Тихон калужский чудотворец

Калужский чудотворец

Он отказался не только от мирской жизни, но и от жизни в монастыре и жил в глухом Калужском лесу в дупле исполинского дуба. Про него современники говорили, что в стремлении приблизиться к Богу «он стяжал себе дух кротости, терпения и молитвы». Ему обязан своим рождением один из самых знаменитых монастырей России – Свято-Тихонова Успенская пустынь. Продолжая знакомить своих читателей с различными паломническими маршрутами, «Прихожанин» на этот раз решил рассказать о великом святом преподобном Тихоне Медынском, чудотворце Калужском, память которого Русская Православная Церковь отмечает 29 июня.

Как часто, описывая жизнь великих святых и подвижников прошлого, мне приходится писать слова: «О жизни этого святого нам известно до обидного мало». Это сегодня в эпоху интернета, википедии и социальных сетей найти любую информацию о чем и о ком угодно не так уж трудно, а тогда, несколько столетий назад, любая информация о человеке могла быть записана в какой-нибудь одной или двух летописях или хрониках, и эти документы могли до нас не дойти. Страшные пожары, набеги варваров, уничтожавших всё и вся на своем пути, – и вот значимые куски нашей истории утеряны.

Вот и в случае с преподобным Тихоном мы знаем о нем очень мало. Если и хранились какие-либо документы и записи, то они, к сожалению, погибли в огне в Смутное время, когда монастырь преподобного Тихона Медынского был разграблен и сожжен войсками Лжедмитрия II. То, на что мы можем сегодня опираться, рассказывая о святителе, – это лишь церковные предания, которые были собраны в 1805 году по указанию первого архиепископа Калужской епархии Феофилакта (Русанова).

Тихонова Успенская пустынь

Нам неизвестно, когда родился преподобный Тихон Калужский, кто были его родители и как он выбрал себе монашескую стезю. Неизвестно нам даже, какое имя было у него в миру до пострига. Считается, что родом он был из Киева, а иноческий постриг принял в Москве в Чудовом монастыре. Многому научили его чудовские монахи: как смирять свою волю, как терпеливо переносить тяготы монастырской жизни, как бороться с искушениями и не падать духом при скорбях. Как написано в житии преподобного, «утвердившись в духовном делании, стяжав дух кротости, терпения и молитвы, смиренный ученик принял иноческий постриг с именем Тихон во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского».

Преподобный Тихон жил в дупле громадного дуба

Но обычной монастырской жизни иноку Тихону показалось недостаточно – для общения с Господом он искал уединения. Тихон покидает Чудов монастырь и отправляется в дорогу. Неведомыми нам путями ведет его Господь, пока не приводит в глухую чащу непроходимого леса между Калугой и Медынью (кстати, именно поэтому преподобного Тихона называют то Калужским чудотворцем, то Медынским – Ред.). Там, на берегу Вепрейки (сегодня она носит название Веприка и является левым притоком реки Угры – Ред.), подвижник обнаружил исполинский дуб с громадным дуплом. Это место Тихон и выбрал для своего уединенного жительства.

В дупле этого дуба он спал и прятался от диких зверей, ел лишь ягоды и коренья, воду брал из колодца, который сам вырыл в земле у истока Вепрейки. Живя в полном и чистом уединении, Тихон все свои дни посвящал молитве. Но ведь, как сказал Христос в Нагорной проповеди, «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5, 14). Слух об отшельнике, живущем в диком лесу, быстро распространился по окрестным землям. К Тихону из разных мест устремились люди. Одни хотели спросить его совета, другие – поделиться своими скорбями, третьи просто желали жить подле него. Неподалеку от своего исполинского дуба преподобный Тихон с учениками построил первую, еще деревянную, церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ей предстояло стать краеугольным камнем будущего знаменитого монастыря. Тихон стал и первым игуменом, управляя монастырской братией со смирением и кротостью. Много нуждающихся приходило к порогу этой деревянной церкви, и никто не оставался без утешения. Голодных людей монахи кормили, страдающим от обид или невзгод помогали добрым советом и молитвой.

Но известно, что там, где святость, всегда есть искушения. В монастырском предании описывается такая история. Однажды хозяин здешних земель, сын Владимира Храброва, князь Ярослав прознал, что на его землях подвизаются какие-то пришлые монахи. Он решил выгнать их со своей земли. Приехав с дружиной в лес, он нашел там расчищенное поле, на котором росли овощи, строящуюся церковь и самого игумена Тихона с братией.

В гневе с оскорблениями и проклятиями обрушился князь на монахов. Но Тихон в ответ лишь смиренно просил князя дозволить им остаться жить в этом месте. В какой-то момент, доведенный до бешенства, князь Ярослав взмахнул плеткой, желая ударить стоящего перед ним игумена. И тут случилось невероятное – Господь не позволил оскорбить ударом святого подвижника: поднятая рука с плетью вдруг отказала князю, а его самого словно парализовало.

Испуганный и потрясенный, он пал перед Тихоном на колени, моля простить ему оскорбления. Князь Ярослав не только тут же покаялся перед святым угодником в грехе, но и сам стал умолять его не покидать этих земель. Так началась жизнь новой обители, которую впоследствии назовут Тихоновой пустынью. О самом Тихоне в его житии записано так: «Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях».

Успенский собор

Преподобный Тихон отошел ко Господу уже в глубокой старости 16 (29) июня 1492 года, приняв незадолго до кончины великую схиму. Его мощи сразу после кончины долгое время были выставлены в Успенском соборе для всеобщего поклонения, но позже, в тяжкое для России Смутное время, монахи сокрыли их глубоко под землей, как говорится, «под спудом». На Московском Соборе 1551 года преподобный Тихон был причислен к лику святых.

За искреннюю веру и благочестивую жизнь Господь наделил преподобного Тихона даром чудотворений. Согласно монастырским преданиям, он и при жизни исцелял страждущих людей. Немало чудесных исцелений, тщательно задокументированных монахами Тихоновой обители, произошло на могиле святого и после его кончины. Сегодня имя преподобного Тихона Медынского, Калужского чудотворца, пользуется любовью и почитанием не только в Калужской области, но и повсюду в России. И сюда, в Тихонову Успенскую пустынь, едут многочисленные паломники со всей страны.

…Осталось рассказать немного о самой Тихоновой пустыни. Так сложилось исторически, что эта обитель была известна под тремя названиями. В древности ее называли Малоярославецкой, в XVIII столетии – Медынской, и, наконец, в XIX веке она получила название Калужской. Понятно, что такая мешанина названий связана с тем, что земля, на которой находится монастырь, в разное время принадлежала различным городам.

На протяжении пяти столетий Свято-Тихоновой пустыни пришлось пережить и благополучные времена, и трудные. В XV веке при жизни преподобного Тихона на территории монастыря было лишь две церкви: Успенский собор с приделом в честь святителя Николая Чудотворца и храм в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В Смутное время солдаты Лжедмитрия II полностью сожгли Успенский собор. От их нашествия монастырь сильно пострадал: многие монахи были убиты или вынуждены временно оставить обитель, всё мало-мальски ценное солдаты-грабители унесли, а что не сумели унести, уничтожили…

Храм во имя святителя Николая

Но спустя столетие обитель преподобного Тихона была восстановлена. В 1630 году насельники заново отстроили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и начали строить церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В конце XVII века решено было возвести над мощами преподобного Тихона каменный храм. Для этого Трехсвятительский храм разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды – с тех пор он стал приходской церковью для поселян. А каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня.

Тихонова пустынь, главный вход

С образованием в 1799 году Калужской епархии начался новый расцвет Тихоновой обители. В 1887 году на источнике преподобного Тихона возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в эти же годы был перестроен Преображенский собор и сооружена четырехъярусная колокольня. В 1914 году состоялось освящение нового Успенского храма с небесно-голубыми куполами и построен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Обитель расцветала и расширялась…

Рака над тем местом, где под спудом
покоятся мощи святителя Тихона

Но пришла революция, и наступили времена более страшные, кровавые и безнадежные, чем Смутное время и набеги татаро-монголов. 23 апреля 1918 года вышел Декрет об отделении Церкви от государства, а уже в апреле того же года Калужский уездный съезд Совета рабочих депутатов постановил «закрыть мужской Тихоновский монастырь» и основать на его территории «первое советское культурное хозяйство им. В.И. Ленина». Сначала обитель отдали под сельскохозяйственный техникум для инвалидов, а чуть позже расквартировали в нем воинскую часть…

Прошло чуть более 70 лет, колесо времени совершило еще один оборот, и всё вернулось на круги своя. Возрождение обители началось в 1991 году, когда власти передали Калужской епархии источник преподобного Тихона и 15,5 га земли вокруг него. Уже 5 ноября 1993 года в Тихонову Успенскую пустынь из Свято-Пафнутиева Боровского монастыря был переведен иеромонах Тихон (Завьялов), которому поручили ведение восстановительных работ в монастыре. 29 июня 1995 года, в день памяти преподобного Тихона, в еще не отреставрированном храме архиепископ Калужский и Боровский Климент совершил первую Божественную литургию.

Часовня в том месте, где рос дуб святителя Тихона

В наши дни Калужская Свято-Тихонова пустынь поражает паломников красотой и благолепием. С голубым небом соперничают яркостью красок небесно-синие купола храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, новое здание которого построено на месте старой каменной надвратной Успенской церкви. В центре монастыря восхищают изумрудно-зеленые купола собора в честь Преображения Господня. В нем находится серебряная рака над тем местом, где «под спудом» покоятся мощи святителя Тихона. Новый собор стоит на месте прежнего, разрушенного, и имеет два храма: нижний (полуподземный), названный во имя преподобного Тихона Калужского, и верхний – в честь Преображения Господня. У верхнего имеются два боковых придела: южный в честь иконы Божией Матери «Иверская» и северный во имя «Собора преподобных Оптинских старцев».

За Преображенским храмом можно увидеть храм во имя святителя Николая, а дальше – храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К монастырю также относятся храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на источнике преподобного Тихона и часовня у того знаменитого исполинского дуба, в дупле которого нашел себе приют преподобный Тихон.

Правда, сам исполинский дуб, переживший святителя Тихона на четыре столетия, не сохранился. В начале 1830-х годов он был сломлен грозой, и теперь лишь небольшая часовня напоминает нам о том месте, где в уединении предавался молитве и беседе с Господом великий святой Русской Православной Церкви преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец.

* * *

Паломникам, которые захотят почтить память преподобного Тихона Калужского и посетить Свято-Тихонову Успенскую пустынь, сразу укажу адрес: Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19. Добираться до монастыря проще из Калуги (а туда можно попасть на поезде, самолетом или автобусом), автобусом от железнодорожного вокзала (он отправляется каждые 20 минут) до с. Льва Толстого. Паломникам следует помнить: если вы поедете на поезде, ни в коем случае НЕ ВЫХОДИТЕ на станции «Тихонова пустынь»! Она находится в 9 километрах от самого монастыря, и тогда до обители вам придется добираться 2 часа пешком.

Петр Селинов

Советуем ознакомиться молитва преподобного тихона калужского с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Тихон Калужский

Житие преподобного Тихона, Калужского чудотворца

память 16/29 июня.

Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из «матери городов русских» – Киева.

В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через некоторое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17-ти верстах от г. Калуги и в 15-ти от г. Медыни, названия которых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на правом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.

Икона преподобного Тихона Калужского.

В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое «Стояние на Угре» (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.

Подвижник поселился в дремучем лесу в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830 годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранившимся могучим остовом часовню.

Пищей преподобному служили «былии саморосленныя» (дикорастущие), а питием – вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого «кладезем преподобного Тихона». Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.

Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней невдалеке от своего дуба первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, принимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.

По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче.

В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван «преподобным»: «Дано в сей монастырь, в доме Пречистая Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобного отца игумена Тихона. Евангелие престольно письменное. » Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.

Современный вид Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали «на вскрытии» в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613–1645 гг.) и Алексии Михайловиче (1645–1676 гг.) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.

В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.

В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.

В 2006 году было завершено создание резной позолоченной раки над мощами преподобного основателя Калужской Свято-Тихоновой пустыни. До революции над местом погребения прп. Тихона стояла себеряная рака.

В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие страдавшие глазными и детскими болезнями. Вот одно из замечательных событий молитвенного попечения прп. Тихона о чтущих память его. Крестьянин Тихоновой слободы Николай Самбуров имел видение: будто пришел в церковь Калужской Свято-Тихоновой пустыни, из алтаря вышел седовласый старец-схимник и среди храма начал громко читать помянник. Крестьянин подошел и спросил старца: «А мои записаны тут?» «Да, записаны», – отвечал он и прочел поминовение. Не слыша между именами родных имени сестры, крестьянин спросил: «А сестры нет в помяннике?» «Она была записана, но исключена», – отвечал он. Крестьянин понял потом, отчего исключена сестра, и, рассказывая о видении, говорил: «Бедная сестра незадолго до смерти совратилась в раскол и в расколе умерла».

Память преподобного Тихона благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России. На иконах преподобный Тихон, Калужский чудотворец, обычно изображается в схимническом одеянии молящимся перед иконами Спасителя и Божией Матери, укрепленными в дупле большого дуба, на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.

Икона Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец.

Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец.

Преподобный Тихон Медынский, Калужский чудотворец, жил в XV веке. Предполагают, что он был родом из Киева.

В юности он пришел в Москву и принял иноческий постриг, по преданию, в Чудовом монастыре. Через некоторое время, по любви к уединению, он удалился в пустынное место в 17 верстах от города Калуги и в 15 верстах от города Медыни, названия которых позднее стали частью его имени. Место, выбранное святым, находилось на правом берегу небольшой речки Вепрейки, которая пятью верстами южнее впадает в р. Угру.

В последние годы жизни преподобного неподалеку от места его подвигов произошло знаменитое “стояние на Угре” (1480 г.), положившее конец татарскому игу на Руси.

Подвижник поселился в дремучем лесу, в дупле исполинского дуба, простоявшего после кончины святого еще почти четыре века. В начале 1830-х годов дуб был сломлен грозой, а в 1838 году игумен основанной преподобным обители Геронтий устроил над сохранив-шимся могучим остовом часовню.

Пищей преподобному служили “былии саморосленныя” (дикорастущие), а питием — вода из целебного колодца, ископанного им самим при истоке Вепрейки и до сих пор именуемого “кладезем преподобного Тихона”. Известие о святой жизни подвижника привлекло к нему учеников. Вокруг него постепенно стали собираться братия. Владелец тех мест князь Василий Ярославич (внук Владимира Храброго) во время охоты обнаружил жилище святого. Он приказал преподобному немедленно удалиться из его вотчин. Оскорбив отшельника, князь замахнулся на него плетью. Поднятая на святого рука тотчас онемела и осталась неподвижной. Вразумленный наказанием Божиим, князь раскаялся и просил у инока прощения. Получив по молитве святого исцеление, он стал умолять пустынножителя навсегда остаться в его земле и устроить здесь обитель для своих учеников, обещая неоскудно снабдевать ее всем необходимым.

Преподобный Тихон основал пустынь, поставив в ней первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он стал первым игуменом монастыря и управлял братией со смиренномудрием, кротостью и незлобием. Святой игумен питал алчущих, напоял жаждущих, принимал странных, заступался за обидимых. Преподобный Тихон имел дар слез и отличался молчаливостью.

По древнему монастырскому преданию, преподобный Тихон скончался в 1492 году в глубокой старости, приняв незадолго до кончины великую схиму. Год успения святого был отмечен в синодике Лаврентиева монастыря, составленном при царе Феодоре Иоанновиче.

В царствование Иоанна Грозного в Тихонову пустынь был внесен первый царский вклад, в записи о котором основатель обители назван “преподобным”: “Дано в сей монастырь, в доме Пречистыя Богородицы честнаго и славняго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона. Евангелие престольно письменное. ” Всероссийское празднование памяти преподобного Тихона установлено на Соборе 1584 года.

До Смутного времени мощи преподобного Тихона, по преданию, почивали “на вскрытии” в Успенском деревянном храме, после сожжения которого они были перенесены в единственный уцелевший храм во имя Трех святителей. Разоренная польско-литовским нашествием Тихонова пустынь была восстановлена при царях Михаиле Феодоровиче (1613-1645) и Алексие Михайловиче (1645-1676) усердием игуменов Герасима и Феодосия. Были вновь построены деревянный Успенский собор, а также теплая Никольская церковь с трапезной палатой. В 1677 году Трехсвятительский храм был перенесен в подмонастырскую слободу, а на его месте сооружен каменный Преображенский собор, в котором за правым клиросом были положены под спудом святые мощи преподобного Тихона.

В 1799 году монастырь отошел ко вновь основанной Калужской епархии. 15 июня 1805 года первый архиепископ новооснованной епархии Феофилакт (Русанов) утвердил Службу преподобному Тихону, составленную на основании более древней службы благотворителем монастыря калужанином Сергеем Васильевичем Еропкиным. Текст службы был напечатан для всероссийского употребления в Минее Дополнительной, изданной в Петербурге в 1909 году.

В 1887 году был выстроен над ископанным преподобным Тихоном колодцем деревянный храм в честь Живоносного Источника.

В продолжение XIX века в храме велась запись наиболее значительных исцелений, происшедших по молитвам преподобного Тихона. Большинство исцелений получали больные, одержимые душевными недугами, выздоравливали также многие, страдавшие глазными и детскими болезнями.

На иконах преподобный Тихон Калужский, чудотворец, обычно изображается в схимническом одеянии молящимся перед иконами Спасителя и Божией Матери, укрепленными в дупле большого дуба на фоне выстроенной трудами его учеников величественной обители.

О внешности преподобного Тихона в Иконописном Подлиннике сказано: “Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобническия и в схиме”.

Память преподобного Тихона — 16 июня — благоговейно чтится не только в Калужской земле, но и по всей России.

Молитвы преподобному Тихону Медынскому, Калужскому.

О преподобне отче наш Тихоне! Моли милостиваго Бога о нас, смиренных и недостойных, раб Божиих (имена), да избавит храм (дом) сей и приход наш от всяких бед и зол, да отпустит нам вся прегрешения наша. да спасет нас благодатию Своею и сподобит радости вечныя наслаждатися в горнем оном Иерусалиме купно с тобою и со всеми святыми, от века Ему благоугодившими, в них же в Троице славимый Бог благословен есть всегда, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь преподобному Тихону Медынскому, Калужскому.

Яко светильник пресветлый, явился еси в Российстей земли, преподобне отче наш Тихоне, в пустыни вселився, в нейже преходя жестокое жительство, яко безплотен, пожил еси, сего ради и чудес дарованием обогати тя Бог. Тем и мы, притекающе к мощем твоим, умильно глаголем: отче преподобне, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Акафист преподобному Тихону, Калужскому чудотворцу

Другие иконы:

Икона блаженной Ксении Петербургской

Икона преподобного Иоанна Рыльского

Икона Преподобный Иосиф Оптинский

Икона преподобного Макария Калязинского

Икона святителю Димитрию Ростовскому

Икона Божьей матери именуемой Скоропослушница

Икона Божьей Матери “Неувядаемый Цвет”

Икона Божьей Матери, именуемая “Страстная”

Икона Никите, епископу Новгородскому

Икона святым мученикам Хрисанфу и Дарии

Икона святому пророку Божию Илии

Икона преподобному Моисею Угрину, Печерский

Икона святому великомученику Никите

Икона святому Георгию Победоносцу

Православные информеры для сайтов и блогов

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .

Молитва преподобного тихона калужского

Преподобный Тихон Калужский – один из великих подвижников Русской Православной Церкви XV века. По напряженности духовных подвигов и аскетических трудов этого угодника Божия можно без преувеличения сравнить с духоносными монахами – отшельниками, подвизавшимися в суровых пустынях Египта и Палестины в III–IV веках.

Вследствие неоднократных разорений Тихоновой пустыни татарами и литовцами до нас не дошли исторические сведения о родителях, происхождении, мирском имени и других обстоятельствах жизни преподобного Тихона Калужского. Жизнеописание этого святого отца было составлено на основании древнего монастырского предания и службы Преподобному, утвержденной первым архиепископом Калужской епархии Феофилактом (Русановым) в 1805 году.

В этих источниках сообщается, что угодник Божий Тихон был родом из «матери городов русских» Киева. В юношеские годы, горя желанием спасти свою душу, он оставил отечество и пришел в Москву, чтобы посвятить свою жизнь Господу. Человек Божий поступил в Московский кремлевский Чудов монастырь, основанный в 1365 г. святителем Алексием, митрополитом Московским. В этой известной обители духовно опытные старцы научили молодого послушника отсекать свою волю, безропотно выполнять различные монастырские послушания, со смирением и терпением переносить тяготы монашеской жизни, не малодушествовать при скорбях и искушениях. Утвердившись в духовном делании, стяжав дух кротости, терпения и молитвы, смиренный ученик принял иноческий постриг с именем Тихон, во имя святителя Тихона, епископа Амафунтского.

Инок Тихон, стремясь к более строгой подвижнической жизни и к стяжанию чистой непрестанной молитвы, возгорелся желанием удалиться из многолюдного кремлевского монастыря. Взяв благословение у настоятеля, он покинул столичную обитель. После долгих поисков в непроходимых лесах между Калугой и Медынью, на правом берегу небольшой речки Вепрейки, ревностный подвижник обнаружил исполинский дуб, в дупле которого и поселился. Место, выбранное им для уединения и подвигов, было безлюдно, «пустынно» и располагалось в 20 км от Калуги и в 17 км от города Медыни. Именно поэтому позднее Преподобного стали именовать Медынским, Калужским чудотворцем.

Возлюбив Господа «всем сердцем. и всею душею. и всем разумением» (Мф. 22, 43), инок Тихон решился на суровый духовный подвиг, который представляется невероятным современным людям, привыкшим к комфорту и удобству в обыденной жизни. Он стал мучеником по произволению, живя в безмолвии и уединении в дремучем лесу многие годы. Святой отец наш Тихон «долготу летнюю и пустынные труды, в потребность скудость пред очима имея, терпел благодарно» (3-й кондак акафиста преподобному Тихону). Зимой он страдал от холода, летом – от жары и укусов множества насекомых. Дремал, лежа на земле, питался травами и небольшим количеством ягод, кореньев и грибов, произраставших в лесу. Питием ему служила вода из колодца, ископанного им самим у истоков речки Вепрейки, и сохранившегося до наших дней. Со временем его одежда и обувь обветшали, и человек Божий стал ходить в рубище и босиком. Много претерпел отшельник от злобных нападений бесовских. Только благодаря всесильной помощи Божией преподобный Тихон смог выжить в безлюдном дремучем лесу и совершить свой суровый аскетический подвиг.

За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Как «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5, 14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры.

Из жития преподобных отцов Церкви известно, что у подвизающихся по мере их духовного возрастания усиливаются искушения. Когда враг нашего спасения, диавол, видит, что сам он не может помешать добродетельному житию подвижника, тогда он употребляет в качестве своего орудия злых людей. Подобное произошло и с Преподобным.

Однажды владелец Медынских земель князь Ярослав, сын Владимира Андреевича Храброго, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим. 12, 21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, Ярослав замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), остановила поднятую руку разъяренного князя, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, Ярослав раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял предложение Ярослава. Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.

Свой духовный подвиг преподобный Тихон продолжил на новом послушании игумена обители. По неотступным просьбам своих учеников, а также для регулярного совершения Божественной литургии, Преподобный принял священный сан. Имея многие добродетели и особенно дар рассуждения, святой игумен стал мудрым и добрым отцом для братии. Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях. Имея милостивое доброе сердце, святой угодник Божий принимал странников, питал голодных и помогал бедным. Как сказано в акафисте преподобному Тихону, своим ученикам он был наставник, исправлял их со смиренномудрием, имел кроткий нрав, стяжал незлобивое сердце, питал алчущих, поил жаждущих, подавал милость просящим, многие чудеса благодатью Святого Духа соделал, больных, слепых и хромых исцелял, лукавых духов прогонял. Согласно древнему монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины Преподобный был пострижен в великую схиму.

О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой. Он был одет в черное длинное одеяние (монашеская мантия), на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики (схимнический куколь). Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.

Мирная монашеская жизнь новооснованной обители была нарушена в 1480 г., когда в нескольких километрах от монастыря произошло знаменитое «стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Тихона и многих русских святых, многочисленные войска татарского хана Ахмата, не одержав победы над полками великого московского князя Ивана III, были вынуждены покинуть русские земли. Это знаменательное историческое событие послужило окончательному освобождению Руси от татарского ига и стало началом создания независимого Русского государства.

Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве.

Преемником святого Тихона стал его ученик, преподобный Никифор. Празднование дня памяти преподобного Тихона началось в обители вскоре после его блаженного успения, и было утверждено Московским Собором 1551 г., на котором угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых. Согласно монастырскому преданию, долгое время святые мощи основателя Тихоновой пустыни открыто почивали в Успенском храме, но в Смутное время (1610 г.), ради их сохранения, были сокрыты глубоко в земле под спудом, где почивают и поныне.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился от Господа дара чудотворения. Много чудес совершалось и совершается в наше время у раки над мощами этого святого отца, а также на целебном источнике, им ископанным. И сегодня все, с верою молящиеся Преподобному, получают исцеления и скорую помощь во всяких нуждах по его предстательству ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь был основан во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем (+1492).

За свою многовековую историю, тесно связанную с историческим развитием государства Российского, монастырь Тихонова пустынь не раз переживал периоды расцвета и запустения. В Смутное время 1610 года обитель преподобного Тихона была разрушена войсками Лжедмитрия II, однако через 20 лет нелегкими трудами братии вновь восстановлена. В 1684 году Тихонова пустынь была приписана к московскому Донскому монастырю. Утратив свою самостоятельность, обитель постепенно пришла в упадок. В 1765 г. с переводом церковных учреждений на духовные штаты Тихонов монастырь вновь получил независимость, началось его новое возрождение.

К середине XIX века эта обитель стала одной из самых известных в России. Многие чудеса и исцеления, совершаемые у раки над цельбоносными мощами преподобного Тихона и на его святом источнике, привлекали в монастырь десятки тысяч паломников со всех концов страны.

Вторая половина XIX века – время духовного расцвета Тихоновой пустыни и значительных строительных преобразований монастырского комплекса. Во-многом духовный рост насельников обители был связан с установлением тесных связей между двумя пустынями: Тихоновой и Введенской Оптиной, где в это время процветало старчество. С 1837 по 1857 годы строителем Тихоновой пустыни был игумен Геронтий (Васильев), келейник знаменитого преподобного Оптинского старца Льва. А в 1858 г. настоятелем Тихоновой обители стал ближайший ученик преподобных Оптинских старцев Льва и Макария архимандрит Моисей (Красильников). 37 лет его настоятельства (до 1895 г.) стали «золотым периодом» в истории монастыря. При отце Моисее произошел расцвет духовной жизни обители, а также были проведены большие работы по строительству и обновлению монастырского комплекса.

В 1879–1886 гг. был перестроен Преображенский собор, где с 1610 года находились под спудом мощи преподобного Тихона. В 1894 г. завершено строительство пятиярусной колокольни высотой около 75 метров. В начале XX века на месте древней Успенской церкви был воздвигнут величественный Успенский собор в византийском стиле. В этот период также были построены больничный корпус с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и церковь в честь святителя Николая Чудотворца с братской трапезной. В монастыре подвизалось около 230 насельников, имелось три вида монашеского жития: общежительное, скитское и отшельническое. В обители действовал свечной завод, имелись три купальни на святом Тихоновом источнике и земельные угодья.

После государственного переворота 1917 года Тихонова пустынь, как и многие другие монастыри в России, была закрыта богоборческой властью (12 октября 1918 г.). В советское время обитель была окончательно разрушена, некоторые ее храмы и строения стерты с лица земли, иконы, церковная утварь и другие материальные ценности конфискованы. Несмотря на это, преподобный Тихон всегда невидимо присутствовал в своем монастыре и сохранял его.

По молитвам первого игумена обители в 1991 г. началось возрождение Тихоновой пустыни: строительство нового храма над «кладезем преподобного Тихона» вместо старого, разрушенного, а также благоустройство территории вокруг святого источника. Другое знаменательное событие произошло в 1992 году, когда Православная Церковь отмечала радостный юбилей – 500-летие преставления преп. Тихона чудотворца. Впервые в истории Калужской земли юбилейное торжество возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Празднование дня памяти Преподобного происходило особо торжественно и величественно. При стечении огромного количества народа на источнике святого Тихона Патриарх совершил водосвятный молебен. А вскоре, в ноябре 1993 года, решением Священного Синода Русской Православной Церкви был официально открыт мужской монастырь Калужская Свято-Тихонова пустынь.

Прошло уже более 18-ти лет с начала возрождения монастыря. Многими трудами вновь собранной братии древняя обитель, разрушенная за годы богоборческой власти, восстановлена. Сегодня в монастыре преподобного Тихона произошли большие изменения: восстановлен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также Никольский и Скорбященский храмы, заново отстроен собор в честь Преображения Господня, где в нижнем Тихоновском храме под спудом почивают мощи Преподобного. Созданы два скита: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» с двумя купальнями и во имя преподобного Ефрема Сирина. В память о «Великом стоянии на реке Угре», а также для духовной помощи и служения людям, в трех километрах от монастыря строится третий скит – в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Сегодня в Калужской Свято-Тихоновой пустыни совершается великое дело духовного преображения человеческих душ. Насельники святой обители ежедневно совершают богослужения, молятся обо всех жертвователях и прихожанах, стремятся быть примером для своих современников, жертвенно служа Богу и ближним. Для того, чтобы вывести людей из духовного забвения, показать им истинный смысл жизни и укрепить в православной вере, в монастыре организован Духовно-просветительский центр «Преображение».

В начале XXI века Калужская Свято-Тихонова пустынь вновь предстала пред взором паломников во всей своей красоте и величии. Гостей монастыря принимает паломнический отдел, для них созданы три благоустроенные гостиницы и монастырская трапезная. Древняя обитель преподобного Тихона включена в общероссийские паломнические маршруты. Сегодня не только жители Калужского края, но и множество людей из других областей России едут к Преподобному в его святую обитель. По дивному предстательству угодника Божия Тихона чудотворца они получают скорую помощь, исцеление, благодатное укрепление и доброе утешение.


Преподобный Тихон Калужский, по преданию, был родом из Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, в середине XV века он удалился в глухие леса Калужского края. Здесь, на правом берегу речки Вепрейки, впадающей пятью километрами южнее в р. Угру, он и поселился в дупле векового дуба. Пищей преподобному Тихону служили дикорастущие растения, а питием — вода из колодца, ископанного им своими руками при истоке Вепрейки.
Вскоре слава о святом подвижнике благочестия распространилась среди окрестных жителей. К преподобному стали приходить люди, желавшие его духовного окормления. Собралась первая монастырская братия.
Об этом узнал владелец окрестных лесов князь Василий Ярославович. Обнаружив во время охоты жилище святого, князь повелел преподобному покинуть его владения, и в гневе замахнулся на него плетью. Но высоко поднятая рука князя словно окаменела. Устрашенный, князь Василий стал умолять святого простить его. По молитве преподобного Тихона рука князя чудесно исцелилась.
Князь просил угодника Божия не покидать его владений, и обещал помогать в устроении монастыря. На средства князя, трудами преподобного Тихона и его учеников был основан монастырь, и воздвигнуты церкви: соборная — в честь Успения Божией Матери, и церковь Трех Святителей. Монастырь был наименован Успенским.
Отошел ко Господу святой угодник в 1492 году, в глубокой старости, «украшенный сединами возраста и мудрости духовной», в основанной им обители, на руках учеников, приняв, согласно монастырскому преданию, перед кончиной великую схиму.
Вскоре после кончины преподобного были обретены его святые мощи, прославившиеся чудесными исцелениями по молитвам святого. По монастырскому преданию, мощи преподобного Тихона «почивали открыто».
Почитание святого чудотворца распространилось далеко за пределы Калужской земли, и не прошло и ста лет с кончины преподобного Тихона, как он был прославлен в лике Российских святых на Московском Соборе 1551 года.
Основанная преподобным Тихоном обитель в честь Успения Божией Матери, за которой к XVII веку утвердилось наименование Тихонова пустынь, была разорена в 1610 году войсками самозванца Лжедмитрия II, безнаказанно разбойничавшим в Калуге и ее окрестностях. Грабители сожгли соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, разогнали и побили монахов. Главная святыня обители — святые мощи преподобного Тихона — были сокрыты от осквернения в земле, и с того времени почивали под спудом в уцелевшей церкви во имя Трех Святителей. Позднее, после переноса церкви в подмонастырскую слободу, на этом месте был выстроен соборный храм в честь Преображения Господня.
После заключения мира с Польшей при царе Михаиле Романове разоренная обитель стала постепенно возрождаться. Вновь были выстроены две церкви: соборная — во имя Успения пресвятой Богородицы — деревянная шатровая, холодная; и теплая — во имя святителя Николая Чудотворца — деревянная, с клетью и с трапезою, многоглавая.
В 1677 году, стараниями настоятеля игумена Ионы, началась постройка первого в обители каменного храма во имя Преображения Господня на месте Трехсвятительской церкви, где и почивали под спудом мощи преподобного Тихона.
В 1684 году обитель была приписана к Московскому Донскому монастырю и почти на столетие превратилась практически в его подсобное хозяйство, что не могло не сказаться на состоянии обители.
Возрождение обители преподобного Тихона относится к XIX веку. В 1837 году строителем Тихоновой Пустыни был определен оптинский скитский иеромонах Геронтий (Васильев), один из ближайших и любимых учеников преподобного старца иеросхимонаха Льва (Наголкина). При нем дело обновления обители пошло быстро и успешно.
Две древние обители Калужской земли, Тихонова и Оптина пустынь, в начале XIX века возрастали и взаимно укрепляли друг друга, обмениваясь монашествующими. Оптинские старцы не забывали обители преподобного Тихона, и, по завету своего учителя, старца Льва, посылали приходивших к ним людей поклониться преподобному Тихону в созданную им тихую обитель, искупаться в целительном источнике, который так любил старец Лев.
17 сентября 1858 года строителем Тихоновой Пустыни определен оптинский иеромонах Моисей (Красилъников). Отец Моисей принадлежал к числу учеников оптинского старца иеросхимонаха Макария. Подобно старцу Льву, преподобный Макарий нередко навещал Тихонову Пустынь.
Стараниями о. Моисея и ближайшего его помощника иеросхимонаха Иоанна (в схиме Ефрема) были построены: соборный пятикупольный храм в честь Преображения Господня, взамен старого, в котором почивали под спудом, напротив правого клироса и храмового образа Спаса, святые мощи преподобного Тихона; колокольня высотой 75 метров с часозвоном и новыми колоколами, три гостиницы и два странноприимных дома, больница, свечной завод, кирпичный завод, пять братских корпусов, настоятельский корпус, хлебопекарня, баня, бассейн на площади, водопровод со святого источника, водокачка и другие строения. На святом колодце преподобного Тихона был устроен скит с построенной 1887 году церковью во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и три корпуса.
В конце настоятельства архимандрита Моисея, был заложен — в 1894 году — новый Успенский соборный храм, по проекту калужского инженера Болеслава Антоновича Савицкого, оконченный и освященный 28 августа 1904 года, уже при настоятеле архимандрите Лаврентии. Вместе с колокольней, величественный собор образует главный архитектурный ансамбль строений монастыря.
При настоятеле архимандрите Моисее братство монастыря значительно выросло. Богослужения в обители приобрели большую торжественность. Особенно празднично, торжественно и широко отмечался церковный юбилей в 1892 году — 400-летие блаженной кончины преподобного Тихона.
Особо почитаемы были святые мощи преподобного Тихона. Множество паломников стекалось со всех концов России в надежде на помощь угодника Божия — поклониться его памяти у драгоценной серебряной раки и омыться в воде целительного Святого источника. Большое количество случаев исцелений по молитвам Преподобного исследовались и заносились в особую книгу в монастыре. Удивительным было действие святой воды из источника преподобного Тихона: выздоравливали заболевшие дифтеритом, туберкулезом, оспой, параличом, страждущие многими другими болезнями.
В годы Первой мировой войны монастырь много и щедро помогал военным и беженцам деньгами, одеждой, продуктами и прочим, участвовал в обществе Красного Креста. К 1917 году братии было 226 человек.
Дальнейший рост благосостояния обители был прерван революционными событиями 1917 года. В апреле 1918 года монастырь был ограблен. 22-24 апреля 1918 года губернскими Советскими властями и Волисполкомом крестьянских депутатов в Тихоновой Пустыни был проведен обыск с изъятием денег и ценностей, сопровождавшийся бесчинствами и насилием над монахами. В монастырь был назначен комиссар. В мае того же года комиссар монастыря конфисковал гостиницы, скотный двор и все отрасли монастырского хозяйства. Вскоре монахи были официально выселены из монастыря.
11 октября 1918 года исполком Калужского уездного Совета принял решение о закрытии монастыря Тихонова Пустынь. Передают, что при закрытии монастыря были убиты монахи Арсений, Иероним, Софоний и Феоктист. Настоятеля архимандрита Платона сменил иеромонах Иона (Бронников). Монастырский корпус передан в 1918 году в ведение Калужского коммунального отдела, который по своему усмотрению распорядился имуществом и зданиями монастыря. Уцелевшие монахи расселились в окрестных деревнях.
В конце 20-х гг. разрушен до основания центральный собор обители в честь Преображения Господня (на данный момент восстанавливается на прежнем месте), разобрана часовня над дубом преподобного Тихона, разобран и ряд строений в монастыре. Полностью уничтожен скит на святом источнике и Сретенский скит.
Особо почитаемый в народе за свои целебные свойства святой источник преподобного Тихона Калужского Чудотворца власти пытались сделать недоступным для посещения.
В начале 90-х годов в зданиях монастыря размещались: клуб с кинотеатром, классы и общежитие сельхозтехникума, отделение милиции, магазины и гаражи. В храме Успения Божией Матери был склад сельхозтехники и свалка мусора.
Возрождение древней обители стало возможным лишь с 1988 года, когда, после празднования 1000-летия Крещение Руси, отношения между Церковью и Советским Государством заметно потеплели. Возвращение земли и монастырских зданий началось с передачи Калужской епархии земли на Святом источнике. Передача состоялась 15 апреля 1991 года, и вскоре началось благоустройство этого святого места.
Организуются паломнические и трудовые поездки верующих из г. Калуги на Святой источник; силами паломников была снята колючая проволока вокруг источника, очищена территория, проложены дорожки.
На месте разрушенной деревянной церкви на Святом источнике 21 марта 1992 года архиепископ Калужский Климент освятил основание нового храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Юбилейные торжества проходили на Калужской земле с 27 по 29 июня 1992 года, и не только в церквах и монастырях Калужской епархии, но как общенародный праздник.
В день памяти преподобного Тихона торжественное всенощное бдение и Божественную Литургию возглавил Святейший Патриарх Алексий II, в сослужении духовенства и монашествующих, на открытой площадке возле Свято-Троицкого собора г. Калуги. Его Святейшеством был отслужен также и молебен с водоосвящением на святом источнике преподобного Тихона.
Через год с небольшим после визита на Калужскую землю Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение об открытии мужского монастыря Калужской Свято-Тихоновой Пустыни.
В 1993 году на территории святого источника был построен первый деревянный домик с кельями для братии, небольшая купальня на ручье источника, и начато строительство каменного братского корпуса.
В декабре 1993 года, были возвращены Калужской епархии первые строения монастырского комплекса Тихоновой Пустыни в с. Лев-Толстое (прежнее название — Тихонова слобода). 22 декабря 1996 года, архиепископом Калужским и Боровским Климентом был освящен храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в бывшем Больничном корпусе. В феврале 1997 года обители был возвращен храм святителя Николая.
Древняя обитель преподобного Тихона вновь обретает свой прежний облик и славу. Завершено восстановление и реставрация храма святителя Николая с трапезной, реставрируется Успенский собор и величественная колокольня, на месте разобранного Преображенского собора воздвигается новый, под фундаментом которого почивают святые мощи великого подвижника.
Вновь открыты для паломников двери монастырской гостиницы. Ежедневно, колокольным звоном, созываются ранним утром на молитву братия обители и паломники. Богослужение в монастыре совершается неспешно, негромким молитвенным унисонным пением.
В скиту на Святом Источнике принимают всех страждущих купальни, чудотворная вода которых вот уже более пятисот лет дарует исцеления по молитвам Преподобного.
29 (16) июня — память преподобного Тихона Калужского

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный постниче, великий угодниче Христов, преподобне отче Тихоне, граду и стране нашей источаяй многочудесныя цельбы и милости, восхваляем тя любовию, достохвальне; ты же, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец, в Троице Бог славимый, предуведевый чистаго сердца твоего изволение, показа тя мирови истиннаго ревнителя благочестия и добродетелей подвижника, вся земная вменившего в уметы. Того ради мы, любовию побеждаеми, вопием ти сице: Радуйся, богоносне, небесный человече; Радуйся, земный ангеле. Радуйся, обиталище Пресвятаго Духа; Радуйся, яко Бога ради отечества страну оставил еси. Радуйся, яко в пустыню вселился еси; Радуйся, яко слезами оную напоил еси. Радуйся, яко теми оную многоплодну сотворил еси; Радуйся, яко Божественными песнопении сию просветил еси. Радуйся, яко в той ученик стадо собрал еси; Радуйся, яко страху Божию тех научил еси. Радуйся, яко и ныне непрестанно молишися ко Господу о совершающих благочестно память твою; Радуйся, яко и нас соблюдаеши от врагов видимых и невидимых. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 2

Видяще, яко дана тебе бысть от Господа, преподобне отче наш Тихоне, благодать подавати скорое вспоможение всем, с верою к святым твоим мощем приходящим, и содевати преславная чудеса, мы, веселящеся, яко имеем таковаго милостиваго помощника, прославляем всесильнаго Бога и вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богомудрый стяжав и усмотрев суету мира сего, преподобне отче Тихоне, помышляя о небесном, вселился еси в пустыню, и в ней преславный храм боголепнаго преображения Господня и обитель устроив, собрал еси ту множество ученик. Сего ради вернии научишася воспевати тебе сице: Радуйся, яко стаду твоему отец и наставник был еси; Радуйся, яко смиренномудрием тех исправлял еси. Радуйся, яко обычай кроток имел еси; Радуйся, яко незлобиво сердце стяжал еси. Радуйся, яко земная отринув, умом твоим к небесным возшел еси; Радуйся, яко к вышнему течение твое выну исправлял еси. Радуйся, яко в добродетелех преславен обрелся еси; Радуйся, яко кроткому пастырю Христу последовал еси. Радуйся, яко алчущих питал еси; Радуйся, яко жаждущия напоял еси. Радуйся, яко всегда едино пред очима имел, еже со Христом быти; Радуйся, яко Той тя пресели в вечныя обители блаженства. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 3

Силою, данною ти свыше, блаженне Тихоне, долготу летнюю, пустынное озлобление и в потребных скудость пред очима имея, терпел еси благодарно, и тем Христа обрет в души твоей, Тому выну воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще тя воистинну, отче Тихоне, подвижника крепкаго и молитвенника бодраго, и мысленно взирающе на досточудныя твоя подвиги и труды, мы, любовию твоею побеждаеми, умильно вопием ти сице: Радуйся, яко ангельски на земли пожил еси; Радуйся, яко жития чистотою страну нашу просветил еси. Радуйся, яко тяготу вара дневнаго понесл еси; Радуйся, яко слезными потоки землю сердца твоего напоил еси. Радуйся, яко теми лукавых духов ополчения попрал еси; Радуйся, яко молчанием язык обуздал еси. Радуйся, яко благою жизнию твоею образ терпения и смиренномудрия нам явил еси; Радуйся, яко высоту добродетелей достигл еси. Радуйся, яко восприял еси Святаго Духа озарение; Радуйся, яко воистинну честна смерть твоя, преподобне. Радуйся, яко и по смерти с нами пребываеши; Радуйся, яко верно почитающим тя во всяких нуждах помогаеши. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 4

Буря недоумения смущает ум наш, како бо возможем исчислити подвиги твоя, блаженне Тихоне: бдение и сухоядение, непрестанныя молитвы и прочия добродетели; но мы дивно Богу, в тебе прославляющемуся, дерзаем воспевати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии, преподобне отче наш Тихоне, ангелоподобное твое житие, и яко молитвою твоею мнози, с верою притекающии к раце мощей твоих, исцеление приемлют от разнообразных недугов, благодарно воспоминающе о толиких твоих благодеяниих, радостно взывают к тебе таковая: Радуйся, недугующих врачу; Радуйся, скорбным сострадателю. Радуйся, в душевных и телесных немощех скорый целителю; Радуйся, елей милости подающий. Радуйся, светильник, благочестием сияющий; Радуйся, яко древо благорасленное при водах. Радуйся, яко многи ветви добродетелей израстил еси; Радуйся, яко под сень пустыни твоея хотящих спасения приимал еси. Радуйся, яко о тех молитвенник тепл в жизни твоей был еси; Радуйся, яко благими делы душу твою украсил еси. Радуйся, яко велику благодать и силу от Бога приял еси; Радуйся, просящим милости подателю. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси во стране нашей, наставляя всех на путь спасения; призывающих бо тя вскоре предваряеши и от всяких бед и напастей избавляеши, верныя же научаеши спасающему тобою Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 5

Видевши российстии народи богоспасаемыя страны сея пречудное по Бозе житие твое, Тихоне преподобне, яко аще и последи лет нам возсиял еси, но древних отец чести сподобился еси, дарования чудес достойно приим от Бога, того ради научишася пети тебе: Радуйся, великий Богу угодниче; Радуйся, яко во временней жизни, любве ради ко Господу, выну во спасение души твоея трудился еси. Радуйся, яко Его же помощию оставль тленная стяжал еси блага неистленная; Радуйся, яко благодатию Божиею сподобился еси стояти у Престола Владычня. Радуйся, яко тако сподобился еси быти причастником славы вечныя; Радуйся, тамо получивый благодать ходатайствовати о нас. Радуйся, скорый помощниче призывающим тя; Радуйся, готовый пособителю христианом. Радуйся, православному нашему царству защитителю; Радуйся, многая чудеса благодатию Святаго Духа содеявый. Радуйся, тем слепым прозрение подаваяй; Радуйся, хромым хождение исправляяй. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 6

Проповедует Калужская наша страна труды твоя и подвиги, богомудре Тихоне, подъятые тобою душевнаго ради твоего спасения, егоже ради прослави тя Господь славою благолепною. Темже в пустыни яко древо благоплодовитое явился еси, от негоже духовно питаемся, благодаряще Бога и вопиюще к Нему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия православней российстей земли нашей просвещение совершенных твоих добродетелей и чудес, преподобне отче Тихоне, о нихже благодаряще Бога, давшаго тебе таковую благодать, к тебе, яко к теплому о нас молитвеннику, радостная воспеваем, глаголюще: Радуйся, живый ангельски на земли; Радуйся, от страстей греховных себе удаливши. Радуйся, образ истиннаго терпения бывый; Радуйся, совершенное смирение нам в себе явивый. Радуйся, наставниче спасению; Радуйся, грешных приводяй ко исправлению. Радуйся, Христовых заповедей исполнителю; Радуйся, душ немощных целителю. Радуйся, лукавых духов прогонителю; Радуйся, благочестия ревнителю. Радуйся, неоскудный милости подателю; Радуйся, благих желаний исполнителю. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 7

Хотя избран дом Духу Святому себе сотворити, потщался еси тесным и прискорбным путем, ведущим в жизнь вечную, ити, еже благодатию Божиею от юности твоея совершив непорочно, тем достигл еси в небесном всерадостном пребывании воздаяния, и тамо благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую благодать показа всех Владыка тебе, богомудре Тихоне: многая бо и преславная чудеса в мире живущим людем действуеши и скорым твоим ходатайством пособствуеши. Темже вопием тебе таковая: Радуйся, иноком добрый наставниче; Радуйся, пустыню имевый яко тихое пристанище. Радуйся, яко в той аки безплотен пожил еси; Радуйся, аки многомятежие мира презрел еси. Радуйся, непостоянную суету яко прах вменивый; Радуйся, яко к премирным ум твой возвел еси. Радуйся, яко безмолвием воздержал еси телесныя чувства; Радуйся, яко тем Богу угодил еси. Радуйся, ангельскую жизнь стяжавый; Радуйся, яко ко отшествию от мира сего всегда себе готовил еси. Радуйся, яко благими делы душу твою украшал еси; Радуйся, о людех неложный молитвенниче. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 8

Странное чудо и выше ума: ты бо преславную от Бога прием благодать, с верою прибегающим к тебе источаеши дарования исцелений, преподобне отче Тихоне; сего ради славит тя священная твоя обитель, идеже положено святое твое тело, и мы, усердное моление зде приносяще, благодарим прославльшаго тя Господа и выну вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси и всем воистинну, преподобне отче Тихоне, дивен явился еси: аще бо и плоть в мире носил еси, но вся плотская мудрования презрев, ангельски на земли пожил еси. Мы же, видевше толикия твоя подвиги, благодарными устнами вопием ти: Радуйся, собеседниче ангелов; Радуйся, украшение праведных. Радуйся, ластовице сладкопеснивая; Радуйся, органе Духа Святаго. Радуйся, цевнице духовная; Радуйся, отче чадолюбивый. Радуйся, стада твоего пастырю добрый; Радуйся, благий и верный рабе. Радуйся, делателю винограда Христова; Радуйся, данный тебе талант от Бога усугубивый. Радуйся, неподвижимый благочестия столпе; Радуйся, непоколебимое ограждение веры. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 9

Всякия болезни наша и печали утоли, великий наш заступниче, преподобне отче Тихоне, и подаждь нам последовати твоему житию, славу земную ни во чтоже вменяти и честь временную презирати; тоя бо ради добродетели прослави тя Бог на небеси, идеже ныне Ему ты предстоиши и непрестанно воспеваеши: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя недоумеют достойно славити тя, преподобне отче Тихоне, ибо многая и преславная чудодействия источаеши благодатию Божиею. Мы же, любовию побеждаеми, дерзаем пети тебе сице: Радуйся, слепых просветителю; Радуйся, хромых исправителю. Радуйся, разслабленных целителю; Радуйся, злых помыслов прогонителю. Радуйся, скорбящих утешение; Радуйся, яко хульныя уста вражия заградил еси. Радуйся, яко ослабленная сердца к вере и упованию наставил еси; Радуйся, яко твоими молитвами тех спасл еси. Радуйся, яко тьму суеверия прогнал еси; Радуйся, яко к небесному свету многих направил еси. Радуйся, светильниче, сияющий добродетельми; Радуйся, единаго Бога истинный исповедниче. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, преподобне отче Тихоне, в юности возраста своего оставя отечество твое и страну, достигл еси царствующаго града Москвы, и конечнаго ради смирения своего восприяв иноческий образ, вселился еси в пустыне, идеже устроив храм боголепнаго преображения и собрав ученик множество, богоугодно подвизался еси в посте и воздержании, терпя различная искушения благодарно и работая Господеви, Емуже на небесех предстоя, ныне вопиеши: Аллилуиа.

Икос 10

Стена твердая явился еси всем человеком, к заступлению твоему прибегающим, преподобне отче Тихоне, темже и нас, к тебе притекающих и твоея святыя помощи просящих, от всяких бед и напастей заступай и ограждай, за еже мы вопием к тебе таковая: Радуйся, богатства мира сего возненавидевый; Радуйся, нетленная сокровища на небесех возлюбивый. Радуйся, единаго безценнаго бисера Христа Бога приобретый; Радуйся, иноческую нищету возлюбивый. Радуйся, яко с тою во все дни иноческия жизни твоея пребыл еси неразлучно; Радуйся, яко тою стяжал еси богатая сокровища на небеси. Радуйся, яко ангельския достигл еси чины, ихже житию непорочно поревновал еси; Радуйся, яко уневестил еси душу твою жениху Христу. Радуйся, яко от Него на небесех обрел еси мзду трудов твоих; Радуйся, яко вшел еси в радость Господа твоего. Радуйся, яко тамо наслаждаешися вечныя славы Его; Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Христу Богу, тя, преподобне отче Тихоне, прославляющему, вси православнии возсылают, яко Господь даровал есть ти многих чудес силу всякия недуги исцеляти. Ему же ты предстоиши у Престола Его на небесех, нас же земных всех научаеши в Троице Единому Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарным светом блистает преславный храм твой, преподобне отче Тихоне чудотворче, имея цельбоносный твой гроб, яко светильник пресветлый, да входяще видим, и благоговейно чествуя тя, дерзаем глаголати тебе: Радуйся, светильниче света небеснаго; Радуйся, яко лучами святыни твоея нас озаряеши. Радуйся, яко блистанием чудес твоих нашу страну просвещаеши; Радуйся, яко притекающих к тебе утешаеши. Радуйся, врачу душ наших благоприятнейший; Радуйся, скорбящих грехами всерадостное утешение. Радуйся, отчаянных надежда спасения; Радуйся, обидимых скорый заступниче. Радуйся, правды истинный хранителю; Радуйся, крепкий наш столпе и забрало. Радуйся, пламень, пожигаяй злочестие; Радуйся, росоносный облак благодати, возращаяй благочестие. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 12

Благодать, данную тебе от Бога, преподобне отче Тихоне, сведуще, тебе нашего милостиваго отца прилежно просим: пролей ныне теплую твою молитву о нас грешных ко Господу, да утвердит и укрепит нашу страну российскую, церковь же святую и веру православную да сохранит и вся православныя христианы помилует, всегда вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще дивнаго во святых Своих Бога нашего, преподобне отче наш Тихоне, и почитающе всечестное твое успение, яко и по преставлении твоем не оставляеши нас благодатными чудес даровании, скорое твое нам во всяких нуждах и печалех поможение прославляем, и вопием к тебе сице: Радуйся, великий наш молитвенниче; Радуйся, известный Бога умилостивителю. Радуйся, всех православных скорый помощниче; Радуйся, в бедах всем скорый заступниче. Радуйся, сильный в напастех защитниче; Радуйся, алчущим кормителю. Радуйся, скорый врачу всем к тебе прибегающим; Радуйся, всяких исцелений источниче. Радуйся, люте страждущим помощниче; Радуйся, везде и всем скорый предстателю. Радуйся, страны нашея похвало и утверждение; Радуйся, православному воинству нашему сила и укрепление. Радуйся, преподобне отче наш Тихоне чудотворче.

Кондак 13

О великий и преславный чудотворче и заступниче наш, Тихоне блаженне! Приими сие приносимое тебе моление и благоприятным твоим ходатайством умоли Господа Сил всем нам избавитися от всяких скорбей, бед и напастей, и грядущая в небесных благая улучити вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Тихону Калужскому

О преподобне отче наш Тихоне! Моли милостиваго Бога о нас, смиренных и недостойных, раб Божиих (имена), да избавит храм (дом) сей и приход наш от всяких бед и зол, да отпустит нам вся прегрешения наша, да спасет нас благодатию Своею и сподобит радости вечныя наслаждатися в горнем оном Иерусалиме купно с тобою и со всеми святыми, от века Ему благоугодившими, в них же в Троице славимый Бог благословен есть всегда, ныне и присно и во веки веков.