, создавшие эту икону, к большому сожалению остались неизвестными. Пред данной иконой, можно молиться также, как и пред привычными образами Матери Божией на иконах «Неопалимая Купина», а именно: Молить Богородицу о помощи в делах житейских, просить укрепить в вере и послать доброе здоровье. Данная икона защищает от пожаров, грома и молний, оберегает жилища христиан от проникновения в них злоумышленников, злодеев и нечистой силы. В России икону почитают, как небесную покровительницу русских пожарных. Церковные празднования в честь иконы Богородицы «Неопалимая Купина» — совершаются 17 сентября.

Божия Матерь «Живоносный источник».

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» — обрела всемирную славу после того, как даровала всем немощным исцеление от самых сложных телесных недугов и душевных ран. Название иконы говорит само за себя, и олицетворяет собой спасение души человеческой, как в буквальном, так и философском смысле, ведь сама Матерь Божия стала для всех верующих Живоносным источником. Пред данной иконой пристало возносить молитвы об избавлении от страстей и зависимостей, в особенности алкогольной и наркотической. К духовному образу Матери Божией обращаются в скорби и печали, которые отягощают душу, что непременно приводит к лишению жизненных сил. Матерь Божия всегда услышит молитву верующего просящего заступничества от мирских соблазнов и земных искушений, оградит христианина от злых бесов, которые всеми силами пытаются завладеть душою верующего человека, дабы отвернуть его от почитания Господа. В России есть более ста православных храмов, много часовен и монашеских обителей, именуемых во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». Православной Церковью совершаются празднования в честь данной иконы в каждую пятницу Пасхальной седмицы.