Царство божие внутри вас

«ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС ЕСТЬ»

ДЬЯКОН АЛЕКСАНДР РАСТВОРОВ

4 сентября 2016 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Читая Евангелие, мы часто сталкиваемся с понятием «Царство Небесное», или «Царство Божие». Сам Спаситель неоднократно говорил о Царстве Небесном в беседах с учениками и народом.

Что же такое Царство Небесное? Вроде бы все знают. Это такое почти расхожее понятие. И во времена Христа люди тоже имели какое-то представление о нем.

Во первых, Царство Небесное – это предел наших устремлений, та вечность, в которую мы очень хотим перейти после смерти. Царство Небесное – это спасение человека, безопасное пристанище, вечная жизнь с Богом. Все это знают и для многих, к сожалению, знание это становится обыденным и никак не влияет на повседневную жизнь, на поступки.

Зачем же Христос говорил так часто о нем? Оказывается, человек входит в Царство Небесное не после смерти, человек приобщается к Царству Небесному уже во время своей земной жизни. Не только потому что заслуживает или не заслуживает его своими поступками, а потому что в определенной мере уже в земной жизни человек должен стать причастником будущих благ, носителем сверхъестественных благодатных даров.

Мы имеем прямую заповедь Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все (остальное) приложится вам». Поиск Царства Небесного – это не что иное как забота о святости. И даже вопросы повседневного выживания человека (что есть, во что одеться) должны отходить на второй план или решаться неразрывно с поиском этой правды и святости, о которых говорит Спаситель.

С самого начала Своей проповеди Спаситель говорит о покаянии в связи с Царством Небесным: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Христос открывает человеку великую истину «Царство Божие внутри вас есть».

Сегодня мы читали евангельское зачало от Матфея, где в виде притчи Господь Иисус Христос объяснял апостолам реалии Царства Небесного, говорил о тех качествах, которые должен стяжать человек, стремящийся к святости.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 18, 23-35

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Непосредственно перед тем, как Христос рассказал притчу о государе и его рабе, апостол Петр спрашивал Его, сколько раз необходимо прощать брата своего, который согрешил перед тобой. Хватит ли семи раз, подразумевая, что дальше наверное можно дать место гневу и справедливости.

Христос призвал Петра к совершенству, сказав, что прощать надо «семь раз по семьдесят» раз. Он заповедует постоянно прощать – бессчетное количество раз.

И мы понимаем, что этого требует не земной закон человеческой справедливости, а небесный закон в Царстве Божием, который действует в сердцах святых, просвещенных благодатью Божией.

Содержание притчи нам хорошо знакомо. В ней говорится о том, что некий человек был должен государю десять тысяч талантов, т. е. огромную по тем временам сумму, отдать которую не было никакой возможности. Он молил государя, и тот простил ему долг. Сам же, освободившись от огромного долга, нашел одного из своих товарищей и потребовал с него незначительный долг (100 динариев), затем посадил товарища в темницу. За это негодный раб был наказан государем.

Под государем мы можем подразумевать Бога; под рабом, призванным государем к ответу, любого из нас. И единственное, чем мы можем оплатить бесчисленные благодеяния Божия по отношению к нам, – это молитва и готовность от всего сердца прощать прегрешения других людей по отношению к нам.

В притче под суммой в сто динариев изображены бесчисленные возможные согрешения людей перед нами. Но даже все прегрешения или кажущиеся несправедливости близких пред нами – это лишь сто динариев по сравнению с тем долгом, который мы имеем перед Богом, по сравнению с десятью тысячами талантов.

Христос учит нас, что готовность прощать является неотъемлемым качеством человека, стяжавшего Царство Небесное, признаком его святости.

Достигается же это не просто желанием и незначительным волевым усилием. Захотел – и начал с сегодняшнего дня всем все прощать и не волноваться по поводу своих обидчиков.

Мы знаем, исходя из своего жизненного опыта, что это тяжелый труд, связанный с преображением сердца, приобретением чистоты сердечной, постоянным понуждением себя, терпением. Ведь прощать нужно не формально, а от сердца, как заповедует Господь. Это трудный подвиг, но не невозможный, потому что нет ничего невозможного для человека, прибегающего к помощи Божией, уповающего на Бога.

Другого пути у нас нет. Мы каждый день по несколько раз произносим молитву «Отче наш» – единственную молитву, которую Господь дал Своим ученикам. Не будем же механически произносить слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» без того чтобы следовать им на самом деле. Тогда мы сможем стать причастниками того Царства Божия, о пришествии которого просим в молитве Господней. Аминь.

Сюжет

Южная Франция. 1184 год. Барон Готфрид Ибелинский прибывает в одну из деревень, где у кузнеца Балиана умер сын, а жена наложила на себя руки. Готфрид вспоминает свою молодость и рассказывает Балиану, что он его отец. Видя, что больше во Франции Балиана ничего не держит, Готфрид предлагает ему поехать с ним в Иерусалим и начать жизнь заново. Балиан отказывается.

Вечером в кузницу приходит священник, сводный брат Балиана и пытается уговорить его отправиться в Святую землю, дабы замолить грех жены. В ходе разговора Балиан замечает на груди священника крест, тайком снятый последним с тела покойной супруги. В гневе он пронзает брата мечом и бросает его тело в огонь, заодно сжигая кузницу. Балиан догоняет Готфрида и его рыцарей. Вечером, по приказу епископа в лагерь прибывает деревенский шериф, племянник Готфри, вместе с солдатами, с целью отдать Балиана под суд за его преступление. Крестоносцы затевают бой с солдатами, в котором Готфрид оказывается смертельно ранен. Отряд достигает Мессины на Сицилии, откуда отплывают паломники на Восток. Готфрид умирает, перед этим сделав Балиана рыцарем и бароном.

На пути в Иерусалим в результате шторма и вследствие кораблекрушения Балиан оказывается единственным выжившим, добравшимся до берега. В пустыне его встречают некий знатный сириец и его слуга Имад. Сириец пытается убедить Балиана отдать ему коня, так как он на его земле, но рыцарь отказывается и в результате поединка убивает сирийца. Имад сопровождает Балиана в Иерусалим, где последний освобождает его, а сам посещает Голгофу. На следующий день Балиана находят слуги Готфрида и сопровождают его в поместье отца. Он знакомится с посетившей поместье принцессой Сибиллой, сестрой короля, и с самим прокажённым королём Балдуином. Балиан и госпитальер-слуга его отца вместе с Тиберием, военачальником Иерусалима, обсуждают события на святой Земле. Тиберий заявляет, что Саладин (Салах ад-Дин, султан Египта), и король с трудом сохраняют шаткий мир, который ежедневно нарушают фанатики, прибывающие из Европы, во главе с Рено де Шатильоном и Ги де Лузиньяном, мужем Сибиллы, стремящееся выполнить призыв папы убивать мусульман.

Король отправляет Балиана во владения его отца в Палестине. Он занимается благоустройством края, помогая жителям построить оросительную систему. Под мудрым руководством Балиана некогда земля его отца превращается в цветущий край. В 1187 году его навещает Сибилла, которая признаётся ему в любви. На следующее утро из Иерусалима приходит весть, что Саладин направляет огромное войско на замок Керак, принадлежащий Рене де Шатильону, так как караван сарацинов был разграблен тамплиерами. Балиан и его рыцари вступают в схватку с превосходящей по численности армией сарацин, чтобы защитить город до прихода войска короля. Большинство воинов Балиана погибает, но они выполняют свой долг, король с созванным войском подходит к Кераку.

Король заключает с Саладдином мир и приказывает арестовать Рено де Шатильона, однако в виду долгого похода, умирает спустя несколько дней. Став королём, Ги де Лузиньян приказывает освобождённому из тюрьмы Рено де Шатильону начать гонения мусульман. Тамплиеры вырезают тысячи невинных арабов и даже сестру Саладдина. Прибывший в Иерусалим посол требует сдачи Иерусалима и выдачи тамплиеров, однако новый король казнит посла. Он собирает войско под эгидой Крестового Похода и идёт войной на сарацинов. Из-за отсутствия близлежащих источников, половина войска гибнет в пути. Саладдин с огромной армией поджидает крестоносцев у холмов Хаттин, где в кровопролитной битве уничтожает христианское войско. Новоиспечённый король попадает в плен, а Рене де Шатильона казнит Саладдин. Балиан и Тиберий после битвы приезжают к Хаттину. Тиберий с досадой и отчаяньем заявляет, что надежды отстоять Иерусалим нет, после чего отправляется на остров Кипр. С Балианом остаётся только горстка рыцарей, ввиду чего он дарует рыцарские титулы оруженосцам и мещанам. Немногочисленный гарнизон Иерусалима готовится к осаде. Салах-ад-Дин направляет войско на Иерусалим. Рыцари отчаянно защищают город и, благодаря тактическому мастерству Балиана, а также самоотверженности жителей, им удаётся устоять перед войском Саладина. Саладин начинает переговоры, в результате которых Балиан сдаёт город при условии сохранения жизни рыцарям и мирным жителям. Саладдин с триумфом входит в Иерусалим, а Имад возвращает Балиану подаренного коня.

Балиан вместе с Сибиллой, отказавшейся от короны, возвращается во Францию. По пути в Мессину в кузницу Балиана приезжает Ричард I Львиное Сердце, ища Балиана, защитника Иерусалима, чтобы взять его с собой в поход на Салах-ад-Дина. Но Балиан говорит, что он простой кузнец. Король уезжает. Вместе с Сибиллой Балиан отправляется навстречу новой жизни. Проезжая мимо могилы жены, он на некоторое время останавливается, после чего продолжает путь, что свидетельствует о том, что он сумел простить себя и готов начать жизнь с чистого листа.

Царство Божие (Небесное)

(30 голосов: 4.83 из 5)

  • Указание пути в Царство Небесное свят. Иннокентий (Вениаминов)
  • Царство Божие внутри нас архиеп. Лука Крымский
  • Царство Божие и царство человеческое С. А. Посадский
  • Царство Божие и вечная жизнь Н.Е. Пестов
  • Царство Божие Энциклопедия изречений
  • Царство Божие прот. А. Ветелев
  • Что такое Царство Небесное? иерей Антоний Лакирев

«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Евангелие от Матфея, 4:17)

Ца́рством Бо́жьим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке. Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после Второго Пришествия Христова.

Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21).

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23,24); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).

Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.

***

митрополит Иларион (Алфеев):
Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24); зерну горчичному (см.: Мф.13:31); закваске в тесте (см.: Мф.13:33); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.
Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10), детям (см.: Мф.19:14), о том, что Царство Его не от мира сего (Ин.18:36). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12:32). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия.

митрополит Сурожский Антоний:
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.

Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Златоустый сказал: «Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие». Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.

иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2).

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.

Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин. 18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин. 18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин. 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс. 2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф. 13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф. 13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр. 11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). В святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет:если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

См. ЭПЕКТАЗИС, РАЙ, АПОКАТАСТАСИС