Церковь ярославских чудотворцев в казани

КАЗАНСКИЙ ХРАМ ЯРОСЛАВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ

Казанский храм Ярославских чудотворцев, 13 июня 2010 г. Фото А.Ю. Шабалкина, с сайта sobory.ru

Казанский кладбищенский храм во имя Ярославских Чудотворцев Казанской епархии

  • Престолы: свв. блгвв. князей Феодора и чад его Давида и Константина (главный); свт. Никифора I Константинопольского (левый придел); свт. Николая Чудотворца, свт. Льва I Великого и прп. Марфы Антиохийской (правый придел)
  • Адрес: Россия, 420045, г. Казань, ул. Ершова, д. 25, корп. 1
  • Телефон: 8 (843) 264-65-13, 8 (843) 238-16-58
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов города Казани, расположен на Арском кладбище. Построен в 1796 году на средства Казанского городского общества как двухпрестольный, правый придел был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. До 1818/19 года являлся приписным к Варваринскому храму.

В 1843 году был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского, а в 1844 году правый придел был перестроен и освящен во имя трех святых: святителя Николая Чудотворца, святителя Льва, папы Римского и преподобной Марфы Антиохийской. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Будучи кладбищенским храм не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской.

В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 1930-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Седмиезерная икона Божией Матери, Раифская икона Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви города Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви города Казани).

Значение храма Ярославских чудотворцев в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы Великой Отечественной войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы.

Использованные материалы

  • Страница храма на официальном сайте митрополии:

Справочная книга Казанской епархии, Казань, 1904, с. 6.

Марыкова И. Храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, г. Казань, ул. Ершова, 25, страница сайта Туризм в Татарстане,

420045, г.Казань, ул.Ершова, 25
тел.(843)264-65-13, 238-16-58

Церковь Ярославских чудотворцев

Один из наиболее почитаемых и посещаемых храмов г. Казани — храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Этот храм находится на Арском кладбище. Он был построен в 1796 году как двухпрестольный (придел был освящен во имя свт. Николая Чудотворца).

В 1843 г. был построен левый придел во имя святителя Никифора, патриарха Цареградского (Константинопольского), а в 1844 г. — перестроен правый придел, освященный заново во имя трех святых: свт. Николая Чудотворца, свт. Льва папы Римского и св. праведной Марфы. В эти же годы была сооружена колокольня по проекту архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Постройка и реконструкция храма осуществлялись на средства городского общества. Сам храм, будучи кладбищенским и изначально сооружавшийся для отпевания православных христиан, не имел собственного прихода и был приписан к кафедральному Благовещенскому собору. Так продолжалось до 1925 года, когда, после закрытия Благовещенского собора, кладбищенская церковь стала приходской. В 1934 году, несмотря на протесты верующих и духовенства, храм был передан обновленческому епархиальному управлению. Именно в это время здесь оказалась незаконно присвоенная обновленцами гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Однако вскоре православным удалось отстоять свой храм, и он был возвращен православной общине. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы:

  • — Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни),
  • — Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни),
  • — икона преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченскогомонастыря),
  • — икона великомученицы Варвары (из Варваринской церкви г. Казани),
  • — Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви г. Казани) и др.

Значение церкви Ярославских чудотворцев (мало чем прославившейся в прежние годы) в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального. В годы войны здесь служил архиепископ Андрей (Комаров), известный тем, что благословил сбор средств и одежды в помощь Советской армии. Кладбищенская церковь в Казани — единственная не закрывавшаяся в советские годы. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города. И поныне церковь Ярославских чудотворцев, несмотря на скромность своих размеров и относительно небольшую историю, является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. Особо чтимые святыни храма:

  • мощи святителя Гурия
  • чудотворный список Казанской иконы Божией Матери.

Церковь стоит на старом городском кладбище, возникшем, вероятно, в XVII веке. На этом кладбище захоронены многие выдающиеся казанцы, жившие в ХIХ-ХХ вв. Так, наиболее известны могилы:

  • гениального русского математика, автора неэвклидовой геометрии, ректора Казанского университета Николая Ивановича Лобачевского (1792-1856);
  • архитектора Михаила Петровича Коринфского (1788-1851);
  • ректора Казанской духовной академии, протоиерея Александра Владимирского;
  • известного казанского благотворителя, гильдийного купца и старообрядца Якова Филипповича Шамова (1833-1908) (его захоронение находится в старообрядческой части Арского кладбища);
  • мордовского просветителя, этнографа и фольклориста Макара Евсеевича Евсевьева (1864-1931) и др.

Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. Между тем, даже после 80-ти лет постоянного и целенаправленного разрушения, православный некрополь Арского кладбища остается весьма представительным.

Могила архиепископа Сергия (Королева)

Часть православного некрополя Арского кладбища расположена непосредственно у кладбищенского храма. Так, за алтарем находятся погребения выдающихся церковных деятелей Казанского края:

  • — архиепископа Казанского и Чистопольского Сергия (Королева) (скончался 18.12.1952), бывшего Пражского епископа. Удивительной судьбы архипастырь при жизни уже почитался как святой, как за рубежом так и в России. До войны, будучи за рубежом, возглавлял Пражскую епархию, придерживался юрисдикции митрополита Евлогия. Благодаря личному обаянию и авторитету архиепископа Сергия православие в Чехии значительно окрепло, а многие русские эмигранты удержались от перехода в католичество. Сам владыка жил в Праге крайне скромно, в одной комнате на четвертом этаже. По четвергам устраивал «чай». Был весьма гостеприимен и хлебосолен: сам солил грибы, варил варенье, в гости ходил с большим мешком, куда помещал самовар и варенье собственного приготовления. Именно вокруг него сплотилась почти вся русская эмиграция в Праге. Во время войны архиепископ Сергий спас многих, укрывая у себя бежавших из немецких концлагерей. Прибытие его в Казань в 1950 году было очень торжественным. Скромного, подчас стеснительного владыку народ встречал как святого: цветами устилая любимому архиерею дорогу, каждый приглашал его к себе в гости.
  • — епископа Казанского и Чистопольского Иустина (Мальцева), прибывшего на Казанскую кафедру после концлагеря с совершенно расстроенным здоровьем и вскоре скончавшегося;
  • — иеросхимонаха Серафима (Кошурина), последнего из числа братии Седмиозерной пустыни. Именно он спас от поругания мощи преподобного старца Гавриила (Зырянова) и чудотворную Смоленско-Седмиозерную икону Божией Матери. У Никольского придела кладбищенского храма находится крест над могилой известного миссионера, просветителя и ученого, директора Казанского учительской семинарии Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), много сделавшего для перевода Священного Писания на языки народов, населявших Российскую империю. Н.И.Ильминского уже при жизни именовали “апостолом казанских инородцев”. Его особенно почитают православные кряшены. Слева от церкви, у северного бокового входа, находится надгробие в виде аналоя с евангелием. Это могила ректора Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Новгородцева) (1823-1968). Среди других известных могил православного некрополя — могилы профессоров Казанской духовной академии. Так, на аллее, прежде называвшейся “академической” (поскольку на ней хоронили почивших преподавателей Казанской духовной академии), погребен известный профессор, доктор богословия, историк и православный публицист Александр Федорович Гусев (ум.1914), автор сочинения “Основные религиозные начала графа Льва Толстого”. Полемике с дарвинизмом, материализмом, философией позитивизма, а также разбору взаимоотношений христианства, науки и философии были посвящены многочисленные статьи А.Ф. Гусева в журналах “Гражданин”, “Православное Обозрение”, “Православный Собеседник”, “Вера и разум”. Полемизировал он и со старокатоликами. Недалеко от могилы А.Ф. Гусева находится памятник над могилой известного филолога, исследователя истории русской словесности, профессора Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823-1899) , одного из деятельнейших участников научного описания библиотеки Соловецкого монастыря. Порфирьев является автором трудов, не потерявших актуальности и поныне — “Истории русской словесности”, “Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки” и т.д. Рядом находится могила ученого-историка, богослова Ивана Петровича Гвоздева (ум. 1875). В другой части Арского кладбища находится могила выдающего казанского философа и богослова, профессора академии и университета Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937) , автора знаменитого исследования “Наука о человеке”, посвященного христианской антропологии.

В 80-е годы Арское кладбище было закрыто для захоронений. Предполагалось в скором времени его снести, расширив парковую зону. Однако этого не произошло. В последние годы проводится целенаправленная деятельность по приведению Арского кладбища в порядок.

Расписание богослужений

Духовенство храма:

Настоятель — протоиерей Алексей Чубаков. Клир — протоиерей Виталий Марфушкин, иерей Владислав Савкин, иерей Михаил Тимофеев, иерей Роман Мулеков, диакон Александр Киреев.

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются ежедневно. Литургия — 8.00, вечерняя служба — 16.00. В воскресные и праздничные дни служатся две литургии: ранняя — 6.15, поздняя — 8.00.

При подготовке раздела использована информация:

  • собранная участниками проекта «Епархия»
  • «Православные храмы Татарстана», Казань-2000

ramis_nazmiev

Меня всегда привлекало, что-то такое потустороннее, зловещее, связанное со смертью. Это еще до того как я послушал Лану Дель Рей и почитал Эдгара По, из школьной библиотеки. (да в советских школьных библиотеках были такие книги) ..… Когда я подумал, а с чего это меня так интересует, так я и не нашел связного ответа. Или все лежит темных глубинах подсознания, или то что я родился и вырос рядом с Арским кладбищем, буквально через дорогу. В общем одно из двух…А может приятные воспоминания детства, когда мы, детьми, часто там играли в разные игры… Может быть даже и со смертью…
Но это все лирика. Сегодня Арское кладбище самое престижное кладбище в Казани. Быть похороненным там большая честь, тихое место в центре города, респектабельные соседи, чистый воздух, и прочее, прямо реклама элитного жилищного комплекса из глянцевого журнала.
Но вначале все было иначе.
Как утверждают сведущие люди, Арское кладбище начинают свою историю с первой половины 18 века. Создано кладбище по указу Екатерины II. Так получилось в том, что в 1771 году в Москве разразилась чума.
Чумные палочки (Yersinia pestis) привезли солдаты с военных фронтов войны с Турцией, во время Русско-турецкой войны (1768—1774). Вот ведь как, Турция еще тогда точила на нас зубы…. это так к слову:)))
Про эти войны можно почитать здесь, ну так, для общего развития:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1768%E2%80%941774)
Началась чума по стране. И как принято у нас издавна, люди умирали сотнями и тысячами, а правительство как всегда ничего не делало и думало, и надеялось, что все как-нибудь само собой рассосется.
Но не рассосалось. Люди поднялись, и начался чумной бунт:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D1%83%D0%BD%D1%82
Хоть и поздно, но выводы из бунта были сделаны, и Екатерина решила своим указом вынести все захоронения в империи за черту города, ибо доселе захоронения производились либо в церквях, либо на городских церковных погостах.
В конце XVIII века окраиной Казани была Варваринская церковь, за ней начинались глубокие овраги, Сибирский тракт, по которому гнали тысячи кандальных, и Арское поле. Поэтому именно Арское поле выбрали для захоронений. И за 240 лет там упокоилось не менее 250–300 тыс. человек — в три-пять слоев. Так что целый средний российский городок.
Со временем кладбища разрасталось, и появились участки для представителей неправославных,. Постепенно разрозненные участки соединились в единый некрополь.
Уже до революции Арское кладбище не являлось исключительно православным. На нем имелись католическая, лютеранская и еврейская часть. После революции подобная упорядоченность была нарушена. В советское время там стали хоронить и татар.
Наиболее почитаемый участок кладбища и соответственно наиболее престижный — около действующей и поныне церкви Ярославских Чудотворцев. Храм с колокольней был построен еще в 1796 году. Утверждают, что значение церкви Ярославских Чудотворцев в истории Казанской епархии XX века чрезвычайно велико. Она единственная не была закрыта в годы советской власти и служила пристанищем для всех православных верующих Казани. Все святыни из разных храмов переносили в этот кладбищенский храм. Здесь хранились чудотворные иконы: Смоленская Седмиозерная икона Божией Матери (из Седмиозерной пустыни), Раифская икона Божией Матери (из Раифской пустыни), икона Преподобного Сергия Радонежского (из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря), икона Великомученицы Варвары (из Варваринской церкви Казани), Тихвинская икона Божией Матери (из Тихвинской церкви Казани) и др. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города.
далее читать и смотреть
P.s. в самом конце фотографии с захороения некоего Ильминского… интересный и неоднозный человек…