Тихомиров религиозно философские основы истории

Биография

Лев Александрович Тихомиров происходил из семьи военного врача. Окончил Керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью. В 1870—1873 годах учился в Московском университете.

В 1872—1873 годах — активный член общества «чайковцев», вёл пропаганду среди рабочих. В ноябре 1873 года арестован, был под судом по «процессу 193-х». В 1878 года — член центра «Земли и воли» и редакции её печатного органа. В 1879 году — член Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли», от имени «исполнительного комитета» составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 года. На Липецком съезде 20 июля 1879 года (на котором была организована «Народная воля») поддержал решение съезда о цареубийстве. Непосредственного отношения к убийству Александа II Тихомиров не имел, в принятии Исполнительным комитетом «Народной воли» решения об убийстве не участвовал. В начале 1880-х годов писал в «Деле», под псевдонимами «И. Кольцов» и «И. К.» (сокращение от названия «Исполнительный комитет»).

Л. А. Тихомиров в юности

В 1882 году, желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу — в Швейцарию, затем во Францию. Издавал вместе с П. Л. Лавровым «Вестник Народной воли».

В 1888 году отрёкся от революционных убеждений, открыто выступив против прежних идей в предисловии ко второму изданию книги «La Russie politique et sociale» (1888). В целом книга принадлежала к литературе, запрещённой в России, но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей необходимо стремиться к мирной эволюции. В 1888 году Тихомиров просил помилования, был помилован Высочайшим повелением от 10 ноября 1889 года и смог вернуться в Россию.

Брошюра (изданная по-русски и по-французски) «Почему я перестал быть революционером» (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Тихомирова в Россию. Прибыв в Петербург, бывший революционер отправился в Петропавловский собор поклониться праху царя Александра II, против которого боролся и в подготовке убийства которого участвовал. Тихомиров становится деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского обозрения». Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Тихомиров переиздал в ряде брошюр и книжек.

В 1903—1906 годах работает над исследованием «Монархическая государственность».

После 1905 года Тихомиров разрабатывает схему реформ системы «думской монархии». Он полагал, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству…».

В 1907 году был приглашён из Москвы лично П. А. Столыпиным в Петербург, где занял должность члена Совета Главного управления по делам печати. Основной же его задачей было консультирование Столыпина по вопросам, связанным с рабочим движением, ввиду обсуждаемого трудового законодательства. Тихомиров выступил как сторонник мирного, но энергичного реформаторского курса государства по отношению к рабочему вопросу. Основными мероприятиями по разрешению рабочего вопроса Тихомиров видел широкую мирную деятельность рабочих союзов (направленных преимущественно на взаимопомощь рабочих), развитые процедуры медиации при конфликтах между рабочими и работодателями, введение обязательного государственного страхования по болезни и от несчастных случаев, пенсионного страхования. К радикальным (для того времени) предложениям о введении 8-часового рабочего дня Тихомиров не присоединялся. Предложения Тихомирова частично реализовались с принятием в 1913 году новых законов о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев.

В 1909 году Тихомиров вернулся в Москву. В награду от премьер-министра он получил в аренду издание «Московские ведомости», редактором которого был до 1913 года.

За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в Сергиевом Посаде (где и умер 16 октября 1923 года). Здесь он создал трактат «Религиозно-философские основы истории», в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой книге (впервые опубликована лишь в 1997 году в издательстве журнала «Москва») показано развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времён, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне Тихомиров доказывает истинность и глубину православного понимания истории.

В 1917 году отошёл от политической деятельности.

Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919—1920 годах.

В 1922 году Тихомиров подал прошение в Комиссию по улучшению быта учёных. Как специалист по литературе, языкознанию и библиотековедению Тихомиров получил паёк третьей категории: 3 миллиона 250 тысяч рублей, 1 пуд 12 фунтов муки, 16 фунтов гороха, 10 фунтов риса, 6 фунтов масла, 30 фунтов мяса, три четверти фунта чая, 4 фунта сахара и 3 фунта соли. На следующий год Тихомиров умер, посвятив остаток дней богословским трудам, но перед кончиной он успел написать возмущённый отклик на книгу В. Фигнер «Запечатлённый труд». По мнению Тихомирова, она недооценила его роль в народовольческом движении.

Произведения

  • «Затруднения при покупке книг Даля и Кузьмина» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости», № 261 (12 ноября) за 1913 год.)
  • «Почему я перестал быть революционером» («Несколько замечаний на полемику эмигрантов» напечатано в «Московских ведомостях», № 74, 76 за 1889 г.),
  • «Начало и концы» (М., 1890),
  • «Духовенство и общество в современном религиозном движении» (1893, 2 изд.),
  • «Конституционалисты в эпоху 1881 г.» (1895, 3 изд.),
  • «К расследованию вопроса о ритуальных убийствах» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости» № 252, 1 ноября, 1913 год.)
  • «К вопросу о масонах» («Московские ведомости» № 20 за 1911 год)
  • «Начала и концы. Либералы и террористы» (1890),
  • «Национальный пророк интеллигенции (о Достоевском)» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости» N 22 за 1911 год),
  • «Социальные миражи современности» (1891),
  • «Знамение времени — носитель идеала» (1895),
  • «Борьба века» (1896),
  • «Демократия либеральная и социальная» (1896),
  • «Дело Бейлиса и дело об убийстве Ющинского» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости», № 250, 30 октября, 1913 год.)
  • «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897),
  • «Знамение времени. Носитель идеала»,
  • «Софья Львовна Перовская» — Geneve, 1899.
  • «Земля и фабрика» (1899),
  • «Монархическая государственность» (1905), часть I, часть II, часть III, часть IV,
  • Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира, Сергиев Посад, 1907
  • «Рабочие и государство» (СПб., 1908),
  • «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за царство Божие»)
  • «Руководящие идеи русской жизни». М., 1912; репринт — М., Инст. русс. цивилизации, 2008.
  • «Спасительная роль Церкви в лихолетье» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости». 1913, N 45, 23 февраля.)
  • «Учредительная грамота 1613 года» (Впервые опубликовано: «Московские ведомости» № 44 (22 февраля) за 1913 год.)
  • Тихомиров Л. А. А. И. Желябов и С. Л. Перовская. Издательство «Донская речь», 1906.
  • Тихомиров Л. А. Воспоминания. — М.—Л, 1927.
  • Тихомиров Л. А. 25 лет назад. (Из дневников Л. Тихомирова), «Красный архив», 1930, т. 1—5.
  • Тихомиров Л. А. Заговорщики и полиция. — М., 1930.
  • Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. — М.: Москва, 1997.
  • Тихомиров Л. А. Руководящие идеи русской жизни. / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 640 с. ISBN 978-5-902725-17-6

Статьи в «Деле»:

  • «Жизнь и печать» (1881, 2),
  • «К вопросу об экономике и политике» (1881, 5),
  • «В защиту интеллигенции» (1882, 4),
  • «С низовьев Дона» (1882, 9 и 10),
  • «Общественность в природе» (1882, 11 и 12),
  • «Современное положение публицистики» (1882, 12),
  • «Тирания политической мысли» (1883, 3)

Литература

  • Плеханов Г. В. Новый защитник самодержавия, или горе г. Л. Тихомирова // Сочинения. Т. 3. — М.—Л., 1928.
  • Репников А. В., Милевский О. А. Две жизни Льва Тихомирова: Монография / Науч. ред. В. В. Шелохаев. — М.: Academia, 2011.
  • Смолин М. Б. Тихомиров Лев Александрович // Большая школьная энциклопедия «Руссика» / науч. ред. С. В. Перевезенцев, А. В. Шубин. — М.: Олма-пресс, 2002. — (Руссика). — 5000 экз. — ISBN 5-224-03587-2.
  • Смолин М. Б. Государственно-правовые идеи Л. А. Тихомирова : автореферат дис. … кандидата исторических наук : 07.00.02 / С.-Петерб. гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2004. — 22 с.
  • Смолин М. Б. Всеобъемлющий идеал Льва Тихомирова // Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. С. 5—14 (Публикация, вступительная статья и комментарии)
  • Смолин М. Б. «Если нам суждено жить, мы должны искать иных путей» // Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 5—20. (Публикация, вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина).
  • Смолин М. Б. Государственные идеи Льва Тихомирова // Тихомиров Л. А. Апология Веры и Монархии. М., 1999. С. 5—18 (Публикация, вступительная статья и комментарии)
  • Смолин М. Б. От Бога все его труды // Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М., 2000. С. 5-18. (Публикация, вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина)
  • Твардовская В. А. Социалистическая мысль в России на рубеже 1870—1880-х гг. — М., 1969.
  • Тихомиров / В. Н. Катасонов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Фигнер В. Н. Лев Тихомиров // Полн. собр. соч. Т. 5. — М., 1932.
  • Филарет (Сковородин), игумен. К вопросу о роли Л. А. Тихомирова в учреждении Предсоборного Присутствия 1906 г.