Святые места Владимирской области

Места духовной силы Владимирщины

Владимир – духовный центр России. Именно отсюда столица была перенесена в Москву, поэтому вся сила и слава русского народа начинается здесь.

Сегодня ни один турист или паломник не обходит стороной владимирские земли, и это в том числе благодаря деятельности губернатора Светланы Орловой.

Туристы с удивлением узнают, что тут, под боком у Москвы, так много удивительного. Здесь построены памятники белокаменного зодчества, которые входят в список Всемирного наследия Юнеско. В наших краях жили многие известные на весь мир православные святые.

Руководитель паломнической службы Владимирской епархии протоиерей Анатолий Сегеда и его заместитель Мария Федотова рассказали мне о пяти местах духовной силы нашей земли.

Храм Покрова на Нерли – визитная карточка России. Один из самых знаменитых храмов в мире. В этом году исполнилось 25 лет, как это белокаменное чудо включили в список всемирного наследия Юнеско. Тысячи туристов со всех уголков планеты приезжают на него посмотреть.

Памятник архитектуры никогда не перестраивался, несмотря на то, что ему более 850 лет.

Этим сохранил свою уникальность.

Храм построен Андреем Боголюбским в честь праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Престол в церкви освящен. Там ведутся богослужения. Рядом с белокаменным собором расположен еще один храм – Трех святителей.

— Два храма — это уже архиерейское подворье, — рассказывает Мария. — Подготовительная ступень перед тем, как это место станет монастырем.

Чтобы попасть в храм, нужно пройти пешком полтора километра по знаменитому Боголюбовскому лугу.

Как любой уважающий себя владимирец, я посетил «Жемчужину Святой Руси» (так принято называть церковь Покрова на Нерли). Хочу сказать, что расстояние абсолютно не чувствуется. Более того, я даже не поверил, что прошел три километра, если учесть дорогу туда и обратно.

— Так и есть, — поддерживает меня Мария. – Если человек приходит с определенными мыслями, он проходит дорогу легко и не устает. В храме Покрова на Нерли чувствуется особая атмосфера, отличная от других храмов. Там какая-то особая тишина и покой. Прихожане просят заступничества, Покрова, чтобы Богородица, как наша любящая мать, укрывала нас от всяких наветов, помогала нам и защищала. Церковь Покрова на Нерли — место уединенной молитвы. Андрей Боголюбский специально повелел построить данный храм позади от города.

Легенда гласит, что Храм Покрова на Нерли князь возвел в память о своем сыне Изяславе, который погиб в битве с волжскими болгарами.

Церковь стоит на слиянии рек Нерли и Клязьмы как знамение о совместном княжении Владимирской и Суздальской земель.

Ризоположенский монастырь в Суздале

Обитель примечательна своей огромной колокольней – высотой 72 метра. Самая высокая точка города. Как говорят местные жители, не подняться на Преподобенскую звонницу и не посмотреть на панораму города – все равно что не побывать в Суздале.

Монастырь основан в начале 13 века. Главная святыня здесь — Ризоположенский собор.

Самой выдающейся насельницей обители считается преподобная Евфросиния – дочь черниговского князя Михаила.

Юная Евфросиния ехала на собственную свадьбу в Суздаль. По одной из версий она должна была выйти замуж за брата Александра Невского, по другой – за суздальского боярина. В дороге княжна узнала, что ее жених умер. По приезде в город девушка решила уйти в Ризоположенский монастырь.

— При жизни по молитвам матушки Евфросинии было совершено много чудес, — продолжает рассказывать Мария. – Во время татаро-монгольского нашествия город был сожжен за исключением Ризоположенской обители. Монастырь охватил густой туман, и враги его не заметили. В эти тяжелые годы к праведной Евфросинии ехали за советом со всей Руси. Матушка принимала всех.

Она обладала даром прозорливости.

Монахиня предсказала смерть своего отца в Золотой Орде. Позже свою собственную кончину.

В советские годы мощи святой находились в музее, затем на протяжении 20 лет пребывали в расколе. Несколько лет назад мощи преподобной Евфросинии вернули в Ризоположенский монастырь.

— Я присутствовала на службе, когда ее мощи передавали в собор.

Когда открыли раку с мощами, храм наполнился очень сильным благоуханием.

От реликвии исходили очень тонкие ароматы, как от полевых цветов. Вчера я снова была в этом монастыре, прикладывалась к мощам святой преподобной Евфросинии. Запахи настолько сильные… Ощущение, что приложилась к цветам.

Обитель была разделена на два монастыря: Ризоположенский девичий и Троицкий вдовий. После революции монастырь закрыли. Со знаменитой звонницы сбросили колокола, а Троицкий храм взорвали. Из Ризоположенского собора сделали электростанцию. Сретенский трапезный храм стал для местных жителей клубом…

Сейчас монашеская жизнь возрождается, но не вся территория занята сестрами. По соседству с действующим храмом работает спортивная школа и тренажерный зал. Здесь же расположена гостиница и общежитие для студентов реставрационного училища.

Свято-Успенский монастырь в Александрове

Монастырь основан в знаменитой Александровская слободе. Все знают, что на этом месте находилась резиденция самого Ивана Грозного. После отъезда царя в слободе началась монашеская жизнь. Очень часто в Свято-Успенский монастырь ссылались знатные женщины из княжеских и боярских родов.

Одной из них была царевна Марфа Алексеевна – родная сестра Петра Первого.

Сегодня богослужения проходят в Троицком соборе – самом древнем в обители. Конечно, верующим храм интересен не только архитектурой 16 века, но в первую очередь своими святынями.

— В Свято-Успенском монастыре находятся мощи преподобного Корнилия Александровского Чудотворца, — сообщает Мария. — Отец Корнилий жил в 18 веке, и был духовником дочери Петра Первого — императрицы Елизаветы Петровны. Его даже не хоронили, пока она лично не приехала с ним проститься. Было жаркое лето, покойного не погребали две недели, и тело сохранило свежесть. Преподобный Корнилий прославился как известный духовный руководитель, который наставлял не только обычных монахинь, но и саму императрицу.

Преподобный Корнилий и его ученик Лукиан основали Лукиановскую пустынь – 15 километров от Александрова. Сегодня – это действующий мужской монастырь.

С начала 90-х годов в Покровском и Успенском храмах на территории слободы расположены музеи. Помимо этого, игуменья Иоанна с другими монахинями воссоздали келью преподобного Корнилия.

Храм Параскевы Пятницы. Гусь-Хрустальный район

Храм, в котором до сих пор нет электричества. Единственный источник света – свечи. Там сохранился иконостас, древние иконы, паникадило с подсвечниками. Столь необычная церковь расположена на границе Владимирской и Рязанской областей, в селе Пятница. Церковь была построена отнюдь в непростое для России время – 1924 год. Гонения верующих и отрицание Бога.

— В 17-18-е годы закрывают храмы, — рассказывает Мария. — В 19-ом изымаются церковные ценности. В 22-ом вскрывают мощи святых. Все разрушается, а тут в 24 году строят деревянный храм! В этом приходе совершенно — особая атмосфера. Кажется, что ты попал в дореволюционную Россию. Дело не только в отсутствии электрического света. Здесь служили святые люди.

Не так давно, еще в 1972 году, в Пятницком храме служил священник Петр Чельцов. Сейчас он уже причислен к лику святых, и его мощи покоятся в той самой церкви, где он вел литургии. По наставлениям нашего современника сейчас живут многие владимирские священники.

Подобно оптинским старцам отец Петр принимал по 100 и более человек в день. Священник обладал даром предвидения.

— Святой праведный Петр Чельцов относится к сонму новомучеников. Он прошел многочисленные Соловецкие лагеря особого назначения, и остался жив. В 55 году священник оказался в том самом селе — Пятница, где служил до самой смерти.

Сложную жизнь преподобного Петра предвидел оптинский старец отец Варсанофий.

При встрече с еще юным Петей Чельцовым монах благословил его иконой Божией Матери «Утоли моя печали».

Таким образом предзнаменовал юноше его жизнь. Сейчас эта икона одна из главных святынь в селе Пятница. По словам очевидцев, мощи святого праведного Петра остались нетленными.

Петр и Феврония. Муром

Наши покровители семьи, любви и верности. Князь Петр и княгиня Феврония жили в 13 веке. Они стали образцовым примером супружеской жизни. С 1992 года мощи святых праведных Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком Муромском монастыре.

К покровителям семейного счастья ежегодно приезжают тысячи паломников.

Многие семьи воссоединились по их молитвам, а кто-то нашел свою вторую половину. О святых праведных князьях есть легендарное придание.

— В Муроме правил князь Павел, — рассказывает Мария Федотова. – Он был женат. Во время его отсутствия к княгине повадился летать змей. Чудовище принимало образ Павла и искушало княгиню. Женщина все рассказала мужу. Князь Петр – родной брат Павла решил помочь близким. Взяв Агриков меч, он убил змея. Кровь гада поразила кожу Петра. Молодой князь покрылся язвами и струпьями. Его исцелила простая девушка по имени Феврония. Петр выздоровел, но вскоре снова покрылся язвами. Феврония вновь исцелила Петра особыми мазями. Девушка покорила князя внешней красотой и своей необыкновенной мудростью. Князь женился на Февронии вопреки запретам бояр. Она была простолюдинкой.

Со временем Петра и Февронию начали обвинять во многих злодеяниях, которые они не совершали, и выгнали из Мурома.

Супруги прошли через все испытания, и остались вместе.

У праведных Петра и Февронии было трое детей. Этому есть исторические подтверждения.

Их дочь вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – Святослава, который является покровителем города Юрьев –Польского.

— Последние дни своей жизни Петр и Феврония провели в монастырях, — заканчивает рассказ Мария. — Петр — в мужском. Феврония — в женском. Накануне кончины Петр видел пророческий сон. За благочестивую жизнь князь получил дар прозорливости. Он предупредил Февронию, что скоро придет их смертный час. Феврония в это время уже вышивала надгробную пелену. Когда княгиня в последний раз воткнула иголку в ткань, сделала завершающий стяжок, одновременно закончились ее жизнь и жизнь Петра. Они умерли в разных монастырях, в один день, час, в одну минуту.

Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу. Люди сочли такое погребение недопустимым для монахов.

Их тела положили в разных обителях. На следующий день тела супругов чудесным образом оказались вместе.

Петр и Феврония покоятся в одной раке по сей день. На территории монастыря есть святой источник имени Петра и Февронии Муромских.

Владимирская митрополия

Владимирская митрополия – епархия Русской Православной Церкви с центром во Владимире в России, современные границы митрополии совпадают с границами Владимирской области.

Названия епархии часто менялись:

  • Владимирская и Суздальская (с 1215)
  • Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская (с 1228)
  • Владимирская, Суздальская и Нижегородская (с 1274)
  • Суздальская (с 1330)
  • Суздальская, Брянская и Тарусская (с 1347)
  • Суздальская, Нижегородская и Городецкая (с 1374)
  • Суздальская и Тарусская (с 1394)
  • Суздальская, Калужская и Тарусская (с 1465)
  • Суздальская и Юрьевская (1667—1788)
  • Владимирская и Яропольская (с 1748; параллельно с Суздальской)
  • Владимирская и Муромская (с 1764; параллельно с Суздальской)
  • Суздальская и Владимирская (с 1788)
  • Владимирская и Суздальская (с 1799)
  • Владимирская и Шуйская (с 1917)
  • Владимирская и Суздальская (с 1922)
  • Владимирская митрополия (с 16 июля 2013), разделённая на 3 небольших епархии

Митрополия включает в себя:

  • Александровская и Юрьев-Польская епархия (Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский и Юрьев-Польский районы)
  • Владимирская и Суздальская епархия (городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный; Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский, Суздальский районы)
  • Муромская и Вязниковская епархия (Вязниковский, Гороховецкий, Муромский, Меленковский и Селивановский районы)

Кафедральный собор митрополии — Успенский собор на Соборной площади города Владимира.

На 1 января 2006 года в епархии действовало 28 монастырей (13 мужских и 15 женских), которые имеют 13 подворий и 2 скита; около 300 приходов.

Христианизация Ростово-Суздальского края началась, очевидно, в 990-е годы — с того времени захоронения в данном регионе уже совершались по христианскому обряду.

В 1160-х годы князь Андрей Юрьевич Боголюбский попытался основать независимую от Киева Владимирскую митрополию во главе с Феодором (Феодорцем), однако константинопольский Патриарх Лука Хрисоверг отверг планы князя.

Создание Владимирской епархии произошло в 1214 году при Владимирском князе Георгие Всеволодовиче путём выделения из состава Ростовской епархии. Первоначально титул епископа звучал следующим образом: «Суздальский и Владимирский». Первым епископом новообразованной епархии стал Симон, поставленный из игуменов в Киеве митрополитом Матфеем. Cвятитель Симон известен как автор восьми рассказов о печерских иноках, изложенных в письмах к Киево-Печерскому иноку Поликарпу. Именно они и положили начало Киево-Печерскому патерику — первому русскому сборнику о житии святых угодников Божиих. Симон скончался в 1226 году и был погребён в Успенском соборе.

Следующим епископом стал настоятель Богородице-Рождественского монастыря города Владимира игумен Митрофан. Период его управления омрачился татаро-монгольским нашествием на Владимирское великое княжение. В 1237 году войска Батыя стёрли с лица земли Рязань и в феврале 1238 года вплотную подошли к Владимиру. Город был взят, разграблен, а его жители погибли либо были уведены в плен. Погиб и епископ Митрофан вместе с великокняжеской семьёй в стенах Успенского собора, который очень сильно пострадал от пожара.

После Батева нашествия труды по восстановлению порядка в делах церковного управления понёс Киевский митрополит Кирилл, который на протяжении длительного времени пребывал не в разорённом Киеве, а во Владимире.

В 1274 году во Владимире работал Поместный собор Русской церви. В епископа города Владимира был хиротонисан архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион; кафедральным городом стал Владимир-на-Клязьме. Правящий архиерей получил титул «Владимирского, Суздальского и Нижегородского». Территория епархии тогда состояла из Владимирского великого княжества, а также княжеств Городецкого, Костромского, Московского, Переславского, Стародубского, Суздальского с Нижним Новгородом и Юрьевского.

Начиная с 1299 года бо́льшая часть территории современной владимирской епархии входила в состав Митрополичьей области (с 1589 — Патриаршая область, с 1721 — Синодальная область), Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов. В 1347 году на землях Суздальско-Нижегородского княжества была образована Суздальская епархия.

16 июля 1744 года из состава Московской выделена Владимирская епархия, которая носит название Владимирской и Яропольской. В 1786—1788 годах к Суздальская и Владимирская епархии объединены в одну.

С 24 марта 1916 году, в связи с учреждением Суздальского викариатства Владимирской епархии, архиепископ Алексий титуловался Владимирским и Шуйским.

Монастыри митрополии:

  • Александровский монастырь (Суздаль)
  • Благовещенский монастырь (Киржач)
  • Благовещенский монастырь (Муром)
  • Боголюбский монастырь
  • Богоявленский монастырь (Мстёра)
  • Борисоглебский монастырь (Муром)
  • Воскресенский монастырь (Муром)
  • Лукианова пустынь
  • Покровский монастырь (Суздаль)
  • Ризоположенский монастырь
  • Свято-Введенский Островной монастырь
  • Свято-Троицкий Стефано-Махрищский монастырь
  • Смоленская Зосимова пустынь
  • Спасо-Преображенский монастырь (Муром)
  • Сретенский монастырь (Гороховец)
  • Троицкий монастырь (Муром)
  • Успенский Княгинин монастырь

Правящие архиереи:

  • преподобный Симон Владимирский (1214 — 22 мая 1226)
  • священномученик Митрофан Владимирский (14 марта 1227 — 7 февраля 1238)
  • Кирилл (1238—1240) в/у еп. Ростовский
  • Евфросин (1240 — ?)
  • Кирилл (1250—1274)
  • святитель Серапион Владимирский (апрель 1274 — 12 июля 1275)
  • святитель Феодор, епископ Владимирский (1276—1286)
  • Иаков (1288—1295)
  • Симеон (1295 — 18/24 апреля 1300 (1297) (1299))
  • святитель Максим митрополит Киевский (18 апреля 1300 — 06/12 декабря 1305)
  • Петр (1308—1325)
  • Даниил (март 1330—1347)
  • Иоанн (1340—1347)
  • Нафанаил (6 августа 1347—1349)
  • Даниил 1350—1351 — второй раз
  • Иоанн (1351—1363) — второй раз
  • святитель Алексий Митрополит Московский (1363—1365)
  • Иоанн (1365—1366) — третий раз
  • святитель Алексий Митрополит Московский (1366—1373) — второй раз
  • Дионисий (11 февраля 1374—1383)
  • Евфросин (1386 — 25 марта 1406)
  • Нафанаил (? — июль 1401)
  • Митрофан (9 сентября 1406—1427)
  • Григорий (? — ?)
  • Филипп (1452 — 11 ноября 1464)
  • Евфимий (ноябрь 1464—1484)
  • Нифонт (9 декабря 1484 — 8 марта 1508)
  • Симеон (Стремоухов-Безбородый) (21 августа 1509 — 21 ноября 1515)
  • Геннадий (Богоявленский) (10 февраля 1517 — 23 марта 1531)
  • Ферапонт (9 марта 1539 — 25 февраля 1543)
  • Иона (Собина) (21 февраля 1544—1548)
  • Трифон (Ступишин) (10 марта 1549—1551)
  • Афанасий (Палецкий) (18 июня 1551 — 11 августа 1564) (1566)
  • Елевферий (1564—1567)
  • Пафнутий (1567 — 26 ноября/5 декабря 1570)
  • Савватий (в/у?)
  • Григорий, блаженный (1571)
  • Варлаам (1571—1586 (1570))
  • Иов (1587—1594)
  • Галактион (1594 — 2 июля 1609)
  • Герасим (март 1613 — 20 февраля 1615)
  • святитель Арсений Элассонский (1615 — 13 апреля 1626)
  • Иосиф Курцевич (август 1626 — 22 марта 1634)
  • Серапион (5 октября 1634 — 25 февраля 1653)
  • Софроний (29 января 1654 — 13 сентября 1654)
  • Иосиф (1655—1656) (1654)
  • Филарет (10 августа 1656—1658)
  • Стефан (2 мая 1658—1661)
  • Стефан (1666 — 2/12 июля 1679 — второй раз
  • Маркелл (21/31 марта 1680 — 6 сентября 1681)
  • Павел (Моравский) (6 сентября 1681 — ноябрь 1681)
  • святитель Иларион Суздальский (11/21 декабря 1681 — 28 февраля 1705)
  • Ефрем (Янкович) Пятицерковенский Серб (24 августа 1708 — 18 марта 1712)
  • Игнатий (Смола) (7 сентября 1712 — 25 января 1719)
  • Варлаам (Леницкий / Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) (31 мая 1719 — 5 июля 1723)
  • Иоаким (11 октября 1725 — 16 марта 1726, 22 апреля 1726 — 13 апреля 1731)
  • Гавриил (Русской) (24 ноября 1731 — 17 сентября 1735)
  • Афанасий Грек (17 сентября 1735 — 10 октября 1737)
  • Вениамин (Фальковский) (1737—1739; наречённый)
  • Симон (Тихомиров) (21 ноября 1739 — 15 декабря 1747)
  • Порфирий (Крайский) (30 мая 1748 — 9 октября 1755)
  • Сильвестр (Гловатский) (9 октября 1755 — 20 мая 1760)
  • Геннадий (Драницын) (13 декабря 1760 — 11 апреля 1775)
  • Тихон (Якубовский) (19 мая 1775 — 4 апреля 1786)
  • Платон (Петрункевич) (20 марта 1748 — 16 апреля 1757)
  • Антоний (Багратиони) (23 ноября 1757 — 16 декабря 1762)
  • Павел (Гребневский) (6 июля 1763 — 9 августа 1770)
  • Иероним (Формаковский) (25 декабря 1770 — 3 августа 1783)
  • Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 — 6 мая 1788)
  • Виктор (Онисимов) (6 мая 1788 — 16 октября 1799)
  • Виктор (Онисимов) (16 октября 1799 — 24 февраля 1800)
  • Ксенофонт (Троепольский) (24 февраля 1800 — 3 июля 1821)
  • Парфений (Чертков) (21 августа 1821 — 25 февраля 1850)
  • Иустин (Михайлов) (25 февраля 1850 — 22 июля 1863)
  • святитель Феофан Затворник (22 июля 1863 — 17 июня 1866)
  • Антоний (Павлинский) (17 июня 1866 — 29 апреля 1878)
  • Феогност (Лебедев) (9 декабря 1878 — 21 ноября 1892)
  • Сергий (Спасский) (21 ноября 1892 — 20 ноября 1904)
  • Никон (Софийский) (27 ноября 1904 — 9 июня 1906)
  • Николай (Налимов) (23 июня 1906 — 13 июля 1914)
  • Алексий (Дородницын) (20 июля 1914—1917)
  • Евгений (Мерцалов) (18 мая — 9 августа 1917) в/у, еп. Юрьевский
  • Сергий (Страгородский) (10 августа 1917 — 16 июня 1922)
  • Корнилий (Соболев) (1922—1923, один месяц в 1926) в/у, еп. Вязниковский; во второй раз — еп. Владимиро-Суздальский
  • священномученик Николай (Добронравов) (1923 — 10 декабря 1925)
  • Борис (Рукин) в/у (8 февраля по 25 марта 1924)
  • Дамиан (Воскресенский) (ноябрь — 9 декабря 1925; 2 февраля 1926 — май 1927) в/у, еп. Переславль-Залесский
  • Нифонт (Фомин) (май — сентябрь 1927) в/у, еп. Вязниковский
  • Макарий (Звездов) (1928) в/у, еп. Муромский
  • Павел (Гальковский) (31 декабря 1928 — ?) в/у, еп. Егорьевский
  • Гурий (Степанов) (13 августа 1930 — 8 мая 1931) в/у, архиеп. Суздальский
  • Павел (Борисовский) (1931) в/у, митрополит Ярославский
  • Иннокентий (Летяев) (31 мая 1932 — 18 февраля 1935)
  • Сергий (Гришин) (18 февраля 1935 — май 1936)
  • Филипп (Гумилевский) (1936 — 9 сентября 1936)
  • Феодор (Яцковский) (11 августа 1936 — 3 февраля 1937)
  • Хрисогон (Ивановский) (30 марта 1937—1938)
  • Алексий (Сергеев) (1938) в/у, еп. Иваново-Вознесенский
  • Онисим (Фестинатов) (27 августа 1944 — 31 октября 1970)
  • Иоанн (Вендланд) (31 октября — 1 декабря 1970) в/у, митр. Ярославский
  • Николай (Кутепов) (1 декабря 1970 — 16 апреля 1975)
  • Владимир (Котляров) (17 апреля 1975 — 24 апреля 1980)
  • Серапион (Фадеев) (24 апреля 1980 — 11 мая 1987)
  • Валентин (Мищук) (12 мая 1987 — 27 октября 1990)
  • Евлогий (Смирнов) (11 ноября 1990 — 28 декабря 2018)
  • Тихон (Емельянов) (с 28 декабря 2018)