Священный синод русской православной церкви

Статус

Глава пятая Устава Русской православной церкви (в редакции 2013 года) гласит:

  1. Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем), является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
  2. Священный Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период.
  3. Священный Синод состоит из председателя — Патриарха Московского и всея Руси (Местоблюстителя), девяти постоянных и пяти временных членов — епархиальных архиереев.
  4. Постоянными членами являются: по кафедре — митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишинёвский и всея Молдовы; Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; по должности — председатель Отдела внешних церковных связей и управляющий делами Московской Патриархии.
  5. Временные члены вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются епархии. Вызов епископа в Священный Синод не может последовать до истечения двухлетнего срока его управления данной епархией.— Глава V. Священный Синод, пп. 1—5. Проверено 17 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.

Персональный состав Священного Синода в настоящее время

Председатель

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Постоянные члены

по кафедре

(Список представлен в порядке значимости кафедр или должности)

  1. Онуфрий (Березовский), митрополит Киевский и всея Украины (с 2014 г.)
  2. Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1972 г.)
  3. Владимир (Кантарян), митрополит Кишинёвский и всея Молдавии (с 2000 г.)
  4. Александр (Могилёв), митрополит Астанайский и Казахстанский, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан (с 2011 г.)
  5. Викентий (Морарь), митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа (с 2011 г.)
  6. Варсонофий (Судаков), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (с 2009 г.)
  7. Павел (Пономарёв), митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси (с 2014 г.)

по должности

  1. Савва (Михеев), митрополит Тверской и Кашинский, управляющий делами Московской патриархии и секретарь синода (с 2019 г.)
  2. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей (с 2009 г.)

Временные члены

Участники летней сессии (март — август 2019 года):

  1. Серафим (Мелконян), архиепископ Калининградский и Балтийский;
  2. Роман (Лукин), архиепископ Якутский и Ленский;
  3. Антоний (Севрюк), архиепископ Венский и Будапештский;
  4. Леонид (Филь), епископ Туровский и Мозырский;
  5. Герман (Камалов), епископ Сочинский и Туапсинский.

История

Святейший синод со времени учреждения в 1721 году располагался в Санкт-Петербурге: первоначально на Городском острове, затем в здании Двенадцати коллегий. С 1835 года помещался в трёхэтажном здании на Сенатской площади. В Москве имелась Синодальная контора, и при особых обстоятельствах (например, на время коронации монарха) синодальные заседания могли быть перенесены в Москву.

В августе 1917 года, перед открытием Поместного собора, Святейший синод переехал в Москву и остался там на постоянное пребывание. Согласно соборному определению от 7 декабря 1917 года, «Священный Синод состоит из Председателя-Патриарха и двенадцати членов: Киевского митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год». Епархиальный архиерей мог быть вызван в Синод не ранее, чем через два года после начала управления епархией. Епархии были разделены на пять групп по географическому принципу, внутри групп епархии располагались в алфавитном порядке (в каком и вызывали архиереев), срок полномочий временных членов Синода был с 1 января по 31 декабря календарного года.

С 1918 года Священный синод работал на Троицком подворье на Самотёке — резиденции патриарха Тихона.

1 июня 1921 году прежний состав Синода в связи с истечением 3-летнего межсоборного срока утратил свои полномочия. Был определён новый состав в количестве пяти человек по избранию Патриарха. При этом полномочия членов Синода исходили уже не от Поместного собора, а лично от патриарха Тихона.

После ареста Патриарха в 1922 году Русская православная церковь на пять лет оказалась на «нелегальном положении». Её частичной «легализации» удалось достичь заместителю Патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию, который организовал «при себе, с разрешения власти» Временный патриарший Священный синод. В мае 1935 года он был официально распущен («самоликвидировался»). При этом митрополит Сергий, сохранивший личную «легализацию» и право иметь канцелярию, переименовал управляющего делами Временного патриаршего Священного синода в «управляющего делами Московской патриархии».

Члены Священного синода, избранные на Архиерейском соборе 1943 года: митрополит Алексий, митрополит Сергий, митрополит Николай; стоят: архиепископ Алексий (Палицын), архиепископ Сергий (Гришин), архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Постоянный Священный синод был сформирован на Архиерейском соборе 1943 года и стал заседать в здании в Чистом переулке, дом 5, «дарованном» Иосифом Сталиным Московской патриархии, или в Патриарших покоях Троице-Сергиевой лавры, после их передачи Патриархии в конце 1940-х годов. В состав Синода вошли: патриарх Сергий, три постоянных члена (архиереи по избранию Собора) и три временных члена (вызываемых на полугодовую сессию). Епархии были разбиты на три группы по географическому принципу, вызов временных членов осуществлялся в порядке старшинства хиротонии.

Согласно «Положению об управлении Русской Православной Церковью», принятому на Поместном соборе 1945 года, Священный синод состоит из Патриарха-председателя, трёх постоянных членов — митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого, и трёх временных, вызываемых «для присутствия на одной сессии, согласно списку Архиереев, по старшинству хиротонии, по одному из каждой группы, на которые разделяются все епархии». В отличие от «Определения» Поместного собора 1917—1918 годов, в котором подробно регламентирована компетенция Синода, в «Положении» ничего не говорится о круге подведомственных ему дел. Однако статьёй 1-й предусматривается, что управление Русской церковью осуществляется Патриархом совместно со Священным синодом, согласно 34-му апостольскому правилу и 9-му правилу Антиохийского Собора.

16 марта 1961 года Священный синод расширил число своих постоянных членов до пяти архиереев, дополнительно включены управляющий делами Московской патриархии и председатель отдела внешних сношений. Данное решение было утверждено на ближайшем Соборе 1961 года.

10 апреля 1970 года было проведено не предусмотренное действовавшем тогда «Положением об управлении Русской православной церкви» «расширенное заседание» Синода, на котором была дарована автокефалия Православной церкви в Америке. В брежневский период, видимо, Синод очень зависел от Совета по делам религий при Совете министров СССР. Заместитель председателя Совета Фурсов, отчитываясь перед ЦК КПСС за период 1974 — начало 1975 годов, утверждал: «Синод находится под контролем Совета. Вопрос подбора и расстановки его… членов был и остаётся всецело в руках Совета… Ответственные сотрудники Совета проводят систематическую воспитательно-разъяснительную работу с членами Синода, устанавливают с ними доверительные контакты».

С принятием в 1988 году нового устава об управлении Русской православной церкви число временных членов Синода увеличилось до пяти, вызов в Синод обусловлен не менее чем двухлетним пребыванием архиерея на кафедре. В этом же уставе определялось, что президиум Архиерейского собора составляет Священный синод, а секретарь Собора избирается из числа членов Синода.

На Архиерейском соборе 30—31 января 1990 года число членов Синода увеличилось: стало шесть постоянных членов (добавился Экзарх Белоруссии) и шесть временных.

6—7 мая 1992 года состоялось второе в истории Синода расширенное заседание, на котором Синод имел суждение о «новой ситуации в Украинской Православной Церкви» (то есть о расколе, устроенном её бывшим предстоятелем Филаретом (Денисенко)).

18 июля 1999 года также прошло расширенное заседание Синода, на котором было решено провести юбилейный Архиерейский собор в 2000 году.

С принятием устава Русской православной церкви в 2000 году число постоянных членов увеличено до семи (включён предстоятель Молдавской православной церкви), число временных членов сокращено до пяти.

30 июля 2003 года состоялось выездное заседание Священного синода в городе Сарове Нижегородской области в связи со столетним юбилеем канонизации Серафима Саровского

С 2009 года Священный синод по инициативе патриарха Кирилла стал периодически проводить «выездные заседания» там, где укажет патриарх. Так, «в течение 2009 года состоялось шесть заседаний Синода <…> Три заседания мы провели в Даниловской обители; два — в Санкт-Петербурге, в историческом здании Святейшего Синода; одно — первое историческое заседание в „матери городов русских“ — в Киеве, в Киево-Печерской лавре; и завершаем синодальный год заседанием в Чистом переулке, в городской исторической резиденции Патриархов Московских». С того же года появилась традиция приглашать в число временных членов Синода епископа из Украинской православной церкви. C 2012 года заседания Синода иногда проводятся в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре на Юге России (в Геленджике), в 2018 году по одному заседанию проведены в Екатеринбурге и Минске

5 октября 2011 года решением Священного синода (с последующим утверждением Архиерейским собором; состоялся в феврале 2013 года) в число постоянных членов Священного синода включены митрополит Среднеазиатский и митрополит Астанайский и Казахстанский.

27 декабря 2011 года состоялось торжественное освящение Синодальной резиденции Патриарха Московского и Всея Руси в Свято-Даниловом монастыре после её капитальной реконструкции, где и прошло последнее в 2011 году заседание Священного синода Русской православной церкви. Патриарх по этому случаю сказал: «Это здание и будет основной Синодальной резиденцией, как это и мыслилось её создателями в далеком 1988 году, с чем я всех нас поздравляю».

Примечания

  1. Написание по словарю: Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5-88744-052-X.
  2. в Русской православной церкви принято написание: «Священный Синод Русской Православной Церкви» см.
  3. Устав РПЦ 2000 года. Проверено 24 января 2007. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  4. Избраны архиереи для участия в летней сессии Священного Синода 2019 года. // Патриархия.ru
  5. 1 2 Свящ. Александр Мазырин. Вопрос о Патриаршем Синоде в «межсинодский» период 1925—1927 гг. // Вестник ПСТГУ: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — Вып. II:2 (35). — С. 61—78.
  6. Священный Синод в истории Русской Православной Церкви в XX веке. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  7. Прот. Владислав Цыпин. Временный Священный синод // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 516—517. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  8. Попытки восстановления Патриаршества в 1935—1937 годы: малоизвестные страницы истории. Русская линия.
  9. Деяния Архиерейского собора Русской православной церкви
  10. Положение об управлении Русской православной церкви 1945. Древо.
  11. 1 2 О значении Патриаршества в России XX в. (Телепрограмма 17.11.2007) (комментарий в русле истории). Церковно-научный центр «Православная энциклопедия».
  12. Деяния Архиерейского собора РПЦ 1961 г (Александр Бабич) / Проза.ру
  13. При этом фактическое число постоянных членов Синода могло быть меньше, периодически управляющий делами или председатель ОВЦС занимали кафедры, дающие право постоянного членства в Синоде
  14. Макарова Д. Ю. Церковная политика в СССР в 1964—1982 гг. (на материалах Курской области) // Вест. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. — 2011. — № 10 (102). — С. 270.
  15. Русская Православная Церковь и право: комментарий. — М., 1999. — С. 79—83. Фактически Экзарх Белоруссии митрополит Филарет стал постоянным членом Синода (по кафедре) с ноября 1989 года.
  16. Журналы №№ 30-47 заседания Священного Синода от 30 июля 2003 года (г.Саров) : Russian Orthodox Church
  17. В Патриаршей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Кирилла открылось очередное заседание Священного Синода. Патриархия.ru.
  18. Игумен Савва (Тутунов): Разукрупнение епархий назрело в нашей Церкви уже давно. Патриархия.ru.
  19. В Геленджике открылся Патриарший и Синодальный духовно-административный и культурный центр РПЦ — Живая Кубань — Интернет-дневник Краснодарского края
  20. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 6-7 июня 2012 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  21. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  22. Заседание Синода РПЦ в Минске длится уже более 5 часов
  23. Завершился первый день работы зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. Проверено 5 октября 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  24. Состоялось освящение Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Проверено 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.
  25. Священный Синод завершил первый день работы в обновленной резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре. Проверено 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.
  26. Видео: Состоялось освящение Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Проверено 28 декабря 2011. Архивировано 28 ноября 2012 года.. Патриархия.ru.

Архиерейский собор Русской православной церкви (1943)

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1943 года — архиерейский собор, проходивший 8 сентября 1943 года в Москве в только что переданном Московской Патриархии под Патриаршую резиденцию особняке в Чистом переулке. Первый Собор Русской церкви после собора 1917—1918 годов.

Накануне собора, 04 сентября, состоялась встреча председателя СНК СССР И.В. Сталина с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским Сергием, митрополитом Ленинградским Алексием и митрополитом Киевским и Галицким Николаем, экзархом Украины. Впервые после октября 1917 года встретились глава государства и руководители Русской православной Церкви. С этого события начался трудный процесс возрождения полноты жизни Русской Православной Церкви. Новый курс Советского государства в отношении церкви явился сильнейшим ударом по идеологической концепции германского нацизма, использовавшего трагическое положение религии в СССР, в политике нацизма, проводившейся на советских оккупированных территориях.

Собор единогласно избрал митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси. Также Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана. На Соборе был вновь образован Священный Синод Русской Православной Церкви из постоянных и временных членов, с учётом того, что через ротацию весь епископат примет участие в его деятельности. Было принято обращение к советскому правительству, в котором выражалась поддержка общенародной борьбы за спасение Родины и Обращение ко всем христианам мира с призывом об усилении молитвы к Господу о скорейшем даровании победы и открытия второго фронта.

Для германских властей решения Собора представляло большую опасность и причиняло значительный вред, поэтому они были заинтересованы в дискредитации избранного Патриарха и Собора. В связи с этим, оккупационные власти требовали от патриаршего экзарха митрополита Виленского и Литовского Сергия заявления о недействительности Собора и выбранного Патриарха с церковно-канонической точки зрения, которое митрополит Сергий решительно отверг.

Ассамблея православных епископов Франции

Ассамбле́я правосла́вных епи́скопов Фра́нции (фр. Assemblée des évêques orthodoxes de France) — координационный орган православных епископов, представляющий Православную церковь во Франции.

Временный патриарший Священный синод

Вре́менный патриа́рший Свяще́нный сино́д — коллегиальный орган высшего управления Русской православной церкви, действовавший при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергие (Страгородском) в 1927—1937 годах (официально распущен в мае 1935 года, но некоторое время продолжал действовать негласно). Ранее в 1923—1924 годах подобный орган существовал при патриархе Тихоне.

Как отмечает церковный историк и канонист протоиерей Владислав Цыпин, все важнейшие акты церковной власти в 1927—1937 годы принимались Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных административных и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, которыми определялся весь строй церковного управления, позиция Патриаршей церкви в отношениях с государственной властью, с поместными Православными церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение к внутренним расколам.

Комиссия духовных училищ

Комиссия духовных училищ при Святейшем Синоде — учреждение при Святейшем Синоде, главное управление всеми духовно-учебными заведениями в Российской империи по учебной, воспитательной и хозяйственной части (26 августа 1808 — 22 февраля 1839).

Корецкий монастырь

Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь (Троицкий — с 1880 года, до этого был Вознесенским, а ещё ранее Благовещенским) — православный женский монастырь в городе Корце Ровенской области Украины.

До 1918 года имел статус второклассной обители Волынской епархии.

В каноническом плане подчиняется напрямую патриарху Московскому и всея Руси и не является частью УПЦ (МП). Зарегистрирован в ЕГРПОУ под номером 13993497, собственником монастыря указан Священный синод Русской православной церкви.

Корсунская епархия

Ко́рсунская епа́рхия (фр. Diocèse de Chersonèse) — епархия Русской православной церкви, объединяющая приходы во Франции, Швейцарии, Лихтенштейне и Монако.

Основана в 1960 году в рамках экзархата Московского патриархата в Западной Европе, просуществовавшего до 1990 года. С 2018 года является центром вновь учреждённого экзархата в Западной Европе.

Морской собор

Морской собор — в Российской империи аналог военного собора (полкового храма): православный храм, прихожанами которого являлись моряки российского флота.

Все морские соборы были посвящены покровителю моряков — Николаю Чудотворцу. До начала XX века главным храмом военно-морского флота служил Никольский морской собор в центре Петербурга, где помещаются доски со списками моряков-героев. В 2013 году священный синод Русской православной церкви принял решение считать главным храмом русского флота Кронштадтский морской собор, построенный за 100 лет до этого для поминовения погибших в море.

Патриаршие приходы в Швеции

Благочи́ние Патриа́рших прихо́дов в Шве́ции (Благочиние приходов Моско́вского патриарха́та в Швеции, Ру́сская правосла́вная це́рковь Московского патриархата в Швеции, швед. Ryska Ortodoxa Kyrkan Moskvapatriarkatet i Sverige) — церковно-административная структура Русской православной церкви, объединяющая приходы на территории Швеции, обладающие ставропигиальным статусом и подчиняющиеся непосредственно патриарху Московскому через руководителя управления по заграничным учреждениям.

Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии

Патриа́рший Экзарха́т в Юго́-Восто́чной А́зии — экзархат Русской православной церкви на территории Сингапура, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, КНДР, Корейской Республики, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Таиланда и Филиппин. Глава экзархата носит титул «митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский».

Православие в КНДР

Православие в Корейской Народно-Демократической Республике — христианская деноминация в КНДР, получившая развитие в стране с 2006 года.На 2011 год число православных в КНДР оценивается в 50-60 человек, что составляет около 0,0002 % населения страны.

Из православных церквей в стране представлена лишь Русская православная церковь, при содействии Ким Чен Ира построившая в столице Пхеньяне Троицкий собор, расположенный в квартале Чонбэк.

При освящении храма в 2006 году митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом были рукоположены первые северокорейские священники — Феодор Ким и Иоанн Ра.

28 декабря 2018 года Священный Синод Русской православной церкви образовал Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, куда вошла в том числе и Северная Корея, а 26 февраля 2019 года в рамках экзархата была образована Корейская епархия, куда вошли Северная и Южная Корея.

В марте 2019 года митрополит Сергий (Чашин) отметил: «На протяжении многих лет там существует Троицкий собор, построенный по указу ныне усопшего лидера КНДР Ким Чен Ира. Студенты из КНДР прошли обучение в московской духовной академии, рукоположены в священный сан. Сейчас еще одна группа из пяти человек проходит обучение в Хабаровской духовной семинарии. Патриарх Кирилл рукоположил двух из них в Москве в августе 2018 года Власть очень благосклонно относится к РПЦ. В храм приходят наши дипломаты, а также сотрудники болгарского и румынского посольств, приходят и молятся. У нас никаких сложностей с Северной Кореей, в плане осуществления нашей деятельности, нет».

Православие в Камбодже

Православие в Камбодже — христианская конфессия на территории Королевства Камбоджа, известная в стране с 1990-х годов.

На 2011 год число православных в Камбодже оценивалось приблизительно в 100 – 150 человек (преимущественно это русские, болгары и представители других традиционно православных народов), что составляет около 0,001 % населения страны.

Разрыв евхаристического общения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом (2018)

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской православной церковью в ответ на действия её Синода, который заявил о намерении создать единую автокефальную поместную церковь на Украине, восстановил в церковном общении лидеров двух неканонических православных церквей Украины (УПЦ КП и УАПЦ) и отменил действие соборной грамоты 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Со своей стороны, Константинопольский патриархат заявил, что он не разрывает евхаристического общения с Русской православной церковью.

Саранская духовная семинария

Саранская духовная семинария — высшее учебное заведение Саранской епархии Русской православной церкви.

Святейший правительствующий синод

Святейший правительствующий синод (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).

Святейший Синод был высшей административной и судебной инстанцией Русской церкви. Ему принадлежало право, с одобрения верховной власти Российской империи, открывать новые кафедры, избирать и поставлять епископов, устанавливать церковные праздники и обряды, канонизировать святых, осуществлять цензуру в отношении произведений богословского, церковно-исторического и канонического содержания. Ему принадлежало право суда первой инстанции в отношении епископов, обвиняемых в совершении антиканонических деяний, также Синод имел право выносить окончательные решения по бракоразводным делам, делам о снятии с духовных лиц сана, о предании мирян анафеме; вопросы духовного просвещения народа также входили в ведение Синода:238.

Список синодальных учреждений Русской православной церкви

Синодальные учреждения Русской православной церкви — учреждения Русской православной церкви, действующие при Священном синоде.

Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и подотчётны им. Главы синодальный учреждений назначаются Священным Синодом. Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в пределах экзархатов или епархий.

Таиландская епархия

Таиландская епархия — епархия Русской православной церкви, объединяющая десять приходов, мужской монастырь и духовное училище на территории Таиланда, а также приходы на территории Королевства Камбоджа, Лаосской Народно-Демократической Республики и Республики Союз Мьянма. Входит в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии.

Ранее действовала как Патриаршее благочиние в Королевстве Таиланд (или Православная церковь в Королевстве Таиланд), образованное 21 октября 2016 года решением Священного Синода Русской православной церкви и находилось в непосредственном каноническом подчинении Патриарху Московскому и всея Руси.

Тобольская духовная семинария

Тобольская Православная Духовная Семинария — высшее духовное учебное заведение Тобольской и Тюменской епархии Русской Православной Церкви, готовящее священно- и церковнослужителей.

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»

Церко́вно-нау́чный це́нтр «Правосла́вная энциклопе́дия» — российская организация, действующая под патронажем Русской православной церкви, сочетающая в себе функции издательства, информационного агентства и научного центра.

В своей деятельности ЦНЦ «Православная энциклопедия» стремится объединить усилия церковных и светских учёных в деле возрождения и развития церковной науки, проведения исторических, агиографических, библейских и других исследований: учреждает стипендии для поддержки исследователей, сотрудничает с Макарьевским фондом, выявляя наиболее значительные исследования по истории Российского государства и Церкви и присуждая премии, участвовала совместно с ГАРФ в проекте создания электронных информационных и документальных массивов.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 г. и его основные деяния

На Собор прибыли 144 архиерея. Проходил 13-16 августа 2000 г. 11 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий огласил свой доклад «РПЦ на рубеже веков».

14 августа члены Собора обсудили доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», представленный накануне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Основное время было посвящено дискуссии о положении на Украине, включая вопросы статуса Украинской Православной Церкви, соответствующие аспекты межправославных, православно-католических и церковно-государственных отношений. Обсуждалась и тема положения Православия в Эстонии. В дискуссии прозвучал призыв к признанию Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата субъектом права, который не прервал своего существования в 1940 году, но неизменно продолжал действовать на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Его Святейшества, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям, ряд вопросов церковного устройства и управления.

Затем Председателем Синодальной комиссии по канонизации святых митр. Крутицким и Коломенским Ювеналием были представлены доклад и материалы к прославлению новомучеников и исповедников XX века и других подвижников веры и благочестия. Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных (в деянии собора явлено более 500 имен) и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. К Собору причислен и ряд местночтимых святых (71 имя).

Собором в сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены как страстотерпцы Император Николай II, Императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Канонизированы и другие святые, послужившие Богу и Церкви в разные исторические периоды.

Собор заслушал доклад Председателя Синодальной Богословской комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, посвященный работе комиссии и ряду обсуждавшихся ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

15ав г. был представлен доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя ОВЦС МП, Председателя Синодальной рабочей группы по выработке проекта Основ социальной концепции РПЦ. После обстоятельной дискуссии отцы Собора постановили одобрить Основы социальной концепции.

Во время Архиерейского Собора была вознесена молитва о спасении экипажа российской подводной лодки «Курск», потерпевшей аварию в Баренцевом море. Молебен совершил Святейший Патриарх.

Вниманию участников Собора были представлены на обсуждение и одобрение доклады руководителей Синодальных учреждений Московского Патриархата, посвященные их деятельности в межсоборный период. С докладом о миссионерском служении Русской Православной Церкви выступил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Вопросам социального служения и благотворительности был посвящен доклад митрополита Солнечногорского Сергия, управляющего делами МП. О служении РПЦ в области религиозного образования и катехизации Собору доложил игумен Иоанн (Экономцев). Издательской деятельности Московского Патриархата был посвящен доклад архиепископа Бронницкого Тихона. Проблемы духовного образования в Русской Православной Церкви были рассмотрены в докладе архиепископа Верейского Евгения. Взаимодействие Церкви с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями стало темой доклада епископа Красногорского Саввы.

На заключительном совещании Собор заслушал и подверг детальному обсуждению доклад митр. Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя ОВЦС МП, о деятельности Отдела в межсоборный период. Доклад был посвящен состоянию церковной диаспоры, межправославным, межхристианским, церковно-государственным и церковно-общественным отношениям, а также некоторым другим вопросам. Основными темами дискуссии стали межхристианские отношения и церковная ситуация на Украине. Далее митрополит Кирилл представил проект новой редакции Устава Русской Православной Церкви. После обстоятельной дискуссии и детального рассмотрения каждого раздела Устава он был с поправками принят Архиерейским Собором. Устав вступил в действие после принятия, но подлежит последующему утверждению Поместным Собором.

Затем Собор обсудил и принял Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви (подтверждение широких прав автономии, выражение надежды на уврачевание расколов), Определение о положении Православной Церкви в Эстонии (непризнание канонического статуса приходов Константинопольской юрисдикции, наставление клирикам не вступать в общение с Автономной Эстонской Православной Церковью Конст-го Патр-та) и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

Участники Собора направили Президенту Российской Федерации В. В. Путину письмо, в котором ставится проблема возврата церковной собственности.

Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (2-3 февраля 2016 года)

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 2-3 февраля 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

(2-3 февраля 2016 года)

1. Освященный Архиерейский Собор одобряет позицию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21-28 января 2016 года, а также делегаций Русской Православной Церкви в заседаниях Межправославной подготовительной комиссии, Специальной межправославной комиссии и Всеправославного предсоборного совещания, занимавшихся в межсоборный период подготовкой документов по темам повестки дня Святого и Великого Собора Православной Церкви.

2. Архиерейский Собор с удовлетворением отмечает, что в проекты документов Всеправославного Собора внесены необходимые изменения и дополнения согласно предложениям Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

3. Члены Архиерейского Собора свидетельствуют, что в своем нынешнем виде проекты документов Святого и Великого Собора не нарушают чистоту православной веры и не отступают от канонического предания Церкви.

4. Архиерейский Собор поручает Священному Синоду сформировать делегацию Русской Православной Церкви для участия во Всеправославном Соборе.

5. Освященный Архиерейский Собор призывает полноту Русской Православной Церкви к сугубой молитве, дабы Господь явил Свою волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение укрепило единство Православия, послужило ко благу Церкви Христовой, к славе Божией, к сохранению неповрежденной православной веры.

6. Архиерейский Собор выражает убежденность в том, что необходимым условием проведения Всеправославного Собора является свободное участие в нем делегаций всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. В связи с этим особую важность приобретает разрешение до Собора проблемы, возникшей во взаимоотношениях Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов.

7. Архиерейский Собор выражает поддержку епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, направленном на утверждение единства и братолюбия, преодоление разрушительной розни. Собором приветствуются усилия различных государств по мирному урегулированию вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Члены Собора призывают политических деятелей безотлагательно предпринять все возможное для установления прочного и справедливого мира на украинской земле. Собор обращается ко всей Полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви.

8. Собор выражает благодарность всем тем, кто помогал беженцам или оказывал материальную помощь пострадавшим от братоубийственного противостояния на Юго-Востоке Украины, являя христианскую любовь к страждущим братьям и сестрам.

9. Сегодня, когда перед всем человечеством стоит угроза террора, когда все чаще слышно «о войнах и о военных слухах» (Мф. 24, 6), когда христиан на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира предают на мучения, изгоняют с мест их традиционного проживания, когда разрушаются храмы и монастыри, подвергаются поруганию святыни, Собор молится о том, чтобы Господь укрепил всех гонимых за имя Христа и умудрил правителей, от которых зависит установление мира. Русская Православная Церковь на протяжении уже нескольких лет привлекает внимание мировой общественности к бедственному положению гонимых христиан. Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился. Архиерейский Собор призывает, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении.

10. Члены Собора ознакомились с работой действующей по благословению Патриарха Кирилла церковной комиссии по исследованию «екатеринбургских останков». Собор выражает удовлетворение в связи с тем, что в ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла государственными властями было принято решение о проведении комплексной исторической, антропологической, генетической и криминалистической экспертизы этих останков и всестороннего исследования обстоятельств убиения Царской семьи. Решение о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами Царственных страстотерпцев может быть принято Архиерейским Собором по представлению Священного Синода, исходя из оценок итоговых материалов комплексной экспертизы, которые должны быть предварительно опубликованы для общественной дискуссии. Сроки завершения экспертизы не должны зависеть от каких-либо внешних обстоятельств, но определяться временем, требуемым для научных исследований.

11. Архиерейский Собор, заслушав доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла об основных направлениях церковной жизни в межсоборный период, одобряет деятельность Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий.

12. Собор выражает удовлетворение в связи с решениями Священного Синода и Высшего Церковного Совета, касающимися совершенствования системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ. Отдельного внимания заслуживает разработка учебных пособий для бакалавриата духовных школ и учебно-методического комплекса для воскресных школ.

13. Собор подтверждает своевременность решений Архиерейских Соборов 2011 года и 2013 года, а также Священного Синода и Высшего Церковного Совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности, молодежной работы. Епархиальным архиереям и, под их руководством, благочинным и настоятелям следует и далее активно привлекать мирян к организации перечисленных направлений церковного служения. С удовлетворением отмечая становление системы обучения упомянутых сотрудников, члены Архиерейского Собора считают важным, чтобы при ее организации учитывались практические возможности епархий и использовались уже существующие на уровне епархий формы получения квалификации.

14. Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всех тех молодых людей, которые сегодня участвуют не только в литургической жизни, но и в различных видах служения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне. Собор призывает епархиальных архиереев со вниманием отнестись к молодым православным добровольцам. Необходимо особо заботиться о создании и дальнейшем развитии добровольческих молодежных движений, активно участвующих в епархиальной и приходской деятельности.

15. Собор считает необходимым переосмысление и совершенствование миссионерской деятельности, осуществляемой как на уровне помощников благочинных и настоятелей, так и, особенно, на уровне епархиальных отделов.

16. Члены Собора ознакомились с ходом составления Катехизиса Русской Православной Церкви и одобряют работу, проведенную Синодальной библейско-богословской комиссией. Текст Катехизиса следует направить на отзыв постоянным членам Священного Синода, предстоятелям Самоуправляемых Церквей, первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, руководителям синодальных учреждений, ведущим духовным школам, а также тем епархиальным архиереям, которые выразят пожелание принять участие в рецензировании текста. Сроком подачи отзывов определить 1 сентября 2016 года. Собор поручает Священному Синоду принять решение о дальнейшей судьбе текста после рассмотрения в Синодальной библейско-богословской комиссии поступивших отзывов.

17. Члены Собора считают полезным продолжение работы по подготовке методических материалов и образцов бесед для катехизации лиц, готовящихся к Крещению, и восприемников крещаемых детей, а также для готовящихся к вступлению в брак.

18. Собор утверждает одобренный Архиерейским Совещанием 2 февраля 2015 года и принятый Священным Синодом 5 мая 2015 года (журнал №1) документ «Об участии верных в Евхаристии», а также иные принятые Священным Синодом в межсоборный период документы.

Утверждаются решения Священного Синода об образовании митрополий: Алтайской, Астраханской, Брянской, Бурятской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Забайкальской, Калужской, Карельской, Кубанской, Курганской, Липецкой, Минской, Мурманской, Орловской, Пермской, Псковской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Тобольской, Томской, Удмуртской, Ханты-Мансийской.

Утверждаются решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об образовании епархий: Александровской, Армавирской, Ахтубинской, Бийской, Борисовской, Бориспольской, Борисоглебской, Великолукской, Великоустюжской, Вяземской, Выборгской, Гатчинской, Глазовской, Горноалтайской, Даугавпилсской, Ейской, Елецкой, Ишимской, Клинцовской, Козельской, Колпашевской, Костомукшской, Кудымкарской, Ливенской, Лидской, Молодечненской, Муромской, Нерчинской, Новороссийской, Норильской, Переславской, Песоченской, Роменской, Россошанской, Рубцовской, Сарапульской, Северобайкальской, Североморской, Славгородской, Слуцкой, Соликамской, Тихвинской, Тихорецкой, Череповецкой, Шадринской, Югорской.

Собор также утверждает решения Священного Синода:

  • об освобождении от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и о назначении на эту должность Преосвященного митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия;
  • об освобождении от должности члена Общецерковного суда Преосвященного архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия и о назначении на эту должность Преосвященного архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия.

19. Заслушав доклад председателя Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о деятельности Совета, Собор подтверждает важность дальнейшей работы по сохранению для современников и грядущих поколений памяти о мученическом и исповедническом подвиге известных и неизвестных по именам угодников Божиих, безвинно убиенных и пострадавших за Христа в годы безбожных гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. Епархиям, благочиниям и приходам надлежит продолжить работу в этом направлении, усилив ее в связи с приближающейся 100-летней годовщиной убиения первых новомучеников Церкви Русской. Священному Синоду поручается сформировать рабочую группу по подготовке общецерковной программы памятных мероприятий в связи с этой годовщиной.

20. Освященный Архиерейский Собор, заслушав доклад председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви, общества и СМИ В.Р.Легойды, обращает внимание епархиальных архиереев на необходимость активного и ответственного взаимодействия со средствами массовой информации. Кроме того, сегодня значительная часть паствы использует социальные медиа. Важно, чтобы духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в этом информационном пространстве, в том числе поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, избегая при этом утверждений, могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом. Публичные заявления клириков в информационном пространстве, не соответствующие фактам и не доказанные, в случае поступления жалоб должны рассматриваться в рамках существующих церковно-правовых учреждений и оцениваться в соответствии с нормами канонического права.

* * * *

21. Члены Освященного Архиерейского Собора свидетельствуют, что, несмотря на умножающиеся скорби и искушения, верные призваны неотступно проповедовать Евангелие, являть богооткровенную истину словом и самой жизнью, непрестанно вознося благодарственную молитву Господу Иисусу Христу, давшему обетование пребывать со Своей Церковью «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).