Святой Максим исповедник

Православный Церковный календарь

Труды преподобного Максима Исповедника

• Амбигвы к Иоанну

• Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория)

• Беседа о покаянии

• Вопросоответы к Фалассию

• Гимны

Смотреть все труды в библиотеке →

Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 го­да и вы­рос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. В юно­сти он по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку, был на­чи­тан в древ­них ав­то­рах и в со­вер­шен­стве вла­дел бо­го­слов­ской диа­лек­ти­кой. Ко­гда пре­по­доб­ный Мак­сим по­сту­пил на го­судар­ствен­ную служ­бу, зна­ния и доб­ро­со­вест­ность поз­во­ли­ли ему стать пер­вым сек­ре­та­рем им­пе­ра­то­ра Ирак­лия (611–641). Но при­двор­ная жизнь тя­го­ти­ла его, и он уда­лил­ся в Хри­со­поль­скую оби­тель (на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу Бос­фо­ра – ныне Ску­та­ри), где при­нял ино­че­ский по­стриг. Сво­им сми­рен­но­муд­ри­ем он вско­ре при­об­рел лю­бовь бра­тии и был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря, но и в этом сане по сво­ей необык­но­вен­ной скром­но­сти он, по соб­ствен­ным его сло­вам, «оста­вал­ся про­стым мо­на­хом». В 633 го­ду по прось­бе од­но­го бо­го­сло­ва, бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Со­фро­ния (па­мять 11 мар­та), пре­по­доб­ный Мак­сим оста­вил оби­тель и уехал в Алек­сан­дрию.

Свя­той Со­фро­ний стал из­ве­стен к то­му вре­ме­ни как непри­ми­ри­мый про­тив­ник мо­но­фе­лит­ской ере­си. По­сле то­го, как IV Все­лен­ский Со­бор (451 г.) осу­дил мо­но­фи­зи­тов, ис­по­ве­до­вав­ших од­ну (Бо­же­ствен­ную) при­ро­ду в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, ере­ти­ка­ми-мо­но­фе­ли­та­ми бы­ло вве­де­но по­ня­тие еди­ной Бо­же­ствен­ной во­ли и еди­но­го (Бо­же­ствен­но­го) дей­ство­ва­ния, что при­во­ди­ло к при­зна­нию от­верг­ну­то­го мо­но­фи­зит­ско­го лже­уче­ния. Мо­но­фе­лит­ство на­шло мно­го­чис­лен­ных сто­рон­ни­ков в Ар­ме­нии, Си­рии, Егип­те. Ересь, уси­ли­ва­е­мая на­цио­наль­ной враж­дой, ста­ла се­рьез­ной угро­зой цер­ков­но­му един­ству Во­сто­ка. Борь­ба Пра­во­сла­вия с ере­ся­ми осо­бен­но ослож­ни­лась тем, что к 630 го­ду три пат­ри­ар­ших пре­сто­ла на пра­во­слав­ном Во­сто­ке ока­за­лись за­ня­ты­ми мо­но­фи­зи­та­ми: Кон­стан­ти­но­поль­ский – Сер­ги­ем, Ан­тио­хий­ский – Афа­на­си­ем, Алек­сан­дрий­ский – Ки­ром.

Путь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма из Кон­стан­ти­но­по­ля в Алек­сан­дрию ле­жал через Крит, где и на­ча­лась его про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Там он столк­нул­ся с епи­ско­па­том, при­дер­жи­вав­шим­ся ере­ти­че­ских взгля­дов Се­ве­ра и Несто­рия. В Алек­сан­дрии и ее окрест­но­стях пре­по­доб­ный про­вел око­ло 6 лет. В 638 го­ду им­пе­ра­тор Ирак­лий вме­сте с пат­ри­ар­хом Сер­ги­ем, стре­мясь умень­шить ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия, из­дал указ, так на­зы­ва­е­мый «Эк­фе­сис» – «Из­ло­же­ние ве­ры», ко­то­рый окон­ча­тель­но по­веле­вал ис­по­ве­до­вать уче­ние об од­ной во­ле при двух при­ро­дах Спа­си­те­ля. За­щи­щая пра­во­сла­вие, пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­щал­ся к лю­дям раз­лич­ных зва­ний и со­сло­вий, и бе­се­ды эти име­ли успех. «Не толь­ко клир и все епи­ско­пы, но и на­род, и все мир­ские на­чаль­ни­ки ощу­ща­ли в се­бе ка­кое-то неодо­ли­мое вле­че­ние к нему», – сви­де­тель­ству­ет его жи­тие.

В кон­це 638 го­да умер пат­ри­арх Сер­гий, а в 641 го­ду – им­пе­ра­тор Ирак­лий. Им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял же­сто­кий и гру­бый Кон­станс II (642–668), от­кро­вен­ный сто­рон­ник мо­но­фе­ли­тов. Уси­ли­лись на­пад­ки ере­ти­ков на пра­во­сла­вие. Пре­по­доб­ный Мак­сим ушел в Кар­фа­ген и про­по­ве­до­вал в нем и окрест­но­стях еще 5 лет. Ко­гда ту­да при­был пре­ем­ник пат­ри­ар­ха Сер­гия пат­ри­арх Пирр, по­ки­нув­ший Кон­стан­ти­но­поль из-за при­двор­ных ин­триг, по убеж­де­ни­ям мо­но­фе­лит, меж­ду ним и пре­по­доб­ным Мак­си­мом в июне 645 го­да про­изо­шел от­кры­тый дис­пут, на ко­то­ром Пирр все­на­род­но при­знал свои за­блуж­де­ния и по­же­лал да­же вру­чить па­пе Фе­о­до­ру пись­мен­ное от­ре­че­ние от них. Пре­по­доб­ный Мак­сим вме­сте с Пир­ром от­пра­ви­лись в Рим, где па­па Фе­о­дор при­нял по­ка­я­ние быв­ше­го пат­ри­ар­ха и вос­ста­но­вил его в сане.

В 647 го­ду пре­по­доб­ный Мак­сим вер­нул­ся в Аф­ри­ку. Там на со­бо­рах епи­ско­пов мо­но­фе­лит­ство осуж­да­лось как ересь. В 648 г. вме­сто «Эк­фе­си­са» вы­шел но­вый указ, со­став­лен­ный по по­ру­че­нию Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Пав­лом – «Ти­пос» – «Об­ра­зец ве­ры», ко­то­рый за­пре­щал вся­кие рас­суж­де­ния рав­но как об од­ной во­ле, так и о двух во­лях при при­зна­нии двух при­род Гос­по­да Иису­са Хри­ста. То­гда пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­тил­ся к сме­нив­ше­му па­пу Фе­о­до­ра рим­ско­му па­пе Мар­ти­ну I (649–654) с прось­бой вы­не­сти во­прос о мо­но­фе­лит­стве на со­бор­ное об­суж­де­ние всей Церк­ви. В ок­тяб­ре 649 го­да был со­бран Ла­те­ран­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 150 за­пад­ных епи­ско­пов и 37 пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­но­го Во­сто­ка, сре­ди ко­то­рых на­хо­дил­ся и пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник. Со­бор осу­дил мо­но­фе­лит­ство, а его за­щит­ни­ки, Кон­стан­ти­но­поль­ские пат­ри­ар­хи Сер­гий, Па­вел и Пирр, бы­ли пре­да­ны ана­фе­ме.

Ко­гда Кон­станс II по­лу­чил опре­де­ле­ние Со­бо­ра, он при­ка­зал схва­тить и па­пу Мар­ти­на, и пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Этот при­каз был вы­пол­нен через пять лет, в 654 го­ду. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма об­ви­ни­ли в из­мене оте­че­ству и за­клю­чи­ли в тюрь­му. В 656 го­ду он был со­слан во Фра­кию, а за­тем сно­ва при­ве­зен в кон­стан­ти­но­поль­скую тюрь­му. Пре­по­доб­но­го вме­сте с дву­мя его уче­ни­ка­ми под­верг­ли же­сто­чай­шим пыт­кам: каж­до­му от­ре­за­ли язык и усек­ли пра­вую ру­ку. За­тем их со­сла­ли в Кол­хи­ду. Но тут Гос­подь явил неиз­ре­чен­ное чу­до: все они об­ре­ли спо­соб­ность го­во­рить и пи­сать. Пре­по­доб­ный Мак­сим пред­ска­зал свою кон­чи­ну († 13 ав­гу­ста 662 го­да). В гре­че­ских про­ло­гах 13 ав­гу­ста ука­зы­ва­ет­ся пе­ре­не­се­ние его мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль; оно мог­ло быть при­уро­че­но к кон­чине пре­по­доб­но­го. Воз­мож­но, что уста­нов­ле­ние па­мя­ти на 21 ян­ва­ря свя­за­но с тем, что 13 ав­гу­ста празд­ну­ет­ся от­да­ние празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Мак­си­ма но­ча­ми воз­жи­га­лись три чу­дес­но яв­лен­ных све­тиль­ни­ка и со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник оста­вил Церк­ви боль­шое бо­го­слов­ское на­сле­дие. Его эк­зе­ге­ти­че­ские тру­ды со­дер­жат объ­яс­не­ния труд­ных мест из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тол­ко­ва­ния мо­лит­вы Гос­под­ней и 59-го псал­ма, схо­лии к со­чи­не­ни­ям свя­щен­но­му­че­ни­ка Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та († 96; па­мять 3 ок­тяб­ря) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва († 389, па­мять 25 ян­ва­ря). К эк­зе­ге­ти­ке от­но­сит­ся так­же объ­яс­не­ние бо­го­слу­же­ния, оза­глав­лен­ное «Ми­с­та­го­гия» («Вве­де­ние о та­ин­стве»).

К дог­ма­ти­че­ским тру­дам пре­по­доб­но­го от­но­сят­ся: из­ло­же­ние его дис­пу­та с Пир­ром, несколь­ко трак­та­тов и пись­ма к раз­ным ли­цам. В них со­дер­жит­ся из­ло­же­ние пра­во­слав­но­го уче­ния о Бо­же­ствен­ной сущ­но­сти и ипо­ста­си, о Бо­го­во­пло­ще­нии и об обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.

«Ни­что в обо­же­нии не есть про­из­ве­де­ние при­ро­ды, – пи­сал пре­по­доб­ный Мак­сим в пись­ме к сво­е­му дру­гу Фа­лас­сию, – ибо при­ро­да не мо­жет по­нять Бо­га. Един­ствен­но лишь ми­лость Бо­жья об­ла­да­ет спо­соб­но­стью да­вать обо­же­ние су­ще­ствам… Че­ло­век (об­раз Бо­жий) в обо­же­нии упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, он ра­ду­ет­ся изоби­лию все­го, что при­над­ле­жит ему по при­ро­де, по­то­му что бла­го­дать Ду­ха тор­же­ству­ет в нем и по­то­му что Бог дей­ству­ет в нем» (пись­мо 22). Пре­по­доб­но­му Мак­си­му при­над­ле­жат и ан­тро­по­ло­ги­че­ские тру­ды. Он рас­смат­ри­ва­ет при­ро­ду ду­ши и ее со­зна­тель­но-лич­ное су­ще­ство­ва­ние по­сле смер­ти че­ло­ве­ка. Сре­ди нрав­ствен­ных со­чи­не­ний осо­бен­но важ­ны «Гла­вы о люб­ви». Пре­по­доб­ный Мак­сим на­пи­сал так­же три гим­на в луч­ших тра­ди­ци­ях цер­ков­ной гим­но­гра­фии, ве­ду­щих на­ча­ло от свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.

Бо­го­сло­вие пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, ос­но­ван­ное на ду­хов­ном опыт­ном зна­нии ве­ли­ких от­цов-пу­стын­ни­ков, ис­поль­зу­ю­щее ис­кус­ство диа­лек­ти­ки, вы­ра­бо­тан­ное до­хри­сти­ан­ской фило­со­фи­ей, бы­ло про­дол­же­но и раз­ви­то в тру­дах пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва († 1021; па­мять 12 мар­та) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы († ок. 1360; па­мять 14 но­яб­ря).

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Имя Максим сейчас находится на третьем месте по популярности среди имен, даваемых новорожденным. Ранее картина была иной; в святцах именины Максима празднуются 39 раз — именно столько святых носило это имя. Зато Иванов было много — они встречаются в месяцеслове около 109 раз. Но помимо Максима в календаре встречается также Максимиан (дважды) и Максимилиан (четыре раза), и всех их в обиходе называют Максимами.

О святых покровителях

По традиции у человека покровителем будет тот святой, день памяти которого приходится на 8−40 дни после рождения. Когда-то это было вызвано тем, что ребенка крестили рано; если он рождался слабым, Таинство Крещения могло быть совершено в день рождения. В остальных случаях крестили на восьмой день, а имя выбирали в диапазоне недели до и после крещения. В крайнем случае крестины затягивали до 40-го дня после рождения.

Человеку, решившему креститься в сознательном возрасте, или родителям, которые крестят ребенка не сразу после рождения, стоит присмотреться когда чествуются святые с именем Максим. Именины по православному календарю можно будет справлять в этот день.

Святой покровитель в христианстве не пустой звук и не повод лишний раз выпить. Это человек, житие которого должно служить руководством в жизненном пути нареченного его именем. Не следует принимать это прям: не каждому дано стать мучеником, чудотворцем или принять сан. Но зная о житии святого, можно извлечь полезные уроки для себя.

Святые с именем Максим представлены:

  1. церковными деятелями;
  2. мучениками;
  3. юродивыми.

Ниже стоит представить несколько святых с этим именем.

Преподобный Максим Грек

Этого человека, действительно, грека по национальности, считают первым русским интеллигентом. Он родился в 1470 году в греческом городе Арта, учился на острове Корфу, а затем в Падуе, Милане и Флоренции. Он был прекрасно образован, разбирался в греческой философии, был знаком с аббатом Савонаролой, гуманистами Мануцием и Ласкарисом.

В 1505 году он приезжает на Афон, в Ватопедский монастырь, где принимает постриг сименем Максим (его звали Михаил Триволис) в честь Максима Исповедника. Через десять лет Великий князь Василий III просит игумена Ватопедского монастыря прислать ему сведущего монаха для перевода богослужебных книг, и вместо старого монаха Саввы в Москву отправляют Максима.

Он работал переводчиком и корректором церковных книг при дворе, благодаря чему в Москве появилась княжеская библиотека.

Русское духовенство в ту пору было расколото на два лагеря. Одни были сторонниками Иосифа Волоцкого, отстаивавшего право Церкви на землевладение и финансовую деятельность, а другие поддерживали Нила Сорского, настаивавшего на нестяжательстве. Позже и Иосиф, и Нил будут канонизированы, а при жизни Максима Грека конфликт между иосифлянами и нестяжателями был в самом разгаре. Максим, будучи человеком скромным, поддерживал последних.

В дальнейшем эти взгляды, а также отрицательное отношение Максима к разводу Василия III с женой привели к тому, что его отправили в Иосифо-Волоцкий монастырь и отстранили от причастия. Позже он был переведен в Тверь, где продолжил писать. И только в конце 40-х годов XVI века его перевели в Троице-Сергиеву Лавру, и московский митрополит Макарий внес его труды в Четьи-Минеи. За свою жизнь он создал около 365 текстов духовного содержания.

Канонизирован Максим Грек был только в 1988 году. Дни памяти — 3 февраля и 4 июля.

Святитель Максим, митрополит Киевский

Максим прибыл на Русь из Греции и стал преемником Киевского митрополита Кирилла. В то время Русь находилась под монголо-татарским игом, и Киев совсем опустел. Максим сперва переезжает в Брянск, но затем он был удостоен внушения Пресвятой Богородицы и переехал во Владимир. Он приложил все усилия для того, чтобы сплотить паству и князей. Он посадил на великокняжеский престол князя Тверского Михаила Ярославича, который позже попадет в плен в Орду и примет мученическую смерть.

Святитель Максим всячески заботился о духовной жизни паствы, сам подавая пример. Так, он установил новые посты — Успенский, Рождественский и апостольский. Именно в то время, когда он занимал митрополичью кафедру, люди стали венчаться в церкви — до этого правило венчания соблюдалось нечасто. Узам брака для простого человека он придавал большую ценность.

Скончался Святитель в 1305 году, и похоронен в Успенском соборе Владимира. Над его надгробием была поставлена Максимовская икона Божией Матери, написанная по видению самого Максима.

День памяти святого — 19 декабря по новому стилю.

Преподобный Максим Исповедник

Этот монах и философ жил в VI—VII вв. еках на территории Византии в очень сложное время. Страна находилась в состоянии религиозного и национального конфликта.

В империи тогда бытовала доктрина монофизитства, когда признавалась только одна природа Христа — божья. Императоры, чтобы не допустить раскола в стране, пошли на уступки и решили проводить политику объединения с монофизитами на базе другого течения — монофелитства, признававшего одну волю в Христе. Доктрина была удобной для властей: монофелиты были сторонниками царепапизма, когда монарх является главой церкви.

Максим происходил из знатного семейства и начал было карьеру секретаря при дворе, но постригся в монастырь. Вскоре он был отправлен в западную Африку, куда прибыло много христиан с востока после захвата персами и арабами западных провинций империи. Там он благодаря своему скромному образу жизни и дару убеждения стал уважаем всеми — от родственника императора до простого народа.

В своих трудах преподобный отстаивал как божественную, так и человеческую природу Христа, и делал это открыто, даже несмотря на императорский указ, запрещавший всякие споры по этому поводу.

В итоге его судили в Константинополе, где он не признал верховенства императора над Церковью и отказался «Типоса», нового образца вероучения. В заключении Максим и его ученики были подвергнуты пыткам — им отрезали правую руку и язык. Затем Максима сослали в Колхиду, и Бог явил чудо — человек без языка и руки заговорил и стал писать. Будучи в ссылке, Максим предсказал свою кончину.

Умер Максим в Сванетии, где до сих пор есть монастырь, посвященный исповеднику. После себя он оставил большое количество богословских трудов. Через какое-то время его мощи были перенесены в Константинополь, и над его могилой ночью творились чудеса: являлись три светильника и люди ходили к могиле преподобного исцеляться.

Империю еще долго потрясали политические и религиозные конфликты, и реабилитирован Максим был спустя более чем через сто лет после смерти. Дней памяти у Преподобного Максима Исповедника два — 3 февраля и 26 августа.

Мученики, носившие имя «Максим»

В святцах есть чуть менее двадцати мучеников, погибших за веру во времена Римской империи. Это было тяжелое время. Христиане подвергались гонениям со стороны властей, поскольку отказывались поклоняться императору. И если иудеи, которые также были не в чести у римлян, жили обособленно и не занимались проповедью, то христиане проявляли активную позицию, проповедуя веру в единого Бога и вовлекая в свое учение множество людей.

Их секли, морили голодом, выкалывали глаза, отдавали на растерзание зверям, обезглавливали, но при этом они не только не проклинали своих мучителей, но и молились за них в последние минуты своей жизни. Среди них были люди с именем Максим. Именины по православному календарю в их честь празднуются в следующие дни:

  1. 12 февраля, 19 февраля — М. Кизический;
  2. 4 марта — М. Адрианопольский;
  3. 23 апреля — М. Африканский;
  4. 11 мая — М. Доростольский, 13 мая, мученик максим, 27 мая — М. Азийский;
  5. 12 августа — М. Перс Кордульский, 24 августа — М. Римский;
  6. 2 сентября — М. Фракийский, 18 сентября — М. Антиохийкий, 28 сентября — М. Маркианопольский;
  7. 8 октября — М. Дамасский, 22 октября — М. Антиохийский;
  8. 5 ноября, 10 ноября; 12 ноября — диакон М., мученик; 20 ноября — М. Мелитинский;
  9. 5 декабря — М. Римский, страж темничный, мученик.

Помимо этого, в святцах отмечены дни памяти церковных деятелей, а также новомучеников и исповедников российских с этим именем.

День Ангела Максима

Имя Максим имеет латинское происхождение и в переводе означает «величайший». Происходит от римского когномена (личного или родового прозвища) Maximus. Для имени Максим есть родственное имя Максимилиан. Имена близкие по звучанию и произошли от одного когномена, но часто считают, что имя Максим – это форма имени Максимилиан. Бывает, что ласково так можно назвать Максимилиана, но этим именам соответствуют разные даты именин. Имена Максим и Максимилиан совершенно независимы друг для друга, как два брата – родственники, но каждый сам по себе.

Имя Максим есть в православных святцах, а в католическим ему соответствуют имена Максимиан и Максимус. Характер Максима сильно зависит от того, на что делали упор его родители при воспитании. Так, Максиму присущи и гордость, и честолюбие, однако эти черты не должны закрывать собой остальные. Очень важно, чтоб родители не старались развивать их у мальчика. Максим, которым не руководит честолюбие или гордость, представляет собой благорасположенного человека, способного многого добиться.

Именины у Максима

Однако могут быть и легкомысленными, часто меняют свое мнение, могут быть довольно эгоистичными, хотя к другим стараются относиться с уважением. Иногда, особенно с возрастом, Максиму не хватает упорства и уверенности, но это не мешает ему добиваться успеха и верно идти к своей цели. Максимы — прекрасные собеседники, слушатели и помощники. У Максима рано начинаются отношения с девушками, он долго ищет свою вторую половинку, но в браке становится хорошим мужем, терпелив и внимателен к своей избраннице, очень люби детей.

Это имя было названием знатной династии во времена Древнего Рима, там же оно стало родовым именем. Так же было популярно среди крестьян в 19 веке, позже вновь стало широко использоваться в СССР с 1970-х годов, распространено и по сей день.

Издавна на Максимов день (11 мая) начинали сбор березового сока, которым лечили больных. В христианстве именины — это день памяти святого, именем которого назван человек. Из списка можно определить, какого числа именины по православному церковному календарю отмечаются:

  • 26 января;
  • 29 января;
  • 31 января;
  • 3 февраля;
  • 12 февраля;
  • 19 февраля;
  • 3 марта;
  • 19 марта;
  • 2 апреля;
  • 23 апреля;
  • 4 мая;
  • 11 мая;
  • 13 мая;
  • 27 мая;
  • 1 июня;
  • 30 июня;
  • 4 июля;
  • 12 августа;
  • 13 августа;
  • 24 августа;
  • 26 августа;
  • 2 сентября;
  • 6 сентября;
  • 18 сентября;
  • 28 сентября;
  • 8 октября;
  • 22 октября;
  • 5 ноября;
  • 10 ноября;
  • 12 ноября;
  • 20 ноября;
  • 24 ноября;
  • 5 декабря;
  • 19 декабря.

В истории было множество носителей имени Максим, поэтому и покровителей у этого имени тоже много. Это и мученики, и преподобные, и епархии:

  1. Максим Адрианопольский (мученик). Его почитают 4 марта.
  2. Святой мученик, пострадал от гонения на христиан в Адрианополисе. Был рожден в семье аристократов, вместе с жительницей города принял христианство, чем резко выделился среди языческого населения. Был прилюдно унижен, подвергался жестоким пыткам, но от веры не отрекся, умер мучительной смертью.
  3. Максим Грек. Его почитают 3 февраля.
  4. Михаил Триволис (в миру) был рожден в греческом городе Арте в 1470 году. Был переводчиком церковных книг, самой большой его работой является перевод Псалтыря. Скончался после многочисленных ссылок в монастыри. Мощи преподобного Максима сейчас находятся в Трапезном храме.
  5. Максим Кизический (епарх). Дата его почтения также 19 февраля.
  6. Святой мученик, пострадавший во время гонений на христиан в городе Кизике между 305-311 годами. В процессе раскаяния прыгнул в горящий котел и удостоился мучительной смерти.
  7. Максим Римский, (мученик), почитается 24 августа, принял мученическую смерть за то, что смело исповедовал веру в Иисуса Христа.
  8. Максим Доростольский, Озовийский, (мученик) — 11 мая.
  9. Он, вместе с другими мучениками Дадой и Квинтилианом, пострадал во время жестокого правления императора Диоклитиана. Во время праздника язычества их троих, как христиан казнили, но те не отреклись от своей веры ни на мгновенье.
  10. Кавсокаливит, преподобный Максим Афонский почитается 26 января.
  11. В семнадцатилетнем возрасте ушел из отчего дома, совершил множество молитвенных подвигов, дабы избежать славы постоянно находился при храме, изображая юродивого. Прожил долгую жизнь длинною в 95 лет и лишь незадолго до своей кончины оставил уединение.
  12. 19 марта — преподобномученик Максим принял мученическую кончину за исповедание веры в Иисуса Христа. Во время жестоких гонений на христиан открыто заявил о своей вере, за что его долго пытали, вбивая в голову гвозди, а после сожгли тело на костре.
  13. 19 декабря — митрополит Киевский, святитель Максим.

Прибыл на Русь в 1283 году, точная дата рождения неизвестна. Впоследствии был назначен митрополитом в Киеве, за время своей службы ввел множество правил проведения обрядов и постов.

Когда отмечать именины у Максима

Неудивительно, что многие задаются вопросом о том, когда же именины у Максима, ведь с таким количеством дней ангела очень сложно понять, что да как. А ответ прост — дата рождения или следующая за днем рождения дата — именин.

Например, для Максима, рожденного 2 сентября, датой дня ангела будет 4 сентября. Именины у Максима, который родился 13 мая, наступят 15 числа того же месяца. С древних времен праздник рождения у Максима, как и у обладателей любого другого имени, считались важным событием в жизни человека.

Все родные и друзья собирались вместе, ходили в церковь, раздавали сладости, в основном это были пряники.

Накануне именин у Максима хозяйки готовили куличи, пироги, в больших чанах варили пиво. В общем, отмечались именины с большим размахом!

Сейчас трудно представить, чтобы именины были важнее Дня рождения, редкий человек знает дату своих именин, а уж тем более редко отмечает их, а ведь раньше День рождения вообще не отмечался.

На Руси считалось, что святой, которого почитают в день именин, становится небесным покровителем носителя имени, оберегает его от бед, болезней и всячески помогает ему. Малыми именинами человека считаются другие дни почитания этого же святого.

Во время обряда крещения младенец может быть назван отличным от даты рождения именем, но это происходит только по согласию обоих родителей.

В наше время поздравление с именинами, в основном, чисто символическое. На словах могут быть подарены небольшие подарки, открытки.

Однако верующие люди в день своих именин ходят в церковь, причащаются и исповедуются.