Старец иероним санаксарский

Схиигумен Иероним Санаксарский: «Геополитика обожения»

Предсказания и гипотеза

«Сейчас корабль тонет, а вы в каютах хотите устроиться поудобнее…Сейчас такое время – перед ураганом затишье. Господь ждет от нас покаяния, ждет, что мы встанем на спасительный путь жизни. Господь дал нам время для покаяния, и мы должны это время прожить по-Божьи».

Это слова игумена схимника (схиигумена) Иеронима Санаксарского (Верендякина, 1932–2001), одного из выдающихся подвижников нашей Церкви последних времен – и в хронологическом, и в эсхатологическом смысле.

Иван Яковлевич Верендякин родился в селе Ичалки Ичалковского района Мордовской АССР в семье крестьянина. Окончил восемь классов средней школы, трудился плотником, электриком, грузчиком, а с 1974 года – сторожем Иоанно-Богословского собора в Саранске.

6 апреля 1975 года Преосвященнейшим Мелхиседеком, епископом Пензенским и Саранским, Иван Яковлевич был рукоположен во диакона, а на следующий день, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, – во иерея и назначен настоятелем Покровской церкви села Спасское Рузаевского района Мордовии.

В 1979 году его перевели на служение священником в Иоанно-Богословский собор в Саранске. В 1982 году ко дню Святой Пасхи Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом он был награжден наперсным крестом, в 1983 году переведен настоятелем Никольской церкви в селе Колопино Краснослободского района Мордовии и в 1987 году возведен в сан протоиерея. В 1989 году протоиерей Иоанн и его супруга Анна Демидовна пишут прошения епископу Серафиму о благословении на принятие ангельского образа. Оно было дано, и 27 апреля 1990 года протоиерей Иоанн принял постриг с сохранением прежнего имени в Покровской церкви села Дракино Торбеевского района Мордовии. Постриг совершил архимандрит Модест (Кожевников, 1997). В том же году настоятель Никольской церкви в селе Колопино иеромонах (священноинок) Иоанн назначен одновременно настоятелем Никольской церкви в селе Старое Синдрово Краснослободского района, а в 1991 году ко дню Святой Пасхи по представлению Преосвященнейшего Варсонофия, епископа (ныне архиепископа) Саранского и Мордовского, за усердное служение Святой Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел иеромонаха Иоанна в сан игумена.
Затем последовало краткое служение настоятелем Никольской церкви в селе Теризморга Старо-Шайговского района Мордовии, и вот, 24 мая 1991 года указом правящего архиерея игумен Иоанн определяется насельником только что возвращенного Русской Православной Церкви Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря. 3 декабря того же года он был назначен братским духовником. 19 декабря 1992 года наместник монастыря архимандрит Варнава (Сафонов) совершил постриг игумена Иоанна в схиму с наречением имени Иероним, в честь блаженного Иеронима Стридонского (память 15/28 июня). В 1998 году ко дню Святой Пасхи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил схиигумена Иеронима права ношения креста с украшениями.

В монастыре отец Иероним прославился прозорливостью, дарами исцеления и утешения.

Многим… он являлся во сне, – давал советы, оказывал поддержку, находясь при этом за сотни километров. Его молитва оказывала немедленное и очень сильное действие. Сам его образ помимо сознания влиял на душу человека.

«Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа…» – вот любимые слова старца.

Батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее – тем лучше

Но самое главное – это молитва…

«…Надо себя не жалеть, а принуждать непрестанно молиться. Ночью, говорил он, обязательно надо молиться, хотя бы по одной главе Евангелия читать. „Встаньте, сделайте поклон, почитайте Евангелие и ложитесь спать“. Тем, кто молится с 3 до 4 часов – золотой венец, с 4 до 5 – серебряный, с 5 до 6 – бронзовый…»

Последние годы жизни старца были «приготовительными» к общецерковному прославлению Царственных Мучеников. Вот рассказ р. Б. Елены (Одесса) о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима:

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II. Я тогда еще не знала, что Царь – святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде – его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос). Рядом с ним люди – тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

В последние годы жизни старца, когда впервые возникли вопросы о «номерах» (ИНН и проч.), о Иероним категорически не благословлял их «брать». Батюшку однажды спросили, действительно ли он считает новую электронную систему учета предантихристовой. И он ответил твердо, что «ноги этой системы растут из преисподней» (зд. и далее частично по кн. «Старец Иероним», составитель Антон Жоголев, по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, 2012 г., см. тж. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_10086/).

«Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное все приложится вам» – эти слова часто повторял отец Иероним… А когда его спрашивали, кто сможет спастись, он отвечал, что только тот, кто имеет твердую («казацкую»!) веру, полное упование на Господа и предание себя всецело в руки Божии. И никакое плотское, человеческое мудрование не должно брать верх. Только Промысел Божий.

Незадолго до смерти отец Иероним предсказал гибель атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». А также и то, что в конце концов Россией будет править Православный Царь.

Последний год перед отходом ко Господу старец Иероним много болел. Но братия монастыря и посетители до сих пор хорошо помнят о его несгибаемом, бодренном духе – до самой смерти.
Как и у многих святых подвижников, предсказания отца Иеронима о будущем раздваиваются. При этом сам он говорил и так: «История и Земли, и Человека в пределах разума на сей день не очерчена, тем не менее вехи их развития уже обозначены…»

Отец Иероним говорил так, что было ясно: предсказания (порой их называют пророчествами) всегда в большей или меньшей степени условны. Точнее, они неотменимы, но формы их исполнения могут различаться в зависимости он нашего «соработничества», «синергии». Это касается даже изначально тождественных судеб – и людей, и государств.

На эсхатологические вопросы старец всегда отвечал так: «За правду прибавлю, за кривду убавлю». Конкретных пророчеств батюшка не произносил, но говорил, что, если заслужим, Бог даст России Царя. Говорил, что еще будут у нас хорошие времена…
Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения… Еще говорил он про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все…
О том, что нас ждет тяжелое время: «Не бойтесь, со Христом и мучение не будет больно!.. И Господь даст крепость, силы перенести страдания».

Он разъяснял, что в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать! Будут потом, говорил батюшка, вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Горы не погребенных трупов, смрад над городами и селами…
Господь за наше нечестие попустит многие скорби. Будет даже и людоедство, как и было уже в безбожное время, когда Господь покарал Россию голодом…
Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся.

Некоторые детали картины мира при антихристе уточняются.

Придёт антихрист и будет нас и вас казнить руками «красных попов». Как только нога ослика вступит во вновь отстроенный храм Соломона – бегите и цепляйтесь хоть за колесо поезда, который повезёт христиан в ссылку. Будет голод страшный – уйдёт вода. Золото выйдет наверх. Наступит жара неслыханная. Живые мёртвых не будут успевать хоронить. Родители своих детей, а дети своих родителей – живыми съедать будут. Вокруг одно зловоние и трупы. Чёрные вороны и шакалы будут от крови человеческой православной пьяны. А на трупах праведников, на их телах, будут пьяные от богатства и огромной власти, сребролюбия, играть в карты с девицами, обнажёнными до наготы «красные попы». Будут возле попов верные слуги – прокуроры, милиция, налоговая служба, юстиция, медицина. Как покажет «красный архиерей» пальцем, так все эти набросятся на нищих людей. И будут делать под видом прививок надрезы на руках, на вене. Надрезов будет три подряд. И назовутся они: «я – сын антихриста», так как это будет кровосмешение. К крови православных христиан будут примешивать кровь антихриста. Вербы должны спасти христиан во время ухода воды. Они благословлены Богом. Откопайте корни и пейте капельки влаги. Вот и не будет жажды. Землю мокрую вокруг этого корня ешьте и не бойтесь болезни. Это будет вам и хлеб, и мёд. Воды нигде не будет, а вы будете с водой. Ямку к утру засыпайте, а ночью снова откапывайте. Так от засухи и спасётесь. Земля-матушка нас, Православных христиан, спасёт – по молитвам Богородицы. У последних Православных христиан будет другое богатство – молитесь и молитесь.

Молитесь дома, лучше вечером и ночью, ходите в церковь настоящую только на исповедь и причастие. Десятой дорогой обходите новых попов. Любите ближнего. Кто не любит ближнего – сразу будет сожжён. Бог уже подготовил Рай. Он будет спущен на Землю в один миг. А перед этим Енох и Илия будут предтечей Страшного Суда, и будут побиты камнями. А Серафимушка будет попов обличать – в ад будет устлана дорога архиерейскими облачениями. Будут они соревноваться: кто первый выбросит золото и серебро – да поздно будет! Ангел крылом махнёт, и всё их золото и серебро пред Престолом Божиим ляжет. (http://nashaplaneta.su/blog/prorochestva_ieronima_sanaksarskogo_o_rossii/2013-12-30-8673)

Как и в случае с предсказаниями преп. Лаврентия Черниговского, здесь не до конца ясно, где все это находится на временной шкале, да и в пространстве. Однако если, как мы уже выясняли в связи с преп. Лаврентием, тема «поездов» может относиться скорее к Европе, чем к России, то мы и здесь можем прийти к нелинейной последовательности, а то и просто пребывании в разных временных измерениях царства антихриста и Русского Царства (Священной Русской Империи), и этот временной разрыв может быть также и физической «мультипликацией» времени как такового, вызванной в том числе мировой войной.

Отметим, что в странных явлениях «новой хронологии» и некоторых других подобных явлениях науки ХХ века, еще как бы не связанных с (будущей) войной, мы уже встречаемся с некоторыми прообразованиями примерно того, о чем говорит старец.

Интересно, что в предсказаниях архимандрита Иеронима мы, пожалуй, наиболее явственно видим отказ от «средиземноморско-ближневосточной» эсхатологической панорамы. Стремясь не разрывать с библейской картиной мира, сам о. Иероним говорит:

«Легендарный древний Израиль в своих сынах, по умножении в них греха, утратил эту честь, и она была передана Русскому народу, от сынов – младенцам. Древний источник животных вод иссяк, забил новый. И весь мир потянулся к Русским, а Русские – по всему миру». Это, безусловно, верно. Но почему так?

Здесь обозначаемый «остов» следовало бы выделить:

Священная Русская Империя (а именно она должна прийти, по слову старца, на смену современному миру как таковому) будет зиждется на трех слонах – Колумбии (территория Южной Америки), Африке и Индии (Индо-Австралии). Слоны стоят на ките – Антарктиде. Арктика служит основанием Горы Святой, недоступной вещественно. На вершине её – Рай, ад – в центре Земли. Это и есть изначальный образ Земли от Сотворения Мира.

Эта картина в основных своих чертах совпадает с обликом первоначального мира, восстанавливаемым в трудах традиционалистов ХХ века – Р. Генона, Б.Г. Тилака, Г. Вирта, Е. Елачича и даже М. Серрано и Фулканелли (в связи с «Латинской Америкой»). Она совпадает с основными направлениями евразийства и неоевразийства (от кн. Н.С. Трубецкого до А.Г. Дугина), есть одновременно всплытие (на новом витке истории) «матричной геополитики» Московского Царства «эпохи Иоаннов» (Рюриковичей-Даниловичей), которая затем была заменена более односторонне «библейско-средиземноморской» ориентацией Романовых. Скажем прямо: в церковной среде игумен схимник Иероним в этом смысле сегодня единствен.

Сакральным центром становится не Старый Иеросалим и вообще не Ближний Восток, а Гиперборейская ось Арктика – Антарктика.

Дерзнем предположить. Если «палестиноцентричная» западная, а за ней отчасти византийская, и еще более отчасти русская (в основном послениконовская) геополитическая эсхатология есть эсхатология исключительно спасения – в библейском смысле – то здесь мы можем говорить о «геополитической эсхатологии обожения». Не только человека, но и мира в целом.

Какая же это картина?

Будет в жизни новой Патриарх с Афона Греческого. И снова поднимутся с Земли нашей праведники, и снова, в который раз, нам Богородица укажет, как поступить с Землёй Российской. Россия воскреснет, но через большие трудности – слёзы и нищету. Будем бедные, но сильные духом – тем и спасёмся. В итоге Третьей Мировой войны весь мир перейдёт к русским. В Третьей Мировой войне Россия так и останется в стороне от конфликта, не нанеся ответных ударов. Основная схватка произойдёт между США, Европой и Китаем, которые взаимно обескровят друг друга, ликвидировав управление, оборону, державный потенциал и разорив хозяйство. После войны только в России останется целостность и державный потенциал для глобального руководства. Идя навстречу всеобщему прошению народов и взяв в руки жезл Удерживающего мировое зло, она объявит о мировом покровительстве, провозгласив образование Священной Русской Империи.

При этом за собой, как за общемировой Державой, Россия оставит единовластие: на оружие, на государственно-информационный аппарат, на военно-научно-промышленный комплекс, и, что самое важное, на Церковь Христову. Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью территория Северной Америки и Евразия. В Россию войдёт в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо Японии. Причём большую часть населения Японии серией подводных извержений смоет волнами. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдёт часть между Русским (Чёрным) и Средиземным морями, Суэцким каналом, Черным (Красным – славянизм) и Аравийским морями, и выше реки Инд. В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли – часть Турции, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Бавария), Скандинавия (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания), а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно: штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. В народах мира, в том числе и на территории Священной Русской Империи, будут традиционные формы хозяйствования, власти, верований и национальной культуры.

В иерархии уже сложившихся традиционных верований Православная Церковь будет занимать господствующее положение. Высшая власть и священство будут исключительно у великорусов. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившаяся зверю (под руководством Царя), упасет народы жезлом железным (http://nashaplaneta.su/blog/prorochestva_ieronima_sanaksarskogo_o_rossii/2013-12-30-8673).

Нетрудно видеть, что и само Христианство в значительной степени переходит здесь от «библейского историала» (и «августинизма») к онтологии Превечной Евхаристической Жертвы, «Вечного Евангелия» (по выражению каппадокийцев) и «философии культа» (в набросках намеченной о. Павлом Флоренским). Поэтому господство Православия – в иерархии уже сложившихся традиционных верований. Но для совершения этого перехода «библейский историал» должен быть завершен совершением, «дабы исполнилась всяческая правда».

Важнейшее место в этом «завершении совершением» должен занять именно Последний Православный Царь (Запад может его не полностью опознавать как своего Великого Монарха).

Однако мы не можем не предполагать и иного. Об этом, по сути, говорил и сам старец («За правду прибавлю, за кривду убавлю»). Если мы сами не готовы – молитвенно и во всем остальном – к всплытию Священной Русской Империи, то нам – и миру в целом – будет «оставлен» исключительно «средиземноморско-ближневосточный» – со всеми вытекающими из него обстоятельствами – исход истории.

Но изучение всего сказанного требует еще и серьезной философско-исторической подготовки. Перед нами не просто прозорливый старец. Перед нами раскрывающееся православное учение о смысле Последних времен.

Мы можем говорить здесь о начале «геополитики обожения».

Мария Матанцева

Председатель регионального отделения международной общественной организации «Союз православных женщин»

Меня крестили вместе со старшим сыном — на тот момент мне было 20 лет. Моей семье посещать храм мешало атеистическое воспитание, однако при этом младший брат был крещеным. Когда я спросила маму, почему не крестили меня, она ответила: «Ну ты же не болела». Вот такая логика.

У моего мужа Владимира Матанцева была авторская телепрограмма «Социальный фактор», которую мы делали вместе. Однажды пригласили священника, и нас настолько заинтересовала тема православия, что пятницу мы выделили для епархии и стали делать программы со священнослужителями.

Уровень моей необразованности на тот момент трудно представить: я не знала, например, чем кадило отличается от паникадила

Однажды к нам пришел Митрополит Самарский и Сызранский и просто потряс всю съемочную группу. Я прожила с мужем 20 лет и знаю его отлично, а тут смотрю на него через мониторы и не пойму, что происходит: он сидит рядом с владыкой, разговаривает в эфире, а у него слезы на глазах от благодати.

В 2004 году Митрополит вышел в прямой эфир 31 декабря в 22-00 и целый час отвечал на вопросы. Это был подарок для всех православных людей. После эфира мы вышли провожать его, и я поняла, что не хочу работать на телевидении. Там столько лукавства! Единственное, чего мне хотелось, — помогать такому человеку, как он.

Через некоторое время владыка предложил моему супругу делать православную программу, а муж пришел с этой идеей ко мне. И я сказала, что попробую. Уровень моей необразованности на тот момент трудно представить: я не знала, например, чем кадило отличается от паникадила (самая большая люстра в храме — прим. ред.).

За первые годы работы я увидела огромное количество чудес. Сначала, когда я приходила в храм снимать что-то с оператором, мне было очень тяжело — у меня начинала безумно болеть голова. Я обратилась к священнику, которого нам выделила епархия для вопросов: «Батюшка, я профнепригодна?». А он ответил, что через три месяца все пройдет. Как раз через три месяца у меня были съемки в Ташле. Я приехала, подошла к чудотворной иконе Божьей Матери — и в этот момент что-то произошло: я чуть не потеряла сознание, и после этого у меня никогда больше не болела голова.

Через некоторое время я начала помогать в детском епархиальном православном центре, а в 2008 году владыка назначил меня руководителем всех таких центров по области. Мы смогли найти государственное финансирование, и сейчас по области их около 70. Дети могут прийти туда после школы, чтобы танцевать, рисовать, петь. Через какое-то время я отпросилась с этой должности, потому что это очень тяжелая работа: серьезная отчетность перед государством, 500 человек в подчинении. Владыка меня отпустил и через какое-то время пригласил возглавить региональное отделение Союза православных женщин.

Женщины — это самая неравнодушная часть общества. Мы все будущие мамы или уже имеем детей, и нам не безразлично их будущее. Я точно знаю, что наши владыка и патриарх знают, как спасти страну, знают, как нам дальше жить. Если мы будем помогать им, то жизнь изменится в лучшую сторону.

Православные женщины в Союзе очень разные: пожилые, средних лет и совсем молоденькие. Мы собираемся для бесед с лекторами или просто для обсуждения насущных тем. Если у кого-то возникают проблемы, обязательно помогаем друг другу, чем можем.

Снимать про царскую семью такой фильм — это все равно, что снимать кино про ваших родителей по сплетням бабушек у подъезда

Один из самых больших наших проектов связан с учебниками «Нравственные основы семейной жизни» для 10-11 классов. Ученые разрабатывали их 18 лет. Наша задача, чтобы комплекты этих учебников были в каждой школе Самарской области. В них рассказывается, что такое стыд, совесть, манипуляция.Сейчас комплектами учебников обеспечено 55 школ нашего региона.

Сейчас все обсуждают фильм «Матильда». На мой взгляд, эта кинокартина — кощунство. Я очень люблю семью царственных мучеников, уважительно к ним отношусь. В свое время мне попалась книга писем Александры Федоровны к супругу и я была потрясена: для меня это совершенно недосягаемая высота чистоты, открытости и любви. И когда какая-то лживая ситуация вытаскивается на поверхность, это неправильно.

Недавно прочитала одно жесткое высказывание, с которым согласна: «Снимать про царскую семью такой фильм — это все равно, что снимать кино про ваших родителей по сплетням бабушек у подъезда». Смотреть «Матильду» я, конечно, не пойду.

Старец Иероним Санаксарский. Его пророческие слова.

Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.
— С 1997 года он предупреждал о пагубности ИНН. Говорил о том, что глобализация наступает, грядут времена, когда надо будет устоять в вере и не отречься от Христа. Потому что очень лукаво и хитро все будет сделано. И когда я спрашивала: «Батюшка, а как же спасаться?» — то он кулак сжимал, словно крепко зажимая в нем невидимое оружие, и отвечал: «Тот выстоит, кто имеет казацкую веру! А остальные мученичество будут принимать».

— Плакал, со слезами сетовал: «Как жалко Отечество! И как трудно вам будет — я не могу всего вам рассказать, что ждет нашу Родину!…»

— Отец схиигумен предупреждал, что ни при каких обстоятельствах нельзя принимать электронные карточки и ИНН, потому что все это — звенья одной системы, опутывающей весь мир, в ходе глобализации готовятся данные для антихриста. И как тяжело потом будет в этом мире. Те, которые ради выживания примут печать антихриста, получат только невыносимые скорби, потому что антихрист не сможет прокормить всех, кончатся запасы, и как будут те люди потом страдать!

Будут потом вспарывать себе животы, чтобы умереть, а смерти не будет. Господь за наше нечестие попустит даже людоедство, как и было уже в безбожные годы, когда Господь покарал Россию голодом. Батюшка провидел, что при кончине времен такие времена повторятся. Но он и подбадривал нас, говорил, что это участь язычников, неверующих в Бога.

— Батюшка был убежден, что ни в коем случае нельзя допускать приезд Римского Папы в Россию и что не должно быть никаких договоренностей с Ватиканом. Очень скорбел о том, что сектам, уводящим людей от Бога, предоставлены в нашей стране большие права и возможность соблазнять Православный народ. Со слезами молился о людях, которые удаляются от Бога. Говорил, что Россия тысячу лет была Православной и основная религия в ней должна быть Православная. Тогда только можно говорить о духовном возрождении нашего Отечества.

— Хотя был он оптимистом и верил, что еще будет Царь в России, еще будет расцвет в нашем Отечестве, и что Россию никогда не сломит никакой антихрист, наша страна будет стоять до Второго Пришествия, но нас монашествующих, он наставлял готовиться к очень тяжелым временам.

— Батюшка учил почитать Царственных Мучеников: «Кто их не признает — не спасется» — говорил он. У него в келье было много портретов и икон Государя, перед одним из образов постоянно горела свеча. Позднее я спросила батюшку, давно ли он почитает Государя Николая Александровича? Батюшка рассказал, что еще его дед всегда носил в кармане на груди монету с изображением Николая II, время от времени доставал ее и прикладывался к ней как к иконе.

— Благодаря батюшке у меня изменился взгляд на Императора Николая II . Еще за три года до канонизации отец Иероним называл его Святым Царем и советовал читать акафист Царю-Мученику Николаю II.

— О Григорие Распутине говорил: что Царь Николай II после его смерти всегда носил при себе частицу его мощей.

«Лик Царя Николая»

рассказ р. Б. Елены г. Одесса о видении Государя Николая II по молитвам отца Иеронима

«Этот случай я сообщаю по благословению Архимандрита Ионы из Свято-Успенского монастыря г. Одессы. В мае 1996 года мне довелось побывать в Санаксарах. Я тогда еще ничего не знала об этом монастыре. Нашей группе посчастливилось попасть на молебен в келью к батюшке Иерониму. Мне сразу бросилось в глаза и очень поразило то, что в келье старца вместе с иконами находился портрет Царя Николая II .

Я тогда еще не знала, что Царь — святой. Нас в школе учили совсем иному… Я подумала: как же так, почему здесь портрет Царя возле икон? Начался молебен. И вдруг во время молебна я ясно вижу в видении перед собой такую картину: красивая узенькая речка с чистой водой, два зеленых берега, и по речке плывет плот. А в середине плота стоит человек в серебряной одежде — его лицо мне знакомо, это Батюшка Царь Николай II. Но в первый миг я подумала: почему у Иисуса Христа лик нашего Царя? (мне показалось сначала, что это Господь Иисус Христос).

Рядом с ним люди — тоже в белых серебристых одеждах. И хоругви у них в руках как будто серебряные. Я поняла, что это показан мне Царь во славе! Плот со всеми этими людьми приближался, я видела, какие у всех на плоту добрые лица. И вот этот плот приблизился настолько, что даже ударил мне по ногам. И я очнулась. Когда, спустя время, к нам в Одессу привезли икону Царя-Мученика, благоухающую и мироточащую, и стали говорить за прославление Царя, тогда я и поняла, что старец Иероним, очень почитавший Царственных Мучеников, ответил мне на мой вопрос: почему портрет тогда еще не прославленного Царя Николая стоит вместе с другими иконами. Уверена: это чудо произошло по его молитвам».

— Когда я побывала в Алапаевске, на месте убиения святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, а потом приехала к отцу Иерониму, он у меня попросил камушек с тех мест. Сказал, что там каждый камень кровью полит — Святая Земля! Батюшка сам туда ездил незадолго до смерти.

— Ему задавали много вопросов о переезде в деревню, на землю. Батюшка говорил, что переезжать нужно для спасения. А просто так, в «никуда» ехать нельзя. Я его спрашивала, может, мне в Мордовию переехать. Он ответил: «когда переедете, это уже везде будет (имелись в виду голод и бедствия). Не поможет и деревня». «Молись непрестанно, молись», — советовал он.

Еще говорил про войну и страшный голод. Но на вопрос, надо ли собирать продукты, отвечал, что лучше собирать просфоры, и все. Многие монашествующие просили у него совета: не лучше ли им перейти в другой монастырь. Но батюшка всем отвечал одинаково: куда пришли, там и живите.

— Приведу пример из своего общения со старцем. Спрашиваю: «батюшка, жениться или не жениться». Ответ был таким: «Ищи спасения. Когда корабль тонет в море, матросы думают о спасении, а не о ремонте каюты. Если женитьба для тебя — спасение, то женись и не сомневайся, а если это каюта на тонущем корабле, то это погибель. Ищи спасения, а там Господь все управит».

Далеко смотрел добрый батюшка. Ведь корабль — это наш тонущий мир, а каюта — это наши страсти. Если думать о женитьбе как о способе удовлетворения своих страстей, то это смерть, а если супружество — спасительный круг в море греха, то это — спасение.

— «Правды на земле нет, она на небе», «Ищите прежде Царствие Небесное, а остальное приложится вам», эти слова он часто повторял. Когда спрашивали его о болезнях, он так отвечал так: каким органом грешишь, тот и болит. И чтобы исцелиться, надо каяться и молиться больше.

— Еще он часто повторял: самое главное любовь — любовь покроет много грехов. Осуждающий приравнивается к чародеям. За чародеев молиться нельзя, нельзя верить им. Господь нас всех хочет под свое крыло собрать — говорил старец.

— Рубашка дальше от нас, чем Господь. Батюшка нас учил бесов не бояться, а Бога бояться. Мы каждую минуту согрешаем и надо стремиться к тому, чтобы видеть свои грехи так же ясно, как тарелку супа. Я не поняла, спросила: чьи грехи? Чужие? Он улыбнулся, ответил: зачем тебе чужие? Свои.

— Он говорил: себя не надо жалеть. Болеешь — сгнить лучше, но спастись для вечности.

— Советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) — читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина — образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

— Батюшка говорил: большую силу имеет молитва, она может даже поезд остановить. Один монах читал Иисусову молитву. Впереди была дорога неисправная. Поезд остановился, и аварии не произошло. Спросили монаха, как его зовут. Он ответил: Иисусова молитва. Это батюшка моему отцу рассказывал.

— Еще батюшка говорил: каждому дан крест, его надо нести, не бросать. Сколько было вопросов: можно ли бросить пьяницу-мужа, кормить ли неработающего сына и так далее. Ответ был один: крест твой такой, и чем тяжелее — тем лучше. Венчанный брак никому нельзя разрушать, терпеть нужно все скорби. Такова наша жизнь.

— Старец разъяснял: «Совесть у Адама пробудилась только тогда, когда он увидел Бога после вкушения запретного плода. Так и мы устыдимся Бога на Страшном Суде, если вовремя не покаемся. А что если завтра Страшный Суд?».

— Православный человек никогда и ни с кем не спорит. Православный в разговоре говорит либо «да-да», либо «нет-нет», ибо споры возмущают душу, и благодать уходит».

— «Берегите благодать, как драгоценную жемчужину, которую нельзя купить ни за какие деньги».

— «Господь нарисовал мир Своей рукой, и все мудро устроил ни с кем не советуясь, сотворив мир из ничего. Поэтому в природе нет ничего случайного. Будьте внимательны к любым мелочам в своей духовной жизни».

— «Мы только сняли первый пласт земли и только открыли первую страницу Книги Жизни, которую начертал Господь. Природа — это та книга, которую мы портим, еще не дочитав до конца».

— «Знания без Бога пусты. Поле и пашня только тогда дадут духовные всходы, если будут посеяны семена веры».

— Три дара даны людям от Бога: разум, речь, труд — и должны служить Ему».

— Земля не может быть грязью, она — наша кормилица, а грязь — это то, что у вас на устах (показывал на губную помаду) или то, что срывается с грешных уст».

— «Линяет искусственное, а вечное — остается». «Педагогам: не потеряйте ни одного ученика, ни одной детской души, найдите путь к сердцу каждого ученика».

— «Делание добра — это выращивание венца для Царства Небесного. Делаем доброе дело — сажаем цветок для такого венца. Делаем зло — срываем цветы с него. Какой венец получится, зависит от вашего труда — пышный или лысый».

— Очень строго батюшка относился к соблюдению поста. Шел Рождественский пост. По уставу Церкви в среду и пятницу не положено вкушать елей. Говорил: «Какое масло?». И хоть я еще пыталась объяснить, что у мамы боли в желудке, он не стал даже слушать: «Никаких послаблений! Веру крепко держите! — сказал на прощание старец и поднял вверх твердо сжатый кулак.

— На жалобы батюшка отвечал:

— Читай Псалтирь!

— Батюшка, в семье большие ссоры.

— Читай Псалтирь.

— Батюшка, на работе неприятности.

— Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать — и все устраивается. При проблемах с детьми благословлял читать акафист Богородице перед иконой «Взыскание погибших».

Молодежный форум

Когда был в Оптиной всем раздавали нижеприведенный призыв. В интернете нашел что эти стихи были явлены 12-ти летней девочке. Правда? Кто чего знает?
ПОСЛЕДНИЙ БОЖИЙ ПРИЗЫВ
По благословению схиигумена Иеронима Санаксарского
К вам сестры, братья Бог-Творец,
Кто всей вселенной управляет,
Единый, любящий Отец
С небес призыв свой посылает.
Настанет скоро судный час.
Пред Богом нам предстать придется,
Теперь призывный Божий глас
Ко всем живущим раздается
Внимайте все, внимай земля,
Народы, племена, языки
К Вам посылает свой призыв —
Ваш Бог, Творец ваш и Владыко.
Вы — люди! Слушайте Меня!
Я дал вам дом — планету вашу,
Добром ее наполнил Я,
Как переполненную чашу
Среди планет ее избрал,
Устроил все на ней прекрасно,
И чистый воздух Я создал,
Как купол голубой и ясный.
И воду чистую создал —
Источник жизни и движенья,
И все для жизни вашей дал,
Для вас, ведь вы — венцы
Творенья.
Леса и глубину морей
И гор вершины снеговые,
Повсюду поселил зверей,
Произрастил плоды земные.
Жизнь на земле и жизнь в воде,
Везде кругом Мои творенья
И вам для помощи в труде
Дал кроткий скот для прирученья.
Для вас вся красота полей,
Цветов живых благоуханье
И гладь озер, прибой морей
И звезд ночных очарованье.
Планету вашу -дом родной
Прикрыл Я слоем атмосферы
И в глубину коры земной
Богатства заложил без меры.
Загадок всей природы той,
Что вас повсюду окружает
Полетом мысли и мечтой
Никто из вас не обнимает.
Бессильны вы когда-нибудь
Понять извечное движенье.
Прибавить или повернуть
Моих законов устремленья.
И вас, людей, Я создавал,
Поставив выше всехтворений,
Здоровье, силы вам давал.
Вложил к познанию стремленье
С небес на землю вас послал.
Ведь вы же вечные созданья,
И вам в наследие отдал
Всю безпредельность мирозданья.
Свой образ в вас Я отразил.
Дал светлый разум для познаний,
Свободной волей наградил
И безграничностью дерзаний.
Я дал вам жен и дал детей
С наивным нежным взглядом ясным.
И женам вашим дал мужей,
Готовя вашу жизнь прекрасной.
Для жизни на земле Я дал
Закон любви, закон прощенья.
Меж вами братство завещал
И разум дал для управленья.
Чтоб на земле порядок был,
Чтоб счастье здесь вы создавали
И всем чем вас Я наделил
Лишь на добро употребляли.
И совесть чистую вам дал.
Чтобы она вас осуждала,
Как грозный страж, во тьме сигнал,
От дела злого отвращала.
Чтоб были здесь вы на земле
Моими вечными сынами.
Могли б потом прийти ко Мне
Обогащенные делами.
Во что же превратились вы
Моих даров благодеянья1
Вы все от ног до головы
В следах пороков, в злодеяньях!
Вы чистоту души своей
Житейской грязью всю залили.
Безгрешных маленьких детей
Грехом,как ядом,напоили.
Побрали вы дары мои,
Законы жизни извратили,
Вы силы губите свои,
Свой здравый разум омрачили.
И голос совести своей
В себе давно Вы заглушили.
Одна вражда среди людей.
Любовь и Правду позабыли.
Без меры пьете сущий яд
Тела свои вы отравили,
Даете этот яд другим,
До срока силы погубили.
И души губите свои.
Вы их делами осквернили,
Пути оставили Мои,
Греху себя поработили.
Нет сострадания у вас
И в жизни стали вы такими,
Готовы каждый день и час
Творить насилье на другими.
То мало вам земли своей —
Чужое захватить стремитесь,
Нарушить мир среди людей,
И убивать вы не страшитесь.
Все мысли Ваши делать зло
И сеять смерть и разрушенья
Безумье всех вас облегло
И нет у вас к добру стремленья.
Вы стали ужасом живых —
Кто вор, убийца, кто хулитель.
И не могу Я вас таких
На небо взять в свою обитель.
Меня Творца — Царя Царей
На всех наречиях хулите,
В неверье в дерзости своей
Мне оскорбленья говорите!
Где разум ваш, что дал Я вам
И что ж вы сделали с собою
И что же сделали вы там
С Моей прекрасною землею?
Идут века, а вы на ней
Ведете войны бесконечно,
Идете к гибели своей,
Между собой враждуя вечно.
В огне войны, грозя мечом,
Вы землю КРОВЬЮ всю залили
И неповинную ни в чем
Ее собою осквернили.
Да так, что больно на нее
Со всеми Вашими делами
Смотреть с небес В судьбе ее
Виновны люди только сами.
Послушны стали сатане.
Он не желает покориться.
Себя обрек гореть в огне
И вас туда увлечь стремиться.
Он враг ваш, враг он также Мне,
Когда-то — Херувим прекрасный.
И нет прощенья сатане
И ждет его удел ужасный.
Он враг ваш, всякой лжи отец,
Носитель зла и преступленья.
И с ним разделите конец
Вы, очерствевшие творенья.
Зачем же вам себя губить
И получить удел ужасный,
Ведь вы могли бы вечно жить
В моих обителях прекрасных!
Внемлите! — Мой призыв звучит,
Я с Неба руки простираю,
Пусть каждый зло в себе смирит.
Еще не поздно! Призываю!
Исправьте все свои дела!
И жизнь былую измените,
Услышьте Мой скорбящий глас,
И всем словам Моим внемлите!
Покайтесь люди предо Мной,
О мипосердии молите
И со смиренною душой
Меня на помощь призовите.
И ради Сына Своего,
Его мучений и страданий
И Крови пролитой Его,
Прощу все ваши злодеянья.
И милость окажу Я вам,
Приму к себе уже прощенных,
Не по заслугам и делам,
А Кровью Сына искупленных.
Как ваш Отец взываю Я
И жду от вас Я покаянья.
Все счастье ваше у Меня
Мои заблудшие созданья.
Мой голос всех людей зовет,
Оставьте злобные деянья.
За грех удел ужасных ждет
В огне, где вечные страданья.
Спешите, кто живой теперь
И пусть спешат все поколенья.
Для Вас открыта в Небо дверь
И всем Отец дает спасенье.
Сегодня время есть у вас,
Не кончилось Мое терпенье,
Звучит призыв последний раз,
Я вас зову к преображенью!
Но будет время, грозный час —
Конец грехопаденью будет,
То будет страшный день для вас,
Когда Господь людей осудит.
Тогда, по Слову Моему
Людей настигнет воздаянье,
И ввергну грешников во тьму,
Где смерть и вечные страданья.