Церковь флора и лавра

Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью

Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.

Николай Телешов писатель

Писатель Николай Телешов рассказывал:

«…На Зацепе, на просторной площади стоял большой храм имени Флора и Лавра, которым приписывалось покровительство над конями. И вот ежегодно, в половине августа вся эта большая площадь перед церковью заполнялась сотнями лошадей. Большинство парадно украшены тряпичными цветами в гривах, яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их держат под узды нарядные конюхи и кучеры в ожидании молебна, который совершался торжественно на площади по окончании праздничной обедни…»

Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.

После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.

Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.

Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.

Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.

Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.

Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

История

Зацепская площадь и храм Флора и Лавра на Зацепе, 1882 год.

Первое упоминание храма датируется 1625 годом. Первоначально церковь с таким названием находилась в районе Полянки, где тогда находилась Ямская слобода. В 1593 году слобода была перенесена на Зацепу и ямщики выстроили церковь с тем же именем, что и прежняя. В 1628 году главный престол церкви освятили в честь Апостолов Петра и Павла и в документах за этот год храм упоминается как Церковь Апостолов Петра и Павла, с приделом Флора и Лавра, в Ямской Коломенской слободе. По документам 1739 года в храме кроме центрального придела во имя Флора и Лавра указан придел во имя Святителя Николая. Пожар 4 (15) ноября 1738 года полностью уничтожил постройку, и вместо неё было возведена временная церковь. Разрешение на постройку каменного храма было испрошено в начале 1739 года. В том же году строительство храма было завершено. Престола во имя Николая Чудотворца не стало, главным стал престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1835 году в стиле ампир, по проекту архитектора Ордерова (Орденова), перестраивают приделы, трапезную и колокольню, в 1861—1862 годах перестраивают основной объем церкви. В 1909 году к храму добавлены западные пристройки.

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся Московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя. В 1937 году арестован и расстрелян настоятель храма Николай Виноградов и до середины 1938 года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви. В 1957 году снесены верхние ярусы колокольни. С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены в натуре эти работы в то время не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов. Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году были восстановлены барабан и главка над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены некоторые другие реставрационные работы.

> Престолы

  • Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Апостолов Петра и Павла
  • Мучеников Флора и Лавра