Церковь святой женевьевы

Пантеон в Париже — ирония судьбы

Адрес: Франция, Париж, 5-ый округ, Латинский квартал
Начало строительства: 1764 год
Окончание строительства: 1789 год
Архитектор: Жак-Жермен Суффло
Диаметр купола: 23 м.
Основные достопримечательности: захоронения, маятник Фуко, скульптуры
Координаты: 48°50′46″N 2°20′45″E

Если говорить о самых значимых и самых интересных достопримечательностях Франции, то, несомненно, следует выделить величественное здание Пантеона в Париже.

Мавзолей, в котором захоронены самые выдающиеся французы (и не только) был возведен в бурные времена, времена, когда Францию охватила революция. Однако это история, которая, естественно, заслуживает особого внимания, ведь Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы и, как любят называть его многочисленные гиды, памятник амбициям и страстям, кипевшим при королевском дворе, а затем и на баррикадах. В наши дни Пантеон является одним из самых посещаемых мест столицы Франции.

Вид на главный вход в парижский Пантеон

Такую популярность он приобрел даже не благодаря покоящимся в нем останкам сильных мира сего: путешественников привлекает его необычные архитектурные формы. Пантеон в Париже нельзя отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Во времена, когда была открыта церковь Святой Женевьевы, ее внешний вид вызвал у парижан возмущение, наверное, не меньшее, чем будущее творение Эйфеля. Такова уж эта страна — Франция, в ее столице совмещаются, казалось бы, на первый взгляд, несовместимые здания, памятники истории и архитектуры.

Здание парижского Пантеона находится в легендарном Латинском квартале, расположенном в пятом округе Парижа. Из номера округа становится понятно, что Пантеон был построен недалеко от центра Парижа: как известно, нумерация двадцати округов начинается от центральной части города. Путешественник, пришедший посмотреть на здание Пантеона, на его входе сможет увидеть выгравированную надпись, говорящую о предназначении здания. Если дословно перевести эту надпись на русский язык, то можно прочитать примерно следующее: «От благодарной Отчизны великим людям!». Возле огромной усыпальницы можно всегда встретить многочисленные экскурсионные группы, которые в Пантеоне могут не только насладиться уникальной архитектурой, но и многое узнать об истории Франции и о ее выдающихся гражданах. Фантастическое зрелище Пантеон в Париже представляет собой, когда сумерки опускаются на город: благодаря уникальной подсветке, здание словно освещается из-под земли, а свет «уходит» в небо. В этом, наверняка, есть какой-то символизм: фото Пантеона, сделанные в вечернее время профессиональными фотографами, украшают многочисленные офисные здания и отели по всему миру.

Вид на парижский Пантеон со стороны улицы Клотер

Собор Святой Женевьевы — обет короля

Свою непростую и длинную историю Пантеон в Париже, а если быть точнее изначально церковь Святой Женевьевы, ведет с 1744-го года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые должны были одержать долгожданную победу над австрийцами. Правда, побывать в гуще сражений ему не удалось, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700-хх годах еще не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV вскоре умрет. Находясь на смертном одре, король взмолился Святой Женевьеве, которая и в наши дни считается покровительницей Парижа. Он дал торжественную клятву, что если Святая смилостивится над ним, то он воздвигнет в ее честь роскошный храм.

Случилось чудо, король выздоровел, в мир иной отошла лишь его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильнейшая депрессия заставила короля позабыть о государственных делах и данном обете. Лишь влюбившись в очередной раз, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своей новой фаворитки выбрать архитектора для постройки храма Святой Женевьевы. Интересно то, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма лишь в 1755-м году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.

Строительство храма Святой Женевьевы

Проект храма, разработанный архитектором, вызвал у короля и парижан, мягко сказать, немой шок. В те времена все здания Парижа строились в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций, и в своем проекте соединил сразу четыре стиля.

Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)

На плане можно было увидеть портик в греческом стиле с шестью колонами, накрытый «строгим» куполом, потолок которого предполагалось выполнить в романском стиле, а интерьер храма должен был быть воплощен в жизнь в готическом стиле. Кроме этого, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, находящимся в столице Туманного Альбиона, решил поставить колоны в стиле барокко в качестве опоры для перекрытий. Превзойти гениальность Кристофера Рена, создавшего лондонский собор, Суфло не удалось: свод был очень тяжелым и колонны попросту бы разрушились под его весом. Стоит отметить, что начать строительство храма Суфло удалось лишь 1764-м году. Первый камень торжественно заложил король, который уже двадцать лет назад дал обет Святой Женевьеве.

Католическая церковь отправила Людовику XV письмо, в котором выражался протест против строительства здания по плану Суфло. Дело все в том, что проект предусматривал постройку храма, напоминающего собой очертания «греческого креста». Поэтому архитектор удлиняет два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что во время строительства архитектурного сооружения, постоянно возникали трудности, по большей части, они были связаны с финансированием. Проще говоря, у Людовика XV не хватало денег, чтобы воплотить в жизнь план архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились портиков, остались лишь колоны и фронтон, которые и в наше время можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные документы, сохранившиеся до наших дней, характеризуют короля Людовика XV, как очень любвеобильного мужчину. Все его фаворитки хотели «помочь» возлюбленному выполнить свой обет, они от руки рисовали всевозможные украшения, которые, по их мнению, обязательно должен был добавить в здание архитектор короля.

Купол парижского Пантеона со смотровой площадкой

Как известно из истории, Людовик XV отошел в мир иной в 1774-м году. Он так и не успел выполнить свое обещание Святой Женевьеве. Не довел дело до конца и погрязший в интригах архитектор Суфло. Благо у специалиста были помощники, которые в 1789-м году достроили до конца здание храма Святой Женевьевы. Как уже говорилось выше, парижане приняли новый храм «в штыки» — в прямом и переносном смысле. Многим казалось, что здание выглядит слишком строго и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не подходил к греческому портику, нарушая при этом гармоничность всего архитектурного ансамбля. Зачастую многие достопримечательности не признаются жителями городов, в которых они построены. Так произошло и с храмом Святой Женевьевы.

Забегая немного вперед, хотелось бы уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что стилей у здания четыре. Однако купол, разработанный Суфло, вдохновлял многих специалистов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. К слову, «следы» парижского Пантеона можно найти и в России — купол Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Пантеон в Париже — революция и запутанная история

Мечта архитектора Суфло была воплощена в реальность. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонскому храму Святого Павла и римскому католическому собору Святого Петра. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго.

Внутри Пантеона в Париже

Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Первым революционером, похороненным в Пантеоне Парижа, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть менее двух лет: оказывается его соратники доказали связь героя с королем. Останки были вынесены из Пантеона и похоронены на кладбище, революционеры не установили даже надгробную плиту. Кстати, один из соратников Мирабо Марат, обвинивший в предательстве своего бывшего друга, был вскоре убит и похоронен в Пантеоне.

Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. Закончилось все на том, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же получило название Пантеон. Интересно то, что здание превращалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор несколько раз на протяжении ста лет. Французам, видимо, было очень трудно определиться с предназначением архитектурного шедевра, возвышающегося неподалеку от центра Парижа. Все закончилось в 1885-м году. В тот год в здание Пантеона внесли тело Виктора Гюго.

Маятник Фуко

Пантеон в Париже — наши дни

В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не желают повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти выдающейся личности, делается пауза. За этот промежуток времени выясняется, действительно ли человек был выдающимся или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002-м году в парижском Пантеоне, спустя 132 года после своей смерти был похоронен Александр Дюма. Парижане более ста лет выясняли: действительно ли он был гениальным писателем или же «произошла ошибка», и Дюма был обычным графоманом? В очереди на погребение стоит Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо. Оказывается, его уже реабилитировали и останки революционера «ждут» того момента, когда их снова торжественно внесут в Пантеон. К слову, наверное, в Пантеоне будут похоронены Вольтер и Руссо, если, конечно, со временем, о них не всплывут нелицеприятные факты.

Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить в сторону все связанные с ним «происшествия», то можно сказать, что Суфло сумел сделать практически невозможное. Архитектор придал готическую легкость и воздушность зданию, построенному сразу в четырех стилях. Увы, в настоящий момент, многие окна, запланированные Суфло, можно увидеть заложенными кирпичом: так решили в 18-м веке революционеры.

Монумент Национальной конвенции

По их мнению, в гробницу величайших людей Франции проникало слишком много света. Последнее, на чем хотелось бы остановиться, описывая величественный Пантеон в Париже, так это на маятнике Фуко, который должен доказывать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все же вращается».

Рейтинг достопримечательности

ГЕНОВЕФА

Даты рождения и смерти святой могут быть установлены лишь приблизительно. В Житии Г. есть 2 события, поддающиеся точной датировке: 1-я миссия свт. Германа Автиссиодурского в Британию (429) и нашествие гуннов (451). Исходя из 1-й даты, можно заключить, что при первой встрече Германа с Г. она была маленькой девочкой: в редакции В при ее описании употребляется слово «infans» (младенец), хотя в др. редакциях используется слово «puella» (отроковица). Скончалась святая в возрасте 80 лет, дожив до времени франк. кор. Хлодвига (481/2-511) (Vita A. 53; Vita B. 52). Именно по приказу Хлодвига у могилы святой было начато строительство базилики на месте деревянного оратория, существовавшего к тому моменту уже неск. лет (Vita A. 56).

В 3 редакциях жития практически одинаково описывается встреча Г. со свт. Германом (Vita A. 2-6; Vita B. 2-4; Vita C. 2-4). Направляясь в Британию вместе со свт. Лупом, еп. Трикасс (совр. Труа), Герман остановился в Неметодуре. Ему навстречу вышла толпа жителей для принятия благословения. Среди них была и маленькая Г. Заметив ее среди народа, святой велел подвести отроковицу к нему и, поцеловав в голову, предсказал родителям, что их дочь будет велика пред Богом и своим примером многих удалит от зла. После этого святой обратился к Г., убеждая ее сохранить девство и посвятить себя служению Богу, на что та заявила, что это является и ее желанием, попросив у свт. Германа благословения. На следующий день, повторив увещания, Герман передал Г. в память о себе монету с изображением креста, заповедовав не носить никаких др. украшений. Автор Жития свт. Германа пресв. Констанций Лугдунский, писавший еще при жизни Г. (ок. 480), не упоминает об этом эпизоде; он содержится лишь в анонимном 2-м Житии свт. Германа, созданном в 1-й пол. IX в., и скорее всего заимствован из Жития Г.

Однажды мать Г. Геронтия, намереваясь идти в церковь, приказала дочери оставаться дома. Но та, ссылаясь на обещание, данное свт. Герману, настаивала, что должна как можно чаще посещать церковь, чтобы удостоиться стать невестой Христовой. Мать, разгневавшись, дала дочери пощечину и в тот же миг ослепла. Почти 3 месяца Геронтия оставалась слепой. Вспомнив слова свт. Германа, она раскаялась в своем поступке и исцелилась, омыв глаза принесенной дочерью водой, над к-рой та оплакивала судьбу матери (Vita A. 7; Vita B. 5).

Повзрослевшая Г. была представлена епископу, для того чтобы он дал ей головное покрывало (vellamen), отличавшее посвященную Богу девственницу. Вместе с ней были 2 др. девицы, старше ее возрастом, однако епископ поставил Г. первой и предрек, что она превзойдет тех в добродетели (Vita A. 8; Vita B. 6).

После смерти родителей Г. переселилась в Паризии. Сразу же по приезде святая заболела и в течение 3 дней лежала недвижимой, так что ее уже считали умершей. После выздоровления Г. засвидетельствовала, что во время болезни ей явился ангел и показал награды, уготованные любящим Бога (Vita A. 9; Vita B. 7). Через нек-рое время в Паризии опять прибыл свт. Герман, направлявшийся в Британию (ок. 447). У встретивших его за городской чертой жителей он стал расспрашивать о жизни Г., однако не все из них отзывались о святой благосклонно. Посетив ее, Герман убедился в неосновательности упреков (Vita A. 11; Vita B. 9).

Уже после смерти свт. Герман (448) еще раз защитил жизнь и репутацию Г. В 451 г. войска гуннов во главе с Аттилой перешли Рейн и, опустошив Вост. Галлию, двинулись в глубь страны. Жители Паризиев в страхе хотели покинуть город, считая его недостаточно укрепленным. Г. убеждала их остаться, уверяя, что город избежит разграбления, и призывала женщин вместе с ней молиться в баптистерии (Vita A. 12; Vita B. 10). Однако горожане не поверили Г., называя ее лжепророчицей, желающей отдать их на верную погибель, и решили убить ее, побив камнями или сбросив в реку. О планах горожан узнал находившийся в городе архидиакон из Автиссиодура, к-рый стал убеждать их не совершать злодеяния над девой, снискавшей особое благоволение свт. Германа. Архидиакон показал «благословения» (лат. eulogias), к-рые Герман перед смертью велел передать Г. (Vita A. 13; Vita B. 11). Возможно, это были частицы св. мощей или части облачений епископа, к-рые почитались как реликвии. Испытывая благоговение перед памятью святителя, жители отказались от замысла убить деву. Гунны прошли южнее Паризиев и осадили Аврелиан (совр. Орлеан). С этого времени сограждане стали относиться к Г. с большим почтением, видя в ней спасительницу своего города.

Св. прп. Геновефа Парижская. Икона мон. Григория (Круга). XX в.
Св. прп. Геновефа Парижская. Икона мон. Григория (Круга). XX в. После избавления Паризиев от гуннов одним из первых деяний Г. стала постройка базилики во имя сщмч. Дионисия в мест. Катуллиак (позднее на этом месте возвели аббатство Сен-Дени). Не имея средств для строительства, святая обратилась за помощью к городским пресвитерам. Те заявили, что в городе нет нужного количества строительных материалов, тогда святая призвала пресвитеров пойти за город и внимательно слушать разговоры людей. Так, из разговора свинопасов они узнали о находке обожженной извести, к-рая никому не принадлежит; расспросив пастухов о месте ее нахождения, пресвитеры воздали благодарение Богу и сообщили о находке Г. Она обратилась к жителям Паризиев, и те предложили помощь в строительстве. Заведовать строительством было поручено пресв. Генесию (Vita A. 18-20; Vita B. 16-18). Однажды во время строительных работ Генесий попросил Г. послать кого-нибудь в город за водой для рабочих. Но святая наполнила сосуд своими слезами, превратившимися в воду, к-рая не исчерпалась до окончания строительства (Vita A. 21; Vita B. 19). Впосл. Г. часто посещала базилику и молилась в ней. Здесь святая исцелила 12 одержимых бесами (Vita A. 30; Vita B. 29). Однажды Г., взяв свечу, направилась в ночь на воскресенье к базилике св. Дионисия для молитвы. По пути свеча потухла и выпала из рук, но, когда она подняла ее, свеча чудесным образом возгорелась (Vita A. 23; Vita B. 20). Подобные случаи имели место неоднократно; после того как Г. молилась в церкви или у себя в келье, остававшийся от свечей воск считался в народе целительным (Vita B. 21-22).

В Житии Г. упоминаются 2 случая столкновения святой с франками. Салические франки появились в Галлии в сер. IV в., будучи расселены на территории Римской империи в долине р. Скальд (совр. Шельда) имп. Юлианом Отступником в качестве федератов (союзников) Рима. Эта ветвь франков делилась на неск. племен, вожди к-рых поставляли свои дружины в качестве вспомогательных контингентов рим. армии. Одним из них был кор. (rex) Хильдерик, к-рый как представитель императора имел судебную власть — «право меча», т. е. право выносить и осуществлять смертные приговоры. Язычник Хильдерик с почтением относился к святой. Зная, что если она будет просить за приговоренных к смерти узников, то он не сможет ей отказать, король вышел из города, велев запереть ворота. Когда Г. узнала, что король намерен наутро казнить узников, она направилась за ним. Запертые городские ворота сами собой отворились при ее прикосновении, и она, беспрепятственно выйдя из города, нашла Хильдерика и убедила его отменить казнь (Vita A. 26; Vita B. 25).

Др. эпизод связан с 5-летней осадой франками г. Паризии (Vita A. 35; Vita B. 34). В течение 5 или 10 лет войска франков осаждали Паризии. Согласно Григорию Турскому, кор. Хильдерик оставался лоялен к представителям высшей рим. власти — магистрам армии в Галлии Эгидию и его сыну Сиагрию, к-рые оказались фактически независимыми правителями, создавшими подобие самостоятельного гос-ва между реками Лигер (совр. Луара) и Самара (совр. Сомма). Хильдерик как верный федерат империи оставался в их подчинении. Сын Хильдерика кор. Хлодвиг выступил против Сиагрия и после победы при Свесcионе (совр. Суасон) в 485 г. захватил его «королевство». Однако возможно, что не все галльские общины сразу же признали законность нового правителя. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что последующие 10 лет правления Хлодвиг не предпринимал никаких действий для расширения подчиненной территории в Галлии. Видимо, это время он потратил на утверждение своей власти на землях, захваченных у Сиагрия, и на замирение населения этих территорий. Многолетняя осада Паризиев франками, видимо, не была тотальной блокадой. Г. смогла снарядить суда для подвоза продовольствия голодающим горожанам — франки разорили окрестные поля и следили, чтобы местные жители не возделывали их. Впрочем, в редакции С начало голода связывается с окончанием осады и является ее следствием (Vita C. 29). Снарядив суда, Г. указала путь вверх по р. Секвана (совр. Сена) к г. Архиак (совр. Арси-сюр-Об). Проплывая мимо дерева, возле к-рого не раз тонули корабли, Г. приказала срубить его и погрузилась в молитву. Вдруг из-под дерева выскочили 2 разноцветных и зловонных чудовища (в редакции С — змея) и бежали вон (Vita A. 35; Vita B. 34; Vita C. 29). В Архиаке святая исцелила парализованную жену трибуна Пассива (Vita A. 36; Vita B. 35). Далее святая направилась в Трикассы, видимо также для сбора продовольствия. Здесь навстречу Г. вышло множество людей, неся больных, к-рых она исцелила силой крестного знамения. Таким же образом она исцелила и слепого, наказанного недугом за то, что работал в воскресенье. Увидев эти чудеса, некий субдиакон, исполнившись веры, стал просить святую прийти к его сыну, к-рый 10 месяцев лежал в горячке. Придя в дом, Г. совершила над водой крестное знамение и дала ее выпить больному, после чего он выздоровел (Vita A. 38-39; Vita B. 37-38). Сотворив множество др. исцелений (Vita B. 38), Г. вернулась в Архиак, откуда вместе с флотилией из 11 кораблей с продовольствием направилась назад в Паризии. Во время плавания по Секване поднялась буря, прекратившаяся по молитве Г. Находившийся на одном из кораблей пресв. Бесс, изумленный этим чудом, воспел песнь Моисея (Исх 15. 1-19), к-рую подхватили все гребцы (Vita A; Vita B. 39). Вернувшись в Паризии, Г. раздавала хлеб голодающим (Vita A; Vita B. 40).

Хлодвиг, окончательно установив власть над Паризиями, устроил в этом городе свою резиденцию, сначала временную, а с 508 г. постоянную. Он, так же как и его отец Хильдерик, с большим почтением относился к Г., неоднократно по ее просьбам освобождал узников (Vita A. 56; Vita B. 55). Деятельность Г. не ограничивалась одними Паризиями, святая посещала и др. города Сев. Галлии. Она совершила путешествие в Туроны (совр. Тур) через Аврелиан. Вероятно, эта поездка была паломничеством к мощам св. Мартина. В Аврелиане Г. исцелила некую Клавдию (Vita A. 42; Vita C. 34; в редакции В это событие не упом.). Во время путешествия в г. Аврелиан святая убеждала некоего господина простить провинившегося раба, однако тот отказывался. После разговора с Г. хозяин, вернувшись домой, почувствовал сильный жар и всю ночь провел без сна. Наутро он направился к Г. и стал умолять ее простить его. Святая осенила его крестным знамением, и он исцелился. Автор жития проводит параллель с чудом, сотворенным свт. Мартином Турским, упоминая, что жестокому хозяину не давал спать ангел Господень, так же как некогда комиту Авициану (Vita A. 43-44; Vita B. 43; ср.: Sulp. Sev. Dial. 3-4). Из Аврелиана Г. направилась вниз по р. Лигер до г. Туроны. У входа в базилику свт. Мартина ее встретили одержимые бесами. Святая вошла в базилику, и по ее молитве и крестному знамению бесы из многих вышли (Vita A. 45-46; Vita B. 44). В др. раз, когда Г. молилась в укромном углу в базилике св. Мартина во время всенощного бдения, на одного из певчих неожиданно напал злой дух и стал его терзать. Певчий, пробежав через всю церковь, бросился к ногам святой, по повелению к-рой нечистый дух вышел из него (Vita A. 47; Vita B. 46).

Г. часто бывала также в соседнем г. Мельды (совр. Мо), в округе к-рого она владела земельным наделом. Когда во время жатвы разразился сильный дождь, святая, находясь в поле, помолилась под навесом, и, в то время когда над соседними полями царило ненастье, на поле Г. дождя не было (Vita A. 50; Vita B. 49). В Мельдах она исцелила крестным знамением встретившегося ей сухорукого (Vita A. 31; Vita B. 32). Некая Целина пожелала стать посвященной Богу девой, Г. поддержала ее. Когда об этом узнал жених Целины, он в гневе поспешил приехать в Мельды, однако не смог найти свою невесту, к-рая вместе с Г. спряталась в баптистерии. Впосл. Г. также исцелила служанку Целины (Vita A. 28-29; Vita B. 27-28).

Многие, привлеченные славой Г. и силой чудотворения, приходили к ней в Паризии. Так поступил Фруминиан из г. Мельды, 4 года страдавший глухотой и исцеленный Г. (Vita A, B. 41). Из г. Битуриги (совр. Бурж) пришла некая женщина, к-рая, будучи посвященной Богу девой, впала в грех, однако людьми считалась по-прежнему невинной. Г., от к-рой не были скрыты ничьи тайные помыслы и деяния, указала ей время и место ее грехопадения, и та бросилась к ногам святой, исповедав свой грех (Vita A. 30; Vita B. 30). Слава святой проникла далеко за пределы Галлии. В Сирии прп. Симеон Столпник († 459), узнав о ней от купцов, исполнился почтения к Г. и через тех же торговцев просил святую поминать его в молитвах (Vita A. 27; Vita B. 26).

Чудеса, совершенные по молитве Г., в основном были чудесами исцеления. Иногда святая наказывала людей за непочтение и нанесение обид, напр. женщину, укравшую у нее пару обуви (Vita A. 24; Vita B. 23). Однако во всех случаях грешники, претерпев наказание недугом и раскаявшись, получали исцеление. Святая творила чудеса гл. обр. с помощью крестного знамения, иногда с помощью освященной воды или елея. В 2 случаях упоминаются ее слезы. Под конец жизни Г. совершила чудо умножения освященного масла. Желая исцелить одержимого бесом, она обнаружила, что ее сосуд с освященным маслом пуст, а епископа, к-рый мог бы освятить новое масло, в это время в городе не было. Тогда она обратилась к молитве, и ампула до краев наполнилась маслом. Автор жития сообщает, что видел эту ампулу, в к-рой еще оставалось масло (Vita A. 53; Vita B. 51).

Аббатство Святой Женевьевы

Достопримечательность

Аббатство Святой Женевьевы


Зарисовка церкви аббатства, сделанная в XVIII веке

48°50′45″ с. ш. 2°20′52″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Франция

Местоположение

V округ Парижа

Епархия

Архиепархия Парижа

Архитектурный стиль

романская архитектура

Аббатство Святой Женевьевы на Викискладе

Аббатство Святой Женевьевы (фр. Abbaye Sainte-Geneviève) — один из главных монастырей Парижа во времена старого уклада. Упразднён и разрушен в ходе Великой Французской революции. Память об обители сохранилась в названии холма Святой Женевьевы, на которой она стояла.

Основание на этом месте, в 502 году, аббатства свв. Петра и Павла приписывается Хлодвигу и его супруге Клотильде. Считается, что сюда любила приходить молиться святая Женевьева — небесная покровительница французской столицы. Похоронили её рядом с Хлодвигом. От разграбления норманнами в 857 г. обитель не оправилась до XII века, когда трудами Стефана из Турне была заложена соборная церковь в готическом стиле. В 1309-11 гг. в аббатстве проходил суд на тамплиерами.

В XVII веке кардинал де Ларошфуко осуществил масштабную реформу, подчинив парижскому аббатству более ста августинских монастырей, разбросанных по всей Франции. К тому времени средневековый собор сильно обветшал, и власти стали задумываться о его сносе. Наконец, в 1744 г. тяжело больной Людовик XV поклялся в случае выздоровления заменить обветшавшую средневековую церковь грандиозным зданием в современном вкусе. Королевский обет был исполнен в 1758-90 гг., когда на горе св. Женевьевы выросло огромное здание соборной церкви св. Женевьевы.

С началом революции монастырь был упразднён, а его главный храм объявлен национальным пантеоном. Во времена Наполеона в связи со строительством новой улицы старые здания аббатства были снесены, за исключением ряда второстепенных построек и т. н. башни Хлодвига в готическом стиле. Ныне их занимает лицей Генриха IV. Кроме того, неподалёку сохранилась некогда подчинённая аббатству церковь апостола Стефана. В 1851 году там же построена Библиотека Святой Женевьевы.

> Примечания

Библиотека Святой Женевьевы Информацию О

Женевьева (Geneviève) (423 – 512) – французская святая, покровительница города Парижа, епархии Нантерра и национальной жандармерии.

Отец — франк Северус, глава муниципального совета Нантерра, мать – Жеронсиа, гречанка по происхождению. Будучи единственным ребенком в семье, Женевьева получила права члена муниципального совета сначала в Нантерре, затем в Париже, куда она переехала жить к влиятельной крестной. Уже в раннем возрасте она решила посвятить себя служению богу, вела аскетический образ жизни.

Париж в середине 5 века н.э. – один из городов римской Галлии. В этот период римская империя, атакуемая многочисленными варварскими племенами, приходит в упадок. По легенде, в 451 г., во время вторжения гуннов под предводительством Аттилы, именно Женевьеве удалось убедить парижан не сдавать свой город завоевателям. Римская армия покинула Париж. О жестокостях варваров было известно: они разрушили Кёльн, сожгли Мец, Верден, Реймс и другие города на своем пути. Парижане хотели спасаться бегством. Но Женевьева предсказала, что Аттила не войдет в Париж, и настроила горожан не покидать свои жилища знаменитыми словами: «Пусть мужчины бегут, если они хотят, если они больше не способны сражаться. Мы, женщины, будем молиться Богу столько, сколько нужно, чтобы он услышал наши просьбы». В конце концов, Аттила не стал нападать на Париж.

По другой гипотезе, она предупредила гуннов об эпидемии холеры, свирепствующей в регионе. К тому же, благодаря своим связям с франками, служившими в римском штабе, она могла знать, что Аттила прежде всего хотел сразиться с вест-готами в Аквитании, и захват Парижа не входил в его планы. В любом случае, самым важным было предотвратить бегство людей из города.

Под руководством Женевьевы была построена церковь на месте погребения св.Дионисия – первого епископа Лютеции (Парижа).

Она также убедила Хлодвига, первого франкского короля, воздвигнуть церковь, посвященную святым Петру и Павлу на холме Лукотитиус (сейчас он носит название горы Св.Женевьевы) в 5 квартале Париже, в центре Латинского квартала.

башня Хлодвига

Женевьева умерла в 512 г. в возрасте 89 лет и похоронена в церкви Св.Петра и Павла рядом с Хлодвигом. Сейчас это аббатство Св.Женевьевы Парижской (Abbaye Sainte-Genevieve de Paris), колокольня которого видна за оградой лицея Генриха 4 (эта колокольня известна под именем «Башня Хлодвига»).

Рака Св.Женевьевы

Первоначально могила Св.Женевьевы была около Хлодвига в крипте церкви Святых Петра и Павла. Затем, во времена первого нашествия норманнов, рака с мощами вывезена из Парижа в Дравэй, территории которого принадлежали аббатству Св.Женевьевы. Она оставалась там до 853 г. Когда норманны в очередной раз пытались захватить Париж, жители Ситэ привезли раку в город, а монахи носили ее в местах самых ожесточенных боев. Эта акция ободрила воинов, и Париж не был взят.

8 ноября 1793 г. рака с мощами святой была сожжена на Гревской площади по решению революционного Совета Парижа.

церковь Св.Этьенна дю Мон

Новая рака с несколькими реликвиями (кистью руки и пальцами святой), которые до Революции находились в других храмах и избежали уничтожения, теперь находится в церкви Св.Этьена-дю-Мон (Saint-Etienne du Mont) на горе Св.Женевьевы около Пантеона.

Иконография

До 16 века Женевьева представлена в образе молодой девушки в белом платье со свечой в руке, которую демон пытается затушить (в память о строительстве первой базилики Св.Дионисия, где она руководила работами, в том числе и ночными). В конце 15 века она изображается юной пастушкой в окружении баранов, может быть по ошибке с принятым образом Жанны д’Арк.

В 19 веке Пьер Пюви де Шаван пишет цикл фресок, посвященных детству Женевьевы (Пантеон Парижа).

В 1928 году Поль Ландовски создает статую святой для моста ля Турнель, который пересекает Сену.

День святой покровительницы Парижа празднуется 3 января.

Св.Женевьеве приписывают многие чудеса: исцеления, защиту города от врагов, затоплений и голода.