Святые отцы о прощении

О прощении

…Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Евангелие от Матфея ( 6,14-15).

Бог — Творец всего видимого и невидимого мира, любящий свое создание, сотворил человека со свободной волей и дал ему заповеди, исполнение которых было бы знаком ответной любви человека к Богу и послушанием Его воле. Свободная воля была дана человеку потому, что только сознательно выбранное добро имеет ценность в очах Божиих.

Господь заповедал нам прощать других, тогда и Он простит нас. Если мы молимся: “Господи, помилуй!”, и при этом не прощаем другим, или находимся в ссоре, или вражде с каким-либо человеком и произносим слова молитвы Господней: “И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим”, то, вдумаемся, не получается ли, что мы молим Бога о том, чтобы Он нас никогда и ни за что не прощал?
В монастырях на Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен, когда читает молитву “Отче наш”, опустить в ней слова: “И остави нам долги наша”. Эта молитва, как говорят святые отцы, — краткая запись всего Евангелия. И она открывает нам, что все доброе в нашей жизни и само наше спасение — зависят от Бога. А от нас, от нашей веры требуется только одно-единственное — стремление к добру и прощение других.
Еще в Ветхом Завете Закон не только ставил пределы мести — “око за око”, но и запрещал ненависть и злопамятство по отношению к ближнему. Праведный человек должен брать пример с милосердия Божия. В Библии написано: “Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои”.
Господь Иисус Христос в своей беседе с учениками о прощении обид преобразовал эти поучения Ветхого Завета, и когда Святой апостол Петр спросил Его: “Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?” Господь ответил ему: “Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18, 21–22).
То есть Иисус Христос заповедал прощать неустанно, сколько бы раз ни согрешил перед тобою брат твой, нужно прощать, и ни в каком случае не мстить ему. И в подтверждение своих слов Господь рассказал притчу, где изобразил учение Свое на примере одного неоплатного должника, который был уже прощен и помилован, но за жестокость к собрату своему снова предан жестокому мучению.
Этой притчей Он пояснил нам, что мы так много согрешаем, что являемся пред Богом неоплатными должниками. Грехи же наших ближних против нас в сравнении с этим ничтожны. Однако Господь, по безграничному милосердию Своему, прощает нам все наши грехи, если мы милосердны к ближним и, в свою очередь, прощаем им их грехи против нас.
Притча говорит и о том, что будет с теми, кто не умеет прощать, ибо только “милостивые помилованы будут”. Господь Иисус Христос, указывая на милосердие Бога по отношению к людям, говорит, что те, кому Бог — Отец, должны Ему подражать, чтобы быть истинными Его детьми.
Христос молился на кресте о прощении всех людей и о распинающих Его: “Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!”. И наше прощение других людей — это наше участие в Божием прощении. Следуя примеру Господа святой первомученик Стефан, умирая, прощает убивавших его.

Точно также и в наше время, в XX веке сотни новомученников Российских — епископы, священники, миряне умирали за Христа не проклиная, а молясь за своих мучителей. Так, священномученик Владимир митрополит Киевский, когда его вывели на расстрел из стен Киево-Печерской Лавры, находясь перед лицом смерти молился, а затем осенил крестом себя и своих убийц.
Христианин должен всегда прощать своих врагов, и прощать из любви, как Христос, как Отец наш Небесный, только так добро может победить зло.
Чтобы постичь тайну прощения, необходимо почувствовать собственную греховность и недостоинство перед Богом, молиться ежедневно в своем сердце молитвой преподобного Ефрема Сирина, читаемой в Церкви во время Великого поста: “Господи, дай мне зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего!”
Простить до конца — это значит полюбить человека до конца, подражая Христу, то есть никого не исключить из любви своей. Так полюбить мы можем только благодатью Христа Воскресшего, Который изливает в наши сердца любовь Духом Святым.
И только так, с прощением обид воскреснет и наша душа, и в нее войдет светлая пасхальная радость, звучащая в песнопениях Пасхи: “И ненавидящим нас простим вся воскресением! И тако возопиим: Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!”

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
Послание к Римлянам святого Апостола Павла (Рим. 12, 21)

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»

Господь наш, зная, что в аду нет покаяния и что невозможно человеку не согрешить после Святого Крещения, учит нас говорить Богу и Отцу нашему: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

Поскольку перед этим в Господней молитве Бог говорил о святом хлебе Божественной Евхаристии и призывал всех не дерзать причащаться ему без должного преуготовления, потому и сейчас он говорит нам, что это преуготовление состоит в том, чтобы попросить прощения у Бога и у братиев наших и лишь тогда приступать к Божественным Тайнам, как говорится в другом месте Святого Писания: «Итак, человече, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».

Кроме всего этого, еще трех других вопросов касается Господь наш в словах этой молитвы:

во-первых, он призывает праведных смириться, о чем Он говорит и в другом месте: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»;

во-вторых, Он советует тем, кто согрешает после Крещения, не впадать в отчаяние;

и, в-третьих, он являет сими словами, что Господь желает и любит, когда мы имеем сострадание и милосердие друг к другу, ибо ничто не уподобляет так человека Богу, как милосердие.

И потому, будем же обращаться с братиями нашими так, как мы хотим, чтобы Господь обращался с нами. И не будем говорить ни о ком, что он так огорчает нас грехами своими, что не можем мы его простить. Ибо если подумаем мы, сколь сильно мы огорчаем Бога грехами своими ежедневно, ежечасно и ежесекундно, а Он прощает нам это, то немедленно простим мы тогда и братьев наших.

И если подумать, как многочисленны и несравненно более велики наши прегрешения в сравнении с прегрешениями братиев наших, что даже Сам Господь, Который есть правда по самому существу Своему, уподобил их десяти тысячам талантов, тогда как прегрешения братиев наших уподобил Он ста динариям, то убедимся мы в том, сколь воистину ничтожны прегрешения братьев наших перед нашими прегрешениями. И потому, если мы отпускаем братиям нашим их малую вину перед нами не только устами, как это делают многие, но и всем сердцем нашим, и нам простит Бог великие и бесчисленные прегрешения наши, в коих мы повинны перед Ним. Если же случится нам не простить прегрешения братьев наших, тщетны будут все прочие добродетели наши, которые, как нам кажется, мы стяжали.

Почему я говорю, что тщетны будут добродетели наши? Ибо грехи наши не смогут быть прощены, по решению Господню, сказавшему: «Если же не прощаете ближним своим их прегрешений, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших». В другом же месте о человеке, не простившем брата своего, говорит: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И тогда, как говорится далее, разгневавшись, Господь отдал его истязателям, пока не отдаст Ему всего долга. И затем: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Многие говорят, что грехи прощаются в Таинстве Святого Причащения. Другие же утверждают обратное: что прощаются они, лишь если исповедоваться у священника. Мы же говорим вам, что и подготовка с исповедью обязательны для отпущения грехов, и Божественная Евхаристия, ибо ни одно не дает всего, ни другое. Но происходит здесь подобно тому, как постирав грязное платье, его надо высушить на солнце от сырости и влаги, иначе оно останется мокрым и сгниет, и не сможет его носить человек. И как рану, очистив от червей и удалив разложившиеся ткани, нельзя оставить, не смазав, так и смыв грех, и очистив исповедью, и удалив разложившиеся его остатки, необходимо принять Божественную Евхаристию, высушивающую полностью рану и исцеляющую ее, подобно некой целительной мази. Иначе, по словам Господним, «вновь впадает человек в первое состояние, и последнее бывает для таковых хуже первого».

И потому необходимо предварительно очистить себя от любой скверны исповедью. И, прежде всего, очистить себя от злопамятности и лишь тогда подходить к Божественным Тайнам. Ибо надо знать нам, что как любовь есть исполнение и окончание всего закона, так и злопамятность и ненависть есть отмена и нарушение всего закона и любой добродетели. Приточник, желая показать нам всю злобу злопамятных, говорит: «Пути злопомнящих в смерть». А в другом месте: «Кто злопамятен, тот – беззаконник».

Именно эту горькую закваску злопамятности носил в себе окаянный Иуда, и потому, лишь только принял он хлеб в руки свои, вошел в него Сатана.

Убоимся же, братие, осуждения и адских мук злопамятности и простим братьев наших за все, в чем они провинились перед нами. И будем делать это, не только собираясь ко Причастию, но всегда, как призывает нас делать Апостол такими словами: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем и в злобе на брата вашего». А в другом месте: «И не давайте места диаволу». То есть, не пускайте диавола поселиться в вас, дабы могли вы взывать с дерзновением к Богу и оставшимися словами Господней молитвы.

Продолжение следует…

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.