Святой феодосий черниговский

Биография

Родился в начале 1630-х годов на Правобережной Украине (по административному делению ранее — в Подольской губернии; ныне это предположительно или в Литинском или в Хмельницком районе Винницкой области Украины). Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным.

Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный».

Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие учёные и пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский. Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он посвящал молитве, чтению Священного Писания.

Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Святитель на всю жизнь сохранил глубокую признательность воспитавшему его Киево-Братскому монастырю. В синодике Киево-Выдубицкого монастыря сделано следующее замечание о святом Феодосии: «Был он муж благоразумен и благотворящ Киевскому Братскому монастырю». Историк Николай Петров предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование.

По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского.

Способности и духовная настроенность инока были отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако Феодосий, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдалённом Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящён в сан иеромонаха.

В 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Каневском районе Киевской епархии.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разорённый униатами, к должному благоустроению. Немало заботился игумен Феодосий о церковном благолепии. Он организовал в своём монастыре хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Заботясь о развитии иноческой жизни, будучи сам строгим подвижником, святитель основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, где могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинён Мефодием (Филимоновым), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 (30) сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича.

Вскоре на долю игумена Феодосия выпала новая неприятность — дело шло о спорных землях Выдубицкого монастыря. Феодосий ревностно отстаивал монастырские земли, за что попал под временное запрещение в священнослужении.

Особо оценил духовные дарования святителя Феодосия преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности».

Когда епископ Лазарь (Баранович) был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святителя Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В качестве наместника местоблюстителя Киевской митрополии святитель принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и в том же году вместе с игуменом Георгиевского Переяславского монастыря Иеронимом (Дубиною), игуменом Переяславским, был послан в Москву с известием об этом избрании. В Москве оба представителя были приняты с почётом и уважением. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской православной церковью.

В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством монастыря, ещё не оправившегося после опустошения иезуитами и доминиканцами, весьма бедного и неустроенного. Благодаря уважению, которым святитель Феодосий пользовался среди населения, он сумел привлечь щедрые пожертвования в монастырь, и в течение двух лет обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивающего её существование. Трудами святого Феодосия удалось достигнуть в продолжение двух-трёх лет для Елецкой обители благосостояния, вполне обеспечивавшего её существование.

Назначение игуменом Елецкой обители состоялось главным образом по желанию преосвященного Лазаря (Барановича), для которого святитель Феодосий стал ближайшим помощником. Святитель Феодосий помогал владыке Лазарю во всех трудах по управлению и благоустроению епархии. Так, он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому собору и поднятого на нём вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами и в Москву в начале 1689 года был послан батуринский игумен святой Димитрий Ростовский, святой Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать патриарху ответное письмо и выяснить недоразумения.

В годы управления Елецкой обителью Феодосий несколько раз был представляем на различные духовные должности. После смерти митрополита Гедеона был представлен третьим кандидатом на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом Киевским стал Варлаам (Ясинский), архимандрит Киево-Печерского монастыря, Феодосий предназначался на место Печерского архимандрита.

В 1692 году по предложению преосвященного Лазаря (Барановича) было назначено собрание, состоявшее из гетмана Ивана Мазепы, духовенства Малороссии и представителей народа, на котором единогласно был избран на Черниговскую кафедру архимандрит Феодосий.

27 июля (6 августа) 1692 года архимандрит Феодосий прибыл в Москву. После некоторых затруднений его наречение состоялось 9 сентября, а 11 сентября в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа. Тогда же святитель Феодосий обратился к царям с просьбой о выдаче напрестольной грамоты, которая была вручена ему 28 сентября (8 октября) 1692 года. Архиепископу Феодосию было дано право совершать богослужение в саккосе, что принадлежало в то время исключительно патриарху и митрополитам. Черниговским же архиепископам это право давалось постольку, поскольку их кафедра стояла первой между другими архиепископиями. После этого владыка Феодосий возвратился в Чернигов.

Святитель Феодосий исполнял обязанность архимандрита Елецкого монастыря и управлял всеми делами епархии, по-прежнему считаясь помощником архиепископа Лазаря. Видя, что преосвященный Лазарь уже очень стар и близок к смерти, святитель Феодосий постарался укрепить за собой право на вотчины Черниговской архиепископии. 17 (27) мая 1693 года он получил из Москвы жалованную грамоту на эти вотчины.

В декабре 1693 года после смерти преосвященного Лазаря им была получена ставленая грамота на самостоятельное управление Черниговской епархией.

Святитель обратил особое внимание на пробуждение и поддержание духа истинно христианского благочестия среди своих пасомых. Для этого он заботился о сохранении старых и устроении новых монастырей и храмов. В 1694 году по его благословению была основана Печеницкая женская обитель и Любецкий скит в 2 верстах от Любеча. В том же году он освятил в Домницком монастыре вновь сооруженный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1695 году освятил Троицкий собор, построенный на вершине Болдиной горы, близ Ильинского монастыря, который стал кафедральным собором Черниговской епархии. Во время управления им Черниговской епархией замечался особый подъём и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству, был строг и разборчив при выборе кандидатов на священнические места. Покровительствовал черниговским духовным школам, приглашая из Киева учёных монахов, среди которых был Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский и всея Сибири. Вскоре Иоанн (Максимович) стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве духовных школ. Отличительными чертами святителя Феодосия были снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, — не только православным, но и людям других исповеданий. «Он был подобен светильнику, освещавшему своим тихим светом всю Черниговскую епархию и всех согревавшему теплотою своего любвеобильного сердца».

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Скончался святитель Феодосий 5 (15) февраля 1696 года и был погребён в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в особо сделанном для него склепе.

Почитание и канонизация

Икона начала XX века

Святитель Иоанн (Максимович) построил над гробом святителя Феодосия кирпичный свод, на котором была сделана хвалебная надпись в стихах в благодарность за чудесное избавление от тяжкой болезни. Многочисленные чудеса у гроба святителя Феодосия утверждали у всех веру в святость почившего. Первоначально эти случаи благодатной помощи жили только в благодарной памяти народной. Лишь с 1835 года их начали записывать.

Неоднократно поднимался вопрос о канонизации святителя Феодосия, но Святейший синод не спешил с решением, и лишь в 1896 году, когда по поручению Синода было тщательно обследовано и проверено до пятидесяти случаев позднейших чудотворений, когда было установлено полное нетление тела Черниговского архипастыря, святитель Феодосий был торжественно причтён к лику святых.

До революции 1917 года было написано минимальное количество икон с ликом святого. У коллекционеров церковного раритета иконы с ликом Черниговского святого ещё в 90-е годы XX столетия начали считаться достойным приобретением и украшением домашних коллекций. Тогда же несколько икон с ликом Феодосия Черниговского «пропали» из Киевско-Печерской лавры.

Торжество открытия святых мощей совершил митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Руднев) 9 сентября 1896 года в сослужении шести епископов, множества духовенства и при молитвенном соучастии верующего народа, который собрался в Чернигов со всех концов страны.

Память святителя Феодосия совершается дважды в год: 5 (18) февраля (день кончины) и 9 (22) сентября — день прославления (обретение и перенесение мощей).

> См. также

  • Дом Феодосия Черниговского

Святитель Феодосий Черниговский

Краткое житие святителя Феодосия, архиепископа Черниговского.

празднование совершается 5/18 февраля и 9/22 сентября

Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую Коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII в. был временем расцвета Коллегии. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства— иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и Богомыслию.

Можно предположить, что святому Феодосию не пришлось пройти полного курса Коллегии, так как во время разорения Киева поляками Коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Дионисием Балабаном, который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святой Феодосий испросил благословения на поселение в отдаленном Крутицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящен в сан иеромонаха, а в 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии.

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

Для успешного возрастания иноков в духовной жизни святой игумен основал вблизи обители, на острове Михайловщине, небольшой скит, куда могли уединяться иноки для подвигов безмолвия. Наместником и строителем скита он назначил одного из самых строгих и ревностных иноков обители — иеромонаха Иова (Опалинского).

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Особо оценил духовные дарования святого Феодосия Преосвященный Лазарь (Баранович) и приблизил его к себе, называя «овцой стада Христова, научившейся покорности».

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1685 году он участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четвертинского) митрополитом Киевским и вместе с игуменом Иеронимом (Дубиною) Переяславским был послан в Москву с известием об избрании. В Москве они были приняты с почетом. Результатом этого посольства было воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

С того времени деятельность святого переносится в Чернигов, где он становится ближайшим помощником Преосвященного Лазаря (Барановича), помогая ему во всех трудах по управлению и благоустроению епархии.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание Святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов. Покровительствовал духовным школам, приглашая из Киева ученых монахов, среди которых был святой Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский. Последний стал деятельным помощником и преемником святителя Феодосия в устройстве Духовных школ.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были —снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе святого Иоанна (Максимовича), бывшего в то время наместником Брянского Свенского монастыря, возвел его в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря в Чернигове.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 года.

Как свидетельствует апостол Павел и святители Божии, мы должны без воздыхания проходить надлежащее нам поприще с верой, надеждой на милосердие Божие и на молитвенное предстательство Его святых.

Чтобы воздать должное святым угодникам, Церковь разделила всех святых на лики: пророческий, апостольский, праведнический, святительский, мученический.

Церковь воздает должное всем им, но святителей ублажает как свою надежду, как пример, образец, как правило веры и образ кротости и учителей благочестия.

Святителей особо почитает Церковь за их ревностное служение Богу и людям, за то, что они не только были проповедниками Царства Божиего и Евангелия, но и за то, что явили примеры исполнения заповедей Божьих; за то, что они ограждали церковные учения от еретиков и раскольников, берегли каждую овцу православную, которая в ограде Церкви. И ныне они по-святительски заботятся о Церкви Святой и о нас, людях церковных.

Проповедуя и показывая нам пример, молясь за нас и помогая нам в несении нашего жизненного креста, который ведет ко спасению, святители Христовы ныне ограждают нас и от ересей, которых так много расплодилось, от разных напастей, охраняют нас своей чистотой и святительским правом ходатайства перед Богом. Они молят и будут молить Бога за Церковь земную и за каждого человека, принадлежащего к ней.

Ныне мы, братья и сестры, имеем счастье еще раз в этом году ублажить память великого нашего угодника Божиего святителя Феодосия, Черниговского и всея Руси чудотворца. Святитель был и остается для нас примером молитвенника и предстателя перед Богом.

Вспомним вкратце его житие. Родился святитель Феодосий в 30-е годы XVII столетия. Это было время «мудрования латинского» и гонений на православие со стороны Польши. Но народ не принял унию и отвечал казацкими восстаниями. Простые люди в большинстве своем твердо держались веры отцов, а многие дворяне ополячивались, принимали католичество и унию.

По происхождению своему святитель Феодосий принадлежал к дворянскому роду Углицких. Священнический сан отца святителя Феодосия, иерея Никиты, свидетельствует о глубоком благочестии его, поскольку редко кто из дворян во времена гонений на Православие избирал тяжелую пастырскую долю.

Сохранилось предание, что и матушка Мария была богобоязненной жизни и ее материнская молитва хранила будущего святителя долгие годы, до последних лет его земного пути.

Своих троих детей родители старались воспитывать в духе православия. Брат святителя Феодосия впоследствии стал иеромонахом, среди родственников его также были священники и иеромонахи.

Благоприятная духовная обстановка в семье дала возможность расти мальчику в духе преданности к Православию. Он получает образование в Киево-Братской коллегии, которая была основана для поддержания Православия против влияния католичества и униатства. Здесь будущий святитель всецело отдает себя богомыслию, трудам, познанию истины Божией.

По окончанию коллегии избирает путь монашеский, принимает постриг в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре, схиму принимает в честь преподобного Феодосия Печерского. Киевский митрополит Дионисий Балабан назначает его архидиаконом Софийского собора.

Впоследствии он был наместником монастырей в Киевской и Черниговской епархиях. Многие монастыри сам благословил и освятил, многие посетил, во многих был игуменом, наместником и архимандритом.

Пробыв недолго на Черниговской кафедре, святитель Феодосий много сделал своим кротким нравом, своим благочестием, своей строгостью в вопросах церковных преданий и церковных постановлений.

В 1696 году он освятил наш Свято-Троицкий собор, строительство которого было начато благодаря усердию и личными средствами архиепископа Лазаря Барановича.

В Домницком монастыре им был освящен храм Рождества Богородицы и установлен день празднования чудотворной Домницкой иконы.

Был он также архимандритом Свято-Успенской Елецкой обители. И оставил после себя след, воскресил эту обитель, которая неоднократно умирала, но в наши дни оживает уже при молитвенной помощи святителя Феодосия.

Он был тверд и непоколебим в вере, в соблюдении отеческих преданий, в исполнении Божественных заповедей. Был великим светильником веры, любил и утверждал монашество. Основывал школы, потому что знал, что без образованного духовенства церкви трудно будет проповедовать истину Христову и Евангелие. И отдавал себя полностью служению церкви Божией и Божьим людям.

Святителя Феодосия любил архиепископ Лазарь Баранович и святитель принял от него Черниговскую кафедру. И также с почтением относился к другому святому угоднику – Иоанну Максимовичу, который принял кафедру от святителя Феодосия и первым получил чудесное исцеление у его мощей.

Святитель Феодосий скончался в 1696 году. Только по истечении 200 лет он был прославлен в лике святых угодников Божьих по обнаружению его мощей нетленными. Характер и образ его святой жизни дают ему святительское право ходатайства пред Богом за всех, кто к нему обращается с верою и любовью, и это подтверждается в течение столетий

Мы верим, что святитель с нами молится и разделяет наше христоношение. В его святых мощах мы почитам благодатную силу Божию, которая действует через них. По свидетельствам многих современников, уже в наши дни Церковь назвала святителя Феодосия помощником от онкологических заболеваний.

И мы верим, что святитель молится с нами и будет молиться о нас пред Христом, Царем Славы, чтобы и мы прославились Славою Отца Небесного; чтобы и мы были достойными членами Церкви Святой, ее сыновьями и дочерьми, чтобы мы верили и надеялись на молитвенное предстательство святых угодников Божьих и нашего дивного угодника святителя Феодосия.

Молитвами святителя Феодосия и всех святых Господь наш Иисус Христос да благословит вас, братья и сестры, пошлет вам терпение, мир душевный, здравие и вечное спасение. Аминь.

Храм святителя Феодосия Черниговского в г.Киеве

Описание

В г.Киеве по улице Чернобыльской, 2 расположен храм святителя Феодосия Черниговского

В 1986 году, сразу после аварии на Чернобыльской АЭС, жилой массив Беличи начал активно заселяться и застраиваться. Cюда прибыло очень много переселенцев из Припяти и Чернобыля, которые стали прихожанами находящейся здесь единственной церкви в честь святого Иоанна Крестителя. Спустя какое-то время ликвидаторы и члены их семей обратились в госадминистрацию с просьбой каким-либо образом увековечить память погибших чернобыльцев.

И в 1994 году на пересечении проспекта Победы и улицы Чернобыльской был установлен памятник «І мертвим, і живим, і ненародженим». Освятил его Блаженнейший Митрополит Владимир. С тех пор каждый год 26 апреля кроме традиционных митингов-реквиемов там звучала молитва о тех, кто отдал свои жизни, борясь с последствиями катастрофы.

Тогда же зародилась идея построить часовню.

В 1994 году владыка Иоанн, тогдашний викарий Киевской Митрополии, а ныне архиепископ Херсонский и Таврический, освятил место под строительство.

Будущему храму решили дать имя в честь святителя Феодосия Черниговского, который считается покровителем ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2000-м году образовалась община.

25 апреля 2001 года, как раз в канун 15-летия аварии на ЧАЭС архиепископ Митрофан – тогда только-только поставленный епископ, викарий Киевской Митрополии, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира, заложил первый камень в фундамент часовни. Это была первая закладка храма в архиерейской деятельности владыки Митрофана.

Первоначально планировалось возвести небольшое здание — 3х5 метров, потом его стали расширять – 5х7, 9х12…

В конечном итоге сделали 15х16, и получился полноценный храм, в котором могут находиться одновременно до 100 человек.

Первая литургия в храме свершилась 22 сентября 2002 года.

В интерьере храма имеются иконы с частичками святых мощей, в частности, икона святителя Феодосия Черниговского, ежегодно храм пополняется новыми иконами. К 20-й годовщине аварии был заложен фундамент под колокольню, в которой будет находиться часовня, освященная в честь иконы «Чернобыльский Спас», украшающих одну из стен колокольни.

В 2008 году завершена роспись стен нижнего храма.

Источник № 1:

Феодосий Черниговский (в миру — Полоницкий-Углицкий) — епископ Русской церкви, архиепископ Черниговский.

Родился в начале 1630—х годов ранее — в Подольской губернии. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным.

Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. В то время это был главный центр борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов.

По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского.

Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

Однако святитель, «влекомый любовью к подвигам благочестия», испросил благословения на поселение в отдалённом Крупицком монастыре Черниговской епархии, возле Батурина, славившемся строгостью своего устава. Там он был посвящён в сан иеромонаха.

В 1662 году был назначен игуменом Корсунского монастыря в Каневском районе Киевской епархии.

В 1664 году святителя назначили настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. Усердием, энергией и настойчивостью Феодосию удалось привести Выдубицкий Михайловский монастырь, незадолго перед тем совершенно разорённый униатами, к должному благоустроению.

В те годы святителю Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинён Мефодием (Филимоновым), епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и в мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святитель вместе с другими был оправдан. Он получил милостивую грамоту царя Алексея Михайловича.

В 1688 году игумен Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством монастыря, ещё не оправившегося после опустошения иезуитами и доминиканцами.

В 1692 году, Феодосий единогласно был избран на Черниговскую кафедру.

11 сентября 1692 года в присутствии государей Ивана и Петра Алексеевичей он был торжественно хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа.

Чувствуя приближение смерти и готовя себе преемника, святитель вызвал к себе наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), возвел его в сан архимандрита и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 года и был погребён в Черниговском Борисоглебском соборе.